Программа "Мастерская талантов"

СОДЕРЖАНИЕ
Нормативно-правовые основания для проектирования и реализации дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
2
Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание,
планируемые результаты …………………………………………………………3
1. 1 Пояснительная записка……………………………………………………….3
1.1.1 Направленность дополнительной общеобразовательной программы…...3
1.1.2 Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность……………….3
1.1.3 Отличительные особенности дополнительной общеобразовательной
программы………………………………………………………………………….4
1.1.4 Адресат программы………………………………………………………….4
1.1.5 Уровень программы, объем, и сроки реализации………………………….4
1.1.6 Форма обучения и режим занятий…………………………………………..4
1.1.7 Особенности организации учебного процесса……………………………..4
1.2 Цель и задачи дополнительной общеобразовательной программы…………5
1.3 Содержание программы………………………………………………………..6
1.3.1 Учебный план…………………………………………………………………6
1.3.2 Содержание учебного плана………………………………............................6
1.4 Планируемые результаты………………………………………………………8
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы
аттестации………………………………………………………………….10
2.1 Календарный учебный график………………………………………………..10
2.2 Условия реализации программы………………………………………………18
2.3 Формы аттестации………………………………………………………….......18
2.3.1 Оценочные материалы………………………………………………………22
2.4 Методические материалы……………………………………………………..23
Раздел 3. Воспитание……………………………………………………………….24
3.1. Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания детей………………24
3.2 Формы и методы воспитания…………………………………………25
3.3 Условия воспитания, анализ результатов…………………………….26
3.4. Календарный план воспитательной работы………………………..26
Раздел 4 Литература………………………………………………………………28

2

Нормативно-правовая база
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях
развития Российской Федерации на период до 2030 года».
3. Конституция РФ, принятая всенародным голосованием 12.12.1993 г.
(с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования
01.07.2020 г.).
4. Концепция развития дополнительного образования до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р)
5. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской
Федерации от 29.05.2015 № 996-р).
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022г. № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным образовательным
программам».
7. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» национального
проекта «Образование», утвержден протоколом Президиума Совета при
Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и
национальным проектам от 24.12.2018 №16, приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. №467 «Об утверждении
целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей».
8. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении
санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи».
9. Краевые методические рекомендации по проектированию
дополнительных общеобразовательных программ (2020 г.).
10. Устав МБУДО ДДТ ст. Советской принят общим собранием
трудового коллектива, 09 апреля 2019 г., утверждён постановлением
администрации муниципального образования Новокубанский район 12
апреля 2019 г., № 430.
11. Локальные акты МБУДО ДДТ ст. Советской.

3

Раздел 1 «Комплекс основных характеристик образования: обьем,
содержание, планируемые результаты».
1.1 Пояснительная записка
1.1.1 Направленность программы
Направленность. Образовательная программа «Мастерская талантов»
художественной направленности, предназначена для обучения детей
младшего школьного возраста. Программа составлена с учетом методических
рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ, разработанных Министерством образования и науки и
молодежной политики Краснодарского края совместно с ГБОУ «Институт
развития образования» Краснодарского края, на основе накопленного
собственного опыта работы, с использованием тенденций, современных
техник декоративно-прикладного творчества, заимствованных из Интернетресурсов.
1.1.2 Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность
Актуальность данной образовательной программы обусловлена тем, что
школьники в условиях ранней компьютеризации утрачивают образное
мышление и творческие способности. В настоящее время возникла
потребность дополнить массовое образование творческим, акцентировать в
нем духовно-творческое начало, умение и желание трудиться.
Новизна данной образовательной программы заключается в том, что
программа дает возможность не только изучить основы различных
современных техник декоративно-прикладного творчества. В программе
определены конкретные изделия, выполнение которых связано не только с
той или иной технологической обработкой, но и с художественным
оформлением. Эти изделия находят практическое применение в быту,
оформлении интерьера и другое. Технология изготовления изделий
несложная, а время, затраченное на их изготовление, — минимально, чтобы
дети смогли быстрее увидеть результат своего труда. Это способствует
развитию их интереса, стремлению к самостоятельности. Еще один немало
важный и новый момент в данной программе это то, что учебный процесс
может осуществляться в дистанционной форме обучения детей.
Дистанционное обучение обладает рядом качеств, которые делают его весьма
эффективным. Главным образом, эффективность достигается за счет
индивидуализации обучения: каждый ребенок занимается в удобном для него
темпе; каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для
освоения того или иного навыка.
Педагогическая целесообразность образовательной программы
состоит в том, что групповые занятия декоративно-прикладным творчеством
способствуют развитию творческих способностей ребят, формируют
эстетический вкус, улучшают эмоциональное состояние детей.
4

В современных условиях социально-культурного развития общества
главной задачей образования становится воспитание растущего человека
способного к творческому саморазвитию, самореализации. Приобретая
практические умения и навыки в области декоративно-прикладного
творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в
созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами с
раннего возраста. Участвуя в выставках, конкурсах разного уровня, дети
чувствуют свою значимость среди сверстников.
1.1.3 Отличительные особенности программы.
Отличительные особенности данной образовательной программы от
существующих состоят в том, что программа путем пробного
(ознакомительного) погружения в предметную сферу (аппликации из бумаги,
пластилина, изготовление простейшей мягкой игрушки, работе с природным
материалом) создает активную мотивирующую образовательную среду для
формирования познавательного интереса учащегося и обеспечения им
овладения элементарной компонентной грамотностью, что позволит ребенку
сделать в дальнейшем осознанный выбор в освоении программ базового
уровня «Бисероплетение», «Волшебный пластилин», «Природа и фантазия»,
«Наш край».
1.1.4 Адресат программы.
Программа рассчитана на учащихся младших классов в возрасте от 6 до
12 лет, не имеющих начальных умений и навыков в декоративно-прикладном
творчестве. Набор в группы 1 года обучения осуществляется от 12 до 25,
человек.
1.1.5 Уровень программы, объём и сроки реализации
Программа «Мастерская талантов» ознакомительного уровня,
рассчитана на 1 год обучения при постоянном составе детей.
Объём учебных часов 1 год обучения – 72 часа.
1.1.6 Форма обучения и режим занятий
При реализации программы, предполагаются очные групповые формы
организации деятельности учащихся, возможны дистанционные занятия.
Режим занятий
Занятия проводятся:
– два раза в неделю по 1академическому часу, или один раз в неделю 2
академических часа с 15-минутным перерывом;
1.1.7 Особенности организации образовательного процесса
Виды занятий:
Для реализации программы используется целостная система занятий:
ознакомление с новым материалом;
закрепление изученного материала;
занятия применения знаний и умений;
занятия обобщения и систематизации знаний;
занятия проверки и коррекции знаний и умений;
комбинированные занятия;
5

