Содержание Нормативно-правовые основания для проектирования и реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты 3 1. 1 Пояснительная записка 4 1.1.1 Направленность дополнительной общеобразовательной Программы 4 1.1.2 Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность 4 1.1.3 Отличительные особенности дополнительной общеобразовательной программы 5 1.1.4 Адресат программы 5 1.1.5 Уровень программы, объем, и сроки реализации 6 1.1.6 Форма обучения и режим занятий 6 1.1.7 Особенности организации учебного процесса 6 1.2 Цель и задачи дополнительной общеобразовательной программы 7 1.3 Содержание программы 8 1.3.1 Учебный план 8 1.3.2 Содержание учебного плана 9 1.4 Планируемые результаты 11 Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации 13 2.1 Календарный учебный график 14 2.2 Условия реализации программы 22 2.3 Формы аттестации 22 2.3.1 Оценочные материалы 24 2.3.2 Методические материалы 24 Раздел 3. Воспитание 3.1 Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания детей 3.2 Формы и методы воспитания 3.3. Условия воспитания, анализ результатов 3.4. Календарный план воспитательной работы 28 28 28 29 30 Раздел 4.Список литературы 32 2 Раздел I «Комплекс основных характеристик образования:объем, содержание, планируемые результаты» Нормативно-правовые основания для проектирования и реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». 3. Конституция РФ, принятая всенародным голосованием 12.12.1993 г. (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 г.). 4. Концепция развития дополнительного образования до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р) 5. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р). 6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022г. №629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам». 7. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование», утвержден протоколом Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 24.12.2018 №16, приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. №467 «Об утверждении целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей». 8. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 9. Краевые методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (2020 г.). 10. Устав МБУДО ДДТ ст. Советской принят общим собранием трудового коллектива, 09 апреля 2019 г., утверждѐн постановлением администрации муниципального образования Новокубанский район 12 апреля 2019 г., № 430. 11. Локальные акты МБУДО ДДТ ст. Советской. 3 1.1. Пояснительная записка. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фантазеры обновлена с учѐтом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы. 1.1.1. Направленность. Программа «Фантазеры» имеет художественную направленность, так как способствует решению задач, стоящих перед педагогом в области эстетического воспитания подрастающего поколения и развития у детей художественных представлений, воображения, становление художественного вкуса, раскрывает истоки народного творчества, прививает учащимся интерес к народному искусству, уважение к труду, развивает трудолюбие и усидчивость. Программа носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися основными приѐмами ручного труда. Данная программа создаѐт благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребѐнка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся. Последовательность изложения тем в программе дана по мере усложнения в техническом и художественном отношении. Вариативность изучаемого материала позволяет осуществлять дифференцированный подход к учащимся с учѐтом их индивидуальных и психофизических особенностей и возможностей и позволяет педагогу направлять процесс обучения не только на накопление определѐнных знаний и умений, но и на максимально возможную коррекцию недостатков их развития. 1.1.2. Новизна программы. Все программы по ручному труду обучают какому-либо виду ручного рукоделия. Данная программа включает в себя разделы по работе с природным материалом, с бумагой и бросовым материалом. Новизной, в данной образовательной программе, является, то, что при работе с простыми материалами внесены технологические усовершенствования, в которых используются современные материалы. В данной программе при традиционности направления деятельности могут использоваться оригинальные приемы, методы, педагогические технологии или нестандартной формой (чередование форм) организации образовательной деятельности (контактная, бесконтактная), (электронное обучение с применением дистанционных технологий). Актуальность программы. Актуальность определяется как ориентированность на решение наиболее значимых для дополнительного образования проблем. Программа хорошо адаптирована для реализации в условиях временного ограничения (приостановки) для обучающихся занятий в очной (контактной) форме по санитарноэпидемиологическим и другим основаниям и включает все необходимые инструменты электронного обучения. 4 Современные дети охотно проводят время у экранов телевизоров или компьютерных мониторов. Такие виды ручной работы как декоративноприкладное творчество, вышивание, макраме, ткачество и др. перестали быть престижными и востребованными. В то же самое время не у кого из специалистов нет сомнения в том, что именно рукоделие, с его развитием мелкой моторики, способствует активизации речевых центров головного мозга ребенка, развитие его интеллектуальных способностей. Данная образовательная программа решает эту задачу через обучение декоративно – прикладному творчеству, через создание ярких творческих композиций и декорирование предметов быта. Педагогическая целесообразность. Данная образовательная программа педагогически целесообразна, так как ее реализация способствует формированию художественного вкуса учащихся. Используемые методы организации творческого и учебного процесса способствуют привитию навыков профессиональной деятельности. Педагогическая целесообразность - это аргументированное обоснование применения педагогических приемов электронного обучения, использования форм, средств и методов образовательной деятельности в условиях электронного обучения в соответствии с целями и задачами дополнительного образования. 