Программа Юный эколог 2024 -25

Содержание
Нормативно-правовые основания для проектирования и реализации
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования: объем,
содержание, планируемые результаты
3
1. 1 Пояснительная записка
4
1.1.1 Направленность дополнительной общеобразовательной Программы
4
1.1.2 Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
4
1.1.3 Отличительные особенности дополнительной общеобразовательной
программы
5
1.1.4 Адресат программы
6
1.1.5 Уровень программы, объем, и сроки реализации
6
1.1.6 Форма обучения и режим занятий
6
1.1.7 Особенности организации учебного процесса
6
1.2 Цель и задачи дополнительной общеобразовательной программы
6
1.3 Содержание программы
8
1.3.1 Учебный план
8
1.3.2 Содержание учебного плана
10
1.4 Планируемые результаты
12
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий, включающий
формы аттестации
14
2.1 Календарный учебный график
15
2.2 Условия реализации программы
20
2.3 Формы аттестации
21
2.3.1 Оценочные материалы
23
2.3.2 Методические материалы
25
Раздел 3. Воспитание
3.1 Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания детей
3.2 Формы и методы воспитания
3.3. Условия воспитания, анализ результатов
3.4. Календарный план воспитательной работы

31
31
31
32
33

Раздел 4.Список литературы

34

2

Раздел I
«Комплекс основных характеристик образования:объем, содержание,
планируемые результаты»
Нормативно-правовые основания для проектирования и реализации
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях развития
Российской Федерации на период до 2030 года».
3. Конституция РФ, принятая всенародным голосованием 12.12.1993 г. (с
изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020
г.).
4. Концепция развития дополнительного образования до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р)
5. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации
от 29.05.2015 № 996-р).
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022г.
№629 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным образовательным
программам».
7. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» национального проекта
«Образование», утвержден протоколом Президиума Совета при Президенте
Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным
проектам от 24.12.2018 №16, приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 03.09.2019 г. №467 «Об утверждении целевой
модели развития региональных систем дополнительного образования детей».
8. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
9. Краевые методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеобразовательных программ (2020 г.).
10. Устав МБУДО ДДТ ст. Советской принят общим собранием трудового
коллектива, 09 апреля 2019 г., утверждѐн постановлением администрации
муниципального образования Новокубанский район 12 апреля 2019 г., № 430.
11. Локальные акты МБУДО ДДТ ст. Советской.
3

1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная развивающая программа «Юный
эколог» обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики,
технологий и социальной сферы.
1.1.1. Направленность
Объединение «Юный эколог» имеет естественно - научную направленность,
которая определена особой актуальностью экологического образования в
современных условиях. Программа представляет собой инструмент введения
ребенка 7-11 лет в мир экологии, растений и животных на основе
исследований. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы,
возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI
веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества.
Направленность программы естественнонаучная, так как экологическое
воспитание учащихся сегодня является одной из важнейших задач общества,
а значит и образования. Проблемы экологии в последние годы выдвигаются
на первый план, поэтому необходимо углублять знания детей в этой области.
Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства,
так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить
любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями,
происходящими в природе и делать выводы.
Успех в решении целей экологического воспитания во многом зависит от
первого этапа обучения – начального, где закладываются основы знаний. В
этот период, у ребенка формируется осознанное отношение к окружающему
нас миру, развивается эмоционально-ценностное отношение к миру природы.
Занятия проводятся дистанционно с использованием сети интернет.
1.1.2.Новизна. Занимаясь в объединении, дети обогащают свой запас знаний
новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них
любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше.
При изучении тем, предусмотренных объединением, развивается мышление
образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание,
восприятие. В данной программе при традиционности направления
деятельности могут использоваться оригинальные приемы, методы,
педагогические технологии или нестандартной формой (чередование форм)
организации образовательной деятельности (контактная, бесконтактная),
(электронное обучение с применением дистанционных технологий).
Актуальность программы «Юный эколог» заключается в том, что
современное экологическое образование подразумевает непрерывный
процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование
общей экологической культуры и ответственности подрастающего
поколения. Актуальность определяется как ориентированность на решение
наиболее значимых для дополнительного образования проблем. Программа
хорошо адаптирована для реализации в условиях временного ограничения
(приостановки) для обучающихся занятий в очной (контактной) форме по
4

санитарноэпидемиологическим и другим основаниям и включает все
необходимые инструменты электронного обучения.
Педагогическая целесообразность - это аргументированное обоснование
применения педагогических приемов электронного обучения, использования
форм, средств и методов образовательной деятельности в условиях
электронного обучения в соответствии с целями и задачами дополнительного
образования. Не каждый из них станет защитником природы, но каждый в
состоянии научиться понимать истинную красоту и пользу природы, которая
преображает душу, делает ее доброй, отзывчивой, возвышенной и
творческой.
Программа основана на развитии интереса к познаниям в экологии,
потребности в изучении живой и неживой природы, любознательности,
смекалки, сообразительности детей, развитии логического мышления детей.
У детей развиваются личностные качества, такие как терпение, трудолюбие,
самостоятельность, любовь к природе, сострадание, наблюдательность.
Невозможно добиться высоких результатов, не приложив трудолюбия,
терпения. Наблюдая за растениями или животными, ухаживая за ними,
учащиеся радуются своим успехам, испытывая восторг и чувство
собственного достоинства за то, что они помогли сохранить погибающее
растение, или не дали умереть птицам в зимний период времени. Конкретный
результат вызывает чувство радости, удовлетворения. Задача педагога – в
доступной форме дать начальные знания основ экологии, раскрыть
интеллектуальные возможности ребенка.
Предлагаемые в программе виды деятельности являются целесообразными
для детей 7-11 лет, так как учтены психологические особенности их
возраста, уровень умений и навыков учащихся, а содержание отображает
познавательный интерес данного возраста.
1.1.3. Отличительной особенностью программы являются доступность в
работе с материалом, пошаговые усложнения, в постановке содержания
занятий их видов, форм, и в применении дистанционных технологий,
инструментария
электронного
обучения,
взаимосвязь
научноисследовательской и художественной направленности. Так как программа
предполагает экскурсии в природу, во время прогулки ребята невольно
обращают внимание на разнообразие растений и животных, а также
природный материал, который они собирают. В связи с этим в программу
включены занятия по работе с природным материалом, которые направлены
на развитие творческого потенциала ребенка, сближение детей с родной
природой, воспитание бережного, заботливого отношения к ней и
формирование трудовых навыков при работе с природным материалом.
Создание педагогом условий для активной самореализации, креативности
учащихся. Интеграция занятий. Работа с родителями, сотрудничество с
социумом.