Занятия делятся на теоретические, практические и комбинированные,
проводятся всем составом группы.
Методы обучения:
- словесные (рассказ, беседа, объяснение);
-наглядные (показ схем, чертежей, образцовый показ, демонстрация поделок
в сети интернет);
-практические задания.
Стимулирующим методом является поощрение (похвала, одобрение,
благодарность). Наряду с образовательным процессом учащиеся
привлекаются в культурно-досуговые мероприятия «День открытых дверей»;
«Новогодний утренник»; «Масленица пришла» и др., повышая тем самым
эффективность обучения и интеллектуальный уровень учащихся.
Реализация вышеперечисленных методов дополняются методами
контроля: педагогическое наблюдение, беседы, опросы, анализ результатов
деятельности.
1.2 Цель и задачи программы
Цель содействие развитию у учащихся интереса к декоративно-прикладному
творчеству.
Задачи.
Образовательные:
- познакомить детей с историей различных видов рукоделия, историей
развития декоративно-прикладного творчества на Кубани.
- сформировать элементарные знания о техниках: «Бисероплетения»,
«Аппликация из пластилина, бумаги, природного материала», «Флористика»;
- привить основные навыки в изучаемых видах декоративно - прикладного
творчества;
- научить детей владеть различными инструментами и приспособлениями;
- формировать навыки владения техническими средствами обучения;
- развитие навыка использования социальных сетей в образовательных целях.
Личностные:
-развить устойчивый интерес к занятию декоративно-прикладным
творчеством и мотивацию к самосовершенствованию в данной области;
-формировать художественный вкус, способность видеть и понимать
прекрасное;
- развивать творческое мышление, внимание, память, воображение;
-развить
коммуникативные
навыки,
обеспечивающие
совместную
деятельность в группе, сотрудничество, общение.
-формировать
аккуратность,
усидчивость,
трудолюбие,
терпение,
бережливость, улучшить моторику, гибкость рук и точность глазомера.
Метапредметные:
- формировать интерес детей к миру народной культуры;
- формировать эстетический вкус;
- обеспечивать эмоциональное благополучие ребёнка;

6

-создавать в объединении творческую атмосферу сотрудничества и
взаимопомощи, доброе отношение к товарищам, уважительное отношение к
семье;
- развивать положительные качества личности – доброту, отзывчивость,
коммуникабельность;
- активизировать совместную деятельность педагога и родителей;
- сформировать дружный коллектив;
- формировать положительное отношение к труду;
1.3 Содержание программы.
1.3.1 Учебный план
Учебный план
№
п/п

Название раздела
темы

Количество часов
Теория Практика

1.
2.

3.
4.
5.
6.

7
8
9
10.
11.

Вводное занятие.
Работа с природным
материалом. Флористика.
Аппликация из листьев.
Аппликация из бумаги.
Итоговое занятие.
Аппликация из
пластилина.
Аппликация из
природных материалов
(круп, семян и.т.д.)
Итоговое занятие.
Игрушки из бисера.
Итоговое занятие.
Сувениры из бумаги и
картона.
Итоговое занятие.
Итого:

2
1

5

Всего
часов
2
6

Формы
аттестации
контроля

выставка

7

6
2
8

выставка
опрос
выставка

7

8

выставка

1

2
19
2
13

2
20
2
14

выставка работ
вставка работ
выставка работ
выставка

2
72

опрос

10

2
62

1
2
1

5

1

1

1.3.2 Содержание учебного плана
Раздел 1. Вводное занятие.
Теория. Режим работы, Обзор программы. Знакомство с материалами и
инструментами. Техника безопасности при работе с ножницами, тканью,
бумагой, кожей, флористическим материалом, клеем. Правила организации
рабочего места. История развития декоративно-прикладного творчества на
Кубани. Игра на знакомство «Расскажу я о себе».
7

Раздел 2. Работа с природным материалом. Флористика.
Теория. «Что такое флористика?» беседа. Правила заготовки и хранения
флористического материала, правила наклеивания и оформления. Просмотр
готовых образцов аппликаций и панно.
Практика. Выполнение нескольких аппликаций из листьев и цветов.
Раздел 3. Аппликация из бумаги.
Теория. Что такое аппликация из бумаги, виды аппликаций беседа. Правила
наклеивания и оформления. Просмотр готовых образцов аппликаций и панно
из бумаги.
Практика. Выполнение нескольких аппликаций способом наклеивания на
картон.
Раздел 4. Итоговое занятие.
Теория. (Устный опрос по пройденным темам).
Раздел 5. Аппликация из пластилина.
Теория. Работа с пластилином. Виды: аппликаций способы лепки. Просмотр
готовых изделий.
Практика. Изготовление нескольких аппликаций из пластилина различными
способами.
Раздел 6. Аппликация из природных материалов
(круп, семян и.т.д.)
Теория. Работа с природными материалами. Правила работы, просмотр
готовых образцов.
Практика. Изготовление нескольких сувениров , панно, новогодних венков,
елочных игрушек, из природных материалов.
Раздел 7. Итоговое занятие.
Практика. Выставка творческих работ. Анализ, обсуждение.
Раздел 8. Сувениры из природных материалов.
Теория. История возникновения бисероплетения. Техника безопасности при
работе с ножницами, иглой. Основные техники плетения из бисера.
Просмотр готовых образцов изделий из бисера.
Практика. Плетение «Крестом», «Сплошное бисерное плетение», «Плетение
петлями».
Прорабатывание основных техник плетения «Крестом», «Сплошное бисерное
плетение», «Плетение петлями».
.
Изготовление сувениров и украшений из бисера. Изготовление игрушек из
бисера на проволочной основе.
Раздел 9. Итоговое занятие.
8

