1 СОДЕРЖАНИЕ Нормативно-правовые основания для проектирования и реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 3 Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты …………………………………………………………4 1. 1 Пояснительная записка……………………………………………………….4 1.1.1 Направленность дополнительной общеобразовательной программы…...4 1.1.2 Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность……………….4 1.1.3 Отличительные особенности дополнительной общеобразовательной программы………………………………………………………………………….7 1.1.4 Адресат программы………………………………………………………….7 1.1.5 Уровень программы, объем, и сроки реализации………………………….7 1.1.6 Форма обучения и режим занятий…………………………………………..8 1.1.7 Особенности организации учебного процесса……………………………..8 1.2 Цель и задачи дополнительной общеобразовательной программы…………9 1.3 Содержание программы………………………………………………………..10 1.3.1 Учебный план…………………………………………………………………11 1.3.2 Содержание учебного плана………………………………............................11 1.4 Планируемые результаты………………………………………………………1 Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации………………………………………………………………….15 2.1 Календарный учебный график………………………………………………..15 2.2 Условия реализации программы………………………………………………21 2.3 Формы аттестации………………………………………………………….......22 2.3.1 Оценочные материалы………………………………………………………23 2.4 Методические материалы……………………………………………………..24 Раздел 3. Воспитание……………………………………………………………….26 3.1. Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания детей………………26 3.2 Формы и методы воспитания…………………………………………27 3.3 Условия воспитания, анализ результатов…………………………….27 3.4. Календарный план воспитательной работы………………………..28 Раздел 4 Литература………………………………………………………………30 2 Нормативно-правовая база 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». 3. Конституция РФ, принятая всенародным голосованием 12.12.1993 г. (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 г.). 4. Концепция развития дополнительного образования до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р) 5. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р). 6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022г. № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам». 7. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование», утвержден протоколом Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 24.12.2018 №16, приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. №467 «Об утверждении целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей». 8. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 9. Краевые методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (2020 г.). 10. Устав МБУДО ДДТ ст. Советской принят общим собранием трудового коллектива, 09 апреля 2019 г., утверждён постановлением администрации муниципального образования Новокубанский район 12 апреля 2019 г., № 430. 11. Локальные акты МБУДО ДДТ ст. Советской. 3 Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты 1. 1 Пояснительная записка 1.1.1 Направленность программы Направленность дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы «Окружающий мир» естественнонаучная. Программа «Окружающий мир» предназначена для реализации в учреждениях дополнительного образования детей. У каждого ребёнка есть способности и талант. Дети от природы любознательны и полны желания учиться, но чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное и умелое руководство взрослых Достичь этого можно путём изучения тем связанных с понятиями, которые выходят за рамки учебного программного материала. Поэтому занятия должны составлять систему, позволяющую формировать потребность в творческой деятельности и развивать всё многообразие интеллектуальных и творческих возможностей ребёнка. Помочь учащимся найти себя как можно раньше – одна из важнейших задач программы «Окружающий мир». Работа объединения организована в естественнонаучном направлении и охватывает: -учащихся, интересующихся исследованиями в области палеонталогии, биологии, географии, экологии. -учащихся, занимающихся поисковой и творческой деятельностью в области окружающего мира. 1.1.2 Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность Новизна дополнительной общеобразовательной программы «Окружающий мир» заключается в том, что происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования. Педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у учащегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. В этом случае акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Новизна программы состоит в том, что данная программа дополняет и расширяет естественнонаучные знания, прививает интерес к предметам 4 естественнонаучной направленности и позволяет использовать эти знания на практике. Направление программы это: - создание условий для развития ребенка; - развитие мотивации к познанию и творчеству; - обеспечение эмоционального благополучия ребенка; - профилактику ассоциативного поведения; - интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка; - укрепление психического здоровья. Данная программа является актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка. Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения – развитие способностей ребёнка и формирование Универсальных Учебных Действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция. С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими предлагаемого материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности. Актуальность данного курса заключается и в том, что именно работе с талантливой молодежью уделяется в настоящее время большое внимание. Это направление является одним из пунктов президентской инициативы «Наша новая школа». В настоящее время без основных мыслительных операций, которые позволяют включить интеллектуальную деятельность ученика в различные соотношения с другими сторонами его личности, прежде всего с мотивацией и интересами, не будет оказываться положительное влияние на развитие внимания, памяти, эмоции и речи ребенка. В концепции модернизации российского образования заявлен принцип равного доступа молодых людей к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями, независимо от материального достатка семьи, места проживания и состояния здоровья. Программа может быть реализована в формате дистанционного обучения. Такая модель подразумевает использование режима, при котором образовательная программа осваивается удаленно. Данный вариант помогает обеспечить доступность получения образования для детей, не имеющих возможность посещать образовательные организации в связи с ограниченными возможностями здоровья и для учащихся, временно находящихся в другом городе. Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием приемов умственной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения. Программа отражает: - принципы обучения (индивидуальность, доступность, научность, преемственность, результативность); 5 - дифференцированное обучение; - владение методами контроля. Исследовательская деятельность учащихся — деятельность, связанная с решением ими творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением, предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения. Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке. Если в науке главной целью является производство новых знаний. То в образовании цель исследовательской деятельности это приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного ребенка). Сегодня для повышения уровня научных исследований в образовательных учреждениях, организованы проблемные лаборатории, центры, НОУ, кружки, где решаются вопросы организации исследовательской деятельности школьников, разрабатываются проекты, проводятся эксперименты, создаются условия для формирования социальной активности творческой личности в социуме через организацию научно-исследовательской и проектной деятельности школьников. В организованное обучение в общеобразовательном учреждении происходит включение исследовательской деятельности в рамках интегрированной программы общего и дополнительного образования. Прежде всего, исследовательская деятельность учащихся является технологией дополнительного образования, поскольку в рамках классноурочной системы и ограниченного количества времени, учитель не в состоянии решить проблему научения школьника исследованию. Кроме того, данная технология имеет два обязательных для дополнительного образования признака: -гибкие образовательные программы, выстраиваемые в соответствии со спецификой выполняемой задачи, склонностями и способностями конкретного обучаемого; 6 -наличие индивидуальных форм работы педагога и обучаемого — групповые и индивидуальные занятия и консультации, выездные мероприятия, семинары и конференции. В условиях дополнительного образования нет жёстких рамок классно-урочной системы, выбор содержания, тематики и проблематики проектов и исследований учащимися происходит в момент выбора одного из направлений работы кружка. В зависимости от уровня полученных результатов, предоставляется возможность учащимся публично продемонстрировать свои исследовательские проекты перед сверстниками, родителями, педагогами, для широкой общественности. 1.1.3 Отличительные особенности программы Отличительные особенности программы «Окружающий мир» в том, что в нее включено большое количество заданий на развитие логического мышления, памяти и задания исследовательского характера. В структуру программы входит теоретический блок материалов, который подкрепляется практической частью. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, логического мышления, памяти, научной речи, внимания; умению создавать проекты, анализировать, обобщать и делать выводы. Программа составлена в виде модулей разной тематической направленности, которые могут меняться по усмотрению педагога. 1.1.4.Адресат программы Программа общеобразовательная, общеразвивающая естественнонаучной направленности, уровень ознакомительный, рассчитанная на детей от 6 до 12 лет, 72 часа. Овладение самостоятельной проектной и исследовательской деятельностью учащимися выстроено в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях образования с учетом их возрастных и психологических особенностей. При организации данной работы учитываются возрастные психологофизиологические особенности детей младшего школьного возраста. А именно: -темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов или близкие к ним. -проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития. -длительность выполнения проекта или исследования целесообразно ограничить 1-2 неделями. -руководство исследованием осуществляется учителем, куратором по исследовательской деятельности начального образования, старшеклассниками. В процессе работы над темой включаются экскурсии, прогулкинаблюдения, социальные акции, работа с различными текстовыми источниками информации, подготовка практически значимых продуктов и широкая общественная презентация (с приглашением старших ребят, родителей, коллег педагогов и руководителей). 7 Презентация результатов проектирования или исследования проводится в классе, на параллели, школьной конференции или соответствующей возрасту конференции городского, регионального, всероссийского уровней. 1.1.5.Уровень программы, объем и сроки реализации. Уровень программы базовый. На основании СанПиНа: объём программы рассчитан на: 1 года, 1 год обучения – 72 часа - кратковременное пребывания детей в организации до 2 часов, - предельная наполняемость групп от 10 до 20 человек, в группе могут быть дети разного возраста и пола, - состав группы может меняться. Программа предусматривает инструктаж по технике безопасности, правилам поведения в кабинете, санитарно – гигиеническим требованиям. Виды занятий - практические и теоретические: занятия-игры, занятия-сказки, занятия-путешествия, занятия моделирования и конструирования. 1.1.6.