1.1.3. Отличительными особенностями программы являются доступность в работе с материалом, пошаговые усложнения, в постановке содержания занятий их видов, форм, и в применении дистанционных технологий, инструментария электронного обучения. Специфика предполагаемой деятельности учащихся обусловлена тем, что изучаемые виды творческой деятельности - разноплановые. Это связано с возрастными особенностями и потребностями учащихся (содействуют мотивации к занятиям, сохранению контингента, участию в конкурсах), возможность создавать практичные, уникальные изделия. 1.1.4. Адресат программы. Рекомендуемый возраст для занятий по программе от 6 до 10 лет. Программа построена с учетом возрастных особенностей детей. Именно в этом возрасте у ребенка формируется положительное отношение к труду взрослых и общественные мотивы собственной трудовой деятельности, появляется самооценка, связанная с выполнением общественно-значимой деятельности, формируются некоторые черты поведения - трудолюбие, настойчивость, усидчивость. Допускается дополнительный набор учащихся в течение года на основании результатов собеседования или имеющих необходимые навыки. Младший школьный возраст 6-10 лет. Ведущая, доминирующая потребность в этом возрасте - познавательная деятельность, ученье. Чтобы стать культурным, развитым. Младшим школьникам свойственны внушаемость, стремление подражать тем, кто является авторитетом и в 5 первую очередь – педагогу. На этом этапе дети в основном аккуратны и послушны, любознательны, тянутся ко всему новому. Любят мечтать и играть, разгадывать загадки, интересуются объектами и темами. 1.1.5. Уровень программы, объем и сроки реализации. Уровень программы – ознакомительный. Форма проведения занятия – очная, групповая. Срок реализации – программа «Фантазеры» рассчитана на 1 год обучения. На освоение программы отводится 72 часа в год. Прием учащихся в объединение осуществляется из разных социальных групп. Принцип набора - свободный. Количество учащихся в группе до 25 человек. Условия приема учащихся в коллектив на основе собеседования. Уровень программы, объем и сроки реализации программы. Набор: набор детей в объединение осуществляется руководителем при отсутствии у них медицинских противопоказаний, возраст учащихся от 6 до 10 лет, программа не предусматривает никаких условий отбора по способностям, принимаются все желающие дети разного возраста и пола, рекомендуется комплектовать одновозрастные группы. Состав группы до 25 человек. Виды занятий: Теоретические, практические, комбинированные занятия, творческие мастерские, творческие встречи. Образовательные технологии: технологии игровая, педагогика сотрудничества, коллективной творческой деятельности, ИКТ, здоровьесберегающие, технология развития критического мышления, заложенные в программу, дают возможность интерактивно познавать мир, общаться и сотрудничать с ровесниками и взрослыми. Кадровые условия реализации программы: реализовать программу «Фантазеры» имеет право педагог, имеющий практические навыки организации интерактивной деятельности детей в области декоративноприкладного творчества. 1.1.6. Форма обучения - очная, дистанционная. . Режим занятий: Занятия проводятся в учебном кабинете 1 час в день, 2 часа в неделю. Продолжительность учебного часа 45 минут и 15 минут времени на отдых, физ.минутки. 1.1.7. Особенности организации образовательного процесса Состав группы: постоянный, количество учащихся 15-20 человек в группе. Формы занятий: индивидуальные, групповые. Занятия организуются 6 в учебных группах, сформированных с учѐтом возрастных закономерностей и уровнем первоначальных знаний и умений обучающихся. 1.2. Цель программы: 1. Развитие творческих способностей младших школьников, детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки. 2. Обеспечение дополнительных знаний по технологии. 3. Воспитание любви и уважения к своему труду и труду взрослого человека. Задачи: Образовательные: 1. Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности. 2. Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними, закреплять приобретенные умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения. 3. Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность. Прививать навыки работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу. 4. Воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени. Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми. 5. Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение. обучить простейшим приемам ткачества, дать понятие о композиции, цветовой гамме, народном орнаменте; Личностные: - способствовать развитию трудовой и творческой активности учащихся; - способствовать созданию условий для развития памяти, эстетического вкуса, мелкой моторики рук; Способствовать развитию культуры поведения в социуме; Метапредметные -способствовать развитию у ребенка интереса к народному искусству, -уважение труду; - воспитание чувства ответственности за общее дело. 7 1.3. Содержание программы Программа создает условия для овладения учащимися комплексом знаний, умений и навыков, обеспечивающих в целом ее практическую значимость. Основная задача на всех этапах освоения программы содействовать развитию инициативы и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности. 