СОДЕРЖАНИЕ Нормативно-правовые основания для проектирования и реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты 1. 1 Пояснительная записка 1.1.1 Направленность дополнительной общеобразовательной программы 1.1.2 Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность 1.1.3 Отличительные особенности дополнительной общеобразовательной программы от уже существующих программ 1.1.4 Адресат программы 1.1.5 Уровень программы, объем, и сроки реализации 1.1.6 Форма обучения и режим занятий 3-4 5 5 5 5 5-6 6 6 6 1.1.7 Особенности организации учебного процесса 1.2 Цель и задачи дополнительной общеобразовательной программы 1.3 Содержание программы 6 6-7 1.3.1 Учебный план 1.3.2 Содержание учебного плана 1.4 Планируемые результаты Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации 7-8 8-9 9-11 2.1 Календарный учебный график 2.2 Условия реализации программы 2.3 Формы аттестации 2.3.1 Оценочные материалы 2.3.2 Методические материалы Список литературы 12-29 29-32 32-33 33 33 33-35 1 7 12 Нормативно-правовые аспекты проектирования дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ 1.1.1. Методические рекомендации адресованы педагогам — разработчикам дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ; руководителям образовательных организаций, утверждающим данные программы; экспертам, определяющим их качество. 1.1.2. Методические рекомендации разработаны в целях упорядочения деятельности образовательных организаций, осуществляющих лицензионную образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам и обеспечения единообразия подходов при разработке и утверждении данных программ. 1.1.3. Краевые методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ разработаны с учетом всех нижеизложенных нормативных правовых документов, регламентирующих образовательную деятельность. 1.1.4. Методические рекомендации не являются нормативным актом, но рекомендуются к использованию при разработке и оценке качества дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. Нормативно-правовые основания для проектирования и реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». 3. Конституция РФ, принятая всенародным голосованием 12.12.1993 г. (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 г.). 4. Концепция развития дополнительного образования до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р) 5. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р). 6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022г. №629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам». 7. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование», утвержден протоколом Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 24.12.2018 №16, приказом Министерства 2 просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. №467 «Об утверждении целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей». 8. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 9. Краевые методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (2020 г.). 10. Устав МБУДО ДДТ ст. Советской принят общим собранием трудового коллектива, 09 апреля 2019 г., утверждѐн постановлением администрации муниципального образования Новокубанский район 12 апреля 2019 г., № 430. 11. Локальные акты МБУДО ДДТ ст. Советской. 3 I РАЗДЕЛ «Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты»: 1.1. Пояснительная записка программы 1.1.1. Направленность. Дополнительная общеобразовательная программа «Пифагорка» имеет социально-педагогическую направленность. Основной целью непрерывного образования должно выступать развитие каждого ребѐнка, охрана и укрепление его психического, физического и нравственного здоровья. С этой точки зрения началом непрерывного образования считается ранний возраст. 1.1.2. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность. Новизна программы. Большинство родителей не могут своими силами обеспечить систематическое, полноценное развитие своих детей в этом возрасте, поэтому, всѐ более привлекательной для родителей становится школа, организованная для дошкольников, которая способствует формированию положительной мотивации к обучению и облегчает последующую адаптацию ребенка к школе. Актуальность программы. Программа предназначена для развития математических представлений детей старшего дошкольного возраста и подготовки к школе. Дети знакомятся с количеством и счѐтом, измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками. Главная цель подготовки детей к школе – формирование компетенций дошкольников, которые необходимы для успешной самореализации ребѐнка в начальной школе, предотвращения стрессов, комплексов, которые могут нивелировать желание учиться на все последующие