1 Содержание Раздел I «Комплекс основных характеристик образования: объём, содержание, планируемые результаты» Раздел I. Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты 1. 1 Пояснительная записка............................................................... 3 1.2 Цель и задачи дополнительной общеобразовательной программы 6 1.3 Содержание программы………………………………………………. 7 1.4 Планируемые результаты…………………………………………… 12 Раздел II.Комплекс организационно – педагогических условий, включающий формы аттестации 2.1. Календарный учебный график 14 2.2 Условия реализации программы 32 2.3 Формы аттестации 32 2.4 Оценочные материалы 33 2.5 Методические материалы 34 Раздел III. «Воспитание» 3.1 Цель, задачи 45 3.2 Формы и методы воспитания 46 3.3 Условия воспитания 47 3.4 Календарный план 48 Раздел IV. Список литературы 49 2 1.1. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная развивающая программа «Волшебный пластилин» обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы. Нормативно-методические основы разработки программы представлены в следующих документах: 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». 3. Конституция РФ, принятая всенародным голосованием 12.12.1993 г. (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 г.). 4. Концепция развития дополнительного образования до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р) 5. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р). 6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022г. № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам». 7. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование», утвержден протоколом Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 24.12.2018 №16, приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. №467 «Об утверждении целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей». 8. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 9. Краевые методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (2020 г.). 10. Краевые методические рекомендации «Разработка и реализация раздела о воспитании в составе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы» (2023г.) 3 11. Устав МБУДО ДДТ ст. Советской принят общим собранием трудового коллектива, 09 апреля 2019 г., утверждён постановлением администрации муниципального образования Новокубанский район 12 апреля 201911. Локальные акты МБУДО ДДТ ст. Советской. Направленность. Дополнительная общеобразовательная программа «Волшебный пластилин» соответствует базовому уровню образования и имеет художественную направленность. Программа «Волшебный пластилин раскрывает, развивает творческие способности детей и создает условия для накопления, двигательного и практического опыта, умственной активности и развития навыков ручной умелости. «Пластилинография» - это создание лепной полуобъмной картины при помощи мягкого воскового пластилина. «Пластилинографию» еще называют «пластилиновой живописью». «Платилинография» развивает мелкую моторику пальцев рук, что благотворно влияет на развитие всех психических процессов организма. Дети с высоким уровнем развития мелкой моторики имеют хорошее зрительное восприятие, произвольное внимание, память, логическое мышление, связную речь, они любят фантазировать, у них хорошо развито воображение. Работа с пластилином является эффективным средством познания объемно-пространственных свойств действительности, осваиваются знания по формообразованию, комбинаторике. Программа построена по принципу «от простого к сложному» и соответствует возрастным и индивидуальным особенностям детей. Осваивают интересные и разнообразные приемы работы и специальные техники. Это и рисование пластилином при помощи мазков, выкладывание жгутиками, шариками, размазывание тонким слоем по поверхности, смешивание двух или несколько цветов, а также использование дополнительных подручных материалов, применение бросового и природного материалов. На начальных этапах курса, учащиеся получают практические навыки работы с пластилином и учатся работать по образцу. В дальнейшем они уже самостоятельно придумывают композицию или сюжет будущей работы, делают предварительный эскиз (набросок) и продумывают в какой технике они будут работать. В результате у детей развивается творческая активность, художественный вкус, формируются практические знания, умения и навыки, которые они могут применить в повседневной жизни на уроках технологии. Образовательная программа «Волшебный пластилин» предназначена как для реализации в учреждениях дополнительного образования детей, так и в средних общеобразовательных учреждениях. Данная программа дается блоками по четвертям, за счет чего расширяется и углубляется теоретический и практический материал, происходит освоение приемов работы с разными материалами. 4 Новизна образовательной программы «Волшебный пластилин» состоит в ее комплексности, которая более углубленно и расширенно раскрывает развитие общих сенсорных способностей, эталонов и тактильных ощущений. В результате у учащихся развивается умелость, сила и согласованность обеих рук, а движения пальцев - дифференцируются. При разработке данной программы отбирались наиболее интересные темы, сюжеты, которые смогли бы заинтересовать детей и помогли бы им раскрыться. Программа впервые включила в себя разнообразие методов и оригинальных игровых приемов с помощью которых, значительно активизировалась познавательная активность, наблюдательность, улучшилось внимание, память, творческое воображение и образное мышление. Актуальность дополнительной образовательной программы «Волшебный пластилин» – это раскрытие и развитие творческих возможностей обучающихся при работе с пластилином, формирование умений передачи в изделиях из пластилина формы, цвета. В работе с пластилином заложены большие возможности для эстетического и художественного воспитания обучающихся, для общего развития, поэтому программа актуальна и востребована у детей и их родителей. Педагогическая целесообразность Программа построена на принципах личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми, нацелена на развитие любознательности как основы познавательной активности у учащихся; развитие творческих способностей ребёнка, формирование коммуникативности и уверенности в своих возможностях, способствующих формированию культуры творческой личности, приобщению учащихся к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям через развитие творческих способностей и интересов детей через освоение ими художественного опыта прошлого. В совместной деятельности с педагогом учатся любить окружающий мир, развивают способность к восприятию прекрасного в себе самом, в другом человеке, создают прекрасное руками. Развивая навыки учащихся в работе с пластилином увеличивается интерес и любовь к народному творчеству, формируется художественноэстетического вкус. Отличительные особенности программы. Отличия данной программы от уже существующих, заключается в том, что дети не изготавливают одинаковые изделия по образцу, а на протяжении всей программы имеют возможность выбрать изделия, которые хотели бы изготовить сами. Таким образом, проявляется индивидуальность ребенка. У учащихся в процессе работы формируются практические трудовые навыки, творческая активность, развивается фантазия, художественный вкус. Занятия не только сочетают различные виды практической деятельности, но и способствуют приобщению детей к 5 прекрасному, многообразному миру народного искусства, к миру гармонии и красоты. Адресат программы - дети дошкольного и младшего школьного возраста, ведь именно в этом возрасте закладываются основы таких чувств, как любознательность, интерес к разнообразным видам деятельности. Они с готовностью и интересом овладевают новыми знаниями, умениями и навыками, поэтому дополнительная программа "Волшебный пластилин" обучающимся предлагает изучить художественные прием работы с пластилином и природными материалами. Прием детей в объединение осуществляется руководителем при отсутствии у них медицинских противопоказаний, возраст учащихся от 7-12 лет, программа не предусматривает никаких условий отбора по способностям, принимаются все желающие дети разного возраста и пола. Обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей детей. Рекомендуемый состав группы –10-12 человек первого года обучения; 12ф15 человек второго года обучения. Уровень программы, объем и сроки реализации программы. Уровень программы – базовый. Форма проведения занятий - очная, групповая. Виды занятий: теоретические, практические, комбинированные занятия, творческие мастерские. Режим занятий: для 1 года обучения 2 раза в неделю по 2 часа в день 4 часа в неделю; для 2 года обучения: 3 часа в день - 6 часов в неделю. Продолжительность учебного часа 45 минут и 15 минут времени на отдых, физ. минутки, релаксацию. В ходе работы предполагается применение дистанционных технологий, индивидуальное онлайн - консультирование с родителями с целью организации учебного процесса. Предусмотрено сокращение режима занятий с учётом использования технических средств обучения при применении дистанционных технологий, согласно рекомендациям СанПин. Срок реализации - программа «Волшебный пластилин» рассчитана на два года обучения. Первый год обучения – 144 часа, второй год – 216 часов. Всего на освоение программы отводится 360 часов. 