СОДЕРЖАНИЕ Нормативно-правовые основания для проектирования и реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты. 1. 1 Пояснительная записка. 1.1.1 Направленность дополнительной общеобразовательной Программы. 1.1.2 Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность. 1.1.3 Отличительные особенности дополнительной общеобразовательной программы. 1.1.4 Адресат программы. 1.1.5 Уровень программы, объем, и сроки реализации. 1.1.6 Форма обучения и режим занятий. 1.1.7 Особенности организации учебного процесса. 1.2 Цель и задачи дополнительной общеобразовательной программы. 1.3 Содержание программы. 1.3.1 Учебный план. 1.3.2 Содержание учебного плана. 1.4 Планируемые результаты. Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации. 2.1 Календарный учебный график. 2.2 Условия реализации программы. 2.3 Формы аттестации. 2.3.1 Оценочные материалы. 2.3.2 Методические материалы. 2.3.3.Список литературы. 2 Нормативно-правовые основания для проектирования и реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». 3. Конституция РФ, принятая всенародным голосованием 12.12.1993 г. (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 г.). 4. Концепция развития дополнительного образования до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р) 5. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р). 6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022г. №629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам». 7. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование», утвержден протоколом Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 24.12.2018 №16, приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. №467 «Об утверждении целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей». 8. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 9. Краевые методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (2020 г.). 10. Устав МБУДО ДДТ ст. Советской принят общим собранием трудового коллектива, 09 апреля 2019 г., утверждён постановлением администрации муниципального образования Новокубанский район 12 апреля 2019 г., № 430. 11. Локальные акты МБУДО ДДТ ст. Советской. 3 Раздел 1 «Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты» 1.1 Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Левша» обновлена с учётом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы. Развитие современного общества многомерное и стремительное, вносит свои коррективы во все сферы жизнедеятельности человека. Быстроменяющиеся информационные технологии, глобальные открытия в области науки и техники стимулируют человека к постоянному совершенствованию, непрерывному образованию на протяжении всей жизни. От этого зависит успешность человека в современном обществе, его социальная и профессиональная востребованность. Возрастает значение ранней допрофессиональной подготовки детей и потребность в таком виде образования. Сегодня важно не просто воспитать у подрастающего поколения любовь и уважение к труду, а способствовать развитию такого качества, как «профессиональная мобильность», предполагающего адаптированность, гибкость личности в профессиональной сфере. Дополнительное образование изначально по своей сути ориентировано дать детям ту базу знаний, умений, навыков, которой нет в школьной программе. 1.1.1 Направленность дополнительной общеобразовательной Программы. Направленность дополнительной общеобразовательной программы: художественная. Программа направлена на создание условий для развития личности, на развитие мотивации ребенка к познанию и творчеству, обеспечение его эмоционального благополучия, формирование художественно-творческих способностей. Вопросы гармоничного развития и творческой самореализации находят свое разрешение в условиях дополнительного образования. Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с другими людьми. Помочь в этих устремлениях и призвана данная программа. 1.1.2 Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность. Актуальность программы: дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Левша» адаптирована для реализации в очной (контактной) форме и включает все необходимые инструменты электронного (дистанционного) обучения. Она позволяет решать не только образовательные задачи, но и создает условия для формирования таких личностных качеств, как уверенность в себе, доброжелательное отношение к сверстникам, умение радоваться успехам товарищей, способность работать в группе и проявлять лидерские качества. 4 Творческая деятельность занимает особое место в развитии и воспитании детей. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, колористического восприятия, она способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребёнка, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области художественного декоративного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами. Занятия детей декоративно – прикладным искусством совершенствуют органы чувств, развивают умение наблюдать, анализировать, запоминать, учат понимать прекрасное, отличать искусство от дешевых поделок. Все это особенно важно в настоящее время, когда мир массовой культуры давит на неокрепшую психику ребенка, формирует привычку воспринимать и принимать всевозможные суррогаты культуры. Кроме того, будучи сопряжено с изучением лучших произведений искусства, художественное творчество пробуждает у детей интерес к искусству, любовь и уважение к культуре своего народа. Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения в очной или дистанционной форме, учащиеся обобщают свои знания о простейших закономерностях строения природных материалов, их разновидностях и многообразии, о перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, рисования, аппликации, а также о красоте природы и человеческих чувств. В творческой деятельности ребенок обогащает свои представления о мире, самовыражается, пробует свои силы и совершенствует способности. Невозможно обойтись на занятиях только традиционными дидактическими методами обучения, вынуждающими детей действовать в рамках предложенных им образцов, представлений. Именно поэтому необходимо применять методы и технологии, которые развивают воображение, побуждают детей к экспериментированию с различными красками, бумагой, стеклом, природным материалом растительного и животного происхождения, а не просто вынуждают механически выполнять то, что предлагает педагог. Выполнение работ с использованием различных техник изображения не утомляет детей, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокоинтеллектуальной и духовно развитой личности через мастерство. Для достижения этого служат целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование, а также использование следующих приёмов: 1) организационных: - составление небольших по количеству детей групп и выстраивание для каждого из них индивидуальной образовательной траектории развития; 5 - разновозрастный состав групп, назначение на разных этапах работы консультантов из числа детей; - организация занятий с предоставлением каждому ребёнку возможности проявить инициативу и самостоятельность при выполнении поставленной задачи; 2) ценностных: - организация занятий на природе для развития наблюдательности, бережливости и уважительного отношения к каждой частичке природы; - формирование уважительного отношения к чужим работам и достижениям; - организация коллективного творчества как средства для развития коммуникативных способностей; - формирование уважительного отношения к семейным ценностям; 3) содержательных: - освоение основных видов художественной обработки природного и бросового материалов; - совмещение различных освоенных техник для создания своего шедевра; - образование системы умений и навыков по различным направлениям, развитие моторики. 