1 2 СОДЕРЖАНИЕ Нормативно-правовые основания для проектирования и реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы ………3 Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты…………………………………………………………..4 1. 1 Пояснительная записка…………………………………………………..........4 1.1.1 Направленность дополнительной общеобразовательной программы…….4 1.1.2 Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность………………..5 1.1.3 Отличительные особенности дополнительной общеобразовательной программы…………………………………………………………………………..6 1.1.4 Адресат программы…………………………………………………………..6 1.1.5 Форма обучения и режим занятий…………………………………………..6 1.1.6 Особенности организации учебного процесса……………………………...7 1.1.7 Уровень программы, объем, и сроки реализации…………………………..7 1.2 Цель и задачи дополнительной общеобразовательной программы…… …...7 1.3 Содержание программы………………………………………………………..8 1.3.1 Учебный план программы «Занимательный туризм»…………. ………….8 1.3.2 Содержание учебного плана ………………………… ……………………11 1.4 Планируемые результаты……………………………………………………..14 Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации…………………………………………………………………16 2.1 Календарный учебный график……………………………………………......16 2.2 Условия реализации программы………………………………………………20 2.3 Формы аттестации………………………………………………………….......21 2.3.1 Оценочные материалы……………………………………………………….22 2.3 Методические материалы……………………………………………………...24 Раздел 3. Воспитание……………………………………………………………….27 3.1. Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания детей………………27 3.2 Формы и методы воспитания…………………………………………28 3.3 Условия воспитания, анализ результатов…………………………….29 3.4. Календарный план воспитательной работы………………………..29 Раздел 4 Литература………………………………………………………………31 3 Нормативно-правовая база 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». 3. Конституция РФ, принятая всенародным голосованием 12.12.1993 г. (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 г.). 4. Концепция развития дополнительного образования до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р) 5. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р). 6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022г. № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам». 7. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование», утвержден протоколом Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 24.12.2018 №16, приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. №467 «Об утверждении целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей». 8. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 9. Краевые методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (2020 г.). 10. Устав МБУДО ДДТ ст. Советской принят общим собранием трудового коллектива, 09 апреля 2019 г., утверждён постановлением администрации муниципального образования Новокубанский район 12 апреля 2019 г., № 430. 11. Локальные акты МБУДО ДДТ ст. Советской. 4 Раздел I «Комплекс основных характеристик образования: объём, содержание, планируемые результаты» 1.1 Пояснительная записка 1.1.1 Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Занимательный туризм и краеведение» туристско- краеведческая Она представляет собой инструмент введения ребенка младшего школьного возраста в мир занимательного туризма и краеведения. Программа направлена на комплексное изучение самой южной части нашей страны Краснодарского края, содержит материал краеведческой, географической и социально-экономической деятельности, экологии, основы туризма, истории, религии и культуры края. Освоение материала данной программы позволит детям получить целостное представление о своем крае, где все компоненты рассматриваются во взаимосвязи. 1.1.2 Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность Новизна: В настоящее время существует множество программ краеведческой направленности. В данной программе применяя комплексный подход к вопросу изучения южного региона России, включены материалы по экологии, занимательному туризму, истории, культуре края, декоративно - прикладному творчеству. Освоение данной программы позволит детям получить целостное представление о крае, где все темы рассматриваются во взаимосвязи. Актуальность: программы заключается в том, что изучение родного края вызывает большой интерес у детей, развивает активно - познавательную деятельность, готовит к исследовательской и научной деятельности. Идея изучения родного края и использования краеведческого материала в учебновоспитательной работе не новая, но и сейчас актуальна, так как отвечает запросам общества. Ведь краеведческая деятельность развивает ключевые компетенции, включает в себя проектно-исследовательскую работу, что сейчас очень востребовано в образовательном процессе. Изучение родного региона помогает ребенку установить связь с историей России, воспитывает чувство патриотизм , любви к малой Родине и стране в целом. Ребенок изучая Краснодарский край, получает мотивацию для возникновения любви к Земле, на которой он живет, гражданской ответственности и чувства патриотизма . Начальным и надежным средством творческой активности детей является интерес к истории своего края, родословной своей семьи. Зачастую это лишь поверхностный интерес, точнее - любопытство. Но любопытство – неустойчиво. Важно суметь добиться того, чтобы оно переросло в любознательность, затем в увлеченность своим делом, в любовь к творчеству. В творческом объединении «Занимательный туризм и краеведение» дети не только обучаются, но и имеют широкие возможности для разнообразных форм общения и творческой самореализации. В основу программы положен принцип «воспитывающего обучения», реализуемый через нравственное, патриотическое и эстетическое воспитание, формирующее личность в целом. В концепции модернизации российского образования заявлен принцип равного доступа молодых людей к полноценному качественному образованию в 5 соответствии с их интересами и склонностями, независимо от материального достатка семьи, места проживания и состояния здоровья. Программа может быть реализована в формате дистанционного обучения. Такая модель подразумевает использование режима, при котором образовательная программа осваивается удаленно. Данный вариант помогает обеспечить доступность получения образования для детей, не имеющих возможность посещать образовательные организации в связи с ограниченными возможностями здоровья и для учащихся, временно находящихся в другом городе. Педагогическая целесообразность: программа «Занимательный туризм и краеведение» педагогически целесообразна, так как решается не только образовательная задача - усвоение ребенком сведений, знаний по краеведению, но и идет процесс воспитания, формирования образованной всесторонне развитой личности. Происходит планомерное воспитание таких нравственных качеств, как патриотизм, гражданственность, воспитание общечеловеческих ценностей. Реальная гуманизация воспитания сегодня возможна, прежде всего, на национальном, региональном материале – конкретной семьи, малой родины. Изучив историю станицы, края, получив о них дополнительные сведения, ребенок познает и общечеловеческие ценности. Данная программа предполагает использование имеющихся знаний детей по различным общеобразовательным предметам, а также углубление и расширение имеющихся представлений детей по этим предметам. Таким образом, осуществляются метапредметные связи с программами общего образования по кубановедению, окружающему миру, литературе, трудовому обучению, изобразительному искусству. Данная программа разработана с учетом возрастных и психологических особенностей детей и ориентирована на запросы общества . Построение занятий программы предусмотрено по принципу от простого к сложному, что предполагает постепенное, заинтересованное усвоение детьми знаний, умений и навыков, т.