программа развивайка

1

2

Содержание
Раздел I
«Комплекс основных характеристик
образования: объем, содержание,
планируемые результаты»

1.1. Пояснительная записка
1.2. Цели и задачи
1.3. Содержание программы
1.4. Планируемые результаты

3
7
9
19

Раздел II
«Комплекс организационно – педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации
2.4. Оценочные материалы
2.5. Методические рекомендации
2.6. Список литературы

21
41
41
43
44
48

3

Раздел I
«Комплекс основных характеристик образования:
объём, содержание, планируемые результаты»
1.1.

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа
«Развивайка» обновлена с учётом развития науки, техники, культуры,
экономики, технологий и социальной сферы.
Нормативно-методические основы разработки программы представлены
в следующих документах:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273);
2. Концепция развития дополнительного образования детей,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4
сентября 2014 г. № 1726-р (Далее – Концепция).
3. Приказ Министерства просвещения РФ от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее –
Приказ № 196).
4. Приказ министерства просвещения российской федерации от 3 сентября
2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей» (далее – Целевая модель).
5.
Порядок
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ,
утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 23 августа 2017 г. № 816 (зарегистрирован Министерством
юстиции Российской Федерации 18 сентября 2017 г., регистрационный №
48226).
6. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
7. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 г. «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию
дополнительных общеразвивающих программ
(включая разноуровневые программы)».

4

8. Распоряжение главы администрации (губернатора) Краснодарского
края от 4 июля 2019 г. № 177-р «О концепции мероприятия по формированию
современных управленческих решений и организационно-экономических
механизмов в системе дополнительного образования детей в рамках
федерального проекта «Успех каждого ребёнка» национального проекта
«Образование».
9. Краевые методические рекомендации по проектированию
дополнительных общеобразовательных программ (2020 г.).
Направленность программы социально-гуманитарная, так как социальногуманитарное воспитание учащихся сегодня является одной из важнейших задач
общества, а значит и образования. Поэтому, воспитание, и прежде всего
социально- гуманитарное решает задачи развития будущего первоклассника –
важнейшая задача сегодняшнего дня. Успех в решении целей социальногуманитарного воспитания во многом зависит от первого этапа обучения –
начального, где закладываются основы знаний. В этот период, у ребенка
формируется осознанное отношения к обучению в школе, развивается
эмоционально-ценностное отношение к образованию.
Новизна программы
состоит в том, что необходимым условием,
определяющим в последующие годы успешное духовное и интеллектуальное
развитие детей, является подготовка к социуму, организация их самостоятельной
поисковой деятельности. В программе используются оригинальные приемы,
методы, педагогические технологии или нестандартные формы организации
образовательной деятельности с применением дистанционных технологий.
Актуальность программы заключается в программы представляется
созданием единой цепи непрерывного образования, звенья которой не только
связаны друг с другом, но и каждое является основанием для другого.
Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования.
Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Школа предъявляет к
первокласснику довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста
должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть
развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа
познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и
познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен
владеть элементарными навыками универсальных учебных действий (УУД),
коммуникативными и речевыми компетенциями. Развитие потенциальных
возможностей ребенка посредством овладения УУД, предложенными
федеральными стандартами начального общего образования составляет основу

5

начального образования. В связи с этим, создание предпосылок к школьному
обучению является еще одной не менее важной целью программы. Программа
хорошо адаптирована для реализации в условиях отдаленного поселения или
временного ограничения для учащихся занятий в очной (контактной) форме по
санитарно-эпидемиологическим и другим основаниям и включает все
необходимые инструменты электронного обучения.
Педагогическая
целесообразность
предлагаемой
программы
рассматривается в психолого-педагогических и методических аспектах развития
и воспитания детей дошкольного возраста от 6 до 7 лет и является одним из
структурных компонентов образовательной системы.
Педагогическая целесообразность программы опирается на три группы
педагогических приемов: организационных, ценностных, содержательных.
Организационные:
- хорошо организованная, продуманная деятельность педагога помогает ребенку
быть инициативным, последовательным, усидчивым, рационально использовать
познавательную деятельность в ходе учебного процесса.
Ценностные:
- программа направлена на то, чтобы помочь детям освоить информацию;
- групповые занятия служат как для формирования навыков коллективного
творчества, так и для развития коммуникативных способностей детей.
Содержательные:
- учащиеся знакомятся с буквами, учатся распознавать звук в словах,
внимательно слушать литературное произведение;
- составлять элементарный рассказ по серии картинок;
-обсуждать нравственные стороны поступков людей;
-участвовать в коллективных разговорах;
-использовать принятые нормы вежливого речевого общения.
Отличительная особенность программы «Развивайка» заключается в
решении проблемы воспитания и развития детей, не посещающих дошкольное
образовательное учреждение, а так же в помощи родителям в интеллектуальном
воспитании дошкольников и подготовке их к школе. Учебное занятие выступает
как основная форма работы с детьми дошкольного возраста. Занятия строятся на
интегрированной основе с широким использование игровых методов.
Двигательная активность детей осуществляется на физкультминутках во время
занятий, физкультурных упражнениях и играх с предметами на переменах между
занятиями. Необходимым условием дошкольной подготовки следует считать
игровые методы организации работы на занятии.
В процессе обучения на занятиях все дети овладевают определённым
объёмом знаний и умений.

