УТВЕРЖДЕНО: Директор МБУДО ДДТ ст.Советской Калиненко О.И.__________ Протокол п/с №4 от 01.03.2023г. ПОЛОЖЕНИЕ об организации образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам в МБУДО ДДТ ст. Советской 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. 1. Организация и осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам в МБУДО ДДТ ст.Советской регулируются действующим законодательством РФ, Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (приказа Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 г.№629), санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования, Уставом МБУДО ДДТ, настоящим положением и другими локальными нормативными актами. 2. Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества ст.Советской муниципального образования Новокубанский район (далее МБУДО ДДТ) - организация дополнительного образования, деятельность которой направлена на: обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания обучающихся; формирование и развитие творческих способностей обучающихся; удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, нравственном, художественно-эстетическом развитии и физическом совершенствовании; формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию свободного времени обучающихся; адаптацию обучающихся к жизни в обществе; профессиональную ориентацию обучающихся; выявление, развитие и поддержку обучающихся, проявивших выдающиеся способности; удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований. 3. Образовательная деятельность в МБУДО ДДТ строится на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, родителей (законных представителей) и сотрудников учреждения, свободы выбора дополнительных общеразвивающих программ согласно склонностям и потребностям человека. 4. Образовательная деятельность в МБУДО ДДТ ведётся на русском языке. 5. Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной МБУДО ДДТ с учётом запросов обучающихся, потребностей семьи, образовательных организаций-партнёров, общественных объединений и организаций, особенностей социально-экономического развития региона и национально-культурных традиций, а также имеющегося ресурсного обеспечения (кадрового, материально-технического и т. д.) учреждения. 6. МБУДО ДДТ реализует дополнительные общеразвивающие программы в течение всего календарного года, включая каникулярное время. 7. В каникулярное время формы и виды образовательной деятельности могут видоизменяться. В этот период образовательный процесс может осуществляться в соответствии с утверждённым расписанием или специальным графиком работы, согласованным с администрацией МБУДО ДДТ. 8. МБУДО ДДТ организует образовательный процесс в соответствии с индивидуальными учебными планами в объединениях по интересам, сформированных в группы обучающихся одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы), являющиеся основным составом объединения, а также индивидуально. 9. Формой обучения в МБУДО ДДТ является очная форма. 10. Учебный год в МБУДО ДДТ начинается: - для первого года обучения - 15 сентября, - для второго и последующих годов – 01 сентября. Продолжительность учебного года для педагогических работников МБУДО ДДТ составляет 46 недель, из которых 36 недель - проведение аудиторных, внеаудиторных занятий, (на местности), в остальное время деятельность педагогических работников направлена на методическую, творческую, культурно-просветительскую работу, работу краткосрочных программ. При реализации дополнительных общеразвивающих программ в МБУДО ДДТ могут предусматриваться как аудиторные, так и внеаудиторные занятия. Формы внеаудиторных занятий конкретизируются в дополнительных общеразвивающих программах. Содержание деятельности объединений определяется педагогическими работниками, которые разрабатывают и реализуют дополнительные общеразвивающие программы. Педагогические работники МБУДО ДДТ обновляют дополнительные общеразвивающие программы с учётом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы. В МБУДО ДДТ ведётся методическая работа, направленная на совершенствование образовательного процесса, дополнительных общеразвивающих программ, форм и методов деятельности, а также профессионального мастерства работников. Образовательный процесс осуществляется в соответствии с утверждённым расписанием. Расписание занятий объединений МБУДО ДДТ составляется администрацией по представлению педагогических работников с учётом пожеланий обучающихся, родителей (законных представителей), санитарноэпидемиологических требований и имеющейся материально-технической базы. При реализации дополнительных общеразвивающих программ МБУДО ДДТ может организовывать и проводить массовые мероприятия, создавать необходимые условия для совместной деятельности обучающихся и родителей (законных представителей). За две недели до окончания полугодия/учебного года устанавливается отчётный (аттестационный) период. Формы организации отчётных мероприятий разнообразны (с учётом направленности, содержания дополнительной общеразвивающей программы). Результаты отчётных мероприятий являются основанием для промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, перевода обучающихся на следующий год обучения или выпуска. МБУДО ДДТ имеет право осуществлять приём обучающихся сверх установленного муниципального задания на оказание муниципальных услуг на обучение на платной основе. 2. ПЕРЕЧЕНЬ НАПРАВЛЕННОСТЕЙ, РЕАЛИЗУЕМЫХ МБУДО ДДТ 2.1. Перечень дополнительных общеразвивающих программ определяется программами следующих направленностей: - художественной; - социально-гуманитарной; - туристско-краеведческой; - естественнонаучной. 3. УЧАСТНИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 3.1. Участниками образовательного процесса являются обучающиеся, педагогические работники, родители обучающихся (законные представители), организации, осуществляющие образовательную деятельность-партнёры МБУДО ДДТ. 3.2 Каждый обучающийся имеет право заниматься в нескольких объединениях, переходить в процессе обучения из одного объединения в другое. 