годы. Программа хорошо адаптирована для реализации в условиях временного ограничения (приостановки) для обучающихся занятий в очной (контактной) форме по санитарно-эпидемиологическим и другим основаниям и включает все необходимые инструменты электронного обучения. Педагогическая целесообразность. Программа «Пифагорка» построена с учѐтом возрастных возможностей детей. В школу дети приходят разные: каждый имеет свои особенности развития и состояния здоровья, поэтому, необходимо найти оптимальный вариант получения образования в этой ситуации. В настоящее время проблема адаптации детей в начальной школе стоит очень остро. По этой причине необходимо не только учитывать, но и формировать готовность учащегося к школе. Это в значительной мере облегчит ребенку переход из детского сада в школу, сохранит и разовьет интерес к познанию в условиях школьного обучения. 1.1.3. Отличительные особенности программы «Пифагорка». Программа предусматривает подготовку детей к обучению в школе, а также развитие их интеллектуальных и творческих способностей, создает условия для включения ребенка в новые социальные формы общения, готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности. Программа инвариантна и готовит к любой системе школьного образования. Содержание 4 программы «Пифагорка» строится в соответствии с возрастными особенностями детей, их интересами и возможностями. Материал по данному курсу выстроен в строгой системе: от простого к сложному. Все задания представлены в виде игр, что облегчает усвоение учебного материала и обеспечивает устойчивый интерес к занятиям. 1.1.4. Адресат программы. Данная рабочая программа составлена в соответствии с задачами подготовки к школе детей 6-7 лет, занимающихся в группах наполняемостью 10 -12 человек. 1.1.5. Уровень программы, объем и сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы. Уровень программы – ознакомительный. Срок реализации программы – программа «Пифагорка» рассчитана на 9 месяцев (с сентября по май). На освоение программы отводится 72 часа. Обязательными условиями проведения занятий являются: использование игровых методов преподавания; смена видов деятельности; положительная оценка личных достижений каждого учащегося; отсутствие каких-либо отметок и домашних заданий. 1.1.6. Формы обучения - очная, групповая. Занятия проводятся во второй половине дня. Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждое занятие состоит из двух частей - теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учѐтом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей учащихся. Режим занятий: Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу в день. Продолжительность учебного часа 30 минут и 30 минут времени на отдых, физ. минутки, релаксацию. 1.1.7. Особенности организации образовательного процесса - в объединении сформированы в группа учащихся одного возраста, состав группы постоянный, занятия групповые и виды занятий по программе определяются содержанием программы в виде учебных занятий. 1.2. Цель и задачи дополнительной общеобразовательной программы Цель программы – раскрытие основных направлений математического развития и способностей детей 6-7 лет. Задачи: Образовательные задачи: -Приобщить к математическим знаниям с учетом возрастных особенностей детей; -Введение ребенка в мир математики через решение проблемно-поисковых задач, ознакомление с окружающим, игровую деятельность, художественное слово, экспериментирование, метод проекта; -Формировать основы математической культуры. 5 -приобретать знания о множестве, числе, величине, пространстве и времени как основах математического развития дошкольников, Личностные: - Формировать простейшие графические умения и навыки; - Развивать потребность активно мыслить; -Развивать логическое мышление- анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация; -развивать фантазию и творческие способности; Метапредметные: -формировать и развивать приемы умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация, моделирование), конструктивные умения(плоскостное моделирование); -учить применять полученные знания в разных видах деятельности( игре, общении и т.д. -формировать познавательные интересы и действия ребенка в различных видах деятельности. -воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками; -воспитывать культуру общения (вежливость, уважительность, честность, сострадательность, совестливость, скромность, дружелюбие). развивать память и внимание; - развивать умения устанавливать отношения со сверстниками и взрослыми, формировать положительную самооценку 1.3. Содержание программы. 1. Вводное занятие. 2. Количество. Счет предметов. Признаки предметов. 