Содержание Раздел I «Комплекс основных характеристик содержание, планируемые результаты» образования: 1.1. Пояснительная записка 1.2. Цели и задачи 1.3. Содержание программы 1.4. Планируемые результаты объем, 3-7 7-8 8-11 12 Раздел II «Комплекс организационно – педагогических условий» 2.1. Календарный учебный график 2.2. Условия реализации программы 2.3. Формы аттестации 2.4. Оценочные материалы 2.5 Методические материалы 13-15 16 17 18-19 19-22 Раздел III «Воспитание» 3.1. Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания детей 3.2. Формы и методы воспитания 3.3. Условия воспитания, анализ результатов 3.4. Календарный план воспитательной работы Раздел IV «Список литературы» 23 24 25 25 27-28 Раздел I «Комплекс основных характеристик образования: объём, содержание, планируемые результаты» 1.1. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Очумелые ручки» обновлена с учётом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы. Нормативно-методические основы разработки программы представлены в следующих документы: 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». 3. Конституция РФ, принятая всенародным голосованием 12.12.1993 г.(с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 г. 4. Концепция развития дополнительного образования до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р) 5. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р). 6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022г. № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам». 7. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование», утвержден протоколом Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 24.12.2018 №16, приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. №467 «Об утверждении целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей». 8. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 9. Краевые методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (2020 г.). 10. Краевые методические рекомендации «Разработка и реализация раздела о воспитании в составе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы» (2023г.) 11. Устав МБУДО ДДТ ст. Советской принят общим собранием трудового коллектива, 09 апреля 2019 г., утверждён постановлением администрации муниципального образования Новокубанский район 12 апреля 201911. Локальные акты МБУДО ДДТ ст. Советской. Направленность дополнительной образовательной программы «Очумелые ручки» художественная. Формирование навыков учащихся при изготовлении изделий из бумаги, ткани, природного материала, интереса и любви к народному творчеству, формирование у художественно-эстетического вкуса, правильности передачи формы и цвета. Образовательная программа «Очумелые ручки» предназначена как для реализации в учреждениях дополнительного образования детей, так и в общеобразовательных учреждениях. Данная программа дается блоками по четвертям, за счет чего расширяется и углубляется теоретический и практический материал, происходит освоение разных приемов работы с разными материалами. Новизна дополнительной образовательной программы «Очумелые ручки» состоит, прежде всего, в ее комплексности, которая обеспечивает обучающимся выбор деятельности художественно-эстетического направления, а также в тесной взаимосвязи ботаники, изобразительного искусства, народного декоративно-прикладного творчества. Актуальность дополнительной образовательной программы - это раскрытие и развитие творческих возможностей учащихся при работе с различными материалами, формирование умений передачи в изделиях, формы, цвета, фактуры, которое будет прекрасным дополнением и украшением в декоре комнаты-все это является не только материальной ценностью ребенка, но и дает духовное удовлетворение от проделанной работы. Педагогическая целесообразность Программа построена на принципах личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми, нацелена на развитие любознательности как основы познавательной активности у учащихся; развитие творческих способностей ребёнка, формирование коммуникативности и уверенности в своих возможностях, приобщению учащихся к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям через развития их творческих способностей и интересов детей и освоение ими художественного опыта прошлого. В совместной деятельности с педагогом учащиеся учатся любить окружающий мир, развивают способность к восприятию прекрасного в себе самом, в другом человеке, создают прекрасное руками. Педагогическая целесообразность программы опирается на три группы педагогических приемов: организационных, ценностных, содержательных. Организационные: - хорошо организованная, продуманная деятельность педагога помогает ребенку быть инициативным, последовательным, усидчивым, доводить начатое дело до конца, самостоятельно решать поставленные задачи. Ценностные: - программа направлена на то, чтобы помочь детям переосмыслить их взгляды на культурное наследие России и малой родины Кубани, воспитывать гордость и любовь к народным традициям и промыслам Кубани, а также правильно определить место человека в ней. -групповые задания служат как для формирования навыков коллективного творчества, так и для развития коммуникативных способностей детей. Содержательные: - технология изготовления поделок по данной образовательной программе основана на использовании в работе различных материалов: бумаги, ткани, природного и бросового материала. Из этих материалов дети создают прекрасные картины и пейзажи; - ручной труд способствует развитию сенсорной моторики – согласованию