5

Программа «Юный эколог» знакомит детей с элементами таких наук как
астрономия, биология, зоология, география, что расширяет кругозор детей и
отражает практическое применение знаний в других областях.
Авторскими находками данной программы являются: система учебнотематического планирования, использование авторских игровых технологий
в системе введения в мир природы, содержание программы опирается на
занятия, разработанные автором.
1.1.4. Адресат программы. Обучение по программе осуществляется с
детьми разного уровня развития, имеющих разную социальную
принадлежность, пол и национальность. В объединение принимаются все
желающие, не имеющие предварительной подготовки, при наличии справки,
заверенной врачом о физическом здоровье учащегося.
Программа рассчитана на учащихся в возрасте от 7 до 11 лет Наполняемость
группы – до 25 человек, ее состав постоянный.
1.1.5. Уровень программы, объѐм и срок реализации программы.
Программа «Юный эколог» реализуется на ознакомительном уровне и
рассчитана на 1 год обучения – 36 часов:
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий.
Программа рассчитана на 36 часов в год, 1 раза в неделю по 2 часу, занятия
проводятся согласно расписанию.
Установленная
продолжительность
одного
занятия
45
минут,
продолжительность перерыва между занятиями - 15 минут.
В ходе работы предполагается применение дистанционных технологий,
индивидуальное онлайн-консультирование с родителями с целью
организации учебного процесса.
Предусмотрено сокращение режима занятий с учѐтом использования
технических средств обучения при применении дистанционных технологий,
согласно рекомендациям СанПин,
1.1.6. Форма обучения - очная,дистанционная.
1.1.7. Особенности организации образовательного процесса
Состав группы: постоянный, количество учащихся 10-20 человек в группе.
Формы занятий: очная индивидуальные, групповые. Занятия организуются в
учебных группах, сформированных с учѐтом возрастных закономерностей и
уровнем первоначальных знаний и умений учащихся. Набор детей в
объединение осуществляется руководителем при отсутствии у них
медицинских противопоказаний, возраст учащихся от 7-11 лет, программа не
предусматривает никаких условий отбора по способностям, принимаются все
желающие дети разного возраста и пола, рекомендуется комплектовать
одновозрастные группы.
Виды занятий:
Теоретические, практические, комбинированные занятия, творческие
мастерские, творческие встречи.
6

1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: воспитание гуманной, социально-активной личности,
способной понимать и любить окружающий мир, бережно относиться к
природе.
Уровень программы "Юный эколог" - ознакомительный, поэтому цель
программы в знакомстве ребѐнка со спецификой предмета. Ребѐнок
открывает для себя мир природы с еѐ элементарные понятия.
Задачи:
Образовательные:
- расширении и уточнении знаний ребенка об окружающем мире;
- развитию у детей элементарных и вполне научных представлений о
существующих в природе взаимосвязях;
- получении первоначальных сведений о природе.
Личностные: - способствовать развитию личности ребенка в целом;
- умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения.
- совершенствование мышления, творческих способностей, умение думать
самостоятельно, логично и последовательно;
-способствовать развитию культуры поведения в социуме, навыков здорового
образа жизни;
- формирование экологической культуры, любви к природе;
-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей,
стимулирование
самостоятельной
познавательной
деятельности;
Метапредметные:
-адаптация к реальной действительности, к
экономической и социально-культурной ситуации;

местной

социально-

-формирование способности и готовности к использованию, творческих,
экологических знаний и умений в повседневной жизни, учебе в школе;
- стимулирование участия учащихся в повседневной реальной жизни,
развитие установки на стремление внести личный вклад
в
совершенствование жизни своего края, реализацию культурно-творческой
инициативы.
- развитие мотивации к изучению экологии в целом, способствовать
развитию самостоятельности, мировоззрения и нравственной позиции.
Выражение своих мыслей полно и точно;
-формулирование и аргументация своего мнения, учѐт разных мнений.
Уровень программы , объем и сроки реализации программы
Уровень программы – базовый.
7

Форма проведения занятия - очная, групповая, дистанционно.
Срок реализации - программа «Юный эколог» рассчитана на один год
обучения. На освоение программы отводится 36 часов в год.
Набор детей в объединение «Юный эколог» осуществляется руководителем
при отсутствии у них медицинских противопоказаний, возраст учащихся от
7-11 лет, программа не предусматривает никаких условий отбора по
способностям, принимаются все желающие дети разного возраста и пола,
рекомендуется комплектовать одновозрастные группы. Состав группы – 1017 человек.
1.3. Содержание программы
Данная программа «Юный эколог» предназначена для педагогов
дополнительного образования и рассчитана на 1 год обучения. Обучение
проводится с учетом индивидуальных способностей обучающихся, их уровня
знаний и навыков. На занятиях детям предоставляются возможности
удовлетворять свои интересы путем активного включения их в творческую
деятельность. В зависимости от поставленных задач на занятии
используются разнообразные методы (объяснительно-иллюстративный,
репродуктивный, частично-поисковый, метод проблемного изложения).
1.3.1. Учебный план программы и его содержание.

№
п/п

Учебный план 1 год обучения (таблица №1)
Количество часов
Название раздела, темы

Всего

Теори Прак Формы
я
тика контроля

1.

Вводное
занятие.
Игры
на
знакомство.
Ознакомительная
беседа «Правила поведения на
занятиях». Знакомство с порядком
и содержанием работы на занятиях,
о задачах коллектива.
Экскурсия по ДДТ. Инструктаж по
технике безопасности, правила
дорожного движения

наблюде
ние

2

2

-

2.

