1 Содержание Нормативно-правовые основания для проектирования и реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ……….3 Раздел I «Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты» 1.1. Пояснительная записка…………………………………….....................4 1.2. Цели и задачи……………………………………………….....................6 1.3. Содержание программы………………………………………………...7 1.4. Планируемые результаты……………………………….........................9 Раздел II «Комплекс организационно – педагогических условий» 2.1. Календарный учебный график…………………………………………..11 2.2. Условия реализации программы………………………………………...19 2.3. Формы аттестации………………………………………………………..21 2.4. Оценочные материалы…………………………………………………...22 2.5. Методические рекомендации……………………………………………22 2.6. Список литературы……………………………………….........................25 2 Нормативно-правовые основания для проектирования и реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мир творчества» обновлена с учётом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы. Нормативно-методические основы разработки программы представлены в следующих документах: 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273); 2. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р (Далее – Концепция). 3. Приказ Министерства просвещения РФ от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Приказ № 196). 4. Приказ министерства просвещения российской федерации от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (далее – Целевая модель). 5. Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 сентября 2017 г., регистрационный № 48226). 6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 7. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 г. «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». 8. Распоряжение главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 4 июля 2019 г. № 177-р «О концепции мероприятия по формированию современных управленческих решений и организационноэкономических механизмов в системе дополнительного образования детей в рамках федерального проекта «Успех каждого ребёнка» национального проекта «Образование». 3 9. Краевые методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (2020 г.). Раздел I «Комплекс основных характеристик образования: объём, содержание, планируемые результаты» 1.1. Пояснительная записка В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду. В настоящее время актуальной стала проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей народа. Декоративно-прикладное искусство органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции в целостности. Оно содержит в себе огромный потенциал для освоения культурного наследия, так как донесло до сегодняшнего дня практически в неискаженном виде характер духовнохудожественного постижения мира. Направленность образовательной программы По направленности дополнительная общеобразовательная программа «Мир творчества» может быть отнесена к программам художественной направленности. Ее цель и задачи могут быть направлены на формирование у детей художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, художественно-творческой активности. Новизна В программе предоставлены различные техники декоративно прикладного творчества, что дает возможность учащимся попробовать свои силы в различных техниках. На каждом занятии осуществляется корректное индивидуальное педагогическое воздействие на формирование эстетических вкусов учащихся. Новизна программы заключается в использовании личностно ориентированной педагогической технологии. Новизна программы заключается в использовании оригинальных приемов, методов, педагогических технологий или нестандартной формы организации образовательной деятельности с применением дистанционных технологий. Актуальность программы Актуальность предлагаемой образовательной программы определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы художественноэстетического развития детей. Сейчас ощущается потребность в создании условий, помогающих подрастающему поколению осознать себя как личность способную к самореализации и самоопределению. Данная 4 программа направлена на создание таких условий, способствующих социализации и активизации собственных знаний и творческих способностей учащихся. Программа хорошо адаптирована для реализации в условиях отдаленного поселения или временного ограничения для учащихся занятий в очной (контактной) форме по санитарно-эпидемиологическим и другим основаниям и включает все необходимые инструменты электронного обучения Педагогическая целесообразность Данная образовательная программа педагогически целесообразна, т.к. при ее реализации у учащегося развивается: фантазия, трудолюбие, усидчивость, аккуратность. В практической значимости учащиеся получают результат своего труда - готовое изделие, получают начальные знания в различных видах декоративно-прокладного творчества. Программа содержит педагогические приемы электронного обучения, использование форм, средств и методов образовательной деятельности в условиях электронного обучения в соответствии с целями и задачами дополнительного образования Отличительная особенность Развитие творческих способностей учащихся на основе их собственной творческой деятельности является отличительной чертой данной программы. В ходе реализации программы учащиеся получают начальные знания в различных видах декоративно-прокладного творчества, в том числе и дистанционно с применением электронного