1.3.1. Учебный план программы и его содержание. Учебный план 1 год обучения п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. № Количество часов Название раздела, Всего Теория Практика темы Вводное занятие Инструктаж по технике безопасности. Инструменты и материалы. Наедине с природой (работа с природными материалами). «Секреты бумажного творчества» Итоговое занятие. Опрос учащихся. «Волшебна я бумага» «Новогодни е истории» (Изготовление елочных украшений из различных материалов). Итоговое занятие. Выставка работ Формы контроля наблюдение 2 2 - наблюдение 6 1 5 наблюдение 9 2 7 опрос 1 - 1 6 1 5 наблюдение наблюдение 11 1 4 - 7 1 выставка работ обучающихся 8 8. 9. 10. 11. 12. учащихся. «Волшебна я аппликация» Изготовлен ие поздравительных открыток. Итоговое занятие. Выставка работ учащихся. «Волшебны й мир оригами». Итоговое занятие. Подведение годовых итогов. Награждение учащихся. Итого: 8 2 наблюдение 6 наблюдение 11 2 9 выставка работ обучающихся 1 - 1 15 4 11 1 72 - опрос,выставка работ обучающихся 1 18 наблюдение 54 1.3.2. Содержание дополнительной общеобразовательной программы «Фантазеры». 1 год обучения. 1.Вводное занятие. 2ч. Теоретическая часть: Знакомство с детьми. ТБ на занятиях в объединении «Фантазеры» Приспособления и материалы. Знакомство с образцами изделий. Экскурсия по выставке ДДТ. Инструменты и материалы. Инструктаж по ТБ. 2ч. Практическая часть: 2. Наедине с природой (работа с природными материалами). 6ч. Теоретическая часть: Сбор природного материала. Способы и методы работы с ним. 1ч. Практическая часть: Экскурсия в парк. Сбор природного материала и подготовка его к работе. Изготовление поделок из природного материала. 5ч. 3. «Секреты бумажного творчества» 9ч. Теоретическая часть: Знакомство детей с аппликацией и еѐ разновидностями 2ч. Практическая часть: Изготовление панно в технике «обрывная аппликация» 7ч. 4. Итоговое занятие. 1ч. 9 Теоретическая часть: Практическая часть: Опрос учащихся. 5. «Волшебная бумага» Изготовление картин и панно в технике «Аппликация. 6ч. Теоретическая часть: Технология изготовления панно в технике «Аппликация» 1ч. Практическая часть: Изготовление панно из комочков, картины в технике «Торцевание» 5ч. 6. «Новогодние истории» (Изготовление елочных украшений из бумаги) 11ч. Теоретическая часть: Технология изготовления елочных украшений 4ч. Практическая часть: Изготовление елочных украшений из бумаги и салфеток 7ч. 7. Итоговое занятие. 1ч. Теоретическая часть: Практическая часть: отбор лучших работ, оформление выставки. 8. «Волшебная аппликация» 8ч. Теоретическая часть: Изготовление плоскостной и объемной аппликации 2ч. Практическая часть: Изготовление панно и открыток а технике «Аппликация» 6ч. 9. Изготовление поздравительных открыток 11ч. Теоретическая часть: Использование основных техник и приемов при изготовлении поздравительных открыток 2ч. Практическая часть: Изготовление поздравительных открыток в технике скрапбукинг, декупаж, коллаж и др. (перевод шаблонов, изготовление заготовок, сбор заготовок в единое целое, декоративное оформление изделия)9ч. 10. Итоговое занятие. 1ч. Теоретическая часть: Практическая часть: отбор лучших работ, оформление выставки. 11. «Волшебный мир оригами» 15ч. Теоретическая часть: Технология изготовления простых и сложных изделий в технике «Оригами».4ч. Практическая часть: Изготовление простых и сложных изделий в технике «Оригами» 11ч. 12. Итоговое занятие. 1ч. Теоретическая часть: Практическая часть: Опрос. Подведение годовых итогов. Награждение учащихся. 10 1.4. Планируемый результат. Результирующий итог реализации программы К концу реализации программы учащиеся должны знать: название и назначение материалов – бумага, ткань, природный материал; название и назначение ручных инструментов и приспособлений ножницы, кисточка для клея, игла; контрольно-измерительных инструментов (линейка, угольник, циркуль), приспособлений (шаблон, булавки); правила безопасности труда и личной гигиены при работе указанными инструментами, приспособлениями; правила общения К концу реализации программы учащиеся должны уметь: анализировать под руководством педагога изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления); правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы; соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены; экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу ножницами и специальным ножом по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея и др. Будут развиты личностные компетенции учащихся в области -укрепления семейных связей; - появится мотивированная заинтересованность содержанием программы не только учащихся, но и их родителей; -сформируется этика поведения; Будут развиты метапредметные связи: -развита мотивация к самостоятельности; -сформируются способности и готовность к использованию полученных знаний и умений в повседневной жизни; 11 Раздел 2. Календарный учебный график Дата начала и окончания учебного периода 1 сентября 2022г. Количество учебных недель Продолжительность каникул МБУДО ДДТ, ст. Советская группа 1 Фан День п/ п Внут ри темы Содержание ( разделы, темы) Кол-во часов Дата (месяц год проведения занятий) Время проведения Форма контроля Сроки выездов, экскурсий, походов... Участие в массовых мероприятиях (соревнованиях, конкурсах, фестивалях, праздниках) Групповая Начальная диагностика (сентябрь-октябрь), текущая диагностика (январь-февраль), итоговая диагностика (май) нет * Новогодний утренник, декабрь; * Утренник к 8 марта, * Выпускной утренник, май. Место проведения Перемены - 15 минут Форма занятий Сроки контрольных процедур Номер занятий 36 Каникулы с 01.06.2023 по 31.08.2023 Форма проведения Место проведения занятия Время проведения занятия до 31 мая 2023г. 1. Вну три тем ы Вводное занятие 2ч. 2. Ознакомительная беседа «Правила поведения на занятиях». Знакомство с детьми, беседа о декоративно – прикладном творчестве и его видах. 