Наедине с природой.
Экскурсия в парк. Сбор природного

14

4

10

наблюде
ние
8

3.

4.

материала и подготовка его к
работе. Изготовление поделок из
природного материала.
Итоговое занятие. Опрос.
Понятие экосистемы. Экосистема,
ее основные звенья. Правила
экологической пирамиды.

2

-

2

опрос
наблюде
ние

4

4

-

12

4

8

Наблюде
ние

6.

Экологические проблемы водных
ресурсов
- Загрязнение водоемов
- Дары моря (поделки)
Итоговое занятие. Опрос.

2

-

2

опрос

7.

Голубая планета Земля.

20

14

6

1.

Живая природа.

2

2

-

наблюде
ние

2.

Неживая природа.

2

2

3.

Зарождение планеты и жизни на
земле.

2

2

-

наблюде
ние

4.

Свойства воздуха и воды.

2

2

-

наблюде
ние

5.

Охрана природы.

2

2

-

наблюде
ние

6.

Экологические катастрофы.

2

2

-

наблюде
ние

7.

- Поделки из плодов и семян
растений
- Обереги и сувениры для дома

8

2

6

5.

8.

Итоговое занятие. Опрос.

2

-

2

9.

Человек и природа.

12

6

6

наблюде
ние
Опрос,
выставка
работ

9

10.

11.

Весеннее пробуждение.
Экскурсия в парк (наблюдение за
деревьями и кустарниками в теплое
время года). Экскурсия в природу
(наблюдение за животными и
птицами в теплое время года).
Энциклопедия
природной
мудрости
–
приметы
и
предсказания
Поделки из бросового материала

12.

наблюде
ние
4

2

2

наблюде
ние

2

2

-

6

2

4

наблюде
ние
Наблюде
ние,
выставки
творческ
их работ.
Опрос

Итоговое занятие. Подведение
годовых
итогов.
Награждение
детей.

2

-

2

Итого

72

34

38

1.3.2. Содержание дополнительной общеобразовательной программы
«Юный эколог»
1. Вводное занятие (2часа).
Теория: Знакомство с порядком и содержанием работы на занятиях, о
задачах коллектива.
Практика: Игры на знакомство. Ознакомительная беседа «Правила
поведения на занятиях». Экскурсия по ДДТ. Инструктаж по технике
безопасности, правила дорожного движения.
2. Наедине с природой (14 часов).
Теория: Знакомство с окружающей нас природой.
Практика: Экскурсия в парк.
Практика: Сбор и сортировка семян различных растений. Изготовление
аппликаций. Использование семян овощей, фруктов и ягод (арбуз, дыня,
огурец, тыква, яблоко, апельсин и др.), злаковых и кормовых культур
(пшеница, ячмень, кукуруза) для изготовления панно и составления
орнаментов. Украшение ваз, стаканчиков для карандашей узорами из семян.
10

3 . Итоговое занятие (2 часа).
Теория: ----Практика: Опрос на тему: «Знакомство с окружающей нас природой».
4. Понятие экосистемы (4 часа).
Теория: Экосистема, ее основные звенья. Правила экологической пирамиды.
Биосфера.
Практика: -------5. Экологические проблемы водных ресурсов
- Загрязнение водоемов
Теория: Знакомство с разнообразием морских и речных природных
материалов (песок, ракушки, камни и т.д.). Форма, цвет, фактура материалов.
Разнообразие ракушек. Сложности при работе с ракушками. Технология
выполнения поделок из ракушек. Техника безопасности при работе с
инструментами и материалами.
Практика: - Дары моря (поделки) (4 часа).
Изготовление поделок из ракушек, песка, морских камней.
6. Итоговое занятие. (2 часа).
Теория: ----Практика: Опрос на тему: «Понятие экосистемы», «Экологические
проблемы водных ресурсов»
7. «Голубая планета Земля» 20ч.
Теория: «Природа. Значение природы для людей». Природа живая и
неживая. Значение природы для людей. Охрана природы. Зарождение
планеты и жизни на земле. «Воздух и Вода». Свойства воздуха и воды.
Температура воздуха и воды. Три состояния воды, условия перехода из
одного состояния в другое. Значение воды в жизни человека. Охрана воздуха
и воды. Экологические катастрофы.
Практика: Изготовление поделок из плодов и семян растений
- Обереги и сувениры для дома
8.Итоговое занятие. (2 часа).
Теория: ----Практика: Опрос на тему: «Голубая планета Земля»
9.Человек и природа 12ч.
11

Теория: Весеннее пробуждение. Экскурсия в парк (наблюдение за деревьями
и кустарниками в теплое время года). Экскурсия в парк (наблюдение за
животными и птицами в теплое время года).
Практика: Прогулка – наблюдение «Экология нашей местности».
Изготовление панно из пуха и перьев, аппликации из лимонной и
апельсиновой цедры, панно из опилок и чая, картины из шерстяных ниток;
поделки
из
пластиковой
посуды.
10. Итоговое занятие. (2 часа).
Теория: ----Практика: Опрос. Подведение годовых итогов. Награждение учащихся.
1.4. Планируемый
программы

результат.

Результирующий

итог

реализации

Результатами изучения курса «Юный эколог» являются знания и умения:
- объяснять, что такое экология, что она изучает;
- знать основы биологии;
- знать основы зоологии;
-знать основы взаимосвязи живой и неживой природы, уметь рассказать о
них;
- уметь создавать творческие работы, поделки, самостоятельно;
По окончанию реализации программы «Юный эколог» у учащихся будут
сформированы:
- представления о разнообразии живой и неживой природы;
- навыки заготовки, сушки и хранения растений составления для дальнейшей
работы с ними;
- расширится диапазон экологических знаний об окружающем мире;
- появится интерес к изучению экологии.
Будут развиты личностные компетенции учащихся в области





бережного отношения к природе;
личностно-ценностного отношения к природе;
укрепления связи с окружающей средой,
появится мотивированная заинтересованность содержанием программы
не только учащихся, но и их родителей;
 сформируется экологическая культура;
12

Будут развиты метапредметные связи:
 дети адаптируются к реальной действительности, к местной социальноэкономической и социально-культурной ситуации;
 сформируются способности и готовность к использованию
экологических и творческих знаний и умений в повседневной жизни, в
школе на уроках биологии, географии, кубановедения;
 развита мотивация к изучению экологии;
 развита мотивация к самостоятельности;
 развиты основы мировоззрения и нравственной позиции;
Результат обучения в количественном выражении:
Участие не менее 50% учащихся в муниципальных, зональных,
региональных мероприятиях, наличие не менее 10% победителей и призеров
муниципальных, зональных, региональных мероприятий.