обучения. Адресат программы Возраст детей, участвующих в реализации данной ознакомительной образовательной программы с 7 до 14 лет. Состав группы постоянный, набор свободный, принимаются все желающие. Несовершенство регулирующей функции проявляется в свойственных детям данного возраста особенностях поведения, организации деятельности, эмоциональной сферы. Младшие школьники часто отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, легко возбудимы, очень эмоциональны. Поэтому ребенок младшего школьного возраста – это еще не окрепший организм с психологической и физиологической точки зрения, требующий к себе со стороны педагога огромного внимания. Занятия в объединении позволяют создать необходимые условия для освоения двигательных навыков и предметных ручных манипуляций и направлены на расширение знаний о многообразии материалов и техник декоративно прикладного искусства. Форма обучения – очная, дистанционная. Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий. Обучение ведется на занятиях, продолжительность которых составляет 1 академический час – 2 раза в неделю, 72 часа в год. Продолжительность учебного часа 45 минут и 15 минут времени на отдых, физ.минутки. 5 В ходе работы предполагается применение дистанционных технологий, индивидуальное онлайн-консультирование с родителями с целью организации учебного процесса. Предусмотрено сокращение режима занятий с учётом использования технических средств обучения при применении дистанционных технологий, согласно рекомендациям СанПин. Особенности организации образовательного процесса Состав группы: постоянный, количество учащихся 15-25 человек в группе. Формы занятий: индивидуальные, групповые. Занятия организуются в учебных группах, сформированных с учётом возрастных закономерностей и уровнем первоначальных знаний и умений обучающихся. В связи с внедрением системы персонифицированного финансирования. Уровень программы, объем и сроки Ознакомительная программа предусматривает получение первичных знаний, умений и навыков при их последовательном расширении при переходе к следующему (базовому) уровню обучения. Программа «Мир творчества» направлена на формирование у детей художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, художественно-творческой активности, помочь им в овладении образным языком декоративно-прикладного искусства. Продолжительность образовательного процесса – 1 год. 1 год обучения – 72 часа – 2 раза в неделю по 1 часу или 1 раз в неделю - 2 часа 1.2. Цели и задачи Цель программы создать активную мотивирующую образовательную среду для формирования познавательного интереса у учащегося в области декоративно-прикладного творчества через ознакомление с различными техниками и видами ДПТ. Задачи программы Образовательные: -показать многообразие видов ДПТ; -научить пользоваться инструментами и приспособлениями; -научить гармонично сочетать цвета. Метапредметные: -способствовать формированию практических и технических начальных умений и навыков, способности к решению несложных творческих задач. Личностные: -способствовать развитию любознательности, трудолюбия, усидчивости, аккуратности, чувства уважения к историческому и культурному наследию родного края; 6 -способствовать привитию духовно-нравственных ценностей, интереса к традициям своего народа, уважения и любви к родным и близким, дружбу, взаимопомощь; -способствовать развитию фантазии, художественного вкуса, творческой активности; -способствовать формированию интереса к творческой деятельности. Прием учащихся в объединение осуществляется из разных социальных групп. Принцип набора - свободный. В группе могут заниматься одновременно до 25 чел. Условия приема учащихся в коллектив на основе собеседования. 1.3. Содержание программы Обучение определяет содержание и характер совместной работы педагога и учащихся по осознанию предстоящей практической деятельности: это анализ конструкции изделия, анализ технологии его изготовления, сведения об устройстве, назначении и правилах безопасной работы инструментами, название используемых материалов и ряда их свойств, подлежащих целенаправленному наблюдению и опытному исследованию. При обсуждении технологии изготовления изделия учащиеся под руководством педагога составляют словесный план, различая только понятия материал и инструмент, поскольку само изготовление будет вестись подконтрольно. Учебный план № п/п Название раздела, темы Количество часов Всего Теория Практика 1. Вводное занятие 1 1 - 2. Панно из семян 12 2 10 3. Итоговое занятие 1 1 4. Аппликация из талаша 14 4 5. Итоговое занятие 1 1 6. Изготовление декорирование для фотографий 6 2 и рамок Формы контроля наблюден ие игра опрос 10 игравикторина опрос 4 беседа 7 7. 8. 9. Аппликации из срезов веточек Итоговое занятие Бумагопластика 10. Итоговое занятие Итого: 19 4 1 1 15 игра 16 4 12 опрос игра 1 1 - опрос 72 21 51 Содержание учебного плана 1. Вводное занятие. Знакомство с планом работы и задачами на учебный год. Рассказ о народном декоративно-прикладном творчестве, просмотр иллюстраций. Использование природного материла в декоративно-прикладном творчестве. Разновидности семян. Основные технологические приемы работы с семенами. 2. Панно из семян. Теория: Сравнительное определение композиции. Показ основных приемов построения композиции плоскостного изделия на примерах декоративных композиций ковра, кружева, ткани. Практика: Выполнение композиции в натуральную величину. Характерные особенности эскиза. Использование зарисовок по народному декоративному искусству в своей работе. Выполнение композиции из семян. 