МастерОК

СОДЕРЖАНИЕ
Нормативно-правовые основания для проектирования и реализации
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования: объем,
содержание, планируемые результаты.
1. 1 Пояснительная записка.
1.1.1 Направленность дополнительной общеобразовательной Программы.
1.1.2 Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.
1.1.3 Отличительные особенности дополнительной общеобразовательной
программы.
1.1.4 Адресат программы.
1.1.5 Уровень программы, объем, и сроки реализации.
1.1.6 Форма обучения и режим занятий.
1.1.7 Особенности организации учебного процесса.
1.2 Цель и задачи дополнительной общеобразовательной программы.
1.3 Содержание программы.
1.3.1 Учебный план.
1.3.2 Содержание учебного плана.
1.4 Планируемые результаты.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий, включающий
формы аттестации.
2.1 Календарный учебный график.
2.2 Условия реализации программы.
2.3 Формы аттестации.
2.3.1 Оценочные материалы.
2.3.2 Методические материалы.
2.3.3.Список литературы.

2

Нормативно-правовые основания для проектирования и
реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях
развития Российской Федерации на период до 2030 года».
3. Конституция РФ, принятая всенародным голосованием 12.12.1993 г.
(с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования
01.07.2020 г.).
4. Концепция развития дополнительного образования до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р)
5. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской
Федерации от 29.05.2015 № 996-р).
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. №629 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным образовательным
программам».
7. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» национального
проекта «Образование», утвержден протоколом Президиума Совета при
Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и
национальным проектам от 24.12.2018 №16, приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. №467 «Об утверждении
целевой модели развития региональных систем дополнительного образования
детей».
8. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении
санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи».
9. Краевые методические рекомендации по проектированию
дополнительных общеобразовательных программ (2020 г.).
10. Устав МБУДО ДДТ ст. Советской принят общим собранием
трудового коллектива, 09 апреля 2019 г., утверждён постановлением
администрации муниципального образования Новокубанский район 12 апреля
2019 г., № 430.
11. Локальные акты МБУДО ДДТ ст. Советской.

3

Раздел 1 «Комплекс основных характеристик образования: объем,
содержание, планируемые результаты»
1.1 Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«МастерОК»
обновлена с учётом развития науки, техники, культуры,
экономики, технологий и социальной сферы.
Учеными давно было установлено, что между ручной деятельностью
ребенка и развитием его психики и мышления существует непосредственная
связь (В.М. Бехтерев, М.М. Кольцова). Маленький ребенок больше всего на
свете хочет бегать, прыгать, совершать любые движения, потому что для него
движение есть способ постижения мира. Так он учится различать тепло и
холод, твердость и мягкость предметов, их форму, размер, тяжесть или
легкость. О свойствах окружающих его вещей ребенок узнает, сравнивая то,
что видит, с ощущениями, которые получает от своих рук. Следовательно, чем
точнее и четче будут детские движения, тем глубже и осмысленнее знакомство
ребенка с миром. Хорошо развитая мелкая моторика активно взаимодействует
с вниманием, мышлением, оптико-пространственным восприятием
(координацией), наблюдательностью, воображением, памятью (зрительной и
двигательной). Развитие мелкой моторики важно ещё потому, что вся
дальнейшая
жизнь
ребенка
потребует
использование
точных,
координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы
одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных
бытовых и учебных действий. Развитие тонкой координации движений и
ручной умелости предполагает определенную степень зрелости структур
головного мозга, ведь именно от них зависит управление движениями руки.
Занятия декоративно-прикладным творчеством, особенно в системе
дополнительного образования детей позволяют ребенку своевременно и
разносторонне овладевать наибольшим арсеналом движений, которые
совершенствуют функции центральной нервной системы.
1.1.1 Направленность
Программы.

дополнительной

общеобразовательной

Направленность
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы «МастерОК» - социально-гуманитарная. В
программе особое внимание уделяется развитию движений рук, а именно
пальцев кисти, так как существует тесная взаимосвязь между координацией
тонких, легких движений пальцев рук и речью. Концепция программы
основывается на том, что уровень развития речи у детей всегда находится в
прямой зависимости от степени развития движений пальцев рук. А речь
ребенка в свою очередь является ярким показателем его интеллекта.
Основоположники психологии Блонский П.П. и Выготский Л.С. утверждают,
что если уделять должное внимание упражнениям, играм, различным
4

заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки,
решаются сразу две задачи. Во-первых, косвенным образом развитие мелкой
моторики влияет на общее интеллектуальное развитие ребенка и, во-вторых,
помогает овладеть навыком письма, что в будущем поможет избежать многих
проблем школьного обучения. Кроме того, с возрастом многие утрачивают
полноту осознания своих ощущений, а дошкольный и младший школьный
возраст наиболее благоприятен для совершенствования органов чувств,
накопления информации о качественном многообразии окружающего мира.
1.1.2 Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.
Актуальность: программа адаптирована для обучения в очной
(контактной) и дистанционной (бесконтактной) форме обучения, включает в
себя все необходимые инструменты электронного обучения. В основу
программы взято обучение детей технике работы с бумагой, пластилином,
природными материалами, так как данные виды декоративно-прикладного
творчества воспитывают художественный вкус ребенка и бережное
отношение к культурному наследию, развивают личностный потенциал в ходе
творческой деятельности, способствуют осмыслению места декоративно прикладного искусства в жизни ребенка. Образовательная программа
призвана помочь детям с самого раннего возраста стать уверенными и
творчески мыслящими людьми. Учитывая, что современному обществу
нужны всесторонне развитые, уверенные в себе личности, а личность, как
известно, формируется с самого раннего возраста, перед педагогами и
родителями возникает проблема адаптационного периода «домашних» детей
к детскому саду и начальной школе. Недостаток трудового опыта, неумение
оценить свои силы часто приводят к тому, что дети сначала теряют
уверенность в своих силах, а затем и интерес к творчеству.
Новизна:
в
процессе
реализации
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы «МастерОК» у детей
происходит постепенное развитие движения рук от грубых к более тонким
(ладонный захват, щепотный захват, пинцетный захват), через освоение
различных техник:
- экопластика (работа с шишками, камешками, прутиками);
- мозаика из природных сыпучих материалов (работа с семенами,
крупами, косточками);
- работа с пластичными материалами;
- декоративная пауза (работа с бумагой, фольгой, фетром).
Смена видов деятельности очень важна для детей младшего школьного
возраста.
Педагогическая целесообразность: программа разработана с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей детей и построена таким
образом, чтобы каждый ребенок смог почувствовать «ситуацию успеха» и
выразить себя как личность. Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа «МастерОК» составлена таким образом, чтобы
она не дублировала программный материал учителя начальных классов по
5

