1 2 Содержание Раздел I «Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты» 1.1. Пояснительная записка 1.2. Цели и задачи 1.3. Содержание программы 1.4. Планируемые результаты 3 7 9 19 Раздел II «Комплекс организационно – педагогических условий» 2.1. Календарный учебный график 2.2. Условия реализации программы 2.3. Формы аттестации 2.4. Оценочные материалы 2.5. Методические рекомендации 2.6. Список литературы 21 41 41 43 44 48 3 Нормативно-правовые основания для проектирования и реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Английский язык малышам» обновлена с учётом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы. Нормативно-методические основы разработки программы представлены в следующих документах: 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273); 2. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р (Далее – Концепция). 3. Приказ Министерства просвещения РФ от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Приказ № 196). 4. Приказ министерства просвещения российской федерации от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (далее – Целевая модель). 5. Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 сентября 2017 г., регистрационный № 48226). 6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 7. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 г. «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». 8. Распоряжение главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 4 июля 2019 г. № 177-р «О концепции мероприятия по формированию современных управленческих решений и организационно-экономических 4 механизмов в системе дополнительного образования детей в рамках федерального проекта «Успех каждого ребёнка» национального проекта «Образование». 9. Краевые методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (2020 г.). Раздел I «Комплекс основных характеристик образования: объём, содержание, планируемые результаты» Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа объединения “Английский язык малышам” по английскому языку разработана в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Программа предназначена для дополнительных занятий по английскому языку, для детей 6-8 лет. 1.1. Направленность программы социально-гуманитарная, так как социально-гуманитарного воспитание учащихся сегодня является одной из важнейших задач общества, а значит и образования. Поэтому, воспитание, и прежде всего социально-гуманитарное решает задачи развития будущего первоклассника – важнейшая задача сегодняшнего дня. Успех в решении целей социально-гуманитарного воспитания во многом зависит от первого этапа обучения – начального, где закладываются основы знаний. В этот период, у ребенка формируется осознанное отношения к обучению в школе, развивается эмоционально-ценностное отношение к образованию. Новизна программы состоит в том, что необходимым условием, определяющим в последующие годы успешное духовное и интеллектуальное развитие детей, является подготовка к социуму, организация их самостоятельной поисковой деятельности. В программе используются оригинальные приемы, методы, педагогические технологии или нестандартные формы организации образовательной деятельности с применением дистанционных технологий. Актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на воспитание и развитие мотивации учащихся к познанию и творчеству в овладении иностранным языком способствующие правильному звукопроизношению на осознанном уровне. 5 Педагогическая целесообразность предлагаемой программы рассматривается в психолого-гумманитрной и методических аспектах развития и воспитания детей дошкольного и школьного возраста от 6 до 8 лет и является одним из структурных компонентов образовательной системы. Педагогическая целесообразность программы опирается на три группы педагогических приемов: организационных, ценностных, содержательных. Организационные: - хорошо организованная, продуманная деятельность педагога помогает ребенку быть инициативным, последовательным, усидчивым, рационально использовать познавательную деятельность в ходе изучения английского языка. Ценностные: - программа направлена на то, чтобы помочь детям освоить информацию; - групповые занятия служат как для формирования навыков коллективного творчества, так и для развития коммуникативных способностей детей. Содержательные: - учащиеся знакомятся с английским алфавитом, учатся произносить простые слова и предложения; - составлять рассказ на английском языке о себе; -участвовать в коллективных разговорах; -использовать принятые нормы вежливого речевого общения на английском языке. Отличительная особенность программы «Английский язык малышам» заключается в решении проблемы воспитания и развития детей, не посещающих дошкольное образовательное учреждение, а так же в помощи родителям в интеллектуальном воспитании дошкольников и подготовке их к школе. Учебное занятие выступает как основная форма работы с детьми дошкольного возраста. Занятия строятся на интегрированной основе с широким использование игровых методов. Двигательная активность детей осуществляется на физкультминутках во время занятий, физкультурных упражнениях и играх с предметами на переменах между занятиями. Необходимым условием дошкольной подготовки следует считать игровые методы организации работы на занятии. В процессе обучения на занятиях все дети овладевают определённым объёмом знаний и умений. Реализация программы зависит от особенностей и характера созданной развивающей среды, в которой находится ребёнок; от умственных способностей и физического развития ребёнка; от организации педагогом учебно-воспитательного процесса; от поиска новых форм преподнесения знаний. 