3. Итоговое занятие. Опрос. 4. Аппликация из талаша. Теория: Подготовка материала к работе. Инструменты. Декоративные свойства талаша, цвета, блеск. Способы их изменения. Выполнение задания по образцу. Геометрический и растительный орнамент. Практика: Создание эскиза. Подготовка основы. Перевод рисунка на основу. Аппликация талашом по образцу (орнамент, изображение птиц, животных, растений и т.д.), оформление работы. 5. Итоговое занятие. Выставка. 6. Изготовление и декорирование рамок для фотографий. Теория: Технология изготовления рамок. Основные компоненты оформления рамок (цвет, материал, форма, размер). Композиционное размещение фото рамок в интерьере. 8 Практика: Цветные рамки – головоломки; рамки, декорированные природным материалом; рамки, декорированные цветами из цветной бумаги, рамки, декорированные кофейными зернами. 7. Аппликации из срезов веточек. Теория: Понятие аппликация. Правила заготовки срезов. Правила нарезки срезов. Техника безопасности при нарезке срезов. Практика: Аппликация «Хризантема». Аппликация «Бабочка». Аппликация «Уточка». Выкладывание орнамента из срезов. 8. Итоговое занятие. Выставка. 9. Бумагопластика. Теория: Из истории аппликации. Знакомство с обрывной, объемной аппликацией, обрывной мозаикой. Из истории плетения. Знакомство с историей оригами. Практика: Изготовление работ в этих техниках. Техника «торцевание» и выполнение работ. Плетеные картины. Объемные игрушки из бумажных полосок. Складывание из бумаги и салфеток. Происхождение техники «киригами». Силуэтное, симметричное вырезание. Вырезание открыток, снежинок. 10. Итоговое занятие. Опрос. 1.4. Планируемые результаты. Результат реализации программы Учащиеся на конец учебного года будут знать: - роль цвета и принципы формообразования, композиции; - технику безопасности труда; - свойства бумаги и картона; - инструменты и приспособления для работы с бумагой и картоном: циркуль, нож, ножницы, порядок работы с ними; - технику перевода рисунка; - инструменты и приспособления для работы с различным материалом; Метапредметные: У учащихся на конец учебного года: -будут сформированы практические и технические начальные умения и навыки, способность к решению несложных творческих задач. Личностные: У учащихся на конец учебного года: - будут развиты любознательность, трудолюбие, усидчивость, аккуратность, чувство уважения к историческому и культурному наследию родного края; 9 - будут привиты духовно-нравственные ценности, интерес к традициям своего народа, уважение и любовь к родным и близким, дружбу, взаимопомощь; - будут развиты фантазия, художественный вкус, творческая активность; - сформирован интерес к творческой деятельности. 10 Раздел II «Комплекс организационно-педагогических условий» 2.1. Календарный учебный график Номер занятий п/п 1 2. 1 3 2 6 Теория: Содержание и задачи объединения. Организация труда. Техника безопасности. Дата (месяц Время провед ения Форм а прове дения 1 групп овая год проведения занятий) 1 Панно из семян и круп (12час) 1 5 Кол-во часов Внутри темы 1. Вводное занятие (1 час) 2 4 Содержание ( разделы, темы) 3 4 5 Теория: Сравнительное определение композиции. Практика: Выполнение композиции в натуральную величину. Теория: Рассказ о народном декоративно-прикладном творчестве. Практика: Показ основных приемов построения композиции плоскостного изделия на примерах декоративных композиций ковра Теория: Практика: Показ основных приемов построения композиции плоскостного изделия на примерах декоративных композиций кружева Теория: Просмотр иллюстраций о народном декоративноприкладном творчестве. Практика: Показ основных приемов построения композиции плоскостного изделия на примерах декоративных композиций ткани. Теория: Использование природного материла в декоративно- 1 групп овая групп овая 1 групп овая 1 групп овая 1 групп Мес то про вед ени я Фор ма конт роля 11 прикладном творчестве. Практика: Предварительная раскладка узора на подготовленную основу. 1 овая Теория: Разновидности семян. Практика: Приклеивание готовой композиции к основе из семян. 8 7 Теория: Основные технологические приемы работы с семенами Практика: Изготовление панно из круп и семян «Коврик». 9 8 Теория: Основные технологические приемы работы с пшеном Практика: Изготовление панно из круп и семян «Цветы к празднику». 10 9 Теория: Применение панно в декоративно прикладном творчестве. Практика: Изготовление панно из различных круп и семян «Животные». 11 10 Теория: Технология окрашивания манной крупы. Практика: Изготовление панно из манной крупы на плоскости. 12 11 Теория: История происхождения аппликации. Практика: Изготовление панно с применением круп и семян «Осенний пейзаж». 13 12 Теория: Отличительные особенности круп от семян. Практика: Коллективная работа учащихся в изготовлении панно из круп. 3. Итоговое занятие (1 час) 1 групп овая 1 1 групп овая групп овая 1 групп овая 7 14 6 1 Итоговое занятие. Теория: Опрос учащихся 4. Аппликация из талаша (14 час) 15 1 Теория: Подготовка материала к работе. Практика: Создание эскиза. Зарисовка карандашом на бумаге. 16 2 Теория: Инструменты для работы. Практика: Подготовка основы. Окрас. 1 1 групп овая групп овая 1 групп овая 1 групп овая 1 групп овая групп овая . 1 опро с 12 Теория: Декоративные свойства талаша, цвета, блеск. Практика: Перевод рисунка на основу. 