6 1.1. Цели и задачи данной программы Цель данной программы: Формирование у учащихся интереса, устойчивой мотивации к рисованию пластилином. Получение и освоение учащимися базовых знаний, умений и навыков в работе с пластилином, развитие творческой активности, художественного вкуса и приобщение к многообразному миру народного творчества. Учить применять новые формы и приемы в создании своих работ: - комбинирование нескольких техник работы с пластилином, - совмещение пластилина и других материалов (бросового и природного материала) одновременно. Образовательные задачи: - обучить основам изготовления изделий из пластилина; - познакомить с разнообразными техниками, формами и приемами в работе с пластилином; - сформировать представления о композиции, цветовом сочетании и пропорциях в работе пластилином; - развивать мелкую моторику рук, которая в свою очередь развивает все психические процессы (произвольное внимание, память, речь, логическое и образное мышление, воображение, слуховое, тактильное и зрительное восприятие); - развивать художественный вкус, умение творчески подходить к выбору собственного сюжета, применяя композиционные навыки в создании настенных панно и объемных фигур из пластилина. Личностные задачи: - способствовать развитию мотивации в изготовлении панно и поделок из пластилина, учить доводить начатое дело до конца; - воспитывать такие качества личности, как самостоятельность, инициативность, настойчивость; - формировать чувство товарищества, взаимопомощи и взаимовыручки, развивать качества личности, как отзывчивость; - способствовать формированию собственного мировоззрения и активной нравственной позиции. Метапредметные задачи: - развивать умение применять полученные знания в повседневной жизни: на уроках технологии, окружающего мира, кубановедения и ОБЖ. 7 1.2. Содержание программы Учебный план 1 года обучения. Наименование № тем занятий Количество часов. Формы п контроля. Всего Теорети Практи / часов ческая ческая п часть часть Вводное 1 занятие. «Путешествие 1 в Пластилинию» . Инструменты и материалы. Плоскостное 2 изображение. «Подарки . осени» Плоскостное 3 изображение «Кактус . в горшочке» Плоскостное 4 изображение. «Рыбка», . «Червячок в яблочке», «Аквариум», «Подводный мир океана» Знакомство 5 с симметрией. Аппликация . «Бабочка», «Стрекоза», «Цветок лотоса», «Пчела», «Совушка- сова», «Ваза» Лепная 6 картина. Формирование . композиционных навыков «Букет цветов», «Павлин», «Осень», «Ежик у дерева», «Ваза с ромашками», «Береза осенью» Изготовление 7 панно «Совушки . в лесу», «Космос», «Собачка и бабочки», «Фея» Изготовление 8 миниатюр. «Новогодняя . сказка», «Снеговик», «Елочка», «Дед Мороз», «Новогодняя игрушка», «Снеговики в лесу», «Снегурочка» 2 Наблюдение 2 2 2 наблюдение 2 2 наблюдение 8 2 6 наблюдение 12 4 8 наблюдение 12 2 10 наблюдение 16 4 12 наблюдение 14 4 10 наблюдение 8 Сложные 9 аппликации из пластилина. . Лепим 1 насекомых и паукообразных. 0 . Подводное 1 царство. 1 . Полуобъемные 1 и объемные изделия. 2 . Изготовление 1 миниатюр. 3 . Итоговые 1 занятия. 4 . Итого: 16 2 14 наблюдение 12 2 10 наблюдение 14 2 12 наблюдение 12 4 8 наблюдение 14 2 12 наблюдение 8 8 144 34 110 устные опросы, выставки Учебный план 2 год обучения. Наименование № тем Количество часов. Формы занятий п контроля. / Всего Теорети Практи п часов ческая ческая часть часть Вводное 1 занятие. Инструктаж . по ТБ. Цветовая 2 палитра. . Материалы 3 и приспособления. . Общие этапы изготовления и обработки изделия. Изготовление 4 сложного панно. . «Бабочка в цветах» Волшебный 5 мир пластилина . (стилизация). Сказка 6 из пластилина. . Пейзажи. 7 Декоративное панно. . И 8 зготовление сложного 3 3 наблюдение 3 3 наблюдение 3 3 наблюдение 6 3 3 наблюдение 15 3 12 наблюдение 18 6 12 наблюдение 24 6 18 наблюдение 21 3 18 наблюдение 9 панно: . «Зимний лес», «Елочка», «Новогодняя игрушка», «Дед Мороз», «Снегурочка», «Снеговик», «Зимний пейзаж» Натюрморты. 9 Композиция . на плоскости. Подводный 1 мир. Изготовление 0 панно с изображением . подводных обитателей. Коллаж 1 из пластилина. (Использование 1 природного . материала). Полуобъемные 1 и объемные 2 изделия. . Изготовление 1 миниатюр. 3 . Итоговые 1 занятия. 4 . Итого: 24 3 21 наблюдение 21 3 18 наблюдение 24 6 18 наблюдение 18 6 12 наблюдение 24 3 21 наблюдение 12 12 216 60 устные опросы, выставки 156 Содержание изучаемого курса 1года обучения. 1.Вводное занятие. Теория. Вводное занятие. «Путешествие в Пластилинию». Знакомство с учащимися. Организационные вопросы. Инструктаж по технике безопасности. Инструменты и материалы. Пластилиновая наука, правила изготовления изделий. 2. Плоскостное изображение. «Подарки осени» Теория. Пластилиновая наука, правила изготовления на плоскости. Практика: подготовка пластилина к работе, работа над изделием. 3. Плоскостное изображение «Кактус в горшочке» Теория: правила изготовления на плоскости. Практика: подготовка пластилина к работе, работа над изделием. 4. Плоскостное изображение. Панно «Рыбка», «Червячок в яблочке», «Аквариум», «Подводный мир океана» Теория. Правила подготовки пластилина для работы. Технология изготовления. Практика. Растягивание пластилина на плоскости. 10 5. Знакомство с симметрией. Аппликации: «Бабочка», «Стрекоза», «Цветок лотоса», «Пчела», «Совушка- сова», «Ваза» Теория. Просмотр изображения, зарисовка. Практика. Изготовление аппликации. 6. Лепная картина. Формирование композиционных навыков. «Букет цветов», «Павлин», «Осень», «Ежик у дерева», «Ваза с ромашками», «Береза осенью» Теория. Изготовление лепной картины из пластилина на плоскости. Практика. Растягивание пластилина на плоскости. 7. Изготовление панно: «Совушки в лесу», «Космос», «Собачка и бабочка», «Фея» Теория. Изготовление лепной картины из пластилина на плоскости. Практика. Растягивание пластилина на плоскости. 8. Изготовление миниатюр. «Новогодняя сказка», «Снеговик», «Елочка», «Дед Мороз», «Новогодняя игрушка», «Снеговик в лесу», «Снегурочка» Теория. Технология изготовления миниатюр. Практика. Изготовление миниатюр. 9. Сложные аппликации из пластилина. Теория. Просмотр изображения в стиле аппликации. Практика. Изготовление сложных аппликаций. 10. Лепим насекомых и паукообразных. Теория: знакомство с лепкой насекомых и паукообразных из пластилина. Практика. Лепка насекомых и паукообразных из пластилина. 11.Подводное царство. Теория. Изготовление рыб, водорослей, ракушек, улиток из пластилина. Практика: Лепка обитателей подводного мира. 12. Полуобъемные и объемные изделия. Теория: Изготовление объемных и полуобъемных изделий из пластилина. Правила изготовления. Практика: Лепка объемных и полуобъемных изделий. 13. Изготовление миниатюр. Практика: изготовление миниатюр. 14.Итоговое занятие по пройденному материалу. Теория: опросы. Практика: подведение итогов работы за учебный год, выставки. Содержание изучаемого курса 2года обучения. 1.Вводное занятие. Теория: Вводное занятие включает в себя: знакомство с детьми, организационные вопросы, инструктаж по технике безопасности. 2. Цветовая палитра. 11 Теория: Понятие о цвете, смешивание цвета. 3. Материалы и приспособления. Общие этапы приготовления и обработки изделия. Теория: Пластилин, виды пластилина, какие сподручные материалы можно использовать при работе с пластилином. Правила работы с пластилином. 4. Изготовление сложного панно. «Бабочка в цветах» Теория: Технология изготовления панно. Практика: работа над панно. 5. Волшебный мир пластилина (стилизация). Теория: Технология изготовления пейзажей, панно из пластилина. Практика: Изготовление пейзажей декоративное панно. 6. Сказка из пластилина. Теория: Изготовление из пластилина по эскизу фрагмента любимой сказки. Практика: Растягивание пластилина на плоскости. Изготовление изображения. 7. Пейзажи. Декоративное панно. Теория: Знакомство с пейзажами, с технологией изготовления декоративного панно. Практика: Изготовление декоративного панно из пластилина. 