е. материал усваивается сознательно, активно, прочно, в дальнейшем дети могут свободно реализовать полученные знания на практике, в школе на уроках кубановедения, окружающего мира, истории, обществознания. Данная программа заключает в себе неиссякаемые возможности для общего образования, нравственного, эстетического, культурологического воспитания детей. Говоря о детях с ОВЗ, то наряду с другими компенсаторными и реабилитационными функциями, дополнительное образование предоставляет такому ребёнку максимум возможностей для развития его потенциальных творческих способностей с учётом интересов и желаний. Получение такими детьми допрофессионального образования, оказывает огромное влияние на их дальнейшую судьбу. Для многих детей с ОВЗ — это основная, а иногда и единственная возможность для того, чтобы получить жизненно важные практические навыки. Социально-позитивная деятельность обучающихся с ОВЗ по программе «Занимательный туризм и краеведение», в первую очередь, ориентирована на создание ситуации успеха для воспитанника. 6 1.1.3 Отличительные особенности программы Отличительные особенности данной программы во взаимосвязи направлений занимательного туризма , краеведения и художественноприкладного творчества. Программа предполагает онлайн-экскурсии, туристические прогулки, занятия по изготовлению изделий из природного материала бумаги и бисера. Заготовка природных производится во время экскурсий в природу. Занятия по изготовлению изделий из природных материалов направлены на развитие творческого потенциала ребенка, формирование навыков работы с природным материалом. Сближение детей с родной природой, воспитание бережного, заботливого отношения к ней ведет к воспитанию экологической грамотности. Планомерная реализация программы создает условия для активной самореализации, творческого восприятия действительности, развития креативного мышления у детей. Интеграция занятий делает их более насыщенными и интересными на основе метапредметных связей. Программа предполагает взаимосвязь с родителями сотрудничество с социумом. 1.1.4 Адресат программы - дети младшего и среднего школьного возраста, ведь именно в этом возрасте закладываются основы таких социальных чувств, как любовь к Родине и национальная гордость. Учащиеся восторженно относятся к героям-патриотам, к смелым и отважным людям, отражая свои переживания в играх, рассказах. Они с готовностью и интересом овладевают новыми знаниями, умениями и навыками, поэтому дополнительная программа "Занимательный туризм и краеведение" именно школьника этого возраста предлагает познакомиться с историей, культурой родного края. Прием детей в объединения осуществляется руководителем при отсутствии у них медицинских противопоказаний, возраст учащихся от 6-14 лет, программа не предусматривает никаких условий отбора по способностям, принимаются все желающие дети разного возраста и пола. 1.1.5 Форма обучения Форма проведения занятия очная. Групповая форма с ярко выраженным индивидуальным подходом. Основной формой организации учебного процесса является сдвоенный урок, который организует практическую, творческую и проектную деятельность, причем проекты могут выполнять учащиеся как в специально выделенное в программе время, так и интегрироваться с другими разделами программы. Возможно применение дистанционного обучения. Дистанционное обучение обладает рядом качеств, которые делают его весьма эффективным при работе с детьми находящимися на удалении. Главным образом, эффективность достигается за счет индивидуализации обучения, каждый ребенок занимается по удобному для него расписанию и в удобном для него темпе; каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения того или иного навыка. Возможна перестановка тем программы в образовательном процессе по усмотрению педагога. В течение года в объединениях могут проводиться 7 массовые мероприятия: игры, конкурсы, праздники, концерты, выставки, поздравления. Режим занятий: Общее количество часов 1 год обучения -72 часа, - продолжительность одного занятия – 1.30 (30минут перемена) - по одному занятию 1 раза в неделю, 1.1.6 Особенности организации образовательного процесса Принимаются все желающие от шести до четырнадцати лет, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья. Прием в группы осуществляется не по возрастным критериям, а по имеющимся умениям и навыкам у учащихся. Принимаются все желающие на основании собеседования. Возможен, разновозрастной состав групп. Допускается дополнительный набор обучающихся на второй, третий годы обучения на основании результатов собеседования. 1.1.7 Уровень программы, объем и сроки реализации. Уровень программы ознакомительный. На основании СанПиНа: объём программы рассчитан на: 1года, 1 год обучения - 72 часа - кратковременное пребывания детей в организации до 2 часов, - предельная наполняемость групп от 10 до 25 человек, в группе могут быть дети разного возраста и пола, - состав группы может меняться. Программа предусматривает инструктаж по технике безопасности, правилам поведения в кабинете, санитарно – гигиеническим требованиям. Виды занятий - практические и теоретические: занятия-игры, занятия-сказки, занятия-путешествия, занятия моделирования и конструирования. 1.2.Цели и задачи Цель данной программы: Приобщение детей к познанию истории, культуры, природы родного края посредством краеведческой и творческой деятельности. Образовательные задачи: Сформировать представления о различных сторонах жизни своего края, района, станицы и его населения; ознакомить с историей и современной жизнью своей станицы; расширить диапазон экологических знаний об окружающем мире; научить учащихся приемам заготовки, сушки и хранения растений; обучить ребят основам составления флористической композиции; ознакомить с основами начальной туристической подготовки. Личностные задачи: развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, району, станице; формирование личностно-ценностного отношения к своей малой Родине, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства; укрепление семейных связей, заинтересованность содержанием программы не только обучающихся, но и их родителей; 8 формирование экологической культуры, любви к природе; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование самостоятельной познавательной деятельности. Метапредметные задачи: адаптация к реальной действительности, к местной социально экономической и социально-культурной ситуации; формирование способности и готовности к использованию краеведческих, творческих, туристических знаний и умений в повседневной жизни, учебе в школе; стимулирование участия учащихся в повседневной реальной жизни своей станицы, развитие установки на стремление внести личный вклад в совершенствование жизни своего края, реализацию культурно-творческой инициативы. 