2 МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА СТ.СОВЕТСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НОВОКУБАНСКИЙ РАЙОН СОГЛАСОВАНО: И.О. Начальника УО Новокубанский район _________Н.А.Савельян УТВЕРЖДЕНО: Директор МБУДО ДДТ ст.Советской __________О.И.Калиненко Протокол п/с №4 от 15.01.2024г Приказ № 2 от 16.01.2024г ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОМА ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА СТ.СОВЕТСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НОВОКУБАНСКИЙ РАЙОН НА 2024-2026 УЧЕБНЫЙ ГОД ст.Советская 2024г 3 СОДЕРЖАНИЕ № 1 2 3 Наименование Паспорт Программы Нормативно-правовые основания для разработки Программы развития Информационная справка о деятельности и потенциале организации Стр. 3 4 5 4 Аналитическое обоснование Программы развития организации 15 5 Выявление противоречий в содержании деятельности организации 32 6 Выявление проблем, на решение которых направлена Программа развития организации 33 7 Разработка концепции Программы развития организации 33 8 Определение цели и задач Программы развития 36 9 Механизмы реализации Программы развития организации 36 10 Оценка социально-экономической эффективности 38 11 Перечень мероприятий по реализации Программы развития организации 38 12 Ожидаемые конечные результаты выполнения Программы развития 41 13 Оценка/самооценка Программы развития организации 42 4 Наименование Программы Правовое основание для разработки Программы Разработчик Программы Исполнитель программы Заказчик программы Цель программы 1. Паспорт Программы развития Программа развития Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Дома детского творчества ст. Советской муниципального образования Новокубанский район Нормативно-правовая база ДДТ обеспечивается через законодательные, распорядительные акты федеральных, региональных, муниципальных органов государственного управления, комплексных и целевых программ, определяющих основные направления деятельности. Творческий коллектив ДДТ Педагогический коллектив и администрация ДДТ, учащиеся, родители (законные представители) - учащиеся, родители (законные представители) Создание условий, способствующих развитию качественного образовательно-воспитательного пространства МБУДО ДДТ ст. Советской, обеспечивающего развитие творческого и личностного потенциала учащихся, в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития общества и экономики. 1. Внедрение нормативно-правовой базы, отвечающей условиям функционирования новой модели ПФДО «Социальный заказ» 2. Повышение качества образования, обновление содержания, организационных форм, методов и технологий образовательной деятельности учащихся. 3. Обеспечение доступности, многообразия и качества предоставляемых образовательных услуг в сфере Задачи программы дополнительного образования для различных категорий учащихся, в том числе детей с ОВЗ. 4. Отработка новых форм взаимодействия с социумом; 5. Сетевое взаимодействие c образовательными организациями округа. 6. Совершенствование методического и информационного обеспечения образовательного процесса. Использование информационно-коммуникационных технологий в 5 образовательном процессе. 7. Совершенствование системы мотивации педагогических кадров к профессиональному росту. Мотивация педагогических работников на внедрение в педагогическую деятельность инновационных форм работы. 8. Повышение мотивации и активизирование работы педагогических работников по участию в конкурсах профессионального мастерства. 9. Усиление воспитательной роли социально-досуговых мероприятий. Социальное партнерство с образовательными и иными организациями в рамках создания совместных мероприятий, творческих проектов. 10.Выявление талантливых детей, развитие их творческих, индивидуальных способностей. 11.Создание системы мониторинга по всем направлениям деятельности учреждения. 12.Развитие материально-технического оснащения Учреждения. Сроки реализации 2024 – 2026 годы Источники Бюджетные и внебюджетные средства финансирования Успешное внедрение новой модели ПФДО «Социальный заказ» Удовлетворенность участников образовательных отношений (педагогов, учащихся, родителей, социума) количеством и качеством образовательных услуг. Наличие условий для самореализации и социализации учащихся, учитывающих их индивидуальные особенности и запросы. Наличие условий, обеспечивающих равные образовательные возможности всем учащимся, в том числе Ожидаемые учащимся с особыми потребностями и возможностями; результаты учащимся, находящимся в трудной жизненной ситуации; учащимся из семей с низким социально- экономическим статусом. Увеличение доли педагогических работников, мотивированных на повышение качества работы и непрерывное профессиональное развитие. Сохранение контингента обучающихся. Повышение уровня материально- технической базы и программно - методического обеспечения и содержания ДДТ. 6 Информационно – диагностический –2024 г. Этапы реализации Организационно-практический -2025 г. Итогово-обобщающий – 2026 г. Постановление об Решение педагогического совета МБУДО ДДТ ст. Советской утверждении Протокол № 4 от «15» января 2024 г. программы 2. Нормативно-правовые основания для разработки Программы развития Нормативно-правовая база ДДТ обеспечивается через законодательные, распорядительные акты федеральных, региональных, муниципальных органов государственного управления, комплексных и целевых программ, определяющих основные направления деятельности. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Далее – ФЗ № 273). Закон Краснодарского края от 16 июля 2013 г. № 1770-КЗ «Об образовании в Краснодарском крае». Закон Краснодарского края от 21 июля 2008 г. № 1539-КЗ «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае» (с изменениями на 11 декабря 2018 г.). Концепция развития дополнительного образования детей до 2023 г., утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года № 678-р (Далее – Концепция). Приказ Минтруда России от 22 сентября 2022 г. № 652-н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Приказ Министерства образования и науки РФ от 05 декабря 2014 №1547 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность». Распоряжение главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 22 июня 2017 г. № 181-р «Об утверждении Плана мероприятий по реализации Концепции развития дополнительного образования детей в Краснодарском крае на 2017-2020 годы». 7 Распоряжение главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 11 августа 2022 г. № 329-р «Об утверждении плана работы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, I этап (2022-2024 годы), в Краснодарском крае. Приказ Министерства просвещения России от 27 июля 2022 г. №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Письмо Минпросвещения России от 27.03.2023 N 06-545 "О направлении информации" (вместе с "Информационно-методическим письмом об организации в соответствии с Законом о социальном заказе реализации дополнительных общеобразовательных программ (за исключением дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств)") Федеральный закон "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере" от 13.07.2020 N 189-ФЗ Методические рекомендации по социальному заказу. Ответы на вопросы по началу внедрения механизмов Федерального закона от 13.07.2020 № 189–ФЗ в дополнительном образовании детей. Распоряжение Губернатора Краснодарского края от 29 марта 2023 года № 71-р «Об организации оказания государственных услуг в сфере образования при формировании государственного социального заказа на оказание государственных услуг на территории Краснодарского края». Постановления и распоряжения главы администрации муниципального образования Новокубанский район. Приказы управления образования администрации муниципального образования Новокубанский район. Устав МБУДО ДДТ ст. Советской. 3. Информационная справка о деятельности и потенциале организации Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества ст. Советской муниципального образования Новокубанский район – неотъемлемая часть муниципальной образовательной системы. Основное предназначение Дома детского творчества – удовлетворение изменяющихся потребностей личности, общества, государства в дополнительных образовательных услугах и создание условий для 8 духовного, интеллектуального и физического развития ребенка в сфере досуга. 3.1. Основные сведения Параметры информации Наименование учреждения (по уставу) Сокращенное наименование Учредитель Юридический адрес Фактический адрес Контактные телефоны e-mail Сайт Лицензия Ф.И.О. руководителя Количество образовательных направленностей Количество реализуемых образовательных программ Возрастной диапазон обучающихся Общее количество обучающихся Общее количество педагогических работников Места ведения образовательной деятельности Содержание информации Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества ст. Советской муниципального образования Новокубанский район МБУДО ДДТ ст. Советской Администрация муниципального образования Новокубанский район 352230, РФ, Краснодарский край, Новокубанский район, станица Советская, улица Ленина 258 352230, РФ, Краснодарский край, Новокубанский район, станица Советская, улица Ленина 258 8 (86195) 56336 saranceva78@mail.ru http://svtddt.ucoz.ru № 09247, серия 23Л01, номер бланка 0006648 Калиненко Ольга Ивановна 4 30 от 6 до 18 лет 1150 10 1. Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества ст. Советской муниципального образования Новокубанский район (МБУДО ДДТ ст. Советской) 2. Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа № 10 станицы Советской муниципального образования Новокубанский район (МОБУСОШ № 10 им. Ф.Г. Петухова станицы Совесткой). 3. Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа № 9 станицы Советской муниципального образования Новокубанский район (МОБУСОШ № 9 им. М.П. Бабыча станицы Советской). 4. Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение основная общеобразовательная школа № 27 станицы Советской муниципального образования Новокубанский район (МОБУООШ № 27 им. Е.С. Рязанцева станицы Советской). 5. Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение 9 основная общеобразовательная школа № 30 с. Радищево муниципального образования Новокубанский район (МОБУООШ № 30 им. И.Я. Сальникова с. Радищево). 3.2. Структура организации Учредитель Управление образования Совет Учреждения Профком Методический совет Методисты Директор Общее собрание трудового коллектива Педагогический совет Завхоз Обслуживающий персонал Педагоги дополнительного образования Учащиеся Родительская общественность 3.3. Открытость и доступность информации об организации Современное общество и образование немыслимо уже без широкого применения информационных технологий, в первую очередь, компьютерных. Новейшие технические средства превращаются в обязательное условие учебного процесса, повышая информированность, интенсивность и результативность обучения. Использование интернет технологий в российском образовании делает его открытым и более эффективным. Многофункциональность, эффективность, информационная открытость и доступность информации о деятельности МБУДО ДДТ ст. Советской осуществляется за счет сайта организации, автоматизированной 10 информационной системы «Сетевой город», системы «Навигатор дополнительного образования Краснодарского края». Значимые мероприятия, конкурсы и достижения учащихся и педагогов регулярно освещаются на сайтах и официальных страницах в сети интернет администрации муниципального образования Новокубанский район, управления образования администрации муниципального образования Новокубанский район, а также в средствах массовой информации (в районной газете «Свет маяков») 3.4. Сведения о деятельности организации В соответствии с установленным государственным статусом образовательное учреждение МБУДО ДДТ ст. Советской реализует 30 дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ по 4 направленностям: Естественнонаучная (4 программы): «Юный эколог», «Природа и фантазия», «Окружающий мир», «Юный натуралист» - 112 учащихся. Художественная (17 программ): «Левша», «Чудо-лепка», «Вязание на спицах», «Юный дизайнер», «Мягкая игрушка», «Бумагопластика», «Бисероплетение», «Волшебный пластилин», «Креативное рукоделие», «Очумелые ручки», «Фантазёры», «Мастерилка», «Сундучок идей», «Мир творчества», «Умельцы», «Веселый карандаш», «Мастерская талантов» - 709 учащихся. Туристско – краеведческая (3 программы): «Наш край», «Занимательный туризм и краеведение», «Познаю свой край родной» - 110 учащихся. Социально-гуманитарная (6 программ): «Развивайка», «Знаю, умею, могу», «Читайка», «Пифагорка», «МастерОК», «Английский язык для малышей» - 219 учащихся. Всего в учреждении обучается 1150 учащихся, из них: до 6 лет 6-9 лет 10-14 лет 57 человек 663 человека 425 человека Общая характеристика программ: Количество – 30 программ По виду: модифицированные – 30 программ По уровню: Ознакомительный уровень- 19 программ Базовый уровень- 11 программ По срокам реализации: 15-17 лет 5 человек 11 Одногодичные- 19программа Двухгодичные – 8 программ Трёхгодичные- 3 программы Характеристика воспитательной работы Развитие и воспитание растущей личности, еѐ ценностных ориентиров, раскрытие творческого потенциала и индивидуальности детей – основная цель воспитательного процесса МБУДО ДДТ станицы Советской. Для реализации поставленной цели, поставлены следующие задачи: совершенствование организационной структуры проведения учрежденческих, районных, зональных мероприятий, проводимых методистом, педагогами дополнительного образования учреждения; работа с детьми и мотивация обучающихся на участие в конкурсах различных уровней; повышение воспитательного и развивающего потенциала творческих объединений детей; развитие сети социального партнерства УДОД и семьи; работа по комплексно – целевой программе «Возрождение»; работа по комплексно – целевой программе «Здоровый образ жизни», пропаганда здорового образа жизни; работа по программе «Антинарко»; Воспитательная работа с детьми осуществляется под руководством методиста и педагогов дополнительного образования по воспитательным планам педагогов дополнительного образования, плану воспитательной работы учреждения. Воспитательная работа в МБУДО ДДТ станицы Советской ведется по следующим направлениям: досуговое; рекламно – информационное (организация работы с социальными партнѐрами); организация взаимодействия с родителями воспитанников; организация отдыха детей в каникулярное время. Досуговое направление. Стало доброй традицией проводить в Доме детского творчества мероприятия к календарным праздникам и датам (беседы, викторины, конкурсные программы, экологические десанты и т.д.) Рекламно – информационное (организация работы с социальными партнёрами). 12 Участие учащихся в краевых, муниципальных, станичных праздниках и выставках, освещение деятельности ДДТ в районной газете «Свет маяков». Для расширения возможностей развития учащихся ДДТ целенаправленно организует свою деятельность по развитию социальных связей и отношений. Информационно – воспитательная среда складывается из деятельности школ станицы и района, дошкольных и спортивных учреждений, учреждений культуры. Все с кем сотрудничает ДДТ - есть сформированная им социальная воспитательная среда, в которой существует, действует и развивается Дом детского творчества станицы Советской. Организация взаимодействия с родителями учащихся. Работа с родителями – одна из главных задач воспитательной работы, способствующая поиску действенных путей сотрудничества. Необходимых как педагогам, так и родителям. Наиболее успешными в ДДТ являются такие формы работы как: общие родительские собрания; праздники в объединениях, проведѐнные вместе с родителями; личностные контакты педагогов и родителей; отчетные концерты и выставки; проведение дней открытых дверей и др. Организация отдыха детей в каникулярное время. Организация свободного времени детей в каникулярное время осуществляется в ДДТ по планам воспитательной работы учреждения по циклам: зимний, весенний, летний, осенний. Одной из форм организации свободного времени детей в период летних каникул является работа летних краткосрочных образовательных программ. Характеристика режима работы Режим функционирования МБУДО ДДТ ст. Советской устанавливается в соответствии с нормативно-правовыми документами Правительства Российской Федерации в области дополнительного образования детей. МБУДО ДДТ ст. Советской организует свою работу в течение всего календарного года. В летний период осуществляется реализация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ краткосрочного периода. Занятия в МБУДО ДДТ ст. Советской начинаются с 1 сентября и заканчиваются 31 мая по утверждённому расписанию. Количество смен – 2 смены. Основной режим работы с 8.00 до19.00 (понедельник-воскресенье). Начало занятий – 8.00 ч. Окончание занятий – 19.00 ч. 13 Продолжительность учебной недели Группы дошкольников Группы 1 года обучения Группы 2 года обучения Группы 3 года обучения Кол-во занятий в неделю Продолжительность занятий Кол-во часов в год 2 1 академический час 72 1-2 1-2 академических часа 72 2 2 академических часа 2 3 академических часа 216 2 3 академических часа 216 144 Продолжительность занятий устанавливается с учетом возрастных особенностей, допустимой нагрузки учащихся в соответствии с требованиями СанПиН. Продолжительность занятий без перерыва составляет: для детей дошкольников - 30 минут; для школьников - 45 минут. В соответствии с образовательной программой занятия проводятся всем составом группы. Списочный состав детских объединений Дома детского творчества составляет: дошкольники – 8-12 человек; 1 год обучения – 10-25 человек; 2 год обучения – 10- 25 человек; 3 год обучения-10- 25 человек. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детейинвалидов и инвалидов Учреждение организуют образовательный процесс по дополнительным общеобразовательным программам с учетом особенностей психофизического развития указанных категорий обучающихся. Образовательная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по дополнительным общеобразовательным программам может осуществляться на основе дополнительных общеобразовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся, с привлечением специалистов в области коррекционной педагогики, а также педагогических работников, освоивших соответствующую программу профессиональной переподготовки. При неблагоприятной эпидемиологической ситуации в стране, ДДТ может реализовывать программы удаленно, с использованием 14 дистанционных технологий. В таком случае: для программ социальногуманитарных направленностей 1 час занятия составляет 15 минут, для программ художественных, естественнонаучных и туристско-краеведческих направленностей 1, 2, 3 годов обучения 1 час занятия составляет 20 минут. 2х и 3-х часовые занятия планируем с перерывом между занятиями в 10 минут. Материально- техническая база: Здание приспособленное, 1910 года застройки; в 2001 году реконструированное. Здание кирпичное, благоустроенное. В наличии 6 кабинетов; имеется газовое отопление, водопровод, канализация. Дому детского творчества принадлежит помещение, общей площадью 115 кв.