СОДЕРЖАНИЕ Нормативно-правовые основания для проектирования и реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты 3-4 1. 1 Пояснительная записка 1.1.1 Направленность дополнительной общеобразовательной программы 1.1.2 Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность 1.1.3 Отличительные особенности дополнительной общеобразовательной программы от уже существующих программ 1.1.4 Адресат программы 1.1.5 Уровень программы, объем, и сроки реализации 5 5 1.1.6 Форма обучения и режим занятий 1.1.7 Особенности организации учебного процесса 1.2 Цель и задачи дополнительной общеобразовательной программы 1.3 Содержание программы 1.3.1 Учебный план 1.3.2 Содержание учебного плана 1.4 Планируемые результаты Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации 2.1 Календарный учебный график 2.2 Условия реализации программы 2.3 Формы аттестации 2.3.1 Оценочные материалы 2.3.2 Методические материалы Список литературы 1 5 5-6 6-7 7 7 7 7-8 8-9 9 9-10 10-11 11 12 12-19 20-21 21-22 22 22-25 25-26 Нормативно-правовые аспекты проектирования дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ 1.1.1. Методические рекомендации адресованы педагогам — разработчикам дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ; руководителям образовательных организаций, утверждающим данные программы; экспертам, определяющим их качество. 1.1.2. Методические рекомендации разработаны в целях упорядочения деятельности образовательных организаций, осуществляющих лицензионную образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам и обеспечения единообразия подходов при разработке и утверждении данных программ. 1.1.3. Краевые методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ разработаны с учетом всех нижеизложенных нормативных правовых документов, регламентирующих образовательную деятельность. 1.1.4. Методические рекомендации не являются нормативным актом, но рекомендуются к использованию при разработке и оценке качества дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. Нормативно-правовые основания для проектирования и реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». 3. Конституция РФ, принятая всенародным голосованием 12.12.1993 г. (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 г.). 4. Концепция развития дополнительного образования до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р) 5. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р). 6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022г. №629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам». 7. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование», утвержден протоколом Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным 2 проектам от 24.12.2018 №16, приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. №467 «Об утверждении целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей». 8. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 9. Краевые методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (2020 г.). 10. Устав МБУДО ДДТ ст. Советской принят общим собранием трудового коллектива, 09 апреля 2019 г., утверждѐн постановлением администрации муниципального образования Новокубанский район 12 апреля 2019 г., № 430. 11. Локальные акты МБУДО ДДТ ст. Советской I РАЗДЕЛ «Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты»: 1.1. Пояснительная записка программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Читайка» обновлена с учѐтом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы. Программа направлена на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижения детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими программ начального общего образования. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа предназначены для детей, и ее содержание ориентировано на: - создание необходимых условий для личностного развития детей; - удовлетворение индивидуальных потребностей детей в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии; -формирование и развитие творческих способностей детей, выявление, развитие и поддержку талантливых и проявивших выдающиеся способности учащихся; -обеспечение духовно-нравственного, гражданского, патриотического, трудового воспитания детей; -формирование общей культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья. 1.1.1. Направленность. Направленность - социально-педагогическая, решает задачи общего развития будущего первоклассника, его физических, социальных и психологических функций, необходимых для систематического обучения в школе. 1.1.2. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность. 3 Новизна программы состоит в том, что необходимым условием, определяющим в последующие годы успешное духовное и интеллектуальное развитие детей, является организация их самостоятельной поисковой деятельности. В современном российском образовании сложилась ситуация рассогласованности целей и отсутствия целостной образовательной системы на разных этапах обучения и воспитания детей. Актуальность программы представляется созданием единой цепи непрерывного образования, звенья которой не только связаны друг с другом, но и каждое является основанием для другого. Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоциональноволевые и познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий (УУД), коммуникативными и речевыми компетенциями. Развитие потенциальных возможностей ребенка посредством овладения УУД, предложенными федеральными стандартами начального общего образования составляет основу начального образования. В связи с этим, создание предпосылок к школьному обучению является еще одной не менее важной целью программы. Программа хорошо адаптирована для реализации в условиях временного ограничения (приостановки) для обучающихся занятий в очной (контактной) форме по санитарно-эпидемиологическим и другим основаниям и включает все необходимые инструменты электронного обучения. Педагогическая целесообразность предлагаемой программы рассматривается в психолого-педагогических и методических аспектах развития и воспитания детей дошкольного возраста от 6 до 7 лет и является одним из структурных компонентов образовательной системы. 1.1.3. Отличительные особенности дополнительной общеобразовательной программы от уже существующих программ. Отличительная особенность программы «Читайка» заключается в решении проблемы воспитания и развития детей, не посещающих дошкольное образовательное учреждение, а так же в помощи родителям в интеллектуальном воспитании дошкольников и подготовке их к школе. Учебное занятие выступает как основная форма работы с детьми дошкольного возраста. Занятия строятся на интегрированной основе с широким использование игровых методов. Двигательная активность детей осуществляется на физкультминутках во время занятий, физкультурных упражнениях и играх с предметами на переменах между занятиями. Необходимым условием дошкольной подготовки следует считать игровые методы организации работы на занятии. 4 В процессе обучения на занятиях все дети овладевают определѐнным объѐмом знаний и умений. Реализация программы зависит от особенностей и характера созданной развивающей среды, в которой находится ребѐнок; от умственных способностей и физического развития ребѐнка; от организации педагогом учебно-воспитательного процесса; от поиска новых форм преподнесения знаний. Необходимо предупреждать утомление детей во время занятий и способствовать сохранению у детей интереса к ним, а также предупреждению интеллектуальной перегрузки детей. Программа предусматривает обучение детей следующим навыкам: • Развитие интеллектуальных способностей (мышления, логики, памяти, внимания, наблюдательности, восприятия). • Подготовка к обучению грамоте; • Познавательное развитие; •Художественно-эстетическое развитие 1.1.4. Адресат программ. Адресат программы. Программа рассчитана на учащихся 6-7 лет. Именно с этого возраста ребенка необходимо готовить к будущему школьному обучению. Интеллектуальное развитие детей в данном возрасте определяется комплексом познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Происходит постепенный переход к такому обучению, когда ребенок может и хочет делать то, что предлагает ему взрослый. Состав группы - одновозрастной, количество учащихся 10 человек. 1.1.5. Уровень программы, объем и сроки реализации. Уровень программы – ознакомительный. Срок реализации программы – программа «Читайка» рассчитана на 9 месяцев (с сентября по май). На освоение программы отводится 72 часов. Обязательными условиями проведения занятий являются: использование игровых методов преподавания; смена видов деятельности; положительная оценка личных достижений каждого учащегося; отсутствие каких-либо отметок и домашних заданий. 1.1.6. Форма обучения и режим занятий Форма проведения занятия - очная, групповая. Срок реализации - программа «Читайка» рассчитана на один год обучения. На освоение программы отводится 72 часа в год, 2 академических часа в неделю. Набор детей в объединение осуществляется руководителем при отсутствии у них медицинских противопоказаний, возраст учащихся от 6-7 лет, программа не предусматривает никаких условий отбора по способностям, принимаются все желающие дети разного возраста и пола, рекомендуется комплектовать одновозрастные группы. Состав группы :10 -12 человек. Виды занятий: Теоретические, практические, комбинированные занятия, творческие мастерские, творческие встречи. 5 Режим занятий: Обучение ведется на занятиях, продолжительность которых составляет 1 академический час – 2 раза в неделю, 72 часа в год. В соответствии возрастно-психологическим особенностям дошкольников обучающаяся часть занятия проводится 30 мин., а оставшееся время отводится на физ. паузы, игры, развлечения. 1.1.7. Особенности организации учебного процесса. Алгоритм подготовки и построения учебного занятия 1 этап. Анализ предыдущего учебного занятия, поиск ответов на следующие вопросы. - Достигло ли учебное занятие поставленной цели? - В каком объеме и качестве реализованы задачи занятия на каждом из его этапов? - Насколько полно и качественно реализовано содержание? - Каков в целом результат занятия, оправдался ли прогноз педагога? - За счет чего были достигнуты те или иные результаты (причины)? - В зависимости от результатов, что необходимо изменить в последующих учебных занятиях, какие новые элементы внести, от чего отказаться? - Все ли потенциальные возможности занятия и его темы были использованы для решения воспитательных и обучающих задач? 