2. Экскурсия по выставке ДДТ. Инструменты и материалы. Инструктаж по технике безопасности, правила дорожного движения. Наедине с природой (работа с природными материалами).6ч. 1. Колво часов Время проведен ия 1 групп овая наблюден ие 1 групп овая наблюден ие групп овая групп овая групп овая групп овая наблюден ие наблюден ие наблюден ие наблюден ие 1. Экскурсия в парк. Сбор природного материала. 1 2. Экскурсия в парк. Сбор природного материала. 1 3. Переработка, сушка природного материала и приготовление его к работе. Переработка, сушка природного материала и приготовление его к работе. 1 4. Дата (месяц год проведения занятий) Форма контроля п/ п Содержание ( разделы, темы) Место проведения Номер занятий Форма проведения 2.1. Календарный учебный график 1 года обучения 1 14 Изготовление поделок из природного материала. Изготовление панно по замыслу детей, зарисовка эскиза, подбор материала. 6. Изготовление поделок из природного материала. Изготовление панно по замыслу детей. 3. Секреты бумажного творчества 9ч. 5. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 4. 1 1 Знакомство детей с аппликацией и еѐ разновидностями. История возникновения данного вида искусства. Знакомство детей с аппликацией и еѐ разновидностями. История возникновения данного вида искусства. Изготовление панно «В осеннем лесу». Зарисовка эскиза, подбор материала. Изготовление панно «В осеннем лесу». Приклеивание кусочков бумаги к основе панно. Декоративное оформление. Изготовление панно «Грибок». Зарисовка эскиза, подбор материала. 1 Изготовление панно «Грибок». Приклеивание кусочков бумаги к основе панно. Декоративное оформление. Изготовление панно «Ваза с фруктами». Зарисовка эскиза, подбор материала. Изготовление панно «Ваза с фруктами». Приклеивание кусочков бумаги к основе панно. Декоративное оформление. Изготовление панно по замыслу детей 1 Итоговое занятие. Опрос.1ч. 1 1 1 1 1 1 1 1 групп овая групп овая наблюден ие наблюден ие групп овая групп овая групп овая групп овая групп овая групп овая групп овая групп овая групп овая групп овая наблюден ие наблюден ие наблюден ие наблюден ие наблюден ие наблюден ие наблюден ие наблюден ие наблюден ие Опрос. 15 5. «Волшебная бумага» 6ч. 1. Изготовление панно в технике «Аппликация из бумажных комочков». Знакомство детей с данным видом аппликации. Просмотр работ. 1 групп овая наблюден ие 2. Изготовление панно «Мимоза». Зарисовка эскиза, подбор материала. 1 3. Изготовление панно «Мимоза». Изготовление и приклеивание бумажных комочков к основе панно. Декоративное оформление. 1 групп овая групп овая наблюден ие наблюден ие 4. Изготовление панно в технике «Торцевание». Знакомство детей с данным видом аппликации. Просмотр работ. Изготовление панно «Ромашки». Зарисовка эскиза, подбор материала. Изготовление панно в технике «Торцевание». Изготовление панно «Ромашки». Зарисовка эскиза, подбор материала, изготовление и приклеивание бумажных элементов к основе панно. Декоративное оформление. Изготовление панно в технике «Торцевание» по замыслу детей. 1 групп овая наблюден ие 1 групп овая наблюден ие 1 групп овая наблюден ие групп овая групп овая групп овая наблюден ие наблюден ие наблюден ие 5. 6. 6. Новогодние истории 11ч. 1. Изготовление снежинок из бумаги методом вырезания. 1 2. Изготовление снежинок из бумаги методом вырезания. 1 3. Изготовление объѐмных снежинок из бумажных полос. Подбор материала, изготовление снежинок. Декоративное оформление. 1 16 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 7. 8. Изготовление объѐмных снежинок из бумажных полос. Подбор материала, изготовление снежинок. Декоративное оформление. Изготовление ѐлочных украшений «Шарики» из бумажных полос. Подбор материала, изготовление игрушки. Декоративное оформление. 1 Изготовление ѐлочных украшений «Шарики» из бумажных полос. Подбор материала, изготовление игрушки. Декоративное оформление. Изготовление панно «Рождественская ночь». Обсуждение работы, подбор материала. Изготовление панно «Рождественская ночь». Изготовление панно, декоративное оформление. Изготовление праздничной открытки «Символ года». Зарисовка эскиза, подбор материала. Изготовление праздничной открытки «Символ года». Изготовление шаблона, декоративное оформление заготовки. Изготовление праздничной открытки «Символ года» Декоративное оформление заготовки. Итоговое занятие. Выставка работ учащихся. 1ч. 1 1 1 1 1 1 1 1 групп овая групп овая наблюден ие наблюден ие групп овая групп овая групп овая групп овая групп овая групп овая групп овая наблюден ие наблюден ие наблюден ие наблюден ие наблюден ие групп овая групп овая наблюден ие наблюден ие Выставка работ учащихся Волшебная аппликация 8ч. 1. 2. Изготовление плоскостной аппликации. Знакомство детей с данным видом аппликации. Просмотр и обсуждение работ. Изготовление аппликации « Лесной пейзаж». Обсуждение работы, подбор материала. 1 1 17 Изготовление аппликации « Лесной пейзаж». Изготовление аппликации, декоративное оформление. 4. Изготовление аппликации « Натюрморт». Обсуждение работ, подбор материала. 5. Изготовление аппликации « Натюрморт. Изготовление аппликации, декоративное оформление. 6. Изготовление объемной аппликации по замыслу детей. Обсуждение работ, подбор материала. 