СОДЕРЖАНИЕ Нормативно-правовые основания для проектирования и реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты....................................................... 1. 1 Пояснительная записка......................................................................... 1.1.1 Направленность дополнительной общеобразовательной программы..................................................................................................... 1.1.2 Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность............. 1.1.3 Отличительные особенности дополнительной общеобразовательной программы от уже существующих программ..... 1.1.4 Адресат программы............................................................................. 1.1.5 Уровень программы, объем, и сроки реализации…………………… 3 4 4 4 4 5 5 5 1.1.6 Форма обучения и режим занятий..................................................... 5 1.1.7 Особенности организации учебного процесса.................................. 6 1.2 Цель и задачи дополнительной общеобразовательной программы 1.3 Содержание программы………………………………………………... 6 7 1.3.1 Учебный план .................................................................................... 1.3.2 Содержание учебного плана……………………………………… 1.3.4 Планируемые результаты…………………………………………… Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации……………………. 7 9 11 2.1 Календарный учебный график………………....................................... 2.2 Условия реализации программы........................................................... 2.3 Формы аттестации.................................................................................. 2.3.1 Оценочные материалы………………................................................. 2.3.2 Методические материалы................................................................... 2.3.3 Список литературы........................................................................... 2 13 13 19 19 20 22 26 Нормативно-правовые основания для проектирования и реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». 3. Конституция РФ, принятая всенародным голосованием 12.12.1993 г. (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 г.). 4. Концепция развития дополнительного образования до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р) 5. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р). 6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022г. №629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам». 7. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование», утвержден протоколом Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 24.12.2018 №16, приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. №467 «Об утверждении целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей». 8. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 9. Краевые методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (2020 г.). 10. Устав МБУДО ДДТ ст. Советской принят общим собранием трудового коллектива, 09 апреля 2019 г., утверждён постановлением администрации муниципального образования Новокубанский район 12 апреля 2019 г., № 430. 11. Локальные акты МБУДО ДДТ ст. Советской. 3 1.1 Пояснительная записка 1.1.1 Направленность программы Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Наш край» туристско – краеведческая и представляет собой инструмент введения ребенка школьного возраста в мир краеведения. Программа направлена на комплексное изучение самой южной части нашей страны Краснодарского края, содержит материал краеведческой, географической и социально-экономической деятельности, экологии, основы туризма, истории, религии и культуры края. Освоение материала данной программы позволит детям получить начальное представление о своем крае, где все компоненты рассматриваются во взаимосвязи. 1.1.2 Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность Актуальность программы заключается в том, что изучение родного края вызывает большой интерес у детей, развивает активно- познавательную деятельность, готовит к исследовательской и научной деятельности. Идея изучения родного края и использования краеведческого материала в учебно-воспитательной работе не новая. Идея не нова, но и сейчас актуальна, отвечает запросам общества и на данном этапе. Ведь краеведческая деятельность развивает ключевые компетенции, включает в себя проектноисследовательскую работу, что сейчас очень востребовано в образовательном процессе. Изучение родного региона помогает ребенку установить связь с историей России, воспитывает чувство гражданственности и любви к краю и стране, в которой он живет. Ребенок должен знать Краснодарский край, чтобы полюбить землю, на которой он живет, и участвовать в развитии родного края. Новизна В настоящее время существует множество программ краеведческой направленности: эколого-краеведческой, географокраеведческой, туристско-краеведческой, биолого-краеведческой, историкокраеведческой. Проанализировав некоторые из них, я пришла к выводу, что все они далеки от совершенства. В данной программе я попыталась комплексно подойти к вопросу изучения самой южной части нашей страны, включив в содержание материалы по экологии, туризму, истории, и культуре края. Освоение материала программы позволит детям получить начальное представление о своем крае, где все компоненты рассматриваются во взаимосвязи. Еще одна отличительная особенность и новизна данной программы от подобных программ, в том, что эта программа может реализовываться дистанционно. Весь учебный материал можно заменить на электронные экскурсии и уроки. Каждый учащийся сможет виртуально совершить экскурсии и походы к памятникам культуры, истории , изучить природу и животный мир. Педагогическая целесообразность Программа «Наш край» педагогически целесообразна, так как решается не только образовательная задача - усвоение ребенком суммы сведений, краеведческих знаний, но и идет процесс воспитания, формирования просвещенной личности, таких нравственных 4 качеств, как патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу станицы, воспитание общей культуры. Реальная гуманизация воспитания сегодня возможна, прежде всего, на национальном, региональном материале – конкретной семьи, малой родины. Изучив историю станицы, края, получив о них дополнительные сведения, ребенок познает и общечеловеческие ценности. Данная программа заключает в себе неиссякаемые возможности для общего образования, нравственного, эстетического и физического воспитания детей. 