м. Кабинеты оборудованы мебелью, согласно Сан.Пин. В учреждении имеются компьютеры, мультимедийный проектор, экран и другая оргтехника. МБУДО ДДТ ст. Советской реализует образовательную деятельность по следующим местам: 1. Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества ст. Советской муниципального образования Новокубанский район (МБУДО ДДТ ст. Советской) Адрес: 352230, РФ, Краснодарский край, Новокубанский район, станица Советская, улица Ленина 258 2. Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа № 10 станицы Советской муниципального образования Новокубанский район (МОБУСОШ № 10 им. Ф.Г. Петухова станицы Советской). Адрес: 352230, Российская Федерация, Краснодарский край, Новокубанский район, станица Советская, улица Первомайская, дом № 12 3. Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа № 9 станицы Советской муниципального образования Новокубанский район (МОБУСОШ № 9 им. М.П. Бабыча станицы Советской). Адрес: 352231, Российская Федерация, Краснодарский край, Новокубанский район, станица Советская, улица Карла Маркса, дом № 139 4. Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение основная общеобразовательная школа № 27 станицы Советской муниципального образования Новокубанский район (МОБУООШ № 27 им. Е.С. Рязанцева станицы Советской). Адрес: 352230, Российская Федерация, Краснодарский край, Новокубанский район, станица Советская, улица Октябрьская, дом № 356 15 5. Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение основная общеобразовательная школа № 30 с. Радищево муниципального образования Новокубанский район (МОБУООШ № 30 им. И.Я. Сальникова с. Радиево). 352209, Российская Федерация, Краснодарский край, Новокубанский район, село Радищево, улица Школьная, дом № 35 3.5. Организационно-педагогические условия Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества ст. Советской муниципального образования Новокубанский район наряду с другими образовательными организациями Новокубанского района составляет целостную образовательную систему, индивидуализирующую образовательный путь ребенка в рамках единого социокультурного и образовательного пространства района. Несмотря на отдалённость нашего населённого пункта от районного центра, станица не испытывает дефицита в организациях дополнительного образования. Детям предлагают образовательные услуги МАУ ДО ДШИ «Детская школа искусств», МАУ ДО СШ «Надежда», МКУК «Советский КДЦ» Главное предназначение Дома творчества - создание условий для свободного выбора и освоения учащимися дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ с целью развития мотивации к познанию и творчеству на основе организации всесторонней социально-педагогической поддержки. Основными задачами, стоящими перед ДДТ, являются: - обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья и профессионального самоопределения, творческого труда детей в возрасте от 6 до 18 лет; - развитие у детей способности к самопознанию и самоопределению; - организация содержательного досуга; - формирование общей культуры; - адаптация их к жизни в обществе. Система педагогической деятельности МБУДО ДДТ ст. Советской – это целостная система мер, способствующая повышению качества и результативности образовательного процесса, обеспечению роста методической культуры, творческого потенциала и профессионального мастерства педагога дополнительного образования. 16 Современные требования государства к системе дополнительного образования способствуют пересмотру содержания методической и педагогической деятельности организации, поскольку качественное обновление воспитательно-образовательного процесса, обеспечение непрерывного обучения педагогических кадров, внедрение современных технологий, методик, техник работы с учащимися, новых мониторинговых и диагностических методов отслеживания результативности образовательной деятельности – возложено на методическую службу. Основной целью методической работы является качественное обновление содержания образовательного процесса и обеспечение условий для повышения профессионального мастерства педагогов. Методическая работа Педагогическая деятельность Самообразование Участие в конкурсах профессионального мастерства Воспитательная работа Реализация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ Высшими формами коллективной методической работы являются педагогический и методический советы, решающие вопросы изучения, анализа, развития, внедрения, инновационных педагогических идей, технологий в образовательный процесс. 3.6. Кадровый состав В ДДТ стабильный, опытный педагогический коллектив, способный коллегиально решать проблемы организации и содержания образовательной деятельности. Дом творчества ст. Советской укомплектован педагогическими кадрами, имеющими профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, опыт практической деятельности в сфере образования. 17 В ДДТ коллектив единомышленников. Управление осуществляется на основе сотрудничества с опорой на творчество всего педагогического коллектива. Педагогический коллектив МБУДО ДДТ ст. Советской обладает достаточным и стабильным уровнем профессионализма. Количество педагогов: 10 человек, из них 6 педагогов с высшей квалификационной категорией, 2 - с первой квалификационной категорией; 7 - имеют высшее образование, 3 - среднее специальное;3 педагога имеют стаж работы в должности педагога дополнительного образования до 10 лет, 5 педагогов - до 20 лет и 2 педагога - свыше 20 лет. 4. Аналитическое обоснование Программы развития организации 4.1. Анализ структуры организации Управление Учреждением осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, Уставом ДДТ, локальными актами и строится на принципах единоначалия и коллегиальности. Функции и полномочия Учредителя в отношении Учреждения осуществляются администрацией муниципального образования Новокубанский район, управлением образования администрации муниципального образования Новокубанский район и управлением имущественных отношений администрации муниципального образования Новокубанский район. Непосредственное управление Учреждением осуществляет директор, назначаемый приказом Управления образования и заключивший с ним трудовой договор. Директор является единоличным исполнительным органом Учреждения, подотчетен, и подконтролен Учредителю и Управлению образования. Коллегиальными органами управления Учреждением являются Общее собрание работников, Педагогический совет, Совет Учреждения. Исходя из анализа схемы управления, можно выделить три уровня внутриучрежденческого управления: администрация, педагоги, учащиеся. Ключевые приоритеты развития управленческой деятельности: 1) развитие условий для обеспечения качественного и доступного дополнительного образования в организации через вариативность общеобразовательных программ, создание условий для внедрения новых моделей и технологий образовательного процесса, совершенствование внутриучрежденческой системы оценки качества образования; 18 2) рост профессионализма педагогических работников через повышение квалификации педагогических кадров, повышение эффективности использования педагогического потенциала «лучших педагогов», совершенствование мотивационно стимулирующих механизмов; 3) развитие условий для сохранения здоровья учащихся и педагогов, через совершенствование здоровьесберегающих условий, организацию с учащимися различных форм работы по пропаганде ЗОЖ, профориентации и социализации личности; 4) совершенствование условий для работы с одаренными детьми через моделирование системы учебно-воспитательного процесса как системы, помогающей саморазвитию и самоопределению личности; 5) развитие безопасной среды, информационно-образовательной сети через совершенствование материально-технической базы, расширение применения информационно-коммуникационных технологий в организации, приобретение современного противопожарного оборудования, оснащение системами видеонаблюдения, оснащение учебных кабинетов в соответствии с последними требованиями педагогической науки; 6) развитие форм общественного участия в управлении организацией и совершенствование системы взаимодействия и сотрудничества с семьей и социумом через совершенствование механизмов включения родителей в процесс управления организацией. 