труду, а дополнительные занятия в том числе с применением дистанционных
технологий расширяли и углубляли сведения по работе с бумагой, картоном
и тканью, семенами и плодами, ракушками и песком, соленым тестом,
пластилином, цветными нитками и бросовыми материалами. В процессе
разработки эскизов будущих работ дети научатся проявлять выдумку,
смекалку, видеть, ценить и создавать прекрасные поделки своими руками.
1.1.3 Отличительные особенности дополнительной
общеобразовательной программы.
Отличительные особенности: программа предусматривает применение
широкого комплекса различного дополнительного материала и техник:
аппликация, лепка (работа с пластичными массами), работа с природными
материалами растительного и животного происхождения, декорирование. В
качестве здоровьесберегающих элементов учащимся на занятиях разрешается
по мере необходимости свободно передвигаться по кабинету, негромко
общаться. Получая дополнительное образование, занимаясь с педагогом в
очной (или дистанционной) форме учащиеся постепенно приобщаются к миру
декоративно-прикладного творчества. Дети учатся работать в группе,
развивать свои возможности и в результате раскрывают свой творческий
потенциал. У учащихся расширяется кругозор, представление об окружающем
мире, что способствует их адаптации в обществе.
1.1.4 Адресат программы.
Адресат программы: младшие школьники (1 - 4 кл.).
Они с готовностью и интересом овладевают новыми знаниями,
умениями и навыками, поэтому дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа "МастерОК" именно младшим школьникам
предлагает познакомиться с цветоведением, композицией, декоративной
стилизацией форм, правилами лепки, рисования, аппликации. К этому
времени ребенок достигает такого уровня развития, который определяет его
готовность к обучению в школе. Физическое развитие, запас представлений и
понятий, уровень развития мышления и речи, желание идти в школу - все это
создает предпосылки того, чтобы систематически учиться.
В младшем школьном возрасте закладываются основы таких
социальных чувств, как любовь к Родине и национальная гордость, учащиеся
восторженно относятся к героям-патриотам, к смелым и отважным людям.
Средний школьный возраст (5-9 кл.).
Основным видом деятельности подростка, как и младшего школьника,
является учение, но содержание и характер учебной деятельности в этом
возрасте существенно изменяется. В это время подростки склонны к
выполнению самостоятельных заданий и практических работ на уроках. Они
с готовностью берутся за изготовление наглядного пособия, живо
откликаются на предложение сделать простейший прибор. Особенно ярко
проявляет себя подросток во внеучебной деятельности. Кроме уроков, у него
много других дел, которые занимают его время и силы. Школьникам средних
классов
свойственно
вдруг
увлечься
каким-либо
занятием:
6

коллекционированием
марок,
сбором
бабочек
или
растений,
конструированием и т.д.
Для подросткового возраста характерна потребность в общении с
товарищами. Подростки не могут жить вне коллектива, мнение товарищей
оказывает огромное влияние на формирование личности подростка.
Подросток не мыслит себя вне коллектива, гордится коллективом, дорожит его
честью, уважает и высоко ценит тех одноклассников, которые являются
хорошими товарищами.
1.1.5 Уровень программы, объем, и сроки реализации.
Уровень: ознакомительный.
На основании СанПиНа:
объём программы рассчитан на: 72 часа (1 учебный год);
- кратковременное пребывание детей в организации до 2-х часов;
- предельная наполняемость групп: до 25 человек;
- в группе могут быть дети разного возраста и пола;
- состав группы может меняться.
Число занятий в неделю - 1 занятие по 2 часа в неделю (возможно
проведение занятий 2 раза в неделю по 1 часу).
1.1.6 Форма обучения и режим занятий.
Форма обучения очная, с возможным применением электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий.
Форма проведения занятий. Теоретические, практические и групповые
занятия проводятся с ярко выраженным индивидуальным подходом.
Фронтальные и теоретические формы занятий используются для объяснения
нового материала, при знакомстве с разными видами аппликации (обрывная,
симметричная, предметная, объемная), лепки (соленое тесто, глина,
пластилин), оригами (одностороннее, модульное, объемное) и др.
Индивидуальные формы работы применяются педагогом с детьми
требующими
повышенного
внимания.
Практические
занятия
рассматриваются как наиболее эффективная форма обучения и занимают
значительно большее количество учебного времени.
В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные и комбинированные занятия, лекции, игры, праздники,
конкурсы, соревнования и другие.
Применяются также и сопутствующие формы проведения занятий:
выставки работ учащихся, посещение выставок и проведение индивидуальных
выставок учащихся, участие в различных конкурсах и мероприятиях, игры.
Режим занятий.
Общее количество часов в год - 72 часа,
- продолжительность одного занятия – 45 минут. (академический
час), 15 мин. отводится на проветривание кабинета, динамические паузы;
- режим работы объединения - по 1 занятию (2 академических часа)
1раз в неделю или по 2 занятия (1 академический час) в неделю.
1.1.7 Особенности организации учебного процесса.
7

Программа реализуется в соответствии с психофизическими
особенностями детей. Дети организуются в учебную группу постоянного
состава. Возможно проведение
занятий с элементами игры, сказки,
путешествия. Работа с различными материалами (водорастворимые краски,
пластилин, цветная бумага, природный материал) предполагает прекрасную
возможность для развития творчества и фантазии, тонкой моторики пальцев
рук, а также условие для практических навыков при изготовлении поделок.
Программа составлена с усложнением: от простого к сложному.
Учитывая особенности учащихся, различие степени их самостоятельности во
время занятия необходимо использовать дифференцированный подход.
Имеется в виду различные уровни сложности трудовых знаний при
выполнении программных изделий. Вместе с тем обязателен индивидуальный
подход к учащимся, наблюдение за успехами и выявление возможностей
детей.
Необходимо обратить особое внимание на соблюдение правил
безопасности работы и гигиены труда при работе. Учащиеся перед каждым
занятием проверяют готовность рабочего места, убирают его после занятия, и
моют руки, все это входит в систему у детей.
Формирование умений учащихся должно включать дозированную
помощь в ориентировке и планировании работы. Для формирования образа
будущей работы используются натуральные образцы, которые в зависимости
от сложности изделия дополняются макетами и рисунками. Для определения
темы применяются видеофрагменты, стихи, загадки, ребусы, сказки, и т.п.
Предметно-практическая деятельность, речь и мышление образуют в
учебном процессе неразрывное единство. Мышление совершенствуется во
взаимодействии с реальными предметами. Организованная трудовая
деятельность является мощным средством коррекции умственного развития.
На каждом занятии применяется здоровьесберегающая технология,
которая выражается в проветривание кабинета перед занятием, проведении на
каждом занятии пальчиковой гимнастики или физкультурной минутки,
соответствующей лексический теме занятия. На протяжении занятий
чередуются различные формы деятельности учащегося: теоретический
материал может восприниматься сидя, а практическая часть занятия может
выполняться стоя или сидя (ребятам не воспрещается прохаживаться по
кабинету, подходить к другим детям и педагогу, поскольку на остальных
занятиях дети преимущественно сидят). Только чередование положения тела
способствует формированию правильной осанки у учащихся.
Набор детей в объединение осуществляется руководителем при
отсутствии у них медицинских противопоказаний, не предъявляет требования
к подготовительному этапу подготовки детей. Набор учащихся в объединение
свободный, независимо от национальной и половой принадлежности,
социального статуса родителей (или законных представителей).
В объединение принимаются все желающие дети от 6 до 15 лет, разного
возраста и пола, разных религий, конфессий, разного уровня знаний.
8