Форма обучения и режим занятий Форма проведения занятия очная. Групповая форма с ярко выраженным индивидуальным подходом. Основной формой организации учебного процесса является урок, который организует практическую, творческую и проектную деятельность, причем проекты могут выполнять учащиеся как в специально выделенное в программе время, так и интегрироваться с другими разделами программы. Возможна перестановка тем программы в образовательном процессе по усмотрению педагога. В объединениях могут проводиться массовые мероприятия: игры, конкурсы, праздники, концерты, выставки, поздравления. Форма занятий: Коллективные формы деятельности: -Лекции -Экскурсии -Семинары Индивидуальная исследовательская деятельность: - наблюдения в природе - работа в библиотеке - работа в интернете - реферирование научной литературы - индивидуальные консультации - анкетирование Режим занятий: Общее количество часов 1 год обучения -72 часа, - продолжительность одного занятия – 1.30 (30минут перемена) - по одному занятию 1 раза в неделю, 1.1.7.Особенности организации образовательного процесса Принимаются все желающие от шести до двенадцати лет, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья. Прием в группы осуществляется не 8 по возрастным критериям, а по имеющимся умениям и навыкам у учащихся. Принимаются все желающие на основании собеседования. Возможен, разновозрастной состав групп. Допускается дополнительный набор обучающихся на второй, третий годы обучения на основании результатов собеседования. 1.2.Цели и задачи программы Цель программы: формирование навыков организации исследовательской и проектной деятельности обучающихся с применением проектного метода, информационно-коммуникационных технологий и художественной деятельности в естественнонаучной области знаний. Рисунок 1 Проектная деятельность Исследовательская деятельность Окружающий мир Художественная деятельность Задачи программы: Образовательные: -Обучение умению вести исследовательскую деятельность(освоению понятий, принципов, теорий, законов и правил, действующих в учебных предметах, в науках, охваченных исследуемой темойв естественнонаучной области знаний) - обучение умению добывать новые знания; -обучение умению объяснить приобретенные знания и описать их; -обучение умению разработать предложения по применению добытых знаний, в том числе и в новых областях практики. - Развитие умения ставить проблему, формулировать тему и цель исследования. Ознакомление с элементарными методами естественнонаучного исследования, представленного учебного материала. Личностные: - формирование и развитие памяти, внимания, воображения, развитие культуры речи; - развитие естественнонаучных интересов у обучающихся; - способствовать развитию навыков здорового образа жизни; 9 Метапредметные: - способствовать развитию у учащихся чувства коллективизма и умения сочетать индивидуальную работу с коллективной. - способствовать формированию эстетического вкуса, развитию логического мышления и творческих способностей. - получение опыта применения знаний и умений в самостоятельной практической деятельности. 1.3.Содержание программы Организация работы кружка строится по следующим принципам: -Интегральности – объединение и взаимовлияние учебной и исследовательской деятельности учащихся, когда опыт и навыки, полученные на занятиях в кружке, используются на уроках и содействуют повышению психологической сферы; -Погружения – обучение предполагает глубокое систематизированное знание предмета и широкую эрудицию в разных областях с использованием навыка исследовательского труда. Метапредметные задачи решаются на трех уровнях: -Информационном – получение учащимися новых знаний; -Эмоциональном – через радость творчества, более глубокое восприятие окружающего мира, осознание внутренней свободы и самодостаточности своей личности -Нравственно-психологическом – через формирование психологической устойчивости, воспитание воли, нравственных принципов научной деятельности. 1.4.Планируемые результаты программы: Предполагаемые результаты: Занятия в объединении должны помочь учащимся: - усвоить основные базовые знания по естественнонаучным дисциплинам; - помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности; - формировать творческое мышление; - способствовать успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах. В результате обучения по данной программе учащиеся могут научиться: - логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации; - обоснованно делать выводы, доказывать; - обобщать научный материал; -находить разные решения нестандартных задач и вопросов - научится творчески воспринимать окружающую действительность, воплощая свои наблюдения в ДПТ. Основной показатель качества освоения программы личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе. Чтобы добиться ожидаемого конечного результата, необходим промежуточный контроль, проверка знаний и умений обучающихся. Способами определения результативности программы являются: 10 - диагностика степени владения логическими операциями, проводимая в конце курса обучения в виде естественно-педагогического наблюдения. - выставка работ детей, выполненных по окончанию изучения темы. - тестирование (проводится в начале и конце курса); участие в олимпиадах, в конкурсах на разных уровнях; -участие в интеллектуальных играх (КВН; Парад умников; Брейн-ринги; Математические турниры ;Занимательный час; Интеллектуальный марафон и т.д.) Для реализации программы создана интерактивная развивающая тематическая среда: игры, упражнения, наглядный материал, средства обучения (схемы, презентации) программа носит ярко выраженный деятельностный характер. 1.3.1.Учебный план Учебный план «Окружающий мир»(72 часа) Таблица №1. Количество часов № п/ Наименование темы п 1. 2. МОДУЛЬ1. Мир растений. МОДУЛЬ2. Жизнь насекомых. Всего Теоретическ Практические часов ие учебные учебные занятия занятия 18 2 16 18 2 16 Рекорды животных. Змеи,черепахи, наблюдение наблюдение МОДУЛЬ3. 3. наблюдение 16 2 14 крокодилы. наблюдение МОДУЛЬ 4. 4. Тайны и загадки 16 2 14 земли. 5. Итоговые занятие 4 Итого часов 72 4 8 наблюдение 64 1.3.2.Содержание программы «Окружающий мир»1 год обучения. Модуль 1. Мир растений. Т.