2 СОДЕРЖАНИЕ Нормативно-правовые основания для проектирования и реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты. 1. 1 Пояснительная записка. 1.1.1 Направленность дополнительной общеобразовательной Программы. 1.1.2 Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность. 1.1.3 Отличительные особенности дополнительной общеобразовательной программы. 1.1.4 Адресат программы. 1.1.5 Уровень программы, объем, и сроки реализации. 1.1.6 Форма обучения и режим занятий. 1.1.7 Особенности организации учебного процесса. 1.2 Цель и задачи дополнительной общеобразовательной программы. 1.3 Содержание программы. 1.3.1 Учебный план. 1.3.2 Содержание учебного плана. 1.4 Планируемые результаты. Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации. 2.1 Календарный учебный график. 2.2 Условия реализации программы. 2.3 Формы аттестации. 2.3.1 Оценочные материалы. 2.3.2 Методические материалы. 2.3.3.Список литературы. 3 Нормативно-правовые основания для проектирования и реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». 3. Конституция РФ, принятая всенародным голосованием 12.12.1993 г. (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 г.). 4. Концепция развития дополнительного образования до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р) 5. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р). 6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. №629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам». 7. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование», утвержден протоколом Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. №467 «Об утверждении целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей». 8. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 9. Краевые методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (2020 г.). 10. Устав МБУДО ДДТ ст. Советской принят общим собранием трудового коллектива, 09 апреля 2019 г., утверждён постановлением администрации муниципального образования Новокубанский район 12 апреля 2019 г., № 430. 11. Локальные акты МБУДО ДДТ ст. Советской. 4 Направленность программы объединения «Мастерилка» является художественной. Она является вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому ребенку открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности. Актуальность программы состоит в том, что новые жизненные условия, в которые поставлены современные учащиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования: быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения; быть ориентированными на лучшие конечные результаты. Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Характеризуя актуальность темы, видно, что особое значение приобретает проблема творчества; способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе. Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творческая работа с различными материалами, развивает мускулатуру руки, координацию движений, способствует развитию зрительно - моторной координации, точных движений рук и мелкой моторики пальцев. Дети очень любят дарить родным и близким оригинальные подарки-сувениры, выполненные своими руками. В процессе изготовления поделки у ребенка формируется уважительное отношение к труду, развиваются элементарные трудовые навыки. Используемые в программе виды труда способствуют воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, воли, дисциплинированности, желания трудиться. Дети познают свойства различных материалов, овладевают технологическими операциями, учатся применять теоретические знания на практике. Создавая и украшая свои изделия, учащиеся приобретают определенные эстетические вкусы. Изящные картины, нарядные поздравительные открытки, оригинальные настенные панно, объемные композиции рассказывают о самом авторе, о его внутреннем мире. Это в свою очередь благоприятно сказывается на успешной адаптации и социализации. Новизна программы заключается в разработке, изготовлении и применении дидактического материала, учитывающего возрастные особенности детей. Это позволяет создать условия для более успешного развития. Новизна программы заключается в том, что она позволяет 5 максимально интегрировать самые разные виды и техники изобразительного и декоративно-прикладного творчества. Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она дает возможность овладеть широким набором техник работы с бумагой, что позволит разбудить в каждом ребенке стремление к художественному самовыражению и творчеству. Художественный труд является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе творческого обучения у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности, ребенка формируется и развивается определенные способности: зрительная оценка формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки. Отличительные особенности знакомство детей с большим числом различных техник, материалов и инструментов, программа имеет широкую направленность и предполагает раскрытие способностей детей в разных видах художественной деятельности. Основная задача на всех этапах освоения программы - содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и как следствие, воспитывает уверенность в себе. Образные представления у младших школьников значительно опережают их практические умения. Поэтому предполагаются игры-упражнения, упражнения по цветоведению, задания обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию , дается как перед началом