1.1.3 Отличительные особенности программы Отличительные особенности: данной программы от подобных программ, во взаимосвязи направлений туристско-краеведческого и художественного. Так как программа предполагает экскурсии, походы на природу, туристические прогулки ребята невольно обращают внимание на разнообразный природный материал, который они собирают. В связи с этим в программу включены занятия по флористике, которые направлены на развитие творческого потенциала ребенка, сближение детей с родной природой, воспитание бережного, заботливого отношения к ней и формирование трудовых навыков при работе с природным материалом. 1.1.4 Адресат программы Адресат программы- дети младшего школьного возраста, ведь именно в этом возрасте закладываются основы таких социальных чувств, как любовь к Родине и национальная гордость, учащиеся восторженно относятся к героямпатриотам, к смелым и отважным людям, отражая свои переживания в играх, высказываниях. Они с готовностью и интересом овладевают новыми знаниями, умениями и навыками, поэтому дополнительная программа "Наш край" именно младшим школьникам предлагает познакомиться с историей, культурой родного края. Прием детей в объединения осуществляется руководителем при отсутствии у них медицинских противопоказаний, возраст учащихся от 7-12 лет, программа не предусматривает никаких условий отбора по способностям, принимаются все желающие дети разного возраста и пола. 1.1.5 Уровень программы, объём и сроки реализации Уровень программы – ознакомительный. Форма проведения занятия- очная , групповая. Срок реализации- программа «Наш край» рассчитана на один год обучения . На освоение программы отводится 72 часа в год. Продолжительность образовательного процесса – 36 календарных недель. 1.1.6 Форма обучения и режим занятий: Форма обучения - очная, с возможным применением электронного обученияи дистанционных образовательных технологий. Режим занятий 1 год обучения (72 часа): 2 раза в неделю по 1 часу или 1 раз в неделю 2 часа, Занятия проводятся как в учебном кабинете, так и на местности. Продолжительность учебного часа 45 минут и 15 минут времени на отдых, физ. минутки, релаксацию. 5 1.1.7 Особенности организации образовательного процесса Виды занятий: Теоретические, практические, комбинированные занятия, творческие мастерские, экскурсии, туристические и экологические 2х часовые походы, творческие встречи. Образовательные технологии Технологии игровые, личностно-ориентированного обучения, здоровьесберегающие, информационно- коммуникационные, творческопродуктивные, направленные на формирование устойчивой мотивации к изучению краеведения. Педагогика сотрудничества, заложенная в программу, дает возможность интерактивно познавать окружающий мир, общаться и сотрудничать с ровесниками и взрослыми. 1.2 Цель и задачи программы. Цель данной программы: Приобщение детей к познанию истории, культуры, природы родного края посредством краеведческой и творческой деятельности. Образовательные задачи: *Сформировать представления о различных сторонах жизни своего края, района, станицы и его населения; *Ознакомить с историей и современной жизнью своей станицы; *Расширить диапазон экологических знаний об окружающем мире; *Научить обучающихся приемам заготовки, сушки и хранения растений; *Обучить ребят основам составления флористической композиции; * Ознакомить с основами начальной туристической подготовки. Личностные задачи: *развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, району, станице; *формирование личностно-ценностного отношения к своей малой Родине, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства; *укрепление семейных связей, заинтересованность содержанием программы не только обучающихся, но и их родителей; * формирование экологической культуры, любви к природе; *развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование самостоятельной познавательной деятельности. Метапредметные задачи: *адаптация к реальной действительности, к местной социальноэкономической и социально-культурной ситуации; *формирование способности и готовности к использованию краеведческих, творческих, туристических знаний и умений в повседневной жизни, учебе в школе; *стимулирование участия учащихся в повседневной реальной жизни своей станицы, развитие установки на стремление внести личный вклад в совершенствование жизни своего края, реализацию культурно-творческой инициативы. 1.3 Содержание программы 6 1.3.1 Учебный план Учебный план № п/п Название раздела, темы 1 2 3 4 5 6 Вводное занятие Живем в содружестве с природой 2.1. Растительный мир Краснодарского края 2.2 Обитатели воздушного пространства родного края 2.3 Мир насекомых 2.4 Животный мир родного края Природа источник вдохновенья 3.1 Флористика. История возникновения. 3.2 Экскурсии по сбору флористического материала. 3.3Флористические коллажи. Всему начало здесь, в краю моем родном 4.1Мой край на карте Родины. 