Познаю свой край родной

2

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НОВОКУБАНСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
СТ. СОВЕТСКОЙМУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НОВОКУБАНСКИЙ РАЙОН
Принята на заседании
педагогического совета
от «27» мая 2022г.
Протокол № 5

Утверждаю
Директор МБУДО ДДТ
_____________ О.И. Калиненко
м.п. «27» мая 2022 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ТУРИСТСКО - КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Познаю

свой край родной»

Уровень программы: базовый
Срок реализации программы: 1год: 72 часа
Возрастная категория: от 10 до 16 лет
Состав группы: до 20 человек
Форма обучения: очная
Вид программы: модифицированная
Программа реализуется на бюджетной основе/ПФДО
ID номер программы: 11483
Автор - составитель:
Трофименко Ирина Владимировна
педагог дополнительного образования

ст. Советская, 2022г.

3

Содержание
Раздел 1. «Комплекс основных характеристик образования»
1.1 Пояснительная записка …………………………………………………..3
1.2 Цели и задачи ………………………………………………………..........6
1.3 Содержание программы ………………………………………………….7
1.4 Планируемые результаты ……………………………………………….9
Раздел 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1 Календарный учебный график …………………………………………..10
2.2 Условия реализации программы ………………………………………..14
2.3. Формы аттестации ………………………………………………………15
2.4 Оценочные материалы …………………………………………………..15
2.5 Методические материалы ……………………………………………….18
2.6 Список литературы ………………………………………………………22

4

Раздел 1 «Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание,
планируемые результаты»
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная развивающая программа «Познаю свой
край родной» обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики,
технологий и социальной сферы.
Нормативно-методические основы разработки программы представлены в
следующих документах:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273);
2. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р
(Далее – Концепция).
3. Приказ Министерства просвещения РФ от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Приказ № 196).
4. Приказ министерства просвещения российской федерации от 3 сентября 2019
г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей» (далее – Целевая модель).
5. Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий
при реализации образовательных программ, утвержденным приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 сентября 2017
г., регистрационный № 48226).
6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
7. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 г. «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
8. Распоряжение главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 4
июля 2019 г. № 177-р «О концепции мероприятия по формированию современных
управленческих решений и организационно-экономических механизмов в системе
дополнительного образования детей в рамках федерального проекта «Успех каждого
ребёнка» национального проекта «Образование».

5

9. Краевые методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеобразовательных программ (2020 г.).
Направленность дополнительной образовательной программы «Познаю свой
край родной» –
туристско-краеведческая. Данная программа является
модифицированной.
Новизна программы проявляется в том, что формируют у учащихся простейшие
туристские навыки по пешеходному туризму (установка палатки, вязка узлов,
ориентирование на местности и по картам с помощью компаса и по местным
признакам, разные способы переправ через преграды, типы костров и т. д.). Занятия
туризмом и краеведением помогают в становлении личности, так как развивают
волевые качества, целеустремленность, настойчивость, упорство, самостоятельность и
инициативу, решительность и смелость, выдержку и самообладание. Данные занятия
помогают в формировании общей культуры личности, учат правильному поведению в
природе и обществе, способствуют профессиональному самоопределению учащихся.
Актуальность программы заключается в том, что туристские походы и
экскурсии очень привлекательный для детей, так как в них есть возможность
постоянного совершенствования спортивного мастерства и изучения природного,
культурного и исторического наследия своей малой родины. Программа носит
образовательно-развивающий характер. Содержание программы направлено на
создание условий для укрепления и сохранения физического и психического здоровья
учащихся. Программа хорошо адаптирована для реализации при временном
ограничении занятий и включает все необходимые инструменты электронного
обучения.
Педагогическая целесообразность Туризм во всех его формах способствует
всестороннему развитию личности ребёнка, направлен на совершенствование его
интеллектуального, духовного и физического развития, способствует изучению
Родины, приобретению навыков самостоятельной деятельности. Данные занятия
помогают в формировании общей культуры личности, учат правильному поведению в
природе и обществе, способствуют профессиональному самоопределению учащихся.
В экскурсиях и походах учащиеся глубже познают окружающую природу в целом,
природу родного края, закаляют здоровье, учатся организовывать свой досуг,
развивают смекалку и находчивость. Данный курс способствует расширению и
углублению знаний по школьным курсам географии, биологии, экологии,
краеведению и ОБЖ и пропагандирует здоровый образ жизни.
Отличительные особенности
Теоретические и практические занятия проводятся с привлечением наглядных
материалов и использованием новейших методик. Преподаватель должен воспитывать
у учащихся умение и навык самостоятельного принятия решений, неукоснительного
выполнения требований «Инструкции по организации и проведению туристских
походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и
студентами Российской Федерации», «Правил организации и проведения туристских
соревнований учащихся Российской Федерации».
Практические занятия проводятся в 1дневных 4 учебно-тренировочных походах,
во время проведения туристских мероприятий, экскурсий, а также на местности (на
пришкольном участке, стадионе, в парке) и в помещении (в классе, спортзале). В