18 4 Теория: Способы изменения цвета талаша. Практика: Приклеивание листьев талаша на готовый рисунок. 19 5 Теория: Способы изменения свойств талаша. Практика: Аппликация талашом по образцу. 20 6 Теория: Способы изменения блеска талаша. Практика: Плоская аппликация «Рябина» 21 7 Теория: Геометрический орнамент. Практика: Плоская аппликация «Роза» 22 8 Теория: Растительный орнамент. Практика: Плоская аппликация «Букет цветов» 23 9 Теория: Способы разглаживания талаша. Практика: Аппликация из талаша с изогнутыми листьями «Подсолнух». 24 10 Теория: Правильное вырезание отдельных деталей для аппликации. Практика: Изготовление объёмной розы из листьев талаша. Наклеивание листьев на бумагу. Высушивание утюгом. 25 11 Теория: Способы загиба талаша. Практика: Изготовление объемной розы. Обводка листьев по шаблону на заготовках. Вырезание листьев и лепестков розы. 26 12 Теория : Правильная обработка талаша. Практика: Сбор розы в единое целое. 27 13 Теория: Правильное хранение талаша. Практика: Коллективная работа учащихся. Изготовление аппликации по выбору учащихся. Подготовка материала. 28 14 Теория: Правила наклеивания на пергаментную бумагу. Практика: Подготовка основы. Вырезание отдельных деталей для аппликации. Сбор композиции в единое целое. 5. Итоговое занятие (1 час) 17 3 1 групп овая групп овая групп овая групп овая групп овая групп овая групп овая 1 групп овая 1 1 1 1 1 1 1 групп овая 1 групп овая групп овая 1 1 групп овая 13 29 1 Итоговое занятие. Практика: Опрос учащихся 6. Изготовление и декорирование рамок для фотографий (6час) 30 1 Теория: Технология изготовления рамок. Практика: Подготовка основы для рамки. Изготовление фоторамки , с применением цветов из цветной бумаги. 31 Теория: Основные компоненты оформления рамок - цвет Практика: Изготовление фоторамки, с применением кофейных зерен. 32 Теория: Основные компоненты оформления рамок - материал Практика: Изготовление фоторамки, с применение различных круп и семян. 33 Теория: Основные компоненты оформления рамок - форма Практика: Изготовление фоторамки с применением пластилина. Теория: Основные компоненты оформления рамок - размер Практика: Изготовление фоторамки, декорированной трубочками из бумаги. Теория: Композиционное размещение фото рамок в интерьере. Практика: Изготовление фоторамки с применением природных материалов (шишки, листья, сухие цветы и т.д.). 34 35 1 групп овая 1 групп овая 1 групп овая 1 групп овая 1 групп овая 1 групп овая 1 групп овая 7. Аппликации из срезов веточек (19 час) 36 1 37 2 38 3 39 4 Теория: Правила нарезки срезов. Практика: Нарезка срезов из свежесрезанных веточек вишни. Теория: Правила заготовки срезов. Практика: Расфасовка срезов по форме и цвету. Раскладка в коробочки. Теория: Понятие аппликация. Практика: Подготовка основы для аппликации. Окрас аэрозольной краской. Теория: Техника безопасности при нарезке срезов. Практика: Нанесение схемы рисунка будущей аппликации на бумагу. Перевод рисунка на подготовленную основу. 1 1 групп овая групп овая 1 групп овая 1 групп овая опро с 14 40 5 41 6 42 7 43 8 44 9 45 10 46 11 47 12 48 13 49 14 Теория: Зависимость формы срезов от направления лезвия ножа во время их нарезки. Практика: Предварительная раскладка рисунка на основу. Теория: Зависимость цвета от вида дерева. Практика: Приклеивание срезов на основу при помощи клея ПВА. Теория: Техника покраски срезов. Практика: Аппликация «Букет хризантем». Подготовка основы. Нанесение схемы рисунка. Теория: Когда лучше вести заготовку срезов. Практика: Приклеивание срезов по внутреннему кругу, внешнему кругу. Теория: Подходящее время года для обрезки деревьев. Практика: Приклеивание стебля и листьев для цветов. Оформление работы. Теория: Сортировка срезов в зависимости от вида дерева. Практика: Аппликация из срезов веточек «Веточка рябины» 1 групп овая 1 групп овая 1 групп овая 1 групп овая 1 групп овая 1 групп овая Теория: Использование фона для аппликации (картон, краска, гуашь и т.д.) Практика: Подготовка основы. Нанесение схемы рисунка. Теория: Правила декорирование аппликации из срезов другими материалами. Практика: Приклеивание срезов на заранее подготовленную схему. Теория: Перечень веток, которые нельзя использовать для нарезки срезов. Практика: Покрытие готовой работы бесцветным лаком. Оформление работы. Теория: Перечень веток, которые можно использовать для нарезки срезов. Практика: Аппликация «Бабочка». Подготовка основы. Нанесение схемы рисунка. 1 групп овая 1 групп овая 1 групп овая 1 групп овая 15 50 15 51 16 52 17 53 18 54 19 Теория: Использование срезов в домашнем интерьере. Практика: Приклеивание срезов по контуру рисунка. Украшение верхних крыльев бабочки срезами. Теория: Использование срезов в декорировании фоторамки. Практика: Украшение нижних крыльев бабочки срезами. Покрытие бесцветным лаком. Оформление работы в рамку. Теория: Правила нанесения клея на срез веточки. Практика: Аппликация из срезов по выбору учащихся. Подготовка основы. Нанесение схемы рисунка. Теория: Правила расположения среза в выкладке узора. Практика: Предварительная выкладка по контуру. Приклеивание срезов на основу. Покрытие готового изделия бесцветным лаком. Теория: Технология выполнения аппликации из срезов. Практика: Коллективная работа учащихся. Аппликация «Цветы к празднику». 