6 Необходимо предупреждать утомление детей во время занятий и способствовать сохранению у детей интереса к ним, а также предупреждению интеллектуальной перегрузки детей. Программа предусматривает обучение детей следующим навыкам: • Развитие интеллектуальных способностей (мышления, логики, памяти, внимания, наблюдательности, восприятия). • Подготовка к обучению грамоте; • Познавательное развитие; •Художественно-эстетическое развитие Адресат программы. Программа рассчитана на обучение детей с 6 лет. Именно с этого возраста ребенка необходимо готовить к иностранным языкам будущего школьника. Интеллектуальное развитие детей в данном возрасте определяется комплексом познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Происходит постепенный переход к такому обучению, когда ребенок может и хочет делать то, что предлагает ему взрослый. Состав группы - одновозрастной, количество учащихся 8 человек. Группа формируется без предварительного отбора. В детское объединение принимаются дети по свободной записи, достаточно обладать желанием заниматься в этом объединении. Количество учащихся в группах: 1-го года обучения не менее 25 человек. Форма обучения - очная, дистанционная. Режим занятий: Занятия проводятся в учебном кабинете 2 раза в неделю – 1 часа в день, 2 часа в неделю. Продолжительность учебного часа 30 минут и 30 минут времени на отдых, физ.минутки. Особенности организации образовательного процесса Состав группы: постоянный, количество учащихся 8 человек в группе. Формы занятий: индивидуальные, групповые. Занятия организуются в учебных группах, сформированных с учётом возрастных закономерностей и уровнем первоначальных знаний и умений обучающихся. Уровень программы, объем и сроки реализации. Уровень программы – ознакомительный. Форма проведения занятия – очная, групповая. 7 Срок реализации – программа «Английский язык малышам» рассчитана на один год обучения. На освоение программы отводится 72 часа в год. Продолжительность образовательного процесса – 1 года. 1 год обучения – 72 часа – 2 раза в неделю по 1 часу. Прием учащихся в объединение осуществляется из разных социальных групп. Принцип набора - свободный. Количество учащихся в группе 25 человек. Условия приема учащихся в коллектив на основе собеседования. 1.2. Цели и задачи. Цель: создание благоприятных условий для речевого развития, обучения английскому языку дошкольников в соответствии с возрастными, индивидуальными и психологическими особенностями. Задачи программы обучения: Образовательные: - прививать любовь и интерес к английскому языку - предусматривать индивидуальное речевое общение с ребенком (по его личным вопросам, по рисункам детей и т. п.; - обеспечить коммуникативно-психологическую адаптацию детей к новому языковому миру для преодоления дальнейшего психологического барьера. - способствовать формированию связной речи, учить строить диалог; - способствовать обучению детей пользоваться не только краткой, но и распространённой формой ответа, дополнять высказывания сверстников Личностные: - развивать лексическую сторону речи – обогащение, расширение и активизация словарного запаса ребенка; - формировать грамматический строй речи – употребление имен существительных в единственном и множественном числе, умение пользоваться глаголами, предлогами и прилагательными; - развивать связную речь детей, включающую в себя две языковые формы – диалог, монолог (описание, повествование и рассуждение); Метапредметные: -развивать элементарные навыки устной речи на иностранном языке; 8 -формировать личностные качества, эмоциональную сферу дошкольника, его внимание, память, мышление и воображение в процессе участия в игровой коммуникативной деятельности; -развивать познавательные способности, овладение умением работать в паре, в группе. 1.3. Содержание программы Данная программа «Английский язык малышам» предназначена для педагогов дополнительного образования, обладающий профессиональными знаниями (со средне-специальным или высшим педагогическим образованием), знающий специфику ОДО, имеющий практические навыки в сфере организации интерактивной деятельности детей. Программа рассчитана на один год обучения. Обучение проводится с учетом индивидуальных способностей учащихся, их уровня знаний и навыков. В зависимости от поставленных задач на занятии используются разнообразные методы (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частичнопоисковый, метод проблемного изложения). Учебный план. № п/п Название раздела, темы Количество часов Формы Всего Теория Практика контроля 1. Вводное занятие . 1 1 2. 2 3 2 3 4. Знакомство. 5 Приветствие. Алфавит. Питомцы и животные. 5 Алфавит. Цвета. Алфавит. 4 2 2 5. Итоговое занятие 1 1 6. Я учусь считать рисовать. Алфавит. и 6 2 3. наблюден ие игра опрос 4 игравикторина 9 7. Наша еда. Алфавит. 6 2 4 8. Семейные праздники. 3 Новый год. Алфавит. 1 2 9. Итоговое занятие 1 1 10. Моя семья, мои друзья. 11 2 9 беседа 11. Дом, в котором живем, мой город. Итоговое занятие мы 11 2 9 игра 12. опрос Опрос 1 1 Времена года, одежда, 8 мое тело. 14. Школа. Школьный 8 портфель. 18. Итоговое занятие 1 2 6 2 6 13. Итого: 72 опрос 1 24 48 Содержание учебного плана. Тема 1. Знакомство. Приветствие. Алфавит. Задачи: 1. Развитие у детей этической функции общения (умения поздороваться, попрощаться), познакомиться (представить себя и кого-нибудь). 