6

период осенних, зимних, весенних каникул практические навыки отрабатываются в
однодневный 2-4 часовых походах, на соревнованиях и других туристскокраеведческих мероприятиях. Приведенный перечень практических занятий является
примерным и может быть изменен педагогом в зависимости от условий работы
объединения. Особое внимание необходимо обратить на общую и специальную
физическую подготовку занимающихся в объединениях детей.
Адресат программы: для зачисления в детское объединение специальных
знаний и подготовки не требуется: зачисляются все желающие, не имеющие
медицинских противопоказаний.
Занятия организуются с учетом индивидуально - личностного подхода. Т.к.
туризм относится к экстремальным видам спорта, то программа имеет практикоориентированную направленность, и предусматривает отработку умений и навыков
работы со спец. снаряжением до автоматизма и строжайшее соблюдение техники
безопасности.
Форма обучения: очная, с возможным применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий. Форма организации деятельности –
групповая.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий.
Общее количество часов в год – 72 часа.
Первый год обучения – 72 час., т.е. 1 занятие в неделю по 2 академических часа.
Продолжительность одного занятия – 45 минут, продолжительность перерыва
между занятиями - 15 минут.
Число занятий в неделю - 1 занятие (возможно проведение занятий 2 раза в
неделю по 1 часу).
В ходе работы предполагается применение дистанционных технологий,
индивидуальное онлайн-консультирование с родителями, с целью организации
учебного процесса.
Предусмотрено сокращение режима занятий с учетом использования
технических средств обучения при применении дистанционных технологий, согласно
рекомендациям СанПин.
Особенности организации образовательного процесса
В соответствии с календарным учебным графиком, в сформированных группах
детей, являющихся основным составом объединения. Состав групп может быть
разновозрастным, что поможет их лучшей социализации, формированию лидерских
качеств, воспитанию товарищества и ответственности за других людей. В программе
учитываются возрастные особенности учащихся, изложение материала строится от
простого к сложному.
В программе используются следующие виды проведения занятий:
- теоретические занятия: беседы;
- практические занятия: тренировочные занятия, практические работы, соревнования.
В связи со спецификой работы туристских объединений, при проведении
занятий
на местности и экскурсий в своём населённом пункте допускается
объединение недельной нагрузки 4 часа в одно занятие на местности.
Набор детей в объединение.

7

Набор детей в объединение осуществляется руководителем при отсутствии у
них медицинских противопоказаний, не предъявляет требования к подготовительному
этапу подготовки детей. Набор учащихся в объединение свободный, независимо от
национальной и половой принадлежности, социального статуса родителей (или
законных представителей). В объединение принимаются все желающие дети 6 - 15 лет
разного возраста и пола, разных религий, конфессий, разного уровня знаний. Детская
учебная группа формируется из детей одной возрастной группы, возможен и
разновозрастной состав. Возможно зачисление детей в учебную группу с
ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В разновозрастных группах старшие
ребята помогают на занятиях младшим. В процессе занятий педагог направляет
творчество детей не только на создание новых идей, разработок, но и на самопознание
и открытие своего "Я". При этом необходимо добиваться, чтобы и сами учащиеся
могли осознать собственные задатки и способности, поскольку это стимулирует их
развитие. Тем самым они смогут осознанно развивать свои мыслительные и
творческие способности.
Уровень программы, объём и срок реализации программы.
Уровень программы: базовый
Объем учебных часов по программе: 72 часа.
Объём программы рассчитан на 1 год обучения.
1 год обучения: 72 часа в год.
На основании СанПиНа:
- кратковременное пребывания детей в организации до 2-х часов,
- предельная наполняемость групп:
- первый год обучения – 10-18 человек;
- в группе могут быть дети разного возраста и пола;
- состав группы может меняться.
1.2. Цели и задачи
Цель программы формирование
средствами туризма и краеведения.

всесторонне

развитой

личности

Задачи программы
Предметные (образовательные):
- сформировать специальные знания, умения, навыки туристской деятельности;
- познакомить с правилами выбора одежды, обуви, снаряжения для похода с
учётом сезона, длительности и вида похода;
- сформировать знания по выбору места для ночлега, умения по его
оборудованию, по разжиганию костра, приготовлению пищи, оказанию первой
помощи при травмах.
Личностные:
- пробудить интерес к истории родного края;
- создать предпосылки для воспитания чувства патриотизма;
- создать предпосылки для формирования и воспитания культуры поведения в
коллективе;

8

- создать предпосылки для воспитания ответственности, взаимопомощи,
толерантности.
Метапредметные:
- способствовать развитию кругозора и стремлений получить дополнительные
знания в области туризма и краеведения;
- способствовать расширению круга общения учащихся со сверстниками.
1.3. Содержание программы
Учебный план и программа предусматривают обучение ребят азбуке туризма сообщение им начальных сведений по организационным вопросам подготовки и
проведения походов, основных сведений о своем крае, элементарных понятий об
ориентировании на местности, знаний основ топографии, общей физической
подготовке, гигиены туриста, первой доврачебной помощи при заболеваниях и
травмах.
Учебный план 1 года обучения
№

Название раздела, темы

Количество часов
всего

теория

практика

1.