работы, так и во время работы. Выполнение творческих заданий на темы сказок служат развитию воображения и фантазии у ребят, позволяют не только выявлять индивидуальные творческие возможности, но и решать нравственно-этические задачи в образной форме. Адресат детей: Программа ориентирована на учащихся 6-12лет. Этот период – оптимальный для развития творческого потенциала личности. В этом возрасте развивается самооценка, которая длительное время зависит от успехов в учебной деятельности. У обучающихся начинает формироваться компенсаторная мотивация, благодаря которой они могут утверждаться в различных занятиях (спорт, художественное творчество и др.). В младшем школьном возрасте ребёнок обучается оценивать себя и выполненную деятельность. Память отличается ярким познавательным характером. Этот период является наиболее важным для развития эстетического восприятия, творчества и формирования нравственно-эстетического отношения к жизни. Прием детей в объединения осуществляется руководителем при отсутствии у них медицинских противопоказаний, возраст учащихся от 6-12 лет, программа не предусматривает никаких условий отбора по способностям, 6 принимаются все желающие дети разного возраста и пола. Рекомендуемый состав группы – от10 до14 человек. Состав групп – разновозрастной, в основном 6 – 12 лет, с разным уровнем развития и кругом интересов. Группы формируются из учащихся школ станицы без учета предварительной подготовки. В детское объединение принимаются дети по свободной записи, достаточно обладать желанием заниматься в этом объединении и иметь при себе минимум необходимых инструментов и материалов. Количество учащихся в группах 10-25 человек. Форма обучения - очная, с возможным применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Режим занятий: Занятия проводятся в учебном кабинете 1 раз в неделю – 2 часа в день. Продолжительность учебного часа 45 минут и 15 минут времени на отдых, физическая минутка. Особенности организации образовательного процесса. Состав группы: постоянный, количество учащихся 10-25 человек в группе. Формы занятий: индивидуальные, групповые. Занятия организуются в учебных группах, сформированных с учётом возрастных закономерностей и уровнем первоначальных знаний и умений обучающихся. Уровень программы, объем и сроки реализации. Уровень программы – ознакомительный Форма проведения занятия – очная, групповая. Срок реализации – программа «Мастерилка» рассчитана на один год обучения. На освоение программы отводится 72часа в год. Продолжительность образовательного процесса – 1 год. 1 год обучения – 72 часа – 1 раз в неделю по 2 часа. Прием учащихся в объединение осуществляется из разных социальных групп. Принцип набора - свободный. Количество учащихся в группе 10 -25 человек. Условия приема учащихся в коллектив на основе собеседования. 1.2 Цели и задачи Цель данной программы: развитие творческих способностей ребенка, создание условий для его самореализации. Задачи программы: Образовательные задачи: -сформировать представление об различных видах декоративноприкладного искусства; -обучить детей технологии выполнения изделий в различных техниках; Личностные задачи: - развивать внимание, память, воображение, мышление, фантазию; - расширять художественный кругозор, обогащать личный жизненнопрактический опыт; Метапредметные задачи: 7 -воспитывать трудолюбие, аккуратность, адекватную самооценку; -формировать творческий подход к выбранному виду деятельности. 1.3. Содержание программы Данная программа «Мастерилка» предназначена для педагогов дополнительного образования и рассчитана на два года обучения. Обучение проводится с учетом индивидуальных способностей обучающихся, их уровня знаний и навыков. На занятиях детям предоставляются возможности удовлетворять свои интересы путем активного включения их в творческую деятельность. В зависимости от поставленных задач на занятии используются разнообразные методы (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, метод проблемного изложения). Основная задача на всех этапах освоения программы- содействовать развитию инициативы и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности . Учебный план № п/п Название раздела, темы 1 Вводное занятие 2 2 - 2 Волшебные краски (нетрадиционное рисование). 2.1.Метод набрызги( осенние листья). 12 3 9 2 0.5 1.5 2.2.Метод рисования солью и манкой. 2.3.Коллективная работастенгазета ко Дню учителя. 2.4. Методыотпечатки, кляксы. В гостях у зимушки- зимы. 3.1. Аппликация из мелко нарезанных ниток. 3.2Снегири из ниток. 4 1 3 4 1 3 2 0.5 1,5 16 6 4.5 2 11.5 4 2 0.5 1.5 8 2 6 20 5 15 3 4 3.3.В мастерской у Деда Мороза. Сувениры, подарки и открытки. Количество часов Всего Теория Практика Формы контроля 8 5 6 7 4.1Подарочные коробочки и сумочки из картона и упаковочной бумаги. 4.2.Изготовление розочек ибабочек для оформления подарков(оригами). 4.3Самодельные открытки к праздникам. 4.4Букет роз из гофрированной бумаги. Эти милые вещицы. (из газетных трубочек). 5.1Основы мастерства 5.2Плетение по кругу 5.3.Рамка для фото из газетных трубочек. 5.4Подставка под горячее из газетных трубочек. ИТОГОВЫЕ ЗАНЯТИЯ ИТОГО: 4 1 3 4 1 3 4 1 3 8 2 6 14 4 10 2 2 4 0.5 0.5 1 1.5 1.5 3 6 2 4 8 72 4 22.5 4 49.5 Содержание учебного плана 1.Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с декоративноприкладным и творчеством. Материалы и принадлежности 2.Волшебные краски (нетрадиционное рисование). 2.1.