2 этап. Моделирующий. По результатам анализа предыдущего занятия строится модель будущего учебного занятия: - Определение места данного учебного занятия в системе тем, в логике процесса обучения (здесь можно опираться на виды и разновидности занятий). -Определение темы и ее потенциала, как обучающего, так и воспитательного. - Обозначение задач учебного занятия. - Определения вида занятия, если в этом есть необходимость. - Определение типа занятия. - Продумывание содержательных этапов и логики занятия, отбор способов работы, как педагога, так и детей на каждом этапе занятия. - Подбор педагогических способов контроля и оценки усвоения детьми материала занятия. 3 этап. Обеспечение содержания учебного занятия. - Самоподготовка педагога: подбор информационного, познавательного материала (содержания занятия). - Обеспечение учебной деятельности учащихся: подбор, изготовление дидактического, наглядного, раздаточного материала; подготовка заданий. - Материально-техническое обеспечение: подготовка кабинета, инвентаря, оборудования и т.д. 1.2. Цель и задачи дополнительной общеобразовательной программы Цель: 6 Комплексная подготовка детей к школе, речевое развитие детей, ознакомление детей со звуковым анализом и подготовки их к усвоению грамоты, развитие интереса и способностей к чтению. Задачи: Образовательные задачи: предусматривать индивидуальное речевое общение с ребенком (по его личным вопросам, по литературным произведениям, по рисункам детей и т. п.; организовать целенаправленные занятия, использовать новые формы, на которых речь является средством мыслительных, умственных действий и в то же время становится самостоятельной творческой деятельностью ребенка; способствовать формированию связной речи, учить строить диалог; учить словесно, передавать содержание сказки, рассказа, картинки и впечатлений из личного опыта; способствовать обучению детей пользоваться не только краткой, но и распространѐнной формой ответа, дополнять высказывания сверстников Личностные: развивать лексическую сторону речи – обогащение, расширение и активизация словарного запаса ребенка; формировать грамматический строй речи – употребление имен существительных в единственном и множественном числе, умение пользоваться глаголами, предлогами и прилагательными; развивать и совершенствовать звуковой культуры речи – развивать фонематический слух, уточнять произношение звуков русского языка, регулярная артикуляционная гимнастика, специальные упражнения на развитие речевого дыхания; развивать связную речь детей, включающую в себя две языковые формы – диалог, монолог (описание, повествование и рассуждение); развивать умение общаться с людьми в разных ситуациях. Метапредметные: способствовать воспитание звуковой культуры речи. В каждом слове правильно произносить звуки точно, ясно, развитие интонационных средств выразительности речи (паузы, ударения, темп); воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками; воспитывать культуру общения (вежливость, уважительность, честность, сострадательность, совестливость, скромность, дружелюбие). 1.3. Содержание программы 1.3.1.Учебный план № Название п/п раздела, темы 1. Вводное занятие Всего Количество часов Теория Практика Формы контроля 1 1 Наблюдена 7 - 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Воспитание звуковой 12 культуры речи Итоговое занятие 1 8 Пересказ художественных текстов. Рассказ заданную тему Итоговое занятие 14 8 1 1 4 игра опрос 1 6 игравикторина на Описательные рассказы 6 по картинке Изучение гласных и 19 согласных Итоговое занятие 1 опрос 4 2 беседа 4 15 игра 1 Работа по обучению 16 чтению Итоговое занятие 1 6 10 опрос игра 1 - опрос Итого: 35 37 72 1.3.2 Содержание учебного плана 1. Вводное занятие. Знакомство детей с содержанием программы. Цели и задачи объединения. Организация труда. Техника безопасности. 2. Воспитание звуковой культуры речи. Теория: Рассказ о звуке, включенный в сказку «Веселого язычка». Показ, объяснение артикуляции звука, многократное произношение изолированного звука. Заучивание стихотворений. Практика: Дидактические игры («Чей домик?»); Подвижные или хороводные игры с текстом («Лошадки», «Каравай») Дидактические рассказы с включением учебных заданий детям (повторять слова с трудным звуком, менять высоту голоса и т. п.); 3. Итоговое занятие. Устный опрос. 4. Пересказ художественных текстов. Рассказ на заданную тему. Теория: Развитие связной речи. Обучение пересказа с хорошо знакомых детям сказок. Использование имитации. Обогащение и активизация словаря. Формирование грамматического строя речи. Практика: Метод упражнений (заучивание и повторение знакомых скороговорок, игровое упражнение «Подуем на пушинки» и др.) 5. Итоговое занятие. Устный опрос. 8 6. Описательные рассказы по картинке. Теория: Учить правильно, понимать содержание картины, составлять по ней связный рассказ. Знакомить детей с некоторыми разновидностями рассказов по картине: описательный рассказ, повествовательный рассказ. Практика: Работа с короткими рассказами. Краткий пересказ по рассказу. Вопросы по тексту рассказа. 7. Изучение гласных и согласных. Теория: Изучение звуков и букв. Упражнение в слышании новых звуков, их выделение. Выделение пары звуков по звонкости-глухости. Практика: Выполнение заданий: «Какой звук пропущен», «Закончи предложение», «Определи звук», «Кто внимательней?», «Звук заблудился», «Доброе словечко», «Выдели новый звук». 8. Итоговое занятие. Устный опрос. 9. Работа по обучению чтению. Теория: Запоминание графического облика букв. Соотнесение звуков с буквами. Слияние букв в слоги. Слогослияние. Переход от буквы к слогу. Чтение слогов. Практика: Артикуляционная гимнастика: «Улыбка», «Хоботок», «Окошко», «Язычок здоровается с подбородком» и т.