7. Изготовление объемной аппликации по замыслу детей. Изготовление аппликации. 8. Изготовление объемной аппликации по замыслу детей. Декоративное оформление работы. Изготовление поздравительных открыток 11ч. 3. 9. 1. 2. 3. 4. 5. История возникновения поздравительных открыток. ТБ при работе с колющими и режущими инструментами. Просмотр и обсуждение работ. Изготовление поздравительной открытки к 23 февраля «Отважный моряк». Обсуждение работы, подбор материала. Изготовление поздравительной открытки к 23 февраля «Отважный моряк». Изготовление открытки, декоративное оформление. Изготовление поздравительной открытки к 8 марта «Любимой мамочке». Обсуждение работы, подбор материала. Изготовление поздравительной открытки к 8 марта «Любимой мамочке». Изготовление открытки, декоративное оформление. групп овая групп овая групп овая групп овая групп овая групп овая наблюден ие наблюден ие наблюден ие наблюден ие наблюден ие наблюден ие 1 групп овая наблюден ие 1 групп овая групп овая групп овая групп овая наблюден ие наблюден ие наблюден ие наблюден ие 1 1 1 1 1 1 1 1 1 18 6. 7. 8. 9. 10. 11. 10 . 11 Изготовление поздравительной открытки к 8 марта «Моей любимой бабушке». Обсуждение работы, подбор материала. Изготовление поздравительной открытки к 8 марта «Моей любимой бабушке». Изготовление открытки, декоративное оформление. Изготовление поздравительной открытки ко дню рождения «Разноцветные шары». Обсуждение работы, подбор материала. Изготовление поздравительной открытки ко дню рождения «Разноцветные шары». Изготовление открытки, декоративное оформление. Изготовление поздравительной открытки по замыслу детей. Подбор материала. Изготовление поздравительной открытки по замыслу детей. Изготовление заготовок, приклеивание заготовок к основе. Декоративное оформление работы Итоговое занятие. Выставка работ учащихся. групп овая групп овая групп овая групп овая наблюден ие наблюден ие наблюден ие наблюден ие групп овая групп овая наблюден ие наблюден ие 1 групп овая Выставка работ учащихся Знакомство детей с искусством оригами. Просмотр и обсуждение работ. Изготовление изделия «Вертушка». Обсуждение работы, подбор материала, изготовление изделия. Декоративное оформление работы. 1 групп овая групп овая наблюден ие наблюден ие Изготовление изделия закладка «Карандаш». Обсуждение работы, подбор материала, изготовление изделия. Декоративное оформление 1 групп овая наблюден ие 1 1 1 1 1 1 Волшебный мир оригами 15ч. 1. 2. 3. 1 19 работы. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. Изготовление изделия «Кораблик». Обсуждение работы, подбор материала, изготовление изделия. Декоративное оформление работы. Изготовление изделия «Самолетик». Обсуждение работы, подбор материала, изготовление изделия. Декоративное оформление работы. Изготовление изделия «Пароход». Обсуждение работы, подбор материала, изготовление изделия. Декоративное оформление работы. Изготовление изделия «Тюльпаны». Обсуждение работы, подбор материала, изготовление изделия. Декоративное оформление работы. Изготовление изделия «Лягушка». Обсуждение работы, подбор материала, изготовление изделия. Декоративное оформление работы. Изготовление изделия «Котик». Обсуждение работы, подбор материала, изготовление изделия. Декоративное оформление работы. Изготовление изделия «Морковка». Обсуждение работы, подбор материала, изготовление изделия. Декоративное оформление работы. Изготовление изделия «Голубь». Обсуждение работы, подбор материала, изготовление изделия. Декоративное оформление работы. Изготовление коллективного панно «Бабочки». Обсуждение работы, подбор материала, изготовление изделия. Изготовление коллективного панно «Бабочки». Декоративное оформление работы. Изготовление коллективного панно «Аквариум». Обсуждение работы, подбор материала, изготовление изделия. Изготовление коллективного панно «Аквариум». Декоративное оформление работы. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 групп овая групп овая групп овая групп овая групп овая групп овая групп овая групп овая групп овая групп овая групп овая групп овая наблюден ие наблюден ие наблюден ие наблюден ие наблюден ие наблюден ие наблюден ие наблюден ие наблюден ие наблюден ие наблюден ие наблюден ие 20 12 Итоговое занятие. Подведение годовых итогов. Награждение воспитанников. 1 Итого 72 групп овая Выставка работ учащихся 21 2.2. Условия реализации программы. Материально-техническое обеспечение – наличие кабинета с 20 -ю посадочными местами, учебные столы не менее 9, 18- стульев, освещение кабинета и возможность проветривания его должно удовлетворять требованиям СанПиНа. В кабинете должны быть шкафы для хранения учебной и методической литературы, наглядных пособий. На занятиях используются книги, журналы, альбомы. Возможно использование интернеттехнологий. Центр кабинета свободен и служит для проведения физкультминуток. Для педагога: -возможность подготовить и показать презентации по темам программы, выход в интернет; -наличие связи с промышленными учреждениями, культуры. Перечень инструментов и материалов для занятий объединения «Фантазеры». (таблица №3) №п\п 1. 2. 3. 4. 5. 6. Наименование Бумага цветная Картон Цветной картон Простые карандаши Ножницы Клей ПВА Количество на группу 20 шт. 20 шт. 20 шт. 20 шт. 20 шт. 20 шт. 2.3. Формы аттестации - оценка образовательных результатов учащихся по дополнительной общеобразовательной программе «Фантазеры» осуществляется в порядке, установленном локальным нормативным актом «Положение о внутреннем итоговом мониторинге освоения дополнительных общеобразовательных программ учащимися объединений муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Дома детского творчества ст.