в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления картин и поделок постепенно образуется система специальных навыков и умений. Отличительные особенности программы. Отличия данной программы от уже существующих, заключается в том, что дети не изготавливают одинаковые изделия по образцу, а на протяжении всей программы имеют возможность выбрать сюжет будущей работы самостоятельно. Таким образом, проявляется индивидуальность ребенка. У учащихся в процессе работы формируются практические трудовые навыки, творческая активность, развивается фантазия, художественный вкус. Занятия не только сочетают различные виды практической деятельности, но способствуют приобщению обучающихся детей к прекрасному, многообразному миру народного искусства, к миру гармонии и красоты. Адресат программы. Программа рассчитана на обучение детей с 6 до 13 лет, детей дошкольного и младшего школьного возраста, ведь именно в этом возрасте закладываются основы таких чувств, как любознательность, интерес к разнообразным видам деятельности. Они с готовностью и интересом овладевают новыми знаниями, умениями и навыками, поэтому дополнительная программа "Очумелые ручки" младшим школьникам предлагает изучить и овладеть художественными приемами работы с разными видами изделий из бумаги, ткани, ленточек, природного материала. Содержание тем подобрано по принципу постепенного усложнения материала, что позволяет учащимся последовательно осваивать более сложные способы и приемы изготовления изделий, не испытывая трудностей, пробуждает интерес к занятиям, вызывает желание творить самостоятельно. Детская возрастная группа формируется из учащихся одного возраста, возможен разновозрастной состав. В разновозрастных группах старшие ребята помогают на занятиях младшим. Допускается дополнительный набор детей на второй, третий и т.д. годы обучения, учитывая предварительную подготовку, уровень образования, физическое здоровье на основании результатов: • тестирования, • собеседования и т.д. При некоторой корректировке методик и содержания деятельности данная программа может использоваться для учащихся младшего и среднего возраста. Группа формируется без предварительного отбора. В объединении второго года обучения могут быть зачислены учащиеся, не занимающиеся в группе первого года обучения, но успешно прошедшие входное тестирование, которое позволяет определить уровень умений и навыков детей. Состав групп – разновозрастной, в основном 7 – 13 лет, с разным уровнем развития и кругом интересов. Группы формируются из учащихся школ станицы без учета предварительной подготовки. В детское объединение принимаются дети по свободной записи, достаточно обладать желанием заниматься в этом объединении и иметь при себе минимум необходимых инструментов и материалов. Рекомендуемый состав группы – 20-25 человек первого года обучения. Форма обучения - очная, дистанционная. Режим занятий: занятия проводятся в учебном кабинете 1 раз в неделю – 2 часа в день для 1 года обучения. Продолжительность учебного часа 45 минут и 15 минут времени на отдых, физ. минутки, релаксацию. Особенности организации образовательного процесса Состав группы: постоянный, количество учащихся 20-25 человек в группе. Формы занятий: индивидуальные, групповые. Виды занятий: теоретические, практические, комбинированные занятия, творческие мастерские. Занятия организуются в учебных группах, сформированных с учётом возрастных закономерностей и уровнем первоначальных знаний и умений обучающихся. Уровень программы, объем и сроки реализации Уровень программы – ознакомительный Срок реализации - программа «Очумелые ручки» рассчитана на 1 год обучения - 72 часа - 1раз в неделю по 2 часа. Набор детей в объединение осуществляется руководителем при отсутствии у них медицинских противопоказаний, возраст учащихся от 6-13 лет, программа не предусматривает никаких условий отбора по способностям, принимаются все желающие дети разного возраста и пола, рекомендуется комплектовать одновозрастные группы. Состав группы – от 20 до 25 человек для 1 года обучения; 1.2. Цели и задачи Цель данной программы: Получение учащимися дополнительных навыков по изготовлению художественно – декоративных предметов из различных материалов. Задачи программы первого года обучения: Образовательные: - расширить и углубить знания учащихся о декоративно – прикладном искусстве, свойствах различных материалов и инструментов, технологии подготовки и работы с ними; - сформировать представления о цветовом сочетании и пропорциях, о композиции и других практических навыках; - развивать художественный вкус, умение творчески подходить к выбору собственного сюжета, применяя композиционные навыки в создании декоративных предметов, настенных панно, сувениров; - научить безопасной работе с инструментами и оборудованием. -расширить и углубить знания обучающихся о декоративно-прикладном искусстве, дать представление о цветовом сочетании и пропорциях, свойствах различных материалов и технологии подготовки к работе. -познакомить с основными инструментами, оборудованием для работы. -познакомить с техникой безопасной работы с инструментами, оборудованием, материалами. -научить работе с бумагой, тканью, лентами, природными материалами. -дать представление о технологии выполнения картин, кукол и других изделий. Личностные: - способствовать развитию мотивации к изучению изготовления изделий из различных материалов, учить доводить начатое дело до конца; - воспитывать такие качества личности, как самостоятельность, ответственность, инициативность, настойчивость; - формировать чувство