Метод рисования брызгами. Теория. Секреты рисования брызгами. Материалы для рисования брызгами. Практика. Идеи для рисования брызгами: ночное небо, праздничный фейерверк, морские камушки, осенние листья. 2.2.Метод рисования солью и манкой. Теория. Материалы необходимые для рисования солью и манкой: картон, клей ПВА, краски или гуашь, кисточки, вода, стаканчик, соль, манка. Практика: способы окрашивания манки, перевод рисунка, нанесение клея ПВА ,соль и манка для работы. Рисунки из соли: морское дно, зимний пейзаж, праздничный салют, цветы. Рисунки из манки: цветы, животные, природа. 2.3.Коллективная работа: стенгазета ко Дню учителя. 2.4.Нетрадиционное рисование: кляксография, граттаж «Цап-царап», монотипия предметная, фроттаж, отпечатки листьев и ладошек. 3.В гостях у зимушки-зимы. 9 3.1 Аппликация из мелко нарезанных ниток: «Снегири», «Кот», «Цветы», «Рыбки» и т.д. (по выбору). Теория. Материалы и инструменты. Подбор нитей для нарезания. Практика. Перевод рисунка на картон. Нарезание нитей различного цвета(не более 1см).Нанесение клея ПВА на рисунок. Равномерное распределение ниток по рисунку. Заполнение всего пространства .Выполнение декора. Оформление фона нитками при желании. 3.2.Объемные «Снегири» из отрезков шерстяных нитей. Теория. Инструменты и материалы. Подбор ниток для выполнения снегиря. Практика. Нарезание пряжи на отрезки по 35см по 50-60 штук трех цветов: красного, чёрного и серого. Глазки-заготовки из картона, клювсемечка. Соединение пучков нитей по семе. Оформление игрушки на веточку или игрушка для елки. 3.3.В мастерской у Деда Мороза. Изготовление елки из денежных копюр. Теория. Просмотр образцов елок. Выбор копюр. Практика. Изготовление из ватмана конуса для елки. Изготовление кулечков из денежных копюр. Наклеивание кулечков на конус елки рядами. Оформление елки мишурой. -Объемные снежинки. Теория. Материалы и инструменты. Образцы объемных снежинок. Практика. Подбор бумаги для объемных снежинок. Составление схемы. Вырезание по схеме. Соединение деталей снежинок. -Вырезание снежинок. \Теория. Просмотр образцов снежинок. Изучение схемы снежинок. Практика. Вырезание снежинок по схеме. -Снежинки-балеринки. Вырезание балеринок по схеме. 4.Сувениры, подарки и открытки. 4.1.Подарочные коробочки и сумочки из картона и упаковочной бумаги. Теория. Инструменты и материалы. Технология изготовления подарочных коробочек и сумочек. Беседы о подарках и упаковках, их значение и особенности. Образцы коробочек и сумочек к разным праздникам. Практика. Составление схемы подарочной коробочки и сумочки или распечатка шаблона. Подбор материала. Вырезание по схеме и размерам. Сгибание по пунктирным линиям. Склеивание сторон коробочек и сумочек. -коробочка «Сердечко». -коробочка «Ёлочка» и другие, по выбору учащихся. 4.2.Изготовление розочек и бабочек для оформления подарков. Теория. Инструменты и материалы. Показ образцов. Подбор материала для оформления подарков. Практика. Изготовление бабочек их цветной бумаги по схеме в технике оригами. Вырезание розочек из цветной бумаги , вырезание по спирали. 10 Склеивание клеем «Момент». Оформление коробочек и сумочек бабочками и розочками, наклеивание при помощи супер клея. 4.3.Самодельные открытки. Теория. Технология изготовления открыток, необходимые материалы и инструменты, цветовое сочетание. Беседа о праздниках. Открытка-как способ поздравления и передачи информации о празднике. Практика. Вырезание элементов открыток, составление композиции, приклеивание на основу. Изготовление открыток: День учителя, День матери, Новый год, День влюбленных, День защитника Отечества, 8 Марта, Праздник Пасхи , 9 Мая. (по выбору). 4.5 Сувенир «Букет роз» из гофрированной бумаги. Теория. Инструменты и материалы. Образец готовой работы. Подбор бумаги для роз. Практика. Вырезание лепестков по шаблону - 21 лепесток. Сбор лепестков в цветок. Изготовление 7 роз разного оттенка. Оформление роз в соломенную корзину. Вырезание листьев. 5. Эти милые вещицы(плетение из газетных трубочек). 5.1.Основы мастерства. Теория. Инструменты и материалы. Подготовка бумаги. Практика. Нарезание бумаги на полоски. Накручивание полосок на спицу для вязания толщиной 1.5-2мм под острым углом. Приклеивание кончика полосы клеем ПВА. 5.2.Плетение по кругу с использованием круглого картонного дна. Теория. Инструменты и материалы. Способы покраски изделий. Практика. Нарезание бумаги для работы. Изготовление трубочек. Вырезание круглого дна из картона. Наклеивание трубочек на круг. Сушка под прессом. Плетение рядов. Декорирование дна с помощью «горячего» декупажа. Покраска изделия. 5.3.Рамка для фото из газетных трубочек. Теория. Инструменты и материалы. Подготовка бумаги для трубочек. Практика. Изготовление трубочек. Вырезание из картона рамки под фотографию. Наклеивание трубочек на рамку. Покрытие лаком. Декорирование рамки. 5.4.Подставка под горячее. Теория. Инструменты и материалы. Практика. Нарезание бумаги. Изготовление трубочек. Плетение по кругу. Грунтовка изделия для упрочнения. Покраска изделия краской. 