Практика. Выставка творческих работ.
Раздел 10. Сувениры из бумаги.
Теория. Создание сувениров из бумаги и картона. Правила работы с
картоном. Техника безопасности.
Практика. Изготовление закладок, игрушек, открыток из бумаги и картона.
Раздел 11. Итоговое занятие.
Практическая работа. Опрос по пройденным темам. Выставка творческих
работ. Подведение итогов работы за год.
1.4. Планируемые результаты
Предметные результаты
учащиеся будут знать:
-историю возникновения различных техник декоративно-прикладного
творчества;
- технику безопасности при работе с различными инструментами;
- основные способы работы по алгоритму, схеме, чертежу;
- требования к содержанию рабочего места;
- элементарные способы изготовления работ в изучаемых техниках
декоративно-прикладного творчества;
- правила составления простых аппликаций;
учащиеся будут уметь:
-пользоваться
различными
инструментами
и
приспособлениями,
организовать рабочее место;
- выполнять инструкции, несложные алгоритмы при решении поставленных
задач;
- изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, рисунку,
схеме, чертежу;
- выбирать материалы с учётом их свойств, определяемым по внешним
признакам;
-соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении
и сборке изделия;
- пользоваться техническими средствами обучения;
- использовать социальные сети в образовательных целях.
Личностные результаты
у обучающихся детей будут развиты:
- способность видеть и понимать прекрасное;
- внимание, память, воображение, моторика и гибкость рук, точность
глазомера;
- коммуникативные навыки, обеспечивающие совместную деятельность в
группе, сотрудничество, общение;
- организационно-управленческие навыки: (умение содержать в порядке своё
рабочее место);
у детей будут воспитаны:
9

- аккуратность, усидчивость, трудолюбие, бережливость, сформировано
положительное отношение к труду;
Метапредметные результаты
у учащихся будут развиты:
- мотивация к изучению различных техник декоративно-прикладного
творчества.

10

Раздел 2 «Комплекс организационно
включающий формы аттестации».

– педагогических условий,

Календарный учебный график программы «Мастерская талантов»
Дата начала и
окончания учебного
периода
Количество учебных
недель
Продолжительность
каникул
Место проведения
занятия
Время проведения
занятия
Занятие – 45 минут
Перемены - 15 минут

1 сентября 2024г.

36
Каникулы с 01.06.2024г. по 31.08.2025г

группа
День

группа

Время

Форма занятий
Сроки контрольных
процедур

до 31 мая 2025г.

День

время

Групповая
Начальная диагностика (октябрь), текущая
диагностика (декабрь, март), итоговая диагностика
(май)

Сроки выездов,
экскурсий, походов,
туристических
прогулок
Участие в массовых
мероприятиях
(соревнованиях)

11

№
занят
ия

1

2

№ п/п Дата
темы

Тема занятия

1.
1.1

Вводное занятие
Теория
Режим работы, Обзор программы .
Знакомство с материалами и
инструментами. Техника
безопасности при работе с
ножницами, тканью, бумагой,
кожей, флористическим материалом,
клеем. Правила организации
рабочего места. История развития
декоративно-прикладного
творчества на Кубани. Игра на
знакомство «Расскажу я о себе».

2.

Работа с природным материалом.
Флористика.
Теория
Что такое флористика? беседа.
Правила заготовки и хранения
флористического материала,
правила наклеивания и оформления.
Просмотр готовых образцов
аппликаций и панно.
Практика

2.1

Кол- Время
во
проведен
часов ия
занятия
2
2

Форма занятия

Место
проведе
ния

Формы
контроля

Лекция
Презентация

Обсуждение

1

Рассказ.
Демонстрация
готовых
образцов.

Обсуждение

1

Практическая

Самоанализ

6

3

2.2

4

2.3

5

3.
3.1

6

3.2

7

3.3

Изготовление аппликации из
листьев и цветов «Ёжик».
Практика
Изготовление аппликации из
листьев и цветов «Бабочка»,
«Полянка».
Практика
Изготовление аппликации из
листьев и цветов «Букет»,
«Петушок».
Аппликация из бумаги
Теория.
Что такое аппликация из бумаги,
виды аппликаций беседа. Правила
выбора бумаги для аппликации,
правила наклеивания и оформления.
Просмотр готовых образцов
аппликаций и панно из ткани и
фетра.
Практика .
Выполнение аппликации из бумаги
способом наклеивания на картон.
Практика .
Выполнение аппликации из бумаги
способом наклеивания на картон.
Практика .
Выполнение аппликации из бумаги
способом наклеивания на картон.

работа
2

Практическая
работа

Взаимная
оценка

2

Практическая
работа

Самоанализ

Рассказ.
Демонстрация
готовых
образцов.

Обсуждение

1

Практическая
работа

Обсуждение

2

Практическая
работа

Обсуждение

2

Практическая
работа

Анализ

6
1

13

8

4.
4.1
5.

9

5.1

10

5.2

11

5.3

12

5.4

6.

13

6.1

Итоговое занятие
Теория. (Устный опрос по
пройденным темам).
Аппликация из пластилина

2
2

Теория. Работа с пластилином.
Виды: плоскостной, полуобьемный.
Просмотр готовых изделий.

1

Практика
Изготовление
аппликации
из
пластилина.
Практика
Изготовление
аппликации
из
пластилина.
Практика
Изготовление
аппликации
из
пластилина.
Практика
Изготовление
аппликации
из
пластилина.
Аппликация из природных
материалов
(круп, семян и.т.д.)
Теория . Работа природным
материалом ( семена, крупы, шишки,
желуди).Правила и особенности
работы, просмотр готовых образцов.

1

практическая
работа

Устный опрос

8
Рассказ.
Демонстрация
готовых
образцов.
Практическая
работа

Обсуждение

2

Практическая
работа

Взаимная
оценка

2

Практическая
работа

Анализ

2

Практическая
работа

Самооценка

Рассказ.
Демонстрация
готовых
образцов.