товарищества, взаимопомощи и взаимовыручки, развивать качества личности, как отзывчивость; ответственность. - способствовать формированию собственного мировоззрения и активной нравственной позиции. Метапредметные: - развивать умение применять полученные знания в повседневной жизни: на уроках технологии, окружающего мира, кубановедения и ОБЖ. 1.3. Содержание программы Данная программа «Очумелые ручки» предназначена для педагогов дополнительного образования и рассчитана на три года обучения. Обучение проводится с учетом индивидуальных способностей обучающихся, их уровня знаний и навыков. На занятиях детям предоставляются возможности удовлетворять свои интересы путем активного включения их в творческую деятельность. В зависимости от поставленных задач на занятии используются разнообразные методы (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, метод проблемного изложения). Учебный план 1 год обучения Тем Название темы а бло ка 4. 5. Количество часов Всего Учебные часы теория практи ка Вводное занятие. ТБ 2 1 1 при работе с колюще режущими предметами Простая аппликация из 6 2 4 бумаги Объемная аппликация 6 2 4 из бумаги Итоговое занятие. 2 2 Плоское торцевание 4 2 2 Форма контроля 1 Беседа 6. Объемное торцевание. 4 2 7. Итоговое занятие. 2 2 8. Простые поделки из бросового материала и бумаги Конструирование из картона Макетир-ние. Складывание из бумаги. Оригами. Изготовление плоских игрушек из фетра Итоговое занятие. 4 2 2 10 2 8 8 2 6 6 2 4 2 3 9 10 11. 12. 2 2 2 Беседа, практика Беседа, практические занятия опрос Беседа, практические занятия Беседа, практические занятия Викторина «Знаем, умеем, творим» Беседа, практические занятия Беседа, практические занятия Беседа, практические занятия Беседа, практические занятия Творческ. мастерская «В гостях у сказки» Беседа, практические занятия 13. Изготовления цветов из 8 фоамирана. Сборка их в топиарии. 2 6 14 Изготовления цветов и 6 новогодних игрушек из глитерного фоамирана для новогоднего панно. Оформление панно. Итоговое занятие. 2 Итого 72 2 4 Беседа, практические занятия 1 1 Опрос. Выставка 15 Содержание программы 1 год обучения 1. Вводное занятие. Инструктаж по ТБ Теория: Знакомство c группой учащихся. Введение в образовательную программу. Беседа по правилам техники безопасности с режущими и колющими предметами. Знакомство с инструментами необходимыми в работе, их назначение и правильное применение. Беседа «Как родилась бумага?» Показ готовых композиций, поделок, настенных панно выполненных из бумаги. Практика: изготовление цветов из бумаги 2. Простая аппликация из бумаги Теория: Знакомство с понятием «аппликация». Виды аппликаций: простая (плоскостная) и сложная (объемная), отличия. Показ приемов выполнения аппликации. Знакомство с технологической картой, способами вырезывания и соединения деталей. Техника безопасности при работе с инструментами и материалами. Практика: выполнение аппликации: «Ваза с фруктами», «Собираем урожай», «Листопад», «Аквариум» «Портрет Деда Мороза» 3. Объемная аппликация из бумаги Теория: Знакомство с понятием «объемная аппликация». Показ технологических приемов выполнения объемной аппликации. Знакомство со способом «симметричное вырезывание», техникой «волшебные ладошки». Техника безопасности при работе с инструментами и материалами. Практика: выполнение объемных аппликаций: «Радуга - дуга», «Березовая роща», «Лебединая верность», «Портрет Деда Мороза» 4. Итоговое занятие. Опрос 5. Плоское торцевание Теория: Дать понятие: «плоское торцевание» Знакомство с разновидностью бумаги «гофрированная бумага», бумажные салфетки. Показать приемы работы с бумажными салфетками, способы склеивания тонкой бумаги. Практика: изготовление изделий методом плоского торцевания «Сувенир для мамы», «Осень в лесу» 6. Объемное торцевание. Теория: Дать понятие «объемное торцевание», формировать правильные приемы и способы работы в «Объемном торцевании». Чем отличается техника работы с бумагой в объемном и плоском торцевании? Практика: изготовление изделий методом объемного торцевания: «Кораблик в море», «Ежик в лесу» 7. Итоговое занятие. Викторина «Знаем, умеем, творим» Теория: Подборка вопросов викторины на тему «Волшебная бумага», на закрепление понятий, приемов и способов складывания и вырезывания, названия техник. 8. Простые поделки из бросового материала и бумаги: Теория: технология изготовления поделок из бросового материала (пластмассовых бутылок, ведерок, металлических банок) и украшение их аппликацией из цветной бумаги. Практика: изготовление сувенира для мамы «Корзинка с цветами», пенал для карандашей «Веселый постовой» 9.Конструирование из картона Макетирование Теория: технология изготовления поделок из картона Практика: изготовление макетов техники: «ракета», «поезд», «танк», фигурок животных (львенка, жирафа, слона); фигурок птиц (совенок, страус) 10. Складывание из бумаги. Оригами. Теория: Знакомство с понятием «Оригами». Учить приемам поэтапного складывания. Практика: «Рыбка» «бабочка», «тюльпан», «кораблик», «собачка», «лягушка» 11. Изготовление плоских игрушек из ткани (фетра) Теория: расширять знания детей о ткани, познакомить с технология изготовления плоских игрушек из фетра. Практика: изготовление героев животных русских народных сказок. 