6

Реализация программы зависит от особенностей и характера созданной
развивающей среды, в которой находится ребёнок; от умственных способностей
и физического развития ребёнка; от организации педагогом учебновоспитательного процесса; от поиска новых форм преподнесения знаний.
Необходимо предупреждать утомление детей во время занятий и
способствовать сохранению у детей интереса к ним, а также предупреждению
интеллектуальной перегрузки детей.
Программа предусматривает обучение детей следующим навыкам:
• Развитие интеллектуальных способностей (мышления, логики, памяти,
внимания, наблюдательности, восприятия).
• Подготовка к обучению грамоте;
• Познавательное развитие;
•Художественно-эстетическое развитие
Адресат программы. Программа рассчитана на обучение детей с 6 лет.
Именно с этого возраста ребенка необходимо готовить к будущему школьному
обучению. Интеллектуальное развитие детей в данном возрасте определяется
комплексом познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления,
памяти, воображения. Происходит постепенный переход к такому обучению,
когда ребенок может и хочет делать то, что предлагает ему взрослый. Состав
группы - одновозрастной, количество учащихся 8 человек.
Группа формируется без предварительного отбора.
В детское объединение принимаются дети по свободной записи, достаточно
обладать желанием заниматься в этом объединении.
Количество учащихся в группах:
1-го года обучения не менее 12 человек.
Форма обучения -очная, дистанционная.
Режим занятий: Занятия проводятся в учебном кабинете 2 раза в неделю – 1 часа
в день, 2 часа в неделю.
Продолжительность учебного часа 30 минут и 30 минут времени на отдых, физ.
минутки.
Особенности организации образовательного процесса
Состав группы: постоянный, количество учащихся 12 человек в группе.
Формы занятий: индивидуальные, групповые. Занятия организуются в учебных
группах, сформированных с учётом возрастных закономерностей и уровнем
первоначальных знаний и умений обучающихся.
Уровень программы, объем и сроки реализации.
Уровень программы – ознакомительный.

7

Форма проведения занятия – очная, групповая.
Срок реализации – программа «Развивайка» рассчитана на один год обучения. На
освоение программы отводится 72 часа в год.
Продолжительность образовательного процесса – 1 года.
1 год обучения – 72 часа – 2 раза в неделю по 1 часу.
Прием учащихся в объединение осуществляется из разных социальных
групп. Принцип набора - свободный.
Количество учащихся в группе 12 человек.
Условия приема учащихся в коллектив на основе собеседования.
1.2. Цели и задачи.
Цель: создание благоприятных условий для речевого развития, обучения грамоте
и чтению дошкольников в соответствии с возрастными, индивидуальными и
психологическими особенностями.
Задачи программы обучения:
Образовательные:
•
предусматривать индивидуальное речевое общение с ребенком (по его
личным вопросам, по литературным произведениям, по рисункам детей и
т. п.;
•

организовать целенаправленные занятия, использовать новые формы, на
которых речь является средством мыслительных, умственных действий и
в то же время становится самостоятельной творческой деятельностью
ребенка;

•
•

способствовать формированию связной речи, учить строить диалог;
учить словесно, передавать содержание сказки, рассказа, картинки и
впечатлений из личного опыта;

•

способствовать обучению детей пользоваться не только краткой, но и
распространённой формой ответа, дополнять высказывания сверстников
Личностные:
развивать лексическую сторону речи – обогащение, расширение и
активизация словарного запаса ребенка;
формировать грамматический строй речи – употребление имен
существительных в единственном и множественном числе, умение
пользоваться глаголами, предлогами и прилагательными;

•
•

•

развивать и совершенствовать звуковой культуры речи – развивать
фонематический слух, уточнять произношение звуков русского языка,
регулярная артикуляционная гимнастика, специальные упражнения на
развитие речевого дыхания;

8

•

развивать связную речь детей, включающую в себя две языковые формы –
диалог, монолог (описание, повествование и рассуждение);
развивать
умение общаться с людьми в разных ситуациях.
Метапредметные:
•

способствовать воспитание звуковой культуры речи. В каждом слове
правильно произносить звуки точно, ясно, развитие интонационных
средств выразительности речи (паузы, ударения, темп);

•

воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со
сверстниками;

•

воспитывать культуру общения (вежливость, уважительность, честность,
сострадательность, совестливость, скромность, дружелюбие).

1.3. Содержание программы
Данная программа «Развивайка» предназначена для педагогов
дополнительного образования, обладающий профессиональными знаниями (со
средне-специальным или высшим педагогическим образованием), знающий
специфику ОДО, имеющий практические навыки в сфере организации
интерактивной деятельности детей.
Программа рассчитана на один год обучения. Обучение проводится с учетом
индивидуальных способностей учащихся, их уровня знаний и навыков. В
зависимости от поставленных задач на занятии используются разнообразные
методы
(объяснительно-иллюстративный,
репродуктивный,
частичнопоисковый, метод проблемного изложения).
Учебный план.
№
п/п

Название раздела,
темы

Количество часов
Формы
Всего Теория
Практика контроля

1.

Вводное занятие

2.

Воспитание
12
звуковой культуры
речи
Итоговое занятие
1

3.

1

1
8

1

4

наблюден
ие
игра

опрос

9

4.

5.
6.
7.
8.

Пересказ
14
художественных текстов.
Рассказ
на заданную тему
Итоговое занятие
1

8

Описательные рассказы 6
по картинке
Изучение гласных
и 19
согласных
Итоговое занятие
1

4

2

беседа

4

15

игра

Работа
по
обучению чтению
10. Итоговое занятие

9.