Возможно зачисление детей в учебную группу с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ). Детская учебная группа формируется из
детей одной возрастной группы, возможен и разновозрастной состав.
В разновозрастных группах старшие ребята помогают на занятиях младшим.
В процессе занятий педагог направляет творчество детей не только на
создание новых идей, разработок, но и на самопознание и открытие своего "Я".
При этом необходимо добиваться, чтобы и сами учащиеся могли осознать
собственные задатки и способности, поскольку это стимулирует их развитие.
Тем самым дети смогут осознанно развивать свои мыслительные и творческие
способности.
1.2 Цель и задачи дополнительной общеобразовательной
программы.
Цель программы: развитие творческих способностей детей,
посредством декоративно-прикладного искусства, создание условий для их
самовыражения.
Задачи:
Образовательные:
- научить различать виды и свойства природных материалов;
-научить применять различный природный материал в декорировании
предметов;
- способствовать развитию умения работать дистанционно в команде и
индивидуально.
Личностные:
-развивать художественный вкус, расширить кругозор учащихся через
знакомство с культурой и традициями русского народа;
- развивать координацию рук, мелкую моторику;
- способствовать формированию навыка владения техническими
средствами обучения и программами.
Метапредметные:
- воспитывать у детей культуру общения, умение работать в
коллективе, трудолюбие, целеустремленность;
- формировать положительную мотивацию трудовой деятельности,
бережное отношение к природе;
- способствовать формированию навыка использования социальных
сетей в образовательных целях.
1.3 Содержание программы.
Содержание программы включает в себя отработку знаний, умений и
навыков по темам: охрана труда и техника безопасности на рабочем месте,
история развития декоративного творчества, композиционное решение,
выполнение рисунков и эскизов, основные технологии выполнения и
творческие работы по различным видам декоративно-прикладного творчества.
На занятиях создаются необходимые условия:
- для личностного развития детей;
9

- для формирования и развития творческих способностей детей,
выявление,
развитие
и
поддержку
талантливых
учащихся;
-удовлетворение индивидуальных потребностей детей в интеллектуальном,
художественно - эстетическом, нравственном развитии.
1.3.1 Учебный план.
№
п/п

Раздел, тема

1

Орнамент, композиция, цвет.
Вводное занятие.
Цветовой круг.
Теплые,
холодные,
дополнительные цвета.
Основные законы композиции –
центр,
симметрия
в
композиции.
Ознакомление с различными
орнаментами
Систематизация орнамента по
направлениям
народных
промыслов.
Итоговое занятие.

2

3

Работа
с
сыпучими
материалами (разные виды
круп).
Поделки с использованием
окрашенной манной крупы.
Поделки с использованием
окрашенной крупы риса.
Поделки с использованием
гречневой крупы и пшена.

Количество часов
всего
тео рия
14
6
2
2
2
1
2
0,5

практика
8
1
1,5

2

0,5

1,5

наблюдение

2

1,0

1,0

наблюдение

4

1,0

3,0

наблюдение

2

2

-

Опрос.
Входной
контроль
осуществляет
ся в начале
образовательн
ого процесса с
15
по
30
октября,
с
занесением
данных
в
протокол
мониторинга

16

4

12

4

1

3

наблюдение

4

1

3

наблюдение

4

1

3

наблюдение

10

Формы
контроля

наблюдение
наблюдение
наблюдение

4

5

6
7

8

Поделки с использованием
окрашенных
макаронных
изделий.
Итоговое занятие.

4

1

3

наблюдение

2

-

2

Викторина.
Промежуточ
ная
аттестация.
Проводится в
середине
учебного года
(по итогам 1
полугодия)

Колорит
бумажных
возможностей.
Аппликация.
Аппликация из полос цветной
бумаги.
Объемные поделки.
Искусство оригами.
Итоговое занятие.
Идеи для вдохновения.
Лепка.
Поделки из ниток.
Смешанная техника.
Итоговое занятие.

22

7

15

8
6

2
2

6
4

наблюдение
наблюдение

4
4
2
12
4
4
4
2

1
2
3
1
1
1
2

3
2
2
9
3
3
3
-

наблюдение
наблюдение
Выставка.

ИТОГО:

72

24

48

наблюдение
наблюдение
наблюдение
Опрос.
Итоговая
аттестация
учащихся
проводится по
завершении
обучения по
образовательн
ой программе.

1.3.2 Содержание учебного плана.
1. Орнамент, композиция, цвет (14 час.).
Вводное занятие
Теория: Знакомство детей с содержанием программы. Цели и задачи,
содержание, режим занятий в объединении. Правила поведения на занятиях.
Организационные вопросы. Правила безопасности. Инструктаж по технике
безопасности.
Цветовой круг.
Теория: Краткие сведения по цветоведению. Цветовой круг.
Практика: Выкраска основных цветов.
Теплые, холодные, основные и дополнительные цвета.
11

Теория: Теплые, холодные, основные и дополнительные цвета.
Практика: Выполнение упражнений с основными, родственными и
дополнительными цветами.
Основные законы композиции – центр, симметрия в композиции, ритм,
пропорциональность.
Теория: Основные законы композиции – центр, симметрия в
композиции, ритм, пропорциональность.
Практика: Зарисовка различных орнаментов.
Ознакомление с различными орнаментами.
Теория: Ознакомление с различными орнаментами. Цветовое решение.
Практика: Зарисовка различных орнаментов.
Систематизация орнамента по направлениям народных промыслов
Теория: Систематизация орнамента по направлениям народных
промыслов.
Практика: Зарисовка орнаментов.
2. Итоговое занятие (2 час.).
Теория: Опрос.
3. Работа с сыпучими материалами (разные виды круп) (16 час.).
Поделки с использованием окрашенной манной крупы.
Теория: История мозаики. Материалы и инструменты. Технология
мозаики окрашенной манной крупой.
Практика: Подготовка материала к работе. Оформление изделия.
Панно с изображением цветов и фруктов (по выбору детей).
Поделки с использованием окрашенной крупы риса.
Теория: Материалы и инструменты. Технология мозаики зерном
(окрашенная крупа риса).
Практика: Подготовка материала к работе. Оформление изделия.
Панно по выбору детей (мультперсонажи).
Поделки с использованием гречневой крупы и пшена.
Теория: Материалы и инструменты. Технология мозаики крупой.
Практика: Подготовка материала к работе. Оформление изделия.
Панно с изображением домашних птиц (по выбору детей).
Поделки с использованием окрашенных макаронных изделий.
Теория: Материалы и инструменты. Технология мозаики макаронными
изделиями.
Практика: Подготовка материала к работе. Оформление изделия.
Панно с изображением птиц, животных и рыб (по выбору детей).
4. Итоговое занятие (2 час.).
Практика: Выставка детских работ
5. Колорит бумажных возможностей (22 час.).
Аппликация.
Теория: Технология изготовления аппликации из цветной бумаги,
аппликация из природного материала, аппликация из салфеток. Понятие о
шаблоне. Способы вырезания мелких и симметричных деталей.
12