1.4 Планируемые результаты Результат реализации программы 1 года обучения. Результатами изучения курса «Мастерилка» являются знания и умения. К концу учебного года обучения учащиеся будут: -знать историю возникновения бумаги; -знать свойства бумаги и ниток; 11 -знать различные техники работы с бумагой; -знать особенности обработки бумаги; -знать инструменты для работы с бумагой; -знать технику безопасности; К концу учебного года обучения учащиеся будут: -уметь владеть приемами вырезания, плетения, сгибания; -уметь разрабатывать композиции для аппликации; -уметь разработать сложные композиции; -уметь изготавливать сувениры. Будут развиты личностные компетенции учащихся в области -укрепления семейных связей; - появится мотивированная заинтересованность содержанием программы не только учащихся , но и их родителей; -сформируется этика поведения; -будут развиты метапредметные связи: -развита мотивация к самостоятельности; -сформируются способности и готовность к использованию полученных знаний и умений в повседневной жизни и в школе; 12 Раздел 2 «Комплекс организационно-педагогических условий» Календарный учебный график Дата начала и окончания учебного периода Количество учебных недель Продолжительность каникул Место проведения занятия Время проведения: занятие – 45 минут перемена – 15 минут 1 сентября 2023 г. 31 мая 2024г. Форма занятий Сроки контрольных процедур Сроки выездов, экскурсий, походов, туристических прогулок Участие в массовых мероприятиях (соревнованиях, конкурсах, фестивалях, праздниках) Групповая Начальная диагностика (октябрь), промежуточная диагностика (декабрь), текущая диагностика, итоговая диагностика (май) 36 Каникулы с 01.06.2024 – 31.08.2024г. каб . № группа 1 День Время группа 2 День Время группа 3 День - Новогодний утренник- декабрь; - Конкурсные программы к 8 марта, 23 февраля; - Конкурсы детских творческих работ – в течении учебного года. Время группа 4 День Время 13 № занятия № Вну п/ три п тем ы Содержание (разделы, темы) Колво часов Дата, месяц, год провед ения Время проведения Форма проведения Место проведения Форма контроля 2.1.Календарный учебный график Номер занятий п/ п 1 Содержание ( разделы, темы) Внут ри тем ы 1 Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с декоративно-прикладным и творчеством. Материалы и принадлежности. Коли честв о часов 2.Волшебные краски (нетрадиционное рисование). 12 час. 2 1 «Осенние листья» рисование брызгами по трафарету. 2 Теория. Инструменты и материалы. Практика. Изготовление шаблона кленового листа на картоне. Вырезание. Выполнение набрызгов зубной щеткой. Сушка. 3 2 Метод рисования солью. 2 Теория:. Образцы выполненных работ. Практика: способы окрашивания соли, перевод рисунка «Котенок» на картон. Нанесение клея ПВА на контур рисунка. Нанесения клея на рисунок. Засыпка рисунка солью. 2 Дата месяц год Проведе ния занятий Время проведения Форма проведения групповая Место проведения Форма контроля наблюдение групповая наблюдение групповая наблюдение 14 Метод рисования манкой. Теория. Материалы и инструменты. Практика: панно «Лилии». Перевод рисунка на картон. Выполнение контура цветка темным цветом. Нанесение клея на рисунок. Засыпка манкой. 5 4 Коллективная работа-стенгазета ко Дню учителя. Теория. Материалы и инструменты. Практика. Выполнения рисунка на ватмане. Выполнение осенних листьев на ватмане методом «набрызги». 6 5 Теория :подготовка к оформлению стенгазеты. Практика: Оформление стенгазеты изготовленными цветами и подготовленными фотографиями. 7 6 Методы рисования- отпечатки, кляксы, граттаж «царапцарап», монотипия цветная фр отаж. Теория: Понятия о методах рисования. Материалы и инструменты: акварель, трубочка, кисть, бумага, баночка для воды. Практика: метод рисования- отпечатки листьев. Выбор засушенного листа для отпечатка. Нанесение краски на листья. Прикладывание листьев с краской на альбомный лист. Оформление листа. Кляксография- выдувание трубочкой. Нанесение кляксы на лист бумаги. Подуть несколько раз на кляксу пока не получится замысловатый рисунок. Подрисовать детали: листики если получилось дерево, глазки, если получилось волшебное животное. 3. В гостях у матушки зимы. 16 часов 8 1 Аппликации из резанных ниток. «Ветка рябины» . Теория. Материалы и инструменты. Подбор нитей для нарезания Практика Перевод рисунка на картон «Ветка рябины». Нарезание нитей различного цвета(не более 1см): красные, 4 3 2 групповая наблюдения 2 групповая наблюдения 2 групповая наблюдения 2 групповая наблюдения групповая наблюдения 2 15 9 2 10 3 11 4 12 5 13 6 черные, серые,белые. Наклеивание целых нитей на рисунок «ветка рябины». Аппликация «Кот» из резанных ниток. Теория. Инструменты и материалы. Практика. Перевод рисунка по шаблону. Нарезание нитей различного цвета(не более 1см): черные, серые,белые. Нанесение клея на туловище кота. Заполнение туловища белым цветом. Оформление. Аппликация «Цветы» из резанных ниток. Теория. Теория. Инструменты и материалы. Выбор шерстяных ниток для цветов. Практика. Перевод рисунка на картон. Нанесение клея на контур цветов( по выбору).Наклеивание резанных ниток. . Объемные снегири из ниток. Теория. Инструменты и материалы: пряжа черного, белого и красного цвета, ножницы, семечка, два фабричных глаза, клей момент. Практика. Нарезание пряжи на отрезки. Соединение пучков нитей по схеме. В мастерской у Деда Мороза. Изготовление елки из денежных копюр. Теория. Просмотр образцов елок. Выбор копюр. Практика. Изготовление из ватмана конуса для елки. Изготовление кулечков из денежных копюр. Наклеивание кулечков на конус елки рядами. Оформление елки мишурой. Объемные снежинки из белой или цветной бумаги. Теория. Материалы и инструменты. Образцы ранее изготовленных объемных и полуобъемных снежинок. Практика. Подбор бумаги для объемных снежинок. Составление схемы. Вырезание по схеме. Соединение деталей снежинок. наблюдения 1 групповая 1 групповая наблюдения 1 групповая наблюдения 1 групповая наблюдения 1 групповая наблюдения 16 14 7 15 8 Вырезание снежинок из бумаги и салфеток. Теория. Просмотр образцов снежинок. Изучение схемы снежинок. Практика. Вырезание снежинок по схеме. Снежинки-балеринки. Вырезание балеринок по схеме. 