1 групп овая 1 групп овая 1 групп овая 1 групп овая 1 групп овая 1 групп овая 1 групп овая 1 групп овая групп овая групп овая групп овая 8. Итоговое занятие (1 час) 55 1 Итоговое занятие Теория: Опрос учащихся 9. Бумагопластика (16 час) 56 1 Теория: Как родилась бумага. Виды бумаги. Практика: Техника «торцевание» и выполнение работ в этой технике. Подготовка основы. Выполнение работы. 57 2 Теория: Волшебные свойства бумаги. Практика: Изготовление гирлянды из бабочек. 58 3 Теория: Виды бумаги и картона. Практика: Изготовление цветов из салфеток для топиария. 59 4 Теория: История возникновения технологии оригами. Практика: Сбор топиария в единое целое. 60 5 Теория: Знакомство с базовыми формами, терминами и условными обозначениями в технике оригами. Практика: Изготовление поделки «Ромашки» (из полосок 1 1 1 опро с 16 бумаги). 61 6 62 7 63 8 64 9 65 10 66 11 67 12 68 13 69 14 70 15 71 16 Теория: Из истории аппликации. Практика: Изготовление поделки из салфетных жгутиков «Весенние цветы». Теория: Знакомство с обрывной, объемной аппликацией. Практика: Изготовление открытки «Цветы к празднику». Теория: Знакомство с обрывной мозаикой. Практика: Изготовление пасхальной открытки. 1 групп овая 1 групп овая групп овая Теория: Из истории плетения. Практика: Изготовление поздравительных открыток с элементами декора. Подбор материала. Теория: Бумага, разновидность и ее свойства. Практика: Рамочка для фото из картона. Заготовка по шаблону цветов, элементов для декорирования. Теория: Создания изображения способом конструктивной аппликации. Практика: Пасхальное яйцо в технике торцевания. Подготовка основы. Нанесение рисунка на основу. Теория: Совершенствование умений при работе с бумагой в технике оригами. Практика: Нарезка салфеток разного цвета для торцевания яйца. Наклеивание по контурным линиям при помощи клея ПВА. Теория: Освоение техники работы с объемной аппликацией. Практика: Аппликация «Чудо – дерево». Теория: Понятие мозаика и ее разновидности. Практика: Мозаика из бумаги «Весенний цветок» Теория: Знакомство с базовыми формами, в технике оригами. Практика: Изготовление объемных фигурок в технике оригами. Теория: Знакомство с терминами и условными обозначениями в технике оригами. Практика: Изготовление сувениров из бумаги к празднику. Коллективная работа учащихся. 1 групп овая 1 групп овая 1 групп овая 1 групп овая 1 групп овая групп овая групп овая групп овая 1 1 1 1 17 10. Итоговое занятие (1 час) 72 1 Итоговое занятие. Теория: Опрос. 1 групп овая опро с 18 Календарный учебный график Дата начала и окончания учебного периода Количество учебных недель Продолжительность каникул Место проведения занятия МБУДО ДДТ, ст. Советской Время проведения занятия на местности группа День Время 1 сентября 2021г. 36 Каникулы с 01.06.2022г. по 31.08.2022г. Занятие – 30 минут Перемены - 30 минут Форма занятий Сроки контрольных процедур Участие в массовых мероприятиях (соревнованиях, конкурсах, фестивалях, праздниках) до 31 мая 2022 г. Групповая Начальная диагностика (октябрь), текущая диагностика (декабрь, март), итоговая диагностика (май) * Новогодний утренник, декабрь; * Масленица, январь, февраль; * Утренник к 8 марта; * Поздравление ветеранов, май; * Отчетный концерт, май. 2.2. Условия реализации программы. Материально-техническое обеспечение - наличие кабинета с 15-ю посадочными местами, учебные столы не менее 15 стульев, освещение кабинета и возможность проветривания его должно удовлетворять требованиям СанПиНа. В кабинете должны быть, шкафы для хранения учебной и методической литературы, наглядных пособий. На занятиях используются наглядные пособия, альбомы, книги, плакаты. Возможно использование интернет-технологий и мультимедийного оборудования при проведении занятий, центр кабинета свободен и служит для проведения игр, физкультминуток, коллективных творческих игр-тренингов. Также в кабинете имеется: - доска для наглядности; 19 - мультимедийное оборудование; - ноутбук; - наглядный, дидактический и раздаточный материал для работы с детьми; - необходимый материал для творческой деятельности. Для педагога: - наличие связей с работниками культуры, - привлечение к работе узких специалистов (работники библиотеки), - возможность подготовить и показать мультимедийные презентации по темам программы, выход в интернет. Дидактическое обеспечение курса Образцы готовых изделий, журналы, книги, альбомы с образцами изделий, подборки рисунков и фотографий различных изделий и описания их изготовления. Информационное обеспечение: учебно-методические пособия; планы и конспекты занятий; сценарии мероприятий (праздников); беседы; тематические папки методических материалов из опыта работы. Перечень оборудования, инструментов и материалов № п/п Наименование Количество ( на группу) 1. клеевой пистолет 15 шт. 2. клеевые стержни 30 шт. 3. Ножницы 15 шт. 4. клей ПВА 15 шт. 5. карандаши простые 15 штук 6. картон белый 15 пачек 7. Цветная бумага 15 пачек Кадровые условия реализации программы. Реализовать программу "Мир творчества" имеет право педагог, обладающий профессиональными знаниями (со средне-специальным или высшим педагогическим 20 образованием), знающий специфику ОДО, имеющий практические навыки в сфере организации интерактивной деятельности детей. 