4.2. Открытость и доступность информации об организации Современная ситуация на рынке образовательных услуг привела к тому, что себя надо рекламировать, что способствует повышению конкурентоспособности, так как потребители становятся более информированными в вопросах, касающихся выбора образовательной организации. Успешность работы МБУДО ДДТ ст. Советской зависит от спроса на его услуги и образовательный продукт; от того, соответствуют ли они потребностям потенциальных потребителей, то есть детей и их родителей. Развитие сети Интернет и информационных технологий позволяет осуществлять работу по продвижению образовательных услуг с использованием официального сайта, официальных страничек учреждения в сети интернет как мощного инструмента рекламы деятельности организации и формирования позитивного имиджа ДДТ. Сайт образовательной организации является инструментом реализации государственной политики в сфере образования. В соответствии с 19 Законом об образовании Российской Федерации в части ст. 29, к компетенции образовательной организации отнесена задача по «обеспечению создания и ведению официального сайта образовательной организации в сети «Интернет» для открытости и доступности информации. В соответствии с «Положением о сайте МБУДО ДДТ ст. Советской» определено информационное наполнение сайта, а также название разделов, тематика, сроки обновления информации. Структура сайта позволяет посетителям быстро ориентироваться в предоставленной информации. По названию каждой страницы пользователь узнаёт о её содержании. Все страницы стилистически целостны, легко читаемы, навигация очень удобна: с любой страницы можно попасть на любую другую и обратно. Все изображения оптимизированы, небольшого объема, что позволяет в кратчайшие сроки выполнить их загрузку. Существует версия для слабовидящих посетителей. Работа по наполнению сайта актуальной, качественной, полезной информацией – многоплановый и довольно сложный процесс. Информация обновляется еженедельно, в соответствии с планом работы ДДТ, полно и объективно отражает происходящие события. Все педагогические работники оказывают содействие в подборе и оперативном предоставлении информации (достижения учащихся, материалы о педагогической деятельности, методические разработки, педагогический опыт) Благодаря сайту, а также официальным страницам учреждения в сети интернет происходит ненавязчивая реклама всех направлений работы организации, которая стимулирует заинтересованность детей и их родителей в образовательных услугах, увеличивает количество учащихся в объединениях, и, в конечном итоге, повышает спрос на образовательные предложения. Сайт является визитной карточкой ДДТ, нашим лицом, нашей электронной газетой про нас. Появившись на необъятных просторах сети Интернет, он стал неотъемлемой частью маркетинговой деятельности образовательной организации. 4.3. Анализ деятельности Вся деятельность в ДДТ осуществляется с учетом запросов детей, потребностей семьи, особенностей национально-культурных традиций в разновозрастных, так и одновозрастных объединениях посредством реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ по четырем направленностям: художественная, 20 социально-гуманитарная, естественнонаучная, туристско-краеведческая. Все программы модифицированные. Социально-востребованными у детей, подростков и их родителей являются дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы художественной направленности, ориентированные на развитие общей и эстетической культуры учащихся, художественных способностей и склонностей в избранных видах искусства. Программы туристско-краеведческой направленности ориентированы на познание истории нашей Родины, судеб соотечественников, семейных родословных, являются источником социального, личностного и духовного развития учащихся. Программы социально-гуманитарной направленности выделяют в качестве цели освоение детьми положительного социального опыта, социальных ролей и установок, становление активной личностной позиции, осознание своего социального статуса. Программы естественнонаучной направленности нацелены на развитие познавательной активности, самостоятельности, любознательности, способствует формированию интереса обучающихся к научноисследовательской деятельности. Уровень освоения образовательных программ Туристско-краеведческая Естественнонаучная Социально-гуманитарная Художественная 93 % 93 % 93 % 94 % 2021 год Туристско-краеведческая Естественнонаучная Социально-гуманитарная Художественная 93 % 92 % 93 % 94 % 2022 год 21 Туристско-краеведческая Естественнонаучная Социально-гуманитарная Художественная 95 % 94 % 95 % 97 % 2023 год Анализируя показатели диаграмм прослеживается положительная динамика развития, что подтверждает профессионализм педагогических кадров и их правильный подход к работе с детьми. Информация о контингенте учащихся 1200 Количественный состав учащихся 1000 800 600 1011 чел 1021 чел 928 чел 2021 2022 2023 400 200 0 Количество учащихся по направленностям объединений 600 Художественная направленность 500 400 300 527 чел 537 чел 532 чел 2021 2022 2023 200 100 0 180 160 140 120 100 80 60 40 20 0 Социально-гуманитарная направленность 169 чел 104 чел 104 чел 2021 2022 2023 22 160 140 120 100 80 60 40 20 0 Естественнонаучная направленность 137 чел 85 чел 85 чел 2021 2022 2023 Туристско-краеведческая направленность 350 300 250 200 150 295 чел 295 чел 100 90 чел 50 0 2021 2022 2023 Анализируя выше представленные данные, видим, что состав детского контингента ДДТ остается практически неизменным. Это обусловлено профессиональным уровнем педагогов дополнительного образования, предоставлением достаточного количества дополнительных развивающих программ, вариативностью, учётом интересов социального заказчика – детей и родителей (законных представителей), созданием комфортных условий для учащихся, обеспечением участия в конкурсах различного уровня, организацией культурно-массовой деятельности, а также наличием системы контроля за реализацией дополнительных общеразвивающих программ. 4.4. Анализ организационно-педагогических условий Проанализировав работу педагогического коллектива, можно сделать вывод: в ДДТ сложилась система дополнительного образования, обеспечивающая качественное образование учащихся, позволяющая им эффективно реализовывать свои способности, применяя полученные знания. Высокими остаются результаты участия учащихся в выставках, конкурсах, фестивалях, как внутри ДДТ, так и на уровне района, зоны, края. В системе проводятся воспитательные мероприятия. Последовательно и постоянно происходит взаимодействие в работе с администрацией станицы, района и УО. 23 Кадровый состав педагогических работников позволяет в высокой степени предоставлять населению качественные услуги по дополнительному образованию детей. Современные требования к уровню знаний и умений педагогических кадров побуждают постоянно заниматься своим самообразованием. Педагоги работают над темами по самообразованию. Цель этой работы направлена на создание системы непрерывного профессионального развития педагогов. Разнообразие форм и направлений методической работы позволяет осуществлять качественную и полную реализацию образовательных программ и учебного плана, обновлять содержание образования через использование эффективных педагогических технологий, проводить планомерную работу по воспитанию и творческому развитию учащихся. Одной из форм демонстрации педагогического мастерства стали открытые занятия педагогов. Их анализ показывает, что педагоги владеют методикой, грамотно подбирают содержание материала, учитывают индивидуальные особенности возраста учащихся, используют разнообразные формы работы. Для повышения профессионального мастерства педагогов ведется непрерывная работа по обучению педагогических кадров (учебные семинары, мастер-классы, план курсов повышения квалификации и переподготовки педагогов). С целью обобщения своего опыта и повышения профессионального мастерства педагоги ежегодно участвуют в конкурсах педагогического мастерства муниципального, краевого и всероссийского уровней. Большое внимание уделяется повышению информационной культуры педагога. С этой целью: обеспечена работа Интернета; создан официальный сайт МБУДО ДДТ ст. Советской; осуществляется подписка на периодические издания по профилям деятельности педагогов, поступающие издания изучаются, анализируются и доводятся до педагогических работников; в ДДТ организовано место для индивидуальной работы педагога с документацией, имеется компьютер с подключением к сети Интернет. Важным направлением методической деятельности Дома творчества является совершенствование профессионализма педагогов через курсовую переподготовку и стимулирование их к аттестации, в том числе и на более высокую категорию. В ДДТ ст. Советской проводятся инструктивные совещания, семинары, индивидуальные занятия с педагогическими работниками по 24 требованиям к оформлению портфолио, регулярно освещается на педагогических советах вопрос по особенностям прохождения процедуры аттестации педагогических кадров. 4.5. Анализ кадрового состава В данный период в МБУДО ДДТ ст. Советской работают 10 квалифицированных педагогов. Квалификационная категория педагогов Год Общее количество педагогов Количество педагогов с первой квалификационной категорией Количество педагогов с высшей квалификационной категорией 2021 2022 2023 13 3 4 10 3 4 10 2 6 Анализ данных за последние 3 года позволяет сделать вывод, что количество аттестованных педагогов на высшую квалификационную категорию увеличилось. Образовательный уровень педагогов Год Общее количество педагогов Высшее образование (педагогическое) Среднее специальное образование 2021 2022 2023 13 10 3 10 7 3 10 7 3 Проанализировав уровень образования педагогических работников, можно сделать вывод, что 70% педагогов имеют высшее образование и 30 % - среднее специальное. Общий педагогический стаж Стаж 2021 2022 2023 До 2 лет 1 2-5 лет 5-10 лет 1 3 10-20 лет 7 3 5 Свыше 20 лет 4 7 2 ИТОГО 13 10 10 Анализ состава педагогических кадров позволяет сделать следующий вывод: коллектив учреждения стабилен, в настоящее время в коллективе создан рабочий, творческий микроклимат, положительно влияющий на продуктивность деятельности ДДТ. В вопросах работы с кадрами следует обратить внимание на: - создание среды, обеспечивающей комфортные условия деятельности каждого педагога; 25 - изучение индивидуального потенциала каждого педагога; - психолого-педагогическую помощь педагогам (в части профилактики синдрома профессионального выгорания); - усиление работы администрации и методистов по дальнейшему профессиональному росту педагогов, в том числе их мотивации на прохождение аттестационных процедур на первую и высшую квалификационную категорию. 