13

Раздел 2. Календарный учебный график
Дата начала и окончания учебного периода
1 сентября 2022г.
Количество учебных недель
Продолжительность каникул

36
Каникулы с 01.06.2023 по 31.08.2023

Место проведения занятия
Время проведения занятия

МБУДО ДДТ, ст. Советская
группа 1ЮЭ
День

Перемены - 15 минут
Форма занятий
Сроки контрольных процедур

Дата
(месяц, год
проведе
ния
занятий)

Время проведения

Форма контроля

Внут
ри
темы

Кол-во
часов

Место проведения

п/
п

Содержание
( разделы, темы)

Форма проведения

Групповая
Начальная диагностика (сентябрь-октябрь), текущая
диагностика (январь-февраль), итоговая диагностика (май)
нет
* Новогодний утренник, декабрь;
* Утренник к 8 марта,
* Выпускной утренник, май.

Сроки выездов, экскурсий, походов...
Участие в массовых мероприятиях (соревнованиях, конкурсах,
фестивалях, праздниках)

Номер
занятий

до 31 мая 2023г.

Содержание
(разделы, темы)

Кол-во
часов

темы

1.

Вводное занятие 2ч.

2.

Игры на знакомство. Ознакомительная беседа «Правила
поведения на занятиях». Знакомство с порядком и
содержанием работы на занятиях, о задачах коллектива.
Экскурсия по ДДТ. Инструктаж по технике безопасности,
правила дорожного движения.
Наедине с природой 14ч.
1.

1.
2.
3.

4.

Экскурсия в парк. Сбор природного материала для
дальнейшей работы.
Переработка, сушка природного материала и подготовка
его к работе.
Изготовление поделок из природного материала
(аппликация из листьев «В осеннем лесу»). Зарисовка
эскиза на заданную тему.
Изготовление поделок из природного материала
(аппликация из листьев «В осеннем лесу»).
Предварительная раскладка и приклеивание листьев.

Дата
(месяц
год
проведения
занятий)

Время
проведения

Место
проведени
я
Форма
контроля

Номер
занятий
п/ Внут
ри
п

Форма
проведени
я

2.1. Календарный учебный график 1 год обучения

2

группо
вая

наблюде
ние

2

группо
вая

экскурси
я

2

группо
вая

наблюде
ние

2

группо
вая

наблюде
ние

2

группо
вая

наблюде
ние

15

5.

6.

7.

3.
4.

5.

1.

Изготовление поделок из природного материала
(аппликация из листьев «Осенние цветы»). Зарисовка
эскиза на заданную тему.
Изготовление поделок из природного материала
(аппликация из листьев «Осенние цветы»).
Предварительная раскладка и приклеивание семян.
Изготовление поделок из природного материала.
Изготовление панно по замыслу детей. Обсуждение
работы, подбор материала, предварительная раскладка и
приклеивание различных материалов. Декоративное
оформление работы
Итоговое занятие. Опрос.

2

группо
вая

наблюде
ние

2

группо
вая

наблюде
ние

2

группо
вая

наблюде
ние

2

группо
вая

Опрос.

группо
вая
группо
вая

наблюде
ние
наблюде
ние

Понятие экосистемы. Экосистема, ее основные звенья. Правила экологической пирамиды. 4ч.
1.

Экосистема, ее основные звенья.

2

2.

Правила экологической пирамиды.

2

Экологические проблемы водных ресурсов 12ч.
1.

Загрязнение водоемов. Проблема загрязнения
количественного и качественного истощения вод.

2

группо
вая

наблюде
ние

2.

Дары моря. Знакомство с разнообразием морских и
речных природных материалов (песок, ракушки, камни и
т.д.). Форма, цвет, фактура материалов. Разнообразие
ракушек.

2

группо
вая

наблюде
ние

16

6.
7.

3.

Изготовление сувениров из ракушек. Зарисовка эскиза.
Обсуждение работы Подбор материала

2

4.

Изготовление аппликации из песка. Нанесение клея на
участки подготовленного эскиза, приклеивание песка.
Декоративное оформление работы.

2

группо
вая

наблюде
ние

6.

Аппликация из песка с использование ракушек и мелких
камней. Обсуждение работы, подбор материала,
изготовление аппликации, декоративное оформление

2

группо
вая

наблюде
ние

6.

Роспись на камнях на свободную для воспитанника
тематику. Обсуждение работы, подбор материала,
изготовление работы, декоративное оформление.

2

группо
вая

наблюде
ние

1.

Итоговое занятие. Опрос

2

группо
вая

Опрос.

группо
вая
группо
вая
группо
вая

наблюде
ние
наблюде
ние
наблюде
ние

группо
вая
группо
вая

наблюде
ние
наблюде
ние

«Голубая планета Земля» 20ч.
1.

Живая природа

2

2.

Неживая природа

2

3.

2

4.

Зарождение планеты и жизни на земле. Образование
планеты.
Свойства воды и воздуха.

5.

Охрана природы.

2

2

17

8.

9

группо
вая
группо
вая

наблюде
ние
наблюде
ние

2

группо
вая

наблюде
ние

Изготовление оберега «Подкова» с использованием
различных природных материалов.

2

группо
вая

наблюде
ние

10.

Изготовление сувенира «Подарок к празднику»
использованием различных природных материалов.