Обсуждение

Обсуждение
трудностей

8

1

14

14

15

16

6.2

6.3

6.4

7.
17

18

7.1

Практика .
Изготовление
сувениров
природных материалов.
Практика .
Изготовление
сувениров
природных материалов.
Практика .
Изготовление
сувениров
природных материалов.
Практика.
Изготовление сувениров из
природных материалов.

1

Практическая
работа

Анализ

2

Практическая
работа

Самооценка

2

Практическая
работа

Взаимная
оценка

2

Практическая
работа

Анализ

Практическая
работа

Выставка

из
из
из

Итоговое занятие

2

Выставка творческих работ

2

8.

Простейшая мягкая игрушка.

20

8.1

Теория.
История возникновения
бисероплетения.
Техника
безопасности
при
работе
с
ножницами,
иглой.
Основные
техники плетения из бисера.
Просмотр готовых образцов изделий
из бисера.

1

Беседа,
демонстрация
готовых
изделий

Обсуждение

Практика . Плетение «Крестом»,
«Сплошное бисерное плетение»,
«Плетение петлями».

1

Практическая
работа

Самооценка

15

19

8.2

20

8.3

21

8.4

22

8.5

23

8.6

24

8.7

Техника
плетения
«Крестом»,
изготовление браслетов.
Техника плетения «Крестом»,
изготовление браслетов
Изготовление игрушки «Рыбка бычок».
Подбор материалов и инструментов
изготовление отдельных деталей.
Изготовление основной части
изделия. Сборка и оформление
изделия. Представление готового
изделия.
Изготовление игрушки «Стрекоза».
Подбор материалов и инструментов
изготовление отдельных деталей.
Изготовление основной части
изделия. Сборка изделия и
оформление .
Изготовление игрушки «Дельфин».
Подбор материалов и инструментов
изготовление отдельных деталей.
Изготовление основной части
изделия.
Изготовление игрушки «Бабочка».
Подбор материалов и инструментов
изготовление отдельных деталей.
Изготовление основной части
изделия.

Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа

Анализ

2

Практическая
работа

Анализ

2

Практическая
работа

Самооценка

2

Практическая
работа

Самооценка

2
2
2

16

Обсуждение
трудностей
Самооценка

25

8.8

26

8.9

27

8.10

9.
28

29

30

Изготовление игрушки «Божья
коровка».
Изготовление декоративных деталей
изделия. Сборка изделия.
Представление готового изделия.
Изготовление игрушки «Оса».
Изготовление декоративных деталей
изделия. Сборка изделия.
Представление готового изделия.
Изготовление сувенира «Цветок».
Изготовление декоративных деталей
изделия. Сборка, оформление
изделия. Представление готового
изделия.

2

Практическая
работа

Самооценка

2

Практическая
работа

Анализ

2

Практическая
работа

Обсуждение
трудностей

Итоговое занятие.

2
Практическая
работа

выставка

Беседа.
Демонстрация
готовых
образцов
изделий.
Практическая
работа

обсуждение

Практическая
работа

Самоанализ

9.1

Практика.
работ.

10.

Сувениры
картона.

10.1

10.2

Выставка

из

творческих

бумаги

и

2

14

Теория. Правила работы с картоном,
склеивание, сшивание. Техника
безопасности. Просмотр готовых
изделий.

1

Практика. Изготовление закладки
для книг.

1

Практика. Изготовление закладки
для книг.

2
17

Обсуждение

31

10.3

32

10.4

33

10.5

34

10.6

35

10.7

11.
36

11.1

Практика.Изготовление
полуобъемной аппликации
Практика.
Изготовление
декоративной вазочки из картона. И
цветной бумаги.
Практика. Изготовление цветов из
различной бумаги.
Практика. Изготовление открыток к
различным праздникам.
Практика. Изготовление открыток к
различным праздникам.

2

Итоговое занятие

2

Практическая работа. Опрос по
пройденным
темам.
Выставка
творческих
работ.
Подведение
итогов работы за год.
Итого

2

2

2
2
2

72

18

Практическая
работа
Практическая
работа

Самоанализ

Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа

Самооценка

Практическая
работа

Опрос
Награждение
грамотами.

Самоанализ

Самоанализ
Взаимная
оценка

2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение.
Для успешной реализации программы необходимо проводить занятия в
помещении соответствующем требованиям САНПиН.
Оборудование, инструменты:
1.Столы, стулья.
2.Планшетный компьютер.
3.Шкафы и полки для выставочных работ.
4.Гербарии засушенных растений.
5.Видеоматериалы, презентации к разделам программы.
6.Клей ПВА, клей Момент.
7.Альбомы, картон.
8.Ножницы, иголки, нитки швейные.
9.Цветная бумага.
10.Бисер,проволока,ювелирная леска.
11.Пластилин.
Планшетный компьютер с доступом в сеть Интернет, цифровые
образовательные ресурсы к каждому разделу программы, папки с
наглядными материалами, схемами, лекалами.
Кадровое обеспечение.
Программа может быть реализована педагогическими работниками с
высшим или средним профессиональным образованием, имеющими навыки
работы в области декоративно-прикладного творчества.
2.3. Формы аттестации
Формы аттестации - оценка образовательных результатов учащихся
по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«Мастерская талантов»
осуществляется в порядке, установленном
локальным нормативным актом "Положение
о внутреннем итоговом
мониторинге освоения дополнительных общеобразовательных программ
учащимися объединений муниципального бюджетного учреждения
дополнительного образования
Дома детского творчества ст. Советской
муниципального образования Новокубанский район".
Формой отслеживания и фиксации образовательных результатов учащихся
является протокол внутреннего итогового мониторинга, составленный
педагогом.
Для определения индивидуальной образовательной траектории на
вводном занятии первого года обучения необходимо проводить начальную
диагностику. Для отслеживания и фиксации результатов обучения по
программе, целесообразно проводить промежуточную и итоговую
диагностику.
Для этого педагог использует следующие формы:
19