3. Сравнение чисел. Числовых равенств, неравенств. 4. Соотнесение цифры и числа. 5. Закрепление. Повторение пройденного. 6. Решение нестандартных задач. 7. Геометрические фигуры. 8. Ориентирование во времени. 9. Итоговое занятие. 1.3.1 Учебный план. № 1 2 Тема Вводное занятие. Количество .Счет Признаки предметов. Количество часов Всего Теория Практика Виды контроля 1 0.5 0.5 предметов. 16 8 8 6 3 Сравнение чисел. Числовых равенств 14 и неравенств. 7 7 4 Соотнесение цифры и числа. Письмо цифр. Называние чисел в порядке их следования при счѐте. Закрепление. Повторение пройденного. Решение нестандартных задач. Закрепление. Геометрические фигуры. Выделение из ряда фигур «лишних». Конструирование из палочек. Логические задачи. Ориентирование во времени. Времена года. Дни недели, части суток. Части суток по часам. Итоговое занятие. ИТОГО 15 7 8 3 2 1 3 2 1 8 4 4 8 4 4 5 6 7 8 9 4 72 1.3.2. Содержание учебного плана. 1. Вводное занятие. 2. Количество. Счет предметов. Признаки предметов. Счет предметов. Называние чисел в порядке их следования при счѐте. Признаки предметов (размер, цвет, форма). Большой, маленький. Моделирование способов расположения объектов на плоскости и в пространстве по их описанию, описание расположения объектов. Высокий, низкий. Большой, маленький. Справа, слева, между, посередине, вверху, внизу. Упорядочивание событий, расположение их в порядке следования (раньше, позже, ещѐ позднее). Длинный, короткий. Длиннее, короче. Рисование взаимно соответствующих по количеству групп предметов. Установление соответствия между группами предметов, нахождение закономерностей расположения фигур в цепочке. 3. Сравнение чисел. Числовых равенств, неравенств. Соотнесение цифры и числа. Число. Письмо цифры. Соотнесение цифры и числа. Сравнение чисел 1 и 2. Сравнение групп предметов. Число. Письмо цифры. Соотнесение цифры и числа. Знаки +, –, =. «Прибавить», «вычесть», «получится» («отнять» нельзя говорить). Оперирование математическими терминами: «прибавить», «вычесть», «получится». Образование следующего числа прибавлением 1 к предыдущему числу или вычитанием 1 из следующего за ним в ряду чисел. Число и цифра. Свойства 0. Письмо цифр. 4. Соотнесение цифры и числа. Называние чисел в порядке их следования при счѐте. Число5-10. Письмо цифры. Соотнесение цифры и числа. Упорядочивание заданных чисел. Числа 7 от 1 до 10: получение, сравнение, запись, соотнесение числа и цифры. Состав числа из двух слагаемых. Образование следующего числа прибавлением 1 к предыдущему числу или вычитанием 1 из следующего за ним в ряду чисел. Сравнение чисел. Числовых равенств и неравенств. Знаки «больше», «меньше», «равно». Равенство. Неравенство. 5. Закрепление. Повторение пройденного. Что узнали. Чему научились». Отработка знаний и умений, приобретенных на предыдущих уроках. Состав чисел в пределах. Выполнение сложения с использованием таблицы сложения чисел в пределах. 6. Решение нестандартных задач. Повторение изученного. Сравнение разных способов сложения, выбор наиболее удобного. Повторение изученного. Решение нестандартных задач. 7. Геометрические фигуры. Знакомство с геометрическими фигурами: треугольник, четырехугольник, звезда морская и геометрическая, пятиугольник. Выделение из ряда фигур «лишних». Конструирование из палочек. Логические задачи 8. Ориентирование во времени. Времена года. Дни недели, части суток. Части суток по часам. 9. Итоговое занятие. 1.4. Планируемые результаты. Предметные результаты. Требования к знаниям и умениям, которые должен приобрести учащийся в процессе занятий по программе: числа от 0 до 10 и их графическое изображение; порядковый счет в пределах 20; состав числа первого десятка; предшествующее число, последующее, числа – соседи; понятия: слева, справа, вверху, внизу, ближе, дальше, близко, далеко, рядом, высоко, низко, глубоко; геометрические фигуры: треугольник, круг, квадрат, прямоугольник, овал, многоугольник, ромб; вершины, стороны, углы фигур; основные цвета и их оттенки; название сторон и углов клетки; строчку и столбик в тетради в клетку (0,7 см); временные части суток: утро, день, вечер, ночь; название дней недели; название месяцев и времен года; знаки +, -, =, >,< и правильно их использовать; направление движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх, вперед, назад, в том же направлении, в противоположном направлении. 