1.3.Содержание программы. Дополнительное образование детей по программе «Занимательный туризм и краеведение» направлено на формирование и развитие их удовлетворение индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, а также на организацию их свободного времени. Обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию. А также выявляет и поддерживает детей, проявивших выдающиеся способности. Программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся. Программа «Занимательный туризм и краеведение» является общеобразовательной, общеразвивающей. Виды занятий: Теоретические, практические, комбинированные занятия, творческие мастерские, онлайн-экскурсии, туристические и экологические двух часовые походы, творческие встречи. Образовательные технологии: Технологии игровые, личностноориентированного обучения, здоровьесберегающие, информационнокоммуникационные, творческо-продуктивные, направленные на формирование устойчивой мотивации к изучению краеведения. Педагогика сотрудничества, заложенная в программу, дает возможность интерактивно познавать окружающий мир, общаться и сотрудничать с ровесниками и взрослыми. 1.3.1 Учебно-тематический план программы «Занимательный туризм и краеведение»1 года обучения. Таблица№1. 9 Формы Контроля Количество часов № п/п 1 Наименование темы Вводное занятие Природа и человек 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Растительный мир Краснодарского края Воздушное пространство и его обитатели Насекомые и их разнообразие Животный мир родного края Природа источник вдохновения Онлайн экскурсия « Природа источник вдохновения» Создания творческих работ из различных материалов. Создания творческих работ из различных материалов. Наш край – история, географическое положение. экономика Географическое положение Краснодарского края. История малой Родины Знаменитые люди Природа края в прикладном творчестве. Композиции из различных материалов. Композиции из различных Всего часов 2 Теорети ческие учебные занятия Практи ческие учебные Занятия 1 1 наблюдение наблюдение 8 2 1 1 2 1 1 2 2 6 1 1 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 2 2 1 1 1 1 2 1 1 2 1 1 наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение 8 наблюдение наблюдение наблюдение 6 наблюдение наблюдение 10 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 материалов. Композиции из различных материалов. Традиции – из века в век… Традиционные праздники: Рождество изготовление сувениров к празднику. Традиционные праздники: Рождество изготовление сувениров к празднику Города – герои нашего края. ВОВ в памяти народа. Природа края в прикладном творчестве. Традиционные праздники: Масленица. Композиции – «Весна природы пробуждение…» Традиционные праздники: Пасха Композиции – «Весна природы пробуждение…» Традиционные праздники: Пасха Композиции – «Весна природы пробуждение…» Традиционные праздники: Пасха Композиции – «Весна природы пробуждение…» Традиционные праздники: Пасха Композиции – «Весна природы пробуждение…» Эксурсии « Мир вокруг нас» Достопримечательные места нашего края. Онлайн экскурсии. Достопримечательные места нашего края. Онлайн экскурсии. «Чудеса планеты» Онлайн экскурсии. «Чудеса планеты» Онлайн экскурсии. Природа края в прикладном творчестве. Фантазийные композиции из различных материалов. Фантазийные композиции из различных материалов. Фантазийные композиции из различных материалов. Фантазийные композиции из различных материалов. 2 1 1 2 1 1 2 1 1 2 2 1 1 1 1 2 1 1 наблюдение 8 наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение 2 1 1 наблюдение 2 1 1 наблюдение 2 1 1 наблюдение 2 1 1 наблюдение 2 1 1 2 1 1 2 1 1 2 2 1 1 1 1 1 1 12 8 2 наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение 2 1 1 2 1 1 наблюдение 11 32 33 34 35 36 Фантазийные композиции различных материалов. Итоговые занятия Итоговое занятие: Итоговое занятие: Итоговое занятие: Итоговое занятие: Итого: из 2 1 1 4 2 2 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 72 36 36 наблюдение опросы выставки творческих работ, фотографий 1.3.2 Содержание программы «Занимательный туризм и краеведение» 1 год обучения. 1Вводное занятие Теория. Знакомство детей с содержанием программы, с предметом изучения. Понятие краеведение, наука. Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. Определение основных направлений изучения историко-культурного наследия Кубани. Гражданин, патриот, краевед, малая Родина. Инструктаж по технике безопасности. Природа и человек 2.Растительный мир Краснодарского края Теория. Разнообразие природы родного края. Леса края. Основные древесные породы, кустарники, травянистые растения. Просмотр видео материалов. Практика. Изучение природы родного края. Экскурсии онлайн. Распознание древесных пород по коре и древесине. Распознание кустарников, трав, грибов, мхов, грибов. Красная . 3.Воздушное пространство и его обитатели Теория. Разнообразие видов птиц проживающих в Краснодарском крае. Охрана птиц. Просмотр видеоматериалов. Практика. Интеллектуальная игра «Птичий час». 4.Насекомые и их разнообразие Теория. Виды насекомых живущих в Краснодарском крае. Полезные насекомые и вредители. Просмотр видеоматериалов. Практика. Викторина «Кто живет в краю родном?» 5.Животный мир родного края Теория Животные Краснодарского края (дикие и домашние животные). Просмотр видеоматериалов. Животные занесенные в Красную книгу. Охрана животных. Практика Рассказы детей о своих домашних питомцах. Героизм животных. Их помощь людям. Роль животных в жизни человека 12 Природа источник вдохновения 6.Онлайн экскурсия « Природа источник вдохновения» Теория. Просмотр видеофильма. Практика. Изготовление фигурок из бисера. 7.Создания творческих работ из различных материалов. Теория. Картины из песка, как один из видов искусства, который позволяет прикоснуться к природе и почувствовать себя ее частью. Рассказ педагога. Демонстрация готовых образцов изделий. Инструменты и материалы. Практика. Изготовление картины из песка. 8.Создания творческих работ из различных материалов. Теория. Картины из песка, как один из видов искусства, который позволяет прикоснуться к природе и почувствовать себя ее частью. Рассказ педагога. Демонстрация готовых образцов изделий. Инструменты и материалы. Практика. Изготовление картины из песка. Наш край – история, географическое положение. Экономика 9.Географическое положение Краснодарского края. Теория. Территория и географическое положение границы, история образования. Геральдика. Население. Просмотр видеоматериалов. Практика. Викторина «Что я знаю о крае родном?» 10.История малой Родины Теория. Станица Советская. Прошлое и настоящее. Практика. Просмотр фотоматериалов. Экскурсия в библиотеку. Экскурсия по станице, на архитектурные объекты 11.