• открытое занятие
• беседы
• практические задания
• отчётные выставки
• викторины
• игровые и познавательные досуговые мероприятия
• праздники
Образовательные результаты фиксируются в материалы анкетирования и
тестирования, которые заносятся в диагностическую карту.
В конце каждой темы планируется проведение выставок в
объединении, самостоятельных работ по изготовлению изделий по памяти,
конкурсы различного уровня, выполнение и представление творческих
проектов.
В конце каждого года обучения проводятся итоговые выставки лучших
работ, также персональные выставки, с награждение авторов грамотами.
Способы определения результативности:
- Наблюдение;
- Анализ;
- Мониторинг.
Виды контроля и аттестации учащихся:
- вводной контроль – это оценка исходного уровня знаний учащихся перед
началом образовательного процесса;
- промежуточная аттестация - это оценка качества усвоения учащимися
содержания конкретной образовательной программы по итогам учебного
года, полугодия;
- итоговая аттестация - это оценка усвоения достижений обучающихся,
заявленных в образовательных программах по завершению учебного года и
курса обучения по образовательной программе.
Вводный контроль
Входной контроль осуществляется в начале образовательного процесса
с 15 по 30 октября.
Содержание
материала
контроля
определяется
педагогом
самостоятельно на основании содержания программного материала.
Входной контроль осуществляется педагогом по каждой группе (в
соответствии с Программой).
Текущий контроль
Текущий контроль успеваемости учащихся – это систематическая
проверка образовательных достижений учащихся, проводимая педагогом в
ходе осуществления образовательной деятельности в соответствии с
образовательной программой, в ходе текущего и промежуточного
оценивания, выполнения проверочных, итоговых работ.
20

Текущий контроль проводится с целью систематического контроля и
последующей коррекции уровня достижений учащихся в усвоении
теоретического материала, степени сформированности универсальных
учебных действий, а также носит мотивационный характер.
Содержание материала контроля определяется педагогом на
основании содержания программного материала и в соответствии с ее
прогнозируемыми результатами.
Форму текущего контроля определяет педагог с учетом контингента
учащихся, уровня обученности детей, содержания учебного материала,
используемых им образовательных технологий и др.
Промежуточная аттестация учащихся
Промежуточная аттестация проводится как оценка результатов
обучения за определённый промежуток учебного времени – за полугодие /
год.
Промежуточная аттестация учащихся включает в себя проверку
теоретических знаний и практических умений и навыков.
Промежуточная аттестация учащихся осуществляется педагогами
дополнительного образования, работающими в объединениях и
контролируется администрацией учреждения.
Промежуточная аттестация учащихся проводится в декабре/мае.
Промежуточная аттестация осуществляется педагогом по каждой
группе (в соответствии с Программой).
Итоговая аттестация учащихся
Итоговая аттестация учащихся проводится по завершении обучения
по образовательной программе.
Для проведения итоговой аттестации учащихся приказом директора
формируется аттестационная комиссия (не менее двух человек), в состав
которой могут входить методист, педагог дополнительного образования.
Результаты итоговой аттестации учащихся должны оцениваться
таким образом, чтобы можно было определить:
насколько достигнуты прогнозируемые результаты дополнительной
образовательной программы каждым учащимся;
полноту выполнения дополнительной образовательной программы;
результативность самостоятельной деятельности учащегося в
течение всех годов обучения.
Оценка, оформление и анализ результатов аттестации.
Результаты входного контроля, промежуточной и итоговой
аттестации учащихся на каждую группу (в соответствии с Программой),
вносятся в протокол мониторинга образовательного уровня учащихся, по
21

которому определяются результаты освоения учащимися дополнительных
образовательных программ.
Качество освоения образовательных программ определяются на основании
определения уровней освоения программного материала.
Уровни освоения теоретического (программного) материала:
Теоретическая подготовка – теоретические знания по программе, полнота
реализации программы.
- «Ниже среднего» – ребенок овладел менее чем ½ объема знаний,
предусмотренных программой (практически не освоил программу) (2-4
балла).
- «Средний» – объем усвоенных знаний составляет от 1/2 до 2/3 знаний,
предусмотренных программой (освоил программный материал в
необходимой степени) (5-7 баллов).
- «Высокий» – ребенок освоил практически весь объем знаний,
предусмотренный программой за определенный период (8-10 баллов).
Уровни владения специальной терминологией:
- «Ниже среднего» – ребенок, как правило, избегает употреблять
специальные термины (2-4 балла).
- «Средний» – ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой (5-7
баллов).
«Высокий» - специальные термины употребляются осознанно и в полном
соответствии с их содержанием (8-10 баллов).
Уровни владения практическими умениями и навыками:
Практическая подготовка включает практические умения и навыки,
предусмотренные программой; владение специальным оборудованием и
оснащением, необходимым для освоения программы.
- «Ниже среднего» – ребенок овладел менее
программой умений и навыков (2-4 балла).

чем ½ предусмотренных

- «Средний» – объем усвоенных умений и навыков составляет от 1/2 до 2/3
(5-7 баллов).
- «Высокий» – ребенок овладел практически всеми умениями и навыками,
предусмотренными программой за конкретный период (8-10 баллов).
22

Уровни творческих навыков:
Творческие навыки ребенка, творческое отношение к делу и умение
воплотить его в готовом продукте.
- «Ниже среднего» – ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие
практические задания (2-4 балла).
- «Средний» – ребенок выполняет задания на основе образца (5-7 баллов).
- «Высокий» – ребенок выполняет практические задания с элементами
творчества (8-10 баллов).
Качество освоения программного материала.
Качество освоения программного материала определяется путём вычисления
среднего балла по всем четырём критериям:
балла.

Качество освоения программного материала на низком уровне –2-4

Качество освоения программного материала на среднем уровне –5-7
баллов.
Качество освоения программного материала на высоком уровне –810 баллов.
Результаты входного контроля, промежуточной и итоговой
аттестации также вносятся в сводный протокол результатов освоения
учащимися программных материало, где педагогом фиксируются результаты
работы по всем его реализуемым программам.
Данные результаты входного контроля, промежуточной и итоговой
аттестации учащихся
передаются методисту для дальнейшей обработки.
Протоколы мониторинга хранятся в ДДТ в течение всего
обучения по образовательной программе каждой конкретной группы.