д.. Соединение картинки со слогом, на который начинается ее название. 10. Итоговое занятие. Устный опрос. 1.4. Планируемые результаты Результат реализации программы Предметные результаты: • увеличение объема памяти, внимания; • развитая речь, умение обосновывать свои суждения, строить простейшие умозаключения. Личностные результаты: • повышение уровня воспитанности, культурно-образовательного уровня учащихся; • выработанные умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих; • приобщение детей к лучшим образцам отечественного и мирового искусства; Метапредметные результаты: • сформированность мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества. • повышение уровня развития образного мышления (ощущения, восприятия, представления). • повышение развития вариативности мышления, творческих способностей, фантазии, воображения. • сформированы практические умения (двигательных, игровых трудовых, графических, социально-нравственных и др.) 9 10 Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий, включающих форму аттестации. 2.1. Календарный учебный график Номер занятий Содержание ( разделы, темы) Колво часов п/п Внутри темы 1. Вводное занятие (1 часа) 1 1 2. 2 1 3 2 4 3 Дата (месяц Время Форма Место Форма год проведения проведения проведения контроля проведения занятий) Теория: Содержание и задачи 1 объединения. Организация труда. Техника безопасности. Воспитание звуковой культуры речи (12) групповая Теория: Рассказ о звуке, включенный в сказку «Веселого язычка». Практика: Дидактическая игры «Чей 1 домик?» Теория: Показ, объяснение артикуляции звука, многократное 1 произношение изолированного звука. Практика: Подвижные или хороводные игры с текстом («Лошадки», «Каравай») Теория: Заучивание стихотворений. Практика: Дидактические рассказы с включением учебных заданий 1 (повторять слова с трудным звуком, групповая групповая групповая 12 5 6 4 5 7 6 8 7 9 8 10 11 9 10 менять высоту голоса и т. п.) Теория: Отношение к окружающим людям, к старшим, умение слушать. Практика: Викторина «Герои сказок и мультфильмов», рисование по представлению «Солнечный зайчик», составление предложений. Теория: Отношение ребенка к главной проблеме всех сказок – взаимодействию добра и зла. Практика: Чтение сказки « Тараканище» К.Чуковского, составление рассказа о герое сказки Воробье Теория: Беседа о временах года. Практика: Чтение стихотворений о временах года. Теория: Явления природы и предметы окружающего мира. Практика: Артикуляционная гимнастика «Улыбка», «Хоботок» Теория: Разучивание пословиц, заучивание загадок. Практика: Игра «Сказочка - указочка» Теория: Знакомство с месяцами (Декабрь, Январь, Февраль) Практика: Чтение сказки «12 месяцев». Теория: Знакомство с месяцами (Март, Апрель, Май) групповая 1 групповая 1 1 групповая 1 групповая групповая 1 групповая 1 групповая 1 13 Практика: Игра «Веселые фигуры» 12 11 Теория: Знакомство с месяцами (Июнь, 1 Июль, Август) Практика: Упражнение «Зарядка» 13 12 Теория: Знакомство с месяцами (Сентябрь, Октябрь, Ноябрь) Практика: Игра «Всѐ за мною повторяй, 1 только не показывай щеки (нос, живот, зубы…)» 3. Итоговое занятие (1 час) групповая групповая 1 Итоговое занятие. Теория: Опрос учащихся 4. Пересказ художественных текстов. Рассказ на заданную тему (14 час) 14 1 15 1 16 17 18 2 3 4 Теория: Развитие связной речи. Практика: Метод упражнений (заучивание и повторение знакомых скороговорок) Теория: Обучение пересказа с хорошо знакомых детям сказок. Практика: Игровое упражнение «Подуем на пушинки» Теория: Использование имитации. Обогащение и активизация словаря. Практика: Пересказ короткого рассказа «Весна» Теория: Формирование грамматического строя речи. Практика: Пересказ короткого рассказа групповая групповая 1 групповая 1 групповая 1 групповая 1 14 опрос 19 20 21 22 23 24 25 26 5 6 7 8 9 10 11 12 «Осень» Теория: Ответы на вопросы, участие в диалоге. Практика: Пересказ короткого рассказа «Зима». Теория: Подробный пересказ текста по зрительной опоре. Практика: Пересказ короткого рассказа «Лето». Теория: Составление рассказаописания. Практика: Дыхательная гимнастика Теория: Составление рассказа по серии картинок. Практика: Загадывание загадок. Теория: Составление рассказа по сюжетной картинке. Практика: Скороговорка на звук В. Теория: Работа по развитию мелкой моторики руки (штриховка, обведение по контуру). Практика: Составление рассказа по картине «Семья дома» Теория: Знакомство с органами артикуляции, способами произнесения звука, его условным обозначением. Практика: Разучивание считалки Теория: Наземный транспорт. Водный транспорт. Развитие речи. групповая 1 групповая 1 групповая 1 групповая 1 групповая 1 групповая 1 групповая 1 групповая 1 15 Практика: Пересказ рассказа «В лесу». 27 13 Теория: Знакомство с видами 1 транспорта, их названием и группировкой по признакам. Практика: Пересказ короткого рассказа «Пушок и Машка». 28 14 Теория: Составление рассказа, но 1 картине «Лошадь с жеребенком». Практика: Пересказ короткого рассказа «Почтальон». 5. Итоговое занятие (1 час) групповая групповая 29 1 1 групповая 30 1 Теория: Учить правильно, понимать содержание картины. 