2

группо
вая

наблюде
ние

1.

Итоговое занятие. Опрос

2

группо
вая

Опрос.

группо
вая

наблюде
ние

2

группо
вая

наблюде
ние

и

2

группо
вая

наблюде
ние

Поделки из бросового материала. Правила работы с
колющими и режущими материалами. Демонстрация

2

группо
вая

наблюде
ние

6.

Экологические катастрофы

2

7.

Обереги и сувениры для дома. Понятие «Оберег».
История возникновения оберегов, их предназначение и
символика.

2

8.

Изготовление оберега «Веничка» с использованием
различных природных материалов.

9.

с

Человек и природа 12ч.
1.
2.
3.

4.

Экскурсия в парк (наблюдение за деревьями и
кустарниками в теплое время года).
Экскурсия в природу (наблюдение за животными и
птицами в теплое время года).
Энциклопедия природной мудрости – приметы
предсказания

2

18

образцов работ.
Прогулка – наблюдение «Экология нашей местности».

2

группо
вая

наблюде
ние

6.

Изготовление панно из пуха и перьев. Обсуждение
работы, подбор материала, изготовление панно,
декоративное оформление.

2

группо
вая

наблюде
ние

1.

Итоговое занятие. Подведение годовых итогов.
Награждение учащихся.
Итого

2

группо
вая

Опрос.

5.

12.

72

19

2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение - наличие кабинета с 12-ю
посадочными местами, учебные столы не менее 6, 12- стульев, освещение
кабинета и возможность проветривания его должно удовлетворять
требованиям СанПиНа. В кабинете должна быть, шкафы для хранения
учебной и методической литературы, наглядных пособий. На занятиях
используются наглядные пособия, книги, журналы, презентации. Возможно
использование интернет-технологий и мультимедийного оборудования при
проведении занятий, центр кабинета свободен и служит для проведения игр,
физкультминуток, коллективных творческих игр-тренингов.
Для педагога:
- наличие связей с учреждениями культуры и образования.
- привлечение к работе узких специалистов (работники библиотек, учителя
школ и т.д),
- возможность подготовить и показать мультимедийные презентации по
темам программы, выход в интернет.
Перечень оборудования, инструментов и материалов (для занятий по
экологии в блоке «Наедине с природой») (таблица №3)
№

Наименование

п/п

Количество
( на группу)

1. ножницы

12 шт.

2. бумага ксероксная

1 пачка

3. бумага цветная

10 пачек

4. картон

10 пачек

5. карандаши простые

12 пачек

6. Краски гуашь, акрил.

6 пачек

7. Клей ПВА

12 шт.

8. Клей момент

6 штук

9. Кисти для рисования

12 штук

10. Акварельная бумага

12 штук

2.3. Формы аттестации - оценка образовательных результатов учащихся по
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Юный
эколог», осуществляется в порядке, установленном локальным нормативным
актом "Положение о внутреннем итоговом мониторинге освоения
дополнительных общеобразовательных программ учащимися объединений
муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования
Дома детского творчества ст.Советской
муниципального образования
Новокубанский район".
Формой отслеживания и фиксации образовательных результатов учащихся
является протокол внутреннего итогового мониторинга, составленный
педагогом.
Программа предполагает стартовую, промежуточную и итоговую
аттестацию учащихся. Стартовый контроль осуществляется в начале
учебного года после первой четверти и направлен на диагностику начального
уровня знаний умений и навыков учащихся.
Программа предусматривает так же текущий контроль успеваемости
учащихся, проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на
учебный предмет, проходит в виде выставок, участия в конкурсах по
окончании каждой темы.
Итоговый мониторинг осуществляется в конце учебного года и направлен на
выявление уровня освоения разделов программы за весь срок обучения.
Входной контроль
Входной контроль осуществляется в начале образовательного процесса
с 15 по 30 октября.
Содержание
материала
контроля
определяется
педагогом
самостоятельно на основании содержания программного материала.
Входной контроль осуществляется педагогом по каждой группе (в
соответствии с Программой).
Текущий контроль
Текущий контроль успеваемости учащихся – это систематическая
проверка образовательных достижений учащихся, проводимая педагогом в
ходе осуществления образовательной деятельности в соответствии с
21

образовательной программой, в ходе текущего и промежуточного
оценивания, выполнения проверочных, итоговых работ.
Текущий контроль проводится с целью систематического контроля и
последующей коррекции уровня достижений учащихся в усвоении
теоретического материала, степени сформированности универсальных
учебных действий, а также носит мотивационный характер.
Содержание материала контроля определяется педагогом на
основании содержания программного материала и в соответствии с ее
прогнозируемыми результатами.
Форму текущего контроля определяет педагог с учетом контингента
учащихся, уровня обученности детей, содержания учебного материала,
используемых им образовательных технологий и др.
Промежуточная аттестация учащихся
Промежуточная аттестация проводится как оценка результатов
обучения за определѐнный промежуток учебного времени – за полугодие /
год.
Промежуточная аттестация учащихся включает в себя проверку
теоретических знаний и практических умений и навыков.
Промежуточная аттестация учащихся осуществляется педагогами
дополнительного образования, работающими в объединениях и
контролируется администрацией учреждения.
Промежуточная аттестация учащихся проводится в декабре/мае.
Промежуточная аттестация осуществляется педагогом по каждой
группе (в соответствии с Программой).
Формы и виды контроля объединения «Юный эколог» (таблица №4)
№
п\п

Сроки

Цель контроля

Форма контроля

1

Октябрь

Проверка уровня знаний: Опрос.
Проверка уровня знаний основ
экологии на тему «Среда
обитания организмов».

2

Декабрь

Проверка уровня знаний: Опрос.
рассмотренной темы «Голубая
планета Земля».

3

Май

Проверка уровня знаний:
полученных
умений
и
навыков за весь учебный год.

Опрос.