8 Личностные результаты включают в себя: мотивацию к обучению; умение общаться со сверстниками и взрослыми; сформированность адекватной самооценки; умение владеть собой (произвольность поведения). Мотивация к обучению. Знания тогда усваиваются прочно, когда они добыты самостоятельно. То, что ребенку сообщают, может пройти мимо его сознания; но то, о чем он догадался сам, его собственное открытие, остается в памяти навсегда. Занятия проводятся в игровой, увлекательной форме с использованием практических задач и творческих упражнений. Таким образом, у ребенка формируется познавательный интерес, желание учиться. Метапредметные результаты, которые приобретет обучающийся по итогам освоения программы, означают усвоенные учащимися способы деятельности, применяемые ими как в рамках образовательного процесса, так и при решении реальных жизненных ситуаций. Основными компонентами готовности к школе традиционно считаются: личностно - эмоциональная готовность; интеллектуальная готовность; физиологическая готовность. Общение. В программе используются коллективные игры, позволяющие детям научиться взаимодействовать, сотрудничать со сверстниками и в то же время проявить свою индивидуальность. Специальные психологические игры направлены на развитие эмоционального мира дошкольников, учат их понимать свои чувства и эмоциональные состояния других людей. Самооценка. Непременный спутник освоения нового - ошибки. Избежать их нельзя, когда учишься. Поэтому важно сформировать у ребенка правильное отношение к собственным неудачам, научить его не бояться ошибок, вселить в него уверенность в том, что любое новое дело ему по плечу. Доброжелательная атмосфера на занятиях, специальные приемы способствуют формированию у дошкольников правильного отношения к ошибкам, развивают уверенность в себе, помогают преодолеть страх выполнить задание неверно Произвольность поведения - умение подчинять собственной воле непосредственные желания и действия. Ребенку трудно привыкнуть к школьной жизни, если он не умеет владеть собой. Ведь ему нужно будет вовремя прийти на урок, сидеть в классе положенное время, поднимать руку, чтобы ответить на вопрос учителя, выполнять задания в то время, когда, может быть, хочется поиграть или помечтать. Прием самоконтроля, игры с правилами способствуют развитию у детей умения 9 контролировать свое поведение. Начать обучение в школе ребенку поможет соответствующий уровень развития познавательных процессов, определенный багаж знаний и представлений об окружающем мире, математическая подготовленность и достаточный уровень развития речи, иными словами, интеллектуальная готовность. Познавательные процессы: внимание, восприятие, память, мышление и воображение - основа интеллекта. Недоразвитие хотя бы одного психического процесса приводит к снижению уровня общего интеллектуального развития ребенка, затрудняет процесс получения знаний. Переход к новой - учебной - деятельности станет легким, если дошкольник вооружен "отточенными" инструментами познания. Поэтому в планы занятий включены игры и программы развития произвольного внимания, зрительной и слуховой памяти, целостности восприятия и пространственного мышления, творческого воображения. Обучение математике начинается с дочислового изучения математики. Формирование математических понятий проходит в увлекательных играх, практических опытах, с использованием загадок, стихотворений, занимательных и проблемно-поисковых задач. Частью физической готовности к школе наряду с общим здоровьем и физическим развитием является мышечная зрелость кистей рук. Развитая мелкая моторика способствует успешному развитию речи, так как речевой центр и центр, отвечающий за координацию движений пальцев рук, находятся в коре головного мозга рядом и оказывают друг на друга взаимное влияние. 10 Раздел 2 «Комплекс организационно-педагогических условий, включающих формы аттестации». 2.1 Календарный учебный график Номер Содержание КолДата (месяц Время Форма Место Форма занятий ( разделы, темы) во год проведения проведения проведения контроля часов проведения занятий) 1 1 2 3 1 4 5 2 6 7 3 8 9 4 Вводное занятие (1ч.) Теория: Введение в образовательную программу. Цель и задачи на год. Содержание и режим занятий в объединении. Правила поведения на занятиях. 1 Количество. Счет предметов. Признаки предметов. Счет предметов. Называние чисел в порядке их следования при счѐте. групповая групповая 2 Признаки предметов (размер, цвет, форма) Большой, маленький. 