4.2 Что дает наш край стране. 4.3 Я и моя семья. Природа источник вдохновенья «Музыка леса, пейзажи». Изготовление флористических композиций на тему «Природные пейзажи». Традиций связующая Количество часов Всего Теория Практика Формы аттестации контроля 2 2 наблюдение 2 2 кроссворд 2 1 1 интеллектуальная игра 2 2 1 1 1 1 викторина устный опрос 2 1 1 наблюдение 4 наблюдение 4 2 1 1 выставка 2 1 1 викторина 2 2 2 6 1 2 7 устный опрос 1 4 рисунок выставка нить 7 8 9 10 6.1 Праздники русского народа–Рождество, Масленица, Пасха. 6.2 Наш край в годы ВОв. 6.3 Из именами названы улицы. 6.4«Память сердца» экскурсии к памятникам погибших воинов станичников. 6.5«Души запасы золотые». Встречи с интересными людьми. Природа источник вдохновенья Новогодние, рождественские флористические композиции. Знатоки родного края. 8.1 Основы начальной туристической подготовки. 8.2 По долина и по взгорьям. Природа источник вдохновенья «Сказочные мотивы» изготовление флористических композиций из природных материалов. Итоговые занятия 2 1 2 2 2 2 Итого 4 1 праздник наблюдение наблюдение 4 наблюдение наблюдение 2 1 1 4 1 3 8 1 7 наблюдение 4 наблюдение 4 выставка 6 1 5 выставка 8 4 4 опросы, выставки творческих работ, фотографий 72 28 44 1.3.2 Содержание учебного плана Раздел 1. Вводное занятие 8 Теория: Знакомство детей с содержанием программы, с предметом изучения. Понятие краеведение, наука. Что изучает краеведение. Определение основных направлений изучения историко-культурного наследия Кубани. Гражданин, патриот, краевед, малая Родина. Инструктаж по технике безопасности. Раздел 2. Живем в содружестве с природой 2.1 Растительный мир Краснодарского края Теория: Разнообразие природы родного края. Леса края. Основные древесные породы, кустарники, травянистые растения. Просмотр видео материалов. 2.2 Обитатели воздушного пространства родного края Теория: Разнообразие видов птиц проживающих в Краснодарском крае. Охрана птиц. Просмотр видеоматериалов. Практика :Экскурсия в природу (общение с живой природой) наблюдение за птицами. Интеллектуальная игра «Птичий час». 2.3 Мир насекомых Теория: Виды насекомых живущих в Краснодарском крае. Полезные насекомые и вредители. Просмотр видеоматериалов. Практика: Викторина «Кто живет в краю родном?». 2.4 Животный мир родного края Теория: Животные Краснодарского края (дикие и домашние животные). Просмотр видеоматериалов. Животные занесенные в Красную книгу. Охрана животных. Практика Рассказы детей о своих домашних питомцах. Героизм животных. Их помощь людям. Роль животных в жизни человека Раздел 3. Природа источник вдохновенья. 3.1 Флористика. История возникновения. Теория: Понятие о флористике как одному из видов искусства, который позволяет прикоснуться к природе и почувствовать себя ее частью. Рассказ педагога. Демонстрация готовых образцов изделий. 3.2 Экскурсии по сбору флористического материала. Практика: Экскурсии на природу. Знакомство с растениями, которые сохраняют свой эстетический вид и цвет при засушивании. Сбор, подготовка растений к засушке, закладывание листьев, мелких лепестков цветов в книги, старые журналы. 3.3 Флористические коллажи. Практика: Этапы создания флористического коллажа из листьев. Ваза. Цветы. Раздел 4.Всему начало здесь , в краю моем родном 4.1Мой край на карте Родины. Теория: Территория и географическое положение границы, история образования. Просмотр видеоматериалов. Практика: Викторина «Что я знаю о крае родном?» 4.2Что дает наш край стране. Теория Промышленность и сельское хозяйство. Факторы, способствующие развитию сельского хозяйства в крае. Растениеводство – ведущая отрасль сельскохозяйственного производства. Животноводство. 9 4.3. Я и моя семья Теория Летопись моей семьи. Где жили мои предки. Семейные праздники традиции. Бабушки и дедушки, родители. Практика: Составление генеалогического древа (выставки фотографий работ и др.); семейные реликвии, создание малого семейного архива; знаменитые предки; семейные праздники и традиции; создание истории своей семьи. Раздел 5 Природа источник вдохновенья. Теория: Выбор природного материала по цветовой гамме, смысловому значению в соответствии с назначением композиции. Творческий поиск. Практика: Составление флористических композиций на тему «Пейзажи». Раздел 6 Традиций связующая нить 6.1 Праздники русского народа–Рождество, Масленица, Пасха . Теория Что за праздник Рождество. Масленица, Пасха. Народные традиции и обряды. Практика Разучивание рождественских колядок. Подготовка и проведение праздника. Чаепитие с блинами. Изготовление пасхальных сувениров. 6.2 Наш край в годы ВОв. Теория: События истории. Станица Советская-Урупская в годы Великой Отечественной войны. 6.3 Их именами названы улицы. Теория: Исторические справки о жизни и деятельности героев войны, участников трудового фронта живших на территории станицы Советской, в честь которых названы улицы. 6.4 «Память сердца» экскурсии к памятникам погибших воинов станичников. Практика: Экскурсии к памятникам погибших воинов станичников. 6.5«Души запасы золотые». Встречи с интересными людьми. Теория :Знакомство с народными умельцами, местными поэтами, артистами, интересными людьми, краеведами. Практика :Посещение Дома культуры. Встречи с интересными людьми на дому. Раздел 7. Природа источник вдохновенья. «Музыка леса, пейзажи». Теория: Выбор природного материала по цветовой гамме, смысловому значению в соответствии с назначением композиции. Творческий поиск. Практика: Изготовление флористических композиций на тему «Рождество, Новый год». Раздел 8.