Знаменитые люди Теория. Литературное, художественное, музыкальное творчество, спорт; земляки прославившие родной край. Интересные, но малоизвестные факты, исторические эпизоды, события из жизни известных людей из нашей станицы земляков, имена которых вписаны в историю района, республики. Практика. Экскурсия в библиотеку. Природа края в прикладном творчестве. 12.Композиции из различных материалов. Практика Этапы создания флористического коллажа из листьев. Ваза. Цветы. Бабочка. Стрекоза. «Осенний пейзаж». 13.Композиции из различных материалов. Практика. Изготовление аппликации из бумаги. 14.Композиции из различных материалов. Практика. Изготовление аппликации из бумаги. Традиции – из века в век… 15.Традиционные праздники: Рождество изготовление сувениров к празднику. Теория. Что за праздник Рождество. Народные традиции и обряды. Практика. Разучивание рождественских колядок. Знакомство с обрядовыми народными играми. Изготовление рождественских сувениров. 16.Традиционные праздники: Рождество изготовление сувениров к празднику Теория. Что за праздник Рождество. Народные традиции и обряды. 13 Практика. Разучивание рождественских колядок. Знакомство с обрядовыми народными играми. Изготовление рождественских сувениров. 17.Города – герои нашего края. Теория. Исторические справки о городах-героях . Практика. Онлайн экскурсии по знаменитым городам. 18.ВОВ в памяти народа. Теория. Рассказы о подвигах ветеранов ВОВ. Практика. Экскурсии к памятникам. погибших воинов-земляков. Рассказ педагога о памятниках на территории ст. Советской. 19Природа края в прикладном творчестве. Теория. Онлайн экскурсии в музеи. Практика. Изготовление сувениров из бисера. 20.Традиционные праздники: Масленица. Пасха Композиции – «Весна природы пробуждение…» Теория. Что за праздник Масленица. Народные традиции и обряды. Практика. Знакомство с обрядовыми народными играми, забавами, песнями, закличками, традицией печь блины. Подготовка и проведение праздника. Чаепитие с блинами. Изготовление пасхальных сувениров. 21Традиционные праздники: Пасха Композиции – «Весна природы пробуждение…» Теория. Что за праздник Пасха. Народные традиции и обряды. Практика. Изготовление пасхальных сувениров. 22.Традиционные праздники: Пасха Композиции – «Весна природы пробуждение…» Теория. Что за праздник Пасха. Народные традиции и обряды. Практика. Изготовление пасхальных сувениров. 23.Традиционные праздники: Пасха Композиции – «Весна природы пробуждение…» Теория. Что за праздник Пасха. Народные традиции и обряды. Практика. Изготовление пасхальных сувениров. 24.Традиционные праздники: Пасха Композиции – «Весна природы пробуждение…» Теория. Что за праздник Пасха. Народные традиции и обряды. Практика. Изготовление пасхальных сувениров. Эксурсии « Мир вокруг нас» 25.Достопримечательные места нашего края. Онлайн экскурсии. Теория. Полезные ископаемые, водоёмы, и другие достопримечательности Краснодарского края. Видео презентация минералы Кубани. Практика. Изготовление сувениров из бисера. 26.Достопримечательные места нашего края. Онлайн экскурсии. Теория. Полезные ископаемые, водоёмы, и другие достопримечательности Краснодарского края. Видео презентация минералы Кубани. Практика. Изготовление сувениров из бисера. 27.«Чудеса планеты» Онлайн экскурсии. 14 Теория. Знакомство с народными умельцами, поэтами, артистами, интересными людьми. Онлайн - экскурсия. Практика. Изготовление творческих работ. 28.«Чудеса планеты» Онлайн экскурсии. Теория. Знакомство с достопримечательностями нашей страны. Онлайн экскурсия. Практика. Изготовление творческих работ. Природа края в прикладном творчестве. 29.Фантазийные композиции из различных материалов. Практика. Изготовление творческих работ. 30.Фантазийные композиции из различных материалов. Практика. Изготовление творческих работ. 31.Фантазийные композиции из различных материалов. Практика. Изготовление творческих работ. 32.Фантазийные композиции из различных материалов. Практика. Изготовление творческих работ. Итоговые занятия 33.Итоговое занятие: опрос. 34.Итоговое занятие :мини-выставка. 35.Итоговое занятие: опрос. 36.Итоговое занятие: мини-выставка. 1.4. Планируемые результаты программы: Результат обучения в количественном выражении: Участие не менее 50% учащихся в муниципальных, зональных, региональных мероприятиях, наличие не менее 10% победителей и призеров муниципальных, зональных, ре Результирующий итог реализации программы Результатами изучения курса «ЗТК» являются знания и умения: - объяснять, что такое краеведения, что оно изучает; - знать историю возникновения и заселения нашего края, станицы; - знать историю развития станицы, некоторых исторических личностей; -знать исторические здания, сохранившиеся до наших дней, уметь рассказать о них; - знать историю своей семьи нескольких поколений, уметь рассказать о ней; знать знаменитых людей станицы, уметь рассказать о них, о их роли в истории села; - знать традиционные праздники нашей местности; - уметь создавать творческие работы, поделки, самостоятельно. По окончанию реализации программы «Наш край» у учащихся будут сформированы: * представления о различных сторонах жизни своего края, района, станицы и его населения; *знания об истории и современной жизни своей станицы; * навыки заготовки, сушки и хранения растений составления флористической композиции; 15 * расширится диапазон экологических знаний об окружающем мире; * появится интерес к туризму. Будут развиты личностные компетенции учащихся в области: - гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, району, станице; - личностно-ценностного отношения к своей малой Родине, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства; - укрепления семейных связей, - появится мотивированная заинтересованность содержанием программы не только учащихся, но и их родителей; - сформируется экологическая культура; будут сформированы метапредметные связи: - дети адаптируются к реальной действительности, к местной социальноэкономической и социально-культурной ситуации; - сформируются способности и готовность к использованию краеведческих, творческих, туристических знаний и умений в повседневной жизни, в школе на уроках истории, географии, кубановедения; - развита мотивация к изучению краеведения; - развита мотивация к самостоятельности; развиты основы мировоззрения и нравственной позиции; Результат обучения в количественном выражении: Участие не менее 50% учащихся в муниципальных, зональных, региональных мероприятиях, наличие не менее 10% победителей и призеров муниципальных, зональных, региональных мероприятий. 