Вводное занятие.

2

2

0

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

Природа родного края, его история.
Итоговое занятие.
Питание в походе.
Туристское снаряжение.
Итоговое занятие.
Туристский бивуак.
Доврачебная помощь.
Итоговое занятие.
Физическая подготовка туриста.

10
2
6
10
2
16
6
2
14

8
2
4
6

2

2

2

72

38

11. Итоговое занятие.

Итого:

6
2
2
4

2
4
2
10
4
10

34

Форма
контроля
Начальная
диагностика:
в
начале учебного года
(с
занесением
результатов
диагностическую
карту).
Промежуточная
диагностика:
в
середине
учебного
года (с занесением
результатов в отчет о
промежуточной
диагностике).
Итоговая
диагностика:
в
конце учебного года
(с
занесением
результатов
с
занесением
результатов
диагностическую
карту).

9

Содержание учебного плана 1 года обучения
Раздел 1. Вводное занятие.
Теория. Знакомство с учащимися, введение в образовательную программу. Правила
поведения на занятиях. Правила техники безопасности. Виды туризма. Формы
туризма. Особенности туризма. Развитие туризма в России. Пешеходный туризм.
Раздел 2. Природа родного края, его история.
Теория: Климат, растительный и животный мир родного края. История края, памятные
исторические места. Памятники природы. Закон об охране природы. Краеведческая и
экскурсионная работа в походах. Ведение путевых записей в походе. Туристские и
экскурсионные возможности края. Туризм в Краснодарском крае.
Практика. Знакомство с картой края. «Путешествия» по карте. Краеведческая
викторина.
Раздел 3. Итоговое занятие (опрос)
Раздел 4. Питание в походе.
Теория. Значение правильной организации питания. Примерный набор продуктов на
поход. Требования к продовольствию.
Практика. Составление раскладки продуктов. Хранение и транспортировка
продуктов. Приготовление пищи на костре.
Раздел 5. Туристское снаряжение.
Теория. Групповое и личное снаряжение туристов. Основные требования к
снаряжению.
Практика. Подготовка снаряжения к походу. Уход за снаряжением и ремонт. Виды
рюкзаков. Укладка рюкзака. Туристская палатка, её устройство. Установка палатки.
Комплектование личного снаряжения. Проведение игры «Я собираюсь в поход».
Раздел 6. Итоговое занятие (практическая работа «Установка палатки»)
Раздел 7. Туристский бивуак.
Теория. Назначение привалов их периодичность и продолжительность. Требования к
выбору мест привалов и ночлегов, их безопасность.
Практика. Организация бивачных работ. Установка палаток в различных условиях.
Типы костров и их назначение. Обязанности дежурных по кухне. Хранение кухонных
и костровых принадлежностей (топоры, пилы). Хранение продуктов. Оборудование
места для приёма пищи. Мытьё и хранение посуды в полевых условиях.
Самостоятельное устройство лагеря. Охрана природы на биваке. Снятие, уборка
лагеря.
Раздел 8. Доврачебная помощь.
Теория. Личная гигиена туриста. Примерный состав походной аптечки. Значение
своевременного оказания доврачебной помощи.
Заболевания возможные в пути их симптомы и лечение. Предупреждение потертостей
тепловых и солнечных ударов.
Раздел 9. Итоговое занятие (проведение игры «Я собираюсь в поход».)
Раздел 10. Физическая подготовка туриста.
Теория Значение общей и специальной подготовки для туриста.
Практика. Упражнения, направленные на развития быстроты движений, силы,
гибкости, выносливости. Подвижные игры с мячом, на внимание, сообразительность,
координацию. Совершенствование техники ходьбы на подъёмах, спусках. Эстафеты с

10

преодолением препятствий, с предметами, с прыжками и бегом в различной
комбинации.
Раздел 11. Итоговое занятие
Учебные соревнования. Эстафеты с преодолением препятствий, с предметами, с
прыжками и бегом в различной комбинации.
1.4. Планируемые результаты обучения
Результирующий итог реализации программы
Результатами изучения курса «Познаю свой край родной» являются знания и умения:
- объяснять, что такое краеведения, что оно изучает;
- знать историю возникновения и заселения нашего края, станицы;
- знать историю развития станицы, некоторых исторических личностей;
- знать историю своей семьи нескольких поколений, уметь рассказать о ней;
- знать знаменитых людей станицы, уметь рассказать о них, о их роли в истории села;
- знать традиционные праздники нашей местности;
- уметь создавать творческие работы, поделки, самостоятельно;
По окончанию реализации программы «Познаю свой край родной» у учащихся будут
сформированы:
* представления о различных сторонах жизни своего края, района, станицы и его
населения;
*знания об истории и современной жизни своей станицы;
* навыки заготовки, сушки и хранения растений составления флористической
композиции;
* расширится диапазон экологических знаний об окружающем мире;
* появится интерес к туризму.
Будут развиты личностные компетенции учащихся в области
*гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, району,
станице;
*личностно-ценностного отношения к своей малой Родине, пробуждение деятельной
любви к родному месту жительства;
*укрепления семейных связей;
*появится мотивированная заинтересованность содержанием программы не только
учащихся, но и их родителей;
*сформируется экологическая культура;
Будут развиты метапредметные связи:
*дети адаптируются к реальной действительности, к местной социальноэкономической и социально-культурной ситуации;
*сформируются способности и готовность к использованию краеведческих,
творческих, туристических знаний и умений в повседневной жизни, в школе на уроках
истории, географии, кубановедения;
*развита мотивация к изучению краеведения;
*развита мотивация к самостоятельности;
*развиты основы мировоззрения и нравственной позиции