Итого:

6

игравикторина

опрос

1

1

16

6

10

опрос
игра

1

1

-

опрос

72

35

37

Содержание учебного плана
Вводное занятие.
1. Вводное занятие. Организационные вопросы. Инструкция по ТБ.
Теория: Знакомство c группой учащихся. Введение в
образовательную программу. Беседа по правилам техники
безопасности на занятиях и в объединении.
2. Воспитание звуковой культуры речи.
Теория: Рассказ о звуке, включенный в сказку «Веселого язычка». Показ,
объяснение артикуляции звука, многократное произношение изолированного
звука. Заучивание стихотворений.
Практика: Дидактические игры («Чей домик?»);
Подвижные или хороводные игры с текстом («Лошадки», «Каравай»)
Дидактические рассказы с включением учебных заданий детям (повторять слова
с трудным звуком, менять высоту голоса и т. п.);
3. Итоговое занятие. Устный опрос. 4. Пересказ художественных
текстов. Рассказ на заданную тему. Теория: Развитие связной

10

речи. Обучение пересказа с хорошо знакомых детям сказок.
Использование имитации. Обогащение и активизация словаря.
Формирование грамматического строя речи.
Практика: Метод упражнений (заучивание и повторение
скороговорок, игровое упражнение «Подуем на пушинки» и др.)

знакомых

5. Итоговое занятие. Устный опрос.
6. Описательные рассказы по картинке.
Теория: Учить правильно, понимать содержание картины, составлять по ней
связный рассказ. Знакомить детей с некоторыми разновидностями рассказов по
картине: описательный рассказ, повествовательный рассказ.
Практика: Работа с короткими рассказами. Краткий пересказ по рассказу.
Вопросы по тексту рассказа.
7. Изучение гласных и согласных.
Теория: Изучение звуков и букв. Упражнение в слышании новых звуков, их
выделение. Выделение пары звуков по звонкости-глухости.
Практика: Выполнение заданий: «Какой звук пропущен», «Закончи
предложение», «Определи звук», «Кто внимательней?», «Звук заблудился»,
«Доброе словечко», «Выдели новый звук».
8. Итоговое занятие. Устный опрос.
9. Работа по обучению чтению.
Теория: Запоминание графического облика букв. Соотнесение звуков с буквами.
Слияние букв в слоги. Слогослияние. Переход от буквы к слогу. Чтение слогов.
Практика: Артикуляционная гимнастика: «Улыбка», «Хоботок», «Окошко»,
«Язычок здоровается с подбородком» и т.д.. Соединение картинки со слогом, на
который начинается ее название.
10. Итоговое занятие. Устный опрос.
1.4. Планируемые результаты.

11

Результат реализации программы.
К концу обучения учащиеся будут:
Знать:
-алфавит;
-пересказ художественных текстов;
- описательные рассказы по картинке;
Уметь:
-читать по слогам текст простой.
-пересказывать текст;
-составлять рассказ по картинкам;
- добиться максимальной самостоятельности.
Связь с родителями поддерживается в течение всего срока обучения в
форме индивидуальных бесед, дней открытых дверей.

12

Раздел II
«Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график
Календарный учебный график 1 года обучения
Номер занятий

п/п

1

4

Теория: Содержание и задачи объединения. Организация труда.
Техника безопасности.

Дата
(месяц

Форм
а
прове
дения

Мес
то
про
вед
ени
я

групп
овая

ДД
Т

1

групп
овая

ДД
Т

1

групп
овая

ДД
Т

1

групп
овая

ДД
Т

год
проведения
занятий)
1

Время
провед
ения

Воспитание звуковой культуры речи (12)

2.

3

Кол-во
часов

Внутри
темы
1. Вводное занятие (1 часа)

1

2

Содержание
( разделы, темы)

1

2

3

Теория: Рассказ о звуке, включенный в сказку «Веселого
язычка».
Практика: Дидактическая игры «Чей домик?»
Теория: Показ, объяснение артикуляции звука, многократное
произношение изолированного звука.
Практика: Подвижные или хороводные игры с текстом
(«Лошадки», «Каравай»)
Теория: Заучивание стихотворений.
Практика: Дидактические рассказы с включением учебных
заданий (повторять слова с трудным звуком, менять высоту
голоса и т. п.)

Фор
ма
конт
роля

13

Теория: Отношение к окружающим людям, к старшим, умение
слушать.
Практика: Викторина «Герои сказок и мультфильмов», рисование
по
представлению
«Солнечный
зайчик»,
составление
предложений.
6
5
Теория: Отношение ребенка к главной проблеме всех сказок –
взаимодействию добра и зла.
Практика: Чтение сказки « Тараканище» К.Чуковского,
составление рассказа о герое сказки Воробье
7
6
Теория: Беседа о временах года.
Практика: Чтение стихотворений о временах года.
8
7
Теория: Явления природы и предметы окружающего мира.
Практика: Артикуляционная гимнастика «Улыбка», «Хоботок»
9
8
Теория: Разучивание пословиц, заучивание загадок.
Практика: Игра «Сказочка - указочка»
10
9
Теория: Знакомство с месяцами (Декабрь, Январь, Февраль)
Практика: Чтение сказки «12 месяцев».
11
10
Теория: Знакомство с месяцами (Март, Апрель, Май)
Практика: Игра «Веселые фигуры»
12
11
Теория: Знакомство с месяцами (Июнь, Июль, Август)
Практика: Упражнение «Зарядка»
13
12
Теория: Знакомство с месяцами (Сентябрь, Октябрь, Ноябрь)
Практика: Игра «Всё за мною повторяй, только не показывай
щеки (нос, живот, зубы…)»
3. Итоговое занятие (1 час)
5

14

1

групп
овая

ДД
Т

1

групп
овая

ДД
Т

групп
овая
групп
овая
групп
овая
групп
овая
групп
овая
групп
овая
групп
овая

ДД
Т
ДД
Т
ДД
Т
ДД
Т
ДД
Т
ДД
Т
ДД
Т

групп
овая

ДД
Т

групп
овая

ДД
Т

групп
овая

ДД
Т

4

1

Итоговое занятие.
Теория: Опрос учащихся

1
1

1
1
1
1

1

1

4. Пересказ художественных текстов. Рассказ на заданную тему (14 час)
15
1
Теория: Развитие связной речи.
Практика: Метод упражнений (заучивание и повторение
1
знакомых скороговорок)
16
2
Теория: Обучение пересказа с хорошо знакомых детям сказок.
Практика: Игровое упражнение «Подуем на пушинки»
1