Практика: Изготовление аппликаций из цветной бумаги («Зонтик»,
«Мухомор», «Заготовки на зиму», «Павлин», «Автомобиль»), из природного
материала («Рыбка», «Петушок», «Осенний пейзаж») обрывная аппликация (
«Золотая рыбка», «Листопад», «Осеннее дерево»), аппликация из салфеток
(«Зайчик», «Котик», «Щенок», «Цыпленок»).
Аппликация из полос цветной бумаги.
Теория: Знакомство с аппликацией из полос цветной бумаги.
Практика: Выполнение из полос цветной бумаги поделок («Цепочка из
колец», «Солнышко», «Ромашка»).
Объемные поделки.
Теория: Беседа об объемных поделках. Показ образцов, знакомство с
техникой изготовления.
Практика: Изготовление объемных поделок «Медвежонок»,
«Пасхальная коробочка», «Цветок из салфеток», «Весенний топиарий»
Искусство оригами.
Теория: Знакомство с основными базовыми формами в технике
одностороннего и объемного оригами.
Практика: Одностороннее оригами («Щенок», «Домик», «Снежинка»,
«Грибок»), объемное оригами («Кораблик», «Самолетик», «Коробочка»,
«Сапожок»).
6. Итоговое занятие (2 час.).
Практика: Выставка детских работ
7. Идеи для вдохновения (12 час.).
Лепка.
Теория: Рассказ о лепке из пластилина как о виде декоративноприкладного творчества. Знакомство с основными деталями и формами.
Практика: Лепка из пластилина с использованием природного
материала («Ежик из семечек», «Грибочек из каштанов», «Птица-фантазия»,
«Осенние овощи», «Осенние фрукты», «Цветок», «Бабочка», плоскостные
работы из пластилина – «Черепашка», «Пингвин», «Котенок».
Поделки из ниток.
Теория: Изучение свойств волокнистых материалов, правил работы с
нитками.
Практика: Изготовление поделок «Сердечко», «Весеннее дерево»,
«Барашек».
Смешанная техника.
Теория: Объяснение правил работы в малых группах. Повторение
пройденных техник, их сочетание в коллективных работах.
Практика: Изготовление работ в смешанной технике («Подснежник»,
«Стенгазета к Дню победы», «Открытка к 9 мая», «Пасхальные сувениры»,
«Ветка яблони» и др.).
8. Итоговое занятие (2 час.).
Теория: Опрос.
13

1.4 Планируемые результаты.
В результате обучения по общеобразовательной общеразвивающей
программе «МастерОК» у учащихся должны быть сформированы следующие
компетенции:
Предметные (образовательные) результаты:
- научатся различать виды и свойства природных материалов;
- научатся применять различный природный материал в декорировании
предметов;
- научатся работать дистанционно в команде и индивидуально.
Личностные результаты:
- расширится кругозор учащихся через знакомство с культурой и
традициями русского народа, разовьется художественный вкус;
- разовьется координация рук, мелкая моторика;
- сформируются навыки владения техническими средствами обучения
и программами.
Метапредметные результаты:
- будет воспитана культура общения, умение работать в коллективе,
трудолюбие, целеустремленность;
- будет сформирована положительная мотивация трудовой
деятельности, бережное отношение к природе;
- будут сформированы навыки использования социальных сетей в
образовательных целях.
Результат обучения в количественном выражении.
Участие не менее 50% учащихся в окружных, муниципальных,
зональных, региональных мероприятиях, наличие не менее 10% победителей
и призеров в зональных,
муниципальных, зональных, региональных
мероприятий.

14

Раздел 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»
Календарный учебный график
Дата
начала
и
окончания учебного
периода
Количество учебных
недель
Продолжительность
каникул
Место
проведения
занятия
Время проведения:
занятие – 45 минут
перемена – 15 минут

1 сентября 20 ___ г.

31 мая 20 ____ г.

Форма занятий
Сроки контрольных
процедур
Сроки
выездов,
экскурсий, походов,
туристических
прогулок
Участие в массовых
мероприятиях
(соревнованиях,
конкурсах,
фестивалях,
праздниках)

групповая
Начальная диагностика (октябрь), промежуточная диагностика (декабрь), текущая диагностика (март),
итоговая диагностика (май)

36
Каникулы с 01.06.20____ – 31.08.20_____ г.
каб . №
группа 1
День
Время

группа 2
День

группа 3
День

Время

- Новогодний утренник- декабрь;
- Конкурсные программы к 8 марта, 23 февраля;
- Конкурсы детских творческих работ – в течении учебного года.

15

Время

группа 4
День

Время

№
занятия
№ Вну
п/ три
п
тем
ы

Содержание (разделы, темы)

Колво
часов

Дата, месяц,
год
проведения

Время
провед
ения

Форма
проведе
ния

Место
провед
ения

Форма
контроля

2.1 Календарный учебный график
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «МастерОК»
№ занятия
Содержание (разделы, темы)
№ Внутп/п
ри
темы
1. Орнамент, композиция, цвет (14,0 час)
1
1
Вводное занятие.
Теория: Знакомство детей с содержанием
программы. Цели и задачи, содержание, режим
занятий в объединении. Правила поведения на
занятиях. Организационные вопросы.
Правила
безопасности. Инструктаж по технике безопасности.
2
2
Цветовой круг.
Теория: Краткие сведения по цветоведению.
Цветовой круг.
Практика: Выкраска основных цветов.

Кол-во
часов

2,0

1,0
1,0
16

Дата,
месяц,
год
проведения

Время
проведения

Форма
проведения

групповая

групповая

Место
проведения

Форма
контроля

наблюдение

наблюден
ие

3

4

5

6

7

2.
8
3.

Теплые, холодные, дополнительные цвета.
Теория:
Теплые,
холодные,
основные
и
дополнительные цвета.
Практика: Выполнение упражнений с основными,
родственными и дополнительными цветами.
4
Основные законы композиции – центр, симметрия в
композиции.
Теория: Основные законы композиции – центр,
симметрия
в
композиции,
ритм,
пропорциональность.
Практика: Зарисовка различных орнаментов.
5
Ознакомление с различными орнаментами.
Теория: Ознакомление с различными орнаментами.
Цветовое решение.
Практика: Зарисовка различных орнаментов.
6
Систематизация орнамента по направлениям
народных промыслов.
Теория:
Систематизация
орнамента
по
направлениям народных промыслов.
Практика: Зарисовка орнаментов.
7
Систематизация орнамента по направлениям
народных промыслов.
Теория:
Систематизация
орнамента
по
направлениям народных промыслов.
Практика: Зарисовка орнаментов.
Итоговое занятие (2,0 час)
1
Итоговое занятие.
Теория: опрос.
Работа с сыпучими материалами (разные виды круп) (16,0 час)
3

17

0,5

групповая

наблюден
ие

групповая

наблюден
ие

групповая

наблюден
ие

групповая

наблюден
ие

групповая

наблюден
ие

1,5

0,5
1,5

0,5
1,5
0,5
1,5

0,5
1,5

2,0

групповая

опрос

9

10

11

12

13

1

2

3

4

5

Поделки с использованием окрашенной манной
крупы.
Теория:
История
мозаики.
Материалы
и
инструменты. Технология мозаики окрашенной
манной крупой.
Практика: Подготовка материала к работе.
Оформление изделия. Панно с изображением цветов
и фруктов (по выбору детей).
Поделки с использованием окрашенной манной
крупы.
Теория: Материалы и инструменты. Технология
мозаики окрашенной манной крупой.
Практика: Подготовка материала к работе.
Оформление изделия. Панно с изображением цветов
и фруктов (по выбору детей).
Поделки с использованием окрашенной крупы риса.
Теория: Материалы и инструменты. Технология
мозаики зерном (окрашенная крупа риса).
Практика: Подготовка материала к работе.
Оформление изделия. Панно по выбору детей
(мультперсонажи).
Поделки с использованием окрашенной крупы риса.
Теория: Материалы и инструменты. Технология
мозаики зерном (окрашенная крупа риса).
Практика: Подготовка материала к работе.
Оформление изделия. Панно по выбору детей
(мультперсонажи).
Поделки с использованием гречневой крупы и
пшена.