срока

2.4. Оценочные материалы
Тесты, наблюдение. Перечень диагностических карт, портфолио
детских работ и достижений.
Входящий контроль – определение уровня знаний, умений, навыков в виде
бесед, практических работ, викторин, игр.
Промежуточный контроль: коллективный анализ каждой выполненной
работы и самоанализ; проверка знаний, умений, навыков в ходе беседы.
Итоговый контроль: тестирование, участие в выставках.
23

Формы и виды контроля
объединения «Мастерская талантов»
№

Сроки

Цель контроля

Формы контроля

1

Октябрь

Опрос

2

Декабрь

3

Май

Проверка уровня
знаний основ
декоративно
прикладного
творчества
Проверка уровня
знаний
рассмотренных тем
Проверка уровня
знаний, умений и
навыков
полученных за
прошедший
учебный год

Выставка работ
Опрос.

2. 4 Методические материалы
Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся,
возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания
программы учитывается темп развития специальных умений и навыков,
уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа
позволяет индивидуализировать работы: более сильным детям будет
интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить
работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы
сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед
трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
К каждому разделу программы разработаны учебно-методические
комплексы, включающие основные теоретические знания по разделу,
выкройки, пошаговые инструкции.
Для формирования гибких, мобильных знаний, а также умения
применять их в нетипичных ситуациях успешно применяется
компетентностный подход.
Формирование коммуникативных компетенций достигается при
помощи приёмов способствующих развитию умения общаться со
сверстниками и взрослыми людьми, работать самостоятельно и в группе, где
дети учатся распределять обязанности и выполнять определённые
социальные роли.
24

Информационные компетенции развиваются при самостоятельной
подготовки сообщений, изделий и поделок с использованием различных
источников информации: книг, учебников, справочников, энциклопедий,
каталогов, интерактивных приложений для оптимизации работы. Владение
навыками использования информационных устройств: компьютера,
принтера.
Здоровьесберегающая компетенция совершенствуется при изучении и
применении правил личной гигиены, заботы о собственном здоровье, личной
безопасности, проведении регулярных инструктажей по технике
безопасности.
Учебно-познавательные компетенции формируются при изучении
истории возникновения различных техник декоративно-прикладного
творчества; основных способов работы по алгоритму, схеме, чертежу;
элементарных способов работы в различных техниках рукоделия;
простейших способов изготовления элементов декора из подручного
материала (кожа, цветная бумага, картон, ленты, ткань и др.); правила
составления простых композиций.
Всё вышесказанное обуславливает выбор следующих методов:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, и т.д.);
- наглядный (показ электронных материалов, иллюстраций, наблюдение,
демонстрация (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и
др.);
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают
готовую информацию;
- репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и
освоенные способы деятельности;
- частично-поисковый – участие детей в коллективном и индивидуальном
поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом.
Раздел 3. Воспитание
3.1 Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания детей
Целью воспитания является развитие личности, самоопределение и
социализация детей на основе социокультурных, духовно-нравственных
ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в
интересах человека, семьи, общества и государства, формирование чувства
патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества
и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и
старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к
культурному наследию и традициям многонационального народа Российской
Федерации, природе и окружающей среде (Федеральный закон от 29.12.2012
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2, п. 2).
25

Задачами воспитания по программе являются:
-усвоение детьми знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций;
информирование детей, организация общения между ними на
содержательной основе целевых ориентиров воспитания;
-формирование и развитие личностного отношения детей к творческим
занятиям, к собственным нравственным позициям и этике поведения в
учебном коллективе;
-приобретение детьми опыта поведения, общения, межличностных и
социальных отношений в составе учебной группы, применение полученных
знаний, организация активностей детей, их ответственного поведения,
создание, поддержка и развитие среды воспитания детей, условий
физической безопасности, комфорта, активностей и обстоятельств общения,
социализации, признания, самореализации, творчества при освоении
предметного и метапредметного содержания программы.
Целевые ориентиры воспитания детей по программе:
-воспитание уважения к художественной культуре,
народов России;

искусству

-формирование восприимчивости к разным видам искусства;
интереса к истории искусства, достижениям и биографиям мастеров;
-формирование
заинтересованности
в
презентации
своего
творческого продукта, опыта участия в концертах, выставках и т. п.;
-формирование стремления к сотрудничеству, уважения к старшим;
ответственности; воли и дисциплинированности
-в творческой деятельности;
-воспитание уважения к историческому и культурному наследию
народов России.
3.2 Формы и методы воспитания
Решение задач информирования детей, создания и поддержки
воспитывающей среды общения и успешной деятельности,
формирования межличностных отношений на основе российских
традиционных духовных ценностей осуществляется на каждом из
учебных занятий.
В воспитательной деятельности с детьми по программе
используются методы воспитания: метод убеждения (рассказ,
разъяснение, внушение), метод положительного примера (педагога и
других взрослых, детей); метод упражнений (приучения); методы
одобрения и осуждения поведения детей, педагогического требования
(с учётом преимущественного права на воспитание детей их
26

родителей (законных представителей), индивидуальных и возрастных
особенностей детей младшего возраста) и стимулирования,
поощрения (индивидуального и публичного); метод переключения в
деятельности; методы руководства и самовоспитания, развития
самоконтроля и самооценки детейв воспитании; методы воспитания
воздействием группы, в коллективе.
3.3 Условия воспитания, анализ результатов
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации
деятельности детского коллектива на основной учебной базе реализации
программы в организации дополнительного образования детей в
соответствии с нормами и правилами работы организации.
Анализ
результатов
воспитания
проводится
в
процессе
педагогического наблюдения за поведением детей, их общением,
отношениями детей друг с другом, в коллективе, их отношением к педагогам,
к выполнению своих заданий по программе. Косвенная оценка результатов
воспитания, достижения целевых ориентиров воспитания по программе
проводится путём опросов родителей в процессе реализации программы
(отзывы родителей) и после её завершения.
Анализ результатов воспитания по программе не предусматривает
определение персонифицированного уровня воспитанности, развития качеств
личности конкретного ребёнка, обучающегося, а получение общего
представления о воспитательных результатах реализации программы,
продвижения в достижении определённых в программе целевых ориентиров
воспитания, влияния реализации программы на коллектив обучающихся: что
удалось достичь, а что является предметом воспитательной работы в
будущем. Результаты, полученные в ходе оценочных процедур — опросов,
интервью — используются только в виде агрегированных усреднённых и
анонимных данных.
3.4. Календарный план воспитательной работы