2. Развитие умения понимать обращенные к ним реплики и реагировать на них. 3. Развитие умения сообщить о себе. 4. Формировать у детей представлений об англоговорящих странах. Аудирование Лексическое наполнение Речевые образцы, подлежащие Практическая деятельность Страно ведческ 10 What is name? A boy, a girl How are you? Please Whoareyou? Thank you Aa Bb Cc Dd Ee [ ei ] [эй] Bear [ bi: ] [би] Hare [ si: ] [си] [ di: ] [ди] Dog [ i: ] [и] Frog Doll усвоению ий материа л Good morning! Обыгрывание Good afternoon! cитуации Правил а знакомс тва в англого ворящи х странах . Имена английс ких детей. Good bye! «Встреча на Hello! прогулке» Hi! My name is… I am five I live in Cock pig Standup! Nice to meet you! Sitdown! What’s your name? Тема 2. Питомцы и животные. Алфавит. Задачи: 1. Развитие мотивационной сферы изучения иностранного языка детьми разного возраста средствами включения различных видов практической и игровой деятельности. 2. Воспитание у детей доброго и заботливого отношения к животным. 3. Развитие навыков аудирования коротких текстов и реплик педагога. 4. Формирование умения свободно осуществлять диалогическое общение на элементарном уровне с взрослыми и сверстниками в пределах ситуации общения. 5. Расширение представлений детей об окружающем мире через включение разнообразного страноведческого материала, знакомство с художественной литературой о животных английских и американских авторов. 11 Аудирование Лексическое наполнение What is this? What a bear, a hare, a dog, can you see? What a frog, a cock, a pig, do you have? What a bat, a cat, a fox, a can a frog do? mouse, a bird, a chick, a horse, a Close your eyes! hen, a fish, a cow, a Open your eyes! rabbit, a goose, What is missing? a mouse, Star,twig Sleep!Wake up! Речевые образцы, подлежащие усвоению Практич Страновед еская ческий деятель материал ность This is a cat. Игры I am a frog. I can jump. I can see a donkey. I have a cat. The horse can run. DrawSmile!Dance! Ff [ ef ] [эф] Gg [ dʒi: ] [джи] Hh [ eitʃ ] [эйч Знакомство с животным и англоязычн ых стран, условиями их обитания. A zebra, a giraffe, a snake. Тема 3. Мои игрушки. Алфавит. Задачи: 1.Формирование у детей умение взаимодействовать в коллективных видах деятельности. 2.Развитие умения на элементарном уровне высказываться о любимых предметах, о том, чем обычно играют. 3.Знакомство детей с дорожного движения. разнообразными видами транспорта, правилами 4.Расширение потенциального словаря путём введения лексических единиц и речевых образцов по теме. 5.Воспитание у детей желания и умения взаимодействовать в коллективе сверстников достигать конечного результата. Аудирование Лексическое наполнение Речевые образцы, Практиче Странов ская едческий деятельно материал подлежащие сть усвоению 12 What do you a kite,chair,table,fish, like toys? cow,a ship, What is this? a drum,a bike, What have balloon, you got? a Where is he cup,spoon,bird,house,chick, car? What horse, can you see? big,little,red,green, Show me … Организа ция и This is a kite. проведени Is this a kite? е This is (that различны is)… х игр в рамках изучаемой темы. I like a doll. Названи я английск их игр. white,black,blue. Come up to me! Ii [ ai ] [ай] Jj [ dʒei ] [джей] Kk [ kei ] [кей] Ll [ el ] [эл] Mm [ em ] [эм] Тема 4. Я учусь считать и рисовать. Алфавит. Задачи: 1. Развитие умения понимать обращенные к ним реплики и реагировать на них. 2. Развитие умения сообщить о себе, о своем возрасте, городе. 3. Учиться считать предметы. Аудирование Лексическое наполнение Речевые образцы, подлежащие усвоению Практическая Странов деятельность едческий материал 13 Howoldareyou? Wheredoyoulive? Сanyou? Whatcanyousee? A boy, a girl, I am five one, two, three, I live four, five, six, yeisk. seven, eight, nine, ten. in Раскрашиван Рифмовк ие картинок а Знакомст во со столица ми англоязы чных стран Howmany? Show me. Let’s count. What have you got? Nn Oo Pp Qq Rr [ en [ ou [ pi: [ kju: [ a: ] Множеств.числ о сущ. ] [эн] ] [оу] ] [пи] ] [кью] [аа, ар] Тема 5. Наша еда. Алфавит. Задачи: 1.Увеличение объема лексического, грамматического и страноведческого материала по данной теме. 2.Обобщение случаев употребления неопределенного артикля a. 3.Развитие устной деятельности. речи средствами музыкальной, театрализованной 4.Формирование представлений об этике поведения за столом, сервировке стола, об основных трапезах, культуре еды в англоговорящих странах. Аудирование Лексическое наполнение Речевые образцы, подлежащие усвоению Практическая деятельность Страно ведческ ий материа л 14 Do you like an a pear, an apple, apple? What a banana, an do you like? orange, a cake, milk, honey, Please, give cabbage,corn,che me… ese, Here you are yellow,brown With pleasure I like apples. I don’t Ситуативные like bread. I would игры «В like milk. I have a гостях», sausage and bread. Игра «В магазине» , Что любят есть и пить английс кие и америка нские дети Play snowballs Play chess Play the piano Ss [ es ] [эс] Tt [ ti: ] [ти] Uu [ ju: ] [ю] Vv [ vi: ] [ви Тема 6. Семейные праздники. Новый год. Алфавит. Задачи: 1.Увеличение объема лексического, грамматического и страноведческого материала по данной теме. 2.Развитие устной деятельности. речи средствами 3.Формирование представлений англоговорящих странах. Аудирование Лексическое наполнение об музыкальной, праздновании Речевые образцы, подлежащие усвоению театрализованной Нового Практическ ая деятельност ь года Страно ведческ ий материа л в 15 What can you Long,short,New see in front of reindeer, you? snowballs,Happy Christmas Ww [ `dʌbl `ju: ] [даблю] Xx [ eks ] [экс] Yy [ wai ] [уай] Zz [ zed ] [зед] In front of year, I wish you a Изучение Merry песен и Christmas! новогодних игр HappyNewYear ! Snake,lake,bag,floor,flag Праздн ование Нового года в англого ворящи х странах Тема 7. Моя семья, мои друзья. Задачи: 1. Формирование у детей основ общения на английском языке в пределах сюжета: умение сделать сообщение о членах своей семьи, о роде занятий и увлечениях. 