12. Итоговое занятие. Творческая мастерская «В гостях у сказки» 13. Изготовления цветов из фоамирана для топиариев. Сборка их в топиарии. Теория: Знакомство с новым материалом. Что такое «фоамиран» - это вспененная резина. Практика: познакомить с технологией изготовления цветов из фоамирана: «ромашка», «василек», «лилия», «роза», «колокольчик», «цветущая ветка яблони» 14. Изготовления цветов и новогодних игрушек из глиттерного фоамирана для новогоднего панно. Оформление панно Теория: Познакомить детей с технологией изготовления новогодней игрушки из глиттерного фоамирана. Практика: изготовление новогодних игрушек и шаров в настенное панно. 15. Итоговое занятие. Теория: Опрос. Практика: подведение итогов работы за учебный год. Выставка детских работ. 1.4. Планируемые результаты Результат реализации программы К концу 1-ого года обучения учащиеся будут: Знать: -основы в области аппликации, композиции, формообразования, цветоведения и декоративно - прикладного искусства; - формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, объемных форм, аппликации; - совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами при обработке различных материалов; - приобретать навыки создания и оформления творческих работ - специальные навыки и умения для достижения определённых результатов; Уметь: - развивать творческое мышление; - развить навыки самостоятельной работы с различными материалами. - добиться максимальной самостоятельности своего творчества; развивать устойчивое внимание, наблюдательность, аккуратность. Связь с родителями поддерживается в течение всего срока обучения в форме индивидуальных бесед, дней открытых дверей. Раздел 2 «Комплекс организационно – педагогических условий» Календарный учебный график 1 года обучения Дата начала и окончания учебного периода Количество учебных недель Продолжительность каникул Место проведения занятия Время проведения занятия Занятие – 45 минут Перемены - 15 минут 1 сентября 20_______г. до 31 мая 20_______г. 36 Каникулы с 01.06.20__ г. по 31.08.20_______г Форма занятий Групповая Сроки контрольных процедур Начальная диагностика (октябрь), текущая диагностика (декабрь, март), итоговая диагностика (май) День Время Сроки выездов, экскурсий, походов. Участие в массовых мероприятиях (соревнованиях, *Поздравление учителей - ветеранов , октябрь; конкурсах, фестивалях, праздниках) * Новогодний утренник, декабрь; * Масленица, январь, февраль; * Утренник к 8 марта; * Поздравление ветеранов, май; * Отчетный концерт, май. 2.1 Календарный учебный график Тема занятий 1 2 3 Количество часов Вводное занятие. Инструктаж по ТБ Теория: Знакомство c группой учащихся. Введение в 2 образовательную программу. Беседа по правилам техники безопасности с режущими и колющими предметами. Знакомство с инструментами необходимыми в работе, их назначение и правильное применение. Беседа «Как родилась бумага?» Показ готовых композиций, поделок, настенных панно выполненных из бумаги. Практика: изготовление цветов из бумаги Простая аппликация из бумаги Теория: Знакомство с понятием «аппликация». Виды 6 аппликаций: простая (плоскостная) и сложная (объемная), отличия. Показ приемов выполнения аппликации. Знакомство с технологической картой, способами вырезывания и соединения деталей. Техника безопасности при работе с инструментами и материалами. Практика: выполнение аппликации: «Ваза с фруктами», «Собираем урожай», «Листопад», «Аквариум» «Портрет Деда Мороза» Объемная аппликация из бумаги 6 Теория: Знакомство с понятием «объемная аппликация». Показ технологических приемов Дата проведения Время проведения Форма проведения Место проведения Форма контро ля Беседа Беседа Беседа 4 5 6 7 выполнения объемной аппликации. Знакомство со способом «симметричное вырезывание», техникой «волшебные ладошки». Техника безопасности при работе с инструментами и материалами. Практика: выполнение объемных аппликаций: «Радуга - дуга», «Березовая роща», «Лебединая верность», «Портрет Деда Мороза» Итоговое занятие. Опрос. Плоское торцевание Теория Дать понятие: «плоское торцевание» Знакомство с разновидностью бумаги «гофрированная бумага», бумажные салфетки. Показать приемы работы с бумажными салфетками, способы склеивания тонкой бумаги. Практика: изготовление изделий методом плоского торцевания «Сувенир для мамы», «Осень в лесу» Объемное торцевание. Теория: Дать понятие «объемное торцевание», формировать правильные приемы и способы работы в «Объемном торцевании». Чем отличается техника работы с бумагой в объемном и плоском торцевании? Практика: изготовление изделий методом объемного торцевания: «Кораблик в море», «Ежик в лесу» Итоговое занятие. Викторина. 2 Опрос 4 4 2 Виктор ина «Знаем умеем, творим » 8 9 10 11 12 13 Простые поделки из бросового материала и бумаги: 4 Теория: технология изготовления поделок из бросового материала (пластмассовых бутылок, ведерок, металлических банок) и украшение их аппликацией из цветной бумаги. Практика: изготовление сувенира для мамы «Корзинка с цветами», пенал для карандашей «Веселый постовой» Конструирование из картона Макетирование 10 Теория: технология изготовления поделок из картона Практика: изготовление макетов техники: «ракета», «поезд», «танк», фигурок животных (львенка, жирафа, слона); фигурок птиц (совенок, страус), фигурок насекомых (стрекоза, бабочка) Складывание из бумаги. Оригами. 8 Теория: Знакомство с понятием «Оригами». Учить приемам поэтапного складывания. Практика: «Рыбка» «бабочка», «тюльпан», «кораблик» Изготовление плоских игрушек из ткани (фетра) Теория: расширять знания детей о ткани. Познакомить с 6 технологией изготовления плоских игрушек из фетра. Практика: изготовление героев животных из русских народных сказок. Итоговое занятие. Творческая мастерская «В гостях 2 у сказки» Изготовления цветов из фоамирана для топиариев. 