16 Раздел 2 «Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации» 2.1Календарный учебный график Дата начала и окончания учебного периода Количество учебных недель Продолжительность каникул Место проведения занятия Время проведения занятия с 01.09.24г. до 31.05.25г. 36 Каникулы С01.06.2024 г по 31.08.2025г Кабинет № ______________ Перемены - 15 минут Кол-во часов Дата (месяц год проведения занятий) Время провед ения Форма контроля Вн утр и тем Содержание ( разделы, темы) Место проведения п/ п Групповая Начальная диагностика (сентябрь-октябрь), текущая диагностика (декабрь, март), итоговая внутренняя диагностика (май) Форма проведения Форма занятий Сроки контрольных процедур Сроки выездов, экскурсий, походов... Участие в массовых мероприятиях (соревнованиях, конкурсах, фестивалях, праздниках) Номер занятий 17 1 Вводное занятие 2 Природа и человек 8 2 Растительный мир Краснодарского края 2 3 Воздушное пространство и его обитатели 2 4 Насекомые и их разнообразие 2 5 Животный мир родного края 2 Природа источник вдохновения 6 6 Онлайн экскурсия « Природа источник вдохновения» 2 7 Создания творческих работ из различных материалов. 2 8 Создания творческих работ из различных материалов. 2 наблю дение наблю дение наблю дение наблю дение наблю дение наблю дение наблю дение наблю дение наблю дение Наш край – история, географическое положение. 8 экономика 9 Географическое положение Краснодарского края. 2 10 История малой Родины 2 11 Знаменитые люди 2 Природа края в прикладном творчестве. 6 наблю дение наблю дение наблю дение 18 12 Композиции из различных материалов. 2 13 Композиции из различных материалов. 2 14 Композиции из различных материалов. 2 8 15 Традиции – из века в век… Традиционные праздники: Рождество сувениров к празднику. Традиционные праздники: Рождество сувениров к празднику 16 изготовление изготовление 2 2 17 Города – герои нашего края. 2 18 ВОВ в памяти народа. 2 19 Природа края в прикладном творчестве. Традиционные праздники: Масленица. Композиции – «Весна природы пробуждение…» Традиционные праздники: Пасха Композиции – «Весна природы пробуждение…» Традиционные праздники: Пасха Композиции – «Весна природы пробуждение…» Традиционные праздники: Пасха Композиции – «Весна природы пробуждение…» Традиционные праздники: Пасха Композиции – «Весна природы пробуждение…» Эксурсии « Мир вокруг нас» Достопримечательные места нашего края. Онлайн экскурсии. 2 20 21 22 23 24 25 2 2 2 2 2 наблю дение наблю дение наблю дение наблю дение наблю дение наблю дение наблю дение наблю дение наблю дение наблю дение наблю дение наблю дение 12 2 наблю дение 19 26 Достопримечательные места нашего края. Онлайн 2 экскурсии. 27 «Чудеса планеты» Онлайн экскурсии. 2 28 «Чудеса планеты» Онлайн экскурсии. 2 Природа края в прикладном творчестве. 8 29 Фантазийные композиции из различных материалов. 2 30 Фантазийные композиции из различных материалов. 2 Фантазийные композиции из различных материалов. 31 Фантазийные композиции из различных материалов. 2 32 Фантазийные композиции из различных материалов. 2 Итоговые занятия 4 33 Итоговое занятие: 2 34 Итоговое занятие: 2 35 Итоговое занятие: 2 36 Итоговое занятие: 2 Итого: 72 наблю дение наблю дение наблю дение наблю дение наблю дение наблю дение наблю дение наблю дение наблю дение наблю дение наблю дение наблю дение наблю дение наблю дение 20 2.2. Условия реализации программы. Кадровые условия реализации программы: Реализовать программу «Занимательный туризм и краеведение» имеет право педагог, обладающий профессиональными знаниями (со средне-специальным или высшим педагогическим образованием), имеющим практические навыки организации интерактивной деятельности детей. Материально-технические условия реализации программы: Материально-техническое обеспечение - наличие кабинета с 25-ю посадочными местами, учебные столы не менее 25- стульев, освещение кабинета и возможность проветривания его должно удовлетворять требованиям СанПиНа. Кабинете оборудован мебелью для хранения учебной и методической литературы, наглядных пособий ( альбомы, карты-схемы, книги, журналы). Наличие мультимедийного оборудования, компьютера , интернет. Педагогические технологии применяемые для реализации программы: Для реализации программы создана интерактивная развивающая тематическая среда: игры, упражнения, наглядный материал, средства обучения (бисер, схемы, презентации). Программа носит ярко выраженный деятельностный характер. Образовательные технологии: Игровая технология (дидактическая игра). Освоение новых знаний на основе применения знаний, умений и навыков на практике, в сотрудничестве. Технология проблемного обучения (учебный диалог как специфический вид технологии, технология проблемного (эвристического) обучения). Приобретение учащимися знаний, умений и навыков, освоение способов самостоятельной деятельности, развитие познавательных и творческих способностей Технология перспективно-опережающего обучения. Достижение учащимися обязательного минимума содержания образования. Обучение способам решения проблем, навыкам рассмотрения возможностей и использования знаний в конкретных ситуациях. Предоставление возможностей каждому ученику самостоятельно определять пути, способы, средства поиска истины (результата). Способствовать формированию методологической компетентности. Формирование способностей самостоятельно решать проблемы, осуществлять поиск необходимых сведений. Обучение способам решения проблем. Исследовательская технология (метод проектов, эксперимент, моделирование) Обучение учащихся основам исследовательской деятельности (постановка учебной проблемы, формулирование темы, выбор методов исследования, выдвижение и проверка гипотезы, использование в работе различных источников информации, презентация выполненной работы). ЭОР (электронные образовательные ресурсы, включая ИКТ – технологии). Обучение работе с разными источниками информации, готовности к самообразованию и возможному изменению образовательного маршрута. 21 Педагогика сотрудничества. Реализация гуманно-личностного подхода к ребенку и создание условий для осознанного выбора учащимися образовательного маршрута. Технология проведения коллективных творческих дел. Создание условий для самореализации учащихся в творчестве, исследовательской деятельности, коллективе учащихся. Вовлечение учащихся в обсуждение и анализ наиболее волнующих их проблем, самооценку различных негативных жизненных ситуаций. Формирование организаторских способностей учащихся. Методы активного обучения (МАО) - совокупность педагогических действий и приемов, направленных на организацию учебного процесса и создающих специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности Технология портфолио. Технология «Портфолио» – это способ фиксирования, накопления и аутентичного оценивания индивидуальных образовательных результатов ученика в определенный период его обучения. Здоровьесберегающие технологии – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Технологии игровые, личностно-ориентированного обучения, педагогика сотрудничества, заложенная в программу, дает возможность интерактивно познавать мир, общаться и сотрудничать с ровесниками и взрослыми. Перечень оборудования, инструментов и материалов (для занятий с природным материалом) 2.3 Формы аттестации - оценка образовательных компетентностей учащихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Бисероплетение» осуществляется в порядке, установленном локальным нормативным актом "Положение о внутреннем итоговом мониторинге освоения дополнительных общеобразовательных программ учащимися объединений муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Дома детского творчества ст.