1.1.3 Отличительные особенности дополнительной общеобразовательной программы. Отличительные особенности образовательной программы «Левша» заключаются в возможности наряду с традиционной (очной) формой обучения применять дистанционные технологии, инструментарий электронного обучения в работе с детьми одного или разного возраста. Посещая объединения учреждения дополнительного образования, занимаясь с педагогом, другими учащимися, а также самостоятельно, дети постепенно приобщаются к миру декоративно-прикладного творчества. В таких условиях ребенок учится работать в группе, развивать свои возможности и в результате раскрывается его творческий потенциал. У него расширяется кругозор, представление об окружающем мире, что способствует его адаптации в обществе. Таким образом, дети приобщаются к культуре и творчеству, с одной стороны, и интегрируются в общество с другой, становясь его потенциальными членами. 1.1.4 Адресат программы. Адресат программы: младшие школьники с готовностью и интересом овладевают новыми знаниями, умениями и навыками, поэтому дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Левша" именно младшим школьникам предлагает познакомиться с цветоведением, композицией, декоративной стилизацией форм, правилами лепки, рисования, аппликации. Младшие школьники с готовностью и интересом овладевают новыми знаниями, умениями и навыками. Детей радует то, что учитель и родители хвалят за успехи в учебе и творчестве. И если учитель заботится о том, чтобы чувство радости от учебного труда 6 возникало у учащегося как можно чаще, то это закрепляет положительное отношение учащегося к учению. В младшем школьном возрасте закладываются основы таких социальных чувств, как любовь к Родине и национальная гордость, учащиеся восторженно относятся к героям-патриотам, к смелым и отважным людям, отражая свои переживания в играх, высказываниях. 1.1.5 Уровень программы, объем, и сроки реализации. Уровень программы: ознакомительный. Объем учебных часов по программе: 72 часа. Объём программы рассчитан на 1 год обучения. 1 год обучения: 72 часа в год. На основании СанПиНа: - кратковременное пребывания детей в организации до 2-х часов, - предельная наполняемость групп: - один год обучения: до 25 человек; - в группе могут быть дети разного возраста и пола; - состав группы может меняться. Число занятий в неделю - 1 занятие по 2 часа в неделю (возможно проведение занятий 2 раза в неделю по 1 часу). 1.1.6 Форма обучения и режим занятий. Форма обучения очная, с возможным применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Форма проведения занятий очная, теоретическая и практическая, групповая с ярко выраженным индивидуальным подходом. Фронтальные и теоретические формы занятий применяются для объяснения нового материала, при знакомстве с разными видами аппликации (обрывная, симметричная, предметная, объемная), лепки из пластичных масс (соленое тесто, глина, пластилин), оригами (одностороннее, модульное, объемное) и др. Индивидуальные формы применяются с детьми требующими повышенного внимания. Практические занятия рассматриваются как наиболее эффективная форма обучения и занимают значительно большее количество учебного времени. Применяются также и сопутствующие формы проведения занятий – выставки работ учащихся, посещение выставок, участие в различных конкурсах и мероприятиях, игры. Режим занятий: Общее количество часов в год – 72 часа. Первый год обучения – 72 часа, т.е. 1 занятие в неделю по 2 академических часа. Продолжительность одного занятия – 45 минут, продолжительность перерыва между занятиями - 15 минут. Число занятий в неделю - 1 занятие в неделю по 2 академических часа (возможно проведение занятий 2 раза в неделю по 1 часу). 7 В ходе работы предполагается применение дистанционных технологий, индивидуальное онлайн-консультирование с родителями, с целью организации учебного процесса. Предусмотрено сокращение режима занятий с учетом использования технических средств обучения при применении дистанционных технологий, согласно рекомендациям СанПин. 1.1.7 Особенности организации учебного процесса. Программа реализуется в соответствии с психофизическими особенностями детей. Дети организуются в учебную группу постоянного состава. Возможно проведение занятий с элементами игры, сказки, путешествия. Работа с различными материалами (водорастворимые краски, пластилин, цветная бумага, природный материал) предполагает прекрасную возможность для развития творчества и фантазии, тонкой моторики пальцев рук, а также условие для практических навыков при изготовлении поделок. Программа составлена с усложнением: от простого к сложному. Учитывая особенности учащихся, различие степени их самостоятельности во время занятия необходимо использовать дифференцированный подход. Имеется в виду различные уровни сложности трудовых знаний при выполнении программных изделий. Вместе с тем обязателен индивидуальный подход к учащимся, наблюдение за успехами и выявление возможностей детей. Необходимо обратить особое внимание на соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда при работе. Учащиеся перед каждым занятием проверяют готовность рабочего места, убирают его после занятия, и моют руки, все это входит в систему у детей. Формирование умений учащихся должно включать дозированную помощь в ориентировке и планировании работы. Для формирования образа будущей работы используются натуральные образцы, которые в зависимости от сложности изделия дополняются макетами и рисунками. Для определения темы применяются видеофрагменты, стихи, загадки, ребусы, сказки, и т.п. Предметно-практическая деятельность, речь и мышление образуют в учебном процессе неразрывное единство. Мышление совершенствуется во взаимодействии с реальными предметами. Организованная трудовая деятельность является мощным средством коррекции умственного развития. На каждом занятии применяется здоровьесберегающая технология, которая выражается в проветривание кабинета перед занятием, проведении на каждом занятии пальчиковой гимнастики или физкультурной минутки, соответствующей лексический теме занятия. На протяжении занятий чередуются различные формы деятельности учащегося: теоретический материал может восприниматься сидя, а практическая часть занятия может выполняться стоя или сидя (ребятам не воспрещается прохаживаться по кабинету, подходить к другим детям и педагогу, поскольку на остальных занятиях дети преимущественно сидят). Только чередование положения тела способствует формированию правильной осанки у учащихся. Набор детей в объединение. 8 Набор детей в объединение осуществляется руководителем при отсутствии у них медицинских противопоказаний, не предъявляет требования к подготовительному этапу подготовки детей. Набор учащихся в объединение свободный, независимо от национальной и половой принадлежности, социального статуса родителей (или законных представителей). В объединение принимаются все желающие дети 6 - 15 лет разного возраста и пола, разных религий, конфессий, разного уровня знаний. Детская учебная группа формируется из детей одной возрастной группы, возможен и разновозрастной состав. Возможно зачисление детей в учебную группу с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В разновозрастных группах старшие ребята помогают на занятиях младшим. В процессе занятий педагог направляет творчество детей не только на создание новых идей, разработок, но и на самопознание и открытие своего "Я". При этом необходимо добиваться, чтобы и сами учащиеся могли осознать собственные задатки и способности, поскольку это стимулирует их развитие. Тем самым они смогут осознанно развивать свои мыслительные и творческие способности. 