3.3. В работе объединений при наличии соответствующих условий и согласия руководителя объединения могут участвовать совместно с обучающимися их родители (законные представители) без включения в основной состав. 3.4. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья образовательная деятельность осуществляется по адаптированным дополнительным общеобразовательным программам с учетом особенностей психофизического развития указанных категорий обучающихся. 3.5. Необходимо создавать специальные условия в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии и (или) индивидуальной программой реабилитации (абилитации) инвалида, ребенка-инвалида. 4. КОМПЛЕКТОВАНИЕ ОБЪЕДИНЕНИЙ, ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 4.1. Комплектование объединений первого года обучения проводится ежегодно до 15 сентября. 4.2. Количество обучающихся в объединении, их возрастные категории, а также продолжительность учебных занятий в объединении зависят от направленности дополнительных образовательных программ и в соответствии с санитарноэпидемиологическими требованиями. 4.3. Учебная нагрузка обучающихся первого года обучения составляет до 4 часов в неделю. Учебная нагрузка обучающихся второго и последующих годов обучения составляет - 4 - 6 часов в неделю. 4.4. Состав учебных групп может изменяться. 4.5. При наличии объективных причин (невозможность посещения обучающимися занятия в указанное в расписании группы время), в порядке исключения, допускается присутствие на занятии обучающихся разных групп и годов обучения. Образовательный процесс, в таком случае, строится с обязательным применением дифференцированных, индивидуальных заданий и соответствующих организационных форм работы. 4.6. Педагогическим работникам запрещено изменять по своему усмотрению расписание, место проведения занятий и график работы без письменного согласования с директором или заместителем директора по учебновоспитательной работе. 4.7. В расписании продолжительность занятий проставляется в астрономических часах. 4.8. Расписание занятий составляется с учётом санитарно-эпидемиологических требований и педагогической целесообразности; педагогическая деятельность осуществляется не более 8-ми астрономических часов в день с 10-минутными перерывами через каждые 40 минут работы, которые включаются в рабочее время педагога. В группах обучающихся дошкольного возраста занятия проводятся продолжительностью 20-30 минут в соответствии с нормами и правилами САНПИН. 4.9. Все выходы (реализация выездных форм) педагогических работников с обучающимися за пределы МБУДО ДДТ в рамках образовательной, конкурсной, организационно-массовой деятельности осуществляется на основании приказа директора МБУДО ДДТ. 4.10. В период подготовки к конкурсным мероприятиям (смотрам, выставкам, соревнованиям, конференциям и т.д.), концертным, показательным выступлениям занятия в объединениях могут проводиться несколькими педагогами, объединёнными программой конкурса, концерта, комплексной дополнительной общеразвивающей программой и т. д. Также педагогическим работникам в этот период разрешено объединение обучающихся разных групп и годов обучения в целях создания коллективного творческого продукта. 4.11. Под специальными условиями для получения дополнительного образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. 4.12. Образовательная деятельность по адаптированным дополнительным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья должна учитывать особые образовательные потребности обучающихся различных нозологических групп должна быть направлена на решение следующих задач: оказание психолого-педагогической помощи, реабилитации (абилитации); предоставление дифференцированной помощи, в том числе оказание ассистентом (помощником) при необходимости технической помощи; обеспечение возможности вербальной и невербальной коммуникации для обучающихся с выраженными проблемами коммуникации, в том числе: с использованием средств альтернативной или дополнительной коммуникации; воспитание самостоятельности и независимости при освоении доступных видов деятельности; формирование интереса к определенному виду деятельности в рамках реализации дополнительных общеобразовательных программ. 4.13. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. 4.14.Образовательная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по дополнительным общеобразовательным программам может осуществляться на основе дополнительных общеобразовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся, с привлечением специалистов в области коррекционной педагогики, а также педагогических работников, освоивших соответствующую программу профессиональной переподготовки и повышения квалификации. 4.15. В целях доступности получения дополнительного образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья организации, осуществляющие образовательную деятельность, по адаптированным дополнительным образовательным программам обеспечивают создание специальных условий для получения образования указанными обучающимися, в том числе: а) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению: размещение в доступных для обучающихся, являющихся слепыми и слабовидящими, местах и в адаптированной форме (с учетом их особых потребностей) тактильные информационные таблички, выполненные укрупненным шрифтом, и с использованием рельефно-линейного шрифта или рельефно-точечного шрифта Брайля, с номерами и наименованиями помещений, а также справочной информацией о расписании учебных занятий; доступ обучающегося, являющегося слепым и использующего собакуповодыря, к зданию организации, осуществляющей образовательную деятельность, располагающему местом для размещения собаки-поводыря в часы обучения самого обучающегося; звуковые маяки, облегчающие поиск входа в организацию, осуществляющую образовательную деятельность; выпуск альтернативных форматов печатных материалов по дополнительным общеобразовательным программам (крупный шрифт или аудиофайлы); контрастную маркировку проступей крайних ступеней в виде противоскользящих полос, а также контрастную маркировку прозрачных полотен дверей, ограждений (перегородок). При реализации дополнительных общеразвивающих программ в области физической