4.Сувениры и подарки 20 часов. 16 1 Подарочные коробочки и сумочки из упаковочной бумаги. Теория. Инструменты и материалы. Технология изготовления подарочных коробочек и сумочек . Практика. Вырезание по схеме и размерам. Склеивание сторон коробочек. 17 2 Практика. Сборка сумочки и подарочной коробочки. 18 3 Изготовление бабочек и цветов из бумаги для оформления подарков. Теория.Подбор материала. Практика.Изготовление цветов и бабочек.(оригами). 19 4 Практика.Изготовление цветов. Способы оформления. 20 5 Самодельные открытки к праздникам. Теория. Подбор материала для открытки. Практика. Изготовление открытки( на выбор). 21 6 Практика. Изготовление открытки. Оформление открытки. 22 7 Букет роз из гофрированной бумаги. Теория. Инструменты и материалы. Способы изготовления роз из гофрированной бумаги. Практика. Вырезание лепестков по шаблону. Сбор лепестков двух роз из гофрированной бумаги. 23 8 Практика. Изготовление роз для букета. 24 9 Теория. Инструменты и материалы для изготовления листьев и стеблей для роз. Практика. Вырезание листьев для роз из гофрированной бумаги. 25 10 Практика. Крепление розы и листьев на стебель. Оформление роз в корзину. 1 групповая наблюдения 1 групповая наблюдения 2 групповая наблюдения 2 2 групповая групповая наблюдения наблюдения 2 2 групповая групповая наблюдения наблюдения 2 2 групповая групповая наблюдения наблюдения 2 2 групповая групповая наблюдения наблюдения 2 групповая наблюдения 17 5.Эти милые вещицы( плетение из газетных трубочек). 14 часов. 26 1 Основы мастерства. Теория. Инструменты и материалы. Подготовка бумаги. Практика. Нарезание бумаги на полоски. Накручивание полосок на спицу для вязания толщиной 1.5-2мм под острым углом. Приклеивание кончика полосы клеем ПВА. Плетение изделия с использованием картонного дна. 27 2 Практика. Изготовление трубочек. Плетение по кругу. 28 3 Рамка для фото из газетных трубочек. Теория. Инструменты и материалы. Практика. Изготовление трубочек. Вырезание из картона рамки под фотографию. Наклеивание трубочек на рамку. 29 4 Практика. Наклеивание трубочек на рамку. Сушка. Покрытие лаком. Декорирование рамки 30 5 Подставка под горячее. Теория. Инструменты и материалы. Практика. Изготовление трубочек. Накручивание трубочек на карандаш, изготовление кружков. 31 6 Практика. Изготовление трубочек, заготовка кружков. 32 7 Практика. Наклеивание кружков на основание. Грунтовка изделия для упрочнения. Покраска изделия краской. 33 1 ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ Теория. Опрос 34 2 ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ Практика. Выставка детских работ. 35 3 ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ. Практика. Выставка детских работ. 36 4 ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ Теория. Опрос 2 групповая наблюдения 2 2 групповая групповая наблюдения наблюдения 2 групповая наблюдения 2 групповая наблюдения 2 2 групповая групповая наблюдения наблюдения 2 групповая наблюдения 2 групповая наблюдения 2 групповая наблюдения 2 групповая наблюдения 19 2.2. Условия реализации программы. Программа «Мастерилка» составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития учащихся. Основное время на занятиях отводится практической работе, которая проводится на каждом занятии после объяснения теоретического материала. Создание творческой атмосферы на занятии способствует появлению и укреплению заинтересованности учащихся в собственной творческой деятельности. Кадровые условия реализации программы. Реализовать программу «Мастерилка» имеет право педагог, обладающий профессиональными знаниями (со средне-специальным или высшим педагогическим образованием), знающий специфику ОДО, имеющий практические навыки в сфере организации интерактивной деятельности детей. 2.3. Формы аттестации Формы и виды контроля объединения «Мастерилка» № п/п 1 Сроки проведения Октябрь 2 3 Декабрь Май Цель контроля Проверка уровня знаний, степень, усвоения программного материала. Проверка уровня знаний по теме. Проверка уровня знаний за весь срок обучения по программе. Формы контроля опрос выставка опрос Формы аттестации - оценка образовательных результатов учащихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Мастерилка» осуществляется в порядке, установленном локальным нормативным актом "Положение о внутреннем итоговом мониторинге освоения дополнительных общеобразовательных программ учащимися объединений муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Дома детского творчества ст. Советской муниципального образования Новокубанский район". Формой отслеживания и фиксации образовательных результатов учащихся является протокол внутреннего итогового мониторинга, составленный педагогом. Программа предполагает стартовую, промежуточную и итоговую аттестацию учащихся. Стартовый контроль осуществляется в начале учебного года после первой четверти и направлен на диагностику начального уровня знаний умений и навыков учащихся. Итоговый мониторинг осуществляется в конце учебного года и направлен на выявление уровня освоения разделов