Ч.: Вводное занятие. Что могут растения. Растения - друзья и враги. Самые удивительные растения. Растения друзья путешественников. Растения ,которые 11 лечат. Гениальные создания природы. Неизвестное об известных растениях. Растения занесенные в Красную книгу. П.Ч.: Изготовление панно из бумажных лент в технике квилинг. Фигурки из бисера. Поделки из бумаги. Поделки из природных материалов. Модуль 2. Жизнь насекомых. Т.Ч.: Как живут насекомые на земле. Как живут насекомые в воде. Как живут насекомые-охотники. Как живут насекомые-строители. Насекомые и растения. Планета жуков. Насекомые используемые в хозяйственной деятельности человека. П.Ч.: Изготовление панно и объемных изделий из бумажных лент в технике квилинг. Фигурки из бисера. Поделки из бумаги. Поделки из природных материалов. Модуль 3. Рекорды животных. Черепахи, змеи, крокодилы. Т.Ч.: Великаны и лилипуты. Кое-что о внешнем виде животных. Появление на свет. Питание животных. Кто такие рептилии. Змеи. Ящерицы. Птицы и их разнообразие. Черепахи. Крокодилы. Применение животных в хозяйственной деятельности человека. Животные Красной книги. П.Ч.: Изделия в технике квилинг. Фигурки из бисера. Поделки из бумаги. Поделки из природных материалов. Модуль 4.Тайны и загадки Земли. Т.Ч.: Семь великих тайн. Атлантида и ее тайны. Египтология. Тунгусский метеорит. Бермудский треугольник. Таинственные сооружения древности. Тайны живой природы. Неразгаданные тайны прошлого. П.Ч.: Изделия в технике квилинг. Изделия из спичек. Фигурки из бисера. Поделки из бумаги. Поделки из природных материалов. 1.4.Планируемые результаты Предполагаемые результаты: Занятия в объединении должны помочь учащимся: - усвоить основные базовые знания по естественнонаучным дисциплинам; - помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности; - формировать творческое мышление; - способствовать успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах. В результате обучения по данной программе учащиеся могут научиться: - логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации; - обоснованно делать выводы, доказывать; - обобщать научный материал; -находить разные решения нестандартных задач и вопросов - научится творчески воспринимать окружающую действительность, воплощая свои наблюдения в ДПТ. Основной показатель качества освоения программы личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе. Чтобы добиться ожидаемого конечного результата, необходим промежуточный контроль, проверка знаний и умений обучающихся. 12 Способами определения результативности программы являются: - диагностика степени владения логическими операциями, проводимая в конце курса обучения в виде естественно-педагогического наблюдения. - выставка работ детей, выполненных по окончанию изучения темы. - тестирование (проводится в начале и конце курса); участие в олимпиадах, в конкурсах на разных уровнях; -участие в интеллектуальных играх (КВН; Парад умников; Брейн-ринги; Математические турниры ;Занимательный час; Интеллектуальный марафон и т.д.) Для реализации программы создана интерактивная развивающая тематическая среда: игры, упражнения, наглядный материал, средства обучения (схемы, презентации) программа носит ярко выраженный деятельностный характер. 13 Раздел 2 «Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации» 2.1Календарный учебный график Таблица№2 Дата начала и 1 сентября 2024 г. 31 мая 2025 г. окончания учебного периода Количество 36 учебных недель Продолжительнос Каникулы с 01.06.2024г.– 31.08.2025г. ть каникул Место проведения каб . № занятия Время группа 1 группа 2 группа 3 группа 4 проведения: День Время День Время День Время День Время занятие – 45 минут перемена – 15 минут Форма занятий групповая Сроки Начальная диагностика (октябрь), промежуточная диагностика (декабрь), текущая диагностика (март), контрольных итоговая диагностика (май) процедур Сроки выездов, экскурсий, походов, туристических прогулок 14 Участие в - Новогодний утренник- декабрь; массовых - Конкурсные программы к 8 марта, 23 февраля; мероприятиях - Конкурсы детских творческих работ – в течении учебного года. (соревнованиях, конкурсах, фестивалях, праздниках) Календарный учебный график «Окружающий мир» Вну три тем ы Дата (месяц год проведени я занятий) Вре мя про веде ния Форма контроля Колво часов Место проведения п/ п Содержание ( разделы, темы) Форма проведения Таблица №3 Номер занятий Модуль 1. Доисторический период.( 11часов) 1 1 2 2 3 3 Доисторические беспозвоночные. Примитивные рыбы. Беседа. Просмотр видеофильма. Викторина Примитивные земноводные. Поликозавры. Просмотр видеофильма. Викторина. 2 груп повая ДДТ наблюдение 2 груп повая ДДТ наблюдение Черепахи и крокодилы. 2 груп ДДТ наблюдение 15 Просмотр видеофильма. Викторина. повая Диплодоки. Хищные динозавры. Просмотр видеофильма. Викторина. Летающие ящеры. Просмотр видеофильма. Викторина. Ящеротазовые динозавры. Просмотр видеофильма. Викторина Археоптерикс. Морские пресмыкающиеся. Сегозавры. Просмотр видеофильма. Викторина. 2 груп повая груп повая груп повая груп повая ДДТ наблюдение 8 Рогатые стегозавры. Примитивные копытные. Просмотр видеофильма. Викторина. 2 груп повая ДДТ наблюдение 9 9 Шерстистый носорог. Лошади. Мамонты. Просмотр видеофильма. Викторина. 2 груп повая ДДТ наблюдение 10 10 Гигантские птицы. Хищные млекопитающие. Просмотр видеофильма. Викторина. 2 груп повая ДДТ наблюдение 11 11 Пещерный медведь. Гигантский олень. Просмотр видеофильма. Викторина. 2 груп повая ДДТ наблюдение 2 груп повая ДДТ наблюдение 4 4 5 5 6 6 7 7 8 2 2 2 ДДТ наблюдение ДДТ наблюдение ДДТ наблюдение МОДУЛЬ 2. Редкие животные.( 9 часов ) 12 1 Рысь. Орангутанг. Синий кит. Коала. Просмотр видеофильма. Викторина. 16 13 2 Тюлень монах. Дюгонь. Тамарин-лев. Мар-хур. Просмотр видеофильма. Викторина. 2 груп повая ДДТ наблюдение 14 3 Фазаны и тетерева. Калифорнийский кондор. Просмотр видеофильма. Викторина. 2 груп повая ДДТ наблюдение 15 4 Оцелот и дикая полосатая кошка. императорский орел. Просмотр видеофильма. Викторина. 2 груп повая ДДТ наблюдение 16 5 Американский белый журавль. Лысый ибис. Просмотр видеофильма. Викторина. 