2.3. Формы аттестации Формы аттестации - оценка образовательных результатов учащихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Мир творчества» осуществляется в порядке, установленном локальным нормативным актом "Положение о внутреннем итоговом мониторинге освоения дополнительных общеобразовательных программ учащимися объединений муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Дома детского творчества ст. Советской муниципального образования Новокубанский район". Формой отслеживания и фиксации образовательных результатов учащихся является протокол внутреннего итогового мониторинга, составленный педагогом. Программа предполагает стартовую, промежуточную и итоговую аттестацию учащихся. Стартовый контроль осуществляется в начале учебного года после первой четверти и направлен на диагностику начального уровня знаний умений и навыков учащихся. Итоговый мониторинг осуществляется в конце учебного года и направлен на выявление уровня освоения разделов программы за весь срок обучения. Для этого педагог использует следующие формы: • открытое занятие • беседы • практические задания • отчётные выставки • викторины • игровые и познавательные досуговые мероприятия • праздники Образовательные результаты фиксируются в материалы анкетирования и тестирования, которые заносятся в диагностическую карту. В конце каждой темы планируется проведение выставок в объединении, самостоятельных работ по изготовлению изделий по памяти, конкурсы различного уровня, выполнение и представление творческих проектов. В конце каждого года обучения проводятся итоговые выставки лучших работ, также персональные выставки, с награждение авторов грамотами. Способы определения результативности: - Наблюдение; - Анализ; - Мониторинг. 21 2.4. Оценочные материалы Тесты, наблюдение. Перечень диагностических карт, портфолио детских работ и достижений. Входящий контроль – определение уровня знаний, умений, навыков в виде бесед, практических работ, викторин, игр. Промежуточный контроль: коллективный анализ каждой выполненной работы и самоанализ; проверка знаний, умений, навыков в ходе беседы. Итоговый контроль: тестирование, участие в выставках. Формы и виды контроля объединения «Мир творчества» № Сроки Цель контроля Формы контроля 1 Ноябрь Опрос 2 Декабрь 3 Март 4 Май Проверка уровня знаний основ декоративно прикладного творчества Проверка уровня знаний рассмотренных тем Проверка уровня знаний изученных тем Проверка уровня знаний, полученных умений и навыков за прошедший учебный год Выставка работ Выставка работ Опрос. 2. 5. Методические материалы В ознакомительной программе предусмотрена учебно-познавательная часть, в которой предусмотрены занятия по овладению учащимися начальных умений и навыков. Последующие занятия приводят к закреплению и совершенствованию этих умений, навыков. Программа занятий построена с использованием различных методов обучения: словесного, наглядного, практического, объяснительноиллюстративного, игрового, частично - поискового. 22 В целях того, что бы учащиеся не испытывали усталости от однообразия занятий одним и тем же видом деятельности в программе предусмотрено чередование тем из различных разделов по усмотрению педагога. Данная ознакомительная программа предполагает системно-поэтапное изучение материала. Во время всего обучения, на каждом этапе педагог помогает в усвоение техники и в её закреплении. Программа предусматривает учёт индивидуальных, возрастных особенностей каждого ребенка, осуществляет индивидуальный подход к каждому ребёнку. К каждому ребенку применяется индивидуальный подход: - осознание и признание права личности быть не похожей на других; - проявление уважения к личности; - оценка не личности ребенка, а его деятельности, поступков; - умение смотреть на проблему глазами ребенка; - учет индивидуально-психологических особенностей ребенка (тип нервной системы, темперамент, особенности восприятия и памяти, мышления, мотивы, статус в коллективе, активность). Личностный подход, который требует от педагога создания на занятиях условий, при которых ученик чувствует себя личностью, ощущает внимание наставника лично к нему. Создание ситуаций успеха для каждого ребенка – один из главных принципов. Обеспечение условий, способствующих самоопределению, саморазвитию, самореализации, адекватной самооценке личности – один из важнейших принципов работы: - воспитывающего характера труда; - научности (соблюдение строгой технической терминологии, символики, установленной размеренности); - систематичности и последовательности; - доступности и посильности; наглядности; - обязательное формирование у детей положительной мотивации к творческой деятельности; - получение ими новой информации, новых знаний при решении конкретных практических задач; - обогащение чувственным опытом и опытом мыслительной и практической деятельности не только в ходе учебной работы, но и во время межличностного общения; - обретение трудовых умений и навыков без принуждения; - занятость каждого ребенка в течение всего занятия. Нагрузки во время занятий соответствуют силам и возможностям детей. Основные задачи программы — воспитания трудолюбия, уважения к людям труда, бережного отношения к окружающему миру. 23 Не малую роль играет воспитание терпения, усидчивости, аккуратности, чувства вкуса и меры. По мере усвоения ознакомительной программы совершенствуется координация движений, развивается мелкая моторика рук. Качество работы во многом зависит от точности и аккуратности, соблюдённых во время их изготовления. На занятиях будет поддерживаться устойчивый интерес к обучению путём создания игровых ситуаций. Обязательные физкультурные минутки. Для педагога очень важно сохранить познавательную активность и интерес ребят к