22

Отслеживание результатов по разделам программы
1. Наблюдение – на экскурсиях, на занятиях (поведенческие моменты,
умение общаться с ровесниками и людьми старшего возраста, экологические
навыки, самостоятельная работа с книгой и так далее).
3. Собеседование – с учащимися и их родителями (о помощи родителей в
подготовке экологических проектов и так далее).
4. Мини-викторины и кроссворды по экологии для определения уровня
освоения программы, осведомленности в проблемах.
6. Обсуждение типовых ситуаций – применяется в блоках: «Царство
растений», «Царство животных», «Экология человека».
10. Общая оценка труда педагога дается на родительских собраниях,
открытых мероприятиях, мастер-классах.
2.3.1. Оценочные материалы - (пакет) диагностических методик:
Изучение личностных особенностей - методика «Цветик-семицветик»
(выявление направленности интересов младших школьников);
-методика « Выбор» (выявление направленности потребностей);
- методика « Мой герой» (определение тех образов, которые имеет ребенок,
которым хочет подражать.
Изучение самооценки младших школьников – модификация методики
Дембо-Рубинштейн;
Изучение учебной мотивации – методика «Что мне нравится в школе?»;
- психодиагностическая методика «Три желания»;
-методика « С кем бы ты хотел дружить?»;
Память младших школьников-методика «Определение типа памяти».
Педагогу необходимо помнить, что использование любых диагностических
методик подчиняется основному правилу «не навреди».
Критерии
Высокий уровень – учащийся:
- может объяснять, что такое экология, что она изучает;
- знает экологию своего организма, умеет рассказать о нем;

23

- знает как заготавливать, сушить и хранить растения, создавать творческие
работы, поделки, самостоятельно;
- владеет основами экологической подготовки;
-умеет самостоятельно дополнять, анализировать, фантазировать;
- внимательно слушает, умеет сосредоточиться на выполнении задания;
- умеет работать аккуратно;
- умеет коллективно работать, помогает друзьям;
- соблюдает правила этики и эстетики;
Средний уровень- учащийся:
- может объяснять медленно, что такое экология, что она изучает, но
правильно;
- знает экологию своего организма, умеет рассказать о ней;
- знает, как заготавливать, сушить и хранить растения, создавать творческие
работы, поделки, самостоятельно, но делает не аккуратно;
- владеет основами экологической подготовки;
-умеет самостоятельно дополнять и анализировать материал, фантазировать,
но делает все неуверенно, сомневается;
- внимательно слушает, умеет сосредоточиться на выполнении задания,
только тогда, когда мотивирован;
- умеет работать аккуратно, но медленно;
- умеет коллективно работать, помогает друзьям, только в соревновательной
форме;
- соблюдает правила этики и эстетики, но излишне эмоционален;
Низкий уровень –
- может объяснить, очень медленно, что такое экология, что она изучает
делает много ошибок;
- знает экологию своего организма, умеет рассказать о ней, но ответ не
обдумывает;
- знает как заготавливать, сушить и хранить растения, создавать творческие
работы, поделки, но делает не аккуратно, не умеет самостоятельно;
- владеет основами экологической подготовки, допускает много ошибок;
24

- не умеет самостоятельно дополнять и анализировать, фантазировать;
- невнимательно слушает, не умеет сосредоточиться на выполнении задания;
- не умеет работать аккуратно;
- умеет работать только индивидуально, не помогает друзьям;
- не соблюдает правила этики и эстетики;
2.3.2. Методические материалы
Методы и приемы, используемые для реализации программы:
В зависимости от поставленных задач на занятии используются различные
методы обучения (словесные, наглядные, практические), чаще всего их
сочетание.
Основные формы проведения занятий –
-

Целевые прогулки и экскурсии;

-

Наблюдение;

-

Рассказы, объяснения с показом нужных объектов;

-

Беседы;

-

Использование научной и художественной литературы;

-

Использование репродукций, фотографий, иллюстраций;

-

Использование аудио и видео материалов;

Творческие мастерские по изготовление поделок из природного
материала.
В качестве дидактического материала используются:
-

раздаточный материал;

-

наглядные пособия;

-

литература по окружающему миру для чтения;

-

сведения из интернета (сайты по биологии, зоологии, экологии)

-

книги, брошюры, газетные материалы;

-

фотографии;

-

тесты, кроссворды по темам;

-

компьютерные презентации по темам;
25

Занятия объединений носят преимущественно практический характер.
Основная часть проводится в форме лекций, бесед. Практические занятия
можно проводить как на местности, так и в помещении в зависимости от
темы занятия, времени года. Теоретические и практические занятия должны
проводиться с привлечением наглядных материалов, использованием
новейших методик. Педагог должен воспитывать в учащихся умение
самостоятельно принимать решения, неукоснительно выполнять правила
проводимых мероприятий. План занятий необходимо строить так, чтобы
перед учащимися всегда стояла ближайшая и доступная им цель - экскурсия
в парк и в природу для сбора природного материала, экологический десант, и
т. п.
Содержание занятий следует постоянно усложнять от простого к сложному.
Их необходимо использовать для расширения и углубления знаний учащихся
по пройденным темам, для формирования их мировоззрения, а также
физического оздоровления.
После экскурсии, прогулки на занятии обсуждаются его итоги. Конечно, это
следует проводить так, чтобы не нарушать цельности занятия и не допускать
перегрузки детей.
Особое внимание руководители объединений должны уделять вопросам
безопасности при проведении экскурсий в природу.
Хорошо организованные и интересно проведѐнные занятия объединения
помогают обогатить знания детей, способствуют развитию индивидуальных
качеств, раскрытию талантов.
Специфика работы по данной программы:
1.Стратегической целью является формирование чувства любви
окружающему миру, формирование базиса культуры личности ребенка.

к

2.Ключевой категорией формирования базиса является «отношение».
Система отношений ребенка с окружающим миром должна носить
созидательно-гармоничный характер.
3.Отношение ребенка к окружающему миру проявляется в процессе поиска и
выражения собственной индивидуальности – самоактуализации, что
выражается в его творчестве.
4.Творческая деятельность ребенка является не самоцелью, а эффективным
средством формирования эстетического отношения к миру, развития
художественных способностей, любви к природе.
Общедидактические принципы программы:
-

Научность;
26

-

Систематичность и последовательность;

-

Доступность;

-

Наглядность;

-

Прочность;

-

Целесообразность;

-

Сознательность и активность.