8. Изготовление сложного панно. «Зимний лес», «Елочка», «Новогодняя игрушка», «Дед Мороз», «Снегурочка», «Снеговик», «Зимний пейзаж» Теория: Технология изготовления панно, на новогоднюю тему. Практика: изготовление панно. 9. Натюрморты. Композиция на плоскости. Теория: Что такое натюрморт? Технология изготовления композиций на плоскости. Практика: Изготовление композиций на плоскости. 10. Подводный мир. Изготовление панно с изображением подводных обитателей. Теория: технология изготовления панно. Практика: изготовления панно. 11.Коллаж из пластилина (использование природного материала, стекло, бусы, металл). Теория: Правила изготовления коллажа с использованием природного материала. Практика: Изготовление коллажа из природного материала. 12. Полуобъемные и объемные изделия. Теория: Правила изготовления полуобъемных и объемных изделий. Практика: изготовления полуобъемных и объемных изделий. 13.Изготовление миниатюр. Теория: правила изготовление миниатюр. 12 Практика: изготовление миниатюр. 14. Итоговые занятие по темам. Теория: опросы. Практика: Проведение мини выставки. Подведение итогов. 1.3. Планируемые результаты реализации программы. Результатами реализации программы «Волшебный пластилин» 1 года обучения учащиеся будут знать: - разные приемы работы с пластилином, природными материалами. - правила безопасности и личной гигиены при работе с пластилином, различными материалами, оборудованием; - технологию подготовки материалов к работе, их свойства, правила хранения; - название и назначение оборудования, инструментов; - правила составления изделий из пластилина, природных материалов; -основные способы и приемы работы с пластилином, при изготовлении цветов, насекомых, животных, кукол; - требования к художественному оформлению: пропорции и цветовое сочетание элементов изделия; уметь: - вырезать различные предметы, детали изделия, создавать из них предметы бытового плана; - придумывать изображение и переносить его на декоративное панно; - помогать товарищу практическим советом, показом приемов и способов изготовления изделия. Результатами реализации программы «Волшебный пластилин» 2 года обучения учащиеся будут знать: - знания правил техники безопасности и личной гигиены при работе с пластилином и оборудованием; -технологии подготовки материалов к работе, их свойства, правила хранения; -основных способов и приемов работы с пластилином при лепке насекомых, животных, созданию фигурок этнических кукол; -требований к художественному оформлению: пропорций и цветовому сочетанию элементов изделия; -умения вырезать различные предметы, детали изделия, создавать из них предметы, оформлять работы; - умения самостоятельно подготовить пластилин и другой материал к работе 13 уметь: - умения создавать сложные композиции с натуры и по представлению; - умения создавать сувениры и другие изделия, творчески используя образцы других учащихся; - умения создавать авторские работы, панно, картины, сувениры, творчески используя возможности материала, полученные знания, умения, навыки; Результат обучения в количественном и качественном выражении: Участие не менее 50% учащихся в муниципальных, зональных, региональных мероприятиях, наличие не менее 10% победителей и призеров муниципальных, зональных, региональных мероприятий. 14 Раздел 2 «Комплекс организационно – педагогических условий 2.1. Календарный учебный график. Дата начала и окончания учебного периода Количество учебных недель Продолжительность каникул Место проведения занятия 1 сентября 2024г. до 31 мая 2025г. 36 Каникулы с 01.06. 2024г. по 31.08. 2025г 1 год обучения объединения «Волшебный пластилин» группа 1 группа 2 группа 3 День Время День время . День время День время 2 год обучения объединения «Волшебный пластилин» Группа 1 День Форма занятий Сроки контрольных процедур Сроки выездов, экскурсий, прогулок Участие в массовых мероприятиях (соревнованиях, конкурсах, фестивалях, праздниках) Время Группа 2 День Время Групповая Начальная диагностика (октябрь), текущая диагностика (декабрь), итоговая диагностика (май) *Поздравление учителей - ветеранов , октябрь; * Новогодний утренник, декабрь; * Масленница, январь, февраль; * Утренник к 8 марта; * Поздравление ветеранов, май; * Отчетный концерт, май. 15 Календарный учебный график 1года обучения № Содержание Колич Дата Время Форма Место Форма занятий (разделы, темы) ест проведе- провед проведе- прове контроля -во ния е-ния ния де№ Внут часов ния п/ -ри п темы 1 1 Вводное занятие. «Путешествие в страну 2 группов наблюдение Пластилинию» Инструменты и материалы. ая Инструктаж по технике безопасности. 2 1 Плоскостное изображение. «Подарки осени» 2 группов наблюдение Теория. Правила подготовки пластилина для ая работы. Технология изготовления. Практика. Растягивание пластилина на плоскости. 3 1 Плоскостное изображение «Кактус в горшочке» 2 группов наблю Теория. Правила подготовки пластилина для ая дение работы. Технология изготовления. Практика. Растягивание пластилина на плоскости. 4 1 Плоскостное изображение. Панно «Рыбка» 2 группов наблюдение Теория. Правила подготовки пластилина для ая работы. Технология изготовления. Практика. Растягивание пластилина на плоскости. 5 2 Плоскостное изображение. Панно «Червячок в 2 группов наблюдение ая яблочке» Теория. Правила подготовки пластилина для работы. Технология изготовления. Практика. 16 Растягивание пластилина на плоскости. 6 3 7 4 8 1 9 2 10 3 11 4 12 5 Плоскостное изображение. Панно «Аквариум» Теория. Правила подготовки пластилина для работы. Технология изготовления. Практика. Растягивание пластилина на плоскости. Плоскостное изображение. «Подводный мир океана» Теория. Правила подготовки пластилина для работы. Технология изготовления. Практика. Растягивание пластилина на плоскости. Знакомство с симметрией. Аппликация «Бабочка Теория. Просмотр изображения, зарисовка. Практика. Изготовление аппликации. Знакомство с симметрией. Аппликация «Стрекоза» Теория. Просмотр изображения, зарисовка. Практика. Изготовление аппликации Знакомство с симметрией. Аппликация «Цветок лотоса» Теория. Просмотр изображения, зарисовка. Практика. Изготовление аппликации Знакомство с симметрией. Аппликация «Пчела» Теория. Просмотр изображения, зарисовка. Практика. Изготовление аппликации Знакомство с симметрией. Аппликация «Совушкасова Теория. Просмотр изображения, зарисовка. 2 группов ая наблюдение 2 группов ая наблюдение 2 группов ая наблюдение наблюдение 2 группов ая наблюдение 2 группов ая 2 группов ая наблюдение 2 группов ая наблюдение 17 13 6 14 1 15 2 16 1 17 18 Практика. Изготовление аппликации Знакомство с симметрией. Аппликация «Ваза» Теория. Просмотр изображения, зарисовка. Практика. Изготовление аппликации Лепная картина. Формирование композиционных навыков «Букет цветов Теория. Изготовление лепной картины из пластилина на плоскости. Практика. Растягивание пластилина на плоскости. Лепная картина. Формирование композиционных навыков. «Павлин Теория. Изготовление лепной картины из пластилина на плоскости. Практика. Растягивание пластилина на плоскости. Лепная картина. Формирование композиционных навыков. «Осень» Теория. Изготовление лепной картины из пластилина на плоскости. Практика. Растягивание пластилина на плоскости. Итоговое занятие. Лепная картина. Формирование композиционных навыков. «Ваза с ромашками Теория. Изготовление лепной картины из пластилина на плоскости. Практика. Растягивание пластилина на плоскости. Лепная картина. Формирование композиционных навык «Ежик у дерева Теория. Изготовление лепной картины из пластилина на плоскости. Практика. Растягивание пластилина на плоскости. 