2. Развитие навыков аудирования английской речи. 3. Знакомство детей с аутентичной информацией, отражающей особенности быта и семейных традиций в англоговорящих странах. Аудирование Лексическое наполнение Is this…? Have A family, A mother, you got…? a father, a sister, How many….? a brother. I love Take, put, Do you like? Friend, He’srunning,hop plate,fork,knife, Речевые образцы, Практическая Страно деятельность ведческ ий подлежащие матери усвоению ал This is my Создание mother. Yes, семейного I have No, I портрета have not Как назвать членов англий ской семьи I have a mother. That Нарисовать праздничный и как is… стол для обраща 16 ping, swimming I love my друзей. mother. My cakes,sugar,butter,ice Изготовление friend has… cream,apples,carrots Валентинки I like.. water,sweets,bread, ться к членам англий ской семьи и друзья м Тема 8. Дом, в котором мы живем, мой город. Задачи: 1. Развитие устной монологической речи детей в ситуациях по данной теме. 2. Расширение лексического и грамматического материала по данной теме. 3. Знакомство детей с особенностями жилья в англоговорящих странах 4. Формирование потенциального словаря. 5. Развитие творческих способностей детей, воспитание чувства радости и гордости за свой дом. Аудиров Лексическое наполнение ание Речевые образцы, подлежащие усвоению Do you live in the house? Is your house big? Ceiling,door,room, Window,wall. A house, a flat, a room, a home, a pen, a book, What is a copy-book, this? A table, a chair, What colour is a sofa, а TV, a lamp, a bed, the sofa? I live in the house. This is my flat. This is an armchair. It is a green sofa There are books on the table. Практическ ая деятельнос ть Страно ведческ ий материа л Составлени е рассказа о своем доме. Какие дома и комнат ы у англича н. Рисуем свой дом. Рисуем Good afternoon! свою I like to clean my комнату. room myself! Улицы и города в англояз ычных 17 What are a clock, a pencil, there on a rubber, a ruler. the table? Old,new,beautiful,large. странах Duck,flower,park, boat,tree,bush,bike,donkey,p oney. Тема 9. Времена года, одежда, мое тело. Задачи: 1. Развитие устной диалогической речи детей в ситуациях по данной теме. 2. Расширение лексического и грамматического материала по данной теме. 3. Знакомство детей с особенностями погоды в англоязычных странах. 4. Формирование потенциального словаря. Аудирование Лексическое наполнение Речевые образцы, What’s the Peacock,dove,s weather like parrow, today?In Crow. summer? Seasons,winter, It’s autumn, raining,windy, spring,summer. sunny, What must I do? подлежащие усвоению It’s fun. Put on I’m ready.. Cold,warm,ho Socks,blouse,dr esss,tights, t. shoes,skirt,scarf What’s the matter? I amill. ,shirt,coat, jeans,jacket,trai ners. Headache,stom Практическая Страно деятельность ведческ ий материа л Сценка What Погода do you do in в summer? англояз ычных Игра «подбор странах одежды в . разное время года» 18 achache, Doctor,pill. Тема 10. Школа. Школьный портфель. Алфавит. Задачи: 1. Развитие устной монологической речи детей в ситуациях по данной теме. 2. Расширение лексического и грамматического материала по данной теме. 3. Знакомство детей с особенностями общения в школе. 4. Формирование потенциального словаря. 5. Развитие творческих способностей детей, психологическая подготовка к школе и школьной атмосфере. Аудирован Лексическое ие наполнение Речевые образцы, What’s the Hot,warm,eleven,t time? welve, It’s …o’clock. School,schoolbag, Classroom,desk,bo ard,pen,teacher, Let’s begin our lesson! Ruler,rubber,pencil подлежащие усвоению Практическая Страно деятельность ведческ ий материа л Рисуем свой Школы будущий в I’m портфель. Америк thirsty…shegetsup,w е и ashes,putson,eats,dri Британ nks,goes to school ии Youarewelcome! Thelessonis over! 1.4. Планируемые результаты. Результат реализации программы. К концу обучения, учащиеся будут: Знать: • основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний) ; 19 • интонацию различных коммуникативных типов предложения; • признаки изученных грамматических явлений (видо-временных форм глаголов, модальных глаголов, артиклей, существительных, местоимений, числительных, предлогов); • основные нормы речевого этикета, принятые в стране изучаемого языка; • роль владения иностранными языками в современном мире; особенности образа жизни, быта, культуры стран изучаемого языка (всемирно известные герои художественных детских произведений; известные достопримечательности, сходство и различия в традициях своей страны и стран изучаемого языка. Уметь: говорение • начинать, вести/поддерживать и заканчивать беседу в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета; • расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал; • рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее, сообщать краткие сведения о своем городе/селе, своей стране и стране изучаемого языка; • делать краткие сообщения, описывать события/явления (в рамках изученных тем, передавать основное содержание, основную мысль услышанного, выражать свое отношение к услышанному, давать краткую характеристику персонажей; Связь с родителями поддерживается в течение всего срока обучения в форме индивидуальных бесед, дней открытых дверей. 20 Дата (мес яц год пров еден ия заня тий) В ну тр и те м ы Вре мя пров еден ия Форма контроля Колво часо 21 в Место проведения п/п Содержание ( разделы, темы) Форма проведения Номер занятий 1. 1. Вводное 1 группо вая ДДТ набл юден ие 2. 2. 1 группо вая ДДТ набл юден ие 3. 3. 1 группо вая ДДТ набл юден ие 1 группо вая ДДТ набл юден ие 1 группо вая ДДТ набл юден ие 1 группо вая ДДТ набл юден 4. 4. 5. 5. 6. 