2 Моделирование способов расположения объектов на плоскости и в пространстве по их описанию, описание расположения объектов. Высокий, низкий. Большой, маленький. Справа, слева, между, 2 посередине, вверху, внизу. Упорядочивание событий, расположение их в порядке следования (раньше, позже, ещѐ позднее). Длинный, короткий. Длиннее, короче. Точка, линия. Сравнение 2 двух групп предметов. Рисование взаимно соответствующих по 12 групповая 10 11 5 12 13 14 15 16 17 18 6 7 8 19 20 1 21 22 23 24 2 25 26 4 3 количеству групп предметов. Больше? Меньше? Столько же? Треугольник, квадрат. Сравнение двух групп предметов. Рисование взаимно соответствующих по количеству групп предметов. Установление соответствия между группами предметов, нахождение закономерностей расположения фигур в цепочке. Итоговое занятие. Справа, слева, вверху, внизу. Позже. Раньше. Выполнение задания творческого и поискового характера. Лѐгкий, тяжѐлый. Легче, тяжелее. Числовой отрезок. Сравнение групп предметов, разбиение множества геометрических фигур на группы по заданному признаку. Сравнение чисел. Числовых равенств и неравенств. Письмо цифр. Много. Один. Письмо цифры 1. Счет различных объектов (предметы, группы предметов, звуки, слова и т.п.) и устанавливание порядкового номера того или иного объекта при заданном порядке счѐта. Письмо цифр. Соотнесение цифры и числа. Число 2. Письмо цифры 2. Соотнесение цифры и числа. Сравнение чисел 1 и 2. Сравнение групп предметов. Число 3.Письмо цифры 3. Соотнесение цифры и числа. групповая 2 2 1 2 2 групповая 2 2 групповая 2 Знаки +, –, =. «Прибавить», «вычесть», «получится».(«отнять» 2 нельзя говорить) Оперирование математическими терминами: «прибавить», «вычесть», «получится». Образование следующего числа прибавлением 1 к предыдущему числу или вычитанием 1 из следующего за ним в ряду чисел. 13 групповая групповая 27 28 29 30 31 32 5 33 8 34 1 35 2 36 37 38 39 40 6 7 3 4 41 42 5 43 44 6 Число 4. Письмо цифры 4. Соотнесение цифры и числа. Отработка состава чисел 2, 3, 4. Итоговое занятие Число и цифра 0. Свойства 0. Письмо цифр. Соотнесение цифры и числа. Называние чисел в порядке их следования при счѐте. Число 5. Письмо цифры 5. Соотнесение цифры и числа. Упорядочивание заданных чисел. Числа от 1 до 5: получение, сравнение, запись, соотнесение числа и цифры. Состав числа 5 из двух слагаемых. Образование следующего числа прибавлением 1 к предыдущему числу или вычитанием 1 из следующего за ним в ряду чисел. Соотнесение цифры и числа. Знаки «больше», «меньше», «равно». Сравнение двух чисел и запись результата сравнения с использованием знаков сравнения «>», «<», «=». Равенство. Неравенство. Составление числовых равенств и неравенств. Сравнение двух групп предметов. 2 групповая 1 2 1 1 1 2 Сложение и вычитание в пределах 5. Письмо цифр. Соотнесение 2 цифры и числа. Образование следующего числа. прибавлением 1 к предыдущему 2 числу или вычитанием 1 из следующего за ним в ряду чисел. Число 6.Письмо цифры 6. Соотнесение цифры и числа. 2 Построение многоугольников из соответствующего количества палочек. Число 7. Письмо цифры 7. . Соотнесение цифры и числа. 2 Называние чисел в порядке их следования при счѐте. 14 групповая групповая 45 7 46 8 47 48 9 49 1 50 2 51 3 52 53 1 54 2 55 3 Число 8.Письмо цифры 8. Соотнесение цифры и числа. Построение многоугольников из соответствующего количества палочек. Число 9. Письмо цифры 9. Воспроизведение последовательности чисел от 1 до 10 как в прямом, так и в обратном порядке, начиная с любого числа. Число 10. Запись числа 10. Определение места каждого числа в последовательности чисел от 1 до 10, а также места числа 0 среди изученных чисел. Повторение, закрепление пройденного. Числа от 1 до 10. Закрепление. Воспроизводить последовательность чисел от 1 до 10 как в прямом, так и в обратном порядке, начиная с любого числа. Числа от 1 до 10. Закрепление. Моделирование с помощью предметов, рисунков, схематических рисунков и решение задач. Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». Отработка знаний и умений, приобретенных на предыдущих уроках. Итоговое занятие. 1 1 2 1 групповая 1 групповая 1 групповая 1 Решение нестандартных задач. Состав чисел в пределах 10. Выполнение сложения с 1 использованием таблицы сложения чисел в пределах 10. Решение нестандартных задач. Повторение изученного. Сравнение разных способов сложения, 1 выбор наиболее удобного. Повторение изученного. Решение нестандартных задач. 1 15 Геометрические фигуры. 56 57 58 59 60 61 62 63 1 64 65 66 67 1 68 69 70 71 72 3 2 3 4 2 4 1 Знакомство с геометрическими фигурами. Треугольник. Квадрат. Названия сторон, углов, вершин фигуры. Геометрические фигуры. Квадрат. Прямоугольник. Названия сторон, углов, вершин фигуры. Геометрические фигуры. Круг. Овал. Многоугольник. Название сторон, углов, вершин фигуры. Сравнение фигур. Классификация фигур по признакам: форма, размер, цвет. Ориентировка во времени. Знакомство с понятиями год, месяц. Знакомство с весенними, летними, осенними, зимними месяцами. Знакомство с понятиями: день недели, время суток. Определение дна недели вчера, завтра. Использование понятий: долго, дольше, скоро, скорее. Использование понятий: долго, дольше, скоро, скорее. Календарь природы, праздники, дни рождения. Ориентировка в пространстве. Задания на ориентировку в тетради в клетку. Итоговое занятие 16 2 2 2 2 2 2 2 2 1 Календарный учебный график программы Календарный учебный график Дата начала и окончания учебного 1 сентября 2023г. до 31 мая 2024 г. периода Количество учебных недель 36 Продолжительность каникул Место проведения занятия Каникулы с 01.06.2024г. по 31.08.2024г. МБУДО ДДТ, ст. Советской на местности Время проведения занятия группа День Время Занятие – 30 минут Перемены - 30 минут Форма занятий Групповая Сроки контрольных процедур Начальная диагностика (октябрь), текущая диагностика (декабрь, март), итоговая диагностика (май) Участие в массовых мероприятиях (соревнованиях, конкурсах, фестивалях, праздниках) * Новогодний утренник, декабрь; * Масленица, январь, февраль; * Утренник к 8 марта; * Поздравление ветеранов, май; * Отчетный концерт, май. 29 2.2. Условия реализации программы. В ходе реализации программы для создания интереса к учебной деятельности используются следующие формы организации занятий: фронтальная работа с демонстрационным материалом; практическая работа; дидактическая игра; самостоятельная работа детей с раздаточным материалом; совместная деятельность: педагог + ребѐнок; совместная деятельность взрослого и детей; самостоятельная деятельность. При реализации программы педагог применяет современные педагогические технологии. К ним относятся: личностно-ориентированные технологии, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, информационно коммуникационные технологии. 1. Личностно-ориентированная технология, которая реализуется через психологическую поддержку, организацию учебного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику образовательного процесса; 2. Здоровьесберегающая технология реализуется через организацию динамических пауз, подвижных и спортивных игр, релаксацию, различные виды гимнастик: пальчиковую, для глаз, дыхательную, бодрящую; физкультурные занятия, и др.; 3. Игровая технология реализуется через дидактические игры, игры драматизации, сюжетно - ролевые игры, режиссерские игры, создание проблемных ситуаций с элементами самооценки. 4. Информационно - коммуникационные технологии. Информационно-коммуникативные технологии применяются: при подготовке и проведении занятий (иллюстрирование учебного материала - презентации; оформления стендов, группы. подбор дополнительного познавательного материала. обмен опытом, знакомство с наработками других педагогов. оформление групповой документации, отчѐтов. создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательного процесса с детьми и педагогической компетенции родителей в процессе проведения родительских собраний. В ходе реализации программы для создания интереса к учебной деятельности используются следующие формы организации занятий: Фронтальная работа с демонстрационным материалом Практическая работа 30 Дидактическая игра Самостоятельная работа детей с раздаточным материалом Моделирование и разрешение проблемных ситуаций Совместная деятельность: педагог + ребѐнок Совместная деятельность детей Совместная деятельность взрослого и детей Самостоятельная деятельность На занятиях с детьми используются дидактический материал. Это тематические карточки на тему: «Количество», «Цвет, форма, величина», «Состав числа», и т.д Это раздаточный материал с заданиями и упражнениями, которые в ходе занятий используются для установления готовности учащихся к учебной деятельности и уровня владения пройденным материалом. Занятие в объединении «Пифагорка» является главной частью учебного процесса, и представлено как модель взаимодействия педагога и детского коллектива, где выделяются: цель, содержание, способы, результаты деятельности, а также этапы их достижения. Занятие представляет собой последовательность этапов в процессе усвоения знаний, построенных на смене видов деятельности учащихся: восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематизация. При разработке занятия педагог внимательно изучает учебно-тематический план реализуемой образовательной программы, согласовывает определенный раздел и тему раздела с содержанием программы, определяет взаимосвязь содержания предстоящего занятия с предыдущими и последующими занятиями. Определяются тип и вид, структура занятия, его тема, цель, задачи. Целевые установки занятия направлены на определенные конкретные цели данного занятия, выходящие на реальный, достижимый результат. На первоначальном этапе занятия педагог создает благоприятный морально-психологический климат, настраивая детей на сотворчество и содружество в процессе познавательной деятельности, на