4.6. Анализ достижений Результаты работы объединений проявляются в достижениях учащихся и в целом коллективов на зональных, районных, краевых фестивалях и конкурсах. Участие в подобных мероприятиях помогает пережить чувство «успеха», самореализации личности школьника, самоутверждения в глазах одноклассников, педагогов, родителей. Достижения учащихся в конкурсах Победители и призеры 2021 год региональный зональный муниципльный всероссийский 1 10 30 0 0 5 10 15 20 25 30 35 Победители и призеры 2022 год региональный зональный муниципльный всероссийский 1 15 76 0 0 10 20 30 40 50 60 70 80 26 Победители и призеры 2023 год региональный зональный муниципльный всероссийский 6 17 97 1 0 20 40 60 80 100 120 Анализируя достижения учащихся в конкурсах различных уровней, отмечено увеличение результативности за счет созданных условий, ориентированных на уровень развития детей, повышения инициативности и заинтересованности в личных результатах. Достижения педагогов в конкурсах Победители и призеры 2021 год региональный зональный муниципльный 1 0 1 0 0,2 0,4 0,6 0,8 1 1,2 Победители и призеры 2022 год региональный зональный муниципльный 1 0 0,2 0,4 0,6 0,8 1 1,2 Победители и призеры 2023 год региональный зональный 1 муниципльный 0 0,2 0,4 0,6 0,8 1 1,2 Благодаря систематическому участию педагогов в конкурах профессионального мастерства поддерживается престиж профессии, дается 27 импульс для творчества, осуществляется выход на новую профессиональную ступеньку. 4.7. Анализ окружающего социума и социального заказа Социальный заказ на образовательные услуги – это отражение интересов сторон, чьи потребности удовлетворяются в процессе деятельности образовательной организации. В качестве заинтересованных сторон выступают участники образовательного процесса - учащиеся, педагоги, родители, образовательные организации, представители социума и общественности, представители предприятий и организаций, государство. Характеристика социального заказа по отношению к образовательной организации складывается из следующих компонентов: государственный заказ нормативными документами); (его содержание определяется потребности обучающихся (выявляются в ходе устных опросов, анкетирования, диагностики и экспертных оценок педагогов); ожидания родителей (выявляются в ходе бесед, социологических исследований, опросов, анкетирования); профессиональные потребности педагогов (устанавливаются в ходе бесед, анкетирования, опросов, публичного обсуждения проблем); требования социума и общественности определяются нравственноличностными качествами (выявляются в ходе опросов, бесед, социологических исследований). С целью выявления социального заказа, были изучены: - требования, предъявляемые к дополнительному образованию детей; - потребности учащихся и их родителей; -мнения педагогов дополнительного образования о путях его обновления; спектр услуг, которые способен предоставить Дом детского творчества; Представленные в программе образовательные области определены социальным заказом. Социальный заказ, реализуемый организацией, складывается из нескольких составляющих: федеральный компонент; региональный компонент; муниципальный компонент. 28 Социальный заказ федерального уровня отражен в Законе РФ от 29.12.2012 г № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Приказе Министерства просвещения России от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», в которых основное предназначение организации дополнительного образования детей определено как «развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных программ и услуг в интересах личности, общества и государства». Региональный компонент социального заказа регулируется на краевом уровне. Содержание регионального компонента раскрывается через участие учащихся в краевых проектах, соревнованиях, выставках и конкурсах. Муниципальный компонент предполагает выполнение Муниципального задания, осуществление государственных требований к работе организации в районе. Муниципальный компонент включает участие педагогов и учащихся в реализации районных программ по молодежной политике, программ летней оздоровительной кампании, соревнованиях, выставках и конкурсах. Социальный заказ со стороны Управления образования состоит в том, чтобы организация дополнительного образования заняли одно из ведущих мест в процессе формирования единого образовательного пространства района. С целью определения социального заказа учащихся и их родителей на 2023-2024 учебный год в мае 2023 г. был проведен мониторинг. В результате мониторинга социального заказа, выявлено, что мотивами посещения Дома детского творчества с точки зрения учащихся являются: - интерес к определенному виду деятельности; - интерес к личность педагога; - общение со сверстниками; - заполнение досуга. Мотивами посещения детьми объединений Дома детского творчества с точки зрения родителей являются: - возможность самоутверждения ребенка среди сверстников; - выбор будущей профессии; - профессионализм педагога; - заполнение досуга. С помощью опроса учащихся и родителей определены образовательные потребности. 29 Образовательные потребности – это потребности человека, удовлетворяющие потребность в непрерывном саморазвитии. Данные потребности охватывают как необходимый объем навыков (умение читать, писать, владение устной речью, умение считать и решать задачи), так и основное содержание образования (знания, опыт деятельности, ценностные установки, личностные смыслы), которые необходимы людям для развития всех своих способностей. Удовлетворяются через свободный выбор времяпровождения и через выбор программы дополнительного образования; выражены в желаниях, намерениях, ожиданиях человека; отражаются в интересах. В опросе приняло участие 100 учащихся в возрасте от 7 до 13 лет. По итогам проведенного анкетирования были зафиксированы показатели в сфере образовательных потребностей. Дети хотели бы обладать знаниями: об истории малой родины (14%); о культуре и обычаях страны (12%); о себе (4%); овладеть умениями: создавать поделку своими руками (24%); красиво лепить фигуры из теста (15%); умело и ловко выжигать картины (16%); плести из бисера композиции (15%). Таким образом, преимущество в образовательных потребностях подрастающего поколения имеет художественная направленность, связанная с декоративно-прикладным искусством. Родителям предлагалось отметить в анкете, какие дополнительные общеобразовательные программы необходимы их детям. Анализ потребностей 100 родителей в дополнительном образовании детей показал заинтересованность в дополнительных образовательных программах, направленных на: развитие творчества ребенка – 90%; пропаганду здорового образа жизни и развитие физических качеств –65%. Своих детей родители хотят видеть в будущем образованными (100%), порядочными (100%), добрыми (100%) В качестве ценности занятий дополнительным образованием родители выделяют то, что ребенок занимается любимым делом в коллективе сверстников-единомышленников под руководством квалифицированного педагога – 94%; возможно, выбирает свою будущую профессию (8%); понимают значимость увлечений ребенка – 80%; удовлетворены формами общения педагога и ребенка – 83%; ценят то, что детям предоставляется возможность попробовать себя в различных видах деятельности. 30 Родители ждут от ДДТ развития индивидуальных особенностей детей (интересов, способностей), создания разноплановых детских объединений, соответствующих современному развитию науки и техники. Таким образом, социальный заказ семьи представляет собой ориентацию на удовлетворение запроса ребенка, его здоровье, разностороннее развитие и защищенность, допрофессиональную подготовку. При этом родители готовы активно участвовать в становлении личности ребенка через дополнительное образование: 2% – в создании образовательной программы организации; 2% – в определении индивидуальной образовательной программы своих детей; 84% – присутствовать на занятиях; 24% – принимать участие в досуговых мероприятиях; 2% – принимать участие в планировании; 38% – участвовать в совместном творчестве. Последний анализ запросов родителей показывает приоритет ценности образования и практических подходов к обучению и воспитанию. Таким образом, проведенный опрос и анкетирование показали, что в социуме существует выраженный запрос на услуги дополнительного образования, в частности Дом детского творчества, а потребности указанных социальных групп формируют основу социального заказа в адрес организации. Для определения степени готовности педагогического коллектива к выполнению социального заказа в мае 2023 г был проведен мониторинг профессиональных потребностей педагогов. В ходе анкетирования были выявлены следующие потребности: 40% - потребность в знаниях по созданию общеобразовательных общеразвивающих программ; 50% - потребность в информационных ресурсах с большим количеством практических примеров и инструкций; 26% - потребность в конкретных материалах по учебному предмету; 77% - потребность в использовании опыта коллег; 69% - потребность в использовании новых педагогических методик в работе с учащимися. Данные потребности педагогов обоснованы общими, личностными и системными проблемами, являются основой для организации методического обеспечения образовательного процесса в организации, направленного на 31 создание условий для постоянного совершенствования педагогической деятельности, приведение его в соответствие с современными достижениями науки и практики, стимулирование инновационной деятельности педагогов и педагогических коллективов. Пути решения проблем: Обучение педагогов через курсы, тренинги, семинары по актуальным проблемам. Осуществление непрерывной консультационной и методической поддержки в форме мастер-классов, с включением самых актуальных потребностей педагогов. Сбор, оценивание и распространение успешных практик и опыта по наиболее проблемным направлениям. Педагоги ждут от организации создания условия для творческой самореализации, благоприятной психологической обстановки, способствующей лучшей работе, взаимопонимания между администрацией и педагогами дополнительного образования. От учащихся педагоги ждут интереса к занятиям, любознательности, большей осознанности в выборе направлений деятельности, активного участия в мероприятиях. В целом, отмечается согласованность требований, запросов, ожиданий, формирующих социальный заказ, что является основой для определения целей и задач организации и обеспечения качества удовлетворения образовательных потребностей. 