1. занятие. Познакомить детей с речевыми структурами “Good morning!”, “Good bye!” “Hi!”, “Hello!”;тренировать речевые структуры: “What is your name?” “My name is…” Познакомить с новой лексикой: “yes”, “no”, ‘I”, “a rabbit”, “a bear”; прослушать песенку “What is your name?”; продолжить учить отвечать на вопрос “What is your name?” “My name is…” Закрепить песенку ”What is your name?”; познакомить детей с речевыми оборотами: “I am sorry”, “I am glad”; познакомить с правилами игры “Little frog” и поиграть в нее. Закрепление речевых структур:”What is your name?” “My name is…” познакомить с новой лексикой: “Excuse me, a mouse, a cat, he, she, we” и речевыми структурами: “Stand up!”, “Sit down”, повторить правила игры “Little frog” Закрепить пройденный материал; научить детей благодарить друг друга “Thank you”. Познакомить с речевыми оборотами: “I have a …”, “It is 22 7. 2. 8. 3. 9. 4. 10. 5. 11. 6. 12. 1. 13. a …”; тренировать у детей правильное произношение звуков; закрепить правила игры “A cat and a mouse”. Закрепить пройденный материал; отработать речевые обороты: “Do you see a pig?, “Yes, I see a pig”; прививать любовь к пению песен на английском языке. Познакомить детей со стихотворением “One, one, one”; продолжать знакомство с домашними животными; вызывать у детей интерес к английскому языку Продолжать знакомить детей с домашними животными; закреплять знание правил игры; тренировать правильное произношение у детей. Закреплять знание правил игры; тренировать правильное произношение у детей. Тренировать правильное произношение у детей. Познакомить детей с черным, белым, желтым и зеленым цветами на английском языке; прослушать песню “I see green”; закрепить счет; тренировать в правильном произношении звуков 2. Закреплять цвета (green, black, white, yellow); знакомить детей с красным, розовым, коричневым и синим цветами; тренировать ие 1 группо вая ДДТ набл юден ие 1 группо вая ДДТ набл юден ие 1 группо вая ДДТ набл юден ие 1 группо вая ДДТ набл юден ие 1 группо вая ДДТ 1 группо вая ДДТ набл юден ие набл юден ие 1 группо вая ДДТ набл юден ие 23 14. 3 15. 4. 16. 5. 17. 6. 18. 7. 19. 1. 20. 2. 21. 3. речевую структуру: “This dog is white”, “That dog is black”. Закрепить цвета; ввести новую лексику; тренировать память. Закрепить цвета; тренировать внимание, усидчивость, память; ввести новый материал. Закреплять цвета; тренировать внимание, усидчивость, память. Закреплять цвета; тренировать внимание, усидчивость, память. Закреплять цвета; тренировать внимание, усидчивость, память. Тренировать детей в счете от 1 до 6; закреплять названия животных; заучить рифмовку; спеть песенкусчиталку “One, one, one”. Закреплять счет от 1 до 6; привлекать детей вести диалог; учить выполнять задание коллективно; тренировать правильно произносить звуки. Тренировать счет до 10; тренировать в произношении речевой структуры: “How old are you?”, “I am five”; учить детей слушать и воспринимать песенки на английском языке; тренировать память. 1 группо вая ДДТ набл юден ие 1 группо вая ДДТ набл юден ие 1 группо вая ДДТ набл юден ие 1 группо вая ДДТ набл юден ие 1 группо вая ДДТ набл юден ие 1 группо вая ДДТ набл юден ие 1 группо вая ДДТ набл юден ие 1 группо вая ДДТ набл юден ие 24 Календарный учебный график Дата начала и окончания учебного периода Количество учебных недель Продолжительность каникул Место проведения занятия Время проведения занятия 1 сентября 2022г. 36 Каникулы с 01.06.2023г. по 31.08.2023г. МБУДО ДДТ, ст. Советской Форма занятий Сроки контрольных процедур Участие в массовых мероприятиях (соревнованиях, конкурсах, фестивалях, праздниках) Кабинет № 6 на местности группа АЯМ День Занятие – 30 минут Перемены - 30 минут до 31 мая 2023г. Время группа 1в Раз группа День Время Групповая Начальная диагностика (октябрь), текущая диагностика (декабрь), итоговая диагностика (май) * Новогодний утренник, декабрь; * Масленица, январь, февраль; * Утренник к 8 марта; * Поздравление ветеранов, май; * Отчетный концерт, май. 2.2. Условия реализации программы. Условия реализации программы. Программа "Английский язык малышам" составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития учащихся. Основное время на занятиях отводится теоретической и практической работе, которая проводится на каждом занятии после объяснения теоретического материала. Создание творческой атмосферы на занятии способствует появлению и укреплению заинтересованности учащихся в собственной деятельности. 25 Кадровые условия реализации программы. Реализовать программу "Английский язык малышам" имеет право педагог, обладающий профессиональными знаниями (со средне-специальным или высшим педагогическим образованием), знающий специфику ОДО, имеющий практические навыки в сфере организации интерактивной деятельности детей. 2.3. Формы аттестации Формы и виды контроля объединения «Английский язык малышам» год обучения № п/п 1 Сроки проведения Октябрь 2 Декабрь 3 Май Цель контроля Формы контроля Проверка уровня знаний, степень усвоения программного материала по теме: «Знакомство, приветствие, алфавит» Проверка уровня знаний по теме: «Я учусь считать.» Устный опрос Проверка уровня знаний по теме: «Времена года, одежда, мое тело» Устный опрос Устный опрос Формы аттестации - оценка образовательных результатов учащихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Английский язык малышам» осуществляется в порядке, установленном локальным нормативным актом "Положение о внутреннем итоговом мониторинге освоения дополнительных общеобразовательных программ учащимися объединений муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Дома детского творчества ст. Советской муниципального образования Новокубанский район". Формой отслеживания и фиксации образовательных результатов учащихся является протокол внутреннего итогового мониторинга, составленный педагогом. Программа предполагает стартовую, промежуточную и итоговую аттестацию учащихся. Стартовый