№
п/п

1

Название
мероприятия

Сроки

Практический результат
и информационный
Форма
продукт,
проведения
иллюстрирующий
успешное достижение
цели события

Беседа-презентация
Беседа«Здоровый образ жизни, В течении
презентация Фото и видеоматериалы
что это такое»
года
на уровне ДДТ

27

2

Тематическая беседа
«Наркотикам нет»

В течении
года

Тематический
Фото и видеоматериалы с
час
выступлением
на уровне ДДТ

3

Презентация «Не
В течении Презентация Фото и видеоматериалы с
разжигай огонь в лесу» года
выступлением
на уровне ДДТ

4

Тематический час «У
истоков казачества»

5

Презентация « Правила В течении Презентация Фото и видеоматериалы с
дорожного движения» года
выступлением
на уровне ДДТ

6

Тематический час
«Земля наш общий
дом»

7

Презентация-беседа
«Терроризм и
преступления»

В течении Тематический Фото и видеоматериалы с
час
года
выступлением
на уровне ДДТ

В течении Тематический Фото- и видеоматериалы с
час
года
выступлением
на уровне ДДТ

В течении Презентация- Фото и видеоматериалы с
беседа
года
выступлением
на уровне ДДТ

28

8

Беседа «Все профессии В течении Презентация- Фото и видеоматериалы с
беседа
года
выступлением
важны»
на уровне ДДТ

9

Влияние ДПТ на
развитие ребенка»

В течении Собрание
Фото и видеоматериалы с
года
выступлением
на уровне ДДТ

Раздел 4 Литература
Список литературы для педагога
1.Бондарева Н.А. «Конструирование современного урока на основе
педагогической техники».- Армавир, 2001.
2.Григорьева А. «Золотая книга рукоделий» - М.: Белый город, 2008.
3.Силберг Дж. «500 пятиминутных развивающих игр для детей»/Пер. с англ.
Е.Г. Гендель.-Мн.:ООО» Попурри», 2004.
4. Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. «Технология. Уроки творчества: Учебник
для 2 класса. – 6-е изд. – Самара: Издательство Учебная литература»:
Издательский дом «Фёдорова», 2013.
5. Сайт: Педагогические технологии - Кукушин В.С. - 3.14. Авторская
педагогическая технология C.Н. Лысенковой (опережающее обучение с
использованием опорных схем).
Электронные ресурсы
1. «Библиотека по педагогике» С.Н. Лысенкова. Когда легко учиться. «Дайте
открытый
урок».
Режим
доступа:
http://www.univer5.ru/pedagogika/pedagogicheskie-tehnologii-kukushin-v.s/Page62.html
http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000039/st003.shtml
2.«Формирование ключевых компетенций школьников на уроках технологии
посредством взаимодействия основного и дополнительного оборудования»
И.Ф. Горохова – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/505471/
3.Сайт
«Страна
мастеров».
Техники.
–
Режим
доступа:
http://stranamasterov.ru/.
Список литературы для учащихся
1. Григорьева А. «Золотая книга рукоделий» - М.: Белый город, 2008.
29

2.Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. «Технология. Уроки творчества: Учебник
для 2 класса. – 6-е изд. – Самара: Издательство Учебная литература»:
Издательский дом «Фёдорова», 2013.
Электронные ресурсы
1. Сайт
«Страна
мастеров».
Техники.
Режим
доступа:
http://stranamasterov.ru/.
2. Сайт
«Рукоделие.
Мастер
классы.»Режим
доступа:
http://masterclassy.ru/rukodelie/rukodelie-dlya-doma/.
3. Сайт «Рукоделие и декор. Идеи, советы, уроки.» - Режим доступа:
http://www.osinka.ru/Sewing/Dekor/.
4. Сайт «Мастер-классы по рукоделию.» - Режим доступа:
http://inhandmade.ru/.
5. Сайт «Круг мастер-классов. Скрапбукинг.» - Режим доступа:
http://krug-masterov.ru/category/master-klassi/skrapbooking/.
6. Сайт «Мастера рукоделия». Режим доступа: http://masterarukodeliya.ru/.

Приложение 1
Оценочные материалы.
Диагностическая карта
Уровень достижений обучающихся по теме
«____________________________»
Педагог__________
Группа___________
Дата_____________
Источник информации______________________________

Итого:

Ф.И
Уровень достижений
30

1 балл - учащийся владеет материалом
на уровне элементирного узнавания и
воспроизведения отдельных элементов
2 балл - учащийся владеет материалом
на уровне элементирного узнавания,
излагает
его
не
связными
предложениями
3 балл - учащийся владеет материалом
на уровне отдельных фрагментов, что
составляет незначительную часть
4 балл - учащийся владеет материалом
на начальном уровне
5 балл - учащийся владеет материалом
на уровне выше начального, с
помощью педагога может
воспроизвести материал
6 балл – учащийся может
воспроизвести значительную часть
теоретического материала, сравнивать
и делать выводы.
7 балл - учащийся может применять
выученный материал на уровне
стандартных ситуация, контролирует
свои учебные действия, может
привести пример в подтверждение
своим суждениям.
8 балл – учащийся может
системотизировать информацию,
применять знания на практике,
исправлять ошибки самостоятельно.
9 балл – учащийся свободно владеет
изученным материалом, применяет его
на практике, свободно решает учебные
задачи.
10 балл – учащийся проявляет
начальные творческие
способности,определяет цели своей
учебной деятельности, находит новые
источники информации.
11 балл – учащийся высказывает своё
мнение, применяет знания в
нестандартных ситуациях.

31

12 балл - учащийся имеет творческие
способности и самостоятельно
применяет их, умеет самостоятельно
получать знания.
Цель: проверка уровня достижений обучающихся по теме.
Инструкция: пронаблюдайте за учащимися на пяти различных занятиях и отметьте следующие особенности каждого в графе с соответствующим
критерием знаком «+». На основе полученных результатов сделайте выводы
относительно каждого учащегося или группы в целом.