опро
с

14

Теория: Использование имитации. Обогащение и активизация
словаря.
Практика: Пересказ короткого рассказа «Весна»
18
4
Теория: Формирование грамматического строя речи.
Практика: Пересказ короткого рассказа «Осень»
19
5
Теория: Ответы на вопросы, участие в диалоге.
Практика: Пересказ короткого рассказа «Зима».
20
6
Теория: Подробный пересказ текста по зрительной опоре.
Практика: Пересказ короткого рассказа «Лето».
21
7
Теория: Составление рассказа-описания.
Практика: Дыхательная гимнастика
22
8
Теория: Составление рассказа по серии картинок.
Практика: Загадывание загадок.
23
9
Теория: Составление рассказа по сюжетной картинке.
Практика: Скороговорка на звук В.
24
10
Теория: Работа по развитию мелкой моторики руки (штриховка,
обведение по контуру).
Практика: Составление рассказа по картине «Семья дома»
25
11
Теория:
Знакомство с органами артикуляции, способами
произнесения звука, его условным обозначением.
Практика: Разучивание считалки
26
12
Теория: Наземный транспорт. Водный транспорт. Развитие
речи.
Практика: Пересказ рассказа «В лесу».
27
13
Теория: Знакомство с видами транспорта, их названием и
группировкой по признакам.
Практика: Пересказ короткого рассказа «Пушок и Машка».
28
14
Теория: Составление рассказа, но картине «Лошадь с
жеребенком».
Практика: Пересказ короткого рассказа «Почтальон».
5. Итоговое занятие (1 час)
17

29

групп
овая

ДД
Т

1

групп
овая
групп
овая
групп
овая
групп
овая
групп
овая
групп
овая
групп
овая

ДД
Т
ДД
Т
ДД
Т
ДД
Т
ДД
Т
ДД
Т
ДД
Т

1

групп
овая

ДД
Т

1

групп
овая

ДД
Т

1

групп
овая

ДД
Т

1

групп
овая

ДД
Т

1

групп
овая

ДД
Т

3

1

Итоговое занятие.
Практика: Опрос учащихся

1

1
1
1
1
1
1

опро
с

15

6. Описательные рассказы по картинке (6час)
30
1
Теория: Учить правильно, понимать содержание картины.
Практика: Работа с короткими рассказами.
31
Теория: Составление по картине связного рассказа.
Практика: Краткий пересказ по рассказу.
32
Теория: Знакомство детей с некоторыми разновидностями
рассказов по картине.
Практика: Вопросы по тексту рассказа.
33
Теория: Знакомство детей с некоторыми разновидностями
рассказов по картине: описательный рассказ.
Практика: Пересказ короткого рассказа «Ёжик».
34
Теория: Знакомство детей с некоторыми разновидностями
рассказов по картине: повествовательный рассказ.
Практика: Пересказ короткого рассказа «Чужое яичко».
35
Теория: Научить отличать сказку от рассказа
Практика: Пересказ короткого рассказа «Грибы».

1

групп
овая
групп
овая
групп
овая

ДД
Т
ДД
Т
ДД
Т

1

групп
овая

ДД
Т

1

групп
овая

ДД
Т

1

групп
овая

ДД
Т

групп
овая
групп
овая
групп
овая
групп
овая
групп
овая
групп
овая
групп
овая
групп
овая

ДД
Т
ДД
Т
ДД
Т
ДД
Т
ДД
Т
ДД
Т
ДД
Т
ДД
Т

1
1

7. Изучение гласных и согласных (19 час)
36

1

37

2

38

3

39

4

40

5

41

6

42

7

43

8

Теория: Знакомство с гласным звуком и буквой – А
Практика: Загадки с буквой «А»
Теория: Знакомство с гласным звуком и буквой – О
Практика: Загадки с буквой «О»
Теория: Знакомство с гласным звуком и буквой – У
Практика: Загадки с буквой «У»
Теория: Знакомство с гласным звуком и буквой – Ы
Практика: Обведение изображения по точкам «Кошка»
Теория: Знакомство с гласным звуком и буквой – Э
Практика: Рисование на тему по мотивам детских сказок.
Теория: Знакомство с йотированными гласными – Я, Е, Ё, Ю, И
Практика: Скороговорки
Теория: Знакомство с сонорными согласными - Л, М
Практика: Пальчиковые игры
Теория: Знакомство с сонорными согласными - Н, Р
Практика: Игры со словом

1
1
1
1
1
1
1
1

16

44

45

10

46

11

47

12

48

13

49

14

50

15

51

16

52

17

53

18

54

19

Теория: Знакомство с одиночными согласными: Х, Ц
– и их особенностями.
Практика: Загадки – шутки
Теория: Знакомство с одиночными согласными: Й, Ь и Ъ – и их
особенностями.
Практика: Скороговорки
Теория: Знакомство со звонкими и глухими согласными:
парность звуков по звонкости/глухости:
Теория: Знакомство со звонкими и глухими согласными:
парность звуков по звонкости/глухости: Б-П
Практика: Обведение изображения по точкам «Собака»
Теория: Знакомство со звонкими и глухими согласными:
парность звуков по звонкости/глухости: В-Ф
Практика: Скороговорки на парные В-Ф
Теория: Знакомство со звонкими и глухими согласными:
парность звуков по звонкости/глухости: Д-Т
Практика: Скороговорки на парные Д-Т
Теория: Знакомство со звонкими и глухими согласными:
парность звуков по звонкости/глухости: Г-К
Практика: Скороговорки на парные Г-К
Теория: Изучение звуков и букв.
Практика: Выполнение задания: «Какой звук пропущен».
Теория: Упражнение в слышании новых звуков.
Практика: Выполнение задания: «Закончи предложение».
Теория: Упражнение в слышании новых звуков, их выделение.
Практика: Выполнение задания: «Определи звук».
Теория: Выделение пары звуков по звонкости-глухости.
Практика: Выполнение задания: «Кто внимательней?».