контроль осуществляется в начале учебного года после 26 первой четверти и направлен на диагностику начального уровня знаний умений и навыков учащихся. Итоговый мониторинг осуществляется в конце учебного года и направлен на выявление уровня освоения разделов программы за весь срок обучения. Для этого педагог использует следующие формы: • открытое занятие • беседы • практические задания • викторины • игровые и познавательные досуговые мероприятия • праздники Образовательные результаты фиксируются в материалы анкетирования и тестирования, которые заносятся в диагностическую карту. В конце каждой темы планируется проведение выставок в объединении, самостоятельных работ по изготовлению изделий по памяти, конкурсы различного уровня, выполнение и представление творческих проектов. В конце каждого года обучения проводятся итоговые выставки лучших работ, также персональные выставки, с награждение авторов грамотами. Виды контроля и аттестации учащихся: - входной контроль – это оценка исходного уровня знаний учащихся перед началом образовательного процесса; - текущий контроль – это оценка качества усвоения учащимися содержания образовательной программы в период обучения после начальной аттестации до промежуточной (итоговой) аттестации; - промежуточная аттестация - это оценка качества усвоения учащимися содержания конкретной образовательной программы по итогам учебного года, полугодия; - итоговая аттестация - это оценка усвоения достижений обучающихся, заявленных в образовательных программах по завершению учебного года и курса обучения по образовательной программе. Входной контроль Входной контроль осуществляется в начале образовательного процесса с 15 по 30 октября. Содержание материала контроля определяется педагогом самостоятельно на основании содержания программного материала. Входной контроль осуществляется педагогом по каждой группе (в соответствии с Программой). Текущий контроль 27 Текущий контроль успеваемости учащихся – это систематическая проверка образовательных достижений учащихся, проводимая педагогом в ходе осуществления образовательной деятельности в соответствии с образовательной программой, в ходе текущего и промежуточного оценивания, выполнения проверочных, итоговых работ. Текущий контроль проводится с целью систематического контроля и последующей коррекции уровня достижений учащихся в усвоении теоретического материала, степени сформированности универсальных учебных действий, а также носит мотивационный характер. Содержание материала контроля определяется педагогом на основании содержания программного материала и в соответствии с ее прогнозируемыми результатами. Форму текущего контроля определяет педагог с учетом контингента учащихся, уровня обученности детей, содержания учебного материала, используемых им образовательных технологий и др. Промежуточная аттестация учащихся Промежуточная аттестация проводится как оценка результатов обучения за определённый промежуток учебного времени – за полугодие / год. Промежуточная аттестация учащихся включает в себя проверку теоретических знаний и практических умений и навыков. Промежуточная аттестация учащихся осуществляется педагогами дополнительного образования, работающими в объединениях и контролируется администрацией учреждения. Промежуточная аттестация учащихся проводится в декабре/мае. Промежуточная аттестация осуществляется педагогом по каждой группе (в соответствии с Программой). Итоговая аттестация учащихся Итоговая аттестация учащихся проводится по завершении обучения по образовательной программе. Для проведения итоговой аттестации учащихся приказом директора формируется аттестационная комиссия (не менее двух человек), в состав которой могут входить методист, педагог дополнительного образования. Результаты итоговой аттестации учащихся должны оцениваться таким образом, чтобы можно было определить: насколько достигнуты прогнозируемые результаты дополнительной образовательной программы каждым учащимся; полноту выполнения дополнительной образовательной программы; результативность самостоятельной деятельности учащегося в течение всех годов обучения. 28 2.4. Оценочные материалы. Оценочные материалы. Тесты, наблюдение. Перечень диагностических карт, портфолио детских достижений. Входящий контроль – определение уровня знаний, умений, навыков в виде бесед, практических работ, викторин, игр. Промежуточный контроль: коллективный анализ каждой выполненной работы и самоанализ; проверка знаний, умений, навыков в ходе беседы. Итоговый контроль: тестирование, участие в выставках. Оценка, оформление и анализ результатов аттестации. Результаты входного контроля, промежуточной и итоговой аттестации учащихся на каждую группу (в соответствии с Программой), вносятся в протокол мониторинга образовательного уровня учащихся, по которому определяются результаты освоения учащимися дополнительных образовательных программ. Качество освоения образовательных программ определяются на основании определения уровней освоения программного материала. Уровни освоения теоретического (программного) материала: Теоретическая подготовка – теоретические знания по программе, полнота реализации программы. - «Ниже среднего» – ребенок овладел менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой (практически не освоил программу) (2-4 балла). - «Средний» – объем усвоенных знаний составляет от 1/2 до 2/3 знаний, предусмотренных программой (освоил программный материал в необходимой степени) (5-7 баллов). - «Высокий» – ребенок освоил практически весь объем предусмотренный программой за определенный период (8-10 баллов). знаний, Уровни владения специальной терминологией: - «Ниже среднего» – ребенок, как правило, избегает употреблять специальные термины (2-4 балла). 