завершающем этапе – анализируются все выполненные детьми работы и отмечаются даже самые большие достижения детей. Материально-техническое обеспечение - наличие кабинета с посадочными местами, освещение кабинета и возможность проветривания его должно удовлетворять требованиям СанПиНа. В кабинете должны быть, шкафы для хранения учебной и методической литературы, наглядных пособий. На занятиях используются наглядные пособия, альбомы, книги, плакаты. Возможно использование интернет-технологий и мультимедийного оборудования при проведении занятий, центр кабинета свободен и служит для проведения игр, физкультминуток, коллективных творческих игртренингов. Также в кабинете имеется: 31 - доска для наглядности; - мультимедийное оборудование; - ноутбук; - наглядный, дидактический и раздаточный материал для работы с детьми; - необходимый материал для творческой деятельности (карандаши, пластилин, альбомы, краски и т.д.) Для педагога: - наличие связей с работниками культуры, - привлечение к работе узких специалистов (работники библиотеки), - возможность подготовить и показать мультимедийные презентации по темам программы, выход в интернет. Перечень оборудования, инструментов и материалов № п/п Наименование Количество ( на группу) тетрадь карандаши простые Ластик карандаши цветные Линейка счетные палочки 10 шт. 10 шт. 10 шт. 10 пачек 10 штук 10 пачек Кадровые условия реализации программы. Реализовать программу "Пифагорка" имеет право педагог, обладающий профессиональными знаниями (со средне-специальным или высшим педагогическим образованием), знающий специфику ОДО, имеющий практические навыки в сфере организации интерактивной деятельности детей. 2.3. Формы аттестации. Оценка образовательных результатов учащихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Пифагорка» осуществляется в порядке, установленном локальным нормативным актом "Положение о внутреннем итоговом мониторинге освоения дополнительных общеобразовательных программ учащимися объединений муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Дома детского творчества ст. Советской муниципального образования Новокубанский район". Формой отслеживания и фиксации образовательных результатов учащихся является протокол внутреннего итогового мониторинга, составленный педагогом.Образовательные результаты фиксируются в материалы анкетирования и тестирования, которые заносятся в диагностическую карту. Виды контроля и аттестации учащихся: - входной контроль – это оценка исходного уровня знаний учащихся перед началом образовательного процесса; 32 - текущий контроль – это оценка качества усвоения учащимися содержания образовательной программы в период обучения после начальной аттестации до промежуточной (итоговой) аттестации; - промежуточная аттестация - это оценка качества усвоения учащимися содержания конкретной образовательной программы по итогам учебного года, полугодия; - итоговая аттестация - это оценка усвоения достижений обучающихся, заявленных в образовательных программах по завершению учебного года и курса обучения по образовательной программе. Входной контроль. Входной контроль осуществляется в начале образовательного процесса с 15 по 30 октября. Содержание материала контроля определяется педагогом самостоятельно на основании содержания программного материала. Входной контроль осуществляется педагогом по каждой группе (в соответствии с Программой). Текущий контроль Текущий контроль успеваемости учащихся – это систематическая проверка образовательных достижений учащихся, проводимая педагогом в ходе осуществления образовательной деятельности в соответствии с образовательной программой, в ходе текущего и промежуточного оценивания, выполнения проверочных, итоговых работ. Текущий контроль проводится с целью систематического контроля и последующей коррекции уровня достижений учащихся в усвоении теоретического материала, степени сформированности универсальных учебных действий, а также носит мотивационный характер. Содержание материала контроля определяется педагогом на основании содержания программного материала и в соответствии с ее прогнозируемыми результатами. Форму текущего контроля определяет педагог с учетом контингента учащихся, уровня обученности детей, содержания учебного материала, используемых им образовательных технологий и др. Промежуточная аттестация учащихся Промежуточная аттестация проводится как оценка результатов обучения за определѐнный промежуток учебного времени – за полугодие / год. Промежуточная аттестация учащихся включает в себя проверку теоретических знаний и практических умений и навыков. 