работе на протяжении всего занятия. На занятиях используется ручной труд, что само по себе способствует развитию тонко координированных движений пальцев рук. В то же время требует применения опасных инструментов. Это влечет за собой напряжение зрения, мышц спины, рук, эмоциональное напряжение, утомление. Виды занятий: теоретические, практические, комбинированные занятия, творческие мастерские, творческие встречи. Образовательные технологии Технологии игровые, личностно-ориентированного обучения, здоровьесберегающие, информационно - коммуникационные, творческо продуктивные, направленные на формирование устойчивой мотивации к ручному труду. Педагогика сотрудничества, заложенная в программу, дает возможность интерактивно познавать окружающий мир, общаться и сотрудничать с ровесниками и взрослыми. Алгоритм подготовки и построения учебного занятия Основной этап. Объяснение нового материала. Самостоятельная работа. Постановка целей и задач занятия, требования к работе. Анализ объектов работы, демонстрация наглядности. Закрепление знаний и навыков, полученных при объяснении педагога. Практическая работа Практическое закрепление знаний, умений и навыков, полученных при объяснении педагога. Фронтальная и индивидуальная работа. Веселая переменка. Физминутка. Итоговый этап. Организация выставок, коллективное обсуждение, анализ работы. 24 2.6. Список литературы для детей 1. «Аппликация. Простые поделки». Издательство «Айрис-пресс», Е. Румянцева, 2011 г. 2. «Аппликация». Москва, ИКПЦ «Лада», Агапова И., Давыдова М., 2008 г. 3. «Аппликация». Москва, Издательский Дом МСП, В.В. Выгонов, Э.М. Галямова, И.В. Захарова, 2006 г. 4. Дубровская Н.В. «Аппликация из семян и косточек» 5. Жукова О.Г. «Бумажные фантазии» Список литературы для педагога 1. «Аппликация. Простые поделки». Издательство «Айрис-пресс», Е. Румянцева, 2011 г. 2. «Аппликация». Москва, ИКПЦ «Лада», Агапова И., Давыдова М., 2008 г. 3. Журнал «Мастерилка», Издательский Дом «Карапуз», Москва. 4. «Книга лучших поделок», Москва, РОСМЭН», 2006 г. 5. «Самоделки из разных материалов», Г.И. Перевертень Москва, «Просвещение», 1985 г. 6. «Технология» /организация кружковой работы в школе/. Издательство «Учитель», Волгоград, автор-составитель О.Н. Маркелова. 2011 г. 7. «Уроки труда в начальной школе», Издательство «Учитель», Волгоград, автор-составитель В.П. Трушина. 25 Приложение Правила Техники безопасности КОЛЮЩЕ - РЕЖУЩИЕ ИНСТРУМЕНТЫ: Инструменты во время работы класть справа, ручкой к себе. Лезвия ножниц и бокорезов в нерабочем состоянии должны быть сомкнуты. Следить, чтобы инструменты не падали на пол, т.к. при падении они могут поранить. Подавать и передавать инструменты только с сомкнутыми концами ручками вперед. Пользоваться только исправными инструментами. Не разбрасывать, не размахивать ими во время работы. Инструменты хранить на специальной доске. СОВЕТЫ МАСТЕРУ Соблюдай правила безопасности труда. Проявляй в работе старание, терпение, творчество. Экономно используй материал. По окончании работы приведи в порядок рабочее место, собери инструменты НАРОДНЫЕ ПОСЛОВИЦЫ - МАСТЕРУ. Глаза страшатся, а руки делают. Начиная дело, о конце размышляй. Без труда ничего не получишь. Мало хотеть, надо знать и уметь. Поспешишь – людей насмешишь. Авось и как-нибудь до добра не доведут. Семь раз примерь, один отрежь. ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ: ТРЯПИЧНАЯ КУКЛА и ОЛОВЯННЫЙ СОЛДАТИК. ЦЕЛЬ: снятие эмоционального напряжения Оловянный солдатик – вытянуться в струнку Тряпичная кукла (например, Карабас – Барабас) – резко согнуть колени, наклониться вперед, расслабить спину, руки. ПТИЧЬЯ СТАЙКА: Дети становятся в круг. Педагог за кругом. Выбирают, кто какой птичкой будет. По сигналу педагога дети прыгают по кругу, читают стихотворение «Птичья стайка». 26 ПАРЯЩАЯ ПТИЦА: Встали прямо, спиной к стенке. Ноги на ширине плеч. Глаза закрыты. Представьте себя птицей, свободно парящей по небу. Нет ни проблем, ни тревог – только бесконечная синь вокруг. Выполнять две - три минуты, концентрируясь на собственных ощущениях. РОСТОК: Сели на пол. Изо всех сил полностью обхватили колени. Спина ссутулена. Представьте себя крошечным зернышком, находящимся в земле. Где-то там холодно, шумит зима, валит снег… А вам – тепло и уютно в вашем маленьком «домике». Но вот пригрело солнышко! Вы ощущаете странное покалывание – сначала в верхней части головы, которое затем постепенно переходит на все тело. Вы понимаете, что растете. Каждой клеточкой своего организма тянетесь к солнцу. Сначала мысленно, а потом и наяву поднимаетесь, встаете. Аккуратно поднимаете руки вверх – надо быть ближе к светилу! СТРУНА: В той же позе (руки подняты вверх, глаза закрыты, мысли – к свету) представляете свою главную «струну» организма. Позвоночник! Какого он цвета? Темный, коричневый, желтый? Ваше внутреннее здоровье явно «пошаливает». Наполните позвоночник новой космической энергией, переливающейся ярко-белым, блестящим светом, периодически переходящим в нежно-зеленый, тоже блестящий! Несколько раз напрягите – расслабьте плечи и позвоночник. