Утверждаю: Директор МБУДО ДДТ ст.Советской О.И.Калиненко______________ Протокол п/с №1 от «31» августа 2022г Положение о дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программах I. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программах (далее – Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Концепцией развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р), приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г.№196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи от 18 ноября 2015 № 09-3242), «Санитарно - эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» СанПиН 2.4.4. 3172-14 (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41), Уставом муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Домом детского творчества ст.Советской. 1.2. Положение определяет порядок проектирования, экспертизы и реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ. 1.3. Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам направлена на: формирование и развитие творческих способностей обучающихся; удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании; формирование культуры здорового и безопасного образа жизни; укрепление здоровья; организацию свободного времени; обеспечение адаптации к жизни в обществе; профессиональную ориентацию учащихся; выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности; обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военнопатриотического, трудового воспитания учащихся; создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития; удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов учащихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации. 1.4. Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы определяют содержание образования и выполняют следующие функции: нормативную, целеполагания, процессуальную, оценочную. 1.5. Термины и определения, использованные в Положении: образовательная деятельность – деятельность по реализации образовательных программ; образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм диагностики и иных компонентов, а также оценочных и методических материалов; дополнительное образование – вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и не сопровождается повышением уровня образования; дополнительная общеобразовательная программа – программа по дополнительному образованию; учащийся – физическое лицо, осваивающее образовательную программу; качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки учащегося, выражающая степень достижения планируемых результатов образовательной программы. II. Проектирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ 2.1. Проектирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ осуществляется по инициативе администрации учреждения, педагога дополнительного образования или на основании исследования общественного заказа. 2.2. Проектирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ строится на следующих принципах: свобода выбора образовательных программ и режима их освоения; соответствие образовательных программ и форм дополнительного образования возрастным и индивидуальным особенностям детей; вариативность, гибкость и мобильность образовательных программ; разноуровневость (ступенчатость) образовательных программ; модульность содержания образовательных программ, возможность взаимозачета результатов; ориентация на предметные, метапредметные и личностные результаты образования; творческий и продуктивный характер образовательных программ; ориентация на открытый и сетевой характер реализации программ. 2.3. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа включает следующие структурные элементы: Титульный лист. Пояснительная записка. Учебный план. Учебно-тематический план. Содержание программы. Календарный учебный график. Диагностический инструментарий. Методическое обеспечение программы. Условия реализации программы. Список информационных ресурсов. 2.3.1. Титульный лист включает: наименование образовательного учреждения; где, когда и кем утверждена дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа; название программы; возраст детей, на которых рассчитана программа; срок реализации программы; Ф.И.О., должность автора - составителя программы; название города; год разработки дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. 2.3.2. Пояснительная записка раскрывает направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы; новизну, актуальность, педагогическую целесообразность, цель и задачи программы; отличительные особенности данной программы от уже существующих; возраст детей, участвующих в реализации данной программы; сроки реализации программы (продолжительность образовательного процесс, этапы); формы и режим занятий; планируемые результаты и способы их проверки; формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы (выставки, фестивали, соревнования, учебноисследовательские конференции и т.д.). 2.3.3. Учебный план программы включает общий перечень разделов или тем; количество часов по каждому году обучения. 2.3.4. Учебно-тематический план программы по каждому году обучения включает перечень разделов, тем; количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий; формы аттестации или контроля. 2.3.5. Содержание программы раскрывается через краткое описание тем (теоретических и практических видов занятий). 2.3.6. Календарный учебный график по каждому году обучения включает календарный период проведения занятия, формы занятий, количество часов по каждой теме, наименование раздела, темы занятия, формы контроля. 2.3.7. Диагностический инструментарий включает систему контроля и оценки достижения планируемых результатов освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы (методы, показатели и критерии, форма фиксации результатов диагностики, анкеты по выявлению интересов, самооценке или определению уровня освоения отдельной темы и т.д.). 2.3.8. Методическое обеспечение программы включает обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.); рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т.д.; дидактический и лекционный материал, методики по исследовательской работе, тематику опытнической или исследовательской работы и т.д. 2.3.9. Условия реализации программы (описание необходимых материально-технических условий, определение возможных вариативных форм реализации программы: дистанционное обучение, очно-заочное обучение, индивидуальные образовательные маршруты и т.д.). 