4.8. Анализ сетевого взаимодействия с образовательными организациями и социальное партнерство ДДТ является открытой социальной структурой, что способствует плодотворному взаимодействию с другими социальными структурами муниципального образования Новокубанский район. Социальная работа является неотъемлемой частью образовательного процесса. Она предполагает организацию работы с разными категориями семей учащихся и населением, участие в разработке и реализации социальных и культурных проектов, а так же налаживание межведомственных связей с организациями образования, культуры. У Дома детского творчества налажены связи с организациями образования, здравоохранения, культуры, есть возможность использования их потенциала с целью повышения качества образовательной услуги; повышения компетентности взрослых участников образовательного процесса (сотрудников и родителей учащихся). 32 Центр творчества взаимодействует с объектами социального окружения через разные формы и виды совместной деятельности. Это даёт возможность привлекать ресурсы социального партнерства для разностороннего развития учащихся, их социализации, а также совместно с организациями и семьями воспитанников разрабатывать и реализовывать различные социальные проекты, акции и мероприятия социального характера. Социальное партнерство позволяет эффективно использовать воспитательные возможности семьи, социальные резервы организаций образования, культуры, медицины и других. Перспективы развития: расширение возможностей социального партнерства; повышение качества работы с родителями учащихся; расширение возможностей социального взаимодействия с другими организациями района; формирование положительного имиджа организации через СМИ района. 4.9. Материально-технические условия, касающиеся безопасности и комфортности В Доме детского творчества созданы все условия для безопасного, комфортного пребывания детей и их всестороннего развития. Оформление помещений приближено к домашней обстановке, игровое пространство соответствует потребностям ребенка в социальном развитии, предметноразвивающая среда оснащена разнообразными учебно-методическими пособиями. МБУДО ДДТ ст. Советской размещено в здании 1910 года застройки (приспособленное, в 2001 году реконструированное). Здание кирпичное, 33 благоустроенное. В наличии ДДТ имеются 6 кабинетов; газовое отопление, водопровод, канализация. Дому детского творчества принадлежит помещение, общей площадью 115 кв.м. Все учебные кабинеты оборудованы необходимой учебной мебелью, ученическими столами, стульями, столами для педагогов, шкафами, стеллажами для хранения учебных пособий, согласно Сан. Пин. Кабинеты эстетично оформлены, имеют методическое обеспечение. Имеются компьютеры, мультимедийный проектор, экран и другая оргтехника. Здание обеспечено пожарной сигнализацией, огнетушителями; функционирует «тревожная кнопка», оборудована система видеонаблюдения; систематически проводятся инструктажи с сотрудниками (по охране труда и технике безопасности), с учащимися (по технике безопасности). Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детейинвалидов и инвалидов в организации создаются специальные условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здание организации, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Вывод: в МБУДО ДДТ ст. Советской созданы удовлетворительные материально-технические условия для качественного осуществления воспитательно-образовательного процесса в соответствии с требованиями законодательства; обеспечивающие успешную реализацию образовательной программы, целостное и разностороннее развитие детей. Проблемное поле: количество материально-технического и информационно-технического обеспечения для осуществления образовательного процесса недостаточно, не в полном объеме соответствует современным требованиям к содержанию образовательного пространства. Обеспеченность образовательной программы методическими и методикодиагностическими материалами необходимо повышать. Перспективы развития: обновление предметно-пространственной среды, пополнение педагогической копилки методическими и методико- 34 диагностическими материалами; создание привлекательного организации в глазах всех субъектов образовательного процесса. имиджа Оценка внутреннего потенциала МБУДО ДДТ ст. Советской Сплочённый увлечённый Позитивное развитие системы высокопрофессиональный педагогический дополнительного образования. коллектив. Поддержка деятельности организации родительской общественностью. Высокий уровень достижений учащихся и педагогов. Традиционные мероприятия окружного и районного уровня. Сотрудничество с образовательными учреждениями и общественными организациями станицы и района. Информационная открытость (СМИ, сайт). Слабые стороны Угрозы внешней среды Недостаток помещений, оборудования, материальных ресурсов. Недостаточный уровень социальноличностного развития учащихся. Преобладание традиционных подходов к образовательному процессу. Эмоциональное выгорание педагогических работников. Недостаточное количество программ для работы с одаренными детьми и детьми с ограниченными возможностями. Загруженность учащихся в школе внеурочными видами деятельности. Возможность недостаточного финансирования модернизации образовательного процесса организации. Оценка перспективы развития в соответствии с изменениями внешней среды 4.10. SWOT-анализ Для выявления сильных и слабых сторон функционирования МБУДО ДДТ ст. Советской проведен SWOT-анализ, который выявил следующие сильные и слабые стороны, возможности и угрозы развития организации. Сильные стороны Благоприятные возможности внешней среды 4.11. Риски при реализации Программы развития При реализации программы необходимо предусмотреть следующие риски: риск ограниченности ресурсов: кадровых, материальных, финансовых, временных; риск сопротивления части сотрудников изменениям в процессе инноваций; недостаточная квалификация у педагогов; риск несоответствия предлагаемых образовательных услуг социальному заказу. 35 недостаточная заинтересованность и низкий уровень активной жизненной позиции родителей. негативное влияние СМИ и Интернета на воспитание детей и подростков. 5. Выявление противоречий в содержании деятельности организации Анализируя деятельность ДДТ, мы выделяем следующие противоречия: - между содержанием образования и недостаточным развитием мотивации к обучению у учащихся; - между установленным набором предлагаемых образовательных услуг и желаниями учащихся и родителями; - между стандартной системой обучения и индивидуальным уровнем усвоения материала каждым в отдельности; - между содержанием дополнительного образования и реальными жизненными ситуациями; - между традиционной системой обучения и требованиями к инновационной деятельности; - между уровнем материально-технической базы организации и требованиями времени; - между традиционным восприятием жизни и современным образовательным обеспечением, которое не воспитывает в ребёнке мораль, нравственность и духовность; - между теоретическими знаниями о ЗОЖ и практическим его применением; - между системой семейного воспитания и государственной образовательной системой; - между готовностью педагогов и недостаточным желанием родителей к взаимодействию; - между уровнем информатизации среды и недостаточной подготовленностью педагогов и родителей. Конечно, все противоречия данная программа не разрешит, но постепенная ее реализация, определение дальнейших перспектив будет способствовать главной цели. 6. Выявление проблем, на решение которых направлена Программа развития организации 36 Проведенный анализ позволяет выделить ключевые проблемы, которые возможны в ходе функционирования МБУДО ДДТ ст. Советской и могут препятствовать его дальнейшему развитию: Недостаточность финансово-экономических и материальнотехнических ресурсов. Традиционная, линейно-функциональная модель управления. Недостаточная мотивация педагогических работников для профессионального роста. Отсутствие опыта инновационной работы, отказ от участия в конкурсах различных уровней у некоторых педагогов. Недостаточно проработанная система взаимодействия с родителями учащихся. Недостаточность программ нового поколения, направленных на развитие инновационной деятельности, информационных технологий. Недостаточность программ, направленных на работу с детьми старшего школьного возраста, детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми группы риска и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации. 