Знатоки родного края 8.1Основы начальной туристической подготовки Теория :Туризм. Что это такое? Чем полезны и интересны туристские походы и путешествия. Знаменитые русские путешественники, их роль в развитии нашей страны. Виды туризма. Законы, правила нормы поведения юных туристов. Возможные опасности в походе. Меры безопасности. Практика Однодневные 2х часовые походы по пересеченной местности. Отработка движения в группе, преодоление естественных препятствий. 10 8.2 По долина и по взгорьям. Практика: Полезные ископаемые ,водоёмы, почвы Краснодарского края. Видео презентация минералы Кубани. Однодневные экскурсии, походы на реку Уруп. Правила поиска минералов в природе. Раздел 9. Природа источник вдохновенья «Сказочные мотивы» изготовление флористических композиций из природных материалов. Теория: Работа с материалом: отбор, подкрашивание, обесцвечивание, изгибание. Последовательность составления композиции. Использование природного материала: ракушек, коряг, камней; особенность работы с ними. Практика Изготовление флористических композиций с использованием природного материала. Раздел 10.Итоговые занятия Опросы, выставки фотографий, детских поделок в технике флористика. 1.3.3 Планируемые результаты Результирующий итог реализации программы Результатами изучения курса «Наш край» являются знания и умения: - объяснять, что такое краеведения, что оно изучает; - знать историю возникновения и заселения нашего края, станицы; - знать историю развития станицы, некоторых исторических личностей; - знать историю своей семьи нескольких поколений, уметь рассказать о ней; - знать знаменитых людей станицы, уметь рассказать о них, о их роли в истории села; - знать традиционные праздники нашей местности; - уметь создавать творческие работы, поделки, самостоятельно; По окончанию реализации программы «Наш край» у учащихся будут сформированы: * представления о различных сторонах жизни своего края, района, станицы и его населения; *знания об истории и современной жизни своей станицы; * навыки заготовки, сушки и хранения растений составления флористической композиции; * расширится диапазон экологических знаний об окружающем мире; * появится интерес к туризму. Будут развиты личностные компетенции учащихся в области *гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, району, станице; *личностно-ценностного отношения к своей малой Родине, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства; *укрепления семейных связей; *появится мотивированная заинтересованность содержанием программы не только учащихся, но и их родителей; *сформируется экологическая культура; Будут развиты метапредметные связи: 11 *дети адаптируются к реальной действительности, к местной социальноэкономической и социально-культурной ситуации; *сформируются способности и готовность к использованию краеведческих, творческих, туристических знаний и умений в повседневной жизни, в школе на уроках истории, географии, кубановедения; *развита мотивация к изучению краеведения; *развита мотивация к самостоятельности; *развиты основы мировоззрения и нравственной позиции; 12 Раздел 2 «Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации» 2.1 Календарный учебный график программы «Наш край» Дата начала и окончания учебного 1 сентября 2023г. до 31 мая 2024г. периода Количество учебных недель 36 Продолжительность Каникулы с 01.06.2024г. по 31.08.2024г каникул Место проведения МБУДО ДДТ, ст. Советской занятия на местности МОБУООШ группа 1 Время проведения занятия День Время Занятие – 45 минут Перемены - 15 минут Групповая Форма занятий Сроки контрольных процедур Сроки выездов, экскурсий, походов, туристических прогулок Участие в массовых мероприятиях (соревнованиях, конкурсах, фестивалях, праздниках) Начальная диагностика (октябрь), текущая диагностика (декабрь, март), итоговая диагностика (май) *Поздравление учителей - ветеранов , октябрь; * Новогодний утренник, декабрь; * Масленница, январь,февраль; * Отчетный концерт, май. 13 Внут ри темы Дата месяц год проведения занятий Время проведения 1. Вводное занятие (2 часа) 1 1 Теория. Знакомство детей с содержанием программы, с предметом 2 изучения. Понятие краеведение, наука. Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. Определение основных направлений изучения историко-культурного наследия Кубани. Гражданин, патриот, краевед, малая Родина. Инструктаж по технике безопасности. . группов ая Форма контроля Колво часов Место проведения п/ п Содержание ( разделы, темы) Форма проведения Номер занятий наблюдение 2. Живем в содружестве с природой (8часов) 2 1 3 2 4 3 5 4 Растительный мир Краснодарского края 2 Теория Разнообразие природы родного края. Леса края. Основные древесные породы, кустарники, травянистые растения. Просмотр видео материалов. Решение кроссворда. Обитатели воздушного пространства родного края Теория Разнообразие видов птиц проживающих в Краснодарском 1 крае. Охрана птиц. Просмотр видеоматериалов. Практика Экскурсия в природу (общение с живой природой) наблюдение за птицами. 1 Мир насекомых Теория Виды насекомых живущих в Краснодарском крае. Полезные насекомые и вредители. Просмотр видеоматериалов. Практика Викторина «Кто живет в краю родном?» Животный мир родного края Теория Животные Краснодарского края (дикие и домашние животные). Просмотр видеоматериалов. Практика Рассказы детей о своих домашних питомцах. Героизм животных. 1 группов ая кроссворд группов ая наблюдение группов ая викторина группов ая наблюдение 1 1 1 3.