культуры и спорта, организации, осуществляющие образовательную деятельность, край ванны бассейна по всему периметру должны выделять полосой, имеющей контрастную окраску по отношению к цвету обходной дорожки; применение специальных методов и приемов обучения, связанных с показом и демонстрацией движений и практических действий; использование специальных учебников, учебных пособий и наглядных дидактических средств (муляжи, модели, макеты, укрупненные и (или) рельефные иллюстрации); применение специального спортивного инвентаря и рельефно-контрастной маркировки спортивных залов и игровых площадок (при реализации дополнительных общеразвивающих программ в области физической культуры и спорта); б) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху: дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий визуальной (установка визуально-акустического оборудования с возможностью трансляции субтитров); обеспечение возможности понимания и восприятия обучающимися на слухозрительной основе инструкций и речевого материала, связанного с тематикой учебных занятий, а также использования его в самостоятельной речи; использование с учетом речевого развития обучающихся разных форм словесной речи (устной, письменной, дактильной) для обеспечения полноты и точности восприятия информации и организации речевого взаимодействия в процессе учебных занятий; в) для обучающихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата: материально-технические условия, предусматривающие возможность беспрепятственного доступа обучающихся в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м; наличие специальных кресел и других приспособлений); безбарьерную архитектурно-планировочную среду; обеспечение возможности вербальной и невербальной коммуникации (для обучающихся с двигательными нарушениями в сочетании с грубыми нарушениями речи и коммуникации); включение в содержание образования упражнений на развитие равновесия, точность воспроизведения характера движений по темпу, ритмичности, напряженности, амплитуде и другое (при реализации дополнительных общеразвивающих программ в области физической культуры и спорта); г) для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи: адаптация содержания теоретического материала в текстовом/аудио/видеоформате в соответствии с речевыми возможностями обучающихся; создание условий, облегчающих работу с данным теоретическим материалом (восприятие/воспроизведение); использование средств альтернативной коммуникации, включая коммуникаторы, специальные планшеты, кнопки, коммуникативные программы, коммуникативные доски и так далее; преимущественное использование методов и приемов демонстрации, показа действий, зрительного образца перед вербальными методами на первоначальном периоде обучения; стимуляция речевой активности и коммуникации (словесные отчеты о выполненных действиях, формулирование вопросов, поддержание диалога, информирование о возникающих проблемах); обеспечение понимания обращенной речи (четкое, внятное проговаривание инструкций, коротких и ясных по содержанию); нормативные речевые образцы (грамотная речь педагога (тренера, инструктора); расширение пассивного и активного словаря обучающихся с тяжелыми нарушениями речи за счет освоения специальной терминологии; д) для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС) использование визуальных расписаний; е) для обучающихся с задержкой психического развития: использование дополнительной визуальной поддержки в виде смысловых опор, облегчающих восприятие инструкций, усвоение правил, алгоритмов выполнения спортивных упражнений (например, пошаговая памятка или визуальная подсказка, выполненная в знаково-символической форме); обеспечение особой структуры учебного занятия, обеспечивающей профилактику физических, эмоциональных и/или интеллектуальных перегрузок и формирование саморегуляции деятельности и поведения; использование специальных приемов и методов обучения; дифференциация требований к процессу и результатам учебных занятий с учетом психофизических возможностей обучающихся; соблюдение оптимального режима физической нагрузки с учетом особенностей нейродинамики обучающегося, его работоспособности, темповых характеристик, использование гибкого подхода к выбору видов и режима физической нагрузки с учетом особенностей функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающегося (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и другие), использование здоровьесберегающих и коррекционно-оздоровительных технологий, направленных на компенсацию нарушений моторики, пространственной ориентировки, внимания, скоординированности межанализаторных систем (при реализации дополнительных общеразвивающих программ в области физической культуры и спорта); ж) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): специально оборудованные "зоны отдыха" для снятия сенсорной и эмоциональной перегрузки; для обучающихся с выраженными сложными дефектами (тяжелыми и множественными нарушениями развития) (ТМНР) - психолого-педагогическое тьюторское сопровождение; учет особенностей обучающихся с умственной отсталостью (коммуникативные трудности с новыми людьми, замедленное восприятие и ориентировка в новом пространстве, ограниченное понимание словесной инструкции, замедленный темп усвоения нового материала, новых движений, изменения в поведении при физических нагрузках); сочетание различных методов обучения (подражание, показ, образец, словесная инструкция) с преобладанием практических методов обучения, многократное повторение для усвоения нового материала, новых движений. 4.16. Занятия в объединениях с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья могут быть организованы как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах, в том числе по индивидуальному учебному плану. 4.17. Численный состав объединения может быть уменьшен при включении в него обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. 4.18. При реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков. 4.19. МБУДО ДДТ может на основе соответствующего договора создавать объединения в других образовательных учреждениях, организациях.