Советской муниципального образования Новокубанский район». Формой отслеживания и фиксации образовательных результатов учащихся является протокол внутреннего итогового мониторинга, составленный педагогом. Входной контроль Программа предполагает стартовую, промежуточную и итоговую диагностику учащихся Входной контроль осуществляется в начале образовательного процесса с 15 по 30 октября и направлен на диагностику начального уровня знаний умений и навыков учащихся. Содержание материала контроля определяется педагогом самостоятельно на основании содержания программного материала. Входной контроль осуществляется педагогом по каждой группе (в соответствии с Программой). Текущий контроль Программа предусматривает также текущий контроль. Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного времени предусмотренного на учебный предмет, проходит в виде опросов, выставок, участия в конкурсах по окончании каждой темы. Текущий контроль проводится с целью систематического контроля и последующей коррекции уровня достижений учащихся в усвоении теоретического материала, степени сформированности универсальных учебных действий, а также носит мотивационный характер. Содержание материала контроля определяется педагогом на основании содержания программного материала и в соответствии с ее прогнозируемыми результатами. Форму текущего контроля определяет педагог с учетом контингента учащихся, уровня обученности детей, содержания учебного материала, используемых им образовательных технологий и др. Промежуточная аттестация учащихся Промежуточная аттестация проводится как оценка результатов обучения за определѐнный промежуток учебного времени – за полугодие / год. Промежуточная аттестация учащихся включает в себя проверку теоретических знаний и практических умений и навыков. Промежуточная аттестация учащихся осуществляется педагогами дополнительного образования, работающими в объединениях и контролируется администрацией учреждения. Промежуточная аттестация учащихся проводится в декабре/мае. Промежуточная аттестация осуществляется педагогом по каждой группе (в соответствии с Программой). Формы подведения итогов реализации программы. Формы отслеживания результатов усвоения программы предполагают выставки детских работ, так как выставка- наиболее объективная форма подведения итогов. Такая форма работы позволяет учащимся критически оценивать не только чужие работы, но и свои. Для проверки терминологии и 23 определение степени усвоения теоритического материала предполагается опрос. Формы и виды контроля объединения «Фантазеры». (таблица №4) №п\п Сроки 2. ОктябрьНоябрь Декабрь 3. май 1. Цель контроля Проверка уровня знаний, степень усвоения программного материала. Проверка уровня знаний, степень усвоения программного материала. Проверка уровня знаний, степень усвоения программного материала. Формы контроля Опрос по теме. Наблюдение. Опрос по теме. Наблюдение Опрос по теме. Подведение итогов за год. 2.3.1. Оценочные материалы -(пакет) диагностических методик: Изучение личностных особенностей - методика «Цветик-семицветик» (выявление направленности интересов младших школьников); -методика « Выбор» (выявление направленности потребностей); - методика «Мой герой» (определение тех образов, которые имеет ребенок, которым хочет подражать. Изучение самооценки младших школьников – модификация методики Дембо-Рубинштейн; Изучение учебной мотивации – методика «Что мне нравится в школе?»; - психодиагностическая методика «Три желания»; -методика «С кем бы ты хотел дружить?»; Память младших школьников-методика «Определение типа памяти». Педагогу необходимо помнить, что использование любых диагностических методик подчиняется основному правилу «не навреди». 2.3.2. Методические материалы. Описание приемов, методов и технологий. Программа предусматривает изучение простейших приемов работы с природным материалом, бумагой и др. материалов, выполнение несложных сувениров, а затем, освоив основные приемы, дети переходят к более сложным работам. Большое внимание уделяется выполнению коллективных работ, которые могут состоять из отдельных элементов. Коллективное выполнение задания имеет большое воспитательное значение. В процессе выполнения коллективной работы ребята объединены интересной содержательной деятельностью. У них формируется чувство психологической защищенности, душевного комфорта, что в свою очередь, 24 способствует проявлению творческой инициативы и вклада каждого в коллективную работу. Такой коллективный труд вызывает у детей чувство гордости и радости общих достижений. В соответствии с учебным планом по предмету проводятся следующие занятия: занятия ознакомления с новым материалом, технологией изготовления изделий; - занятия - закрепления навыков изученного материала; - занятия - систематизации полученных знаний; - занятия - проверки и оценки знаний, умений и навыков; - практические занятия; - итоговые занятия. При формировании теоретических знаний у учащихся используются такие методы как: объяснительно-иллюстративный или информационнорецептивный метод (рассказ, лекция, объяснение, работа с дополнительной литературой, демонстрация работ); -репродуктивный метод; методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности (опрос, выставка, проведение мониторингов). Принципы обучения: 1. Доступность. 2. Системность и последовательность. Связь теоретических знаний с практической деятельностью. 3. Перспективность, нацеленность на конечный результат. 4. Наглядности (использование образцов, фото, иллюстраций, таблиц, схем и т.п.). 