Природа источник вдохновенья (10 часов) 6 7 1 2 8 3 9 4 10 1 Флористика. История возникновения. Теория Понятие о флористике как одному из видов искусства, который позволяет прикоснуться к природе и почувствовать себя ее частью. Рассказ педагога. Практика Демонстрация готовых образцов изделий. Просмотр Экскурсии по сбору флористического материала. Практика Экскурсии на природу. Знакомство с растениями, которые сохраняют свой эстетический вид и цвет при засушивании. Сбор, подготовка растений к засушке, закладывание листьев, мелких лепестков цветов в книги, старые журналы. Экскурсии по сбору флористического материала. Практика Экскурсии на природу. Знакомство с растениями, которые сохраняют свой эстетический вид и цвет при засушивании. Сбор, подготовка растений к засушке, закладывание листьев, мелких лепестков цветов в книги, старые журналы. Флористические коллажи. Практика Этапы создания флористического коллажа из листьев. Итоговое занятие (2 часа) Теория Опрос по теме : «Живем в содружестве с природой» группов ая наблюдение группов ая наблюдение 2 группов ая наблюдение 2 группов ая Просмотр работ группов ая Устный опрос группов ая викторина группов ая наблюдение 1 1 2 2 4. Всему начало здесь, в краю моем родном ( 6часов) 11 1 12 2 1 Мой край на карте Родины. Теория Территория и географическое положение границы, история образования. Просмотр видеоматериалов. 1 Практика Викторина «Что я знаю о крае родном?» 2 Что дает наш край стране. Теория Промышленность и сельское хозяйство. Факторы способствующие развитию сельского хозяйства в крае. 15 13 3 14 1 15 2 16 3 Растениеводство – ведущая отрасль сельскохозяйственного производства. Животноводство. Я и моя семья Теория Летопись моей семьи. Где жили мои предки. Семейные 1 праздники традиции. Практика Составление генеалогического древа (создание 1 презентации, выставки фотографий работ и др.); группов ая наблюдение 2 группов ая наблюдение 2 группов ая наблюдение 2 группов ая наблюдение группов ая наблюдение 5. Природа источник вдохновенья (6часов) «Музыка леса. пейзажи». Теория Выбор природного материала по цветовой гамме, смысловому значению в соответствии с назначением композиции. Творческий поиск. Работа с интернет ресурсами Практика Изготовление флористических композиций на тему «Природные пейзажи». Практика Изготовление флористических композиций на тему «Природные пейзажи». 6.Традиций связующая нить (12 часов) 17 1 18 2 19 3 20 4 Праздники русского народа–Рождество, Масленица, Пасха . Теория Что за праздник Рождество. Масленица, Пасха. Народные традиции и обряды. Практика Разучивание рождественских колядок. Наш край в годы Вов Теория События истории. Станица Советская-Урупская в годы Великой Отечественной войны. Из именами названы улицы. Теория Исторические справки о жизни и деятельности героев войны, участников трудового фронта живших на территории станицы Советской, в честь которых названы улицы. «Память сердца» экскурсии к памятникам погибших воинов станичников. Рассказ педагога о памятниках на территории ст.Советской, охрана памятников. 16 1 1 2 2 2 группов ая наблюдение группов ая наблюдение группов ая наблюдение 21 5 22 6 23 1 Практика Экскурсии к памятникам погибших воинов станичников. Практика Экскурсии к памятникам погибших воинов 2 станичников. «Души запасы золотые». Встречи с интересными людьми. Теория Знакомство с народными умельцами, местными 1 поэтами, артистами, интересными людьми, краеведами. Практика Встречи с интересными людьми на дому. 1 Итоговое занятие (2 часа) Практика Проверка уровня знаний по теме: «Всему начало здесь, в краю 2 моем родном». Выставка фотографий, творческих работ. группов ая наблюдение группов ая наблюдение группов ая выставка 7 Природа источник вдохновенья (4 часа) 24 25 1 2 Теория Выбор природного материала по цветовой гамме, смысловому значению в соответствии с назначением композиции. Творческий поиск. Практика Изготовление флористических композиций на тему «Рождество». Практика Изготовление флористических композиций на тему «Зимние пейзажи». группов ая Просмотр работ группов ая Просмотр работ группов ая Викторина 2 группов ая наблюдение 2 группов 1 1 2 8. Знатоки родного края ( 12 часов) 26 1 27 2 28 3 Основы начальной туристической подготовки Теория Туризм. Что это такое? Чем полезны и интересны туристские походы и путешествия. Знаменитые русские путешественники, их роль в развитии нашей страны. Виды туризма. Законы, правила нормы поведения юных туристов. Возможные опасности в походе. Практика:Туристский быт и снаряжение- видео занятие. Компас и правила работы с ним. Практика Туристическая прогулка Ориентирование по компасу, народным приметам. Практика Однодневные 2х часовые походы по пересеченной 17 1 1 наблюдение 29 4 30 5 31 6 местности. Отработка движения в группе, преодоление естественных препятствий. Практика Однодневные 2х часовые походы по пересеченной 2 местности. Отработка движения в группе, преодоление естественных препятствий. По долина и по взгорьям. 2 Практика Полезные ископаемые ,водоёмы, почвы Краснодарского края. Видео презентация минералы Кубани. Практика Однодневные экскурсии, походы на реку Уруп. 2 Правила поиска минералов в природе. Наблюдения за рекой Уруп весеннее полноводие. Экскурсия на почвенные обнажения. Итоговое занятие (2 часа) 32 ая группов ая наблюдение группов ая Устный опрос группов ая наблюдение выставка 2 Выставка творческих работ 9. Природа источник вдохновенья (6 часов) 33 1 34 2 35 3 36 1 «Сказочные мотивы» изготовление флористических 2 композиций из природных материалов. Теория Работа с материалом: отбор, подкрашивание, обесцвечивание, изгибание. Последовательность составления композиции. Использование природного материала: ракушек, коряг, камней; особенность работы с ними. Творческий поиск. Выбор композиций. 