1 Практика: Работа с короткими рассказами. Теория: Составление по картине связного рассказа. Практика: Краткий пересказ по 1 рассказу. Теория: Знакомство детей с некоторыми разновидностями 1 рассказов по картине. Практика: Вопросы по тексту рассказа. Теория: Знакомство детей с некоторыми разновидностями групповая Итоговое занятие. Практика: Опрос учащихся 6. Описательные рассказы по картинке (6час) 31 32 33 групповая групповая групповая 16 опрос рассказов по картине: описательный 1 рассказ. Практика: Пересказ короткого рассказа «Ёжик». 34 Теория: Знакомство детей с некоторыми разновидностями рассказов по картине: 1 повествовательный рассказ. Практика: Пересказ короткого рассказа «Чужое яичко». 35 Теория: Научить отличать сказку от рассказа Практика: Пересказ короткого рассказа 1 «Грибы». 7. Изучение гласных и согласных (19 час) 36 1 37 2 38 3 39 4 40 5 Теория: Знакомство с гласным звуком и буквой – А Практика: Загадки с буквой «А» Теория: Знакомство с гласным звуком и буквой – О Практика: Загадки с буквой «О» Теория: Знакомство с гласным звуком и буквой – У Практика: Загадки с буквой «У» Теория: Знакомство с гласным звуком и буквой – Ы Практика: Обведение изображения по точкам «Кошка» Теория: Знакомство с гласным звуком групповая групповая 1 групповая 1 групповая 1 групповая 1 групповая 1 групповая 17 41 6 42 7 43 8 44 45 10 46 11 47 12 48 13 и буквой – Э Практика: Рисование на тему по мотивам детских сказок. Теория: Знакомство с йотированными гласными – Я, Е, Ё, Ю, И Практика: Скороговорки Теория: Знакомство с сонорными согласными - Л, М Практика: Пальчиковые игры Теория: Знакомство с сонорными согласными - Н, Р Практика: Игры со словом Теория: Знакомство с одиночными согласными: Х, Ц – и их особенностями. Практика: Загадки – шутки Теория: Знакомство с одиночными согласными: Й, Ь и Ъ – и их особенностями. Практика: Скороговорки Теория: Знакомство со звонкими и глухими согласными: парность звуков по звонкости/глухости: Теория: Знакомство со звонкими и глухими согласными: парность звуков по звонкости/глухости: Б-П Практика: Обведение изображения по точкам «Собака» Теория: Знакомство со звонкими и 1 групповая 1 групповая 1 групповая 1 групповая 1 групповая 1 групповая 1 групповая 1 групповая 18 глухими согласными: парность звуков по звонкости/глухости: В-Ф Практика: Скороговорки на парные ВФ 49 14 Теория: Знакомство со звонкими и глухими согласными: парность звуков по звонкости/глухости: Д-Т Практика: Скороговорки на парные Д-Т 50 15 Теория: Знакомство со звонкими и глухими согласными: парность звуков по звонкости/глухости: Г-К Практика: Скороговорки на парные Г-К 51 16 Теория: Изучение звуков и букв. Практика: Выполнение задания: «Какой звук пропущен». 52 17 Теория: Упражнение в слышании новых звуков. Практика: Выполнение задания: «Закончи предложение». 53 18 Теория: Упражнение в слышании новых звуков, их выделение. Практика: Выполнение задания: «Определи звук». 54 19 Теория: Выделение пары звуков по звонкости-глухости. Практика: Выполнение задания: «Кто внимательней?». 8. Итоговое занятие 55 1 Итоговое занятие 1 групповая 1 групповая 1 групповая 1 групповая 1 групповая 1 групповая 1 групповая 19 опрос Теория: Опрос учащихся 9. Работа по обучению чтению (16 час) 56 1 57 2 Теория: Запоминание графического 1 облика букв. Практика: Артикуляционная гимнастика: «Улыбка» Теория: Поэлементный анализ 1 графического облика буквы (из каких частей состоит буква: из палочек или из кружочков?) Практика: «Рисование» пальчиком в воздухе, на столе 58 3 59 4 60 5 61 6 групповая групповая буквы Теория: Сравнение конфигурации буквы с конкретными предметами (На что похожа буква? В каких предметах спряталась буква? Практика: Печатание буквы в тетрадях Теория: Сравнение новой буквы с уже изученными (Какую букву напоминает новая буква?) Практика: Выкладывание букв на столе счетными палочками Теория: Соотнесение звуков с буквами. Практика: Артикуляционная гимнастика: «Хоботок» Теория: Слияние букв в слоги. Практика: Артикуляционная 1 групповая 1 групповая 1 групповая 1 групповая 20 62 7 63 8 64 9 65 10 66 11 67 12 68 13 гимнастика: «Окошко» Теория: Распознавание на слух выделенных звуков. Практика: Рассказ по рисунку Теория: Слогослияние. Практика: Артикуляционная гимнастика: «Язычок здоровается с подбородком» Теория: Переход от буквы к слогу. Практика: Соединение картинки со слогом, на который начинается ее название. Теория: Переход от буквы к слогу. Закрепление Практика: Соединение картинки со слогом, на который начинается ее название. Теория: Чтение слогов. Практика: Соединение картинки со слогом, на который начинается ее название. Теория: Упражнять в умении дифференцировать звуки и буквы, составлять слоги Практика: Артикуляционная гимнастика Теория: Понятие «звук» Практика: Артикуляционная гимнастика 1 групповая 1 групповая 1 групповая 1 групповая 1 групповая 1 групповая 1 групповая 21 Теория: Выделение звука в начале, 1 конце и середине слова, определение положения звука в слове Практика: Артикуляционная гимнастика 70 15 Теория: Знакомство с понятием 1 «предложение» Практика: Пальчиковая гимнастика 71 16 Теория: Знакомство с понятием «текст» 1 Практика: Пересказ небольшого текста 10. Итоговое занятие (1 час) 69 72 групповая 14 1 Итоговое занятие. Теория: Опрос. групповая групповая групповая 1 22 опрос Календарный учебный график Дата начала и окончания учебного периода 1 сентября 2023г. Количество учебных недель 36 Продолжительность каникул Место проведения занятия до 31 мая 2024 г. Каникулы с 01.06.2024г. по 31.08.2024г. МБУДО ДДТ, ст. Советской на местности