2 груп повая ДДТ наблюдение 17 6 Лебедь-трубач. Эскимосские кулики. Просмотр видеофильма. Викторина. 2 груп повая ДДТ наблюдение 18 7 Чайка Одуэна. Сумчатые. Просмотр видеофильма. Викторина. 2 груп повая ДДТ наблюдение 19 1 Итоговое занятие: опрос ДДТ наблюдение 20 8 Большая белая цапля. Белоклювый дятел. Просмотр видеофильма. Викторина. 2 груп повая груп повая 21 9 Болотная черепаха. Французская изабелла. Осётр. Просмотр видеофильма. Викторина. 2 груп повая ДДТ наблюдение Испанский 17 ДДТ наблюдение МОДУЛЬ 3. Вдоль морского побережья. ( 8 часов ) 22 1 Тюлень и ушастый тюлень. Крабы - ходоки и пловцы. Просмотр видеофильма. Викторина. 2 груп повая ДДТ наблюдение 23 2 Ядовитые рыбы. Чайки морские и озерные. Крачка и поморник. Просмотр видеофильма. Викторина. 2 груп повая ДДТ наблюдение 24 3 Атлантическая олуша. Тупики. Большой баклан. Просмотр видеофильма. Викторина. 2 груп повая ДДТ наблюдение 25 4 Морской конек. Электрический скат. Омар и лангуст. Просмотр видеофильма. Викторина. 2 груп повая ДДТ наблюдение 26 5 Морской еж и морская звезда. Каракатицы. Морские анемоны. Просмотр видеофильма. Викторина. 2 груп повая ДДТ наблюдение 27 6 Морская минога. Мурена и морской угорь. видеофильма. Викторина. 2 груп повая ДДТ наблюдение 28 7 Кошачьи акулы. Гребешок Святого Якова. Просмотр видеофильма. Викторина. 2 груп повая ДДТ наблюдение Просмотр 18 29 8 Рак-отшельник. Бычки и морские собачки. Просмотр видеофильма. Викторина. 2 груп повая ДДТ наблюдение МОДУЛЬ 4. В океане. ( 8 часов ) 30 1 Фрегат. Летучие рыбы. Скат манта. Просмотр видеофильма. Викторина. 2 груп повая ДДТ наблюдение 31 2 Меч-рыба и парусник. Медузы и физалии. Просмотр видеофильма. Викторина. 2 груп повая ДДТ наблюдение 32 3 Осьминог. Просмотр видеофильма. Викторина. 2 груп повая ДДТ наблюдение 33 4 Дорады и зубатки. Европейский угорь. Миметические рыбы. Просмотр видеофильма. Викторина. 2 груп повая ДДТ наблюдение 34 5 Кашалот. Альбатрос-горлан. Кит-горбач. Просмотр видеофильма. Викторина. 2 груп повая ДДТ наблюдение 35 6 Дельфины. Тигровая акула. Китовая акула. Просмотр видеофильма. Викторина. 2 груп повая ДДТ наблюдение 36 2 Итоговое занятие: мини-выставка 2 груп повая ДДТ наблюдение 19 ИТОГО: 72 20 2.2. Условия реализации программы. Кадровое обеспечение Реализовать программу «Окружающий мир» имеет право педагог, обладающий профессиональными знаниями (со средне-специальным или высшим педагогическим образованием), имеющим практические навыки организации интерактивной деятельности детей. Материально-технические условия реализации программы Материально-техническое обеспечение - наличие кабинета с 20-ю посадочными местами, учебные столы не менее 20 стульев, освещение кабинета и возможность проветривания его должно удовлетворять требованиям СанПиНа. Кабинете оборудован мебелью для хранения учебной и методической литературы, наглядных пособий ( альбомы, карты-схемы, книги, журналы). Наличие мультимедийного оборудования, компьютера , интернет. Педагогические технологии применяемые для реализации программы: Для реализации программы создана интерактивная развивающая тематическая среда: игры, упражнения, наглядный материал, средства обучения (бисер, схемы, презентации). Программа носит ярко выраженный деятельностный характер. Образовательные технологии: Игровая технология (дидактическая игра). Освоение новых знаний на основе применения знаний, умений и навыков на практике, в сотрудничестве. Технология проблемного обучения (учебный диалог как специфический вид технологии, технология проблемного (эвристического) обучения). Приобретение учащимися знаний, умений и навыков, освоение способов самостоятельной деятельности, развитие познавательных и творческих способностей Технология перспективно-опережающего обучения. Достижение учащимися обязательного минимума содержания образования. Обучение способам решения проблем, навыкам рассмотрения возможностей и использования знаний в конкретных ситуациях. Предоставление возможностей каждому ученику самостоятельно определять пути, способы, средства поиска истины (результата). Способствовать формированию методологической компетентности. Формирование способностей самостоятельно решать проблемы, осуществлять поиск необходимых сведений. Обучение способам решения проблем. Исследовательская технология (метод проектов, эксперимент, моделирование) Обучение учащихся основам исследовательской деятельности (постановка учебной проблемы, формулирование темы, выбор методов исследования, выдвижение и проверка гипотезы, использование в работе различных источников информации, презентация выполненной работы). ЭОР (электронные образовательные ресурсы, включая ИКТ – технологии). Обучение работе с разными источниками информации, готовности к самообразованию и возможному изменению образовательного маршрута. 21 Педагогика сотрудничества. Реализация гуманно-личностного подхода к ребенку и создание условий для осознанного выбора учащимися образовательного маршрута. Технология проведения коллективных творческих дел. Создание условий для самореализации учащихся в творчестве, исследовательской деятельности, коллективе учащихся. Вовлечение учащихся в обсуждение и анализ наиболее волнующих их проблем, самооценку различных негативных жизненных ситуаций. Формирование организаторских способностей учащихся. Методы активного обучения (МАО) - совокупность педагогических действий и приемов, направленных на организацию учебного процесса и создающих специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности Технология портфолио. Технология «Портфолио» – это способ фиксирования, накопления и аутентичного оценивания индивидуальных образовательных результатов ученика в определенный период его обучения. Здоровьесберегающие технологии – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Технологии игровые, личностно-ориентированного обучения, педагогика сотрудничества, заложенная в программу, дает возможность интерактивно познавать мир, общаться и сотрудничать с ровесниками и взрослыми. 