Приложение 2
Методика оценки личностного развития
Под общей редакцией О. Б. Даутовой и Е. Ю. Игнатьевой
Критерий

Показатели

1. Общекультурный
уровень

Соответствие знаний,
умений и навыков
содержанию
изучаемого курса

2. Активность на
занятии

Скорость освоения и
применения знаний

32

Шкала оценивания
3 балла — полное
освоение тем изучаемого
курса;
2 балла — 70% освоения;
1 балл — 50% освоения
3 балла — учащийся
достигает цели занятия,
помогает другим;
2 балла — реализует

3.
Выполнение единых
Дисциплинированность требований,
соблюдение
расписания,
своевременное
выполнение учебной
задачи

4. Межличностные
отношения

Культура общения со
взрослыми и детьми

5. Личностные
качества

Проявление интереса,
обмен знаниями,
умениями, желание
общаться с ребятами

33

поставленные задачи;
1 балл — не в полном
объеме справляется с
задачей
3 балла — учащийся
систематически посещает
занятия; своевременно
выполняет учебные
задачи.
2 балла — имеет место
опоздание на занятия,
несвоевременное
выполнение учебной
задачи;
1 балл — пропускает
занятия, мешает другим на
занятии
3 балла — в обращении со
старшими уравновешен,
скромен, с товарищами
спокоен, тактичен;
2 балла — в спорных
вопросах повышает тон;
1 балл — имеет место
нетактичное обращение к
товарищам по
объединению.
3 балла — задает
разносторонние вопросы,
охотно делится с
товарищами своими
знаниями и умениями;
2 балла — интересуется в
основном практической
стороной дела;
1 балл — неактивен в
познании нового,
использует только давно
известную, проверенную
информацию, привычные
способы и методы работы.

Уровень развития и сформированности какого-либо качества оценивается на
основе выбранных критериев в пределах выбранной шкалы для каждого года
обучения, чтобы можно было наблюдать динамику личностного развития:
Общая форма оценочной таблицы
№ Фамилия, Общекульт
пп имя
урный
уровень
1.
2.
3
…

Активно
сть на
занятии

Дисципли Межлност Личностн
нированно ные
ые
сть
отношения качества

Приложение 3
Методика Т.И. Шамовой
Анкета для учащихся 8-11 лет
«Как вы относитесь к занятиям в объединении?»
Цель: изучение уровня сформированности основных мотивов деятельности
учащихся.
Инструкция: прочитайте вопросы и для каждого блока укажите балл,
наиболее соответствующий варианту вашего ответа: 2 - всегда; 1 - иногда; 0 никогда.
Блок
1

Отношение
1. На уроке бывает интересно
2. Нравится педагог
34

Объединение

2

3

4

3. Нравится участвовать в выставках,
конкурсах
4. Родители заставляют учиться
5. Учу, так как это мой долг
6. Предмет полезен для жизни
7. Узнаю много нового
8. Заставляет думать
9. Получаю удовольствие, работая на
занятии
10. Легко дается.
11. С нетерпением жду занятия
12. Стремлюсь узнать больше, чем
требует педагог

Методика обработки результатов анкет
Для каждого ученика вычислить средний балл по группе: ситуативный интерес (I); учение по необходимости (II); интерес к предмету (III); повышенный
познавательный интерес (IV).
Вычислить средний балл по учебной группе;
На основании полученных данных построить график уровня
сформированности мотивации учебной деятельности.

Приложение 4
Наблюдение, направленное на проверку сформированности
коммуникативных умений и навыков (По Н.Л. Г алеевой)
Цель: проверка сформированности коммуникативных умений и навыков.
Коммуникативные умения и навыки определяют формы и виды участия в
коллективной учебной деятельности учащихся с разными характеристиками
развития сферы общения. Для педагога это очень важные параметры при
планировании и организации многих социализирующих форм и видов
работы - дискуссий, коллективной работы на единую цель и т.д.
1. Монологическая речь (устная или письменная);
2. Способность вести конструктивный диалог;
3. Способность работать в команде (подчиняться, руководить, делиться знаниями, полномочиями) и др.
35

Инструкция: пронаблюдайте за учащимися на пяти различных занятиях и от
метьте следующие особенности коммуникативных умений каждого,
пользуясь шкалой: 2 - достаточный уровень, 1 - критический уровень умение
присутствует, 0 - недостаточный уровень.
Уровень развития коммуникативных умений и навыков
недостаточный
критический
достаточный
Речь развита плохо, в
Устный полный ответ
Свободно рассуждает на
диалоге участвует
может построить только за данную тему в рамках
односложными отпо алгоритму. В группе полученных знаний. В
ветами, работая в
может участвовать в
диалоге активен, умеет
группе, только слушает. дискуссии. Услышанное внимательно слушать
Навык активного
анализирует, иногда
собеседника. В группе
слушания не
может задать вопросы.
может организовать
сформирован, не отсле- При работе в команде
обсуждение. При работе
живает логику рассказа, хорошо выполняет
в команде может как
не задает вопросов по
четко определенную
подчиняться, так и рукоходу рас сказа учителя
деятельность, без
водить одинаково
собственной активности успешно, сохраняет в
команде способность к
творчеству

Приложение 5
Наблюдение, направленное на проверку навыка самоконтроля и умения
учащихся самостоятельно работать на уроке (По Г.Б. Скоку)
Цель: проверка умения учащихся самостоятельно работать на занятии.
Инструкция: пронаблюдайте за учащимися на пяти различных занятиях и отметьте следующие особенности каждого, пользуясь шкалой: 2 - умение
выражено ярко, 1 - умение присутствует, 0 - умение отсутствует.
Тема:
№
Особенности деятельности
2
1
0
1.
Стремится начать выполнять только
после того, как понял и «принял»
задачу.
2.
Выполняет последовательно и
36

3.
4.

5.

6.
7.

8.

аккуратно все операции.
Контролирует свои действия в ходе
работы (замечает ошибки).
Контролирует свою работу по
результату (или предъявляет результат,
не согласующийся с тем, что можно
ожидать).
Может оценить сам, достаточно ли
хорошо справился с работой (спросить
об этом, принимая работу).
Может правильно оценить, трудна ли
для него работа.
Хорошо представляет, что, как и в какой
последовательности собирается
выполнять (умеет планировать).
Не переделывает работу заново.

37


Наверх

Добро пожаловать на сайт МБУДО ДДТ ст. Советской

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».