2 группов ая наблюдение 2 группов ая наблюдение 2 группов ая наблюдение 2 группов ая наблюдение 2 группов ая наблюдение 2 группов ая наблюдение 18 19 20 21 22 23 24 25 26 Лепная картина. Формирование композиционных навыков. «Ваза с ромашками Теория. Изготовление лепной картины из пластилина на плоскости. Практика. Растягивание пластилина на плоскости. Лепная картина. Формирование композиционных навыков. «Береза осенью» Теория. Изготовление лепной картины из пластилина на плоскости. Практика. Растягивание пластилина на плоскости. Изготовление панно. «Совушки в лесу» Теория: технология изготовления панно. Практика: изготовление панно Изготовление панно. «Совушки в лесу» Теория: технология изготовления панно. Практика: изготовление панно Изготовление панно. ««Космос» Теория: технология изготовления панно. Практика: изготовление панно Изготовление панно. ««Космос» Теория: технология изготовления панно. Практика: изготовление панно Изготовление панно. «Собачка и бабочка Теория: технология изготовления панно. Практика: изготовление панно Изготовление панно. «Собачка и бабочка Теория: технология изготовления панно. Практика: изготовление панно 2 группов ая наблюдение 2 группов ая наблюдение 2 группов ая наблюдение 2 группов ая 2 группов ая 2 группов ая 2 группов ая 2 группов ая наблюдение наблюдение 19 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 Изготовление панно. «Фея» Теория: технология изготовления панно. Практика: изготовление панно Изготовление панно. «Фея» Теория: технология изготовления панно. Практика: изготовление панно Изготовление миниатюр. «Новогодняя сказка» Теория: правила изготовление миниатюр. Практика: изготовление миниатюр Изготовление миниатюр. «Снеговик» Теория: правила изготовление миниатюр. Практика: изготовление миниатюр Итоговое занятие 2 группов ая наблюдение 2 группов ая наблюдение 2 группов ая наблюдение 2 группов ая наблюдение 2 Изготовление миниатюр. «Елочка» Теория: правила изготовление миниатюр. Практика: изготовление миниатюр Изготовление миниатюр. «Дед Мороз» Теория: правила изготовление миниатюр. Практика: изготовление миниатюр Изготовление миниатюр «Новогодняя игрушка» Теория: правила изготовление миниатюр. Практика: изготовление миниатюр Изготовление миниатюр. «Снеговик в лесу» Теория: правила изготовление миниатюр. Практика: изготовление миниатюр Изготовление миниатюр. «Снегурочка» 2 группов ая группов ая зачет (практика) наблюдение 2 группов ая наблюдение 2 группов ая наблюдение 2 группов ая наблюдение 2 группов наблюдение 20 37 38 39 40 41 42 43 Теория: правила изготовление миниатюр. Практика: изготовление миниатюр Сложные аппликации из пластилина. Теория. Просмотр изображения в стиле аппликации. Практика. Изготовление сложных аппликаций Сложные аппликации из пластилина. Теория. Просмотр изображения в стиле аппликации. Практика. Изготовление сложных аппликаций Сложные аппликации из пластилина. Теория. Просмотр изображения в стиле аппликации. Практика. Изготовление сложных аппликаций Сложные аппликации из пластилина. Теория. Просмотр изображения в стиле аппликации. Практика. Изготовление сложных аппликаций Сложные аппликации из пластилина. Теория. Просмотр изображения в стиле аппликации. Практика. Изготовление сложных аппликаций Сложные аппликации из пластилина. Теория. Просмотр изображения в стиле аппликации. Практика. Изготовление сложных аппликаций Сложные аппликации из пластилина. ая 2 группов ая наблюдение 2 группов ая наблюдение 2 группов ая наблюдение 2 группов ая наблюдение 2 группов ая наблюдение 2 группов ая наблюдение 2 группов наблюдение 21 44 45 46 47 48 49 Теория. Просмотр изображения в стиле аппликации. Практика. Изготовление сложных аппликаций Сложные аппликации из пластилина. Теория. Просмотр изображения в стиле аппликации. Практика. Изготовление сложных аппликаций Сложные аппликации из пластилина Теория. Просмотр изображения в стиле аппликации. Практика. Изготовление сложных аппликаций Лепим насекомых и паукообразных Теория: знакомство с лепкой насекомых и паукообразных из пластилина. Практика. Лепка насекомых и паукообразных из пластилина Лепим насекомых и паукообразных Теория: знакомство с лепкой насекомых и паукообразных из пластилина. Практика. Лепка насекомых и паукообразных из пластилина Лепим насекомых и паукообразных Теория: знакомство с лепкой насекомых и паукообразных из пластилина. Практика. Лепка насекомых и паукообразных Лепим насекомых и паукообразных Теория: знакомство с лепкой насекомых и ая 2 группов ая наблюдение 2 группов ая наблюдение 2 группов ая наблюдение 2 группов ая наблюдение 2 группов ая наблюдение 2 группов ая наблюдение 22 50 51 52 53 54 55 паукообразных из пластилина. Практика. Лепка насекомых и паукообразных из пластилина Лепим насекомых и паукообразных Теория: знакомство с лепкой насекомых паукообразных из пластилина. Практика. Лепка насекомых и паукообразных из пластилина Лепим насекомых и паукообразных Теория: знакомство с лепкой насекомых паукообразных из пластилина. Практика. Лепка насекомых и паукообразных из пластилина Подводное царство Изготовление панно изображением подводных обитателей. Теория: технология изготовления панно. Практика: изготовление панно Подводное царство Изготовление панно изображением подводных обитателей. Теория: технология изготовления панно. Практика: изготовление панно Подводное царство Изготовление панно изображением подводных обитателей. Теория: технология изготовления панно. Практика: изготовление панно Подводное царство Изготовление панно изображением подводных обитателей. 2 группов ая наблюдение 2 группов ая наблюдение с 2 группов ая наблюдение с 2 группов ая наблюдение с 2 группов ая наблюдение с 2 группов ая наблюдение и и 23 56 57 58 59 60 61 62 63 64 Теория: технология изготовления панно. Практика: изготовление панно Итоговое занятие Подводное царство Теория: технология изготовления панно. Практика: изготовление панно Подводное царство Теория: технология изготовления панно. Практика: изготовление панно Подводное царство Теория: технология изготовления панно. Практика: изготовление панно Полуобъемные и объемные изделия. Теория: Изготовление объемных и полуобъемных изделий из пластилина. Правила изготовления Полуобъемные и объемные изделия. Теория: Изготовление объемных и полуобъемных изделий из пластилина. Правила изготовления Полуобъемные и объемные изделия. Теория: Изготовление объемных и полуобъемных изделий из пластилина. Правила изготовления Полуобъемные и объемные изделия. Теория: Изготовление объемных и полуобъемных изделий из пластилина. Правила изготовления Полуобъемные и объемные изделия Теория: Изготовление объемных и полуобъемных группов ая группов ая Мини выставка наблюдение 2 группов ая наблюдение 2 группов ая наблюдение 2 группов ая наблюдение 2 группов ая наблюдение 2 группов ая наблюдение 2 группов ая наблюдение 2 группов ая наблюдение 2 2 24 65 66 67 68 69 70 71 72 изделий из пластилина. Правила изготовления Полуобъемные и объемные изделия Теория: Изготовление объемных и полуобъемных изделий из пластилина. Правила изготовления Изготовление миниатюр Теория: правила изготовление миниатюр. Практика: изготовление миниатюр Изготовление миниатюр Теория: правила изготовление миниатюр. Практика: изготовление миниатюр Изготовление миниатюр Теория: правила изготовление миниатюр. Практика: изготовление миниатюр Изготовление миниатюр Теория: правила изготовление миниатюр. Практика: изготовление миниатюр Изготовление миниатюр Теория: правила изготовление миниатюр. Практика: изготовление миниатюр Изготовление миниатюр Теория: правила изготовление миниатюр. Практика: изготовление миниатюр Итоговое занятие. Подведение итогов. Опрос. 2 группов ая наблюдение 2 группов ая наблюдение 2 группов ая наблюдение 2 группов ая наблюдение 2 группов ая наблюдение 2 группов ая наблюдение 2 группов ая наблюдение 2 группов ая опрос 25 Календарный учебный график 2года обучения № п / п 1 Те Содержание (разделы, темы) м ы 1 2 1 3 1 4 1 5 2 6 1 7 2 Колво часо в Введение. Правила безопасной работы. 3 Вводное занятие. Правила поведения и безопасной работы. Изготовление композиций из пластилина 3 Материалы и приспособления. Общие этапы приготовления и обработки изделия Изготовление сложного панно. «Бабочка в цветах» Теория: технология изготовления панно. Практика: изготовление панно Изготовление сложного панно. «Бабочка в цветах» Теория: технология изготовления панно. Практика: изготовление панно Волшебный мир пластилина (стилизация). Теория: технология изготовления панно. Практика: изготовление панно Волшебный мир пластилина (стилизация). Теория: технология изготовления панно. Дата, Время Форма Место меся прове проведе- провед цгод дения ния е ния группов ая Форма контроля наблюдени е группов ая группов ая наблюдени е наблюдени е 3 группов ая наблюдени е 3 группов ая наблюдени е 3 группов ая наблюдени е 3 группов ая наблюдени е 3 26 8 3 9 4 1 5 0 1 1 1 1 2 2 1 3 3 1 1 4 Практика: изготовление панно Волшебный мир пластилина Теория: технология изготовления панно. Практика: изготовление панно Волшебный мир пластилина Теория: технология изготовления панно. Практика: изготовление панно Волшебный мир пластилина Теория: технология изготовления панно. Практика: изготовление панно Сказка из пластилина Теория: Изготовление из пластилина по эскизу фрагмента любимой сказки. Практика: Растягивание пластилина на плоскости Сказка из пластилина Теория: Изготовление из пластилина по эскизу фрагмента любимой сказки. Практика: Растягивание пластилина на плоскости Сказка из пластилина Теория: Изготовление из пластилина по эскизу фрагмента любимой сказки. Практика: Растягивание пластилина на плоскости Итоговое занятие. Опрос. 