Время проведения занятия группа День Время Занятие – 30 минут Перемены - 30 минут Форма занятий Сроки контрольных процедур Участие в массовых мероприятиях (соревнованиях, конкурсах, фестивалях, праздниках) Групповая Начальная диагностика (октябрь), текущая диагностика (декабрь, март), итоговая диагностика (май) * Новогодний утренник, декабрь; * Масленица, январь, февраль; * Утренник к 8 марта; * Поздравление ветеранов, май; * Отчетный концерт, май. 20 2.2. Условия реализации программы. Материально-техническое обеспечение -наличие кабинета с посадочными местами, освещение кабинета и возможность проветривания его должно удовлетворять требованиям СанПиНа. В кабинете должны быть, шкафы для хранения учебной и методической литературы, наглядных пособий. На занятиях используются наглядные пособия, альбомы, книги, плакаты. Возможно использование интернет-технологий и мультимедийного оборудования при проведении занятий, центр кабинета свободен и служит для проведения игр, физкультминуток, коллективных творческих игртренингов. Также в кабинете имеется: - доска для наглядности; - мультимедийное оборудование; - ноутбук; - наглядный, дидактический и раздаточный материал для работы с детьми; - необходимый материал для творческой деятельности (карандаши, пластилин, альбомы, краски и т.д.) Для педагога: - наличие связей с работниками культуры, - привлечение к работе узких специалистов (работники библиотеки), - возможность подготовить и показать мультимедийные презентации по темам программы, выход в интернет. Перечень оборудования, инструментов и материалов № п/п Наименование Количество ( на группу) тетрадь в клетку карандаши простые Ластик карандаши цветные Линейка 10 шт. 10 шт. 10шт. 10 пачек 10 штук Образовательные технологии Технологии игровые, личностно-ориентированного обучения, информационно - коммуникационные, творческо - продуктивные. Педагогика сотрудничества, заложенная в программу, дает возможность интерактивно познавать ручной труд, общаться и сотрудничать с ровесниками и взрослыми. Кадровые условия реализации программы Реализовать программу "Читайка" имеет право педагог, обладающий профессиональными знаниями (со средне-специальным или высшим 21 педагогическим образованием), знающий специфику ОДО, имеющий практические навыки в сфере организации интерактивной деятельности детей. 2.3. Формы аттестации. Формы аттестации - оценка образовательных результатов учащихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Читайка» осуществляется в порядке, установленном локальным нормативным актом "Положение о внутреннем итоговом мониторинге освоения дополнительных общеобразовательных программ учащимися объединений муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Дома детского творчества ст.Советской муниципального образования Новокубанский район". Формой отслеживания и фиксации образовательных результатов учащихся является протокол внутреннего итогового мониторинга, составленный педагогом. Образовательные результаты фиксируются в материалы анкетирования и тестирования, которые заносятся в диагностическую карту. Виды контроля и аттестации учащихся: - входной контроль – это оценка исходного уровня знаний учащихся перед началом образовательного процесса; - текущий контроль – это оценка качества усвоения учащимися содержания образовательной программы в период обучения после начальной аттестации до промежуточной (итоговой) аттестации; - промежуточная аттестация - это оценка качества усвоения учащимися содержания конкретной образовательной программы по итогам учебного года, полугодия; - итоговая аттестация - это оценка усвоения достижений обучающихся, заявленных в образовательных программах по завершению учебного года и курса обучения по образовательной программе. Входной контроль. Входной контроль осуществляется в начале образовательного процесса с 15 по 30 октября. Содержание материала контроля определяется педагогом самостоятельно на основании содержания программного материала. Входной контроль осуществляется педагогом по каждой группе (в соответствии с Программой). Текущий контроль Текущий контроль успеваемости учащихся – это систематическая проверка образовательных достижений учащихся, проводимая педагогом в ходе 22 осуществления образовательной деятельности в соответствии с образовательной программой, в ходе текущего и промежуточного оценивания, выполнения проверочных, итоговых работ. Текущий контроль проводится с целью систематического контроля и последующей коррекции уровня достижений учащихся в усвоении теоретического материала, степени сформированности универсальных учебных действий, а также носит мотивационный характер. Содержание материала контроля определяется педагогом на основании содержания программного материала и в соответствии с ее прогнозируемыми результатами. Форму текущего контроля определяет педагог с учетом контингента учащихся, уровня обученности детей, содержания учебного материала, используемых им образовательных технологий и др. Промежуточная аттестация учащихся Промежуточная аттестация проводится как оценка результатов обучения за определѐнный промежуток учебного времени – за полугодие / год. Промежуточная аттестация учащихся включает в себя проверку теоретических знаний и практических умений и навыков. Промежуточная аттестация учащихся осуществляется педагогами дополнительного образования, работающими в объединениях и контролируется