10

Раздел 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1.Календарный учебный график дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Познаю свой
край родной»
№
п./п

1.1.

2.1.

2.2.
2.3.
2.4.
2.5.

Тема занятия

Время
проведения
занятия
Раздел 1. Вводное занятие.
Введение. Знакомство с учащимися, введение в
2
образовательную программу. Тест «Индекс
жизненной
удовлетворенности».
Правила
поведения на занятиях. Правила техники
безопасности.
Раздел 2. Природа родного края, его история.
Климат, растительный и
животный
мир
2
Природа
родного края.
родного края,
его история.
История края, памятные исторические места.
2
2х часовой поход
Памятники природы.
2
2х часовой поход
Охрана природы. Расчистка родника.
2

Форма контроля

Краеведческая
походах.

наблюдение

и

экскурсионная

Дата

работа

в

Кол-во
часов

2

Раздел 3. Итоговое занятие

Начальная
диагностика
(тестирование)

наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение

11

3.1

Итоговое занятие опрос.

2

опрос

Раздел 4. Питание в походе.
4.1

Значение правильной организации питания.

2

наблюдение

4.2

Примерный набор продуктов на поход.

2

наблюдение

4.3

Требования к продовольствию.

2

наблюдение

5.1.

Раздел 5. Туристское снаряжение.
Групповое и личное снаряжение туристов.
2

наблюдение

5.2.

Основные требования к снаряжению.

2

наблюдение

5.3.

2

наблюдение

5.4.

Подготовка снаряжения к походу. Уход за
снаряжением и ремонт.
Виды рюкзаков.

2

наблюдение

5.5.

Укладка рюкзака.

2

наблюдение

6.1

7.1.
7.2.
7.3

Итоговое занятие. Практическая работа
«Установка палатки»

Раздел 6. Итоговое занятие
2

Раздел 7. Туристский бивуак.
Назначение привалов их периодичность и
2
продолжительность.
Требования к выбору мест привалов и ночлегов,
2
их безопасность.
Выбор мест привалов и ночлегов.
2
Занятие на местности.

Текущая диагностика
наблюдение
наблюдение
наблюдение

12

Выбор мест привалов и ночлегов.
Занятие на местности.
Организация бивачных работ.

2

наблюдение

2

наблюдение

7.6.

Установка палаток в различных условиях.

2

наблюдение

7.7.

Установка палаток на местности.

2

наблюдение

7.8

Типы костров и их назначение.

2

наблюдение

7.4
7.5.

8.1. Личная гигиена туриста.

Раздел 8. Доврачебная помощь.
2

наблюдение

8.2.

Примерный состав походной аптечки.

8.3.

Значение своевременного оказания доврачебной
2
помощи.
Раздел 9. Итоговое занятие.

9.1

Итоговое занятие.
2
Текущая диагностика
Проведение игры «Я собираюсь в поход».
Раздел № 10. Общая и специальная физическая подготовка.
Значение общей и специальной подготовки для
2
Текущая диагностика
туриста.
Упражнения,
направленные
на
развития
2
Текущая диагностика
быстроты
движений,
силы,
гибкости,
выносливости
Упражнения,
направленные
на
развития
2
быстроты
движений,
силы,
гибкости,
выносливости
Упражнения,
направленные
на
развития
2

10.1.
10.2.

10.3

10.4

2

наблюдение
наблюдение

13

быстроты
движений,
силы,
гибкости,
выносливости
10.5 Упражнения,
направленные
на
развития
быстроты
движений,
силы,
гибкости,
выносливости
10.6. Подвижные игры с мячом, на внимание,
сообразительность, координацию.
10.7. Подвижные игры с мячом, на внимание,
сообразительность, координацию.

2

2

Текущая диагностика

2

Раздел 11. Итоговое занятие.
11.1 Эстафеты с преодолением препятствий, с
2
предметами, с прыжками и бегом в различной
комбинации.
Итого:
72

Итоговая диагностика (учебные
соревнования).

14

Календарный учебный график первого года обучения
Дата начала и окончания
учебного периода
Количество учебных
недель
Продолжительность
каникул
Место проведения
занятия
Время проведения
занятия

1 сентября 2022г.