3 группов ая наблюдени е 3 группов ая наблюдени е 3 группов ая наблюден ие 3 группов ая наблюден ие 3 группов ая наблюден ие 3 группов ая наблюден ие 3 группов ая наблюден ие 27 1 4 5 1 5 6 1 6 7 1 1 8 1 2 9 Сказка из пластилина Теория: Изготовление из пластилина по эскизу фрагмента любимой сказки. Практика: Растягивание пластилина на плоскости Сказка из пластилина Теория: Изготовление из пластилина по эскизу фрагмента любимой сказки. Практика: Растягивание пластилина на плоскости Сказка из пластилина Теория: Изготовление из пластилина по эскизу фрагмента любимой сказки. Практика: Растягивание пластилина на плоскости Пейзажи. Декоративное панно Теория: Знакомство с пейзажами, с технологией изготовления декоративного панно. Практика: Изготовление декоративного панно Пейзажи. Декоративное панно Теория: Знакомство с пейзажами, с технологией изготовления декоративного панно. Практика: Изготовление декоративного панно 3 группов ая наблюден ие 3 группов ая наблюден ие 3 группов ая наблюден ие 3 группов ая наблюден ие 3 группов ая наблюден ие 28 2 3 0 2 4 1 2 5 2 2 6 3 2 7 4 Пейзажи. Декоративное панно Теория: Знакомство с пейзажами, с технологией изготовления декоративного панно. Практика: Изготовление декоративного панно Пейзажи. Декоративное панно Теория: Знакомство с пейзажами, с технологией изготовления декоративного панно. Практика: Изготовление декоративного панно Пейзажи. Декоративное панно Теория: Знакомство с пейзажами, с технологией изготовления декоративного панно. Практика: Изготовление декоративного панно Пейзажи. Декоративное панно Теория: Знакомство с пейзажами, с технологией изготовления декоративного панно. Практика: Изготовление декоративного панно Пейзажи. Декоративное панно Теория: Знакомство с пейзажами, с технологией изготовления декоративного 3 группов ая наблюден ие 3 группов ая наблюден ие 3 группов ая наблюден ие 3 группов ая наблюден ие 3 группов ая наблюден ие 29 2 8 5 2 1 6 2 2 7 2 3 8 2 4 9 3 5 0 панно. Практика: Изготовление декоративного панно Пейзажи. Декоративное панно Теория: Знакомство с пейзажами, с технологией изготовления декоративного панно. Практика: Изготовление декоративного панно Изготовление сложного панно. «Зимний лес» Теория: технология изготовления панно, на новогоднюю тему. Практика: изготовление панно. Изготовление сложного панно. «Елочка» Теория: технология изготовления панно, на новогоднюю тему. Практика: изготовление панно. Изготовление сложного панно. «Новогодняя игрушка» Теория: технология изготовления панно, на новогоднюю тему. Практика: изготовление панно Изготовление сложного панно. «Дед Мороз» Теория: технология изготовления панно, на новогоднюю тему. Практика: изготовление панно. Изготовление сложного панно. «Снеговик» Теория: технология изготовления панно, на 3 группов ая наблюден ие 3 группов ая наблюден ие 3 группов ая наблюден ие 3 группов ая наблюден ие 3 группов ая наблюден ие 3 группов ая наблюден ие 30 3 6 1 3 7 2 3 1 3 3 2 4 3 3 5 3 4 6 новогоднюю тему. Практика: изготовление панно. Итоговое занятие. ( Изготовление сложного панно. «Зимний пейзаж» Теория: технология изготовления панно, на новогоднюю тему. Практика: изготовление панно. Изготовление сложного панно. «Зимний пейзаж» Теория: технология изготовления панно, на новогоднюю тему. Практика: изготовление панно. Натюрморты. Композиция на плоскости Теория: Что такое натюрморт? Технология изготовления композиций на плоскости. Практика: изготовление композиций на плоскости Натюрморты. Композиция на плоскости Теория: Что такое натюрморт? Технология изготовления композиций на плоскости. Практика: изготовление композиций на плоскости Натюрморты. Композиция на плоскости Теория: Что такое натюрморт? Технология изготовления композиций на плоскости. Практика: изготовление композиций на плоскости группов ая группов ая зачет 3 группов ая наблюден ие 3 группов ая наблюден ие 3 группов ая наблюден ие 3 группов ая наблюден ие 3 3 наблюден ие 31 3 1 7 3 2 8 3 3 9 4 4 0 4 5 1 4 6 2 Натюрморты. Композиция на плоскости Теория: Что такое натюрморт? Технология изготовления композиций на плоскости. Практика: изготовление композиций на плоскости Натюрморты. Композиция на плоскости Теория: Что такое натюрморт? Технология изготовления композиций на плоскости. Практика: изготовление композиций на плоскости Натюрморты. Композиция на плоскости Теория: Что такое натюрморт? Технология изготовления композиций на плоскости. Практика: изготовление композиций на плоскости Натюрморты. Композиция на плоскости Теория: Что такое натюрморт? Технология изготовления композиций на плоскости. Практика: изготовление композиций на плоскости Подводный мир. Изготовление панно с изображен Изготовление панно с изображением подводных обитателей. Теория: технология изготовления панно. Практика: изготовление панно Подводный мир. Изготовление панно с изображением подводных обитателей. 3 группов ая наблюдение 3 группов ая наблюдение 3 группов ая наблюдение 3 группов ая наблюдение 3 группов ая наблюдение 3 группов ая наблюдение 32 4 7 3 4 8 4 4 9 5 4 10 6 4 11 7 4 1 8 Теория: технология изготовления панно. Практика: изготовление панно Подводный мир. Изготовление панно с изображением подводных обитателей. Теория: технология изготовления панно. Практика: изготовление панно Подводный мир. Изготовление панно с изображением подводных обитателей. Теория: технология изготовления панно. Практика: изготовление панно Подводный мир. Изготовление панно с изображением подводных обитателей. Теория: технология изготовления панно. Практика: изготовление панно Подводный мир. Изготовление панно с изображением подводных обитателей. Теория: технология изготовления панно. Практика: изготовление панно Подводный мир. Изготовление панно с изображением подводных обитателей. Теория: технология изготовления панно. Практика: изготовление панно Коллаж из пластилина(использование природного материала, стекло, бусы, металл). Теория: Правила изготовления коллажа с использованием природного материала. 3 группов ая наблюдение 3 группов ая наблюдение 3 группов ая наблюдение 3 группов ая наблюдение 3 группов ая наблюдение 3 группов ая наблюдение 33 4 2 9 5 3 0 5 4 1 5 5 2 5 6 3 5 7 4 Коллаж из пластилина(использование природного материала, стекло, бусы, металл). Теория: Правила изготовления коллажа с использованием природного материала. Коллаж из пластилина(использование природного материала, стекло, бусы, металл). Теория: Правила изготовления коллажа с использованием природного материала. Коллаж из пластилина(использование природного материала, стекло, бусы, металл). Теория: Правила изготовления коллажа с использованием природного материала. Коллаж из пластилина(использование природного материала, стекло, бусы, металл). Теория: Правила изготовления коллажа с использованием природного материала. Коллаж из пластилина(использование природного материала, стекло, бусы, металл). Теория: правила изготовления коллажа с использованием природного материала. Коллаж из пластилина (использование природного материала, стекло, бусы, 3 группов ая наблюдение 3 группов ая наблюдение 3 группов ая наблюдение 3 группов ая наблюдение 3 группов ая наблюдение 3 группов ая наблюдение 34 5 8 5 5 1 6 5 1 7 5 1 8 5 1 9 6 1 0 металл). Теория: правила изготовления коллажа с использованием природного материала. Коллаж из пластилина (использование природного материала, стекло, бусы, металл). (использование природного материала, стекло, бусы, металл). Теория: правила изготовления коллажа с использованием природного материала. Полуобъемные и объемные изделия Теория: Изготовление объемных и полуобъемных изделий из пластилина. Правила изготовления Полуобъемные и объемные изделия Теория: Изготовление объемных и полуобъемных изделий из пластилина. Правила изготовления Полуобъемные и объемные изделия Теория: Изготовление объемных и полуобъемных изделий из пластилина. Правила изготовления Полуобъемные и объемные изделия Теория: Изготовление объемных и полуобъемных изделий из пластилина. Правила изготовления Полуобъемные и объемные изделия Теория: Изготовление объемных и полуобъемных 3 группов ая наблюдение 3 группов ая наблюдение 3 группов ая наблюдение 3 группов ая наблюдение 3 группов ая наблюдение 3 группов ая наблюдение 35 6 2 1 6 3 2 6 4 3 6 5 4 6 6 5 6 1 6 6 3 7 6 4 8 изделий из пластилина. Правила изготовления Полуобъемные и объемные изделия Теория: Изготовление объемных и полуобъемных изделий из пластилина. Правила изготовления Полуобъемные и объемные изделия Теория: Изготовление объемных и полуобъемных изделий из пластилина. Правила изготовления Изготовление миниатюр Теория: правила изготовление миниатюр. Практика: изготовление миниатюр Изготовление миниатюр Теория: правила изготовление миниатюр. Практика: изготовление миниатюр Изготовление миниатюр Теория: правила изготовление миниатюр. Практика: изготовление миниатюр Изготовление миниатюр Теория: правила изготовление миниатюр. Практика: изготовление миниатюр Изготовление миниатюр Теория: правила изготовление миниатюр. Практика: изготовление миниатюр Изготовление миниатюр Теория: правила изготовление миниатюр. 