2.3 Формы аттестации - оценка образовательных компетентностей учащихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Окружающий мир» осуществляется в порядке, установленном локальным нормативным актом "Положение о внутреннем итоговом мониторинге освоения дополнительных общеобразовательных программ учащимися объединений муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Дома детского творчества ст.Советской муниципального образования Новокубанский район". Формой отслеживания и фиксации образовательных компетентностей учащихся является протокол внутреннего итогового мониторинга, составленный педагогом. Программа предполагает стартовую, промежуточную и итоговую аттестацию учащихся. Стартовый контроль осуществляется в начале учебного года после первой четверти и направлен на диагностику начального уровня знаний умений и навыков учащихся. Программа предусматривает так же текущий контроль. Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет, проходит в виде выставок, участия в конкурсах по окончании каждой темы. Итоговый мониторинг осуществляется в конце учебного года и направлен на выявление уровня освоения разделов программы за весь срок обучения Способы определения результативности 22 -наблюдение; -анализ; -мониторинг. Формы и виды контроля программы объединения «Окружающий мир» 1 год обучения № п/п 1. Сроки октябрь 2. Декабрь 3. Март 4. Май Цель контроля Проверка уровня знаний Проверка уровня знаний за 36 часовой курс Проверка уровня знаний Формы контроля опрос опрос опрос Проверка уровня знаний за 72 часовой курс опрос Отслеживание результатов по разделам программы: 1. Наблюдение – на занятиях (поведенческие моменты, умение общаться с ровесниками и людьми старшего возраста, самостоятельная работа с литературой и так далее). 3. Собеседование – с обучающимися и их родителями (о помощи родителей в подготовке выставок, оборудования и материалов). 4. Мини-викторины , кроссворды по модулям для определения уровня освоения программы. 5. Общая оценка труда педагога дается на родительских собраниях, открытых мероприятиях, мастер-классах. 2.3.1 Оценочные материалы Оценочные материалы:тесты, наблюдение. Перечень диагностических карт, портфолио детских работ и достижений. Входящий контроль – определение уровня знаний, умений, навыков в виде бесед, практических работ, викторин, игр. Промежуточный контроль: коллективный анализ каждой выполненной работы и самоанализ; проверка знаний, умений, навыков в ходе беседы. Итоговый контроль: тестирование, участие в выставках. 23 Оценочные материалы: применение диагностических методик. Виды творческих работ обучающихся. Проблемно-реферативные — творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы. Натуралистические и описательные — творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления. Могут иметь элемент научной новизны. Отличительной особенностью является отсутствие корректной методики исследования. Одной из разновидностей натуралистических работ являются работы общественно-экологической направленности. Художественная деятельность – изготовление творческих работ из бумаги , бисера, из природных материалов. 2.4 Методические материалы Базовые представления о важнейших явлениях природы и процессах, происходящих в обществе, развиваются на протяжении всей жизни человека. Характер представлений этих представлений зависит от позиции самого человека, способов его действий. Познавательная активность детей реализуется в деятельности. Именно поисковая деятельность способна мобилизовать силы ребенка в познании реальности, самостоятельном раскрытии ее связей, отношений, закономерностей, в преобразовании опыта. Важным направлением в педагогике является естественнонаучное образование, имеющее большие возможности для улучшения отношения школьников к учению, развития познавательных интересов, формирования научного мировоззрения и современной картины мира, планетарного, экоцентрическогосознания. Знание законов природы, понимание фундаментального единства законов неживой, живой природы и социальных процессов объективно побуждает учитывать их во всех областях человеческой деятельности. Целью организации работы с детьми в естественнонаучном направлении является не просто усвоение личностью комплекса естественнонаучных знаний, умений и навыков, а формирование экологического сознания на личностном уровне в качестве мировоззрения, выработка соответствующих стереотипов поведения, активной позиции личности в решении различных проблем в соответствии с ее актуальными потребностями в гражданском обществе. В образовательном процессе естественнонаучное направление представлено различными предметами учебного плана: математика, физика, химия, биология, экология, география, астрономия, информатика. Чаще всего школьники воспринимают эти предметы обособленно друг от друга. Поэтому важной проблемой современного естественнонаучного образования является понимание принципов системности, преемственности и интеграции знаний в изучении явлений природы. 24 1. 2. 3. 4. 1. 2. 3. 4. Решение вышеуказанных проблем в области естественно образования, возможно решить через: -развитие технологий, при которых создается референтная для учащихся и педагогов образовательная среда; -внедрение и совершенствование практики проектно-исследовательской образовательной деятельности; -повышение у учащихся мотивации к овладению адекватного восприятия окружающей картины мира и самостоятельного решения проблемных задач; -расширение коммуникативных методов образовательной деятельности; -максимальное использование стимулирующих условий для проектноисследовательской деятельности учащихся и педагогов. Организуя работу с учащиеся начального образования, следует учесть то, что речь об исследовательской деятельности носит исключительный характер, преобладающим является работа по организации поисково-познавательной деятельности с ними. Цель руководителя по организации поисково-познавательной деятельности с детьми начальной школы состоит в том, чтобы создать условия для развития этой деятельности как основы интеллектуально-личностного, творческого развития. Данная цель реализуется через следующие задачи: Развитие у детей