1.2 Цель и задачи дополнительной общеобразовательной программы. Цель программы: создание комфортных условий для последующего выявления предпочтений и выбора вида деятельности в дополнительном образовании, что поможет родителям в становлении конструктивной позиции воспитания и развития ребёнка с учетом его интересов и способностей. Задачи программы: Образовательные: - знакомство с жанрами изобразительного искусства; - знакомство с различными художественными материалами и техниками изобразительной деятельности. Личностные: - развитие у детей чувственно-эмоциональных проявлений: внимания, памяти, фантазии, воображения; - развитие художественного вкуса, способности видеть и понимать прекрасное; - развитие коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение (адекватно оценивать свои достижения и достижения других, оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации); - формирование навыка владения техническими средствами обучения и программами. Метапредметные: - формирование у детей устойчивого интереса к искусству и занятиям художественным творчеством; 9 - формирование уважительного отношения к искусству разных стран и народов; - воспитание терпения, воли, усидчивости, трудолюбия; - воспитание аккуратности; -развитие навыка использования социальных сетей в образовательных целях. 1.3 Содержание программы. Содержание программы включает в себя отработку знаний, умений и навыков по темам: охрана труда и техника безопасности на рабочем месте, история развития декоративно-прикладного творчества в России, композиционное решение, выполнения эскизов, работа с бумагой и природным материалом растительного происхождения. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Левша» нацелена на создание необходимых условий для личностного развития детей, позитивной социализации и профессионального самоопределения, адаптации к жизни в обществе, профессиональной ориентации и творческого труда учащихся. Программа способствует формированию и развитию творческих способностей детей, выявлению, развитию и поддержке талантливых учащихся. 1.3.1 Учебный план № п/п Раздел, тема 1 2 Вводное занятие. «Орнамент, композиция, цвет» Орнамент, композиция, цвет в изобразительной деятельности. Теплые, холодные, основные и дополнительные цвета. Основные законы композиции – центр, симметрия в композиции, ритм, пропорциональность. Ознакомление с различными орнаментами. Цветовое решение. Итоговое занятие. Опрос. 3 Количество часов всего тео пракрия тика 2,0 2,0 12,0 3,0 9,0 Формы контроля наблюдение 2,0 0,5 1,5 наблюдение 2,0 0,5 1,5 игра 6,0 1,5 4,5 наблюдение 2,0 0,5 1,5 наблюдение 2,0 2,0 - 10 опрос Входной контроль осуществляет ся в начале образовательн ого процесса с 15 по 30 октября, с занесением данных в протокол мониторинга. 4 5 6 7 8 9 «Осенняя фантазия» Аппликация Лепка из пластилина Оформительская деятельность Изготовление сувениров «Мастерская Деда Мороза». . Итоговое занятие. Викторина по сказкам. 16,0 4,0 4,0 4,0 4,0 4,0 1,0 1,0 1,0 1,0 12,0 3,0 3,0 3,0 3,0 2,0 - 2,0 «Зимушка-зима» «Рождественские сувениры» изготовление поделок. «Аты-баты шли солдаты» изготовление праздничных открыток и сувениров. «Любимой маме посвящаю» изготовление открыток и поделок. Оформительская деятельность. Рисование крупами Итоговое занятие. Выставка детских работ. «Весеннее настроение» Лепка из соленого теста. Аппликация из полос цветной бумаги. Поделки из ниток. Поделки из природных материалов. Итоговое занятие. Опрос. 20,0 4,0 4,0 1,0 16,0 3,0 наблюдение 4,0 1,0 3,0 наблюдение 4,0 1,0 3,0 наблюдение 4,0 4,0 2,0 1,0 1,0 - 3,0 3,0 2,0 наблюдение наблюдение Выставка наблюдение наблюдение наблюдение викторина по сказкам Викторина Промежуточ ная аттестация. Проводится в середине учебного года (по итогам 1 полугодия). 14,0 4,0 2,0 3,0 1,0 0,5 11,0 3,0 1,5 наблюдение наблюдение 2,0 6,0 0,5 1,0 1,5 5,0 наблюдение наблюдение 2 2 - Опрос. Итоговая аттестация учащихся проводится по завершении обучения по образовательн 11 ой программе. Итого: 72,0 20,0 52,0 1.3.2 Содержание учебного плана 1.Вводное занятие (2 часа) Теория: Знакомство детей с содержанием программы. Цели и задачи, содержание, режим занятий в объединении. Правила поведения на занятиях. Организационные вопросы. Правила безопасности. Инструктаж по технике безопасности. 2. Орнамент, композиция, цвет (12 час.) Орнамент, композиция цвет в изобразительной деятельности. Теория: Краткие сведения по цветоведению. Цветовой круг. Практика: Выкраска основных цветов. Теплые, холодные, основные и дополнительные цвета. Теория: Теплые, холодные, основные и дополнительные цвета. Практика: Выполнение упражнений с основными, родственными и дополнительными цветами. Основные законы композиции – центр, симметрия в композиции, ритм, пропорциональность. Теория: Основные законы композиции – центр, симметрия в композиции, ритм, пропорциональность. Практика: Зарисовка различных орнаментов. Ознакомление с различными орнаментами. Цветовое решение. Теория: Ознакомление с различными орнаментами. Цветовое решение. Практика: Зарисовка различных орнаментов. 3. Итоговое занятие (2 часа) Теория: Опрос. 4. «Осенняя фантазия» (16 час) Аппликация. Теория: Технология изготовления аппликации из цветной бумаги, аппликация из природного материала, аппликация из салфеток. Понятие о шаблоне. Способы вырезания мелких и симметричных деталей. Практика: Изготовление аппликаций из цветной бумаги («Зонтик», «Мухомор», «Заготовки на зиму», «Павлин», «Автомобиль»), из природного материала («Рыбка», «Петушок», «Осенний пейзаж») обрывная аппликация («Золотая рыбка», «Листопад», «Осеннее дерево»), аппликация из салфеток («Зайчик», «Котик», «Щенок», «Цыпленок»). Лепка из пластилина. Теория: Рассказ о лепке из пластилина как о виде декоративноприкладного творчества. Знакомство с основными деталями и формами. Практика: Лепка из пластилина с использованием природного материала («Ежик из семечек», «Грибочек из каштанов», «Птица-фантазия», 12 «Осенние овощи», «Осенние фрукты», «Цветок», «Бабочка», плоскостные работы из пластилина – «Черепашка», «Пингвин», «Котенок»). Оформительская деятельность. Теория: Правила создания стенгазеты. Различные техники создания фона, текстуры. Практика: «Отпечатки листьев», «Текстура акварелью», «Стенгазета ко Дню матери», «Открытка ко Дню матери». Изготовление новогодних сувениров «Мастерская Деда Мороза». Теория: Рассказ об истории Нового года, о традиции дарить подарки, сделанные своими руками. Практика: Изготовление поделок («Белый медведь», «Снеговик из ватных дисков», «Сапожок», «Варежка», «Символ года», «Елочка», «Ангелочек», «Часы», «Зимние домики», «Снегирь», «Шарики на елочку», «Зимний пейзаж», «Новогодняя открытка», «Снежинка», поделки на новогоднюю тему) 5. Итоговое занятие (2 час.) Практика: викторина по сказкам. 6. «Зимушка-зима» (20 час.) «Рождественские сувениры» - изготовление поделок с применением природных материалов. Теория: Рождественские праздники, украшение интерьера, рождественские традиции. Практика: Изготовление рождественских сувениров и открыток с применением цветной бумаги, бусинок, атласных лент. «Аты-баты шли солдаты» - изготовление праздничных открыток и сувениров с использованием цветной бумаги, бусин, атласных лент Теория: История происхождения праздника. Этапы изготовления праздничной открытки. Практика: Выполнение эскиза открытки. Поэтапное изготовление открытки и сувениров. «Любимой маме посвящаю» - изготовление поделок. Теория: История происхождения праздника. Этапы изготовления праздничной открытки. Практика: Выполнение эскиза открытки. Поэтапное изготовление открытки и сувениров с использованием цветной бумаги, бусинок, атласных лент, ткани, картона, клея ПВА. Оформительская деятельность. Теория: Правила создания стенгазеты. Различные техники создания фона, текстуры. Практика: «Текстура акварелью», «Открытка к 8 марта», «Стенгазета к Международному женскому дню», «Стенгазета ко Дню птиц», «Открытка ко Дню птиц». Рисование крупами. Теория: Поэтапное выполнения работы. 