программы за весь срок обучения. Для этого педагог использует следующие формы: 20 • открытое занятие • беседы • практические задания • отчётные выставки • викторины • игровые и познавательные досуговые мероприятия • праздники Образовательные результаты фиксируются в материалы анкетирования и тестирования, которые заносятся в диагностическую карту. В конце каждой темы планируется проведение выставок в объединении, самостоятельных работ по изготовлению изделий по памяти, конкурсы различного уровня, выполнение и представление творческих проектов. В конце каждого года обучения проводятся итоговые выставки лучших работ, также персональные выставки, с награждение авторов грамотами. Способы определения результативности: - Наблюдение; - Анализ; - Мониторинг. Виды контроля и аттестации учащихся: - входной контроль – это оценка исходного уровня знаний учащихся перед началом образовательного процесса; - текущий контроль – это оценка качества усвоения учащимися содержания образовательной программы в период обучения после начальной аттестации до промежуточной (итоговой) аттестации; - промежуточная аттестация - это оценка качества усвоения учащимися содержания конкретной образовательной программы по итогам учебного года, полугодия; - итоговая аттестация - это оценка усвоения достижений обучающихся, заявленных в образовательных программах по завершению учебного года и курса обучения по образовательной программе. Входной контроль Входной контроль осуществляется в начале образовательного процесса с 15 по 30 октября. Содержание материала контроля определяется педагогом самостоятельно на основании содержания программного материала. Входной контроль осуществляется педагогом по каждой группе (в соответствии с Программой). Текущий контроль Текущий контроль успеваемости учащихся – это систематическая проверка образовательных достижений учащихся, проводимая педагогом в ходе осуществления образовательной деятельности в соответствии с 21 образовательной программой, в ходе текущего и промежуточного оценивания, выполнения проверочных, итоговых работ. Текущий контроль проводится с целью систематического контроля и последующей коррекции уровня достижений учащихся в усвоении теоретического материала, степени сформированности универсальных учебных действий, а также носит мотивационный характер. Содержание материала контроля определяется педагогом на основании содержания программного материала и в соответствии с ее прогнозируемыми результатами. Форму текущего контроля определяет педагог с учетом контингента учащихся, уровня обученности детей, содержания учебного материала, используемых им образовательных технологий и др. Промежуточная аттестация учащихся Промежуточная аттестация проводится как оценка результатов обучения за определённый промежуток учебного времени – за полугодие / год. Промежуточная аттестация учащихся включает в себя проверку теоретических знаний и практических умений и навыков. Промежуточная аттестация учащихся осуществляется педагогами дополнительного образования, работающими в объединениях и контролируется администрацией учреждения. Промежуточная аттестация учащихся проводится в декабре/мае. Промежуточная аттестация осуществляется педагогом по каждой группе (в соответствии с Программой). Итоговая аттестация учащихся Итоговая аттестация учащихся проводится по завершении обучения по образовательной программе. Для проведения итоговой аттестации учащихся приказом директора формируется аттестационная комиссия (не менее двух человек), в состав которой могут входить методист, педагог дополнительного образования. Результаты итоговой аттестации учащихся должны оцениваться таким образом, чтобы можно было определить: - насколько достигнуты прогнозируемые результаты дополнительной образовательной программы каждым учащимся; - полноту выполнения дополнительной образовательной программы; - результативность самостоятельной деятельности учащегося в течение всех годов обучения. 2.4. Оценочные материалы. Оценочные материалы. Перечень диагностических карт, портфолио детских работ и достижений. Входящий контроль: определение уровня знаний, умений, навыков в виде бесед, практических работ, викторин, игр. 22 Промежуточный контроль- это коллективный анализ каждой выполненной работы и самоанализ: проверка знаний, умений, навыков в ходе беседы. Итоговый контроль: тестирование, участие в выставках. Оценка, оформление и анализ результатов аттестации. Результаты входного контроля, промежуточной и итоговой аттестации учащихся на каждую группу (в соответствии с Программой), вносятся в протокол мониторинга образовательного уровня учащихся, по которому определяются результаты освоения учащимися дополнительных образовательных программ. Качество освоения образовательных программ определяются на основании определения уровней освоения программного материала. Уровни освоения теоретического (программного) материала: Теоретическая подготовка – теоретические знания по программе, полнота реализации программы. - «Ниже среднего» – ребенок овладел менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой (практически не освоил программу) (2-4 балла). - «Средний» – объем усвоенных знаний составляет от 1/2 до 2/3 знаний, предусмотренных программой (освоил программный материал в необходимой степени) (5-7 баллов). - «Высокий» – ребенок освоил практически весь объем знаний, предусмотренный программой за определенный период (8-10 