33 Промежуточная аттестация учащихся осуществляется педагогами дополнительного образования, работающими в объединениях и контролируется администрацией учреждения. Промежуточная аттестация учащихся проводится в декабре/мае. Промежуточная аттестация осуществляется педагогом по каждой группе (в соответствии с Программой). Итоговая аттестация учащихся Итоговая аттестация учащихся проводится по завершении обучения по образовательной программе. Для проведения итоговой аттестации учащихся приказом директора формируется аттестационная комиссия (не менее двух человек), в состав которой могут входить методист, педагог дополнительного образования. Результаты итоговой аттестации учащихся должны оцениваться таким образом, чтобы можно было определить: -насколько достигнуты прогнозируемые результаты дополнительной образовательной программы каждым учащимся; -полноту выполнения дополнительной образовательной программы; -результативность самостоятельной деятельности учащегося в течение всех годов обучения. Образовательные результаты фиксируются в материалы анкетирования и тестирования, которые заносятся в диагностическую карту. Формы и виды контроля объединения «Пифагорка» № п/п 1 Сроки проведения Октябрь 2 Декабрь 3 Май Цель контроля Формы контроля Проверка уровня знаний, Устный опрос степень усвоения программного материала по теме: «» Проверка уровня знаний по Устный опрос теме: «» Проверка уровня знаний по Устный опрос теме: «» 2.3.1 Оценочные материалы. Для проверки результативности проводится диагностика, результаты которой позволяют определить степень усвоения ребенком программного материала. Используются следующие методы: беседа, игра, игровые ситуации, а также применяются диагностические методики: 2.3.2. Методические материалы. 34 При отборе методов и приемов обучения педагог учитывает не только возрастные возможности, но и особенности и индивидуальные способности каждого ребенка. Реализация такого подхода влияет на повышение эффективности обучения. При освоении программы используются различные методы и приемы обучения: Словесные: рассказ, беседа. Приемы: указание, объяснение, педагогическая оценка. Наглядные: наблюдение. Приемы: разъяснение, пояснение, показ образца. Практические: упражнение, игровой метод. 2.3.6. Список литературы. Цифровые образовательные ресурсы (интернет - источники) 1. Сайт дошкольника http://doshkolnik.ru/ 2. Сайт «Инфоурок» https://infourok.ru/ 3. Журнал «Обруч» http://www.obruch.ru/ 4. Сайт "Фестиваль педагогических идей. Открытый урок" http://festival.1september.ru/ Список литературы: Для педагога: 1.«Математика для детей 5-6 лет» методическое пособие. Е.В. КолесниковаТворческий центр Сфера 2019г 2.«350 упражнений для подготовки детей к школе». О.В. Узорова, Е.А Нефедова- Москва 2019г. 3.«Математика» Е.А Ульева.-Москва «Вакоша»-2019г 4.«Необычная математика» Ж. Кац –Москва 2019г. 5.«За три месяца до школы» О.А. Холодова. Издательство «Рост»2019г. Для детей: Серия «Математика» Состав числа. «Дом печати-вятка» 2019 Серия «Папка дошкольника» Знакомство с клеточками. ООО «Дакота» Киров Серия «Папка дошкольника» найди противоположности. ООО «Дакота» Киров Серия «Папка дошкольника» Вычитаем и складываем. ООО «Дакота» Киров Серия «Папка дошкольника» цвет, форма и величина. ООО «Дакота» Киров Математические ступеньки «Я решаю логические задачи» Е.В. Колесникова. ТЦ Сфера,2016 Математические ступеньки «Я уже считаю» Е.В. Колесникова. ТЦ Сфера.2019 Математические ступеньки «Я считаю до 10» Е.В. Колесникова. ТЦ Сфера.2019 Цифровые образовательные ресурсы (интернет - источники) 35 1. Сайт дошкольника http://doshkolnik.ru/ 2. Сайт «Инфоурок» https://infourok.ru/ 3. Журнал «Обруч» http://www.obruch.ru/ 4. Сайт "Фестиваль педагогических идей. Открытый урок" http://festival.1september.ru/ Список литературы: Для педагога: 1.«Математика для детей 5-6 лет» методическое пособие. Е.В. КолесниковаТворческий центр Сфера 2019г 2.«350 упражнений для подготовки детей к школе». О.В. Узорова, Е.А Нефедова- Москва 2019г. 3.«Математика» Е.А Ульева.-Москва «Вакоша»-2019г 4.«Необычная математика» Ж. Кац –Москва 2019г. 5.«За три месяца до школы» О.А. Холодова. Издательство «Рост»2019г. Для детей: Серия «Математика» Состав числа. «Дом печати-вятка» 2019 Серия «Папка дошкольника» Знакомство с клеточками. ООО «Дакота» Киров Серия «Папка дошкольника» найди противоположности. ООО «Дакота» Киров Серия «Папка дошкольника» Вычитаем и складываем. ООО «Дакота» Киров Серия «Папка дошкольника» цвет, форма и величина. ООО «Дакота» Киров Математические ступеньки «Я решаю логические задачи» Е.В. Колесникова. ТЦ Сфера,2016 Математические ступеньки «Я уже считаю» Е.В. Колесникова. ТЦ Сфера.2019 Математические ступеньки «Я считаю до 10» Е.В. Колесникова. ТЦ Сфера.2019 36