13 Практика: Выполнение аппликации с применением различных круп окрашенных пищевыми красителями «Зайка» (манная крупа), «Утенок» (пшено), «Грибы» (семена моркови, рис, пшено), «Елочка» (зеленый горох, фасоль). 7. Итоговое занятие (2 час.) Практика: Выставка детских работ. 8. «Весеннее настроение» (14 час.) Лепка из соленого теста. Теория: Знакомство с составом соленого теста, его свойствами, техникой работы, инструментами. Практика: «Домики», «Грибы», «Цветные карандаши», Панно «Цветы», «Подкова на счастье». Аппликация из полос цветной бумаги. Теория: Знакомство с аппликацией из полос цветной бумаги. Практика: «Цепочка из колец», «Солнышко», «Ромашка». Поделки из ниток. Теория: Изучение свойств волокнистых материалов, правил работы с нитками. Практика: Изготовление поделок «Сердечко», «Весеннее дерево», «Барашек». Поделки из природных материалов Теория: Разновидности природного материала. Окраска крупы, макаронных изделий. Практика: Изготовление поделок (герои мультфильмов) с применением окрашенных круп, макаронных изделий. 9. Итоговое занятие (2 часа) Теория: Опрос. 1.4 Планируемые результаты. В результате обучения по общеобразовательной общеразвивающей программе «Левша» у учащихся должны быть сформированы следующие компетенции: Предметные (образовательные) результаты: - появятся общие представления об изучаемой предметной области; - учащиеся познакомятся с жанрами изобразительного искусства; - дети познакомятся с различными художественными материалами и техниками изобразительной деятельности; Личностные результаты: - появится первичный интерес к деятельности в данной предметной сфере, - дети разовьют внимание, зрительную память, фантазию, воображение; - учащиеся будут обладать художественным вкусом, способностью видеть и понимать прекрасное; 14 - учащиеся разовьют коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение, будут адекватно оценивать свои достижения и достижения других, оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации; - произойдет формирование навыка владения техническими средствами обучения и программами. Метапредметные результаты: - появится потребность к продолжению изучения выбранного вида деятельности; - у детей будет сформирован устойчивый интерес к искусству и занятиям художественным творчеством; - дети научатся уважительному отношению к искусству разных стран и народов; - учащиеся воспитают терпение, волю, усидчивость, трудолюбие, аккуратность; - появятся навыки использования социальных сетей в образовательных целях. С позиций компетентностного подхода у учащихся будут сформированы следующие компетенции: - информационно-познавательная (умение создавать творческие работы и разыгрывать воображаемые ситуации; самостоятельно выбирать интересующий вид деятельности на практических занятиях); - социокультурная (умение выражать нравственные и эстетические переживания, чувства, отношения; любовь к природе, животным, родителям; умение давать правовую оценку поступкам других людей и оценивать свои действия); - коммуникативная (умение адаптироваться в детском сообществе; слушать и анализировать информацию, получаемую от педагога) Результат обучения в количественном выражении. Участие не менее 50% учащихся в окружных, муниципальных, зональных, региональных мероприятиях, наличие не менее 10% победителей и призеров в зональных, муниципальных, зональных, региональных мероприятий. 15 Раздел 2 «Комплекс организационно-педагогических условий» Календарный учебный график Дата начала и окончания учебного периода Количество учебных недель Продолжительность каникул Место проведения занятия Время проведения: занятие – 45 минут перемена – 15 минут 1 сентября 20 ___ г. 31 мая 20 ____ г. Форма занятий Сроки контрольных процедур Сроки выездов, экскурсий, походов, туристических прогулок Участие в массовых мероприятиях (соревнованиях, конкурсах, фестивалях, праздниках) групповая Начальная диагностика (октябрь), промежуточная диагностика (декабрь), текущая диагностика (март), итоговая диагностика (май) 36 Каникулы с 01.06.20____ – 31.08.20_____ г. каб . № группа 1 День Время группа 2 День группа 3 День Время - Новогодний утренник- декабрь; - Конкурсные программы к 8 марта, 23 февраля; - Конкурсы детских творческих работ – в течении учебного года. 16 Время группа 4 День Время № занятия № Вну п/ три п тем ы Содержание (разделы, темы) Колво часов Дата, месяц, год проведения Время провед ения Форма проведе ния Место провед ения Форма контроля 2.1 Календарный учебный график дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Левша» № занятия Содержание (разделы, темы) № Внутп/п ри темы 1. Вводное занятие (2 час) 1 1 Вводное занятие. Теория: Знакомство детей с содержанием программы. Цели и задачи, содержание, режим занятий в объединении. Правила поведения на занятиях. Организационные вопросы. Правила безопасности. Инструктаж по технике безопасности. 2. Орнамент, композиция, цвет (12 час.) 2 1 Орнамент, композиция, цвет в изобразительной деятельности Теория: Краткие сведения по цветоведению. Цветовой круг Практика: выполнение детьми упражнения по выкраске основных цветов. 3 2 Теплые, холодные, основные и дополнительные цвета. Теория: Теплые и холодные цвета. Кол-во часов 2 0,5 Дата, месяц, год проведения Время проведения Форма проведения Место проведения Форма контроля групповая наблюдение групповая наблюдение групповая наблюдение 1,5 0,5 1,5 17 Практика: Выполнение упражнений с основными, родственными и дополнительными цветами. 4 3 Основные законы композиции – центр, симметрия в композиции, ритм, пропорциональность. Теория: основные законы композиции – центр, 0,5 симметрия в композиции, ритм, пропорциональность. 1,5 Практика: Зарисовка различных орнаментов (геометрический, растительный). 5 4 Основные законы композиции – центр, симметрия в композиции, ритм, пропорциональность. Теория: основные законы композиции – центр, 0,5 симметрия в композиции, ритм, пропорциональность. Практика: зарисовка различных орнаментов 1,5 (растительный,животный). 6 5 Основные законы композиции – центр, симметрия в композиции, ритм, пропорциональность. Теория: основные законы композиции – центр, 0,5 симметрия в композиции, ритм, пропорциональность. Практика: зарисовка различных орнаментов 1,5 (смешанный). 7 6 Ознакомление с различными орнаментами. Цветовое решение. 0,5 Теория: орнамент как средство художественного выражения в искусстве. Ознакомление с различными орнаментами. Цветовое решение. 1,5 Практика: зарисовка различных орнаментов. 3. Итоговое занятие (2час) 8 1 Итоговое занятие. 2,0 Теория: проведение опроса. 4. «Осенняя фантазия» (16 час) 18 групповая наблюдение групповая наблюдение групповая наблюдение групповая наблюдение групповая наблюдение 9 10 11 12 13 14 1 2 3 4 5 6 Аппликация Теория: технология изготовления аппликации из цветной бумаги. Понятие о шаблоне. Практика: изготовление аппликации из цветной бумаги («Зонтик», «Мухомор», «Заготовки на зиму», «Павлин», «Автомобиль») Аппликация Теория: технология изготовления аппликации из природного материала, аппликация из салфеток. Практика: изготовление аппликации из природного материала («Рыбка», «Петушок», «Осенний пейзаж»). Лепка из пластилина Теория: Рассказ о лепке из пластилина как о виде декоративно-прикладного творчества. Знакомство с основными деталями и формами. Практика: Лепка из пластилина с использованием природного материала («Ежик из семечек») Лепка из пластилина Теория: Рассказ о лепке из пластилина как о виде декоративно-прикладного творчества. Знакомство с основными деталями и формами. Практика: Лепка из пластилина с использованием природного материала («Ежик из семечек», «Грибочек из каштанов», «Птица-фантазия», «Осенние овощи», «Осенние фрукты», «Цветок», «Бабочка». Оформительская деятельность Теория: Правила создания стенгазеты. Различные техники создания фона, текстуры. Практика: «Отпечатки листьев», «Текстура акварелью». Оформительская деятельность групповая наблюдение групповая наблюдение групповая наблюдение групповая наблюдение групповая наблюдение группо- наблюде- 0,5 1,5 0,5 1,5 0,5 1,5 0,5 1,5 0,5 1,5 19 Теория: Правила создания стенгазеты. Различные техники создания фона, текстуры. Практика: «Отпечатки листьев», «Текстура акварелью». 