баллов). Уровни владения специальной терминологией: - «Ниже среднего» – ребенок, как правило, избегает употреблять специальные термины (2-4 балла). - «Средний» – ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой (5-7 баллов). «Высокий» - специальные термины употребляются осознанно и в полном соответствии с их содержанием (8-10 баллов). Уровни владения практическими умениями и навыками: Практическая подготовка включает практические умения и навыки, предусмотренные программой; владение специальным оборудованием и оснащением, необходимым для освоения программы. - «Ниже среднего» – ребенок овладел менее чем ½ предусмотренных программой умений и навыков (2-4 балла). - «Средний» – объем усвоенных умений и навыков составляет от 1/2 до 2/3 (5-7 баллов). - «Высокий» – ребенок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период (8-10 баллов). Уровни творческих навыков: 23 Творческие навыки ребенка, творческое отношение к делу и умение воплотить его в готовом продукте. - «Ниже среднего» – ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания (2-4 балла). - «Средний» – ребенок выполняет задания на основе образца (5-7 баллов). - «Высокий» – ребенок выполняет практические задания с элементами творчества (8-10 баллов). Качество освоения программного материала. Качество освоения программного материала определяется путём вычисления среднего балла по всем четырём критериям: - Качество освоения программного материала на низком уровне –2-4 балла. - Качество освоения программного материала на среднем уровне –5-7 баллов. - Качество освоения программного материала на высоком уровне –8-10 баллов. Результаты входного контроля, промежуточной и итоговой аттестации также вносятся в сводный протокол результатов освоения учащимися программных материалов, где педагогом фиксируются результаты работы по всем его реализуемым программам. Данные результаты входного контроля, промежуточной и итоговой аттестации учащихся передаются методисту для дальнейшей обработки. Протоколы мониторинга хранятся в ДДТ в течение всего срока обучения по образовательной программе каждой конкретной группы. 2.5 Методические материалы. Методы и приемы, используемые для реализации программ: Методы и приемы работы по данной программе направлены на раскрытие творческих способностей ребенка, дают ему возможность попробовать себя, свои силы в творческой деятельности и что немаловажно, создают для детей ситуацию успеха. В зависимости от поставленных задач на занятии используются различные методы обучения: Методы в основе, которых лежит способ организации занятия: -словесные (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.); -наглядные (показ иллюстраций, мультимедийных материалов, наблюдение, показ выполнение )педагогом, работа по образцу; -практический ( выполнение работ по инструкционным картам, схемам Методы, в основе которых лежит уровень деятельности учащихся: -объяснительно-иллюстративный- дети воспринимают и усваивают готовую информацию; 24 -репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности; -частично-поисковый –участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом; Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях: -фронтальный- одновременная работа со всеми учащимися; -индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы; -индивидуальный- индивидуальное выполнение задания. Основные формы проведения занятий: - Объяснение; - Беседы; - Показ материала; - Практическая работа с опорой на схемы; - Образцы; - Использование фотографий, иллюстраций; - Использование видео материалов; - Мастер-классы по изготовлению поделок, сувениров. В качестве дидактического материала используются: -раздаточный материал; -наглядные пособия; -журналы, книги, брошюры; -фотографии; Основной вид занятий –практический и только небольшая часть проводится в форме бесед. Теоретические и практические занятия должны проводиться с применением наглядных материалов, новейших методик и технологий. Главное, чтобы труд становился для детей источником радости, доставлял им удовольствие и моральное удовлетворение. Во время занятий нужно делать перерывы- физминутки. Необходимо хорошо знать особенности каждого ребенка и следить за его развитием и состоянием на момент занятий. Образовательные технологии . Технологии игровые, личностно-ориентированного обучения, здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные, творческопродуктивные, направленные на формирование устойчивой мотивации к ручному труду. Педагогика сотрудничества, заложенная в программу, дает возможность интерактивно познавать окружающий мир, общаться сотрудничать с ровесниками и взрослыми. Освоение современных образовательных технологий и внедрение их в повседневную практику является одним из актуальных требований предъявляемых к педагогу, показателем его компетентности и уровня квалификации. Современный подход к образованию детей основывается на концепции личностно ориентированного обучения. 