Советской муниципального образования Новокубанский район". Формой отслеживания и фиксации образовательных компетентностей учащихся является протокол внутреннего итогового мониторинга, составленный педагогом. Программа предполагает стартовую, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся. Стартовый контроль осуществляется в начале учебного года после первой четверти и направлен на диагностику начального уровня знаний умений и навыков учащихся. Программа предусматривает так же текущий контроль. Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет, проходит в виде выставок, участия в конкурсах по окончании каждой темы. Итоговый мониторинг 22 осуществляется в конце учебного года и направлен на выявление уровня освоения разделов программы за весь срок обучения. Формы и виды контроля объединения «Занимательный туризм и краеведение» 1 год обучения . № п/п Сроки Цель контроля Формы контроля 1. Ноябрь 2. Декабрь Проверка уровня знаний Мини-выставка 3. Март Проверка уровня знаний Мини-выставка 4. Май Проверка уровня знаний опрос Проверка уровня знаний: навыки и умения, полученные опрос учащимися за прошедший учебный год. Отслеживание результатов по разделам программы 1. Наблюдение – в турпоходах, при посещении музеев, на занятиях (поведенческие моменты, умение общаться с ровесниками и людьми старшего возраста, туристские навыки, самостоятельная работа с книгой и так далее). 3. Собеседование – с обучающимися и их родителями (о помощи родителей в подготовке походов по родному краю и работе , подготовке обучающихся и так далее). 4. Мини-викторины и кроссворды по краеведению для определения уровня освоения программы, осведомленности в проблемах. 6. Обсуждение типовых ситуаций – применяется в блоках: «Первая доврачебная помощь», «Техника безопасности», «Общение с жителями населенного пункта во время туристического похода». 10. Общая оценка труда педагога дается на родительских собраниях, открытых мероприятиях, мастер-классах. 2.3.1 Оценочные материалы - (пакет) диагностических методик: Изучение личностных особенностей - методика «Если бы ты был волшебником. Если бы у тебя была волшебная палочка» (изучение желаний младших школьников); - методика «Цветик-семицветик»(выявление направленности интересов младших школьников); - методика «Мой герой»(определение тех образцов, которые имеет ребенок, которым хочет подражать); Изучение эмоционально-волевой сферы - методика определения уровня тревожности Ч.Д. Спилбергера (адаптация Ю.Л.Ханина) (измерение тревожность и как личностное свойство, и как состояние); - цветовой тест по 23 определению эмоционального состояния человека М. Люшера (оценка психоэмоционального состояния); Изучение учебной мотивации - методика «Что мне нравится в школе?» Н.Г. Лусканова (изучение отношения к школе и учебной деятельности учащихся начальных классов); - методика «Три желания»; - методика «Волшебная палочка»(изучение мотивационных предпочтений). Диагностика детско-родительских отношений - многофакторный личностный опросник Р. Кеттела (детский вариант) (изучение особенностей характера, склонностей и интересов личности). Критерии оценки ЗУН: Высокий уровень – учащийся: - может объяснять, что такое краеведения, что оно изучает; - знает историю возникновения и заселения нашего края, станицы ,умеет рассказать о них; - знает историю своей семьи нескольких поколений, умеет рассказать о ней; - знает знаменитых людей станицы, умеет рассказать о них, о их роли в истории станицы; - знает традиционные праздники нашей местности; - знает как заготавливать, сушить и хранить растения, создавать творческие работы, поделки, самостоятельно; - владеет основами туристической подготовки; -умеет самостоятельно дополнять, анализировать, фантазировать; - внимательно слушает, умеет сосредоточиться на выполнении задания; - умеет работать аккуратно; - умеет коллективно работать, помогает друзьям; - соблюдает правила этики и эстетики; Средний уровень- учащийся: - может объяснять медленно, что такое краеведения, что оно изучает, но правильно; - знает историю возникновения и заселения нашего края, станицы ,умеет рассказать о них, но путается; - знает историю своей семьи нескольких поколений, умеет рассказать о ней; - знает знаменитых людей станицы, умеет рассказать о них, о их роли в истории станицы , но допускает ошибки; - знает традиционные праздники нашей местности; - знает как заготавливать, сушить и хранить растения, создавать творческие работы, поделки, самостоятельно, но делает не аккуратно; - владеет основами туристической подготовки; -умеет самостоятельно дополнять, анализировать, фантазировать, но делает все неуверенно, сомневается; - внимательно слушает, умеет сосредоточиться на выполнении задания, только тогда когда мотивирован; - умеет работать аккуратно, но медленно; 24 - умеет коллективно работать, помогает друзьям, только в соревновательной форме; - соблюдает правила этики и эстетики, но излишне эмоционален; Низкий уровень – - может объяснить , очень медленно, что такое краеведения, что оно изучает делает много ошибок; - не правильно рассказывает историю возникновения и заселения нашего края, станицы , путается; - знает историю своей семьи нескольких поколений, умеет рассказать о ней, но ответ не обдумывает; - знает знаменитых людей станицы, умеет рассказать о них, о их роли в истории станицы , но допускает ошибки, путается ; - знает традиционные праздники нашей местности, но не принимает активного участия ; - знает как заготавливать, сушить и хранить растения, создавать творческие работы, поделки, но делает не аккуратно, не умеет самостоятельно; - владеет основами туристической подготовки, допускает много ошибок; - не умеет самостоятельно дополнять, анализировать, фантазировать; - невнимательно слушает, не умеет сосредоточиться на выполнении задания; не умеет работать аккуратно; - умеет работать только индивидуально, не помогает друзьям; - не соблюдает правила этики и эстетики; 2.4 Методическое материалы Методы и приемы, используемые для реализации программы: В зависимости от поставленных задач на занятии используются различные методы обучения (словесные, наглядные, практические), чаще всего их сочетание. Основные формы проведения занятий – • Целевые прогулки и экскурсии, походы; • Наблюдение; • Рассказы, объяснения с показом нужных объектов; • Беседы; • Использование художественных произведений; • Использование репродукций, фотографий, иллюстраций; • Использование аудио и видео материалов; • Встречи с интересными людьми, посещение библиотек, музеев, предприятий и т.