Принципы педагогической системы:
Единство сознания и практики, развитие психических процессов в
деятельности;
-

Принципы гуманизма;

-

Принципы комплексности;

-

Принцип индивидуального подхода;

Специфические принципы:
Принципы взаимосвязи природы с разными видами искусства:
музыкальным, художественным творчеством;
Принципы взаимосвязи разных разделов образовательной работы:
развитие речи, ознакомление с окружающим миром;
-

Принцип сезонности;

Принцип
единства
и
исполнительства и творчества.

взаимообусловленности

восприятия,

Цифровые образовательные ресурсы (интернет-источники):
1.Сайт
"Фестиваль
педагогических
http://festival.1september.ru/

идей.

Открытый

урок"

3.Социальная сеть работников образования nsportal.ru
4.Международный образовательный портал «maam.ru» http://www.maam.ru/
5. Сайт «Инфоурок» https://infourok.ru/
6. Сайт для школьников https://takprosto.cc/sayty-dlya-shkoly
7. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов;
http://school-collection.edu.ru
27

Кадровое обеспечение - реализовать программу "Юный эколог" может
педагог, обладающий профессиональными знаниями (со средне-специальным
или высшим педагогическим образованием), имеющим практические навыки
организации интерактивной деятельности детей в области основ Экологии,
биологии, зоологи, прикладного творчества и опыт работы в учреждениях
дополнительного образования.
Алгоритм учебного занятия
В целом учебное занятие любого типа как модель можно представить в виде
последовательности следующих этапов: организационного, проверочного,
подготовительного, основного, контрольного, рефлексивного (самоанализ),
итогового, информационного. Каждый этап отличается от другого сменой
вида деятельности, содержанием и конкретной задачей. Основанием для
выделения этапов может служить процесс усвоения знаний, который
строится как смена видов деятельности
учащихся:
восприятие
осмысление - запоминание применение - обобщение - систематизация.
1этап - организационный.
Задача: подготовка детей к работе на занятии.
Содержание
этапа:
организация
начала
занятия,
создание
психологического настроя на учебную деятельность и активизация
внимания.
II этan - проверочный. Задача: установление правильности и
осознанности выполнения домашнего задания (если было), выявление
пробелов и их коррекция.
Содержание этапа: проверка домашнего задания
(творческого,
практического) проверка усвоения знаний предыдущего занятия.
III этап - подготовительный (подготовка к восприятию нового
содержания).
Задача: мотивация и принятие детьми цели учебно-познавательной
деятельности. Содержание этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и
мотивация учебной деятельности детей (пример, познавательная задача,
проблемное задание детям).
IV этап - основной. В
следующие:

качестве основного

этапа

могут выступать

1 Усвоение новых знаний и способов действии. Задача: обеспечение
восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в
объекте изучения. Целесообразно при усвоении новых знаний использовать
задания и вопросы, которые активизируют познавательную деятельность
детей.
28

2. Первичная проверка понимания
Задача: установление правильности осознанности усвоения нового
учебного материала, выявление неверных представлений, их коррекция.
Применяют пробные практические задания, которые сочетаются
с
объяснением соответствующих правил или обоснованием.
3 Закрепление знаний и способов действий .
Применяют
тренировочные упражнения, задания, выполняемые детьми
самостоятельно.
4. Обобщение и систематизация знаний. - Задача: формирование целостного
представления знаний по теме. Распространенными способами работы
являются беседа и практические задания.
V этап – контрольный.
Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их
коррекция.
Используются тестовые задания, виды устного и письменного опроса,
вопросы и задания различного уровня сложности (репродуктивного,
творческого, поисково-исследовательского).
VI этап - итоговый.
Задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить
перспективу последующей работы.
Содержание этапа: педагог сообщает ответы на следующие вопросы: как
работали учащиеся на занятии, что нового узнали, какими умениями
и навыками овладели.
VII этап - рефлексивный.
Задача: мобилизация детей на самооценку. Может оцениваться
работоспособность, психологическое состояние, результативность работы,
содержание и полезность учебной работы.
VIII этап: информационный. Информация о домашнем задании (если
необходимо), инструктаж по его выполнению, определение перспективы
следующих занятий.
Задача: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения
домашнего задания, логики дальнейших занятий.
29

Изложенные этапы могут по-разному комбинироваться, какие-либо из них
могу не иметь места в зависимости от педагогических целей.

30

Раздел 3 Воспитание.
3.1. Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания детей
Целью воспитания является развитие личности, самоопределение и
социализация детей на основе социокультурных, духовно-нравственных
ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в
интересах человека, семьи, общества и государства, формирование чувства
патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества
и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и
старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к
культурному наследию и традициям многонационального народа Российской
Федерации, природе и окружающей среде (Федеральный закон от 29.12.2012
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2, п. 2).
Задачами воспитания по программе являются:
- усвоение детьми знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций;
информирование детей, организация общения между ними на
содержательной основе целевых ориентиров воспитания;
- формирование и развитие личностного отношения детей к творческим
занятиям, к собственным нравственным позициям и этике поведения в
учебном коллективе;
- приобретение детьми опыта поведения, общения, межличностных и
социальных отношений в составе учебной группы, применение полученных
знаний, организация активностей детей, их ответственного поведения,
создание, поддержка и развитие среды воспитания детей, условий
физической безопасности, комфорта, активностей и обстоятельств общения,
социализации, признания, самореализации, творчества при освоении
предметного и метапредметного содержания программы.
Целевые ориентиры воспитания детей по программе:
- воспитание уважения к художественной культуре, искусству
народов России;
- формирование стремления к сотрудничеству, уважения к старшим;
ответственности; воли и дисциплинированности в творческой
деятельности;
- воспитание уважения к историческому и культурному наследию народов
России.
3.2 Формы и методы воспитания
31