25 Материально-техническое обеспечение - наличие кабинета с 14-ю посадочными местами, учебные столы не менее 10-14 - стульев, освещение кабинета и возможность проветривания его должно удовлетворять требованиям СанПиНа. В кабинете должны быть, шкафы для хранения учебной и методической литературы, наглядных пособий. На занятиях используются наглядные пособия, альбомы, книги, плакаты. Возможно использование интернет-технологий и мультимедийного оборудования при проведении занятий, центр кабинета свободен и служит для проведения игр, физкультминуток, коллективных творческих игр-тренингов. Также в кабинете имеется: - мультимедийное оборудование; - ноутбук; - наглядный, дидактический и раздаточный материал для работы с детьми; - необходимый материал для творческой деятельности. Информационное обеспечение: учебно-методические пособия; планы и конспекты занятий; сценарии мероприятий (праздников); беседы; тематические папки методических материалов из опыта работы. № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Наименование цветная бумага. клей ПВА Ножницы Картон карандаши простые Нитки шерстяные цветной картон Краски Кисточки бумага офисная Количество ( на группу) 12 шт. 12 шт. 12 шт. 12 шт. 12 штук 12 клубков. 12шт. 12шт. 12шт. 1 упак. Цифровые образовательные ресурсы (интернет-источники): -Социальная сеть работников образования nsportal.ru; -Сайт для школьников https:takprosto.сс/sayty-dlya-shkoly; -Страна мастеров stranasterov.ru -Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://schoolcollection.edu.ru ; -Цветы из фома для начинающих sovets 24.ru 26 Алгоритм подготовки и построения учебного занятия Учебное занятие можно представить в виде этапов, отличающихся друг от друга содержанием и поставленной задачей. I этап – организационный. Подготовка детей к работе на занятии, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания. II этап –проверочный. Проверка усвоения знаний предыдущего занятия. III- этап подготовительный. Цели учебного занятия, сообщение темы, задание детям. IV этап – основной. Применение практических заданий, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или объяснений, закрепление знаний. V этап –контрольный. Выявления качества и уровня овладения знаниями. Используется устный и письменный опрос. VI этап- итоговый. Анализ и оценка выполненной работы. VII этап - рефлексивный. Мобилизация детей на самооценку, может оцениваться педагогом работоспособность, результативность работы. VIII этап -информационный. Информация о домашнем задании, если оно имеет место, инструктаж его выполнения. 2.6. Список литературы. Нормативно-правовые акты: 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273). 2. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р (Далее – Концепция). 3. Приказ Министерства просвещения РФ от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Приказ № 196). 4. Приказ министерства просвещения российской федерации от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (далее – Целевая модель). 5. Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, 27 утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 сентября 2017 г., регистрационный № 48226). 6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 7. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 г. «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». 8. Распоряжение главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 4 июля 2019 г. № 177-р «О концепции мероприятия по формированию современных управленческих решений и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей в рамках федерального проекта «Успех каждого ребёнка» национального проекта «Образование». 9. Краевые методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (2020 г.). 10. Устав МБУДО ДДТ ст. Советской муниципального образования Новокубанский район (2019 г.) 11. Локальные акты МБУДО ДДТ ст. Советской муниципального образования Новокубанский район (2020 г.) Основная учебная литература. 1.Буторина Т.С., Н.П. Овчинникова,: Воспитание патриотизма средствами образования, Каро, 2004.-224с. 2.Михеева А.В. –Р-н-Д: Изысканные подарки из бумаги своими руками , ООО Феникс, 2006.- 106 с. 3.Пескова Н.Ю. - Р-н-Д: Искусственные цветы ,Издательство ООО Фе-никс, 2008. -250 с. Дополнительная литература для педагога 1.Брагина Л.Н. Р-н-Д : Оригинальные искусственные цветы своими ру-ками :Издательство ООО Феникс, 2009. -314с 2. Букина С., Букин М. –Р-н-Д: Волшебство бумажных завитков, ООО Фе-никс, 2012 -95 с. 3. Букина С., Букин М. –Р-н-Д: Квилинг ,ООО Феникс 2013 -111с. 4.Выгонов В.В. - М. :Оригами : Издательский Дом МСП , 2008 -125 с. 5.Дадашова З. – Р –н- Д : Волшебная бумага ,Издательство ООО Феникс, 2012. -90 с. 6.Михеева А.В. –Р-н-Д: Изысканные подарки из бумаги своими руками , ООО Феникс, 2006.- 106 с. 28 Список литературы для детей 1.Закревская Е.Д. , Марсаль С. В. -Р-н-Д : Веселое путешествие в страну мозаики., 2010 .- 95с. 2. Соколова С.: Аппликация из бумаги. –М: Издательство Эскимо; СПБ; Валерии СПД, 2003. -17 3.Цирулик Н.А. , Проснякова Т.Н. :Технология уроки творчества : Изда-тельский дом Федоров , 2007. -112с. 4.Чиотти Д.: Оригинальные поделки из бумаги : Полигон С- Петербург, 1998.- 86с Видео по ссылке для дистанционного обучения 1).https://www.youtube.com/watch?v=g2cRd-wTsqM 2)https://www.youtube.com/watch?v=JVGvUarWP3Y 3). https://www.youtube.com/watch?v=JVGvUarWP3Y 4)https://www.youtube.com/watch?v=JVGvUarWP3Y 5). https://www.youtube.com/watch?v=1tMD90Abugo 6). https://www.youtube.com/watch?v=1tMD90Abugo . Список литературы для родителей 1. Букина С., Букин М. –Р-н-Д: Волшебство бумажных завитков, ООО Феникс, 2012 -95 с. 2. Букина С., Букин М. –Р-н-Д: Квилинг ,ООО Феникс 2013 -111с. 3.Пескова Н.Ю. - Р-н-Д: Искусственные цветы ,Издательство ООО Фе-никс, 2008. -250 с. 4.Соколова - Кубай Н. –Т : Узоры из бумаги , Издательство «Культура и традиции», 2008 . -78 с.