2 Практика Изготовление флористических композиций с использованием природного материала. Практика Изготовление флористических композиций с 2 использованием природного материала. группов ая наблюдение группов ая наблюдение группов ая Просмотр работ 10. Итоговое занятие ( 2 часа) группов ая Итоговый опрос (опрос по пройденному материалу) 2 72 18 2.2 Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение - наличие кабинета с посадочными местами, учебные столы не менее, стулья, освещение кабинета и возможность проветривания его должно удовлетворять требованиям СанПиНа. В кабинете должна быть , шкафы для хранения учебной и методической литературы, наглядных пособий. На занятиях используются наглядные пособия, альбомы, карты-схемы, книги, газеты. Возможно использование интернет-технологий и мультимедийного оборудования при проведении занятий, центр кабинета свободен и служит для проведения игр, физкультминуток, коллективных творческих игр-тренингов. Для педагога: - наличие связей с промышленными учреждениями, культуры, - привлечение к работе узких специалистов (музейные работники, работники архива и т.д), - возможность подготовить и показать мультимедийные презентации по темам программы, выход в интернет. Перечень оборудования, инструментов и материалов (для занятий флористикой). № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Наименование ножницы бумага ксероксная бумага цветная картон карандаши простые Краски гуашь Клей ПВА Клей момент Кисти для рисования Альбомы для рисования Количество ( на группу) 12 шт. 1 пачка 10 пачек 10 пачек 12 пачек 6 пачек 12 шт. 6 штук 12 штук 12 штук Кадровое обеспечение Реализовать программу "Наш край" имеет право педагог, обладающий профессиональными знаниями (со средне-специальным или высшим педагогическим образованием), знающий специфику ОДО, имеющий практические навыки в сфере организации интерактивной деятельности детей. 2.3 Формы аттестации Оценка образовательных результатов учащихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Наш край» осуществляется в порядке, установленном локальным нормативным актом "Положение о форме, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации учащихся МБУДО ДДТ ст. Советской". Формой отслеживания и фиксации образовательных результатов учащихся является протокол внутреннего итогового мониторинга, составленный педагогом. Программа предполагает стартовую, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся. Стартовый контроль осуществляется в начале учебного года после первой четверти с 15 по 30 октября и направлен на диагностику начального уровня знаний умений и навыков учащихся. Программа предусматривает так же текущий контроль. Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет, проходит в виде выставок, участия в конкурсах по окончании каждой темы. Итоговый контроль осуществляется в конце учебного года и направлен на выявление уровня освоения разделов программы за весь срок обучения. Отслеживание результатов по разделам программы. 1.Наблюдение – в турпоходах, при посещении музеев, на занятиях (поведенческие моменты, умение общаться с ровесниками и людьми старшего возраста, туристские навыки, самостоятельная работа с книгой и так далее). 2.Собеседование – с обучающимися и их родителями (о помощи родителей в подготовке походов по родному краю и работе , подготовке обучающихся и так далее). 3.Мини-викторины и кроссворды по краеведению для определения уровня освоения программы, осведомленности в проблемах. 4.Обсуждение типовых ситуаций – применяется в блоках: «Первая доврачебная помощь», «Техника безопасности», «Общение с жителями населенного пункта во время туристического похода». 5.Общая оценка труда педагога дается на родительских собраниях, открытых мероприятиях, мастер-классах. 2.3.1 Оценочные материалы Оценочные материалы - (пакет) диагностических методик: Изучение личностных особенностей - методика «Если бы ты был волшебником. Если бы у тебя была волшебная палочка» (изучение желаний младших школьников); - методика «Цветик-семицветик»(выявление направленности интересов младших школьников); - методика «Мой герой» (определение тех образцов, которые имеет ребенок, которым хочет подражать); Изучение эмоционально-волевой сферы - методика определения уровня тревожности Ч.Д. Спилбергера (адаптация Ю.Л.Ханина) (измерение тревожность и как личностное свойство, и как состояние); - цветовой тест по определению эмоционального состояния человека М. Люшера (оценка психо-эмоционального состояния); Изучение учебной мотивации - методика «Что мне нравится в школе?» Н.Г. Лусканова (изучение отношения к школе и учебной деятельности учащихся начальных классов); 20 - методика «Три желания»; - методика «Волшебная палочка»(изучение мотивационных предпочтений). Диагностика детско-родительских отношений многофакторный личностный опросник Р. Кеттела(детский вариант) (изучение особенностнй характера, склонностей и интересов личности). Критерии оценки ЗУН: Высокий уровень – учащийся: - может объяснять, что такое краеведения, что оно изучает; - знает историю возникновения и заселения нашего края, станицы ,умеет рассказать о них; - знает историю своей семьи нескольких поколений, умеет рассказать о ней; - знает знаменитых людей станицы, умеет рассказать о них, о их роли в истории станицы; - знает традиционные праздники нашей местности; - знает как заготавливать, сушить и хранить растения, создавать творческие работы, поделки, самостоятельно; - владеет основами туристической подготовки; -умеет самостоятельно дополнять, анализировать, фантазировать; - внимательно слушает, умеет сосредоточиться на выполнении задания; - умеет работать аккуратно; - умеет коллективно работать, помогает друзьям; - соблюдает правила этики и эстетики; Средний уровень- учащийся: - может объяснять медленно, что такое краеведения, что оно изучает, но правильно; - знает историю возникновения и заселения нашего края, станицы ,умеет рассказать о них, но путается; - знает историю своей семьи нескольких