администрацией учреждения. Промежуточная аттестация учащихся проводится в декабре/мае. Промежуточная аттестация осуществляется педагогом по каждой группе (в соответствии с Программой). Итоговая аттестация учащихся Итоговая аттестация учащихся проводится по завершении обучения по образовательной программе. Для проведения итоговой аттестации учащихся приказом директора формируется аттестационная комиссия (не менее двух человек), в состав которой могут входить методист, педагог дополнительного образования. Результаты итоговой аттестации учащихся должны оцениваться таким образом, чтобы можно было определить: -насколько достигнуты прогнозируемые результаты дополнительной образовательной программы каждым учащимся; -полноту выполнения дополнительной образовательной программы; -результативность самостоятельной деятельности учащегося в течение всех годов обучения. 23 Формы и виды контроля объединения «Читайка» № п/п 1 Сроки проведения Октябрь 2 Декабрь 3 Май Цель контроля Формы контроля Проверка уровня знаний, Устный опрос степень усвоения программного материала по теме: «Звуковая культура речи» Проверка уровня знаний по Устный опрос теме: «Пересказ художественных текстов» Проверка уровня знаний по Устный опрос теме: «Работа по обучению чтению» 2.3.1. Оценочные материалы Оценочные материалы. Для проверки результативности проводится диагностика, результаты которой позволяют определить степень усвоения ребенком программного материала. Используются следующие методы: беседа, игра, игровые ситуации, а также применяются диагностические методики: -Экспресс-диагностика МЭДИС (тест «Выявление активного словаря», «Определения понятий», «Выявление пассивного словаря», «Звуковой анализ слов», «Усвоение способов чтения»), -Тест «Школьной зрелости» (авторы А.Керн, И. Йирасик)- методика для диагностики уровня готовности к школьному обучению. Существенным преимуществом теста является его разносторонность (использование словесных, графических способов исследования, ориентация на широкий социальный круг факторов, влияющих на ребенка). -Методика "Найди звук" служит для изучения развития речевой сферы (проверка фонематического слуха). -Методика "Графический диктант" Д.Б.Эльконина направлена на выявление умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги направление линий, самостоятельно действовать по заданию взрослого. -Методика "Вежливость" предназначена для диагностики произвольного внимания и памяти при определении готовности детей к школе. -Методика "Объяснение сюжетных картин" предназначена для диагностики мышления. Цифровые образовательные ресурсы (интернет - источники) 1. Сайт дошкольника http://doshkolnik.ru/ 24 2. Сайт «Инфоурок» https://infourok.ru/ 3. Журнал «Обруч» http://www.obruch.ru/ 4. Сайт "Фестиваль педагогических идей. Открытый урок" http://festival.1september.ru/ 2.3.2. Методические материалы При отборе методов и приемов обучения педагог учитывает не только возрастные возможности, но и особенности и индивидуальные способности каждого ребенка. Реализация такого подхода влияет на повышение эффективности обучения. При освоении программы используются различные методы и приемы обучения: Словесные: рассказ, беседа. Приемы: указание, объяснение, педагогическая оценка. Наглядные: наблюдение. Приемы: разъяснение, пояснение, показ образца. Практические: упражнение, игровой метод. В ходе реализации программы для создания интереса к учебной деятельности используются следующие формы организации занятий: фронтальная работа с демонстрационным материалом; • практическая работа; • дидактическая игра; • самостоятельная работа детей с раздаточным материалом; • совместная деятельность: педагог + ребѐнок; • совместная деятельность взрослого и детей; • самостоятельная деятельность. При реализации программы педагог применяет современные педагогические технологии. К ним относятся: личностно-ориентированные технологии, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, информационнокоммуникационные технологии. 1.Личностно-ориентированная технология, которая реализуется через психологическую поддержку, организацию учебного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику образовательного процесса; 2.Здоровьесберегающая технология реализуется через организацию динамических пауз, подвижных и спортивных игр, релаксацию, различные виды гимнастик: пальчиковую, для глаз, дыхательную, бодрящую; физкультурные занятия, и др.; 3. Игровая технология реализуется через дидактические игры, игры драматизации, сюжетно - ролевые игры, режиссерские игры, создание проблемных ситуаций с элементами самооценки. 4. Информационно- коммуникационные технологии. Информационно-коммуникативные технологии применяются: • при подготовке и проведении занятий (иллюстрирование учебного материала - презентации; 25 • оформления стендов, группы. • подбор дополнительного познавательного материала. • обмен опытом, знакомство с наработками других педагогов. • оформление групповой документации, отчѐтов. • создание презентаций в программе РowerРoint для повышения эффективности образовательного процесса с детьми и педагогической компетенции родителей в процессе проведения родительских собраний. В ходе реализации программы для создания интереса к учебной деятельности используются следующие формы организации занятий: • Фронтальная работа с демонстрационным материалом • Практическая работа • Дидактическая игра • Самостоятельная работа детей с раздаточным материалом • Моделирование и разрешение проблемных ситуаций • Совместная деятельность: педагог + ребѐнок • Совместная деятельность детей • Совместная деятельность взрослого и детей • Самостоятельная деятельность На занятиях с детьми используются дидактический материал. Это тематические карточки на тему: «Профессии», «Транспорт», «Времена года», «Насекомые» и т.