групповая

наблюден
ие

групповая

наблюден
ие

групповая

наблюден
ие

групповая

наблюден
ие

групповая

наблюден
ие

0,5

1,5

0,5

1,5

0,5

1,0

0,5
1,5

0,5
18

Теория: Материалы и инструменты. Технология
мозаики крупой.
Практика: Подготовка материала к работе.
Оформление изделия. Панно с изображением
домашних птиц (по выбору детей).
14
6
Поделки с использованием гречневой крупы и
пшена.
Теория: Материалы и инструменты. Технология
мозаики крупой.
Практика: Подготовка материала к работе.
Оформление изделия. Панно с изображением
домашних птиц (по выбору детей).
15
7
Поделки с использованием окрашенных макаронных
изделий.
Теория: Материалы и инструменты. Технология
мозаики макаронными изделиями.
Практика: Подготовка материала к работе.
Оформление изделия. Панно с изображением птиц,
животных и рыб (по выбору детей).
16
8
Поделки с использованием окрашенных макаронных
изделий.
Теория: Материалы и инструменты. Технология
мозаики макаронными изделиями.
Практика: Подготовка материала к работе.
Оформление изделия. Панно с изображением птиц,
животных и рыб (по выбору детей).
4. Итоговое занятие (2,0 час)
17

1

1,5

0,5

групповая

наблюден
ие

групповая

наблюден
ие

групповая

наблюден
ие

групповая

викторина

1,5

0,5
1,0

0,5
1,5

Итоговое занятие.
Практика: выставка детских работ.

2,0
19

5. Колорит бумажных возможностей (22,0 час)
18
1
Аппликация.
Теория: Технология изготовления аппликации из
цветной бумаги. Понятие о шаблоне. Способы
вырезания мелких и симметричных деталей.
Практика: Изготовление аппликаций из цветной
бумаги («Зонтик», «Мухомор», «Заготовки на зиму»,
«Павлин», «Автомобиль»).
19
2
Аппликация.
Теория: Технология изготовления аппликации из
цветной бумаги. Понятие о шаблоне. Способы
вырезания мелких и симметричных деталей.
Практика: Изготовление аппликаций из цветной
бумаги («Зонтик», «Мухомор», «Заготовки на зиму»,
«Павлин», «Автомобиль»).
20
3
Аппликация.
Теория: Технология изготовления аппликации из
природного материала, аппликация из салфеток.
Понятие о шаблоне. Способы вырезания мелких и
симметричных деталей.
Практика: Изготовление аппликации из природного
материала («Рыбка», «Петушок», «Осенний пейзаж»)
обрывная
аппликация
(«Золотая
рыбка»,
«Листопад», «Осеннее дерево»), аппликация из
салфеток
(«Зайчик»,
«Котик»,
«Щенок»,
«Цыпленок»).
21
4
Аппликация.
Теория: Технология изготовления аппликации из
природного материала, аппликация из салфеток.

групповая

наблюден
ие

групповая

наблюден
ие

групповая

наблюден
ие

групповая

наблюден
ие

0,5

1,5

0,5

1,5

0,5

1,5

0,5

20

22

23

24

25

5

6

7

8

Понятие о шаблоне. Способы вырезания мелких и
симметричных деталей.
Практика: Изготовление аппликаций из природного
материала («Рыбка», «Петушок», «Осенний пейзаж»)
обрывная
аппликация
(«Золотая
рыбка»,
«Листопад», «Осеннее дерево»), аппликация из
салфеток
(«Зайчик»,
«Котик»,
«Щенок»,
«Цыпленок»).
Аппликация из полос цветной бумаги.
Теория: Знакомство с аппликацией из полос цветной
бумаги.
Практика: Выполнение из полос цветной бумаги
поделок («Цепочка из колец», «Солнышко»,
«Ромашка»).
Аппликация из полос цветной бумаги.
Теория: Знакомство с аппликацией из полос цветной
бумаги.
Практика: Выполнение из полос цветной бумаги
поделок («Цепочка из колец», «Солнышко»,
«Ромашка»).
Аппликация из полос цветной бумаги.
Практика: Выполнение из полос цветной бумаги
поделок («Цепочка из колец», «Солнышко»,
«Ромашка»).
Объемные поделки.
Теория: Беседа об объемных поделках. Показ
образцов, знакомство с техникой изготовления.
Практика:
Изготовление
объемных
поделок
«Медвежонок», «Пасхальная коробочка», «Цветок из
салфеток», «Весенний топиарий».

1,5

групповая

наблюден
ие

групповая

наблюден
ие

2,0

групповая

наблюден
ие

0,5

групповая

наблюден
ие

1,0
1,0

1,0
1,0

1,5

21

Объемные поделки.
Теория: Беседа об объемных поделках. Показ
образцов, знакомство с техникой изготовления.
Практика:
Изготовление
объемных
поделок
«Медвежонок», «Пасхальная коробочка», «Цветок из
салфеток», «Весенний топиарий».
27
10
Искусство оригами.
Теория: Знакомство с основными базовыми формами
в технике одностороннего и объемного оригами.
Практика: Одностороннее оригами («Щенок»,
«Домик», «Снежинка», «Грибок»), объемное оригами
(«Кораблик»,
«Самолетик»,
«Коробочка»,
«Сапожок»).
28
11
Искусство оригами.
Теория: Знакомство с основными базовыми формами
в технике одностороннего и объемного оригами.
Практика: Одностороннее оригами («Щенок»,
«Домик», «Снежинка», «Грибок»), объемное оригами
(«Кораблик»,
«Самолетик»,
«Коробочка»,
«Сапожок»).
6. Итоговое занятие (2,0 час)
29
1
Итоговое занятие.
Практика: выставка детских работ.
7. Идеи для вдохновения (12,0 час)
30
1
Лепка.
Теория: Рассказ о лепке из пластилина как о виде
декоративно-прикладного творчества. Знакомство с
основными деталями и формами.
Практика: Лепка из пластилина с использованием
природного материала («Ежик из семечек»,
«Грибочек из каштанов», «Птица-фантазия»,
26