3 группов ая наблюдение 3 группов ая наблюдение 3 группов ая наблюдение 3 группов ая наблюдение 3 группов ая наблюдение 3 группов ая наблюдение 3 группов ая наблюдение 3 группов ая наблюдени е 36 6 5 9 7 6 0 7 7 1 7 1 2 Практика: изготовление миниатюр Изготовление миниатюр Теория: правила изготовление миниатюр. Практика: изготовление миниатюр Изготовление миниатюр Теория: правила изготовление миниатюр. Практика: изготовление миниатюр Изготовление миниатюр Теория: правила изготовление миниатюр. Практика: изготовление миниатюр Итоговое занятие. Подведение итогов. Опрос Теория: опросы. Практика: Проведение мини выставки. Подведение итогов. 3 группов ая наблюдени е 3 группов ая наблюдени е 3 группов ая наблюдени е 3 группов ая Опрос Мини выставка 37 2.2. Условия реализации программы. Материально-техническое обеспечение - наличие кабинета с 12-ю посадочными местами, учебные столы не менее 6, 12- стульев, освещение кабинета и возможность проветривания его должно удовлетворять требованиям СанПиНа. В кабинете должны быть шкафы для хранения учебной и методической литературы, наглядных пособий. На занятиях используются наглядные пособия, альбомы, карты-схемы, книги, газеты. Возможно использование интернет- технологий и мультимедийного оборудования при проведении занятий, центр кабинета свободен и служит для проведения игр, физкультминуток, коллективных творческих игртренингов. Для педагога: - возможность подготовить и показать мультимедийные презентации по темам программы, выход в интернет. Перечень оборудования, инструментов и материалов (для занятий) № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Наименование Количество ( на подгруппу) 12 пачек 1 пачка 10 пачек 10 пачек 12 пачек 12 шт. 12 штук Пластилин Бумага ксероксная Бумага цветная Картон Карандаши простые Клей ПВА Кисти для рисования Образовательные технологии. Технологии игровые, личностно-ориентированного обучения, здоровье - сберегающие, информационно - коммуникационные, творческопродуктивные, направленные на формирование устойчивой мотивации к изучению по изготовлению предметов художественно - декоративного плана из пластилина и различных материалов. Кадровые условия реализации программы. Реализовать программу "Волшебный пластилин" имеет право педагог, обладающий профессиональными знаниями (со средне-специальным или высшим педагогическим образованием), знающий специфику ОДО, имеющий практические навыки в сфере организации интерактивной деятельности детей. 2.3. Формы аттестации - оценка образовательных результатов учащихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Волшебный пластилин» осуществляется в порядке, установленном локальным нормативным актом "Положение о внутреннем итоговом мониторинге освоения дополнительных общеобразовательных программ учащимися 38 объединений муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Дома детского творчества ст. Советской муниципального образования Новокубанский район". Формой отслеживания и фиксации образовательных результатов учащихся является протокол внутреннего итогового мониторинга, составленный педагогом. Программа предполагает стартовую, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся. Стартовый контроль осуществляется в начале учебного года после первой четверти и направлен на диагностику начального уровня знаний умений и навыков учащихся. Программа предусматривает так же текущий контроль. Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет, проходит в виде выставок, участия в конкурсах по окончании каждой темы. Итоговый мониторинг осуществляется в конце учебного года и направлен на выявление уровня освоения разделов программы за весь срок обучения. Для этого педагог использует следующие формы: • открытое занятие • беседы • практические задания • отчётные выставки • викторины • игровые и познавательные досуговые мероприятия • праздники Образовательные результаты фиксируются в материалы анкетирования и тестирования, которые заносятся в диагностическую карту. В конце каждой темы планируется проведение выставок в объединении, самостоятельных работ по изготовлению изделий по памяти, конкурсы различного уровня, выполнение и представление творческих проектов. В конце каждого года обучения проводятся итоговые выставки лучших работ, также персональные выставки, с награждение авторов грамотами. Способы определения результативности: - Наблюдение; - Анализ; - Мониторинг. Виды контроля и аттестации учащихся: - входной контроль – это оценка исходного уровня знаний учащихся перед началом образовательного процесса; - текущий контроль – это оценка качества усвоения учащимися содержания образовательной программы в период обучения после начальной аттестации до промежуточной (итоговой) аттестации; 39 - промежуточная аттестация - это оценка качества усвоения учащимися содержания конкретной образовательной программы по итогам учебного года, полугодия; - итоговая аттестация - это оценка усвоения достижений обучающихся, заявленных в образовательных программах по завершению учебного года и курса обучения по образовательной программе. Вводный контроль Вводный контроль осуществляется в начале образовательного процесса с 15 по 30 октября. Содержание материала контроля определяется педагогом самостоятельно на основании содержания программного материала. Вводный контроль осуществляется педагогом по каждой группе (в соответствии с Программой). Текущая аттестация учащихся Текущая аттестация проводится как оценка результатов обучения за определённый промежуток учебного времени – за полугодие Текущая аттестация учащихся включает в себя проверку теоретических знаний и практических умений и навыков. Текущая аттестация учащихся осуществляется педагогами дополнительного образования, работающими в объединениях и контролируется администрацией учреждения. Текущая аттестация учащихся проводится в декабре. Промежуточная аттестация осуществляется педагогом по каждой группе (в соответствии с Программой). Итоговая аттестация учащихся Итоговая аттестация учащихся проводится по завершении обучения по образовательной программе. Для проведения итоговой аттестации учащихся приказом директора формируется аттестационная комиссия (не менее двух человек), в состав которой могут входить методист, педагог дополнительного образования. Результаты итоговой аттестации учащихся должны оцениваться таким образом, чтобы можно было определить: насколько достигнуты прогнозируемые результаты дополнительной образовательной программы каждым учащимся; полноту выполнения дополнительной образовательной программы; результативность самостоятельной деятельности учащегося в течение всех годов обучения. 40 Оценка, оформление и анализ результатов аттестации. Результаты вводного, текущего и итогового контроля учащихся каждой группы (в соответствии с Программой), вносятся в протокол мониторинга образовательного уровня учащихся, по которому определяются результаты освоения учащимися дополнительных образовательных программ. Качество освоения образовательных программ определяются на основании определения уровней освоения программного материала. 2.4.Оценочные материалы Оценочный материал - (пакет) диагностических методик: Изучение личностных особенностей - методика «Если бы ты был волшебником. Если бы у тебя была волшебная палочка» (изучение желаний младших школьников); - методика «Цветик-семицветик» (выявление направленности интересов младших школьников); - методика «Мой герой» (определение тех образцов, которые имеет ребенок, которым хочет подражать); Изучение эмоционально-волевой сферы - методика определения уровня тревожности Ч.Д. Спилберга (адаптация Ю. Л. Ханина) (измерение тревожность и как личностное свойство, и как состояние); - цветовой тест по определению эмоционального состояния человека М. Люшера (оценка психо - эмоционального состояния); Изучение учебной мотивации - методика «Что мне нравится в школе?» Н.