29 - «Средний» – ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой (5-7 баллов). «Высокий» - специальные термины употребляются осознанно и в полном соответствии с их содержанием (8-10 баллов). Уровни владения практическими умениями и навыками: Практическая подготовка включает практические умения и навыки, предусмотренные программой; владение специальным оборудованием и оснащением, необходимым для освоения программы. - «Ниже среднего» – ребенок овладел менее программой умений и навыков (2-4 балла). чем ½ предусмотренных - «Средний» – объем усвоенных умений и навыков составляет от 1/2 до 2/3 (5-7 баллов). - «Высокий» – ребенок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период (8-10 баллов). Уровни творческих навыков: Творческие навыки ребенка, творческое отношение к делу и умение воплотить его в готовом продукте. - «Ниже среднего» – ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания (2-4 балла). - «Средний» – ребенок выполняет задания на основе образца (5-7 баллов). - «Высокий» – ребенок выполняет практические задания с элементами творчества (8-10 баллов). Качество освоения программного материала. Качество освоения программного материала определяется путём вычисления среднего балла по всем четырём критериям: балла. Качество освоения программного материала на низком уровне –2-4 30 Качество освоения программного материала на среднем уровне –5-7 баллов. Качество освоения программного материала на высоком уровне –8-10 баллов. Результаты входного контроля, промежуточной и итоговой аттестации также вносятся в сводный протокол результатов освоения учащимися программных материалов, где педагогом фиксируются результаты работы по всем его реализуемым программам. Данные результаты входного контроля, промежуточной и итоговой аттестации учащихся передаются методисту для дальнейшей обработки. Протоколы мониторинга хранятся в ДДТ в течение всего срока по образовательной программе каждой конкретной группы. обучения 2.5. Методические материалы. Методические материалы. Одной из важнейших задач педагога дополнительного образования является развитие у учащихся творческой инициативы и самостоятельности. В связи с этим повышается роль творчества в формировании личности, способной к высокопроизводительному труду, насыщенной деятельности. Усилиями многих педагогов накоплен большой опыт работы с учащимися, сложились конкретные организационные формы воспитательного процесса, разработаны методы занятий с учащимися. Методы – это способы взаимосвязанной деятельности педагога и учащихся, направленные на достижение целей обучения. С помощью методов реализуется образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения. В определении метода следует обратить внимание на 3 момента: • Деятельность педагога – он объясняет, демонстрирует, инструктирует, поощряет. • Действие учащегося – он слушает, запоминает, повторяет, выполняет. • Взаимодействие педагога и учащегося – умение правильно строить свои отношения с учащимися и сделать их творцами воспитательного процесса. Последовательность освоения разных техник позволит перейти к самостоятельному творчеству и воплощению своих идей. Вся работа направлена на взаимодействие: учащийся – педагог – родитель. Не одно мероприятие не проходит без родителей, которые всегда готовы помочь. 31 Они посещают родительские собрания, разные воспитательные и массовые мероприятия. Виды занятий: Программа «Английский язык малышам» знакомит детей с английский языком и дает возможность расширить и накопить лексический запас английских слов и выражений. Программа включает в себя теоретические и практические занятия: Теоретический блок: - беседа; - рассказ. Практический блок: - диалоги; - описание картины. В процессе обучения используются занятия следующих типов: - занятия – ознакомления с новым материалом; -занятия - закрепления навыков изученного материала; - занятия - систематизации полученных знаний; - занятия проверки и оценки знаний, умений и навыков; - практические занятия; - итоговые занятия. При формировании теоретических знаний у учащихся используются такие методы как: - объяснительно-иллюстративный или информационно-рецептивный метод (рассказ, лекция, объяснение, работа с дополнительной литературой); - репродуктивный метод; - методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности (опрос, зачет, проведение мониторингов). Программа построена с учетом интересов учащихся, мотивации успешности их деятельности, с опорой на комфортную атмосферу, стимулирующую творческую активность личности. Осуществляя предметное обучение, в программе учитывается дифференцированный подход к детям, учитываются их индивидуальные особенности, создаются условия для развития всех способностей детей, направляется их творческий рост. Образовательные технологии Технологии игровые, личностно-ориентированного обучения, здоровьесберегающие, информационно - коммуникационные, творческо продуктивные, направленные на формирование устойчивой мотивации к умственному труду. Педагогика сотрудничества, заложенная в программу, дает возможность интерактивно познавать окружающий мир, общаться и сотрудничать с ровесниками и взрослыми. 