9

0,5

групповая

наблюден
ие

групповая

наблюден
ие

1,5

0,5

1,5

0,5

15.0016.00

групповая

МОБУСО
Ш №10

наблюден
ие

1,5

2,0

0,5

1,5

22

групповая

выставка

групповая

наблюден
ие

31

32

33

34

2

3

4

5

«Осенние овощи», «Осенние фрукты», «Цветок»,
«Бабочка», плоскостные работы из пластилина –
«Черепашка», «Пингвин», «Котенок».
Лепка.
Теория: Рассказ о лепке из пластилина как о виде
декоративно-прикладного творчества. Знакомство с
основными деталями и формами.
Практика: Лепка из пластилина с использованием
природного материала («Ежик из семечек»,
«Грибочек из каштанов», «Птица-фантазия»,
«Осенние овощи», «Осенние фрукты», «Цветок»,
«Бабочка», плоскостные работы из пластилина –
«Черепашка», «Пингвин», «Котенок».
Поделки из ниток.
Теория: Изучение свойств волокнистых материалов,
правил работы с нитками.
Практика: Изготовление поделок
«Сердечко»,
«Весеннее дерево», «Барашек».
Поделки из ниток.
Теория: Изучение свойств волокнистых материалов,
правил работы с нитками.
Практика: Изготовление поделок
«Сердечко»,
«Весеннее дерево», «Барашек».
Смешанная техника.
Теория:
Объяснение правил работы в малых
группах. Повторение пройденных техник, их
сочетание в коллективных работах.
Практика: Изготовление работ в смешанной технике
(«Подснежник», «Стенгазета к Дню Победы»,

0,5

групповая

наблюден
ие

групповая

наблюден
ие

групповая

наблюден
ие

групповая

наблюден
ие

1,5

0,5
1,5

0,5

1,0
0,5

1,5

23

«Открытка к 9 мая», «Пасхальные сувениры», «Ветка
яблони» и др.).
35
6
Смешанная техника.
Теория:
Объяснение правил работы в малых
группах. Повторение пройденных техник, их
сочетание в коллективных работах.
Практика: Изготовление работ в смешанной технике
(«Подснежник», «Стенгазета к Дню победы»,
«Открытка к 9 мая», «Пасхальные сувениры», «Ветка
яблони» и др.).
8. Итоговое занятие (2,0 час)
36

1

0,5

групповая

наблюден
ие

групповая

Опрос.

1,5

Итоговое занятие.
Теория: опрос.
Итого:

2,0
72,0

24

2.2 Условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение.
Материально-техническое обеспечение наличие кабинета с
необходимым количеством посадочных мест (учебные столы не менее 10, 20
- стульев), освещение кабинета и возможность проветривания его должно
удовлетворять требованиям СанПиНа. В кабинете должны быть шкафы для
хранения учебной и методической литературы, наглядных пособий. На
занятиях используются наглядные пособия, альбомы, технологические карты,
книги. Для успешного проведения
учебного занятия педагогу
дополнительного образования необходимо иметь: методические разработки
занятий, учебные и методические пособия, технологические карты по
изготовлению изделий, фотографии, образцы изделий. Так же необходим
компьютер, поскольку возможно использование интернет - технологий при
проведении занятий. Учебный кабинет должен быть достаточно просторным
для проведения игр, физкультминуток, динамических пауз.
Перечень оборудования, инструментов и материалов.
№
п/п

Наименование
1.

Учебные столы.

Количество
( на группу)
10 шт

2.

Стулья

20 шт

3.

Цветная бумага

20 шт. (40 л.)

4.

Кисти по номерам

40 шт.

5.

Карандаши различной мягкости

40 шт.

6.

Краски акварельные

20 шт.

7.

Краски гуашевые

20 шт.

8.

Декоративные материалы

неограниченно

9.

Мебельный лак (акриловый аэрозольный)

10 шт.

10. Клей ПВА

20 шт.

11. Белый картон

20 шт.

12. Пластилин

20 шт

13. Стеки

неограниченно

14. Пищевая фольга

неограниченно

15. Мука, соль

неограниченно

16. Природный (растительный) материал

неограниченно

Дополнительные материалы: рамки, проволока, ёмкость с водой,
зубочистки, ситечко, бисер, бусинки, ткань.
25

Информационное оборудование - (фото, аудио, видео материал):
- наличие компьютера;
- фотоматериалы по темам;
- видео материал по разделам программы.
Цифровые образовательные ресурсы (интернет-источники):
1.
http://ppt4web.ru/mkhk/osnovy-cvetovedenija.html
основы
цветоведения
2.
https://multiurok.ru/files/priezientatsiia-tsviet-osnovytsvietoviedieniia.html - основы цветоведения
3.
http://bigslide.ru/mhk/18283-osnovi-cvetovedeniya.htmlосновы
цветоведения
4. http://festival.1september.ru/ - Сайт "Фестиваль педагогических идей.
Открытый урок"
5. nsportal.ru - Социальная сеть работников образования
6.
http://www.maam.ru/-Международный
образовательный портал «maam.ru»
7. http://www.baby-gamer.ru/- ."Развивающие игры для детей
8. http://u-sovenka.ru/Materialyi/VIDEOUROKI/video-masterklass-lepkaiz-solenogo-testa 311.html - Видео-мастер класс по лепке из соленого теста.
9. http://www.liveinternet.ru/users/cikori/post19004312 - Поделки из
соленого теста.
10. http://www.youtube.com/watch?v=9EUzpO0M-Lw - Сайт. Соленое
тесто. Мастер класс.
2.3 Формы аттестации:
На протяжении всего учебного процесса предполагается проводить
контроль знаний, умений и навыков в виде выставок детских работ и опросов.
Опрос проводится доброжелательно и тактично, что позволяет снимать
индивидуальные зажимы у детей, обеспечивает их эмоциональное
благополучие. После нескольких изученных приемов работы с различным
инструментом предусматриваются занятия по повторению правил техники
безопасности при работе с инструментом, оборудованием и др.
В процессе работы сложилась система мониторинга образовательных
результатов по данной программе (система сбора, хранения, анализа, оценки
информации). При этом результаты достижений учащихся выступают
ведущим показателем качества и эффективности работы в системе нашего
объединения.
К результатам образовательной деятельности относится совокупность
учебных
достижений детей, полученная за определенный период
дополнительного образования:
- текущая перспективная сохранность контингента;
26

- умение выполнить работу по образцу, самостоятельная практическая
работа учащихся;
- формирование специальных знаний и умений через систему
теоретических и практических занятий;
- стабильность практических достижений учащихся (победы и участие
в различных конкурсах);
- наличие творческих продуктов, выполненных детьми вне занятий;
- нестандартность исполнения творческих заданий;
- удовлетворенность детей и родителей жизнедеятельностью
объединения;
- объективность самооценки;
- имеющиеся награды;
- приобщение детей к культурным ценностям (доброжелательная
атмосфера в коллективе, дружба; воспитанность детей; динамика культуры
поведения; поддержание традиций коллектива, участие в общей
деятельности, развитое сотрудничество в коллективе).
Контроль в учебном объединении является обязательным
компонентом процесса обучения. По данной программе осуществляются
следующие виды контроля:
- входной контроль (октябрь)–опрос. Проводится в начале учебного года (по
итогам 1 четверти). Входной контроль осуществляется в начале
образовательного процесса с 15 по 30 октября, с занесением данных в
протокол мониторинга;
- промежуточная аттестация (декабрь) – викторина. Проводится в середине
учебного года (по итогам 1 полугодия). Промежуточная аттестация
проводится как оценка результатов обучения за определённый промежуток
учебного времени – за полугодие, включает в себя проверку теоретических
знаний и практических умений и навыков. Проводится в декабре с
занесением данных в протокол мониторинга;
- итоговая аттестация (май)– опрос. Проводится в конце учебного года, с
занесением данных в протокол мониторинга.
Может осуществляться взаимопроверка знаний и умений в минигруппах, фронтальная беседа со всем коллективом.
Основной формой подведения итогов обучения является участие
детей в краевых, муниципальных, учрежденческих конкурсах и выставках.
2.3.1 Оценочные материалы - (пакет) диагностических методик:
Изучение личностных особенностей :
- методика «Если бы ты был волшебником. Если бы у тебя была
волшебная палочка» (изучение желаний младших школьников);
- методика «Цветик - семицветик» (выявление направленности
интересов младших школьников);
27