до 31 мая 2023г.

36
Каникулы с 01.06.2023г. по 31.08.2023г.
МБУДО ДДТ
на местности

Кабинет № 1

группа
День

Время

группа
День

время

Занятие – 45 минут
Перемены - 15 минут
Форма занятий
Сроки контрольных
процедур

Групповая
Начальная диагностика (октябрь), текущая диагностика (декабрь),
итоговая диагностика (май)

Сроки выездов,
экскурсий, походов,
туристических прогулок
Участие в массовых
мероприятиях
(соревнованиях)

2.2. Условия реализации программы.
Программа «Познаю свой край родной» предполагает наличие у команды
(объединения) всего необходимого туристского и специального снаряжения: палатки,
рюкзаки, спальники, туристские коврики, комплект кострового снаряжения,
медаптечки и пр.; обзорные карты края, топографические и спортивные карты,
компасы и т.д.
Учебный кабинет. Помещение кабинета должно удовлетворять требованиям
Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН №178-02) и быть
оснащено типовым оборудованием, в том числе специализированной учебной
мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню
подготовки учащихся.
Информационное обеспечение:
- оформление информационных стендов;
банк данных (разработки занятий, викторин, беседы для учащихся,беседы
для родителей, разработки мероприятий);
диагностические материалы.
Кадровое обеспечение:
Для реализации программы «Познаю свой край родной» педагог
дополнительного образования должен иметь высшее профессиональное образование

15

или среднее профессиональное образование по направлению подготовки
«Образование и педагогика». Педагог должен демонстрировать знания, умения и
навыки преподаваемого по программе предмета.
2.3. Формы аттестации.
Оценка
образовательных
результатов
учащихся
по
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе «Познаю свой край родной»
осуществляется в порядке, установленном локальным нормативным актом
"Положение о внутреннем итоговом мониторинге освоения дополнительных
общеобразовательных
программ
учащимися
объединений
муниципального
бюджетного учреждения дополнительного образования Дома детского творчества
ст.Советской муниципального образования Новокубанский район".
Формой отслеживания и фиксации образовательных результатов учащихся
является протокол внутреннего итогового мониторинга, составленный педагогом.
Программа предполагает стартовую, промежуточную и итоговую аттестацию
обучающихся. Стартовый контроль осуществляется в начале учебного года после
первой четверти и направлен на диагностику начального уровня знаний умений и
навыков учащихся.
Программа предусматривает так же текущий контроль. Текущий контроль
успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на
учебный предмет, проходит в виде выставок, участия в конкурсах по окончании
каждой темы.
Итоговый мониторинг осуществляется в конце учебного года и направлен на
выявление уровня освоения разделов программы за весь срок обучения.
Отслеживание результатов по разделам программы.
1.Наблюдение – в турпоходах, при посещении музеев, на занятиях
(поведенческие моменты, умение общаться с ровесниками и людьми старшего
возраста, туристские навыки, самостоятельная работа с книгой и так далее).
2.Собеседование – с обучающимися и их родителями (о помощи родителей в
подготовке походов по родному краю и работе, подготовке обучающихся и так далее).
3.Мини-викторины и кроссворды по краеведению для определения уровня
освоения программы, осведомленности в проблемах.
4.Обсуждение типовых ситуаций – применяется в блоках: «Первая доврачебная
помощь», «Техника безопасности», «Общение с жителями населенного пункта во
время туристического похода».
5.Общая оценка труда педагога дается на родительских собраниях, открытых
мероприятиях, мастер-классах.
2.4. Оценочные материалы
Оценочные материалы - (пакет) диагностических методик:
Изучение личностных особенностей - методика «Если бы ты был волшебником.
Если бы у тебя была волшебная палочка» (изучение желаний младших школьников);
- методика «Цветик-семицветик» (выявление направленности интересов младших
школьников);
- методика «Мой герой» (определение тех образцов, которые имеет ребенок,
которым хочет подражать);