поколений, умеет рассказать о ней; - знает знаменитых людей станицы, умеет рассказать о них, о их роли в истории станицы , но допускает ошибки; - знает традиционные праздники нашей местности; - знает как заготавливать, сушить и хранить растения, создавать творческие работы, поделки, самостоятельно, но делает не аккуратно; - владеет основами туристической подготовки; -умеет самостоятельно дополнять, анализировать, фантазировать, но делает все неуверенно, сомневается; - внимательно слушает, умеет сосредоточиться на выполнении задания, только тогда когда мотивирован; - умеет работать аккуратно, но медленно; - умеет коллективно работать, помогает друзьям, только в соревновательной форме; - соблюдает правила этики и эстетики, но излишне эмоционален; Низкий уровень – 21 - может объяснить , очень медленно, что такое краеведения, что оно изучает делает много ошибок; - не правильно рассказывает историю возникновения и заселения нашего края, станицы , путается; - знает историю своей семьи нескольких поколений, умеет рассказать о ней, но ответ не обдумывает; - знает знаменитых людей станицы, умеет рассказать о них, о их роли в истории станицы , но допускает ошибки, путается ; - знает традиционные праздники нашей местности, но не принимает активного участия ; - знает как заготавливать, сушить и хранить растения, создавать творческие работы, поделки, но делает не аккуратно , не умеет самостоятельно; - владеет основами туристической подготовки, допускает много ошибок; - не умеет самостоятельно дополнять, анализировать, фантазировать; - невнимательно слушает, не умеет сосредоточиться на выполнении задания; - не умеет работать аккуратно; - умеет работать только индивидуально, не помогает друзьям; - не соблюдает правила этики и эстетики. 2.3.2 Методические материалы Методы и приемы, используемые для реализации программы: В зависимости от поставленных задач на занятии используются различные методы обучения (словесные, наглядные, практические), чаще всего их сочетание. Основные формы проведения занятий – • Целевые прогулки и экскурсии, походы; • Наблюдение; • Рассказы, объяснения с показом нужных объектов; • Беседы; • Использование художественных произведений; • Использование репродукций, фотографий, иллюстраций; • Использование аудио и видео материалов; • Встречи с интересными людьми , посещение библиотек, музеев, предприятий и т.д; • Творческие мастерские по изготовление поделок из природного материала( флористические композиции). В качестве дидактического материала используются: • раздаточный материал; • наглядные пособия; • краеведческая литература для чтения; • сведения из интернета (краеведческих сайтов ) • книги, брошюры, газетные материалы; • картографические пособия по родному краю; • фотографии; • тесты, кроссворды по темам; 22 • видеоматериалы с документальными фильмами о ВОВ, об экскурсиях и музейных праздниках; • компьютерные презентации по темам; • аудиозаписи с народными и патриотическими песнями. Занятия объединений носят преимущественно практический характер. Лишь небольшая часть проводится в форме лекций, бесед. Практические занятия можно проводить как на местности, так и в помещении в зависимости от темы занятия, времени года. Теоретические и практические занятия должны проводиться с привлечением наглядных материалов, использованием новейших методик. Педагог должен воспитывать в учащихся умение самостоятельно принимать решения, неукоснительно выполнять правила проводимых мероприятий. План занятий необходимо строить так, чтобы перед учащимися всегда стояла ближайшая и доступная им цель - экскурсия к интересному объекту, поход для сбора природного материала , экологический десант, участие в туристском соревновании и т. п. Содержание занятий следует постоянно усложнять. Например, от небольших прогулок к однодневным двух часовым походам оздоровительноразвивающей направленности, которые необходимо использовать для расширения и углубления знаний воспитанников по пройденным темам, для формирования их мировоззрения, а также физического оздоровления. После экскурсии, прогулки, встречи на занятии обсуждаются его итоги, а затем, одни ребята оформляют фотоальбом, другие делают записи бесед с интересными людьми и т. д. Конечно, это следует проводить так, чтобы не нарушать цельности занятия и не допускать перегрузки воспитанников. Особое внимание руководители объединений должны уделять вопросам безопасности при проведении экскурсий, походов и соревнований. Хорошо организованные и интересно проведённые занятия объединения помогают обогатить знания детей, способствуют развитию индивидуальных качеств, раскрытию талантов. Специфика работы по данной программы: 1.Стратегической целью является формирование чувства патриотизма, формирование базиса культуры личности ребенка. 2.Ключевой категорией формирования базиса является «отношение». Система отношений ребенка с окружающим миром должна носить созидательногармоничный характер. 3.Отношение ребенка к окружающему миру проявляется в процессе поиска и выражения собственной индивидуальности – самоактулизации, что выражается в его творчестве. 4.Творческая деятельность ребенка является не самоцелью, а эффективным средством формирования эстетического отношения к миру, развития художественных способностей, любви к родному краю, знание его истории и культуры. Общедидактические принципы программы: • Научность; • Систематичность и последовательность; 23 • Доступность; • Наглядность; • Прочность; • Целесообразность; • Сознательность и активность. Принципы педагогической системы: • Единство сознания и практики, развитие психических процессов в деятельности; • Принципы гуманизма; • Принципы комплексности; • Принцип индивидуального подхода; Специфические принципы: • Принципы взаимосвязи краеведения с разными видами искусства: поэтическим, музыкальным, художественным творчеством; • Принципы взаимосвязи разных разделов образовательной работы: развитие речи, ознакомление с окружающим миром; • Принцип сезонности; • Принцип единства и взаимообусловленности восприятия, исполнительства и творчества. Цифровые образовательные ресурсы (интернет-источники): 1.