15 7 «Мастерская Деда Мороза». Изготовление новогодних сувениров. Теория: Рассказ об истории Нового года, о традиции дарить подарки своими руками. Практика: Изготовление поделок («Белый медведь», «Снеговик из ватных дисков». 16 8 «Мастерская Деда Мороза». Изготовление новогодних сувениров. Теория: Рассказ об истории Нового года, о традиции дарить подарки своими руками. Практика: изготовление поделок «Сапожок», «Варежка», «Символ года». 5. Итоговое занятие (2 час) 17 1 Итоговое занятие. Викторина по Русским народным сказкам. 6. «Зимушка-зима» (20 час) 18 1 «Рождественские сувениры» - изготовление поделок с применением природных материалов. Теория: Рождественские праздники, рождественские традиции. Практика: Изготовление рождественских открыток с применением цветной бумаги, бусинок, атласных лент. 19 2 «Рождественские сувениры» - изготовление поделок с применением природных материалов. Теория: Украшение интерьера. Практика: Изготовление рождественских сувениров с применением цветной бумаги, бусинок, атласных лент. 0,5 вая ние 1,5 групповая викторина по сказкам групповая викторина по сказкам групповая викторина групповая наблюдени е групповая наблюдени е 0,5 1,5 0,5 1,5 2,0 1,0 1,0 0,5 1,5 20 20 21 22 23 24 25 26 3 4 5 6 7 8 9 «Аты-баты шли солдаты» - изготовление праздничных открыток и сувениров. Теория: История происхождения праздника. Этапы изготовления праздничной открытки. Практика: Выполнение эскиза открытки. «Аты-баты шли солдаты» - изготовление праздничных открыток и сувениров. Теория: Этапы изготовления праздничной открытки. Практика: Поэтапное изготовление открытки и сувениров. «Любимой маме посвящаю» - изготовление открыток и поделок. Теория: История происхождения праздника. Практика: Выполнение эскиза открытки. «Любимой маме посвящаю» - изготовление открыток и поделок. Теория: Этапы изготовления праздничной открытки. Практика: Поэтапное изготовление открытки с использованием цветной бумаги, бусинок, атласных лент, ткани, картона, клея ПВА. Оформительская деятельность. Теория: Правила создания стенгазеты. Различные техники создания фона, текстуры. Практика: «Текстура акварелью», «Открытка к 8 марта», «Стенгазета к Международному женскому дню». Оформительская деятельность. Теория: Правила создания стенгазеты. Различные техники создания фона, текстуры. Практика: «Текстура акварелью», «Открытка к 8 марта», «Стенгазета к Международному женскому дню». Рисование крупами. 0,5 групповая наблюдени е групповая наблюдени е групповая наблюдени е групповая наблюдени е групповая наблюдени е групповая наблюдени е группо- наблюдени 1,5 0,5 1,5 1,0 1,0 0,5 1,5 0,5 1,5 0,5 1,5 21 Теория: Поэтапное выполнения работы. Практика: Выполнение аппликации с применением различных круп окрашенных пищевыми красителями «Зайка» (манная крупа). 27 10 Рисование крупами Теория: Поэтапное выполнения работы. Практика: Выполнение аппликации с применением различных круп окрашенных пищевыми красителями «Утенок» (пшено). 7. Итоговое занятие. (2 час) 28 1 Итоговое занятие. Практика: Выставка детских работ. 8. «Весеннее настроение» (14 час) 29 1 Лепка из соленого теста. Теория: Знакомство с составом соленого теста, его свойствами, техникой работы, инструментами. Практика: Изготовление поделок «Домики», «Грибы», «Цветные карандаши», Панно «Цветы», «Подкова на счастье». 30 2 Лепка из соленого теста. Теория: Знакомство с составом соленого теста, его свойствами, техникой работы, инструментами. Практика: Изготовление поделок «Домики», «Грибы», «Цветные карандаши», Панно «Цветы», «Подкова на счастье». 31 3 Аппликация из полос цветной бумаги. Теория: Знакомство с аппликацией из полос цветной бумаги. Практика: Изготовление поделок «Цепочка из колец», «Солнышко», «Ромашка». 32 4 Поделки из ниток. Теория: Изучение свойств волокнистых материалов, правил работы с нитками. 0,5 вая е 1,5 0,5 1,5 2,0 групповая наблюдени е групповая выставка групповая наблюдени е групповая наблюдени е групповая наблюдени е групповая наблюдени е 0,5 1,5 0,5 1,5 0,5 1,5 0,5 22 33 34 35 9. 36 Практика: Изготовление поделок «Сердечко», «Весеннее дерево», «Барашек». 5 Поделки из природных материалов. Теория: Разновидности природного материала. Окраска крупы, макаронных изделий. Практика: Изготовление поделок (герои мультфильмов) с применением окрашенных круп, макаронных изделий. 6 Поделки из природных материалов. Теория: Разновидности природного материала. Окраска крупы, макаронных изделий. Практика: Изготовление поделок (герои мультфильмов) с применением окрашенных круп, макаронных изделий. 7 Поделки из природных материалов. Теория: Разновидности природного материала. Окраска крупы, макаронных изделий. Практика: Изготовление поделок (герои мультфильмов) с применением окрашенных круп, макаронных изделий. Итоговое занятие (2 час) 1. Итоговое занятие. Теория: Опрос. Итого: 1,5 0,5 групповая наблюдени е групповая наблюдени е групповая наблюдени е групповая Опрос 1,5 0,5 1,5 0,5 1,5 2,0 72,0 23 2.2 Условия реализации программы. Материально-техническое обеспечение наличие кабинета с необходимым количеством посадочных мест (учебные столы не менее 10, 20 - стульев), освещение кабинета и возможность проветривания его должно удовлетворять требованиям СанПиНа. В кабинете должны быть шкафы для хранения учебной и методической литературы, наглядных пособий. На занятиях используются наглядные пособия, альбомы, технологические карты, книги. Для успешного проведения учебного занятия педагогу дополнительного образования необходимо иметь: методические разработки занятий, учебные и методические пособия, технологические карты по изготовлению изделий, фотографии, образцы изделий. Так же необходим компьютер, поскольку возможно использование интернет - технологий при проведении занятий. Учебный кабинет должен быть достаточно просторным для проведения игр, физкультминуток, динамических пауз. Перечень оборудования, инструментов и материалов. № п/п 1. Учебные столы. Количество ( на группу) 10 шт 2. Стулья 20 шт 3. Цветная бумага 20 шт. (40 л.) 4. Кисти по номерам 40 шт. 5. Карандаши различной мягкости 40 шт. 6. Краски акварельные 20 шт. 7. Краски гуашевые 20 шт. 8. Декоративные материалы неограниченно 9. Мебельный лак (акриловый аэрозольный) 10 шт. Наименование 10. Клей ПВА 20 шт. 11. Белый картон 20 шт. 12. Пластилин 20 шт 13. Стеки неограниченно 14. Пищевая фольга неограниченно 15. Мука, соль неограниченно 16. Природный (растительный) материал неограниченно 17. Наглядные пособия по изучаемым темам. 