Г. Лусканова (изучение отношения к школе и учебной деятельности учащихся начальных классов); - методика «Три желания»; - методика «Волшебная палочка» (изучение мотивационных предпочтений). Диагностика детско-родительских отношений - многофакторный личностный опросник Р. Кеттела(детский вариант) (изучение особенностей характера, склонностей и интересов личности). Критерии оценки ЗУН: Высокий уровень – учащийся знает: - правила безопасности и личной гигиены при работе с пластилином и различными материалами, оборудованием; -технологию подготовки материалов к работе, их свойства, правила хранения, очистки; -название и назначение оборудования, инструментов, операций с материалами; -правила составления изделий из пластилина, природных материалов; -основные способы и приемы работы с пластилином, при изготовлении цветов, насекомых, животных, фигурок кукол; 41 Средний уровень – учащийся может: - с помощью педагога дополнительного образования, формировать различные предметы, детали изделия, создавать из них предметы бытового плана, оформлять работы; -придумать изображение и перенести его на декоративное панно; -помочь товарищу практическим советом, показом приема и способа изготовления. - знать историю развития изделий из пластилина, природных материалов и современные направления развития в прикладном творчестве; -ТБ и правильные приемы работы; -выполнять основные способы и приемы работы с пластилином, при изготовлении цветов, насекомых, животных, фигурок кукол; Низкий уровень – учащийся самостоятельно не выполняет: - подготовку пластилина и другого материала к работе; - не создает сложные композиции с натуры и по представлению; - не делает сувениры и другие изделия, творчески используя образцы других обучающихся; - не выполняет авторские работы, используя возможности материала, полученные знания, умения, навыки; 2. 5. Методические материалы В зависимости от поставленных задач на занятии используются различные методы обучения (словесные, наглядные, практические), чаще всего их сочетание. Основные формы проведения занятий – • Рассказы, объяснения с показом нужных объектов; • Беседы; • Использование художественных произведений; • Использование репродукций, фотографий, иллюстраций; • Использование аудио и видео материалов; • Творческие мастерские по изготовление поделок. В качестве дидактического материала используются: • раздаточный материал; • наглядные пособия; • литература для чтения; • сведения из интернета; • книги, брошюры, газетные материалы; • фотографии; • видеоматериалы с документальными фильмами; • компьютерные презентации по темам. 42 Специфика работы по данной программе. Главной задачей воспитания подрастающего поколения является развитие творческих способностей, самостоятельности, трудовых навыков. Особое значение в решении этой проблемы приобретает ознакомление детей с различными видами народного декоративно-прикладного искусства, приобщение обучающихся к основам ручного творчества, среди которых работа с пластилином, природными материалами занимает важное место. В школьной программе работе с пластилином отведено сравнительно небольшое количество часов, поэтому важную роль в приобщении обучающихся к пластилинографии приобретает работа в дополнительных творческих объединениях, в домах детского творчества. Именно в условиях работы творческого объединения возможно освоение в более широком объеме работы с самыми разнообразными материалами и техниками, целенаправленное и планомерное развитие творческой инициативы, что, в свою очередь, является залогом формирования определенных склонностей и способностей. Творческая работа является частью воспитательного процесса, продолжает формирование у подрастающего поколения интереса к различным профессиям, уважения к людям труда, поднимает личность со ступени потребителя духовных и материальных ценностей до ступени их созидателя. По степени включенности детей в образовательный процесс данная комплексная программа – репродуктивно-творческая. Изготовление по образцу по мере накопления знаний и умений вытесняется творческой деятельностью: учащиеся создают творческие работы по собственному замыслу, самостоятельно выбирая материал, способы работы, прогнозируя результат. Косвенными критериями служат: создание стабильного коллектива объединения, заинтересованность участников в избранном виде деятельности, развитие чувства ответственности и товарищества. Успехи учащихся отмечаются грамотами, памятными подарками. Создание условий для творческой деятельности,учет индивидуальных особенностей детей, соблюдение таких дидактических принципов обучения как систематичность, развитие и углубление знаний, умений, навыков и представлений, единство теории и практики, Последовательность, контакт с педагогами и родителями, -все в комплексе способствует раскрытию и дальнейшему развитию творческих возможностей обучающихся при работе с пластилином, природными материалами и другими материалами, развитию художественного вкуса, воспитанию таких качеств личности, как самостоятельность, инициативность, настойчивость, целеустремленность, умение трудиться в коллективе. Общие дидактические принципы программы: • Научность; • Систематичность и последовательность; • Доступность; 43 • Наглядность; • Прочность; • Целесообразность; • Сознательность и активность. Принципы педагогической системы: • Единство сознания и практики, развитие психических процессов в деятельности; • Принципы гуманизма; • Принципы комплексности; • Принцип индивидуального подхода; Специфические принципы: • Принципы взаимосвязи пластилинографии с разными видами искусства: поэтическим, музыкальным, художественным творчеством; • Принципы взаимосвязи разных разделов образовательной работы: развитие речи, ознакомление с окружающим миром; • Принцип единства и взаимообусловленности восприятия, исполнительства и творчества. Алгоритм учебного занятия. В целом учебное занятие любого типа как модель можно представить в виде последовательности следующих этапов: организационного, проверочного, подготовительного, основного, контрольного, рефлексивного (самоанализ), итогового, информационного. Каждый этап отличается от другого сменой вид деятельности, содержанием и конкретной задачей. Основанием для выделения этапов может служить процесс усвоения знаний, который строится как смена видов деятельности учащихся: восприятие осмысление - запоминание применение - обобщение - систематизация. 1этап - организационный. Задача: подготовка детей к работе на занятии. Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания. II этan - проверочный. Задача: установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания (если было), выявление пробелов и их коррекция. Содержание этапа: проверка домашнего задания (творческого, практического) проверка усвоения знаний предыдущего занятия. III этап - подготовительный (подготовка к восприятию нового содержания). Задача: мотивация и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности. Содержание этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (пример, познавательная задача, проблемное задание детям). IV этап - основной. В качестве основного этапа могут выступать следующие: 44 1 Усвоение новых знаний и способов действии. Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения. Целесообразно при усвоении новых знаний использовать задания и вопросы, которые активизируют познавательную деятельность детей. 2. Первичная проверка понимания Задача: установление правиль ности осознанности усвоения нового учебного материала, выявление неверных представлений, их коррекция. Применяют пробные практические задания, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием. 3. Закрепление знаний и способов действий. Применяют тренировочные упражнения, задания, выполняемые детьми самостоятельно. 4. Обобщение и систематизация знаний. - Задача: формирование целостного представления знаний по теме. Распространенными способами работы являются беседа и практические задания. V этап – контрольный. Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция. Используются тестовые задания, виды устного и письменного опроса, вопросы и задания различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского). VI этап - итоговый. Задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. Содержание этапа: педагог сообщает ответы на следующие вопросы: как работали учащиеся на занятии, что нового узнали, какими умениями и навыками овладели. VII этап - рефлексивный. Задача: мобилизация детей на самооценку. Может оцениваться работоспособность, психологическое состояние, результативность работы, содержание и полезность учебной работы. VIII этап: информационный. Информация о домашнем задании (если необходимо), инструктаж по его выполнению, определение перспективы следующих занятий. Задача: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания, логики дальнейших занятий. Изложенные этапы могут по-разному комбинироваться, какие-либо из них могу не иметь места в зависимости от педагогических целей/ 45 Раздел III. Воспитание 3.1. Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания детей Целью воспитания является развитие личности, самоопределение и социализация детей на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2, п. 2). Задачами воспитания по программе являются: • усвоение детьми знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций; информирование детей, организация общения между ними на содержательной основе целевых ориентиров воспитания; • формирование и развитие личностного отношения детей к творческим занятиям, к собственным нравственным позициям и этике поведения в учебном коллективе; • приобретение детьми опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений в составе учебной группы, применение полученных знаний, организация активностей детей, их ответственного поведения, создание, поддержка и развитие среды воспитания детей, условий физической безопасности, комфорта, активностей и обстоятельств общения, социализации, признания, самореализации, творчества при освоении предметного и метапредметного содержания программы. Целевые ориентиры воспитания детей по программе: • воспитание уважения к художественной культуре, искусству народов России; • формирование восприимчивости к разным видам искусства; интереса к истории искусства, достижениям и биографиям мастеров; • формирование заинтересованности в презентации своего творческого продукта, опыта участия в концертах, выставках и т. п.; • формирование стремления к сотрудничеству, уважения к старшим; ответственности; воли и дисциплинированности • воспитание уважения наследию народов России к историческому и культурному 46 3.2 Формы и методы воспитания Решение задач информирования детей, создания и поддержки воспитывающей среды общения и успешной деятельности, формирования межличностных отношений на основе российских традиционных духовных ценностей осуществляется на каждом из учебных занятий. В воспитательной деятельности с детьми по программе используются методы воспитания: метод убеждения (рассказ, разъяснение, внушение), метод положительного примера (педагога и других взрослых, детей); метод упражнений (приучения); методы одобрения и осуждения поведения детей, педагогического требования (с учётом преимущественного права на воспитание детей их родителей (законных представителей), индивидуальных и возрастных особенностей детей младшего возраста) и стимулирования, поощрения (индивидуального и публичного); метод переключения в деятельности; методы руководства и самовоспитания, развития самоконтроля и самооценки детей в воспитании; методы воспитания воздействием группы, в коллективе. 3.3. Условия воспитания, анализ результатов Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации деятельности детского коллектива на основной учебной базе реализации программы в организации дополнительного образования детей в соответствии с нормами и правилами работы организации. Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического наблюдения за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих заданий по программе. Косвенная оценка результатов воспитания, достижения целевых ориентиров воспитания по программе проводится путём опросов родителей в процессе реализации программы (отзывы родителей) и после её завершения. Анализ результатов воспитания по программе не предусматривает определение персонифицированного уровня воспитанности, развития качеств личности конкретного ребёнка, обучающегося, а получение общего представления о воспитательных результатах реализации программы, продвижения в достижении определённых в программе целевых ориентиров воспитания, влияния реализации программы на коллектив обучающихся: что удалось достичь, что является предметом воспитательной работы в будущем. Результаты, полученные в ходе оценочных процедур — опросов, интервью 47 3.4. Календарный план воспитательной работы № п/п Название мероприятия Сроки Форма проведения Практический результат Тематический час: В течении Мероприятие Фото- и видеоматериалы с «Путешествие в страну 1 года на уровне ДДТ выступлением детей дорожных знаков» Экологическая В течении Мероприятие Фото- и видеоматериалы с 2 викторина: «Природа не года на уровне ДДТ выступлением детей прощает ошибок» Тематический час по В течении Мероприятие Фото- и видеоматериалы с пожарной безопасности года 3 на уровне ДДТ выступлением детей «Давайте не ссорится с огнем» Игровая программа: 4 «Казачьему роду нет переводу» 5 В течении Мероприятие Фото- и видеоматериалы с года на уровне ДДТ выступлением детей Беседа «Экстремизму и В течении Мероприятие Фото- и видеоматериалы с терроризму – нет» года на уровне ДДТ выступлением детей Беседа: «Как жить В течении Мероприятие на Фото- и видеоматериалы с 6 сегодня, чтобы иметь года уровне ДДТ выступлением детей шансы увидеть завтра» 7 Тематический час на В течении Мероприятие Фото- и видеоматериалы с тему:«Страна Здоровье» года на уровне ДДТ выступлением детей Тематический час 8 «Путешествие в мир профессий» В течении Мероприятие Фото- и видеоматериалы с года на уровне ДДТ выступлением детей Беседа с родителями: «Как преодолеть В течении Мероприятие Фото- и видеоматериалы с 9 застенчивость и года на уровне ДДТ выступлением детей неуверенность ребенка» 48 Раздел IV. Список литературы 1. Нормативно-правовые акты: 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273); 2. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р (Далее – Концепция). 3. Приказ Министерства просвещения РФ от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Приказ № 196). 4. Приказ министерства просвещения российской федерации от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (далее – Целевая модель).5.Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 сентября 2017 г., регистрационный 48226). 6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 7. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 г. «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». 8. Распоряжение главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 4 июля 2019 г. № 177-р «О концепции мероприятия по формированию современных управленческих решений и организационноэкономических механизмов в системе дополнительного образования детей в рамках федерального проекта «Успех каждого ребёнка» национального проекта «Образование». 9. Краевые методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (2020 г.). Основная литература: 1.М. Антипова «Соленое тесто» Необычные поделки и украшения. И Д «ВЛАДИС»2008г. 2.Больгерт Нелли, Больгерт Сергей «Мультстудия. Пластилин. Лепим из пластилина и снимаем мультфильмы своими руками». М. РОБИНС .2012г 49 3.Зоопарк из пластилина / Алена Багрянцева. – М.: Эксмо,2013г. 4 Наталия Волкова «Разноцветный пластилин» Москва,2011г 5.Сказочный пластилин/ Н.Д. Диденко. -М. Суфлер; Ростов н/Д: Феникс,2013г. 6.Кравченко А.И. Психология и педагогика. 2014год. 7. Зверушки из пластилина / Светлана Лесовская. – М.: Эксмо, 2013г. 8.Уроки лепки из пластилина: практическое пособие/Т.Б. Ткаченко, К.И. Стародуб. - Ростов н / Д: Феникс, 2012. Цифровые образовательные ресурсы (интернет-источники): 1.Журнал «Обруч» http://www.obruch.ru/ 2.Сайт "Фестиваль педагогических идей. Открытый урок" http://festival.1september.ru/ 3.Социальная сеть работников образования nsportal.ru 4.Международный образовательный портал «maam.ru» http://www.maam.ru/ 5. Сайт «Инфоурок» https://infourok.ru/ 6. Сайт для школьников https://takprosto.cc/sayty-dlya-shkoly 7. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов; http://school-collection.edu.ru Литература для учащихся и родителей: 1.Пластилиновый мир. Лепим страшилок. Бернадетт Куксарт.Ростов н/Д: «Феникс»,2013г. 2.Лепим из пластилина/ А. Диброва, И. Гученко.-М: Суфлер; Ростов н/Д :Феникс,2013г. 3.Поделки из природного материала. Ангелина Кикбуш,Урсула Риттер, М.: «РОСМЕН»,2007г 4.Герои сказок из пластилина / Светлана Лесовская. – М.: Эксмо,2013г. : «Издательский Дом ВЛАДИС», 2006г. 5.Рубцова Е. Е «Красивые фигурки из соленого теста» Ростов на Дону: ВЛАДИС, 2010г. 6.К. Стародуб «Поделки из природных материалов. Шаг за шагом» Ростов на Дону: «Издательский Дом ВЛАДИС», 2006г 50