1

групп
овая

ДД
Т

1

групп
овая

ДД
Т

1

групп
овая
групп
овая

ДД
Т
ДД
Т

1

групп
овая

ДД
Т

1

групп
овая

ДД
Т

1

групп
овая

ДД
Т

1

групп
овая
групп
овая
групп
овая
групп
овая

ДД
Т
ДД
Т
ДД
Т
ДД
Т

групп
овая

ДД
Т

1

1
1
1

8. Итоговое занятие
55

1

Итоговое занятие
Теория: Опрос учащихся

9. Работа по обучению чтению (16 час)

1

опро
с

17

56

1

57

2

58

3

59

4

60

5

61

6

62

7

63

8

64

9

65

10

66

11

67

12

Теория: Запоминание графического облика букв.
Практика: Артикуляционная гимнастика: «Улыбка»
Теория: Поэлементный анализ графического облика буквы (из
каких частей состоит буква: из палочек или из кружочков?)
Практика: «Рисование» буквы пальчиком в воздухе, на столе
Теория: Сравнение конфигурации буквы с конкретными
предметами (На что
похожа буква? В каких предметах
спряталась буква?
Практика: Печатание буквы в тетрадях
Теория: Сравнение новой буквы с уже изученными (Какую букву
напоминает новая буква?)
Практика: Выкладывание букв на столе счетными палочками
Теория: Соотнесение звуков с буквами.
Практика: Артикуляционная гимнастика: «Хоботок»
Теория: Слияние букв в слоги.
Практика: Артикуляционная гимнастика: «Окошко»
Теория: Распознавание на слух выделенных звуков.
Практика: Рассказ по рисунку
Теория: Слогослияние.
Практика: Артикуляционная гимнастика: «Язычок здоровается с
подбородком»
Теория: Переход от буквы к слогу.
Практика: Соединение картинки со слогом, на который
начинается ее название.
Теория: Переход от буквы к слогу. Закрепление
Практика: Соединение картинки со слогом, на который
начинается ее название.
Теория: Чтение слогов.
Практика: Соединение картинки со слогом, на который
начинается ее название.
Теория: Упражнять в умении дифференцировать звуки и буквы,
составлять слоги
Практика: Артикуляционная гимнастика

групп
овая
групп
овая

ДД
Т
ДД
Т

1

групп
овая

ДД
Т

1

групп
овая

ДД
Т

1

групп
овая
групп
овая
групп
овая
групп
овая

ДД
Т
ДД
Т
ДД
Т
ДД
Т

1

групп
овая

ДД
Т

1

групп
овая

ДД
Т

1

групп
овая

ДД
Т

1

групп
овая

ДД
Т

1
1

1
1
1

18

Теория: Понятие «звук»
Практика: Артикуляционная гимнастика
69
14
Теория: Выделение звука в начале, конце и середине слова,
определение положения звука в слове
Практика: Артикуляционная гимнастика
70
15
Теория: Знакомство с понятием «предложение»
Практика: Пальчиковая гимнастика
71
16
Теория: Знакомство с понятием «текст»
Практика: Пересказ небольшого текста
10. Итоговое занятие (1 час)
68

72

13

1

Итоговое занятие.
Теория: Опрос.

1
1

1
1

1

групп
овая
групп
овая

ДД
Т
ДД
Т

групп
овая
групп
овая

ДД
Т
ДД
Т

групп
овая

ДД
Т

опро
с

19

Календарный учебный график
Дата начала и
окончания учебного
периода
Количество учебных
недель
Продолжительность
каникул
Место проведения
занятия
Время проведения
занятия
Занятие – 30 минут
Перемены - 30 минут

1 сентября 2022г.

до 31 мая 2023г.

36
Каникулы с 01.06.2023г. по 31.08.2023г.
МБУДО ДДТ, ст.
Советской

Кабинет № 6

на местности
группа 1а Раз

группа 1б Раз

День
Время
Понедельник 13.00-15.00
Суббота
8.00-10.00

День
Вторник
Пятница

Время
13.00-15.00
13.00-15.00

группа 1в Раз
Вторник
Среда
Форма занятий
Сроки контрольных
процедур
Участие в массовых
мероприятиях
(соревнованиях,
конкурсах,
фестивалях,
праздниках)

16.00-19.00
13.00-16.00
Групповая

Начальная диагностика (октябрь), текущая диагностика
(декабрь), итоговая диагностика (май)
* Новогодний утренник, декабрь;
* Масленица, январь, февраль;
* Утренник к 8 марта;
* Поздравление ветеранов, май;
* Отчетный концерт, май.

2.2. Условия реализации программы.
Условия реализации программы.
Программа "Развивайка" составлена в соответствии с возрастными
возможностями и учетом уровня развития учащихся. Основное время на занятиях
отводится теоретической и практической работе, которая проводится на каждом
занятии после объяснения теоретического материала. Создание творческой

20

атмосферы
на
занятии
способствует
появлению
заинтересованности учащихся в собственной деятельности.