24 в необходимом кол-ве 18. Раздаточный материал по изучаемым темам. в необходимом кол-ве 19. Демонстрационный материал к изучаемым темам. в необходимом кол-ве 20. Альбомы. неограниченно 21. Технологические карты. неограниченно 22. Книги. неограниченно 23. Пищевые красители. неограниченно 24. Компьютер. Дополнительные материалы: рамки, проволока, ёмкость с водой, зубочистки, ситечко, бисер, бусинки, ткань. Информационное оборудование - (фото, аудио, видео материал) - наличие компьютера; - фотоматериалы по темам; - видео материал по разделам программы. Цифровые образовательные ресурсы (интернет-источники): http://ppt4web.ru/mkhk/osnovy-cvetovedenija.html -основы цветоведения https://multiurok.ru/files/priezientatsiia-tsviet-osnovytsvietoviedieniia.html - основы цветоведения http://bigslide.ru/mhk/18283-osnovi-cvetovedeniya.html-основы цветоведения http://festival.1september.ru/ - Сайт "Фестиваль педагогических идей. Открытый урок" nsportal.ru - Социальная сеть работников образования http://www.maam.ru/-Международный образовательный портал «maam.ru» http://www.baby-gamer.ru/- ."Развивающие игры для детей. Кадровые условия реализации программы. Реализовать дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу " Левша" имеет право педагог, обладающий профессиональными знаниями (со средне-специальным или высшим педагогическим образованием), знающий специфику ОДО, имеющим практические навыки работы с художественными материалами, знающий основы мировой художественной культуры. 25 2.3 Формы аттестации. На протяжении всего учебного процесса предполагается проводить контроль знаний, умений и навыков в виде выставок детских работ и опросов. Опрос проводится доброжелательно и тактично, что позволяет снимать индивидуальные зажимы у детей, обеспечивает их эмоциональное благополучие. После нескольких изученных приемов работы с различным инструментом предусматриваются занятия по повторению правил техники безопасности при работе с инструментом, оборудованием и др. В процессе работы сложилась система мониторинга образовательных результатов по данной программе (система сбора, хранения, анализа, оценки информации). При этом результаты достижений учащихся выступают ведущим показателем качества и эффективности работы в системе нашего объединения. К результатам образовательной деятельности относится совокупность учебных достижений детей, полученную за определенный период дополнительного образования: - текущая перспективная сохранность контингента; - умение выполнить работу по образцу, самостоятельная практическая работа учащихся; - формирование специальных знаний и умений через систему теоретических и практических занятий; - стабильность практических достижений учащихся (победы и участие в различных конкурсах); - наличие творческих продуктов, выполненных детьми вне занятий; - нестандартность исполнения творческих заданий; - удовлетворенность детей и родителей жизнедеятельностью объединения; - объективность самооценки; - имеющиеся награды; - приобщение детей к культурным ценностям (доброжелательная атмосфера в коллективе, дружба; воспитанность детей; динамика культуры поведения; поддержание традиций коллектива, участие в общей деятельности, развитое сотрудничество в коллективе). Контроль в учебном объединении является обязательным компонентом процесса обучения. По данной программе осуществляются следующие виды контроля: - входной контроль (октябрь)–опрос. Проводится в начале учебного года (по итогам 1 четверти). Входной контроль осуществляется в начале образовательного процесса с 15 по 30 октября, с занесением данных в протокол мониторинга; - промежуточная аттестация (декабрь) – викторина. Проводится в середине учебного года (по итогам 1 полугодия). Промежуточная аттестация проводится как оценка результатов обучения за определённый промежуток учебного времени – за полугодие, включает в себя проверку теоретических 26 знаний и практических умений и навыков. Проводится в декабре с занесением данных в протокол мониторинга; - итоговая аттестация (май)– опрос. Проводится в конце учебного года, с занесением данных в протокол мониторинга. Может осуществляться взаимопроверка знаний и умений в минигруппах, фронтальная беседа со всем коллективом. Основной формой подведения итогов обучения является участие детей в краевых, муниципальных, учрежденческих конкурсах и выставках. 2.3.1 Оценочные материалы. Оценочные материалы - (пакет) диагностических методик: Изучение личностных особенностей : - методика «Если бы ты был волшебником. Если бы у тебя была волшебная палочка» (изучение желаний младших школьников); - методика «Цветик - семицветик» (выявление направленности интересов младших школьников); - методика «Радости и огорчения» (выявление характера, содержания переживаний младших школьников); - методика «Кем быть?» (выявление интереса детей к профессиям, разным работам, мотивов их выбора). Изучение эмоционально-волевой сферы: - методика определения уровня тревожности Ч.Д. Спилбергера (адаптация Ю.Л. Ханина) (измерение тревожность и как личностное свойство, и как состояние); - цветовой тест по определению эмоционального состояния человека М. Люшера (оценка психо - эмоционального состояния); Изучение учебной мотивации: - методика «Три желания»; - методика «Цветик - семицветик»; - методика «Волшебная палочка» (изучение мотивационных предпочтений). Исследование индивидуальных особенностей и качеств личности: - методика «Несуществующее животное»(с 4,5 лет) – Надеждина В. Практическая психодиагностика. Тесты и методики. – Минск: Харвест, 2011. – 640 с.; - методика «Лесенка» (изучение самооценки) – Выготский Л.С. Лекции по психологии. – СПб.: СОЮЗ, 1997. Диагностика детско-родительских отношений: - многофакторный личностный опросник Р. Кеттела (детский вариант) (изучение особенностей характера, склонностей и интересов личности). 27 Опросный лист к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Левша» 1 четверть Вопрос 1. Цветоведение как наука. Вопрос 2. Что такое композиция. Основные законы композиции. Вопрос 3. Что называют орнаментом. Характер орнаментов. Опросный лист к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Левша» 4 четверть. Вопрос 1. Техника безопасности на занятиях. Вопрос 2. Инструменты и материалы, необходимые для работы с пластичными материалами. Вопрос 3. Основные приёмы лепки. Критерии оценки ЗУН: Критерии оценки теоретической подготовки: уровня Критерии оценки подготовки: уровня практической - высокий уровень – учащийся освоил практически весь объём знаний 100-80%, предусмотренных программой за конкретный период; специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием. - высокий уровень – учащийся овладел на 10080% умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период; работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей; выполняет практические задания с элементами творчества. - средний уровень – у учащегося объём усвоенных знаний составляет 70-50%; сочетает специальную терминологию с бытовой. - средний уровень – у учащегося объём усвоенных умений и навыков составляет 7050%; работает с оборудованием с помощью педагога; в основном, выполняет задания на основе образца. - ниже среднего уровень – учащийся овладел менее чем 50% объёма знаний, предусмотренных программой; как правило, избегает употреблять специальные термины. - ниже среднего уровень - учащийся овладел менее чем 50%, предусмотренных умений и навыков; испытывает серьёзные затруднения при работе с оборудованием; учащийся в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога. 28 2.3.2 Методические материалы В основу содержания и методов реализации программы положены: систематичность и последовательность развития у детей навыков работы с различными материалами с последующим созданием самостоятельных творческих работ и умением их презентовать. В структуру занятий введены ритуалы встреч и прощаний детей, создающие комфортную доверительную обстановку. В педагогическом процессе применяются репродуктивный и объяснительно-иллюстративный методы обучения. Объяснительно-иллюстративный метод отображающий деятельность педагога и учащегося применяется, когда педагогу необходимо сообщить сведения различными способами, а дети воспринимают, осмысливают и закрепляют их в памяти. Педагог сообщает теоретические сведения о декоративно-прикладном творчестве, возрождении народных традиций путем устной речи. На занятиях широко используются наглядные средства (плакаты с правилами техники безопасности, Символикой России, тематические плакаты к Праздникам, технологические карты – изготовления фигур оригами, лепке из пластилина и соленого теста, образцы работ для каждого занятия). Учащиеся слушают, усваивают информацию, следят, сравнивают новые сведения с ранее изученными и запоминают. Репродуктивный метод используется для усвоения навыков и умений в декоративно-прикладном творчестве. Педагог предлагает задачи, а учащийся их решает, при этом рассматриваются похожие задачи, составляются проекты и т.