16

Изучение эмоционально-волевой сферы - методика определения уровня
тревожности Ч.Д. Спилбергера (адаптация Ю.Л.Ханина) (измерение тревожность и
как личностное свойство, и как состояние);
- цветовой тест по определению эмоционального состояния человека М. Люшера
(оценка психо-эмоционального состояния);
Изучение учебной мотивации - методика «Что мне нравится в школе?» Н.Г.
Лусканова (изучение отношения к школе и учебной деятельности учащихся
начальных классов);
- методика «Три желания»;
- методика «Волшебная палочка»(изучение мотивационных предпочтений).
Диагностика детско-родительских отношений - многофакторный личностный
опросник Р. Кеттела(детский вариант) (изучение особенностнй характера, склонностей
и интересов личности).
Критерии оценки ЗУН:
Высокий уровень – учащийся:
- может объяснять, что такое краеведения, что оно изучает;
- знает историю возникновения и заселения нашего края, станицы, умеет
рассказать о них;
- знает историю своей семьи нескольких поколений, умеет рассказать о ней;
- знает знаменитых людей станицы, умеет рассказать о них, о их роли в истории
станицы;
- знает традиционные праздники нашей местности;
- знает как заготавливать, сушить и хранить растения, создавать творческие
работы, поделки, самостоятельно;
- владеет основами туристической подготовки;
-умеет самостоятельно дополнять, анализировать, фантазировать;
- внимательно слушает, умеет сосредоточиться на выполнении задания;
- умеет работать аккуратно;
- умеет коллективно работать, помогает друзьям;
- соблюдает правила этики и эстетики;
Средний уровень- учащийся:
- может объяснять медленно, что такое краеведения, что оно изучает, но
правильно;
- знает историю возникновения и заселения нашего края, станицы, умеет
рассказать о них, но путается;
- знает историю своей семьи нескольких поколений, умеет рассказать о ней;
- знает знаменитых людей станицы, умеет рассказать о них, о их роли в истории
станицы , но допускает ошибки;
- знает традиционные праздники нашей местности;
- знает как заготавливать, сушить и хранить растения, создавать творческие
работы, поделки, самостоятельно, но делает не аккуратно;
- владеет основами туристической подготовки;
-умеет самостоятельно дополнять, анализировать, фантазировать, но делает все
неуверенно, сомневается;

17

- внимательно слушает, умеет сосредоточиться на выполнении задания, только
тогда, когда мотивирован;
- умеет работать аккуратно, но медленно;
- умеет коллективно работать, помогает друзьям, только в соревновательной
форме;
- соблюдает правила этики и эстетики, но излишне эмоционален;
Низкий уровень –
- может объяснить, очень медленно, что такое краеведения, что оно изучает
делает много ошибок;
- не правильно рассказывает историю возникновения и заселения нашего края,
станицы, путается;
- знает историю своей семьи нескольких поколений, умеет рассказать о ней, но
ответ не обдумывает;
- знает знаменитых людей станицы, умеет рассказать о них, о их роли в истории
станицы, но допускает ошибки, путается;
- знает традиционные праздники нашей местности, но не принимает активного
участия;
- знает, как заготавливать, сушить и хранить растения, создавать творческие
работы, поделки, но делает не аккуратно, не умеет самостоятельно;
- владеет основами туристической подготовки, допускает много ошибок;
- не умеет самостоятельно дополнять, анализировать, фантазировать;
- невнимательно слушает, не умеет сосредоточиться на выполнении задания;
- не умеет работать аккуратно;
- умеет работать только индивидуально, не помогает друзьям;
- не соблюдает правила этики и эстетики.
Для отслеживания результативности обучения по программе «Познаю свой
край родной» используются следующие методы:
- педагогическое наблюдение;
- педагогический анализ;
- педагогический мониторинг, включающий анкеты, тесты, диагностику
личностного роста.
Для отслеживания результативности образовательного процесса используются
следующие виды контроля:
- начальная диагностика проводится в начале учебного года с целью
определения уровня развития учащихся (по итогам 1 четверти), с занесением данных в
диагностическую карту;
- с целью определения уровня развития учащихся, проявления интереса к
выбранному виду деятельности проводится промежуточная диагностика
(тестирование, практическое занятие) по итогам 2 четверти (с занесением результатов
в диагностическую карту);
текущая диагностика проводится в течение всего учебного периода
на каждом занятии и представляет собой основную форму контроля.
Используются такие методы, как наблюдение, опрос, контрольные испытания,

18

учебно-тренировочные занятия, где учащиеся могут применить свои знания на
практике, выполняя задания коллективно и индивидуально.
с целью определения изменения уровня развития детей, их
способностей проводится итоговая диагностика (учебные соревнования,
викторина, практическое занятие) в конце окончания курса (с занесением
результатов в диагностическую карту).
Система оценивания индивидуальных способностей учащихся: высокий
уровень; средний уровень; низкий уровень.
Формы отслеживания результативности:
- педагогическое наблюдение,
- педагогический анализ участия в спортивных мероприятиях.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
- викторина,
- опрос,
- практическое занятие,
- соревнование.
2.5. Методические материалы.
Реализация программы обеспечивается проведением теоретических и
практических занятий, учебно-тренировочных выходов, участием в соревнованиях,
походов различной сложности, викторинах. В основном это осуществляется на
практических занятиях.
Большое и первоочередное
значение
необходимо уделять мерам,
обеспечивающим безопасность во время проведения занятий, соревнований,
путешествий. Любые занятия должны представлять определенную новизну и
трудность, вызывать мыслительную деятельность, обуславливающую принятие
решений на основе знаний и понимания решающих факторов. Необходимо
обеспечивать преемственность и увеличение объема и интенсивности тренировочных
и соревновательных нагрузок на протяжении всех занятий. Следует строго соблюдать
принцип постепенности в учебно-тренировочном процессе юных спортсменов.
Специальная подготовленность спортсмена будет должным образом повышаться лишь
в том случае, если нагрузки на всех этапах подготовки полностью соответствуют
возрастным и индивидуальным возможностям туристов.
Для получения наилучшего образовательного результата следует устранить
причины, вызывающие затруднения у учащихся, получающих те или иные знания,
навыки и умения с учетом индивидуальных особенностей. Возможно, более удачными
методами на первых этапах и первых занятиях могут быть туристские экскурсии или
однодневные выезды в горно-лесную зону. Вне учебного кабинета у учащихся поразному формируются и складываются взаимоотношения
друг с другом,
устанавливается дружеская или натянутая атмосфера; по-разному проявляется чувство
взаимопомощи и проявляется желание передачи личного опыта, если он есть.
В течение всего срока обучения необходимо активно поддерживать связь с
родителями для создания единой воспитательной среды, учитывающей интересы
ребенка, семьи и социума. Работа проходит в форме встреч (дни открытых дверей,