14 15 Сборка их в топиарии. Теория: Знакомство с новым материалом. Что такое «фоамиран» - это вспененная резина. Практика: познакомить с технологией изготовления цветов из фоамирана: «ромашка», «василек», «лилия», «роза», «колокольчик», «цветущая ветка яблони» Изготовления цветов и новогодних игрушек из глиттерного фоамирана для новогоднего панно. Оформление панно Теория: Познакомить детей с технологией изготовления новогодней игрушки из глиттерного фоамирана. Практика: изготовление новогодних игрушек и шаров для настенного панно. Итоговое занятие. Теория: Опрос. Практика: подведение итогов работы за учебный год. Выставка детских работ. Итого 8 6 2 72 Опрос 2.2.Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение - наличие кабинета с 12-ю посадочными местами, учебные столы не менее 6, 12- стульев, освещение кабинета и возможность проветривания его должно удовлетворять требованиям СанПиНа. В кабинете должны быть шкафы для хранения учебной и методической литературы, наглядных пособий. На занятиях используются наглядные пособия, альбомы, карты-схемы, книги, газеты. Возможно использование интернет- технологий и мультимедийного оборудования при проведении занятий, центр кабинета свободен и служит для проведения игр, физкультминуток, коллективных творческих игр-тренингов. Для педагога: - возможность подготовить и показать мультимедийные презентации по темам программы, выход в интернет. Перечень оборудования, инструментов и материалов (для занятий ) № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. Наименование ножницы бумага ксероксная бумага цветная картон карандаши простые пластилин Клей ПВА Клей момент Кисти для рисования Альбомы для рисования Ткань разных цветов Нитки цветные иглы Бусины Количество ( на группу) 12 шт. 1 пачка 10 пачек 10 пачек 12 пачек 12 пачек 12 шт. 6 штук 12 штук 12 штук 5 метров 12 штук 12 штук 2 пачки Кадровые условия реализации программы. Реализовать программу "Очумелые ручки" имеет право педагог, обладающий профессиональными знаниями (со средне-специальным или высшим педагогическим образованием), знающий специфику ОДО, имеющий практические навыки в сфере организации интерактивной деятельности детей. Результат обучения в количественном выражении. Участие не менее 50% учащихся в муниципальных, зональных, региональных мероприятиях, наличие не менее 10% победителей и призеров муниципальных, зональных, региональных мероприятий. 2.3.Формы аттестации. Формы аттестации - оценка образовательных результатов учащихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Очумелые ручки» осуществляется в порядке, установленном локальным нормативным актом "Положение о внутреннем итоговом мониторинге освоения дополнительных общеобразовательных программ учащимися объединений муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Дома детского творчества ст. Советской муниципального образования Новокубанский район". Формой отслеживания и фиксации образовательных результатов учащихся является протокол внутреннего итогового мониторинга, составленный педагогом. Программа предполагает стартовую, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся. Стартовый контроль осуществляется в начале учебного года после первой четверти и направлен на диагностику начального уровня знаний умений и навыков учащихся. Программа предусматривает так же текущий контроль. Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет, проходит в виде выставок, участия в конкурсах по окончании каждой темы. Итоговый мониторинг осуществляется в конце учебного года и направлен на выявление уровня освоения разделов программы за весь срок обучения. Формы и виды контроля объединения «Очумелые ручки» 1 год обучения № п/п 1. Сроки Виды контроля. Формы контроля. октябрь Опрос. 2. декабрь 3. март 4. май Проверка уровня знаний. Степень усвоения материала. Проверка уровня знаний при создании изделий из бумаги. Проверка уровня знаний по теме «Изготовление плоских игрушек из фетра1» Проверка уровня знаний. Степень усвоения материала. Викторина «Знаем, умеем, творим» Творческая мастерская «В гостях у сказки» Опрос. Выставка 2.4. Оценочные материалы -(пакет) диагностических методик: Изучение личностных особенностей - методика «Если бы ты был волшебником. Если бы у тебя была волшебная палочка» (изучение желаний младших школьников); - методика «Цветик-семицветик»(выявление направленности интересов младших школьников); - методика «Мой герой»(определение тех образцов, которые имеет ребенок, которым хочет подражать); Изучение эмоционально-волевой сферы - методика определения уровня тревожности Ч.Д. Спилбергера (адаптация Ю.Л.Ханина) (измерение тревожность и как личностное свойство, и как состояние); - цветовой тест по определению эмоционального состояния человека М. Люшера (оценка психо-эмоционального состояния); Изучение учебной мотивации - методика «Что мне нравится в школе?» Н.