5. Развивающего обучения (поддерживать активность, заинтересованность, давать свободу выбора творческой деятельности). Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения. Практические методы обучения основаны на практической деятельности обучающихся и формируют практические умения и навыки. Образовательные технологии. Освоение современных образовательных технологий и внедрение их в повседневную практику является одним из актуальных требований, предъявляемых к педагогу, показателем его компетентности и уровня квалификации. Современный подход к образованию детей основывается на концепции личностно ориентированного обучения. 25 Личностно-ориентированное обучение по определению является обучение дифференцированным, так как в его основе - учет индивидуальных различий детей, основных свойств личности учащихся. Цель использования технологии- изменить процесс обучения так, чтобы все учащиеся, как сильные, так и слабые, могли успешно справиться с заданием, максимально развивая свои способности и склонности. Игра является синтетическим видом деятельности, объединяющим учение, труд, общение, развлечение. Игровые педагогически технологии включают достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признакомчетко поставленной целью обучения и соответствующим результатом, которые могут быть обоснованы. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Игровые задания используются для освоения нового материала, закрепление изученного, контроля знаний. Игра может выступать как прием, метод и форма организации занятия. Игры обладают большим развивающим, воспитательным и социализирующим потенциалом. В своей практике я использую набор игр дидактических, развивающих и коммуникативных. Роль в игре может выполнять не только педагог, но и учащиеся коллектива. Технология сотрудничества- еще одна технология личностноориентированного обучения, направленная на активизацию самостоятельной познавательной деятельности детей. Основными идеями обучения в сотрудничестве является общность цели и задач, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха. Обучение в сотрудничестве формирует культуру общения учащихся друг с другом и с педагогом. Информационно- коммуникационые технологии прочно вошли в нашу жизнь и находят широкое применение в образовании. Компьютерные технологии помогают находить и обрабатывать информацию, эффективно ее представлять и оперативно обмениваться. Овладение ИКТ является из важных компетенций учащихся. Здоровьесберегающие педагогические технологии включают в себя все аспекты воздействия педагога на здоровье учащегося на разных уровняхинформационном, психологическом, биоэнергетическом и направлены на создание условий, в которых психическое и социальное здоровье учащихся, направленные на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия детей в процессе общения со сверстниками 26 и взрослыми, способствует развитию личности и укреплению здоровья ребенка. Современные педагогические технологии призваны обеспечить повышение эффективности образовательного процесса, обеспечивают личностно - ориентированный подход, позволяют решать не только образовательные задачи, но и задачи гармоничного развития детей. Структура занятия: 1. Организационная часть. Объявление темы. Организация рабочего места. 2. Теоретическая часть. Беседа или рассказ по теме занятия. Анализ изделия. Показ приемов работы, используемых для изготовления изделия. 3.Физкультминутка. 4. Практическая часть. Работа по графическим схемам. 5.Физкультминутка. 6.Практическая часть 7. Заключительная часть. Подведение итогов занятия: обсуждение того, что надо было сделать, что успели, почему успели меньше или больше. Уборка рабочих мест. 27 Раздел 3 Воспитание. 3.1. Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания детей Целью воспитания является развитие личности, самоопределение и социализация детей на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2, п. 2). Задачами воспитания по программе являются: - усвоение детьми знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций; информирование детей, организация общения между ними на содержательной основе целевых ориентиров воспитания; - формирование и развитие личностного отношения детей к творческим занятиям, к собственным нравственным позициям и этике поведения в учебном коллективе; - приобретение детьми опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений в составе учебной группы, применение полученных знаний, организация активностей детей, их ответственного поведения, создание, поддержка и развитие среды воспитания детей, условий физической безопасности, комфорта, активностей и обстоятельств общения, социализации, признания, самореализации, творчества при освоении предметного и метапредметного содержания программы. Целевые ориентиры воспитания детей по программе: - воспитание уважения к художественной культуре, искусству народов России; - формирование стремления к сотрудничеству, уважения к старшим; ответственности; воли и дисциплинированности в творческой деятельности; - воспитание уважения к историческому и культурному наследию народов России. 3.2 Формы и методы воспитания 28 Решение задач информирования детей, создания и поддержки воспитывающей среды общения и успешной деятельности, формирования межличностных отношений на основе российских традиционных духовных ценностей осуществляется на каждом из учебных занятий. В воспитательной деятельности с детьми по программе используются методы воспитания: метод убеждения (рассказ, разъяснение, внушение), метод положительного примера (педагога и других взрослых, детей); метод упражнений (приучения); методы одобрения и осуждения поведения детей, педагогического требования (с учѐтом преимущественного права на воспитание детей их родителей (законных представителей), индивидуальных и возрастных особенностей детей младшего возраста) и стимулирования, поощрения (индивидуального и публичного); метод переключения в деятельности; методы руководства и самовоспитания, развития самоконтроля и самооценки детей в воспитании; методы воспитания воздействием группы, в коллективе. 