д; • Творческие мастерские по изготовление поделок из природного материала ( флористические композиции). В качестве дидактического материала используются: • раздаточный материал; • наглядные пособия; • краеведческая литература для чтения; • сведения из интернета (краеведческих сайтов ) • книги, брошюры, газетные материалы; • картографические пособия по родному краю; 25 • фотографии; • тесты, кроссворды по темам; • видеоматериалы с документальными фильмами о ВОВ, об экскурсиях и музейных праздниках; • компьютерные презентации по темам; • аудиозаписи с народными и патриотическими песнями. Занятия объединений носят преимущественно практический характер. Лишь небольшая часть проводится в форме лекций, бесед. Практические занятия можно проводить как на местности, так и в помещении в зависимости от темы занятия, времени года. Теоретические и практические занятия должны проводиться с привлечением наглядных материалов, использованием новейших методик. Педагог должен воспитывать в учащихся умение самостоятельно принимать решения, неукоснительно выполнять правила проводимых мероприятий. План занятий необходимо строить так, чтобы перед учащимися всегда стояла ближайшая и доступная им цель - экскурсия к интересному объекту, поход для сбора природного материала , экологический десант, участие в туристском соревновании и т. п. Содержание занятий следует постоянно усложнять. Например, от небольших прогулок к однодневным двух часовым походам оздоровительно развивающей направленности, которые необходимо использовать для расширения и углубления знаний воспитанников по пройденным темам, для формирования их мировоззрения, а также физического оздоровления. После экскурсии, прогулки, встречи на занятии обсуждаются его итоги, а затем, одни ребята оформляют фотоальбом, другие делают записи бесед с интересными людьми и т. д. Конечно, это следует проводить так, чтобы не нарушать цельности занятия и не допускать перегрузки воспитанников. Особое внимание руководители объединений должны уделять вопросам безопасности при проведении экскурсий, походов и соревнований. Хорошо организованные и интересно проведённые занятия объединения помогают обогатить знания детей, способствуют развитию индивидуальных качеств, раскрытию талантов. Специфика работы по программе «Занимательный туризм и краеведение»: 1.Стратегической целью является формирование чувства патриотизма, формирование базиса культуры личности ребенка. 2.Ключевой категорией формирования базиса является «отношение». Система отношений ребенка с окружающим миром должна носить созидательногармоничный характер. 3.Отношение ребенка к окружающему миру проявляется в процессе поиска и выражения собственной индивидуальности – самоактулизации, что выражается в его творчестве. 4.Творческая деятельность ребенка является не самоцелью, а эффективным средством формирования эстетического отношения к миру, развития художественных способностей, любви к родному краю, знание его истории и культуры. Общедидактические принципы программы: 26 • Научность; • Систематичность и последовательность; • Доступность; • Наглядность; • Прочность; • Целесообразность; • Сознательность и активность. Принципы педагогической системы: • Единство сознания и практики, развитие психических процессов в деятельности; • Принципы гуманизма; • Принципы комплексности; • Принцип индивидуального подхода; Специфические принципы: • Принципы взаимосвязи краеведения с разными видами искусства: поэтическим, музыкальным, художественным творчеством; • Принципы взаимосвязи разных разделов образовательной работы: развитие речи, ознакомление с окружающим миром; • Принцип сезонности; • Принцип единства и взаимообусловленности восприятия, исполнительства и творчества. Алгоритм учебного занятия В целом учебное занятие любого типа как модель можно представить в виде последовательности следующих этапов: организационного, проверочного, подготовительного, основного, контрольного, рефлексивного (самоанализ), итогового, информационного. Каждый этап отличается от другого сменой вид деятельности, содержанием и конкретной задачей. Основанием для выделения этапов может служить процесс усвоения знаний, который строится как смена видов деятельности учащихся: восприятие - осмысление - запоминание применение - обобщение - систематизация. 1этап - организационный. Задача: подготовка детей к работе на занятии. Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания. II этan - проверочный. Задача: установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания (если было), выявление пробелов и их коррекция. Содержание этапа: проверка домашнего задания (творческого, практического) проверка усвоения знаний предыдущего занятия. III этап -подготовительный (подготовка к восприятию нового содержания). Задача: мотивация и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности. Содержание этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (пример, познавательная задача, проблемное задание детям). IV этап-основной. В качестве основного этапа могут выступать следующие: 1. Усвоение новых знаний и способов действии. Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в 27 объекте изучения. Целесообразно при усвоении новых знаний использовать задания и вопросы, которые активизируют познавательную деятельность детей. 2. Первичная проверка понимания Задача: установление правильности осознанности усвоения нового учебного материала, выявление неверных представлений, их коррекция. Применяют пробные практические задания, которые сочетаются с объяснением соответствующих прав ил или обоснованием. 3. Закрепление знаний и способов действий . Применяют тренировочные упражнения, задания, выполняемые детьми самостоятельно. 4. Обобщение и систематизация знаний. - Задача: формирование целостного представления знаний по теме. Распространенными способами работы являются беседа и практические задания. V этап – контрольный. Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция. Используются тестовые задания, виды устного и письменного опроса, вопросы и задания различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского). VI этап - итоговый. Задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. Содержание этапа: педагог сообщает ответы на следующие вопросы: как работали учащиеся на занятии, что нового узнали, какими умениями и навыками овладели. VII этап - рефлексивный. Задача: мобилизация детей на самооценку. Может оцениваться работоспособность, психологическое состояние, результативность работы, содержание и полезность учебной работы. VIII этап- информационный. Информация о домашнем задании (если необходимо), инструктаж по его выполнению, определение перспективы следующих занятий. Задача: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания, логики дальнейших занятий. Изложенные этапы могут поразному комбинироваться, какие-либо из них могу не иметь места в зависимости от педагогических целей. Раздел 3. Воспитание 3.1 Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания детей Целью воспитания является развитие личности, самоопределение и социализация детей на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2, п. 2). 