Г. Лусканова (изучение отношения к школе и учебной деятельности учащихся начальных классов); - методика «Три желания»; - методика «Волшебная палочка»(изучение мотивационных предпочтений). Диагностика детско-родительских отношений - многофакторный личностный опросник Р. Кеттела(детский вариант) (изучение особенностнй характера, склонностей и интересов личности). Критерии оценки ЗУН: Высокий уровень – учащийся: - знать правила безопасности и личной гигиены при работе с различными материалами и оборудованием; -технологию подготовки материалов к работе, их свойства, правила хранения, стирки; -название и назначение оборудования, инструментов, операций с материалами; -правила составления изделий из бумаги, ткани, пластилин; -основные способы и приемы работы с различными материалами, при изготовлении цветов, насекомых, животных; Средний уровень- учащийся: -вырезать различные предметы, детали изделия, создавать из них предметы бытового плана, оформлять работы; -придумать изображение и перенести его на декоративное панно; -изготовить поделки с использованием ткани, пластилина, бумаги; -помочь товарищу практическим советом, показом приема и способа изготовления. -историю развития изделий из бумаги, ткани, пластилина и современные направления развития в прикладном творчестве; -ТБ и правильные приемы работы; Низкий уровень – - не самостоятельно подготовить ткань, пластилин, бумагу, и другой материал к работе; - не создавать сложные композиции с натуры и по представлению; - не создавать сувениры и другие изделия, творчески используя образцы других обучающихся; - не создавать авторские работы, творчески используя возможности материала, полученные знания, умения, навыки; 2.5 Методические материалы. Образовательные технологии. Технологии игровые, личностно-ориентированного обучения, здоровье сберегающие, информационнокоммуникационные, творческопродуктивные, направленные на формирование устойчивой мотивации к изучению по изготовлению предметов художественно-декоративного плана из различных материалов. Методы и приемы, используемые для реализации программы. В зависимости от поставленных задач на занятии используются различные методы обучения (словесные, наглядные, практические), чаще всего их сочетание. Основные формы проведения занятий – • Рассказы, объяснения с показом нужных объектов; • Беседы; • Использование художественных произведений; • Использование репродукций, фотографий, иллюстраций; • Использование аудио и видео материалов; • Творческие мастерские по изготовление поделок. В качестве дидактического материала используются: • раздаточный материал; • наглядные пособия; • литература для чтения; • сведения из интернета ; • книги, брошюры, газетные материалы; • фотографии; • видеоматериалы с документальными фильмами; • компьютерные презентации по темам. Специфика работы по данной программы. Главной задачей воспитания подрастающего поколения является развитие творческих способностей, самостоятельности, трудовых навыков. Особое значение в решении этой проблемы приобретает ознакомление детей с различными видами народного декоративно-прикладного искусства, приобщение обучающихся к основам рукоделия, среди которых работа с бумагой, тканью, пластилином занимает важное место. В школьной программе рукоделию отведено сравнительно небольшое количество часов, поэтому важную роль в приобщении обучающихся к рукоделию приобретает работа в дополнительных творческих объединениях в домах детского творчества. Именно в условиях работы творческого объединения возможно освоение в более широком объеме работы с самыми разнообразными материалами и техниками, целенаправленное и планомерное развитие творческой инициативы, что, в свою очередь, является залогом формирования определенных склонностей и способностей. Творческая работа является частью воспитательного процесса, продолжает формирование у подрастающего поколения интереса к различным профессиям, уважения к людям труда, поднимает личность со ступени потребителя духовных и материальных ценностей до ступени их созидателя. По степени включенности детей в образовательный процесс данная комплексная программа – репродуктивно-творческая. Вырезание по образцу по мере накопления знаний и умений вытесняется творческой деятельностью: воспитанники создают творческие работы по собственному замыслу, самостоятельно выбирая материал, способы работы, прогнозируя результат. Косвенными критериями служат: создание стабильного коллектива объединения, заинтересованность участников в избранном виде деятельности, развитие чувства ответственности и товарищества. Успехи учащихся отмечаются грамотами, памятными подарками. Создание условий для творческой деятельности, учет индивидуальных особенностей детей, соблюдение таких дидактических принципов обучения как систематичность, развитие и углубление знаний, умений, навыков и представлений, единство теории и практики, Последовательность, контакт с педагогами и родителями, - все в комплексе способствует раскрытию и дальнейшему развитию творческих возможностей обучающихся при работе с бумагой, тканью, пластилином и другими материалами, развитию художественного вкуса, воспитанию таких качеств личности, как самостоятельность, инициативность, настойчивость, целеустремленность, умение трудиться в коллективе. Общие дидактические принципы программы: • Научность; • Систематичность и последовательность; • Доступность; • Наглядность; • Прочность; • Целесообразность; • Сознательность и активность. Принципы педагогической системы: • Единство сознания и практики, развитие психических процессов в деятельности; • Принципы гуманизма; • Принципы комплексности; • Принцип индивидуального подхода; Специфические принципы: • Принципы взаимосвязи краеведения с разными видами искусства: поэтическим, музыкальным, художественным творчеством; • Принципы взаимосвязи разных разделов образовательной работы: развитие речи, ознакомление с окружающим миром; • Принцип сезонности; • Принцип единства и взаимообусловленности восприятия, исполнительства и творчества. Алгоритм учебного занятия В целом учебное занятие любого типа как модель можно представить в виде последовательности следующих этапов: организационного, проверочного, подготовительного, основного, контрольного, рефлексивного (самоанализ), итогового, информационного. Каждый этап отличается от другого сменой вид деятельности, содержанием и конкретной задачей. Основанием для выделения этапов может служить процесс усвоения знаний, который строится как смена видов деятельности учащихся: восприятие осмысление запоминание применение - обобщение - систематизация. 