д. Воспроизведение и повторение способа деятельности по образцу являются важнейшими признаками репродуктивного метода. В течение года могут в объединении проводиться массовые мероприятия: игры, конкурсы, праздники, концерты, выставки, поздравления. Образовательные технологии. В программе используются: Технологии коллективной творческой деятельности. На занятиях по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Левша» применяются элементы творческой деятельности. Задания формируются таким образом, чтобы ребенок не был скован жесткими рамками, а мог свободно придумывать, творить. Работа строится таким образом, что основное внимание на первых этапах уделяется не конечному результату (материальному воплощению идеи), а самому течению творческого процесса, самостоятельному поиску ребенка, направленному на решение задач, не имеющих однозначного ответа. В процессе изготовлении поделки учащимся предлагается выбор ее цвета, формы, материала и т. д., что способствует творческому включению в работу и развитию креативности. 29 Педагогики сотрудничества. Технология сотрудничества и сотворчества (педагогическая поддержка) заключается в том, чтобы не только дать детям ознакомительные сведения по данному направлению работы, но и подобрать учебный материал так, чтобы ребёнок мог работать в этой технике. Детей следует хвалить, подбадривать, обращать внимание на лучшие работы – это стимулирует ребёнка, даёт почувствовать свою значимость в коллективе. В этом плане мудрое высказывание М. М. Пришвина — «хочу не учить, а душевно беседовать, размышлять сообща и догадываться» — представляется бесценной формулой педагогики сотрудничества, когда обе стороны, глубоко заинтересованные в наилучшем результате, совместно решают насущные проблемы. Общение должно осуществляться на каждом занятии. Каждый учащийся должен быть уверен, что его мнение будет услышано и даже маленькие творческие победы не останутся незамеченными Информационно - коммуникационные технологии прочно вошли в нашу жизнь и находят широкое применение в образовании. Компьютерные технологии помогают находить и обрабатывать информацию, эффективно ее представлять детям и оперативно обмениваться новой информацией, дают возможность интерактивно познавать мир, общаться и сотрудничать с ровесниками и взрослыми. Игровые технологии. Давно известно, что игра, являясь развлечением и отдыхом, способна перерасти в обучение и творчество. Игровые технологии широко применяются на занятиях, так как игра выступает как средство побуждения и стимулирования учащихся к творческой деятельности. Целесообразно использовать данную технологию на занятиях в виде игровых приёмов и ситуаций. Например, при изучении темы «Мастерская Деда Мороза» детям предлагается представить себя помощниками Деда Мороза, которые мастерят игрушки к Новому году. Эффективно проводить такие занятия в форме соревнований. Игра позволяет развивать и закреплять у детей навыки самостоятельной работы, умение творчески мыслить, помогает непринужденно взаимодейс твовать в коллективе, снимает напряжение.Высокая активность, эммоционал ьная окрашенность игры порождает открытость участников. Ребенок раскрывается, отбрасывает в игре психологическую защиту, теряет насто -роженность, становится самим собой. На занятиях используются следующие виды игровой деятельности: - игры, развивающие мышление, память, внимание, восприятие, воображение, мелкую и крупную моторику; - упражнения; - викторины, конкурсы; - упражнения на развитие навыков общения; - звуковые, мимические, пантомимические загадки; - сюрпризные моменты. 30 В игровой деятельности могут бытьразные типы «призов»: материальный(подарок), моральный (поощрение, грамота, широкое объявление резул ьтата), психологический (самоутверждение, подтверждение самооценки). Дидактические приемы: - беседы, мини-беседы; - наблюдение, рассказывание, чтение произведений художественной литературы; - демонстрация иллюстраций и наглядных пособий. Для достижения положительного эффекта, стимулирующего и упорядочивающего творческую активность детей, приведение в равновесие их эмоционального состояния часто используется спокойная музыка. Для успешной реализации программы применяются следующие методы воспитания: - методы формирования сознания (методы убеждения): убеждение является одним из методов воспитания. Сущность его заключается во всестороннем воздействии на разум, чувства, волю учащегося с целью формирования у него необходимых жизненных качеств. Убеждение как метод реализуется посредством бесед, рассказов, объяснений. На примере образцов работ, педагог показывает детям, что подарки, сделанные своими руками, в которых вложено тепло и любовь, в наше время ценятся больше чем остальные. Пусть творения детей не всегда являются образцами красоты, но важнее то чувство гордости и радости, которое переполняет их в процессе работы. - методы организации деятельности и формирования опыта поведения: педагогическое требование предполагает формирование способностей к организованным действиям, разумному поведению с целью выработки хороших привычек. Приучение достигается через систему упражнений, предполагающих демонстрацию процесса педагогом и копирование учащимися. Но упражнение лишь на начальных этапах можно рассматривать как повторение. В дальнейшем это этап совершенствования на пути к идеалу. Данный метод способствует самоорганизации ребёнка и проникает во все сферы его деятельности. На занятиях дети обучаются организации своего рабочего места, содержании его в чистоте, выполнению правил техники безопасности. У учащихся формируется навык стойкого удержания внимания в процессе работы над изготовлением творческой работы (поделки); -методы стимулирования поведения и деятельности: главное назначение данных методов - дополнительное стимулирование влияния и усиление действия рассмотренных ранее методов, которые принято называть основными. Из методов стимулирования используются поощрение и наказание. Поощрение как метод воспитания направлен на эмоциональное утверждение успешно производимых действий и нравственных поступков, стимулирование к совершению новых. Успешно выполненная работа, при изготовлении открыток к праздникам, стимулирует ребенка к дальнейшей творческой деятельности, что выражается в желании сделать подарки всем 31 членам семьи. Чувство удовлетворения, испытанное поощренным учащимся, вызывает у него прилив сил, энергии, и как следствие, сопровождается высокой степенью старания и результативностью. Но главный эффект от поощрения - возникновение острого желания испытывать чувство удовлетворения как можно чаще. Целесообразность поощрения возрастает при работе с неуверенными в себе, застенчивыми детьми. Условия реализации программы обеспечивают полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях: Социально-коммуникативное развитие: - развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; - формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества. Познавательное