предпосылок диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей, что, в свою очередь способствует проявлению творческих способностей. Развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (символов, эталонов, моделей). расширение перспектив поисково-познавательной деятельности путем включения детей в мыслительные, моделирующие, преобразующие действия. Поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, самостоятельности, оценочного и критического отношения к миру. Принципы организации работы по поисково-познавательной деятельности с младшими школьниками: Содержание работы строится на основе понимания и учета психофизиологических особенностей. Овладение операций, действий поисково-познавательной деятельности рассматривается в единстве с развитием творческого начала и овладением структурой деятельности. Акцентирование не столько на содержательной стороне материала, сколько на способах им овладения, усвоения. Ориентация педагога на обеспечение необходимого уровня творческого развития детей, самостоятельности, критичности, уровня аналитикосинтетической деятельности, способности переносить действия с одного содержания на другое, способности к моделированию учения видеть предметы и явления в перспективе. 25 1. 2. 3. 4. 5. Для организации деятельности рекомендуется использовать следующее содержание поисково-познавательных объектов: Живая природа (живые организмы, их многообразие, среда обитания, природные сообщества, природно-климатические зоны, взаимоотношения в природе). Неживая природа (свойства и признаки веществ, Планета Земля, космос, солнечная система). Физические явления (свет, магнетизм, электричество, звуки, тепло, движения, время, календарь). Человек (строение, функции, гигиена, роль человека в природе, экология). Рукотворный мир (предмет как таковой, предмет – результат деятельности, предмет-творение человеческой мысли). Раздел 3. Воспитание 3.1 Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания детей Целью воспитания является развитие личности, самоопределение и социализация детей на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2, п. 2). Задачами воспитания по программе являются: -усвоение детьми знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций; информирование детей, организация общения между ними на содержательной основе целевых ориентиров воспитания; -формирование и развитие личностного отношения детей к творческим занятиям, к собственным нравственным позициям и этике поведения в учебном коллективе; -приобретение детьми опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений в составе учебной группы, применение полученных знаний, организация активностей детей, их ответственного поведения, создание, поддержка и развитие среды воспитания детей, условий физической безопасности, комфорта, активностей и обстоятельств общения, социализации, признания, самореализации, творчества при освоении предметного и метапредметного содержания программы. Целевые ориентиры воспитания детей по программе: -воспитание уважения к художественной культуре, искусству народов России; 26 -формирование восприимчивости к разным видам искусства; интереса к истории искусства, достижениям и биографиям мастеров; -формирование заинтересованности в презентации своего творческого продукта, опыта участия в концертах, выставках и т. п.; -формирование стремления к сотрудничеству, уважения к старшим; ответственности; воли и дисциплинированности -в творческой деятельности; -воспитание уважения к историческому и культурному наследию народов России. 3.2 Формы и методы воспитания Решение задач информирования детей, создания и поддержки воспитывающей среды общения и успешной деятельности, формирования межличностных отношений на основе российских традиционных духовных ценностей осуществляется на каждом из учебных занятий. В воспитательной деятельности с детьми по программе используются методы воспитания: метод убеждения (рассказ, разъяснение, внушение), метод положительного примера (педагога и других взрослых, детей); метод упражнений (приучения); методы одобрения и осуждения поведения детей, педагогического требования (с учётом преимущественного права на воспитание детей их родителей (законных представителей), индивидуальных и возрастных особенностей детей младшего возраста) и стимулирования, поощрения (индивидуального и публичного); метод переключения в деятельности; методы руководства и самовоспитания, развития самоконтроля и самооценки детей в воспитании; методы воспитания воздействием группы, в коллективе. 3.3 Условия воспитания, анализ результатов Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации деятельности детского коллектива на основной учебной базе реализации программы в организации дополнительного образования детей в соответствии с нормами и правилами работы организации. Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического наблюдения за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих заданий по программе. Косвенная оценка результатов воспитания, достижения целевых ориентиров воспитания по программе проводится путём опросов родителей в процессе реализации программы (отзывы родителей) и после её завершения. 27 Анализ результатов воспитания по программе не предусматривает определение персонифицированного уровня воспитанности, развития качеств личности конкретного ребёнка, обучающегося, а получение общего представления о воспитательных результатах реализации программы, продвижения в достижении определённых в программе целевых ориентиров воспитания, влияния реализации программы на коллектив обучающихся: что удалось достичь, а что является предметом воспитательной работы в будущем. Результаты, полученные в ходе оценочных процедур — опросов, интервью — используются только в виде агрегированных усреднённых и анонимных данных. 