Решение задач информирования детей, создания и поддержки
воспитывающей среды общения и успешной деятельности,
формирования межличностных отношений на основе российских
традиционных духовных ценностей осуществляется на каждом из
учебных занятий.
В воспитательной деятельности с детьми по программе используются
методы воспитания: метод убеждения (рассказ, разъяснение,
внушение), метод положительного примера (педагога и других
взрослых, детей); метод упражнений (приучения); методы одобрения
и осуждения поведения детей, педагогического требования (с учѐтом
преимущественного права на воспитание детей их родителей
(законных
представителей),
индивидуальных
и
возрастных
особенностей детей младшего возраста) и стимулирования,
поощрения (индивидуального и публичного); метод переключения в
деятельности; методы руководства и самовоспитания, развития
самоконтроля и самооценки детей в воспитании; методы
воспитания воздействием группы, в коллективе.
3.3. Условия воспитания, анализ результатов
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации
деятельности детского коллектива на основной учебной базе реализации
программы в организации дополнительного образования детей в
соответствии с нормами и правилами работы организации.
Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического
наблюдения за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с
другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих
заданий по программе. Косвенная оценка результатов воспитания,
достижения целевых ориентиров воспитания по программе проводится путѐм
опросов родителей в процессе реализации программы (отзывы родителей) и
после еѐ завершения.
Анализ результатов воспитания по программе не предусматривает
определение персонифицированного уровня воспитанности, развития качеств
личности конкретного ребѐнка, обучающегося, а получение общего
представления о воспитательных результатах реализации программы,
продвижения в достижении определѐнных в программе целевых ориентиров
воспитания, влияния реализации программы на коллектив обучающихся: что
удалось достичь, а что является предметом воспитательной работы в
будущем. Результаты, полученные в ходе оценочных процедур — опросов,
32

интервью — используются только в виде агрегированных усреднѐнных и
анонимных данных.
3.4. Календарный план воспитательной работы

№
п/п

Название мероприятия

1

Здоровьесбережение
«Мое здоровье в моих
руках»

2

3

4

5

6

7

8

9

Сроки

Форма
проведения

В течение
учебного Викторина
года
В течение
Профориентация
учебного Викторина
«Сто дорог – одна твоя»
года
Возрождение
В течение
«Край наш кубанский – учебного Викторина
года
родная земля»
Пожарная безопасность В течение
«Утром, вечером и днем учебного Викторина
года
осторожен будь с огнем!»
ПДД
В течение
«О чем говорят дорожные учебного
Беседа
года
знаки»
В течение
Антинарко
Беседа
учебного
«Задумайся о будущем»
года
В течение Экологическа
Экология «Сказочная
учебного
я игра –
экология»
года
викторина
Антитеррористическая В течение
учебного
безопасность
Беседа
«Мы говори террору нет!» года
Работа с родителями
В течение
Родительское
«Безопасность детей на учебного
собрание
года
дороге»

Практический
результат и
информационный
продукт,
иллюстрирующий
успешное достижение
цели события
Фото и видеоматериалы
Фото и видеоматериалы

Фото и видеоматериалы

Фото и видеоматериалы
Фото и видеоматериалы

Фото и видеоматериалы
Фото и видеоматериалы

Фото и видеоматериалы

Фото и видеоматериалы

33

Раздел 4. Список литературы.
1. Белюченко И.С. Экология Кубани. Краснодар, Часть I, 2005. – 513с.
2. Белюченко И.С. Экология Кубани. Краснодар, Часть II, 2005. – 470с.
3. Доклад «О состоянии природоиспользования и об охране окружающей
среды Краснодарского края в 2006 г.», Краснодар: Пересвет, 2007. – 380с.
4. Куликова О.П. Поделки из природных материалов. М.,2005. – 96с.
5. http://7ls.ru/detail.php?id=92
6. http://subscribe.ru/archive/home.interior.shishi2011b/201104/27133317.html
7. http://vistavka.jimdo.com/что-такое-флористика/
8. http://coffeetrade.com.ua/showpage20/
Обязательная литература для педагога
1.Бетина, О. Б. Психология и педагогика: учеб. пособие / О. Б. Бетина. –
СПб.: Вектор, 2006. – 252 с.
2.Бандурка, А. М. Основы психологии и педагогики: учеб. пособие / А. М.
Бандурка, В. А. Тюрина, Е. И. Федоренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 250
с.
3.Бим-Бад, Б.М. Психология и педагогика: Просто о сложном: Популярные
очерки и этюды / Б.М. Бим-Бад. - М.: МПСУ, МОДЭК, 2010. - 144 c.
4.Вагин Л. А., Дорошенко Е. Ю. ―Педагогические советы: актуальные
проблемы
школы, современные педагогические технологии.‖-Волгоград: Учитель,2007.
5.Барб-Галль Ф. Как говорить с детьми об искусстве. СПб., 2010
Литература для детей
1. Агапова И.А. , М.А. Давыдова. Забавные игрушки из природных
материалов. «РИПОЛ КЛАСИК» Москва – 2007
2. Александрова М.Г. Ракушки. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011. – 209с.
3. Красько Н.А., Нехорошева Г.В. Коллаж. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011.195с.
4. Кузнецова С.В. Мастерим с детьми: поделки из природных материалов. –
Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 317с.
34

5. Куликова О.П. Поделки из природных материалов. М.,2005. – 96с.
6. Свешникова Т.А. Природные материалы – М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011.
– 165с.
7. Стародуб К., Ткаченко Т. Поделки из природных материалов для
начинающих. Подарки и сувениры из природных материалов. Ростов н/Д:
2006. – 192с.
8. Шкицкая И.О. Картинки из сухих цветов. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. –
109с.
Интернет ресурсы.
1.

Экология человека/ Официальный сайт журнала num-ekol.ru

2.
Экология человека – статьи из научного журнала CyberLeninka.ru >
научные журналы > экология человека
3.
Экология Краснодарского края
korodinki.ru>krasnodarskiy_kray/ekologiya

35


Наверх

Добро пожаловать на сайт МБУДО ДДТ ст. Советской

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».