развитие: - развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; - развитие воображения и творческой активности; - формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира. Художественно-эстетическое развитие: - развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений изобразительного искусства; - становление эстетического отношения к окружающему миру; - реализация самостоятельной творческой деятельности детей. Физическое развитие: - развитие крупной и мелкой моторики обеих рук. С позиций компетентностного подхода у учащихся должны быть сформированы следующие компетенции: - информационно - познавательная (умение создавать творческие работы и разыгрывать воображаемые ситуации; самостоятельно выбирать интересующий вид деятельности на практических занятиях); - социокультурная (умение выражать нравственные и эстетические переживания, чувства, отношения; любовь к природе, животным, родителям; умение давать правовую оценку поступкам других людей и оценивать свои действия); - коммуникативная (умение адаптироваться в детском сообществе; слушать и анализировать информацию, получаемую от педагога). В основу содержания и методов реализации программы положены: систематичность и последовательность развития у детей навыков работы с различными материалами с последующим созданием самостоятельных творческих работ и умением их презентовать. 32 В структуру занятий введены ритуалы встреч и прощаний детей, создающие комфортную доверительную обстановку. Формы организации учебных занятий. Теоретические занятия проводятся в соответствии с учебнотематическим планом, на них изучаются различные темы по прикладному творчеству, технологии изготовления поделок и работ, показываются книги, каталоги, журналы, рассказывается об истории различных видах и техниках в прикладном творчестве, демонстрируются их образцы. Практические занятия проводятся только после того, как учащиеся усвоят теоретическую часть и правила техники безопасности. При проведении занятий педагогу необходимо: - продумывать содержание программы и способы их подач; - воздействовать на группу учащихся с помощью интонационно – выразительной окрашенности речи; - прогнозировать возможные реакции детей на предлагаемые условия и правила; - уметь удерживать внимание детей на протяжении всего занятия, быстро реагировать на неожиданные изменения, возможно даже менять ход занятия; - знать психологические особенности детей - быть открытым, эмпатичным, принимающим детей такими, какие они есть; - замечать и поддерживать любые успехи ребенка. Все перечисленное позволяет ребенку быстрее пройти период адаптации к образовательному пространству, получить удовольствие в процессе игрового обучения, удовлетворить свои потребности в общении, в развитии и в творческом самовыражении. Тематика и формы методических и дидактических материалов по программе 1. Авторские образцы изделий: - Поделки выполненные педагогом соответственно теме занятия. - Творческие работы созданные предыдущими группами детей и отобранные на экспресс - выставки. 2. Фонд методического материала: - Схемы. - Презентации выполненные педагогом соответственно теме занятия. - Фото творческих работ созданные предыдущими группами детей. - Тематические журналы, учебники. - Слайдшоу. - Сборники детский стихов, стихов о праздниках. - Игры и игротренинг. Все упражнения, игры направлены на развитие эмоциональноличностных и познавательных сфер ребенка. 33 Алгоритм учебного занятия № 1 2 3 4 5 Этапы урока Вводная часть Содержание этапов урока В В Время - Оборудование учебного занятия: средство 3 мин обучения, наглядные пособия и т.д. - Объявление темы занятия. - Объяснение степени сложности задания для данной группы. Основная часть - Подготовка рабочего места каждого учащегося. 5 мин Подготовка к - Повторение техники безопасности. занятию - Проверка наличия необходимого материала и инструментов. Изложение - Повторение пройденного материала. 2 мин теоретического - Изложение обучающих и развивающих материала аспектов. Практическая - Привлечение ребят к самостоятельному 30 часть занятия объяснению и поиску художественного замысла, живых образов, на которые они смогут опереться в работе. Ребята должны проявить творческую фантазию. - Физкультминутка. - Установка на успех. Подведение - Самоанализ. 5 мин итогов -Самооценка работы и сравнение с образцом. - Экспресс выставка. 2.3.3 Список литературы. Литература для педагога 1. Авсиян О.А. Натура и рисование по представлению. – М.:Изобразительное искусство, 2015. – 143 с. 2. Белашов А.М. Как рисовать животных. – М.: Юный художник, 2010. - 32 с. 3. Беседы о живописи в школе/ Под ред. И.А. Куратова. – М.:Искусство, 2006. – 256 с. 4. Данильченко Л.А., Скобцова Т.О. Роспись по стеклу. – Ростов-наД.: Феникс, 2010. – 95 с. 5.Ефимова К. Дизайнерские открытки в технике батик. – Ростов н/Д. 2013. – 60 с. 6. Иванов А.Б. Рассказы о русских художниках.М.: Просвещение,2008. – 122 с. 7. Искусство – детям/ Под ред. Ю. Дорожкина. – М.:Мозаика – Синтез, 8.Каменева Е. Твоя палитра. –М.:Государственное издательство детской литературы министерства просвещения РСФСР, 2010. – 110с. 9. Каменева Е. Какого цвета радуга. – М.:Детская литература, 2011. – 79 с. 10. Коровин К. Краски России. – Л.:Детская литература,2010. – 110с. 34 11.Крысько В.Г. Психология и педагогика: Курс лекций. СПб.: Омега, 2012. - 367 с. 12. Мир в картинках/ Под ред. А Дорофеевой. – М.: Мозаика – Синтез. 13.Оганесян Н.Т. Педагогическая психология: Вопросы образования и обучения: Система разноуровневых контрольных заданий. - М.: КноРус, 2006. - 324 с. 14.Островский Э.В., Чернышова Л.И. Психология и педагогика. - М., 2010. - 380 с. 15.Петрушин В. И. Психология и педагогика художественного творчества. - М. : Академический проект, 2011. - 490 с. 16. Полуянов Ю.А. Дети рисуют. – М.: Педагогика, 2012. – 175 с. 17.Психолого-педагогическая диагностика / Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. - М.: Академия, 2010. - 318 с. 18.Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. СПб.: Питер, 2010. - 432 с. 19. Рондели Л.Д. Народное декоративно – прикладное искусство. – М.: Просвещение, 2010, 142 с. 20.Столяренко А.М. Психология и педагогика. - М.: ЮНИТИ, 2010. 526 с. 21. Юному художнику/Под ред. Е.И. Боданова. – М.: Академия художеств СССР,2015. – 583 с. Литература для детей 1.Бедник Н.И. Цветы на подносе. – Л.: Художник РСФСР, 2010. – 35 с. 7. Искусство – детям/ Под ред. Ю. Дорожкина. – М.: Мозаика – Синтез. 2.Никонова Е.А. Я открою вам секрет. – СПб.: Паритет, 2015. – 32 с. 3.Твоя мастерская / Под ред. Б.М. Неменского. – М.:Просвещение, 2012. –47 с. 4.Теремок/Под ред. Л.И. Муратова. – К.: Краснодарское книжное издательство, 2013. – 12 с. 5.Чудо на фарфоре /Под ред. Н. Постникова. – М.: Малыш, 2011. – 16 с. 6.Яхнин А. Весёлое слово хохлома. - М.: Малыш, 2010. – 12с. Литература для родителей 1. Авсиян О.А. Натура и рисование по представлению. – М.:Изобразительное искусство, 2015. – 143 с. 2. Белашов А.М. Как рисовать животных. – М.: Юный художник, 2011. - 32 с. 3. Беседы о живописи в школе/ Под ред. И.А.Куратова. – М.:Искусство, 2011. – 256 с. 35 4. Данильченко Л.А.,Скобцова Т.О. Роспись по стеклу. – Ростов-на-Д.: Феникс, 2010. – 95 с. 5.Ефимова К. Дизайнерские открытки в технике батик. – Ростов н/Д. 2013. – 60 с. 5. Иванов А.Б.Рассказы о русских художниках.М.: Просвещение,2010. – 122 с. 7. Искусство – детям/ Под ред. Ю.Дорожкина. – М.: Мозаика – Синтез, 8.Каменева Е. Твоя палитра. –М.:Государственное издательство детской литературы министерства просвещения РСФСР, 2010. – 110с. 9. Каменева Е. Какого цвета радуга. – М.:Детская литература, 2011. – 79 с. 10. Коровин К. Краски России. – Л.:Детская литература, 2011. – 110с. 36 37