Журнал «Обруч» http://www.obruch.ru/ 2.Сайт "Фестиваль педагогических идей. Открытый урок" http://festival.1september.ru/ 3.Социальная сеть работников образования nsportal.ru 4.Международный образовательный портал «maam.ru» http://www.maam.ru/ 5. Сайт «Инфоурок» https://infourok.ru/ 6. Сайт для школьников https://takprosto.cc/sayty-dlya-shkoly 7. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов; http://school-collection.edu.ru Кадровое обеспечение - реализовать программу "Наш край" может педагог, обладающий профессиональными знаниями (со средне-специальным или высшим педагогическим образованием), имеющим практические навыки организации интерактивной деятельности детей в области основ Кубановедения, истории, туризма, прикладного творчества и опыт работы в учреждениях дополнительного образования. Алгоритм учебного занятия В целом учебное занятие любого типа как модель можно представить в виде последовательности следующих этапов: организационного, проверочного, подготовительного, основного, контрольного, рефлексивного (самоанализ), итогового, информационного. Каждый этап отличается от другого сменой вид деятельности, содержанием и конкретной задачей. Основанием для выделения этапов может служить процесс усвоения знаний, 24 который строится как смена видов деятельности учащихся: восприятие осмысление - запоминание применение - обобщение – систематизация. 1этап - организационный. Задача: подготовка детей к работе на занятии. Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания. II этan - проверочный. Задача: установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания (если было), выявление пробелов и их коррекция. Содержание этапа: проверка домашнего задания (творческого, практического) проверка усвоения знаний предыдущего занятия. III этап - подготовительный (подготовка к восприятию нового содержания). Задача: мотивация и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности. Содержание этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (пример, познавательная задача, проблемное задание детям). IV этап - основной. В качестве основного этапа могут выступать следующие: 1 Усвоение новых знаний и способов действии. Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения. Целесообразно при усвоении новых знаний использовать задания и вопросы, которые активизируют познавательную деятельность детей. 2. Первичная проверка понимания Задача: установление правильности осознанности усвоения нового учебного материала, выявление неверны х представлений, их коррекция. Применяют пробные практические задания,которые сочетаются с объяснением соответствующих прави л или обоснованием. 3 Закрепление знаний и способов действий. Применяют тренировочные упражнения, задания, выполняемые детьми самостоятельно. 4. Обобщение и систематизация знаний. - Задача: формирование целостного представления знаний по теме. Распространенными способами работы являются беседа и практические задания. V этап – контрольный. Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция. Используются тестовые задания, виды устного и письменного опроса, вопросы и задания различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского). VI этап - итоговый. Задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. 25 Содержание этапа: педагог сообщает ответы на следующие вопросы: как работали учащиеся на занятии, что нового узнали, какими умениями и навыками овладели. VII этап - рефлексивный. Задача: мобилизация детей на самооценку. Может оцениваться работоспособность, психологическое состояние, результативность работы, содержание и полезность учебной работы. VIII этап: информационный. Информация о домашнем задании (если необходимо), инструктаж по его выполнению, определение перспективы следующих занятий. Задача: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания, логики дальнейших занятий. Изложенные этапы могут по-разному комбинироваться, какие-либо из них могу не иметь места в зависимости от педагогических целей. Список литературы: Для детей: 1. Анна Левада Лузи. «Оригинальные картины из цветов и листьев»: Контэнт.2010.-64с. 2.Наталия Сарафанова. «Второе рождение цветка»: Профиздат, 2010.-112с. 3. Ряскин В.Н. «Станица Советская (Урупская) прошлое и настоящее»Армавир , АФГОУ КК ККИДППО, 2009. 4. Ратушняк В. Н “Родная Кубань страницы истории”.- Краснодар. “ОИПЦ”, 2007. 5.Сайт для школьников https://takprosto.cc/sayty-dlya-shkoly Для педагогов: 1. Барков А.С. Большой атлас животных.– Москва «Экспресс-клуб» 2008г. 2. Жинкин А. В., Панамарчук О. Т. Кубань: история, культура, курорты, туризм, Краснодар, 2010. 3. Константинов Ю.С. Туристско-краеведческая деятельность учащихся в системе дополнительного образования детей. - М.:ЦДЮТиК, 2005. 4. Маслов А. В. “Кубанская старина”. Жизнь и быт казаков. - Краснодар. ОИПЦ “Перспективы образования”,2010. 5.Ратушняк В. Н. История Кубани с древнейших времен до конца XIX в. 10 класс. - Краснодар, 2005. 6. Ратушняк В. Н “Родная Кубань страницы истории”.- Краснодар. “ОИПЦ”, 2007. 7. Ряскин В.Н. «Станица Советская (Урупская) прошлое и настоящее»Армавир , АФГОУ КК ККИДППО, 2009. 8. Современный учительский портал http://easyen.ru 7. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов; http://school-collection.edu.ru 26