1этап - организационный. Задача: подготовка детей к работе на занятии. Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания. II этan - проверочный. Задача: установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания (если было), выявление пробелов и их коррекция. Содержание этапа: проверка домашнего задания (творческого, практического) проверка усвоения знаний предыдущего занятия. III этап - подготовительный (подготовка к восприятию нового содержания). Задача: мотивация и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности. Содержание этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (пример, познавательная задача, проблемное задание детям). IVэтап основной. В качестве основного этапа могут выступать следующие: 1 Усвоение новых знаний и способов действии. Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения. Целесообразно при усвоении новых знаний использовать задания и вопросы, которые активизируют познавательную деятельность детей. 2. Первичная проверка понимания. Задача: установление правильностиосознанности усвоения нового учебного материала, выявл ение неверныхпредставлений, их коррекция. Применяют пробные практ ическиезадания,которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием. 3 Закрепление знаний и способов действий. Применяют тренировочные упражнения, задания, выполняемые детьми самостоятельно. 4. Обобщение и систематизация знаний. - Задача: формирование целостного представления знаний по теме. Распространенными способами работы являются беседа и практические задания. V этап – контрольный. Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция. Используются тестовые задания, виды устного и письменного опроса, вопросы и задания различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского). VI - этап - итоговый. Задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. Содержание этапа: педагог сообщает ответы на следующие вопросы: как работали учащиеся на занятии, что нового узнали, какими умениями и навыками овладели. VII - этап - рефлексивный. Задача: мобилизация детей на самооценку. Может оцениваться работоспособность, психологическое состояние, результативность работы,содержание и полезность учебной работы. VIII этап: информационный. Информация о домашнем задании (если необходимо), инструктаж по его выполнению, определение перспективы следующих занятий. Задача: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания, логики дальнейших занятий. Изложенные этапы могут по-разному комбинироваться, какие-либо из них могу не иметь места в зависимости от педагогических целей. 3. Воспитание 3.1. Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания детей Целью воспитания является развитие личности, самоопределение и социализация детей на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2, п. 2). Задачами воспитания по программе являются: • усвоение детьми знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций; информирование детей, организация общения между ними на содержательной основе целевых ориентиров воспитания; • формирование и развитие личностного отношения детей к творческим занятиям, к собственным нравственным позициям и этике поведения в учебном коллективе; • приобретение детьми опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений в составе учебной группы, применение полученных знаний, организация активностей детей, их ответственного поведения, создание, поддержка и развитие среды воспитания детей, условий физической безопасности, комфорта, активностей и обстоятельств общения, социализации, признания, самореализации, творчества при освоении предметного и метапредметного содержания программы. Целевые ориентиры воспитания детей по программе: • воспитание уважения к художественной культуре, искусству народов России; • формирование восприимчивости к разным видам искусства; интереса к истории искусства, достижениям и биографиям мастеров; • формирование заинтересованности в презентации своего творческого продукта, опыта участия в концертах, выставках и т. п.; • формирование стремления к сотрудничеству, уважения к старшим; ответственности; воли и дисциплинированности • в творческой деятельности; • воспитание уважения к историческому культурному наследию народов России. и 3.2 Формы и методы воспитания Решение задач информирования детей, создания и поддержки воспитывающей среды общения и успешной деятельности, формирования межличностных отношений на основе российских традиционных духовных ценностей осуществляется на каждом из учебных занятий. В воспитательной деятельности с детьми по программе используются методы воспитания: метод убеждения (рассказ, разъяснение, внушение), метод положительного примера (педагога и других взрослых, детей); метод упражнений (приучения); методы одобрения и осуждения поведения детей, педагогического требования (с учётом преимущественного права на воспитание детей их родителей (законных представителей), индивидуальных и возрастных особенностей детей младшего возраста) и стимулирования, поощрения (индивидуального и публичного); метод переключения в деятельности; методы руководства и самовоспитания, развития самоконтроля и самооценки детейв воспитании; методы воспитания воздействием группы, в коллективе. 