28 Задачами воспитания по программе являются: -усвоение детьми знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций; информирование детей, организация общения между ними на содержательной основе целевых ориентиров воспитания; -формирование и развитие личностного отношения детей к творческим занятиям, к собственным нравственным позициям и этике поведения в учебном коллективе; -приобретение детьми опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений в составе учебной группы, применение полученных знаний, организация активностей детей, их ответственного поведения, создание, поддержка и развитие среды воспитания детей, условий физической безопасности, комфорта, активностей и обстоятельств общения, социализации, признания, самореализации, творчества при освоении предметного и метапредметного содержания программы. Целевые ориентиры воспитания детей по программе: -воспитание уважения к художественной культуре, искусству народов России; -формирование восприимчивости к разным видам искусства; интереса к истории искусства, достижениям и биографиям мастеров; -формирование заинтересованности в презентации своего творческого продукта, опыта участия в концертах, выставках и т. п.; -формирование стремления к сотрудничеству, уважения к старшим; ответственности; воли и дисциплинированности -в творческой деятельности; -воспитание уважения к историческому и культурному наследию народов России. 3.2 Формы и методы воспитания Решение задач информирования детей, создания и поддержки воспитывающей среды общения и успешной деятельности, формирования межличностных отношений на основе российских традиционных духовных ценностей осуществляется на каждом из учебных занятий. В воспитательной деятельности с детьми по программе используются методы воспитания: метод убеждения (рассказ, разъяснение, внушение), метод положительного примера (педагога и других взрослых, детей); метод упражнений (приучения); методы одобрения и осуждения поведения детей, педагогического требования (с учётом преимущественного права на воспитание детей их родителей 29 (законных представителей), индивидуальных и возрастных особенностей детей младшего возраста) и стимулирования, поощрения (индивидуального и публичного); метод переключения в деятельности; методы руководства и самовоспитания, развития самоконтроля и самооценки детей в воспитании; методы воспитания воздействием группы, в коллективе. 3.3 Условия воспитания, анализ результатов Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации деятельности детского коллектива на основной учебной базе реализации программы в организации дополнительного образования детей в соответствии с нормами и правилами работы организации. Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического наблюдения за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих заданий по программе. Косвенная оценка результатов воспитания, достижения целевых ориентиров воспитания по программе проводится путём опросов родителей в процессе реализации программы (отзывы родителей) и после её завершения. Анализ результатов воспитания по программе не предусматривает определение персонифицированного уровня воспитанности, развития качеств личности конкретного ребёнка, обучающегося, а получение общего представления о воспитательных результатах реализации программы, продвижения в достижении определённых в программе целевых ориентиров воспитания, влияния реализации программы на коллектив обучающихся: что удалось достичь, а что является предметом воспитательной работы в будущем. Результаты, полученные в ходе оценочных процедур — опросов, интервью — используются только в виде агрегированных усреднённых и анонимных данных. 3.4. Календарный план воспитательной работы № п/п 1 Название мероприятия Сроки Практический результат и информационный Форма продукт, проведения иллюстрирующий успешное достижение цели события Беседа-презентация Беседа«Здоровый образ жизни, В течении презентация Фото и видеоматериалы что это такое» года на уровне ДДТ 30 2 Тематическая беседа «Наркотикам нет» В течении года Тематический Фото и видеоматериалы с час выступлением на уровне ДДТ 3 Презентация «Не В течении Презентация Фото и видеоматериалы с разжигай огонь в лесу» года выступлением на уровне ДДТ 4 Тематический час «У истоков казачества» 5 Презентация « Правила В течении Презентация Фото и видеоматериалы с дорожного движения» года выступлением на уровне ДДТ 6 Тематический час «Земля наш общий дом» 7 Презентация-беседа «Терроризм и преступления» В течении Тематический Фото и видеоматериалы с час года выступлением на уровне ДДТ В течении Тематический Фото- и видеоматериалы с час года выступлением на уровне ДДТ В течении Презентация- Фото и видеоматериалы с беседа года выступлением на уровне ДДТ 31 8 Беседа «Все профессии В течении Презентация- Фото и видеоматериалы с беседа года выступлением важны» на уровне ДДТ 9 Влияние ДПТ на развитие ребенка» В течении Собрание Фото и видеоматериалы с года выступлением на уровне ДДТ Раздел 4 Литература Цифровые образовательные ресурсы (интернет-источники): 1.Журнал «Обруч» http://www.obruch.ru/ 2.Сайт "Фестиваль педагогических идей. Открытый урок" http://festival.1september.ru/ 3.Социальная сеть работников образования nsportal.ru 4.Международный образовательный портал «maam.ru» http://www.maam.ru/ 5. Сайт «Инфоурок» https://infourok.ru/ 6. Сайт для школьников https://takprosto.cc/sayty-dlya-shkoly 7. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов; http://schoolcollection Литература для детей: 1. Ряскин В.Н. «Станица Советская (Урупская) прошлое и настоящее»Армавир , АФГОУ КК ККИДППО, 2009. 2. Сайт для школьников https://takprosto.cc/sayty-dlya-shkoly 3. Наталия Сарафанова. «Второе рождение цветка»: Профиздат, 2010.-112с. 4. Анна Левада Лузи. «Оригинальные картины из цветов и листьев»: Контэнт.2010.-64с. Литература для педагогов: 1.Ряскин В.Н. «Станица Советская (Урупская) прошлое и настоящее»Армавир , АФГОУ КК ККИДППО, 2009. 2.Константинов Ю.С. Туристско-краеведческая деятельность учащихся в системе дополнительного образования детей. - М.: ЦДЮТиК, 2005. 3. Ратушняк В. Н. История Кубани с древнейших времен до конца XIX в. 10 класс. - Краснодар, 2005. 4. Жинкин А. В., Панамарчук О. Т. Кубань: история, культура, курорты, туризм, Краснодар, 2005. 32 5. Барков А.С. Большой атлас животных.– Москва «Экспресс-клуб» 2008г. 6. Маслов А. В. “Кубанская старина”. Жизнь и быт казаков. - Краснодар. ОИПЦ “Перспективы образования”,2006. 7. Ратушняк В. Н “Родная Кубань страницы истории”.- Краснодар. “ОИПЦ”, 2007. 8. Современный учительский портал http://easyen.ru 7. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов; http://school-collection.edu.ru 9. Бетина, О. Б. Психология и педагогика: учеб. пособие / О. Б. Бетина. – СПб.: Вектор, 2006. – 252 с. 10. Бандурка, А. М. Основы психологии и педагогики: учеб. пособие / А. М. Бандурка, В. А. Тюрина, Е. И. Федоренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 250 с. 11. Бим-Бад, Б.М. Психология и педагогика: Просто о сложном: Популярные очерки и этюды / Б.М. Бим-Бад. - М.: МПСУ, МОДЭК, 2010. - 144 c. Литература для родителей: 1. Ряскин В.Н. «Станица Советская (Урупская) прошлое и настоящее»Армавир , АФГОУ КК ККИДППО, 2009. 2. Наталия Сарафанова. «Второе рождение цветка»: Профиздат, 2010.112с. 3. Анна Левада Лузи. «Оригинальные картины из цветов и листьев»: Контэнт.2010.-64с. 4. Ратушняк В. Н “Родная Кубань страницы истории”.- Краснодар. 33