19

консультации, совместные походы и т.д.), на которых решаются задачи
воспитательного и обучающего характера, организационные вопросы. При тесном
контакте педагога и родителей легче осуществляется контроль использования
свободного времени ребенка.
Во время учебно-тренировочных походов необходимо отработать: движение
колонной, правила и режим пешего движения, выполнение общественных поручений
в группе по организационному и хозяйственному самообеспечению, преодоление
различных естественных препятствий (подъемы, спуски по заселенным, травянистым,
песчаным, каменистым склонам, движение через густой подлесок, по заболоченной
местности, переправы по бревнам, кладям, камням, броды). Страховка и
самостраховка. Развертывание и свертывание бивака. Использование карты и компаса,
сличение карты с местностью, ведение группы по заданному азимуту.
Ориентирование по небесным светилам днем и в сумерках. Проведение наблюдений,
вычерчивание схем, нанесение дополнений и исправлений на карту,
фотографирование, ведение записей, составление описания пути движения и
интересных объектов, организация и проведение экскурсий, сбор экспонатов.
Для проведения некоторых занятий, мероприятий могут приглашаться отдельные
специалисты: учителя географии, истории, биологии, педагоги дополнительного
образования и т.д., занятия могут проводиться как в помещении, спортивном зале, так
и на природе, что очень важно для совершенствования туристских навыков.
Подведение итогов можно проводить в форме устных или письменных
высказываний каждого участника похода о его результатах, о тех или иных случаях, о
товарищах.
В воспитании грамотных и культурных туристов огромное значение имеют
разборы походов. Практически важно после каждого учебно-тренировочного похода
на очередном занятии или прямо в походе у вечернего костра уделить время для
обсуждения его итогов. Удачно проведенный разбор итогов похода учит ребят думать,
критически относиться к себе и товарищам, заставляет осмыслить обильный поток
информации, полученной во время похода. Для руководителя обсуждение похода —
еще одно средство изучения воспитанников, позволяющее глубже узнать их
характеры, образ мыслей, наклонности.
Примерная анкета для разбора похода:

Что понравилось и не понравилось в походе?

Было ли трудно в походе? Когда?

Какой участок маршрута особенно запомнился и почему?

Как, по твоему мнению, справились со своими обязанностями командир группы,
завхоз по питанию, старший проводник, другие «должностные» лица?

Какие недостатки в снаряжении ты заметил?

Кто показал себя настоящим туристом?

Кого бы ты взял с собой в новый трудный поход и как бы распределил
обязанности в группе, если бы ты был руководителем такого похода?

Как отнеслись родители к твоему участию в походе?
Начать обсуждение похода может сам руководитель, сообщив основные итоги:
каков был фактический маршрут, сколько пройдено километров, что увидели, узнали,
чему научились, какой норматив выполнили, достигли ли поставленных целей похода.