и

укреплению

Кадровые условия реализации программы.
Реализовать программу
"Развивайка" имеет право педагог, обладающий профессиональными знаниями
(со средне-специальным или высшим педагогическим образованием), знающий
специфику ОДО, имеющий практические навыки в сфере организации
интерактивной деятельности детей.
2.3. Формы аттестации.
Формы и виды контроля
объединения «Развивайка»
№ п/п
1

Сроки
проведения
Октябрь

2

Декабрь

3

Май

Цель контроля

Формы контроля

Проверка уровня знаний,
степень усвоения
программного материала по
теме: «Звуковая культура речи»
Проверка уровня знаний по
теме: «Пересказ
художественных текстов»
Проверка уровня знаний по
теме: «Работа по обучению
чтению»

Устный опрос

Устный опрос

Устный опрос

Формы аттестации - оценка образовательных результатов учащихся по
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программе
«Развивайка»
осуществляется в порядке, установленном локальным
нормативным актом "Положение о внутреннем итоговом мониторинге освоения
дополнительных общеобразовательных программ учащимися объединений
муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Дома
детского творчества ст. Советской муниципального образования Новокубанский
район".
Формой отслеживания и фиксации образовательных результатов учащихся
является протокол внутреннего итогового мониторинга, составленный
педагогом.
Программа предполагает стартовую, промежуточную и итоговую аттестацию
учащихся. Стартовый контроль осуществляется в начале учебного года после

21

первой четверти и направлен на диагностику начального уровня знаний умений
и навыков учащихся.
Итоговый мониторинг осуществляется в конце учебного года и направлен на
выявление уровня освоения разделов программы за весь срок обучения.
Для этого педагог использует следующие формы:
• открытое занятие
• беседы
• практические задания
• викторины
• игровые и познавательные досуговые мероприятия
• праздники
Образовательные результаты фиксируются в материалы анкетирования и
тестирования, которые заносятся в диагностическую карту.
2.4. Оценочные материалы.
В конце каждой темы планируется проведение выставок в объединении,
самостоятельных работ по изготовлению изделий по памяти, конкурсы
различного уровня, выполнение и представление творческих проектов.
В конце каждого года обучения проводятся итоговые выставки лучших работ,
также персональные выставки, с награждение авторов грамотами.
Виды контроля и аттестации учащихся:
- входной контроль – это оценка исходного уровня знаний учащихся перед
началом образовательного процесса;
- текущий контроль – это оценка качества усвоения учащимися содержания
образовательной программы в период обучения после начальной аттестации до
промежуточной (итоговой) аттестации;
- промежуточная аттестация - это оценка качества усвоения учащимися
содержания конкретной образовательной программы по итогам учебного года,
полугодия;
- итоговая аттестация - это оценка усвоения достижений обучающихся,
заявленных в образовательных программах по завершению учебного года и курса
обучения по образовательной программе.
Входной контроль
Входной контроль осуществляется в начале образовательного процесса с
15 по 30 октября.
Содержание материала контроля определяется педагогом самостоятельно
на основании содержания программного материала.
Входной контроль осуществляется педагогом по каждой группе (в
соответствии с Программой).

22

Текущий контроль
Текущий контроль успеваемости учащихся – это систематическая
проверка образовательных достижений учащихся, проводимая педагогом в ходе
осуществления образовательной деятельности в соответствии с образовательной
программой, в ходе текущего и промежуточного оценивания, выполнения
проверочных, итоговых работ.
Текущий контроль проводится с целью систематического контроля и
последующей коррекции уровня достижений учащихся в усвоении
теоретического материала, степени сформированности универсальных учебных
действий, а также носит мотивационный характер.
Содержание материала контроля определяется педагогом на основании
содержания программного материала и в соответствии с ее прогнозируемыми
результатами.
Форму текущего контроля определяет педагог с учетом контингента
учащихся, уровня обученности детей, содержания учебного материала,
используемых им образовательных технологий и др.
Промежуточная аттестация учащихся
Промежуточная аттестация проводится как оценка результатов обучения
за определённый промежуток учебного времени – за полугодие / год.
Промежуточная аттестация учащихся включает в себя проверку
теоретических знаний и практических умений и навыков.
Промежуточная аттестация учащихся осуществляется педагогами
дополнительного образования, работающими в объединениях и контролируется
администрацией учреждения.
Промежуточная аттестация учащихся проводится в декабре/мае.
Промежуточная аттестация осуществляется педагогом по каждой группе
(в соответствии с Программой).
Итоговая аттестация учащихся
Итоговая аттестация учащихся проводится по завершении обучения по
образовательной программе.
Для проведения итоговой аттестации учащихся приказом директора
формируется аттестационная комиссия (не менее двух человек), в состав которой
могут входить методист, педагог дополнительного образования.
Результаты итоговой аттестации учащихся должны оцениваться таким
образом, чтобы можно было определить:
насколько достигнуты прогнозируемые результаты дополнительной
образовательной программы каждым учащимся;
полноту выполнения дополнительной образовательной программы;

23

результативность самостоятельной деятельности учащегося в течение
всех годов обучения.
Оценка, оформление и анализ результатов аттестации.
Результаты входного контроля, промежуточной и итоговой аттестации
учащихся на каждую группу (в соответствии с Программой), вносятся в протокол
мониторинга образовательного уровня учащихся, по которому определяются
результаты освоения учащимися дополнительных образовательных программ.
Качество освоения образовательных программ определяются на основании
определения уровней освоения программного материала.
Уровни освоения теоретического (программного) материала:
Теоретическая подготовка – теоретические знания по программе, полнота
реализации программы.
- «Ниже среднего» – ребенок овладел менее чем ½ объема знаний,
предусмотренных программой (практически не освоил программу) (2-4 балла).
- «Средний» – объем усвоенных знаний составляет от 1/2 до 2/3 знаний,
предусмотренных программой (освоил программный материал в необходимой
степени) (5-7 баллов).
- «Высокий» – ребенок освоил практически весь объем знаний, предусмотренный
программой за определенный период (8-10 баллов).
Уровни владения специальной терминологией:
- «Ниже среднего» – ребенок, как правило, избегает употреблять специальные
термины (2-4 балла).
- «Средний» – ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой (5-7
баллов).
«Высокий» - специальные термины употребляются осознанно и в полном
соответствии с их содержанием (8-10 баллов).
Уровни владения практическими умениями и навыками:

24

Практическая подготовка включает практические умения и навыки,
предусмотренные программой; владение специальным оборудованием и
оснащением, необходимым для освоения программы.
- «Ниже среднего» – ребенок овладел менее чем ½ предусмотренных программой
умений и навыков (2-4 балла).
- «Средний» – объем усвоенных умений и навыков составляет от 1/2 до 2/3 (5-7
баллов).
- «Высокий» – ребенок овладел практически всеми умениями и навыками,
предусмотренными программой за конкретный период (8-10 баллов).
Уровни творческих навыков:
Творческие навыки ребенка, творческое отношение к делу и умение воплотить
его в готовом продукте.
- «Ниже среднего» – ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие
практические задания (2-4 балла).
- «Средний» – ребенок выполняет задания на основе образца (5-7 баллов).
- «Высокий» – ребенок выполняет практические задания с элементами творчества
(8-10 баллов).
Качество освоения программного материала.
Качество освоения программного материала определяется путём вычисления
среднего балла по всем четырём критериям:
балла.

Качество освоения программного материала на низком уровне –2-4

Качество освоения программного материала на среднем уровне –5-7
баллов.
Качество освоения программного материала на высоком уровне –8-10
баллов.
Результаты входного контроля, промежуточной и итоговой аттестации
также вносятся в сводный протокол результатов освоения учащимися

25

программных материалов, где педагогом фиксируются результаты работы по
всем его реализуемым программам.
Данные результаты входного контроля, промежуточной и итоговой
аттестации учащихся
передаются методисту для дальнейшей обработки.
Протоколы мониторинга хранятся в ДДТ в течение всего срока обучения по
образовательной программе каждой конкретной группы.
2.5. Методические материалы.
Методические материалы.
Одной из важнейших задач педагога дополнительного образования является
развитие у учащихся творческой инициативы и самостоятельности. В связи с
этим повышается роль творчества в формировании личности, способной к
высокопроизводительному труду, насыщенной деятельности.
Усилиями многих педагогов накоплен большой опыт работы с учащимися,
сложились конкретные организационные формы воспитательного процесса,
разработаны методы занятий с учащимися.
Методы – это способы взаимосвязанной деятельности педагога и учащихся,
направленные на достижение целей обучения. С помощью методов реализуется
образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения.
В определении метода следует обратить внимание на 3 момента:
•
Деятельность педагога – он объясняет, демонстрирует, инструктирует,
поощряет.
•
Действие учащегося – он слушает, запоминает, повторяет, выполняет.
•
Взаимодействие педагога и учащегося – умение правильно строить свои
отношения с учащимися и сделать их творцами воспитательного процесса.
Последовательность освоения разных техник позволит перейти к
самостоятельному творчеству и воплощению своих идей.
Вся работа направлена на взаимодействие: учащийся – педагог – родитель. Не
одно мероприятие не проходит без родителей, которые всегда готовы помочь.
Они посещают родительские собрания, разные воспитательные и массовые
мероприятия.
Виды занятий:
Программа «Развивайка» знакомит детей с разнообразием флоры и фауны
родного края, и дает возможность расширить и накопить природоведческие
знания и умения. Программа включает в себя теоретические и практические
занятия:
Теоретический блок:
- беседа;
- рассказ.

26

Практический блок:
- наблюдения в природе;
- организация выставок;
- участие в конкурсах;
- составление проектов.
В процессе обучения используются занятия следующих типов:
- занятия – ознакомления с новым материалом;
-занятия - закрепления навыков изученного материала;
- занятия - систематизации полученных знаний;
- занятия проверки и оценки знаний, умений и навыков;
- практические занятия;
- итоговые занятия.
При формировании теоретических знаний у учащихся используются такие
методы как:
- объяснительно-иллюстративный или информационно-рецептивный метод
(рассказ, лекция, объяснение, работа с дополнительной литературой);
- репродуктивный метод;
- методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности
(опрос, зачет, выставка, проведение мониторингов).
Программа построена с учетом интересов учащихся, мотивации успешности их
деятельности, с опорой на комфортную атмосферу, стимулирующую творческую
активность личности.
Осуществляя
предметное
обучение,
в
программе
учитывается
дифференцированный подход к детям, учитываются их индивидуальные
особенности, создаются условия для развития всех способностей детей,
направляется их творческий рост.
Образовательные технологии
Технологии
игровые,
личностно-ориентированного
обучения,
здоровьесберегающие, информационно - коммуникационные, творческо продуктивные, направленные на формирование устойчивой мотивации к
умственному труду. Педагогика сотрудничества, заложенная в программу, дает
возможность интерактивно познавать окружающий мир, общаться и
сотрудничать с ровесниками и взрослыми.
Материально-техническое обеспечение - наличие кабинета с 8-ю посадочными
местами, учебные столы не менее 8-10 - стульев, освещение кабинета и
возможность проветривания его должно удовлетворять требованиям СанПиНа. В
кабинете должны быть, шкафы для хранения учебной и методической
литературы, наглядных пособий. На занятиях используются наглядные пособия,
альбомы, книги, плакаты. Возможно использование интернет-технологий и
мультимедийного оборудования при проведении занятий, центр кабинета

27

свободен и служит для проведения игр, физкультминуток, коллективных
творческих игр-тренингов.
Также в кабинете имеется:
- мультимедийное оборудование;
- ноутбук;
- наглядный, дидактический и раздаточный материал для работы с детьми;
- необходимый материал для творческой деятельности.
Информационное обеспечение:
 учебно-методические пособия;
 планы и конспекты занятий;
 сценарии мероприятий (праздников);
 беседы; тематические папки методических материалов из опыта работы.
№

Наименование

Количество
( на группу)

п/п
1. тетрадь в клетку

8 шт.