д., которые знакомят детей с окружающим миром, учат сравнивать, описывать предметы и составлять рассказ по картинкам, ориентироваться в пространстве, а также способствуют развитию речи, пополнению словарного запаса. Это раздаточный материал с заданиями и упражнениями, которые в ходе занятий используются для установления готовности учащихся к учебной деятельности и уровня владения пройденным материалом. Занятие в объединении «Читайка» является главной частью учебного процесса, и представлено как модель взаимодействия педагога и детского коллектива, где выделяются: цель, содержание, способы, результаты деятельности, а также этапы их достижения. Занятие представляет собой последовательность этапов в процессе усвоения знаний, построенных на смене видов деятельности учащихся: восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематизация. При разработке занятия педагог внимательно изучает учебно-тематический план реализуемой образовательной программы, согласовывает определенный раздел и тему раздела с содержанием программы, определяет взаимосвязь содержания предстоящего занятия с предыдущими и последующими занятиями. Определяются тип и вид, структура занятия, его тема, цель, задачи. Целевые установки занятия направлены на определенные конкретные цели данного занятия, выходящие на реальный, достижимый результат. На первоначальном этапе занятия педагог создает благоприятный морально-психологический климат, настраивая детей на сотворчество и содружество в процессе познавательной деятельности, на завершающем 26 этапе – анализируются все выполненные детьми работы и отмечаются даже самые большие достижения детей. Немаловажным моментом в подготовке занятия является разумное распределение материала на всех этапах занятия в соответствии с выбранными формами организации учебной деятельности: групповой, индивидуальной и т. д. К занятию подготавливается учебно-методический комплекс: раздаточный материал, аудио, презентации и др., определяются индивидуальные задания для детей с опережением в развитии, определяется объем и форма самостоятельной работы с детьми. Разрабатывается краткий конспект предстоящего занятия, при этом педагог учитывает все государственные санитарно-гигиенические нормы, временной режим занятия для различных возрастных категорий детей. Детальное соблюдение условий эффективности занятия, основных требований к его подготовке и построению обеспечит высокий результат занятия. Список литературы: Для педагога: 1.Афанасьева О.В. Организация работы по развитию речи детей дошкольного возраста в Монтессори-образовании // Психология и педагогика: метод и пробл. практ. применения. – 2011. – №21-2. – С. 37-43.; 2. Горбань О. Ю. Театрализованная деятельность как средство речевого развития младших дошкольников [Электронный ресурс] // Планета Детства: интернет-журнал для педагогов. – 2014. - 4 декабря. 5. Мирошкина Р.А. Художественная литература в развитии речи дошкольников : метод.пособие / Р.А. Мирошкина ; ФГБОУ ВПО «Магнитогор. гос. ун-т». – Магнитогорск: МаГУ, 2012. – 303 с. 3. Струнина, Е.М. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий [Текст] / Е.М. Струнина, О.С. Ушакова, Л.Г. Шадрина. – М.: Сфера, 2010. -144 с. 4. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольника [Текст] / О.С. Ушакова. – М.: Изд-во института психотерапии, 2011. – 237с. 5. Виноградов, Н. Рассказы-загадки о природе: Изд-во «Вентана-Граф» 2010. 6. Колесникова, Е.В. От слова к звуку-Москва: Изд-во «Сфера», 2011. Для детей: 1.Семѐнова, Н. В. Развитие речи-рассуждения у детей старшего дошкольного возраста [Электронное издание]: монография / Н. В. Семѐнова, Л. Г. Шадрина. 2-е изд., стер. - М.: ФЛИНТА, 2013. - 88 с. 2. Струнина, Е.М. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий [Текст] / Е.М. Струнина, О.С. Ушакова, Л.Г. Шадрина. – М.: Сфера, 2010. -144 с. 3. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольника [Текст] / О.С. Ушакова. – М.: Изд-во института психотерапии, 2011. – 237с. 27 4. Гаврина, С.Е. Школа для дошколят. Развиваем внимание и мышлениеМосква: Изд-во «Росмен – Пресс», 2006. 5. Гаврина, С.Е. Учимся писать. Рабочая тетрадь для детей. -Москва: Изд-во «Росмен – Пресс», 2002. 6. Жукова, Н.С. Букварь- Москва: Изд-во «Эксмо», 2010. Для родителей: 1. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольника [Текст] / О.С. Ушакова. – М.: Изд-во института психотерапии, 2011. – 237с. 2. Струнина, Е.М. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий [Текст] / Е.М. Струнина, О.С. Ушакова, Л.Г. Шадрина. – М.: Сфера, 2010. -144 с. 3. Афанасьева О.В. Организация работы по развитию речи детей дошкольного возраста в Монтессори-образовании // Психология и педагогика: метод и пробл. практ. применения. – 2011. – №21-2. – С. 37-43.; 4. Жукова, Н.С. Букварь- Москва: Изд-во «Эксмо», 2010. 5. Струнина, Е.М. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий [Текст] / Е.М. Струнина, О.С. Ушакова, Л.Г. Шадрина. – М.: Сфера, 2010. -144 с. 28