20

Но важно, конечно, добиться, чтобы заговорили и сами ребята.
Нередко руководители для воспитания коллектива учащихся проводят конкурсы
на лучшее название туристской группы, ее эмблему, устав (или законы). Все это
способствует созданию дружного, сплоченного коллектива.
ОФП осуществляется на всех тренировочных занятиях. Ей может быть
посвящено или всё тренировочное занятие, или элементы ОФП могут быть
использованы на занятиях по любой дисциплине. Занятия по ОФП могут проводиться
в зале или на свежем воздухе в течение всего года.
Для воспитания общей выносливости в каждое тренировочное занятие по
ОФП и СПФ включается кросс. Кросс проводится по пересечённой местности. В
зависимости от возраста и уровня подготовленности кросс может быть различной
продолжительности по времени, расстоянию и интенсивности.
При проведении тренировочных занятий используется такие спортивные игры
как футбол, баскетбол, которые позволяют развивать такие качества, как
ориентирование в быстро меняющейся обстановке, умение действовать
коллективно, смелость, решительность, настойчивость, а также воспитывается
общая и скоростно-силовая выносливость.
Занятия по специальной физической подготовке проводятся с целью овладения
детьми основными спортивно-туристическими навыками, необходимыми в будущей
жизни и работе спасателя. Занятия по СФП отличаются прикладным характером,
интенсивностью, требуют от юношей и девушек большого напряжения сил,
преодоления страха. Многие упражнения связанны с риском.
Всё это закаляет характер юношей и девушек, воспитывает смелость,
решительность, хладнокровие, умение действовать, принимать решение в
нестандартных и экстремальных ситуациях. Очень важно для подростка найти своё
место в жизни, общаться со сверстниками и с взрослыми, чувствовать свою нужность
окружающим, иметь авторитет. Всё это он находит в объединении, выполняя разные
поручения на занятиях и в походе, показывая свои знания и умения на практике,
помогая новичкам. Ребята учатся строить отношения с окружающими, происходит их
социализация, вырабатываются положительные нравственные качества.
При реализации данной программы применяются разнообразные методы
обучения:
1. Словесные методы: рассказ, беседа, работа с книгой, картой, дискуссия, лекция.
2. Наглядные методы: использование оборудования и снаряжения, просмотр
фотографий, видеофильмов, картин, схем, плакатов, рисунков, макетов.
3. Практические методы: спортивные тренировки, полигоны, соревнования,
походы, зачетные занятия. Для эффективного усвоения учебного материала
практическую деятельность следует проводить на местности в форме соревнований и
походов.
4. Методы контроля: теоретические и практические зачеты, тестирование.
Формы организации образовательного процесса: индивидуальные, групповые,
совместная деятельность с родителями.
Формы организации учебного занятия: предусматриваются различные формы
проведения занятий, направленные на исключение переутомления учащихся, на
повышение интереса к занятиям: практические занятия, беседы, тестирование,
спортивные тренировки, соревнования, зачётные занятия.

21

Педагогические
технологии:
личностно-ориентированная
технология,
технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения,
технология
проблемного
обучения,
технология развивающего
обучения,
информационно-коммуникативная
технология,
технология
портфолио,
здоровьесберегающая технология.
Алгоритм учебного занятия выстраивается с учетом типа занятия.
Тип занятия
Комбинированное занятие.

Основные элементы структуры занятия

Организационная часть.

Проверка
знаний
ранее
изученного
материала и выполнение домашнего задания.

Изложение нового материала.

Первичное закрепление новых знаний,
применение их на практике.
Занятие сообщения и усвоения

Организационная часть.
новых знаний.

Изложение нового материала и закрепление
его.
Занятие повторения и обобщения

Организационная часть.
полученных знаний.

Постановка проблем и выдача заданий.
Выполнение учащимися заданий и решения задач.

Анализ ответов и оценка результатов
работы, исправление ошибок.

Подведение итогов.
Занятие
закрепления
знаний, 
Организационная часть.
выработки умений и навыков.

Определение и разъяснение цели занятия.
Воспроизведение учащимися знаний, связанных с
содержанием предстоящей работы.

Сообщение
и
содержание
задания, инструктаж его выполнения.

Самостоятельная работа учащихся под
руководством педагога.

Обобщение и оценка выполненной работы.

22

2.6. Список литературы:
Для детей:
1. Жинкин А. В., Панамарчук О. Т. Кубань: история, культура, курорты, туризм,
Краснодар, 2005;
2. Чучмай Г. Т. Тайны географических названий. – Краснодар, 2010;
3. Ряскин В.Н. «Станица Советская (Урупская) прошлое и настоящее»- Армавир ,
АФГОУ КК ККИДППО, 2009.
4. Ратушняк В. Н. История Кубани с древнейших времен до конца XIX в. 10 класс. Краснодар, 2005.
Дополнительная литература для педагога:
1. Ряскин В.Н. «Станица Советская (Урупская) прошлое и настоящее»- Армавир ,
АФГОУ КК ККИДППО, 2009.
2. Константинов Ю.С. Туристско-краеведческая деятельность учащихся в системе
дополнительного образования детей. - М.: ЦДЮТиК, 2005.
3. Ратушняк В. Н. История Кубани с древнейших времен до конца XIX в. 10 класс.
Краснодар, 2005.
4. Жинкин А. В., Панамарчук О. Т. Кубань: история, культура, курорты, туризм,
Краснодар, 2005.
5. Барков А.С. Большой атлас животных.– Москва «Экспресс-клуб» 2008г.
6. Маслов А. В. “Кубанская старина”. Жизнь и быт казаков. - Краснодар. ОИПЦ
“Перспективы образования”,2006.
7. Ратушняк В. Н “Родная Кубань страницы истории”.- Краснодар. “ОИПЦ”, 2007.

Обязательная литература для педагога:
1.
Бетина, О. Б. Психология и педагогика: учеб. пособие / О. Б. Бетина. – СПб.:
Вектор, 2006. – 252 с.
2.
Бандурка, А. М. Основы психологии и педагогики: учеб. пособие / А. М.
Бандурка, В. А. Тюрина, Е. И. Федоренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 250 с.


Наверх

Добро пожаловать на сайт МБУДО ДДТ ст. Советской

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».