- методика «Радости и огорчения» (выявление характера, содержания
переживаний младших школьников);
- методика «Кем быть?» (выявление интереса детей к профессиям,
разным работам, мотивов их выбора).
Изучение эмоционально-волевой сферы:
- методика определения уровня тревожности Ч.Д. Спилбергера
(адаптация Ю.Л. Ханина) (измерение тревожность и как личностное свойство,
и как состояние);
- цветовой тест по определению эмоционального состояния человека
М. Люшера (оценка психо - эмоционального состояния);
Изучение учебной мотивации:
- методика «Три желания»;
- методика «Цветик - семицветик»;
- методика «Волшебная палочка» (изучение мотивационных
предпочтений).
Исследование индивидуальных особенностей и качеств личности:
- методика «Несуществующее животное» (с 4,5 лет) – Надеждина В.
Практическая психодиагностика. Тесты и методики. – Минск: Харвест, 2011.
– 640 с.;
- методика «Лесенка» (изучение самооценки) – Выготский Л.С. Лекции
по психологии. – СПб.: СОЮЗ, 1997.
Диагностика детско-родительских отношений:
- многофакторный личностный опросник Р. Кеттела (детский вариант)
(изучение особенностей характера, склонностей и интересов личности).
Опросный лист
к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«МастерОК» 1 четверть
Вопрос 1. Цветоведение как наука (перечислите основные, теплые и
холодные цвета).
Вопрос 2. Основные законы композиции.
Вопрос 3. Характер орнаментов (что такое орнамент, какие орнаменты
вы знаете, в чем их отличие).
Опросный лист
к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе «МастерОК» 4 четверть
Вопрос 1. Инструменты и материалы, необходимые для работы с
пластичными материалами.
Вопрос 2. Правила сушки, раскрашивания, обжиг.
Вопрос 3. Назовите основные приёмы лепки.
Вопрос 4. Техника безопасности на занятиях.
28

Критерии оценки ЗУН:
Критерии
оценки
теоретической подготовки:

уровня Критерии оценки
подготовки:

уровня

практической

- высокий уровень – учащийся освоил
практически весь объём знаний 10080%, предусмотренных программой за
конкретный период; специальные
термины употребляет осознанно и в
полном
соответствии
с
их
содержанием.

- высокий уровень – учащийся овладел на 10080% умениями и навыками, предусмотренными
программой за конкретный период; работает с
оборудованием самостоятельно, не испытывает
особых трудностей; выполняет практические
задания с элементами творчества.

- средний уровень – у учащегося
объём усвоенных знаний составляет
70-50%;
сочетает
специальную
терминологию с бытовой.

- средний уровень – у учащегося объём
усвоенных умений и навыков составляет 70-50%;
работает с оборудованием с помощью педагога;
в основном, выполняет задания на основе
образца.

- ниже среднего уровень – учащийся
овладел менее чем 50% объёма знаний,
предусмотренных программой; как
правило,
избегает
употреблять
специальные термины.

- ниже среднего уровень - учащийся овладел
менее чем 50%, предусмотренных умений и
навыков; испытывает серьёзные затруднения при
работе с оборудованием; учащийся в состоянии
выполнять лишь простейшие практические
задания педагога.

2.3.2 Методические материалы.
В программе используются образовательные технологии:
- игровые технологии;
- технологии коллективной творческой деятельности;
- педагогики сотрудничества;
- коммуникационные технологии.
Игровые технологии. Игра наряду с трудом и учением – один из видов
деятельности не только ребенка, но и взрослого. В игре воссоздаются условия
ситуаций, какой—то вид деятельности, общественный опыт, а в результате
складывается и совершенствуется самоуправление своим поведением. В
современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию
учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
-в качестве самостоятельной технологии;
-как элемент педагогической технологии;
-в качестве формы урока или его части;
- во внеклассной работе.
29

Место и роль игровой технологии, ее элементов в учебном процессе
во многом зависят от понимания учителем функции игры. Результативность
дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их
использования, во вторых, от целенаправленного построения их программ,
сочетания их с обычными дидактическими упражнениями. В игровую
деятельность входят игры и упражнения, формирующие умение выделять
основные характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
игры развивающие умение отличать реальные явления от нереальных,
воспитывающие умения владеть собой, быстроту реакции, музыкальный
слух, смекалку и др.
Коллективной творческой деятельности. На занятиях по
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе
«МастерОК» применяются элементы творческой деятельности. Задания
формируются таким образом, чтобы ребенок не был скован жесткими
рамками, а мог свободно придумывать, творить. Работа строится таким
образом, что основное внимание на первых этапах уделяется не конечному
результату (материальному воплощению идеи), а самому течению творческого
процесса, самостоятельному поиску ребенка, направленному на решение
задач, не имеющих однозначного ответа.
В процессе изготовлении поделки учащимся предлагается выбор ее
цвета, формы, материала и т. д., что способствует творческому включению в
работу и развитию креативности.
Педагогика сотрудничества предполагает обучение детей в малых
группах. Главная идея обучения в сотрудничестве — учиться вместе, а не
просто помогать друг другу, осознавать свои успехи и успехи товарищей.
Существует несколько вариантов организации обучения в
сотрудничестве. Основные идеи, присущие всем вариантам организации
работы малых групп – общность цели и задач, индивидуальная
ответственность и равные возможности успеха.
Коммуникационные технологии заложенные в программу, дают
возможность интерактивно познавать мир, общаться и сотрудничать с
ровесниками и взрослыми.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
- наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение,
показ
педагогом,
работа
по
образцу
и
др.);
- практический (выполнение работ по технологическим картам, схемам и др.);
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают
полученную от педагога дополнительного образования информацию;
- репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные от педагога
дополнительного образования знания и освоенные способы деятельности;
- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение
поставленной задачи совместно с педагогом дополнительного образования;
30

- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности
учащихся:
- фронтальный – одновременная работа со всеми обучающимися;
- индивидуально - фронтальный – чередование индивидуальных и
фронтальных
форм
работы;
групповой
–
организация
работы
учащихся
в
группах;
- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
С позиций компетентностного подхода у учащихся должны быть
сформированы следующие компетенции:
- информационно - познавательная (умение создавать творческие
работы и разыгрывать воображаемые ситуации; самостоятельно выбирать
интересующий вид деятельности на практических занятиях);
- социокультурная (умение выражать нравственные и эстетические
переживания, чувства, отношения; любовь к природе, животным, родителям;
умение давать правовую оценку поступкам других людей и оценивать свои
действия);
- коммуникативная (умение адаптироваться в детском сообществе;
слушать и анализировать информацию, получаемую от педагога).
Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «МастерОК» основывается на принципах наглядности и
доступности, с учетом познавательных потребностей младших школьников,
психологических особенностей их возраста и направлено на:
- создание условий для развития личности ребёнка;
- развитие мотивации личности к творчеству;
- обеспечение эмоционального благополучия ребёнка;
- создание условий для творческой самореализации личности ребёнка;
- укрепление и духовное развитие детей;
Формы организации учебных занятий.
Теоретические занятия проводятся в соответствии с учебнотематическим планом, на них изучаются различные темы по прикладному
творчеству, технологии изготовления поделок и работ, показываются книги,
каталоги, журналы, рассказывается об истории различных видах и техниках в
прикладном творчестве, демонстрируются их образцы.
Практические занятия проводятся только после того, как учащиеся
усвоят теоретическую часть и правила техники безопасности.
При проведении занятий педагогу необходимо:
- продумывать содержание программы и способы их подач;
- воздействовать на группу учащихся с помощью интонационно –
выразительной окрашенности речи;
- прогнозировать возможные реакции детей на предлагаемые условия и
правила;
31

- уметь удерживать внимание детей на протяжении всего занятия,
быстро реагировать на неожиданные изменения, возможно даже менять ход
занятия;
- знать психологические особенности детей
- быть открытым, эмпатичным, принимающим детей такими, какие они
есть;
- замечать и поддерживать любые успехи ребенка.
Все перечисленное позволяет ребенку быстрее пройти период
адаптации к образовательному пространству, получить удовольствие в
процессе игрового обучения, удовлетворить свои потребности в общении, в
развитии и в творческом самовыражении.
Тематика и формы методических и дидактических материалов по
программе:
1. Авторские образцы изделий:
- Поделки выполненные педагогом соответственно теме занятия;
- Творческие работы созданные предыдущими группами детей и
отобранные на экспресс - выставки.
2. Фонд методического материала:
- Схемы;
- Презентации выполненные педагогом соответственно теме занятия;
- Фото творческих работ созданные предыдущими группами детей;
- Тематические журналы, учебники;
- Слайдшоу;
- Сборники детских стихов, стихов о праздниках;
- Игры и игротренинг.
Все упражнения, игры направлены на развитие эмоциональноличностных и познавательных сфер ребенка.
Алгоритм учебного занятия выстраивается с учетом типа занятия.
Тип занятия
Комбинированное занятие.

Занятие сообщения и
усвоения новых знаний.
Занятие повторения и
обобщения полученных
знаний.

Основные элементы структуры занятия
Организационная часть.
- Проверка знаний ранее изученного материала и
выполнение домашнего задания.
- Изложение нового материала.
- Первичное закрепление новых знаний, применение их на
практике.
Организационная часть.
- Изложение нового материала и закрепление его.
Организационная часть.
- Постановка проблем и выдача заданий. Выполнение
учащимися заданий и решения задач.
- Анализ ответов и оценка результатов работы,
исправление ошибок.
- Подведение итогов.
32

Занятие закрепления знаний, Организационная часть.
выработки умений и навыков. Определение
и
разъяснение
цели
занятия.
Воспроизведение учащимися знаний, связанных с
содержанием предстоящей работы.
- Сообщение и содержание задания, инструктаж его
выполнения.
- Самостоятельная работа учащихся под руководством
педагога.
- Обобщение и оценка выполненной работы.

2.3.3 Список литературы.
Литература для педагога
1. Авсиян О.А. Натура и рисование по представлению. – М.:Изобразительное
искусство, 2015. – 143 с.
2. Белашов А.М. Как рисовать животных. – М.: Юный художник, 2010. - 32 с.
3. Беседы о живописи в школе/ Под ред. И.А. Куратова. – М.:Искусство, 2011.
– 256 с.
4. Данильченко Л.А., Скобцова Т.О. Роспись по стеклу. – Ростов-на-Д.:
Феникс, 2010. – 95 с.
5. Ефимова К. Дизайнерские открытки в технике батик. – Ростов н/Д. 2013. –
60 с.
6. Иванов А.Б. Рассказы о русских художниках.- М.: Просвещение,2010. – 122
с.
7. Искусство – детям/ Под ред. Ю. Дорожкина. – М.:Мозаика – Синтез,
8. Иванов А.Б. Рассказы о русских художниках.- М.: Просвещение,2010. – 122
с.
9. Каменева Е. Твоя палитра. –М.:Государственное издательство детской
литературы министерства просвещения РСФСР, 2010. – 110с.
10. Каменева Е. Какого цвета радуга. – М.:Детская литература, 2011. – 79 с.
11. Коровин К. Краски России. – Л.:Детская литература,2011. – 110с
12. Крысько В.Г. Психология и педагогика: Курс лекций. СПб.: Омега, 2012. 367 с.
13. Мир в картинках/ Под ред. А Дорофеевой. – М.: Мозаика – Синтез.
14. Оганесян Н.Т. Педагогическая психология: Вопросы образования и
обучения: Система разноуровневых контрольных заданий. - М.: КноРус, 2006.
- 324 с.
15. Островский Э.В., Чернышова Л.И. Психология и педагогика. - М., 2010. 380 с.
16. Психолого-педагогическая диагностика / Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д.
Забрамной. - М.: Академия, 2010. - 318 с.
17. Петрушин В. И. Психология и педагогика художественного творчества. М. : Академический проект, 2011. - 490 с.
33

18. Полуянов Ю.А. Дети рисуют. – М.: Педагогика, 2012. – 175 с.
19. Рондели Л.Д. Народное декоративно – прикладное искусство. – М.:
Просвещение, 2010, 142 с.
20. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. - СПб.:
Питер, 2010. - 432 с.
21. Столяренко А.М. Психология и педагогика. - М.: ЮНИТИ, 2010. - 526 с.
22. Юному художнику/Под ред. Е.И. Боданова. – М.: Академия художеств
СССР,2015. – 583 с.
Литература для детей
1. Искусство – детям/ Под ред. Ю. Дорожкина. – М.: Мозаика – Синтез.
2. Никонова Е.А. Я открою вам секрет. – СПб.: Паритет, 2015. – 32 с.
3. Твоя мастерская / Под ред. Б.М. Неменского. – М.:Просвещение, 2012-47 с.
4. Теремок/Под ред. Л.И. Муратова. – К.: Краснодарское книжное
издательство, 2013. – 12 с.
5. Яхнин А. Весёлое слово хохлома. - М.: Малыш, 2010. – 12с.
Литература для родителей
1. Авсиян О.А. Натура и рисование по представлению. – М.:Изобразительное
искусство, 2015. – 143 с.
2. Беседы о живописи в школе/ Под ред. И.А.Куратова. – М.:Искусство, 2011.
– 256 с.
3. Иванов А.Б. Рассказы о русских художниках.- М.: Просвещение,2010. – 122
с.
4. Искусство – детям/ Под ред. Ю. Дорожкина. – М.: Мозаика – Синтез,
5. Каменева Е. Твоя палитра. –М.:Государственное издательство детской
литературы министерства просвещения РСФСР, 2010. – 110с.
6. Каменева Е. Какого цвета радуга. – М.:Детская литература, 2011. – 79 с.
7. Коровин К. Краски России. – Л.:Детская литература, 2011. – 110с.

34


Наверх

Добро пожаловать на сайт МБУДО ДДТ ст. Советской

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».