3.4. Календарный план воспитательной работы № п/п 1 2 3 Название мероприятия Сроки Практический результат и информационный Форма продукт, проведения иллюстрирующий успешное достижение цели события Беседа-презентация Беседа«Здоровый образ жизни, В течении презентация Фото и видеоматериалы что это такое» года на уровне ДДТ Тематическая беседа «Наркотикам нет» В течении года Тематический Фото и видеоматериалы с час выступлением на уровне ДДТ Презентация «Не В течении Презентация Фото и видеоматериалы с разжигай огонь в лесу» года выступлением на уровне ДДТ 28 В течении Тематический Фото и видеоматериалы с час года выступлением на уровне ДДТ 4 Тематический час «У истоков казачества» 5 Презентация « Правила В течении Презентация Фото и видеоматериалы с дорожного движения» года выступлением на уровне ДДТ 6 Тематический час «Земля наш общий дом» 7 Презентация-беседа «Терроризм и преступления» В течении Тематический Фото- и видеоматериалы с час года выступлением на уровне ДДТ В течении Презентация- Фото и видеоматериалы с беседа года выступлением на уровне ДДТ 8 Беседа «Все профессии В течении Презентация- Фото и видеоматериалы с беседа года выступлением важны» на уровне ДДТ 9 Влияние ДПТ на развитие ребенка» В течении Собрание Фото и видеоматериалы с года выступлением на уровне ДДТ 29 Раздел 4 Литература Литература для педагогов. Цифровые образовательные ресурсы (интернет-источники): https://www.youtube.com/watch?v=bwB1HgB-uOQ https://www.youtube.com/watch?v=kcCg2fdULd4 www.chudesnayastrana.ru/jivotnie-lesa.htm https://autotravel.ru/towns.php?l=3 https://travel.rambler.ru/guide/europe/russia/cities/ www.nat-geo.ru/travel/44725-samye-populyarnye-goroda-rossii-u-puteshestvennikov/ https://moiarussia.ru/chem-znamenity-goroda-rossii/ www.novrosen.ru/Russia/nature/vegetation.htm www.geography.ru/course/220032/202412/202412.htm www.mnr.gov.ru/multimedia/photogallery/?PAGE_NAME=section&SECTION... 1. 100 великих чудес природы. Вагнер Б. Б. – М.: Вече, 2010 – 432 с. АСТ: Астрель, 2012 – 397 с. 2. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Природные катастрофы. Н. Н. Непомнящий – М.: ООО «Фирма “Издательство АСТ”»; ООО «Издательство Астрель», 2005 – 464 с. 3. Хочу всё знать: Детская энциклопедия: Жизнь древних людей. Л. Бурмистрова – М.: ООО «Фирма “Издательство АСТ”»; ООО «Издательство Астрель»; ЗАО «Издательский дом “Семейная библиотека”», 2012. – 288 с. 4.Хочу всё знать: Тайны и загадки Земли. В. И. Малов – М.: ООО «Фирма “Издательство АСТ”»; ООО «Издательство Астрель», 2012. – 255 с. 5.Хочу всё знать: Змеи, черепахи, крокодилы. А. Ю.Целлариус – М.: ООО «Фирма “Издательство АСТ”»; ООО «Издательство Астрель», 2012. – 256 с. 6.Хочу всё знать: Детская энциклопедия: Рекорды животного мира. Н. Р. Рубинштейн, Т. В. Воронина, Е. Я. Мигунова – М.: ООО «Фирма “Издательство АСТ”»; ООО «Издательство Астрель», 2010. – 240 с. 7. Хочу всё знать: Детская энциклопедия: Жизнь насекомых. Д. С. Щигель – М.: ООО «Фирма “Издательство АСТ”»; ООО «Издательство Астрель», 2010. – 320 с. 8. Хочу всё знать: Детская энциклопедия: Мир растений. И. В. Черныш – М.: ООО «Фирма “Издательство АСТ”»; ООО «Издательство Астрель», 2011. – 336 с. 9. Поделки из спичек. Сергей Кабаченко. – М.: Эксмо, 2011. – 64 с. 10.Энциклопедия живой природы. – Москва « Махаон» 2012. 11.Тайная жизнь животных.- Москва ООО « Попури» 2013г. Литература для учащихся. 1. 100 великих чудес природы. Вагнер Б. Б. – М.: Вече, 2010 – 432 с. АСТ: Астрель, 2012 – 397 с. 30 2. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Природные катастрофы. Н. Н. Непомнящий – М.: ООО «Фирма “Издательство АСТ”»; ООО «Издательство Астрель», 2005 – 464 с. 3. Хочу всё знать: Детская энциклопедия: Жизнь древних людей. Л. Бурмистрова – М.: ООО «Фирма “Издательство АСТ”»; ООО «Издательство Астрель»; ЗАО «Издательский дом “Семейная библиотека”», 2012. – 288 с. 4.Хочу всё знать: Тайны и загадки Земли. В. И. Малов – М.: ООО «Фирма “Издательство АСТ”»; ООО «Издательство Астрель», 2012. – 255 с. 5.Хочу всё знать: Змеи, черепахи, крокодилы. А. Ю.Целлариус – М.: ООО «Фирма “Издательство АСТ”»; ООО «Издательство Астрель», 2012. – 256 с. 6.Хочу всё знать: Детская энциклопедия: Рекорды животного мира. Н. Р. Рубинштейн, Т. В. Воронина, Е. Я. Мигунова – М.: ООО «Фирма “Издательство АСТ”»; ООО «Издательство Астрель», 2010. – 240 с. 7. Хочу всё знать: Детская энциклопедия: Жизнь насекомых. Д. С. Щигель – М.: ООО «Фирма “Издательство АСТ”»; ООО «Издательство Астрель», 2010. – 320 с. 8. Хочу всё знать: Детская энциклопедия: Мир растений. И. В. Черныш – М.: ООО «Фирма “Издательство АСТ”»; ООО «Издательство Астрель», 2011. – 336 с. 9. Поделки из спичек. Сергей Кабаченко. – М.: Эксмо, 2011. – 64 с. 10.Энциклопедия живой природы. – Москва « Махаон» 2012. 11.Тайная жизнь животных.- Москва ООО « Попури» 2013г. Литература для родителей. 1.100 великих чудес природы. Вагнер Б. Б. – М.: Вече, 2010 – 432 с. АСТ: Астрель, 2005 – 397 с. 2. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Природные катастрофы. Н. Н. Непомнящий – М.: ООО «Фирма “Издательство АСТ”»; ООО «Издательство Астрель», 2005 – 464 с. 3. Хочу всё знать: Детская энциклопедия: Жизнь древних людей. Л. Бурмистрова – М.: ООО «Фирма “Издательство АСТ”»; ООО «Издательство Астрель»; ЗАО «Издательский дом “Семейная библиотека”», 2005. – 288 с. 4.Хочу всё знать: Тайны и загадки Земли. В. И. Малов – М.: ООО «Фирма “Издательство АСТ”»; ООО «Издательство Астрель», 2005. – 255 с. 5.Хочу всё знать: Змеи, черепахи, крокодилы. А. Ю. Целлариус – М.: ООО «Фирма “Издательство АСТ”»; ООО «Издательство Астрель», 2005. – 256 с. 6.Хочу всё знать: Детская энциклопедия: Рекорды животного мира. Н. Р. Рубинштейн, Т. В. Воронина, Е. Я. Мигунова – М.: ООО «Фирма “Издательство АСТ”»; ООО «Издательство Астрель», 2005. – 240 с. 7. Хочу всё знать: Детская энциклопедия: Жизнь насекомых. Д. С. Щигель – М.: ООО «Фирма “Издательство АСТ”»; ООО «Издательство Астрель», 2005. – 320 с. 31 8. Хочу всё знать: Детская энциклопедия: Мир растений. И. В. Черныш – М.: ООО «Фирма “Издательство АСТ”»; ООО «Издательство Астрель», 2005. – 336 с. 9. Поделки из спичек. Сергей Кабаченко. – М.: Эксмо, 2008. – 64 с. 10.Энциклопедия живой природы. – Москва « Махаон» 2007. 11.Тайная жизнь животных.- Москва ООО « Попури» 2009г. 32