7. Разработка концепции Программы развития организации Дополнительное образование детей направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Деятельность Дома детского творчества ст. Советской базируется на следующих принципах: доступности (предполагает доступность всех видов деятельности и бесплатность освоения общеобразовательных общеразвивающих программ, включенных в учебный план); добровольности (в выборе вида деятельности, образовательной программы); преемственности (предполагает преемственность базового и дополнительного образования, соотнесение содержания дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ со стандартами общего образования, преемственность между уровнями реализации общеобразовательных общеразвивающих программ); 37 мотивации деятельности (предполагает добровольность включения учащихся в ту или иную деятельность при наличии доступных, понятных и осознанных целей); индивидуальности (предполагает специально организованную деятельность по развитию способностей, качеств личности в соответствии с природными задатками, склонностями, фантазией и жизненным опытом); вариативности (предполагает разграничение общеобразовательных общеразвивающих программ по заданным результатам обучения в зависимости от потребностей, возможностей и способностей детей: программы базового изучения предметов, программы ознакомительного уровня, программы для способных и одаренных детей, программы для детей с ограниченными физическими возможностями); сотрудничества и сотворчества (детей и взрослых, детей друг с другом); демократичности (в управлении организацией, в системах общения). Дополнительное образование учащихся, реализуемое ДДТ, выполняет следующие функции: Социальную, направленную на удовлетворение: социального спроса (требования социума, формирующиеся на стыке культуры, образования и здоровья населения); родительского спроса (представления о том, что необходимо или что недостает их ребенку: занятость по времени, образование по дополнительным предметам, престижность занятий, здоровье). - детского спроса (удовлетворение потребности познавательного и личностного развития, содержательный досуг, времяпровождение); экономического спроса (возможность заработка: основного, дополнительного и т.д.); правоохранительного спроса (профилактика девиантного и асоциального, в том числе противоправного, поведения учащихся). Психологическую, подразделяющуюся на: развивающую – создание образовательной среды, обеспечивающей условия для физического и психического развития учащихся (реализация своих интересов, приобретение умений и навыков, самоутверждение, самоактуализация); компенсаторную – психологическую компенсацию неудач в семье, школе; релаксационную, как возможность отдохнуть от жесткой регламентации поведения в семье и школе; 38 - консультационную – для родителей и учащихся. Образовательную через: образование по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам; профессиональное самоопределение; удовлетворение познавательного интереса учащихся преимущественно до 18 лет; - социализацию – общение со сверстниками, самоутверждение, самоопределение (найти себя в разных видах деятельности), обогащение общественным опытом, становление ребенка как личности, приобретение возможности и способности быть не только объектом, но и субъектом социальных воздействий. Миссия МБУДО ДДТ ст. Советской - развитие системы открытого вариативного дополнительного образования, обеспечивающего конкурентоспособность и идентичность личности в обществе и государстве, развитие мотивации к трудовой деятельности и профессиональному самоопределению. Система мероприятий, осуществляемых в ходе реализации программы развития: Развитие системы менеджмента и маркетинга. Совершенствование материально-технической базы. Расширение перечня образовательных услуг дополнительного образования. Модернизация содержания образования и воспитания, внедрение эффективных педагогических технологий. Совершенствование образовательной и методической работы. Развитие научно-методической и инновационной деятельности учащихся и педагогических работников. Информатизация образовательного пространства. Создание благоприятной воспитательной среды для эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса. Участие в общественной жизни станицы, района, края. Сроки реализации программы развития: 2024 – 2026 годы. (Учитывается возможность ее продления) Этапы реализации программы развития: Информационно – диагностический - 2024 г. Организационно-практический -2025гг. Итогово-обобщающий – 2026 г. 39 8. Определение цели и задач Программы развития Цель: Создание условий, способствующих развитию качественного образовательно-воспитательного пространства МБУДО ДДТ ст. Советской, обеспечивающего развитие творческого и личностного потенциала учащихся, в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития общества и экономики. Задачи: 1. Внедрение нормативно-правовой базы, отвечающей условиям функционирования новой модели ПФДО «Социальный заказ» 2. Повышение качества образования, обновление содержания, организационных форм, методов и технологий образовательной деятельности учащихся. 3. Обеспечение доступности, многообразия и качества предоставляемых образовательных услуг в сфере дополнительного образования для различных категорий учащихся, в том числе детей с ОВЗ. 4. Отработка новых форм взаимодействия с социумом; 5. Сетевое взаимодействие c образовательными организациями округа. 6. Совершенствование методического и информационного обеспечения образовательного процесса. Использование информационнокоммуникационных технологий в образовательном процессе. 7. Совершенствование системы мотивации педагогических кадров к профессиональному росту. Мотивация педагогических работников на внедрение в педагогическую деятельность инновационных форм работы. 8. Повышение мотивации и активизирование работы педагогических работников по участию в конкурсах профессионального мастерства. 9. Усиление воспитательной роли социально-досуговых мероприятий. Социальное партнерство с образовательными и иными организациями в рамках создания совместных мероприятий, творческих проектов. 10.Выявление талантливых детей, развитие их творческих, индивидуальных способностей. 11.Создание системы мониторинга по всем направлениям деятельности учреждения. 12.Развитие материально-технического оснащения Учреждения. 9. Механизмы реализации Программы развития организации Программа будет реализована через систему планирования. 40 Администрация определяет план действий по различным направлениям, уточняет возможность материально-технического, финансового обеспечения каждого направления, обеспечивает контроль, анализирует ход и результаты реализации Программы Методисты разрабатывают планы и программы, организуют разработку новых программ с учётом достижений и специфики деятельности ДДТ, обеспечивают отслеживание реализации Программы развития. Методический совет, педагоги дополнительного образования обеспечивают реализацию Программы развития. Творческие группы педагогов принимают участие в разработке и реализации предложений, связанных с поддержкой и стимулированием творческой деятельности специалистов ДДТ Общественные структуры и коллегиальные органы по направлениям деятельности (Общее собрание трудового коллектива, Педагогический совет, Совет учреждения) проводят экспертизу реализации Программы, её обсуждение и дают соответствующие рекомендации. Среди ведущих механизмов реализации Программы приоритетными являются: Программно-целевой подход в управлении. Поддержка инновационной деятельности. Привлечение целевого финансирования. Совершенствование нормативно-правовой базы. Для реализации программы определено 3 этапа: 1 этап - информационно – диагностический (создание нормативноправовой базы, необходимой для реализации Программы развития, планирование деятельности) –2024 г. 2 этап - организационно-практический (предполагает практическое внедрение разработанных мер: - создание современной среды, соответствующей возрастным особенностям учащихся и современному развитию техники и технологий; - научный подход к организации деятельности, обновление образовательных программ и методического обеспечения, определение наиболее востребованных образовательных программ; - обобщение и распространение передового педагогического опыта; использование инновационных и информационнокоммуникационных технологий; - укрепление материально-технической базы; - мониторинг деятельности; - формирование системы учета индивидуального освоения образовательных программ и достижений учащихся) -2025г. 41 3 этап - итогово-обобщающий (на данном этапе проводится анализ реализации программы развития, выявляются недостатки, положительный опыт, делаются выводы) – 2026 г. 10. Оценка социально-экономической эффективности Программа носит социальный характер, результаты ее реализации обеспечат повышение качества обучения и воспитания детей и подростков в МБУДО ДДТ ст. Советской. Выполнение программных мероприятий обеспечит позитивные изменения, направленные на более полную реализацию прав детей и подростков, улучшение их положения в обществе, повышение эффективности работы по профилактике асоциальных проявлений среди детей и подростков. Будет выявлено большее количество одаренных детей в различных областях знаний и творческой деятельности. Повысится социальный статус, улучшится качественный состав педагогических кадров. 11. Перечень мероприятий по реализации Программы развития организации № Мероприятия Ожидаемые результаты Средства необходимы для реализации Источни ки ресурсов Сроки реализа ции Исполнители По годам 1. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫСОКОГО КАЧЕСТВА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ Совершенствование системы обеспечения оценки качества образования Всего 1 2 1 2 Создание системы диагностики уровня образовательных достижений учащихся Целостная система оценки качества достижений учащихся Совершенствование Мониторинг мониторинга качества воспитательнообразовательного процесса образовательной в учреждении деятельности ДДТ Удовлетворение потребностей населения в услугах дополнительного образования, доступного качественного образования Изучение запроса на Мониторинг запроса образовательные услуги на образовательные дополнительного услуги ДДТ образования в дополнительного образовательных образования организациях Открыты объединения в Расширение диапазона соответствии с образовательных услуг в результатом соответствии с запросами мониторинга запроса заказчиков по различным социума на направленностям образовательные услуги ДДТ 2024 г Администрация 2024 г Администрация обеспечение гарантий 20242026гг Администрация 20242026 гг Педагоги дополнительного обучения 42 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 Создание адаптированных Адаптированные Администрация образовательных программы имеют 2024педагоги программ для детей с ОВЗ разноуровневый 2026 гг дополнительного и инвалидностью. характер образования Внедрение Администрация персонифицированного Успешное внедрение 2024педагоги финансирования и реализация 2026 гг дополнительного дополнительного программ образования образования детей Внедрение инновационных технологий для формирования у детей и подростков мотивации к познанию, творчеству, здоровому образу жизни, социальной успешности и профессионального самоопределения Создание в ДДТ образовательной среды и Реализация условий для развития у дополнительных детей интереса к образовательных Администрация познанию, формирования программ нового 2024педагоги универсальных поколения(долгосроч 2026 гг дополнительного познавательных и ных, краткосрочных, образования трудовых компетенций, разнонаправленных и помогающих им в разноуровневых). самоопределении. Разработка комплекса Система пропаганды методик, мероприятий и здорового образа рекомендаций для жизни в условиях 2025г Администрация педагогов, родителей, дополнительного детей по пропаганде образования. здорового образа жизни. Формирование творческого коллектива педагогов с высоким Инновационный 2025 г Администрация инновационным потенциалом. Мероприятия, направленные на Развитие взаимодействия реализацию Педагоги 2024объединений на основе межпредметных дополнительного 2026 гг межпредметных связей. связей программ образования разной направленности. Совершенствование воспитательной системы ДДТ для воспитания гражданственности, толерантности, формирования социальной компетенции личности. Психологические Проведение станичных игры, спортивноАдминистрация Массовых мероприятий массовые 2024Педагоги для детей (в том числе, мероприятия, 2026 гг дополнительного состоящих на различных выставки, конкурсы, образования видах учѐта). экскурсии и пр. Мастер-классы профориентационной Администрация Проведение мероприятий напрвленности, 2024Педагоги для детей с ОВЗ и большие игры, 2026 гг дополнительного инвалидностью мероприятия с образования подвижными играми Администрация Активизация Реализацйия и 2024Педагоги патриотического, духовно- расширение 2026 гг дополнительного нравственного воспитания программ и планов образования Формирование Комплекс Администрация социального опыта гражданско2024Педагоги учащихся в общественнопатриотических 2026 гг дополнительного полезной деятельности мероприятий для образования ДДТ расширения 43 мировоззрения уащихся 2. СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ДДТ Обновление нормативно-правовой базы ДДТ Адаптирование 1 Совершенствование нормативно- правовой базы управления ДДТ в соответствии с современными требованиями; нормативноправовых документов для совершенствования 2024 г Администрация механизмов управыления 2 3 1 1 2 учреждением Развитие Разработка и апробации программномоделей деятельности методического объединений ДДТ с содержания 2024учетом их деятельности Администрация 2026 гг направленностей и в учреждения, рамках реализации отвечающего Программы развития современным требованиям: Договора о совместной деятельности с образовательными организациями и Усовершенствование и учреждениями, ведение пакета 2024общественными Администрация договорных документов о 2026 гг организациями, социальном партнерстве организациями и учреждениями культуры, здравоохранения и тд. Совершенствование системы управления учреждением Система самоорганизации, Синергетический подход к реализующаяся в управлению учреждением, саморазвивающейся, отражающий учет комфортной среде социальных, 2024совместного Администрация педагогических, 2026 гг творчества психологических, администрации, духовно- нравственных педагогов, учащихся, факторов. родителей (законных представителей) 3. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ, ИНФОРМАЦИОННОЕ И КАДРОВОЕ РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДДТ Совершенствование научно-методического обеспечения деятельности Обеспечение процессов жизненного цикла учреждения всеми видами Актуализированы все 2024ресурсов: финансовыми, Администрация виды ресурсов 2026 гг материальными, человеческими, информационными; Организация и проведение Вовлечение совещаний, учебнопедагогов в научно 2024Администрация методических семинаров методическую 2026 гг для педагогов работу. 44 1 2 1 дополнительного образования Развитие педагогического ресурса средствами повышения профессионально-педагогической компетенции работников Прохождение КПК по профилю деятельности; Повышение уровня наличие 2024педагогического квалификационной Администрация 2026 гг мастерства категории; трансляция педагогического опыта Подготовка докладов Самообразование по темам Педагоги педагогов самообразования 2024дополнительного дополнительного педагогов 2026 гг образования образования дополнительного образования 4. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ Сохранение и развитие материально-техниеской базы в соответствии с 2024современными Администрация 2026 гг требованиями образовательных стандартов 12. Ожидаемые конечные результаты выполнения Программы развития Высокая сохранность контингента учащихся, удовлетворенность всех участников образовательного процесса содержанием и результативностью деятельности организации. Успешно внедрена новая модель ПФДО «Социальный заказ» Увеличено количество учащихся – победителей конкурсов различных уровней. Внедрены эффективные формы организации занятости, оздоровления и отдыха детей в каникулярный период. Созданы условия для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Наличие эффективной воспитательной системы, соответствующей запросам социума. Наличие здоровьесберегающей образовательной среды, обеспечивающей сохранение и укрепление психосоматического здоровья, духовно-нравственного развития учащихся. Наличие системы непрерывного мониторинга потребностей в дополнительных образовательных и досуговых услугах детей и их родителей, населения посредством опроса, анкетирования, тестирования. Реализация прямого сотрудничества ДДТ ст. Советской с семьей: массовые, культурно-досуговые программы. 45 Высокий уровень профессиональной компетентности, информационной культуры, непрерывный рост личных и профессиональных достижений педагогических кадров. Соответствие качества учебно-воспитательного процесса в организации современным требованиям, предъявляемым к системе дополнительного образования. 13. Оценка/самооценка Программы развития организации Процесс самооценки рассматривается как познавательная деятельность администрации, педагогов и учащихся, направленная на развитие образовательной организации и коррекции деятельности педагогического коллектива. В качестве целей самооценки могут быть выделены следующие: получение информации о состоянии образовательной системы; разработка системы прогнозируемых изменений в организации, направленных на ее развитие и предупреждение негативных явлений в ее образовательной среде. Основные задачи, на решение которых направлена самооценка: получить информацию о состоянии образовательной системы; разработать систему прогнозируемых изменений в организации, направленных на ее развитие и предупреждение негативных явлений в образовательной среде; установить соответствие между предполагаемым и реальным состоянием процессов, условий и результатов деятельности организации; выявить существующие проблемы и наметить пути их решения, определить области, требующие улучшения; установить наличие динамики изменения объектов оценки (или отсутствие таковой), позволяющее спрогнозировать дальнейшие пути развития образовательной системы. Самооценка деятельности организации направлена и на выполнение диагностической и прогностической функций. Очень важно, чтобы самооценка вызывала положительный отклик у всех участников образовательного процесса, мотивировала их на совместный поиск путей решения существующих проблем и определение дальнейших перспектив развития организации. Использование самооценки процессов, условий и результатов деятельности организации позволяет оценить и осмыслить опыт, накопленный педагогическим коллективом, учесть сильные и слабые стороны и на этой основе выбрать собственную траекторию дальнейшего развития. 46