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАССЛАБЛЕНИЯ РУК И НОГ «ОЛЕНИ» А сегодня мы – олени (руки подняты и скрещены над головой, пальцы растопырены) Ветер рвется нам на встречу Ветер стих – расправим плечи, Руки снова на колени А теперь немного лени …. ( руки расслаблены) Знают девочки и мальчики: Отдыхают все их пальчики. Гимнастика для глаз Задачи: способствовать оздоровительному эффекту в процессе использования предлагаемых упражнений; предупредить зрительное (зрительно-психогенное и зрительновегетативное) утомление у школьников. Условия проведения: Комплекс упражнений гимнастики для глаз проводят под музыку в течение 3-5 минут. Он включает в себя до 5 упражнений, включающих упражнения массажа, растираний, снятия зрительного напряжения, упражнений на внимание. По мере привыкания к комплексу в него включаются новые упражнения или усложняются условия выполнения уже разученных ранее упражнений. Комплекс специальных упражнений для глаз 27 1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4-5 раз. 2. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1—6. Повторить 1—2 раза. 3. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1—4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1—6. Повторить 4-5 раз. 4. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1—6. Повторить 4-5 раз. 5. Не поворачивая головы, посмотреть направо, зафиксировать взгляд на счет 1—4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1—6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх, вниз. Повторить 3—4 раза. 6. Перевести взгляд быстро по диагонали: направо-вверх — налево-вниз, потом прямо вдаль на счет 1—6. Затем налево-вверх — направо-вниз и посмотреть вдаль на счет 1—6. Повторить 4-5 раз. «На море» (Под медленную спокойную музыку.) /. «Горизонт» 1—4— чертим кончиком пальца правой руки (как карандашом.) линию горизонта («на море») слева-направо, глаза сопровождают движение, голова прямо. 5—8 — повторить линию горизонта справа-налево. 2. «Лодочка» 1-4 - чертим «лодочку» (дуга книзу), глаза повторяют движение, голова прямо. 5—8 — повторить движения счета 1—4 в другую сторону. 3. «Радуга» 1 —4 — чертим «радугу» (дуга кверху), глаза сопровождают движение, голова прямо. 5—8 — повторить движения счета 1—4 в другую сторону. 4. «Солнышко» 1-8. «На море солнышко» - чертим «солнышко» (круг вправо), глаза повторяют движение, голова прямо. Затем можно повторить упражнение в другую сторону. 5. «Пловец плывет к берегу» 1—4 — правую руку поставить вперед, смотреть на кончик пальца. 5-8 медленно приблизить кончик пальца правой руки к носу, а левую руку поставить вперед. Повторить упражнение с левой руки. 6. «Яркое солнышко» 1-8 — зажмуриться - «солнце ослепило», закрыть глаза ладонями, затем поморгать глазами. 28 Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества ст. Советской муниципальное образование Новокубанский район Рецензия на общеобразовательную общеразвивающую программу «Мир творчества» для учащихся 7-12 лет, разработанную педагогом дополнительного образования МБУДО ДДТ ст. Советской Трофименко И.В. Программа «Мир творчества» направлена на формирование у детей художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, художественно-творческой активности, помочь им в овладении образным языком декоративно-прикладного искусства. Продолжительность образовательного процесса – 1 год. 1 год обучения – 72 часа – 1 раза в неделю 2 часа. Форма обучения – групповая и индивидуальная. В программе предоставлены различные техники декоративно прикладного творчества, что дает возможность учащимся попробовать свои силы в различных техниках. На каждом занятии осуществляется корректное индивидуальное педагогическое воздействие на формирование эстетических вкусов учащихся. Новизна программы заключается в использовании личностно ориентированной педагогической технологии. Структура образовательной программы соответствует «Примерным требованиям к программам дополнительного образования детей» и включает в себя все необходимые компоненты. В пояснительной записке изложены актуальность, цель, задачи, указывается адресат, срок реализации программы, формы, методы обучения. Учебно-тематический план представлен в виде перечня основных тем программы, их продолжительности, с указанием всех теоретических и практических вопросов. Рецензируемая образовательная программа содержит научнометодическую базу по декоративно-прикладному искусству. Реализуя данную программу, автор добивается высокой результативности в образовательной и воспитательной деятельности. Документ содержит чёткие цели и задачи, логически связанные между собой. В нем спрогнозирован ожидаемый результат, обозначены основные принципы работы учащихся. Данная программа является средством духовного и нравственного развития личности ребёнка, его самоопределения в понимании мира, добра, красоты и гармонии в жизни и 29 искусстве. Это позволяет сделать вывод о возможности её применения в системе дополнительного образования детей. Программа является весьма актуальной, так как ощущается потребность в создании условий, помогающих подрастающему поколению осознать себя как личность способную к самореализации и самоопределению. Данная программа направлена на создание таких условий, способствующих социализации и активизации собственных знаний и творческих способностей учащихся. Педагог обладает высоким профессионализмом, методическими знаниями, а также аналитическими, конструкторскими умениями. Данная программа заслуживает оценки «отлично». директор МБУДО ДДТ ст. Советской _________________ О.И. Калиненко методист МБУДО ДДТ ст. Советской __________________ А.Р. Дьяченко методист МБУДО ДДТ ст. Советской _________________ Е.Н. Тинькова педагог доп. Образования МБУДО ДДТ ст. Советской ______________ О.В. Чернова