3.3. Условия воспитания, анализ результатов Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации деятельности детского коллектива на основной учебной базе реализации программы в организации дополнительного образования детей в соответствии с нормами и правилами работы организации. Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического наблюдения за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих заданий по программе. Косвенная оценка результатов воспитания, достижения целевых ориентиров воспитания по программе проводится путѐм опросов родителей в процессе реализации программы (отзывы родителей) и после еѐ завершения. Анализ результатов воспитания по программе не предусматривает определение персонифицированного уровня воспитанности, развития качеств личности конкретного ребѐнка, обучающегося, а получение общего представления о воспитательных результатах реализации программы, продвижения в достижении определѐнных в программе целевых ориентиров воспитания, влияния реализации программы на коллектив обучающихся: что 29 удалось достичь, а что является предметом воспитательной работы в будущем. Результаты, полученные в ходе оценочных процедур — опросов, интервью — используются только в виде агрегированных усреднѐнных и анонимных данных. 3.4. Календарный план воспитательной работы № п/п Название мероприятия 1 Здоровьесбережение «Мое здоровье в моих руках» 2 3 4 5 6 7 8 Сроки Форма проведения В течение учебного Викторина года В течение Профориентация учебного Викторина «Сто дорог – одна твоя» года Возрождение В течение «Край наш кубанский – учебного Викторина года родная земля» Пожарная безопасность В течение «Утром, вечером и днем учебного Викторина года осторожен будь с огнем!» ПДД В течение «О чем говорят дорожные учебного Беседа года знаки» В течение Антинарко Беседа учебного «Задумайся о будущем» года В течение Экологическа Экология «Сказочная учебного я игра – экология» года викторина Антитеррористическая В течение учебного безопасность Беседа «Мы говори террору нет!» года Практический результат и информационный продукт, иллюстрирующий успешное достижение цели события Фото и видеоматериалы Фото и видеоматериалы Фото и видеоматериалы Фото и видеоматериалы Фото и видеоматериалы Фото и видеоматериалы Фото и видеоматериалы Фото и видеоматериалы 30 9 Работа с родителями В течение Родительское Фото и видеоматериалы «Безопасность детей на учебного собрание года дороге» 31 Раздел 4. Список литературы: Нормативно – правовые акты: 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273); 2. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р (Далее – Концепция). 3. Приказ Министерства просвещения РФ от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Приказ № 196). 4. Приказ министерства просвещения российской федерации от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (далее – Целевая модель). 5. Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 сентября 2017 г., регистрационный № 48226). 6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 7. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 г. «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». 8. Распоряжение главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 4 июля 2019 г. № 177-р «О концепции мероприятия по формированию современных управленческих решений и организационноэкономических механизмов в системе дополнительного образования детей в рамках федерального проекта «Успех каждого ребѐнка» национального проекта «Образование». 9. Краевые методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (2020 г.). 2. Список литературы для педагога Обязательная: 1. Бандурка А.М. Основы психологии и педагогики: учеб. Пособие / А.М. 32 2. Бандурка, В.А. Тюрина, Е. И.Федоренко – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 250 с. 3. Дополнительная: 1. Диброва А. Поделки из яичной скорлупы. Ростов н/Д: Феникс 2012.64с. 2. Зайцева А.А. Природные материалы- М.:Эксмо,2013.-64с. 3. Зайцева А.А. Энциклопедия декупажа- М.:Эксмо,2014.-192с. 4. Черутти П.Н. Декупаж: декоративная отделка предметов интерьера, посуды, аксессуаров- М.: Издательство «Ниола-Пресс»2009.-160с. 5. Юсель С. Декупаж: Самая полная энциклопедия. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010. – 128 с. 4. Список литературы для детей. 1. Википедия. Свободная энциклопедия «Коллаж и декупаж — новые возможности искусства» с http://ru.wikipedia.org 2. Википедия. Свободная энциклопедия. «Викторианский стиль»http://ru.wikipedia.org 3. История декупажа. http://prodecou.page.com/ http://ru.wikipedia.org/wiki/ 5. Список литературы для родителей. 1. Википедия. Свободная энциклопедия «Коллаж и декупаж — новые возможности искусства» с http://ru.wikipedia.org 2. Википедия. Свободная энциклопедия. «Викторианский стиль»http://ru.wikipedia.org 3. История декупажа. http://prodecou.page.com/ http://ru.wikipedia.org/wiki/ 4. yandex/ru\images конфетные букеты. 6. Интернет ресурсы. 1. Википедия. Свободная энциклопедия «Коллаж и декупаж — новые возможности искусства» с http://ru.wikipedia.org 2. Википедия. Свободная энциклопедия. «Викторианский стиль»http://ru.wikipedia.org 3. История декупажа. http://prodecou.page.com/ http://ru.wikipedia.org/wiki/ 33