32 Материально-техническое обеспечение - наличие кабинета с 8-ю посадочными местами, учебные столы не менее 8-10 - стульев, освещение кабинета и возможность проветривания его должно удовлетворять требованиям СанПиНа. В кабинете должны быть, шкафы для хранения учебной и методической литературы, наглядных пособий. На занятиях используются наглядные пособия, альбомы, книги, плакаты. Возможно использование интернет-технологий и мультимедийного оборудования при проведении занятий, центр кабинета свободен и служит для проведения игр, физкультминуток, коллективных творческих игр-тренингов. Также в кабинете имеется: - мультимедийное оборудование; - ноутбук; - наглядный, дидактический и раздаточный материал для работы с детьми; - необходимый материал для творческой деятельности. Информационное обеспечение: учебно-методические пособия; планы и конспекты занятий; сценарии мероприятий (праздников); беседы; тематические папки методических материалов из опыта работы. № Наименование Количество ( на группу) п/п 1. тетрадь в клетку 8 шт. 2. карандаши простые 8 шт. 3. ластик 8 шт. 4. карандаши цветные 8 пачек 5. линейка 8 штук 6. счетные палочки 8 пачек Алгоритм подготовки и построения учебного занятия I этап - организационный. Задача: подготовка детей к работе на занятии. 33 Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания. II этап - подготовительный (подготовка к восприятию нового содержания). Задача: мотивация и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности. Содержание этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (пример, познавательная задача, проблемное задание детям). III этап - основной. В качестве основного этапа могут выступать следующие: 1. Усвоение новых знаний и способов действий. Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения. Целесообразно при усвоении новых знаний использовать задания и вопросы, которые активизируют познавательную деятельность учащихся. 2. Первичная проверка понимания. Задача: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление неверных представлений, их коррекция. Применяют пробные практические задания, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием. 3. Закрепление знаний Применяют тренировочные упражнения, задания, выполняемые детьми самостоятельно. 4. Обобщение и систематизация знаний. Задача: формирование целостного представления знаний по теме. Распространенными способами работы являются беседа и практические задания. IV этап – контрольный. Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция. Используются тестовые задания, виды устного опроса, вопросы и задания различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисковоисследовательского). 2.6. Список литературы. 1. Нормативно-правовые акты: 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273). 34 2. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р (Далее – Концепция). 3. Приказ Министерства просвещения РФ от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Приказ № 196). 4. Приказ министерства просвещения российской федерации от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (далее – Целевая модель). 5. Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, технологий электронного при реализации обучения, дистанционных образовательных образовательных программ, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 сентября 2017 г., регистрационный № 48226). 6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 7. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 г. «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». 8. Распоряжение главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 4 июля 2019 г. № 177-р «О концепции мероприятия по формированию современных механизмов управленческих в системе решений и дополнительного организационно-экономических образования детей в рамках 35 федерального проекта «Успех каждого ребёнка» национального проекта «Образование». 9. Краевые методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (2020 г.). 2. Основная учебная литература. Дополнительная литература для педагога 1. Ачкасова Н.Н. «Маша и медведь. Музыкальная сказка для детей, начинающих изучать английский язык» - М.: Дрофа, 2006. 2. Бородина О.В., Донецкая Н.Б. «Englishisfun» - Тамбов: ТОИПКРО, 2005. 3. Евсеева М.Н. «Программа обучения английскому дошкольного возраста» - М.: Панорама, 2006 языку детей 4. Ижогина Т.И., Бортникова С.А. «Волшебный английский»: Книга для учителя начальной школы - Ростов-на Дону: «Феникс», 2003. 5. Клементьева Т.Б. «Счастливый английский. Занимательные игры и упражнения» - М.:Дрофа, 1995. 6. Лыкова Л.Л. «Обучение английскому языку дошкольников и младших школьников» - Ярославль: Академия развития, 2006. 7. МалышеваН.И. «Секреты английских звуков» - М.: АСТ-Пресс, 1997. 8. Нехорошева А.В. «RhymeyourEnglish» - Тамбов: ТОИПКРО, 2005. 9. Радаева О.Е. «Английский для детей» - Тамбов: ТОИПКРО, 2007. 10.Стайнберг Дж. «110 игр на уроках английского языка» - М., Астрель, 2000г. Интернет-ресурсы: 1. www.fenglish.ru (Увлекательный английский.МульткурсMUZZY, курс LittlePim от JuliaPimsleurLevine) 2. www.supersimplelearning.com(Детские песенки, видео для детей) 3. www.solnet.ee(Игротека. Развивающие видеоуроки. Уроки английского языка в игровой форме для дошкольников) 36 4. www.mipolygloti.ru(Курс «Английский для малышей с Фафалей») 5. www.mother-and-baby.ru (Английский для малышей, игры по изучению английского языка) 6. www.peekaboo.wmsite.ru(Английский для малышей – обучающее видео) Обязательная литература для педагога 1. Ижогина Т.И., Бортникова С.А. «Волшебный английский»: Книга для учителя начальной школы - Ростов-на Дону: «Феникс», 2003. 2. Клементьева Т.Б. «Счастливый английский. Занимательные игры и упражнения» - М.:Дрофа, 1995. 3. Лыкова Л.Л. «Обучение английскому языку дошкольников и младших школьников» - Ярославль: Академия развития, 2006. Список для детей: 1. Шишкова И.А.,Вербовская М.Е. «Английский для Руководство для учителей и родителей. -М.:Росмэн, 2004. малышей». 2. Шишкова И.А., Вербовская М.Е. «Английский для малышей». Учебник М.:Росмэн, 2016. 3. Шишкова И.А., Вербовская М.Е. «Английский для малышей». Рабочая тетрадь. -М.:Росмэн, 2016. 4. Шишкова И.А., Вербовская М.Е. «Английский для малышей». Прописи. М.:Росмэн, 2016.