2.3.10. Список информационных ресурсов (список литературы, список электронных образовательных ресурсов, используемых педагогом и рекомендованных для детей и родителей). 2.4. Задачи дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ подразделяются на обучающие, развивающие и воспитательные. 2.4.1. Обучающие задачи направлены на овладение знаниями, умениями, навыками и компетенциями, приобретение опыта деятельности, развитие способности, приобретение опыта применения знаний в повседневной жизни и формирование у учащихся мотивации получения образования в течение всей жизни. 2.4.2. Развивающие и воспитательные задачи направлены на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. 2.5. Содержание дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ должно соответствовать: достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям региона; определенному уровню общего образования (дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования; направленностям дополнительных общеобразовательных программ); интересам и потребностям детей. 2.6. Разработчик программы самостоятельно определяет: цель, задачи, ведущую педагогическую идею дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы; актуальность, образовательную область, содержание, последовательность изучения тем и количество часов на освоение, продолжительность и частоту занятий в неделю, состав обучающихся по программе (по возрасту, по уровню развития и др.), методы, приемы и формы организации образовательного процесса, условия реализации программы, планируемые результаты, методы, формы и критерии их оценки. 2.7. Представление проекта дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы осуществляется на Методическом совете, в форме собеседования или защиты концепции программы (обоснование актуальности программы, характеристика программы, отличительные особенности, цель, задачи, планируемые результаты). 2.8. Разработка дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы осуществляется педагогом в течение учебного года, предшествующего году начала реализации программы. 2.9. Методическое сопровождение деятельности педагога по разработке дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе и консультативную помощь на протяжении всего процесса оказывает методист учреждения. III. Экспертиза дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ 3.1. С целью предоставления качественного образования организация осуществляет внутреннюю экспертизу по отношению ко всем дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам, разрабатываемым в образовательном учреждении. 3.2. Внутренняя экспертиза дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы осуществляется в два этапа: экспертиза программы педагогом - разработчиком программы; экспертиза программы назначенным экспертом. 3.3. Эксперты и координатор деятельности по экспертизе дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ назначаются приказом директора на учебный год из числа специалистов учреждения (администрация, методисты, педагоги дополнительного образования высшей квалификационной категории). 3.4. Экспертиза осуществляется исходя из следующих критериев: актуальность, стратегичность, соответствие требованиям п.2.3 данного Положения, научная обоснованность (психолого – педагогическая), системность раскрытия содержания, комплексность структурных элементов, технологичность (вариативность), безопасность образовательного процесса, возможность реализации программы, стиль и логичность изложения, оформление программы. 3.5. Время проведения экспертизы – не более 10 календарных дней. 3.6. По результатам экспертной оценки оформляется экспертный лист (приложение № 1) 3.7. Экспертное заключение вместе с дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой передается для рассмотрения на Методический Совет. Результаты рассмотрения образовательной программы протоколируются. 3.8. Утверждение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы осуществляется приказом директора образовательного учреждения. 3.9. Ответственность за процедуру и качество проведения внутренней экспертизы дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ несет заместитель директора по методической работе. IV. Реализация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ 4.1. Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы ежегодно обновляются педагогами с учетом изменений в нормативно-законодательной базе, развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы. 4.2. Корректировка дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы осуществляется педагогом, реализующим программу в срок до 1 сентября текущего года. 4.3. Педагоги, в соответствии с уровнем квалификации, могут использовать дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы, разработанные другими педагогами, по согласованию с автором программы и администрацией учреждения. В данном случае, название дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы и ФИО автора указывается в журнале учета кружковой работы. 4.4. Организация реализует дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы в течение всего календарного года, включая каникулярное время, с использованием кадровых и материальных ресурсов учреждения 4.5. Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы реализуются организацией, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм реализации совместно общеобразовательными организациями обладающими ресурсами, необходимыми для осуществления обучения и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой. Сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения учащимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность. 4.6. Использование сетевой формы реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ осуществляется на основании договора между организациями. 4.7. При реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании различных образовательных технологий, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение. 4.8. Педагог, реализующий дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу, обязан обеспечивать реализацию преподаваемых учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) в соответствии с утвержденной программой; объективность контроля учебных достижений обучающихся. 4.9. В процессе образовательной деятельности по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе педагог ведет утвержденную в учреждении документацию.