3.3. Условия воспитания, анализ результатов Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации деятельности детского коллектива на основной учебной базе реализации программы в организации дополнительного образования детей в соответствии с нормами и правилами работы организации. Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического наблюдения за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих заданий по программе. Косвенная оценка результатов воспитания, достижения целевых ориентиров воспитания по программе проводится путём опросов родителей в процессе реализации программы (отзывы родителей) и после её завершения. Анализ результатов воспитания по программе не предусматривает определение персонифицированного уровня воспитанности, развития качеств личности конкретного ребёнка, обучающегося, а получение общего представления о воспитательных результатах реализации программы, продвижения в достижении определённых в программе целевых ориентиров воспитания, влияния реализации программы на коллектив обучающихся: что удалось достичь, а что является предметом воспитательной работы в будущем. Результаты, полученные в ходе оценочных процедур — опросов, интервью — используются только в виде агрегированных усреднённых и анонимных данных. 3.4. Календарный план воспитательной работы № п/п Название мероприятия Сроки Форма проведения Практический результат Тематический час: В течении Мероприятие Фото- и видеоматериалы с «Путешествие в страну 1 года на уровне ДДТ выступлением детей дорожных знаков» Экологическая В течении Мероприятие Фото- и видеоматериалы с 2 викторина: «Природа не года на уровне ДДТ выступлением детей прощает ошибок» Тематический час по В течении Мероприятие Фото- и видеоматериалы с пожарной безопасности года 3 на уровне ДДТ выступлением детей «Давайте не ссорится с огнем» Игровая программа: 4 «Казачьему роду нет переводу» 5 В течении Мероприятие Фото- и видеоматериалы с года на уровне ДДТ выступлением детей Беседа «Экстремизму и В течении Мероприятие Фото- и видеоматериалы с терроризму – нет» года на уровне ДДТ выступлением детей Беседа: «Как жить В течении Мероприятие на Фото- и видеоматериалы с 6 сегодня, чтобы иметь года уровне ДДТ выступлением детей шансы увидеть завтра» Тематический час на 7 тему: «Страна Здоровья» В течении Мероприятие Фото- и видеоматериалы с года на уровне ДДТ выступлением детей Тематический час 8 «Путешествие в мир профессий» В течении Мероприятие Фото- и видеоматериалы с года на уровне ДДТ выступлением детей Беседа с родителями: «Как преодолеть В течении Мероприятие Фото- и видеоматериалы с 9 застенчивость и года на уровне ДДТ выступлением детей неуверенность ребенка» 4. Список литературы: Литература для педагога. Основная. 1.Габай Т.В. Педагогическая психология. 2014год. Дополнительная. 1.Дилис А. Фронкс. Аппликация из ткани. Москва.: «Мой мир», 2007г. 2.Джинс Уелс. Пейзажи из ткани. Изысканная аппликация. Москва.: «Мой мир», 2007г. 3..Больгерт Нелли, Больгерт Сергей «Мультстудия. Пластилин. Лепим из пластилина и снимаем мультфильмы своими руками». М. РОБИНС .2012г. 4.Наталия Волкова «Разноцветный пластилин» Москва,2011г 5.Уроки лепки из пластилина: практическое пособие/Т.Б. Ткаченко, К.И. Стародуб.- Ростов н/Д : Феникс, 2012. 6.Сказочный пластилин/ Н.Д. Диденко.-М.:Суфлер; Ростов н/Д: Феникс,2013г. 7.Зоопарк из пластилина / Алена Багрянцева . – М. : Эксмо,2013г. 8. Зверушки из пластилина / Светлана Лесовская . – М. : Эксмо, 2013г. Цифровые образовательные ресурсы (интернет-источники): 1.Журнал «Обруч» http://www.obruch.ru/ 2.Сайт "Фестиваль педагогических идей. Открытый урок" http://festival.1september.ru/ 3.Социальная сеть работников образования nsportal.ru 4.Международный образовательный портал «maam.ru» http://www.maam.ru/ 5. Сайт «Инфоурок» https://infourok.ru/ 6. Сайт для школьников https://takprosto.cc/sayty-dlya-shkoly 7. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов; http://school-collection.edu.ru Литература для учащихся. 1.К. Стародуб «Поделки из природных материалов. Шаг за шагом» Ростов на Дону : «Издательский Дом ВЛАДИС», 2006г. 2.Поделки из природного материала. Ангелина Кикбуш,Урсула Риттер, М.: «РОСМЕН»,2007г. 3.Рубцова Е. Е «Красивые фигурки из соленого теста» Ростов на Дону: ВЛАДИС, 2010г. 4.Пластилиновый мир. Лепим страшилок.Бернадетт Куксарт.Ростов н/Д: «Феникс»,2013г. 5..Дебора Хенри. Цветочные фантазии из лент. Москва.: «Мой мир», 2007г. 6. Деборо Хенри. Макбуле Каптаноглу. Вышивка лентами. Харьков. Белгород. «клуб семейного досуга», 2013г. 7.А.Г.Чернова, Е.В.Чернова. Искусство вышивки лентами – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. 8. Л. Т. Шереминская. Школа вышивки шелковыми ленточками – М.: Эксмо, 2007г. 9. Н. Курандина. Кандзаси. Цветы из ткани.Москва.: «Суфлер», 2013г. 10.Галина и Марина Дайн «Русская тряпичная кукла»-Москва, «Культура и традиции», 2007 год. 11. Амоков В.Б. Искусство аппликации. — М.: Школьная пресса, 2002. 12. Выгонов В.В. Изделия из бумаги. — М.: Издательский дом МС, 2001. 13. Горичева В.С., Филиппова Т.В. Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок. — Ярославль: Академия развития, 2000. Для родителей. 1.Деборо Хенри. Макбуле Каптаноглу. Вышивка лентами. Харьков. Белгород. «клуб семейного досуга», 2013г. 2.А.Г.Чернова, Е.В.Чернова. Искусство вышивки лентами – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. 3. И.Зимина «Текстильные обрядовые куклы» Издательство «Ладога-100», 2007г. 4. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. — Ярославль: Академия развития, 2002г.