2. карандаши простые

8 шт.

3. ластик

8 шт.

4. карандаши цветные

8 пачек

5. линейка

8 штук

6. счетные палочки

8 пачек

Алгоритм подготовки и построения учебного занятия

I этап - организационный.
Задача: подготовка детей к работе на занятии.
Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического
настроя на учебную деятельность и активизация внимания.

II этап - подготовительный (подготовка к восприятию нового содержания).
Задача: мотивация и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности.
Содержание этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной
деятельности детей (пример, познавательная задача, проблемное задание детям).

III этап - основной. В качестве основного этапа могут выступать
следующие:

28

1. Усвоение новых знаний и способов действий.
Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей
и отношений в объекте изучения. Целесообразно при усвоении новых знаний
использовать задания и вопросы, которые активизируют познавательную
деятельность учащихся.
2. Первичная проверка понимания.
Задача: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного
материала, выявление неверных представлений, их коррекция. Применяют
пробные практические задания, которые сочетаются с объяснением
соответствующих правил или обоснованием.
3. Закрепление знаний
Применяют тренировочные упражнения, задания, выполняемые детьми
самостоятельно.
4. Обобщение и систематизация знаний.
Задача: формирование целостного представления знаний по теме.
Распространенными способами работы являются беседа и практические задания.

IV этап – контрольный.
Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция.
Используются тестовые задания, виды устного опроса, вопросы и задания
различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисковоисследовательского).
2.6. Список литературы.
1. Нормативно-правовые акты:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273).
2. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. №
1726-р (Далее – Концепция).
3. Приказ Министерства просвещения РФ от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об
утверждении

Порядка

организации

и

осуществления

образовательной

деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее –
Приказ № 196).
4. Приказ министерства просвещения российской федерации от 3 сентября 2019
г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей» (далее – Целевая модель).

29

5. Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность,

электронного

обучения,

дистанционных

образовательных

технологий при реализации образовательных программ, утвержденным приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г.
№ 816 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18
сентября 2017 г., регистрационный № 48226).
6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
7. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 г. «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных

общеразвивающих

программ

(включая

разноуровневые

программы)».
8. Распоряжение главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 4
июля 2019 г. № 177-р «О концепции мероприятия по формированию
современных
механизмов

управленческих
в

системе

решений и

дополнительного

организационно-экономических
образования

детей

в

рамках

федерального проекта «Успех каждого ребёнка» национального проекта
«Образование».
9. Краевые методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеобразовательных программ (2020 г.).
2. Основная учебная литература.
Дополнительная литература для педагога
1.Преемственность: программа по подготовке к школе детей 5-7 лет / [Н.
А.
Федосова, Е. В. Коваленко, И. А. Дедюшкина и др. ; науч. рук. Н. А. Федосова.]–
М. : Просвещение, 2012.
2.БугрименкоЕ. А., ВенгерА. Л. и др. Готовность детей к школе.—М.,1992.

30

3.Белова Т. В., Солнцева В. А. Готов ли ребенок к обучению в первом классе? —
М.: Ювента, 2005.
4.Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и
экспериментального психологического исследования. —М.: Педагогика,1986.
5.Дружинин А., Дружинина О. Первый раз в первый класс. —М.: ЗАО
«Центрполиграф», 2003.
6.Никольская И. М. Психологическая защита у детей. —СПб.: Речь, 2001.
7.Чуракова Н.А. Предшкола нового поколения. Концептуальные основы
и
программы.-М.:Академкнига,2010.
8.Якиманская И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе.
—М.: Сентябрь, 2000.
9. http://subscribe.ru/archive/home.interior.shishi2011b/201104/27133317.html
10. http://vistavka.jimdo.com/что-такое-флористика/
11. http://coffeetrade.com.ua/showpage20/
Обязательная литература для педагога
1.Бетина, О. Б. Психология и педагогика: учеб. пособие / О. Б. Бетина. – СПб.:
Вектор, 2006. – 252 с.
2.Бандурка, А. М. Основы психологии и педагогики: учеб. пособие / А. М.
Бандурка, В. А. Тюрина, Е. И. Федоренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 250 с.
3.Бим-Бад, Б.М. Психология и педагогика: Просто о сложном: Популярные
очерки и этюды / Б.М. Бим-Бад. - М.: МПСУ, МОДЭК, 2010. - 144 c.
4.Вагин Л. А., Дорошенко Е. Ю. “Педагогические советы: актуальные проблемы
школы, современные педагогические технологии.”-Волгоград: Учитель,2007.
5.Барб-Галль Ф. Как говорить с детьми об искусстве. СПб., 2010
Литература для детей
1. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольника [Текст] / О.С. Ушакова. – М.: Издво института психотерапии, 2011. – 237с.
1.
Струнина, Е.М. Развитие речи и творчества дошкольников: игры,
упражнения, конспекты занятий [Текст] / Е.М. Струнина, О.С. Ушакова, Л.Г.
Шадрина. – М.: Сфера, 2010. -144 с.

31

2.
Афанасьева О.В. Организация работы по развитию речи детей
дошкольного возраста в Монтессори-образовании // Психология и
педагогика: метод и пробл. практ. применения. – 2011. – №21-2. – С. 37-43.; 4.
Жукова, Н.С. Букварь - Москва: Изд-во «Эксмо», 2010.
5. Струнина, Е.М. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения,
конспекты занятий [Текст] / Е.М. Струнина, О.С. Ушакова, Л.Г.
Шадрина. – М.: Сфера, 2010. -144 с.


Наверх

Добро пожаловать на сайт МБУДО ДДТ ст. Советской

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».